Безударные гласные с пропущенными буквами

Правописание безударной гласной в корне. (2-3 классы)

Карточка 1.

С п и ш и т е. Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

Подчеркните безударные гласные.

Карточка 2.

1 вариант

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

2 вариант

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

Карточка 3.

С п и ш и т е словосочетания, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочные слова.

1 вариант

С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва.

2 вариант

Ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.

Карточка 4.

1 вариант

К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ............................... ст...рожка- ....................................

в...здушный - .......................... в...сёлый - ....................................

д...лёкий - ............................ ч...совщик - ....................................

ш...стёрка - ............................ кр...кливый - ...................................

2 вариант

Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - (о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - (а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - .................................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ..................................... м...рской - (о,а) - ...............................

т...пло - (е,и) - .......................................... ж...мчужина - (и,е) - .............................

___________

Карточка 5.

К д а н н ы м словам подберите проверочные слова. Поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные.

Карточка 6.

1 вариант

С п и ш и т е предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

2 вариант

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

3 вариант

С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

4 вариант

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

5 вариант

С п и ш и т е, исправив ошибки.

Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

_________________________________________________________________ Карточка 7.

1 вариант

.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

2 вариант

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро.., но.., и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

3 вариант

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Пришли, х..л..да.

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро.., им, не страшен.

Карточка 8.

Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;- .................................

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул; - ......................................

____________

Карточка 9.

Вставить безударные гласные:

п...стух, др...зды, сн...жинка, кр...чал, м...стечко, стр...ительная, к...менистая, ст...яла, л...сная, л...сица, цв...точек, тр...пинка, гр...бник, б...р...говая, р...чной, выст...вка, б...льной, п...ньки

_____________________________________________________________________

Карточка 10.

Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.

В л...су (.............) живёт рыжая л...са (...............). Лисий дом - н...ра (....................). У н....ры (.............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.

_____________________________________________________________________

Карточка 11.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з...л...тые...сенние дни г...товились к...тлету жур...вли. П...кружились...ни над р...кой, над р...дным б...лотом. Вот п...т...нулись птицы в д...лекие страны. На в...стоке п...к...залась ранняя зорька.

Карточка 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.

_____________________________________________________________________

Карточка 13.

Вставить безударные гласные. С одним из слов составь предложение.

Г...лубка, пл...щадка, см...льчак, в...здушный, др...жать, зар...дить, в...шневый, заскр...пел, д...лекий, п...лезный, ск...листый, т...желый, р...зьба, д...ржал, д...мой, т...нул._______________________________________________________________

Карточка 14

Вставить пропущенные буквы:

М...роз, площ...дь, с...пог, т...традь, стор...ж, бер...г, леб...дь, в...р...бей, с...л...вей, за...ц, яг...да, гру...а, су..ота, свит..р, ...гаж, ж...лезо, д...рога, п...рог, б...седка, к...ртина, п...сок, р...бята, а...уратный, д...ревня, з...втр...к, се...одня

Выполнить фонетический разбор лебедь .

Карточка 15.

Вставить пропущенные буквы, составь предложение со словом дождливый .

Б...да, б....льшой, гл....зной, гр....бной, д....лёкий, дл...ннее, д...ждливый, з....лёный, зв....риный, к...лючий, кр....вой, л....сной, м....сной, м....рской, н...бесный, п...рнатые, пр....мой, п...следний, р....гатый, скр....пучий, ст....ловая, тр....скучий, т....нистый, т....жёлый, х....лодный, цв....тной, ч....рвяк.

Карточка 16.

Вставить безударные гласные

Поб...жал по д...ске, обр...нил в...л...синки, гн...здо под к...рнями, л...тят не сп...ша, з...л...тое к...льцо, б...жит б...гом, др...зды в гн...зде, на п...лянке около р...ки, к...рмил ч...рв...ками, ск...зала с...стра, прин...сла в...ды.

_____________________________________________________________________

Карточка 17.

Вставь пропущенные буквы:

в.да вр.чи м.ря

тр.ва в.лна ст.лбы

тр.па стр.на гр.чи

гр.за д.жди гл.за

дв.ры з.нты сл.ны

ств.лы к.ты р.га

п.ля н.сы сн.пы

с.ды хв.сты х.лмы

_____________________________________________________________________

Карточка 18.

Вставь пропущенные буквы:

в.ренье д.ньки л.док

к.тёнок м.чи р.ды

с.довник гр.бы стр.жи

к.рмушка л.щи цв.ты

тр.винка сл.ды б.да

ч.жи гн.здо зм.я

хл.ба з.рно зв.зда

бр.вно з.ма л.са

л.цо р.ка сп.на

_____________________________________________________________________

Карточка 19.

Вставить безударные гласные.

Т...пло не за г...рами, в...сенняя к...пель, веч...ром стр...кочут, х...лодная з...ма, ск...льзнул под к...ру, зат...пил п...чурку, приб...жал д...мой, н...л...вил кар...сей, ст...ят сн...говики, оп...дает л...ства.

_____________________________________________________________________

Карточка 20.

Вставить безударные гласные.

Т...ж...лый кам...нь, в...зились в с...ду, не ус...дишь на з...мле, м...лчит л...са, л...дяная г...ра, л...тает с...ва, гол...дно з...мой, над в...ршиной г...ры, кр...сивая д...ревня, п...лянка у руч...йка, х...лодной в...сной.

____________________________________________________________________

Карточка 21.

Вставь пропущенные буквы:

1 вариант

пов.р зап.х полн.чь

б.р.жок б.р.зда б.р.да

м.л.дняк м.л.тилка п.л.са

заб.леть б.дняжка поб.лить

под.рок изд.лека пож.лели

выпр.мил выб.жал вых.д

в.ч.реет в.л.сёнки г.в.рили

ст.б.лёк ст.р.жа ст.р.на

2 вариант

Вставь пропущенные буквы:

б.гун в.доём вр.дить

зн.чок зв.нок к.лосья

выв.ла вып.чка выгл.нет

г.л.дание г.л.ва г.л..са

х.л.да х..х..тать выг.няют

гл.деть в.зать вал.жник

пок.тить ук.лоть м.л.дняк

Вставь пропущенные буквы:

3 вариант

вып.рил выр.зать вын.сти

гр.б.шок д.р.гой з.л.неет

зас.дить ул.тят уб.жал

в.дитель веч.ром в.лнение

н.чевать нап.дение упр.сить

ц.почка дер.вце ж.леть

з.л.той к.л.сок зап.сает

ув.зить б.льница уг.щает

зад.вать д.бро попр.сила

осв.щение ум.лкать разд.вала

__________________________________________________________________

Карточка 22.

Вставь пропущенные буквы в словарные слова. Со словом герой составить предложение.

Т…варищ, ст…лица, с…бака, ..г..род, м…л…ток, ов..щи, ..днажды, ул..ца, п..суда, л..сица, п…льто, г..рой, т..трад. , п..сок, д..ревня. д..журный, з..мл...ника, уч…ник, м..тро, пш..ница, с…лют.

____________________________________________________________________

Карточка 23.

Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

Пл..ты() , гр…бной(), сп…сти(), см..шить(), скр..пить(), пол..вать(), л…тел (),з...мляной(), пт…нец (), б…лизна(), св…тлячок (), т…жёлый(), погл…дел ().

____________________________________________________________________

Карточка 25.

Вставь пропущенные буквы.

З..лёный сад, в…сёлая д..твора, быстро пот..мнело, р..чной в..кзал, проб..жал кросс, попр..сил ручку, расч…сал куклу, пож..лел друга, зат..пил печку, пок..рмил зв…рей.

Карточка 26.

1 вариант

Вставь пропущенные буквы.

В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.

2 вариант

Вставь пропущенные буквы.

В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий Зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…Тит над м..рским заливом.

_____________________________________________________________________

Карточка 27.

Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Б..бл..отека, г..ризонт, к..стёр, к..м..ндир, к..ртина, комн..та, п..беда, обл..ко, п..года, п…ртрет, ш..фёр, б..гаж, к……ектив, ч..рный, т…л..визор, пут…шествие, ра..тояние, медле…о, б…седа, в..зде, инж..нер, дв..на..цать.

Литература :

    О.Д. Ушакова «Объясняем трудную тему по русскому языку, выделяем орфограммы», 3-4 класс, издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2011 г.

    А.М. Александров Дидактический материал» 3 класс, «Просвещение», Москва, 1999 г.

    Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку. 3 класс», «Просвещение», Москва, 1998 г.

    В. Волина «Русский язык, учимся играя» ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.

5.Издательство «Учитель» электронное пособие по русскому языку «Развивающие упражнения и задания.»

6. Л.А. Ахраменкова «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором.» Русский язык (начальная школа).»Просвещение», Москва, 2001 г.

Цели и задачи:

– развивать умение слышать безударный гласный в корне слова;
– научить выстраивать алгоритм проверки безударной гласной и понимать его практическую значимость;
– формировать умение на практике применять алгоритм правописания безударных гласных;
– развивать фонематический слух и зрительное внимание;
– пополнять и активизировать словарь учащихся;
– развивать связную речь.

Оборудование: памятка-алгоритм при написании слов с безударной гласной в корне слова, сигнальные карточки на гласные звуки, мультимедийное оборудование (диапроектор, экран, компьютер).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело

Морской – море, холм – холмы, следы – след, скалы – скала, лесной – леса, полевой – поле. (Слайд №1)

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя?

2. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы продолжим работу над безударными гласными в корне слова. Запишите число и тему нашего занятия.

– Ребята, предлагаю вам послушать историю. В мире слов живут Звуки. Это Гласные и Согласные. Гласные отличались от Согласных своим пением. Они могли протяжно тянуть А, О, У, И, Е, Е, Ю, Э, Ы, Я (Логопед показывает сигнальные карточки, дети определяют звук и протяжно его произносят.)

Но дружно им жить не удавалось в мире слов. Потому что, когда Гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел Ударение, который по мгновению волшебной палочки определил свое место каждой Гласной в слове.

– Для того, чтобы не ошибиться нам в написании слов с безударной гласной в корне волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам (алгоритму).

Шаг 1. Найди в слове корень.

Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.

Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.

Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

– Волшебник Ударение приглашает нас совершить путешествие по окрестностям его замка. Там мы прогуляемся по полянке слов, попробуем себя в роли скалолазов, искупаемся в озере гласных, побываем в дремучем лесу и посмотрим на чудесный замок волшебника (Слайд № 2).

3. Путешествие по Стране безударных гласных.

1.“Полянка слов” (Слайд № 3).

Задание: определите безударную гласную в корне.

Гора, цветок, грибы, пчела, мячи, коза, сова, нора.

Подберите как можно больше проверочных слов к словам: ГОРА (горный, горка, пригорок), НОРА (норка, норы, отнорочек). Объяснение слова отнорочек.

2. “Скалолазы” (Слайд № 4)

– Сейчас мы с вами станем скалолазами. Доберемся до вершины скалы и спустимся вниз. Волшебник Ударение просит пользоваться его подсказкой: “Если буква гласная вызвала сомненье, ты ее немедленно ставь под ударенье!”

Задание: подберите проверочные слова, поставьте ударение, запишите в тетрадь слова по образцу. Слова: гр.за, кр.ты, тр.винка, л.дяная, к.лол, в.ршина, л.вил, б.льшой, т.шина, гн.здо, ст.на.

3. “Озеро гласных” (Слайд № 5).

– Ребята, хотите порыбачить в озере? Только в нашем озере плавают не рыбки, а гласные звуки и ловить мы будем их. Игра называется: “Слышу звук – записываю букву”. Я вам буду загадывать загадки, а отгадки к ним вы будете записывать в тетрадь графически, выделяя только безударную гласную из корня слова.

Образец: а, о, е (грачи, дрозды, река).

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет. (Волна)

Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда,
Но сверкаю в лопухах на опушке и в лугах. (Роса.)

Вьется веревка, на конце – головка. (Змея.)

4. “Игровая площадка” – физкультминутка (Слайд № 6).

Вы сегодня обезьянки.
По – английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И пожмем соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.

5. “Дремучий лес” (Слайд № 7).

– Ребята, мы попали в Дремучий непроходимый лес. Здесь живут слова, которые были когда-то написаны неправильно. Они живут по соседству со словами, в которых нет ошибок. Наша задача, очистить лес от слов, в которых допущены ошибки при написании гласных в корне слова. И тогда наш лес вновь станет красивым и чистым.

Задание: проверьте, исправьте ошибки, вставьте нужные буквы, придумайте словосочетания или предложения с одним из слов.

Слова: диревья, вязанка, поднибесный, пещат, грачи, змия, граза, дожди.

6. “Замок волшебника Ударения” (Слайд № 8).

– Ребята, вот мы и обошли окрестности замка волшебника Ударения. Не хотите ли вы попасть в сам замок? (Ответы детей) Тогда выполним еще одно задание, которое приведет нас к замку. Задание: спишите текст, вставьте в слова пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.

Тр…пинка в…дет к замку. На д…ревьях среди з…леной л…ствы пос…лилась Чудо-птица. Она прин…сла ч…рвячков для своих пт…нцов в гн…здо.

– Проверьте, правильно ли вы написали (Слайд № 9).

– Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Мы попали в замок волшебника Ударения. Вы отлично справились со всеми заданиями и приобрели новые знания. Волшебник очень доволен вами!

4. Итог занятия.

– Где проходило наше занятие?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

– Какой алгоритм мы сегодня вывели?

– Прочитайте на экране, какую оценку вам поставил волшебник за занятие (Слайд № 10).

Список используемой литературы:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
  2. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1985.

Задание № 1

Прочитай предложения.

Р…бята д…лжны любить ж…вотных. Для птиц з…мой нужно делать к…рмушки.

Разноцветными …гнями оз…ро бл…стит. Ч…стота здоровье сохраняет. Этот платок в…зала бабушка.

Выпиши безударные гласные, которые нужно вставить (е, о, и, и, о, о, е, и, я).

Взаимопроверка проходит в парах в целом классе или три-четыре пары учащихся выписывают гласные на большие листы бумаги (их – на доску) для дальнейшей коллективной работы класса.

Задание № 2

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

Шалость – … (глагол) (что делал?)

2 уровень.

Корм – … (глагол)

Ночь – … (имя прилагательное)

Скрип – … (глагол)

След – … (глагол)

Косит – … (имя существительное)

Горы – … (имя прилагательное)

Шалость – … (глагол)

3 уровень.

Корм – …

Ночь – …

Скрип –…

След – …

Косит – …

Горы – …

Шалость – …

Задание № 3

Замени одним словом.

Холодное время года – …

Капельки влаги на траве – …

Ночная птица – …

Домик крота –…

Мальчик, который учится в школе – …

Задание № 4

Из левого столбика выпиши проверочные слова и припиши к ним слова из правого столбика, вставляя пропущенные гласные.

Заледенел лёд л…дяной

Говорил, говор разг…вор

Совиный, совушка с…вёнок

Старенький, старик ст…рушка

Стой, стоять пост…ять

Тянучка, тянет т…нуть

Задание № 5

Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить. На дом можно дать детям задание самим найти загадки со словами с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Например.

Шёл я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ковёр цветастый на лугу –

Налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный … (Тюльпан)

Вместе с тучей золотистой

Заливается горнист. (Петух)

К нам пришёл весёлый дед

С пышной бородою.

Всю округу он одел

Снежною кошмою. (Дед Мороз)

Найдите все (проверяемые и непроверяемые) безударные гласные в следующих текстах:

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Тихохонько шумят;

Пригреты тёплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса.

(Н. Некрасов.)

Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит.

(Е. Авдеенко.)

Лишь пёстрая осень

Ушла со двора,

Как новая гостья

Явилась с утра.

Покрасила белым

Дома и окошки,

Засыпала пухом

Кусты и дорожки.

Луга замела

И укрыла поля,

И сразу просторнее

Стала земля.

(Г. Ходырев.)

Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

(А. Фет.)

Задание № 1

Игра «Маячок».

В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.

Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.

Цель: обратить внимание детей на несоответствие написания слов с их произношением.

Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).

К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, путем изменения формы слова.

Задание № 2

Подберите родственные слова с заданными корнями:

ласк игр зим

Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое.

Задание № 3

Работа с перфокартами. (Перфокарты – чистые: в виде прямоугольника с окошками по 3 в строчку и по 3 в столбик).

Учитель диктует слова на слух.

Следить, больной, таскать, ночное, хлеба, весенний, страна, ядовитый, ловил.

Учащиеся вписывают безударные гласные в окошечки таблицы.

Затем: а) сверяют с записью на доске (самопроверка, взаимопроверка),

б) проверка учителем.

Задание № 4

Прочитайте « Мирную считалочку» М. Карема.

Солнце, воздух и вода,

Горы, реки, города.

Труд, веселье, сладкий сон.

А война пусть выйдет вон!

Назовите слова с безударными гласными. Какие слова можно проверить словами ГОРЫ, РЕКИ?

Задание № 5

Упражнения с «конфликтными» словами:

а) Нуждаются ли в проверке гласные в словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?

б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.

Коза, носик, глаза, язык, площадь.

в) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.

Задание № 6

Игра «Скалолазы». Кто быстрее доберется до вершины?

Задание № 7

«Кто больше?». Запиши как можно больше проверочных слов: ЗИМА, ГОРА, НОРА.

Задание № 8

Прочитайте пары слов: ЛЕСА-ЛЕС, СЛЕД-СЛЕДЫ, ГРИБЫ-ГРИБ, СНЕГА-СНЕЖОК, ЛИСТ-ЛИСТЫ.

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему?

Какая пара лишняя?

Запишите, ставя на первое место проверочное, а на второе – проверяемое.

Задание № 9

Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды слов, подчеркивая безударные гласные.

1. Т.желый, пр.мой, в.селый, гл.дит;

2. М.рской, с.довый, сп.ртивный, х.лодный.

Задание № 10

Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ. Обоснуйте свой выбор. Объясните, почему не подходят остальные ответы?

Взгл.нуть

Задание № 11

Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.

Качает ветвями косматыми седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

Задание № 12

Прочитайте словосочетание, постарайтесь их запомнить (через одну-две минуты предъявленные вторые слова словосочетаний стираются). Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть каждого словосочетания; подберите проверочные слова.

Лист кл.. новый напиток м.. довый

Дорога ч.рнеет лицо р..бое

Задание № 13.

Прочитайте.

Сп..шит, зал..вает, к..лючий, в..твистый;

В..ликан, п..левой, г.ристый, гр..зовая;

Уг..сает, выгл..дит, бр..тишка, гр..знуля.

Определите, какой части речи нет в первой и второй цепочках.

Дополните каждую из них необходимыми словами из третьей цепочки.

Составленные цепочки слов напишите, вставляя пропущенные буквы.

Задание № 1

Использование опорных таблиц.

На таблице ученик видит необходимое для ответа слово, учится давать с опорой на неё точные смысловые ответы.

Последующие упражнения проводятся на группах слов. Записано шесть групп слов с безударной гласной в корне, требующих для проверки корня образования однокоренных слов разными способами либо формы того же слова. Лицевую сторону таблицы дети прочитывают перед словарной работой как напоминание.

Один – много

Много – один

Что делал? – Что

Что делает? –

Что сделал?

Сосна – сосны

Столбы – столб

Кормил – кормит

Встаёт – встал

Раздевает

Пришивает

Помогает

Поливает

Подметает

Подобрать проверочные слова:

Красивый, золотой, ходили, сажали, тропа, зерно, гнездо, спасает, украшает, сосна, охраняет, столбы, снопы, водянистый, поля, косилка, дожди, запах, говорили, зонты, цветы, пастух, волы, бобы.

Грозовая, листы, молотилка, гроза, голодание, стрела, накатался, плита, доска, кора, пастух, поглядел, полевой, посмотрел, солить, отцветает, зелёный, сосна, легла, посинел, обещают, начинается, сливались.

Замерзали, поспешили, оставалась, показали, весёлый, дома, окно, подхватил, потянул, ночной, заслонила, весной, завивается, небесный, пестреет, тенистый, очищает, загляделся, удивляться, перенесла, возить, обнесли, починить.

Победил, бродил, ходил, звезда, сова, коза, овца, ловил, схватил, приносил, посадил, накосил, осмотрел, тяжёлые, провалился, покатался, вытащили, потяжелели, проносились, загляделся, запах, долина.

Перо, голова, стекло, стена, оживил, блестели, весело, дождевой, ветерок, коса, отдохнул, зацепился, выклевали, заболела, приласкал, спешил, поседел, далеко, вплотную, косой, спортивные, зелёная, улетел.

Катает, качает, копает, гребёт, одевает, мячи, болты, дворовый, хоры, поля, плетёт, подметает, лежит, лизал, ловил, таскал, семья, лицо, сосна, кора, деревья, висит, поседел, посидел, долина, скотина, пастух.

Задание № 2

Дифференцированный подход к обучению при закреплении (вариантно-групповая форма работы).

1 вариант

Вставь пропущенную безударную гласную, подчеркни проверочное слово:

гряды – гр.да скалы – ск.ла

цены – ц.на вёсны – в.сна

след – сл.ды травы – тр. ва

2 вариант

Вставь пропущенную безударную гласную, предварительно подобрав проверочное слово:

...– м.ста... – стр.на

... – з.мля... – л.са

... – с.ва... – п.ля

3 вариант

Спиши предложение, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить:

Л.са хв.стом зам.ла сл.ды и уб.жала от с.бак.

4 вариант

Найдите слово с безударной гласной в корне слова, припиши проверочное: После дождя пахнет в лесу грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички.

Знакомлю весь класс с вариантами самостоятельной работы. Ученики обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Путь, избранный учеником, не только характеризует его возможности, но и заставляет ребёнка пережить чувство удовлетворённости от того, что он выполнил работу, по содержанию равнозначную работе своих товарищей.

Задание № 4

Работа в парах сменного состава.

Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа проводится так:

Первый ученик из пары читает текст по предложениям (слова), другой пишет (дети диктуют текст друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

Второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

Затем каждый берёт тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет списанный диктант.

После этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют вместе сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика.

1. Ст.лы, м.сты, к.ты, сл.ны, м.ря, б.лъной.

2. З.рно, гн.здо, п.ро, в.дро, в.сло, р.ка, с.стра.

3. З.мля, пч.ла, в. сна, л. сник, стр. на, з.ма.

4. Ск.ла, ст.на, г.ра, тр.ва.

5. Д.тей, р.ды, цв.ток. кр.ты.

6. П.лы. н.сёт, вр.ча, х.лмы, с.сновый, п.лями.

7. К.рмитъ, б.льшой, ст.ят, х.лодный.

8. Ч.сы, сл.ва, ст.на, в.лы, д.ма, з.ма.

9. Ск.тина, ст.ит, к.вёр, х.лмы, л.дяная.

10. Гр.бы, с.ло, с.ды, в. сна, дв.ре, в л. су.

11. Л.дяная, стр.на, гн.здо, в.сло, в.дро, п.ро.

12. Гр.чи, гр.бы, цв.ток, з.ма, тр.винка, р.ды.

13. Ш.ловливый, д.тей, н.сти, см.шной, ст.лы.

14. К.тёнок, в.дичка, см.ла, х.дить, т.лпа.

15. Д. ска, ст. да, гр.чи, гр.за, п.ля, н.жи.

16. Древо, пч.ла, с.стра, к.са, п.га, хитрая л. са.

17. Сл.ны, м.ря, б.лъной, ст.ит, с.ва, кр.ты.

18. Дв.ры, м.сты, д.ма, к.ты, к.за, .вца. з.ме.

19. Гр.да, хл.ба, д.жди, с.ва, к.за, .вца. р.са.

20. Ст.лы, м.сты, к.ты, сл.ны, м ря, б.льшой.

1. Д.ждливый, св.стетъ, ст.лъной, пл.сатъ, зв.иок, пл.довитый, скр.петъ, с.деть на стуле.

2. Пч.ла, с.стра, р.ка, б.льшая, посп.ватъ, ств.лы, т.чёт, л.жат.

3. Гр.бешок, т.шина, гр.бы, стропа, гродской, м.лодой, п.сателъ, ст.ял.

4. К.са, к.лосья, з.рно, гн.здо, в.сло, в.дро, про д.ревья.

5. Д.лёкий, н.чная, т.желая, ч.рвивое, сл.ды, ст.пной, г.лоса, гр.бешок.

6. Поб.жала, обл.тел, созр.вает, тр.пинка, прив.ла, ст.ит, п.щат.

7. В.сною, л.тит, пос.дила, сп.шитъ в школу, зап.ватъ песню, пол.скатъ бельё, б р.да, в.селилась.

Задание № 8

Перфокарты.

Перфокарты могут быть разделены на три уровня.

При выполнении заданий 1-го уровня ученик повторяет уже известную орфограмму.

Задание. Подчеркни безударную гласную в корне слова.

Ослепительный, пенёк, смешок, сладковатая, проследить, словечко, синева, присмотрела, снежинка, слабоватое, пересказать, принести, листок, рогалик.

2-й уровень предполагает выполнение заданий на отработку учебного материала, заставляющего отвечать (устно или письменно) на вопрос «Почему?».

Задание. Вставь безударную гласную в корне, найди проверочное слово. Д.карь – дикий, одичать, пож.летъ – жалко, жалею, ед.ничка – единица, единый, зв.рёк – звери, звериная, зн.ток – знатоки, познать, гл.зеть – глазок, сглазить.

3-й уровень – творческий, так как на этом этапе собраны задания: «Проверь. Исправь. Придумай»

Задание. Проверь, исправь ошибки, вставь нужные буквы, придумай предложение или словосочетание с одним из слов.

Пальто, питух, п.нал, выганять, вязанка, диревья, мефический, пч.ла, навичок, овечий, г.ворить, поднибесный, т.жёлый.

Задание № 1

К данным словам припиши противоположные по значению слова с безударными гласными в корне.

Дешевый – ...; удлинить – ...; сытый – ...; заболеть – ...; старый – ...; печалиться – ...; горячий – ...; молчать – ... .

Задание № 2

Спиши. Подчеркни безударную гласную в корне, проверяемую ударением.

Тишина. Вдруг среди стволов деревьев поднялась метель. Это на дорогу выбежали пятнистые олени. Они огляделись по сторонам и пошли к кормушкам.

Люди всю зиму помогают лесным жителям. У лесных столовых всегда много гостей.

Задание № 3

Прочитай шарады. Запиши слова-отгадки с проверочными словами.

(спешите – спишите)

(запевал – запивал)

С «Е» торопят, если знают, что недолго уж до срока. С «И» – учительница часто говорит в конце урока.

С буквой «Е» ты делал в хоре и таланта не таи. Принял горькое лекарство, делай быстро с буквой «И».

Задание № 4

Спиши. Рядом припиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Говорить дерзости –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести посадку –

Задание № 5

Выпиши слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подбери и напиши проверочное слово.

Подсказка – должно быть 12 слов.

В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели.

Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Задание № 1

Над словами с непроверяемыми написаниями во 2-4 классах я решила работать блоками. Все слова взяла из программы начальных классов.

Например:

Птицы, животные, Люди Страна Наречия

соловей девочка Россия хорошо

воробей мальчик Родина быстро

медведица учитель Москва весело

лисица ученик Новосибирск скоро

петух учительница город спасибо

собака дежурный деревня завтра

сорока ребята столица вчера

корова народ вокруг

заяц товарищ сейчас

медведь агроном теперь

животное директор потом

Всего блоков 17. После знакомства с любым блоком (который записан в ученическом словарике на строго определённой странице) учащимся предоставляется широкая возможность для закрепления правописания данных слов. Обязательно: орфографическое проговаривание (с чёткой артикуляцией), орфоэпическое проговаривание – хором, группами, индивидуально. А также подбор родственных слов, составление словосочетаний, предложений… Очень удобно задавать на дом повторять слова на определённых страницах, с которыми планируется дальнейшая работа на следующем уроке. Дети любят игру «Отгадай слово». Уровень сложности нарастает постепенно. Сначала загадывает учитель, потом – дети. Например, возьмём блок «Страна»:

– Найдите слово, в котором: 3 слога, второй слог – ударный, последний согласный звук всегда твёрдый (столица);

– Найдите слова, в которых: первый согласный звук всегда звонкий, а среди них – слово, в котором два звука обозначены одной буквой (Россия, Родина, Москва, Новосибирск) и т.п.

Задание № 2

Со 2 класса ведём «Тетрадь однокоренных слов». На первой странице ручкой с зелёной пастой запись: «Корни в однокоренных словах пишутся одинаково». И чем старше становятся дети, тем более сложные берём слова. Первыми в группе однокоренных слов записаны проверочные слова. Корни слов во всей группе выделены зелёной пастой.

Например:

Море, заморский, морской, моряк, морячка, мореход.

Двор, дворник, дворик, дворняжка, дворовый.

Крик, крикнуть, закричали, крикливый, крикун.

Лётчик, полёт, слёт, взлёт, перелётные, полетать, летательный.

Сказка, сказочка, рассказ, подсказка, рассказчик, сказочный, сказать, пересказать.

Мир, мирный, мирить, помирить, усмирить, примирение, перемирие.

Ясный, ясность, ясно, объяснить, разъяснить, пояснение, пояснительный.

Задание № 4

К данным прилагательным подберите однокоренные существительные первого склонения.

Тихий –

Чистый –

Добрый –

Жаркий –

Пёстрый –

Зимний –

Светлый –

Задание № 5

Сначала пословицы предлагает учитель. Объяснить их смысл и найти глаголы с безударным гласным в корне, требующим проверки. Потом дети получают задание для домашней работы: самостоятельно найти пословицы с безударными гласными в корне глаголов.

Свет победит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие.

Не спеши языком, а торопись делом.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Курить – здоровью вредить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Карточка №1.

В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

_

Карточка№2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. з а б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

е и я а о

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3 Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву .

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

_______________________________________________________________________________________________ Карточка №4 Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

, … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной .

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5 Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. о сл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец . Кормит – к о рмил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

_______________________________________________________________________________________________ Карточка №6 Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё .

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.