Как много нам ошибок трудных. Сочинение на тему опыт сын ошибок трудных

Викулова Наталья Александровна

Преподаватель физики и математики

БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»

г. Череповца, Вологодской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике

Турнир знатоков и любителей физики

«И опыт сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг….»

Цель: создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся в ходе игры; выработать навык: применять знания, полученные в процессе обучения физике к решению логических и нестандартных задач.

Задачи, реализуемые при проведении игры:

способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, их логического и математического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать;

формирование кооперативной компетенции - чувства коллективизма, работать в команде, эффективно общаться с однокурсниками, нести ответственность за результаты своей работы, активной позиции обучающихся;

воспитание отношения к физике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития физики;

расширение знаний обучающихся, развитие познавательного интереса к изучению физики;

формирование представления о возможности различных подходов при выполнения задания;

воспитание сообразительности, находчивости;

вызвать интерес к здоровому соперничеству;

показать связь физики и математики с реальной действительностью.

Предварительная подготовка:

Создание трех команд из трех групп первого курса.

Выбор капитана команды.

Придумать название команды.

Каждая команда готовит эмблемы для своих членов.

Каждая команда готовит презентацию своей команды

Деятельность обучающихся: поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, участие в коллективном обсуждении решения задач, решение задач, выступление, эффективное общение с однокурсниками.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер.

Программное обеспечение : компьютерная презентация.

Время: 45-50 мин.

Комментарий: Технология игры в форме презентации. Группа заранее разбита на три команды, каждая из которых (под контролем преподавателя) готовит отличительные значки для своих членов - значки, бейджики и так далее. В командах заранее выбираются капитаны. Судить игру может сам ведущий (преподаватель) или специально приглашенное независимое жюри.

Ход игры:

Вступительное слово преподавателя:

Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы собрались для того, чтобы принять участие в турнире знатоков и любителей физики (слайд №1).

В турнире принимают участие 3 команды. Давайте поприветствуем их (приветствие команд).

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Девиз игры: «Хочу все знать!»

Устанешь от науки мудрой -

Все объяснить сумеет вдруг

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Итак, начинаем нашу игру.

Правила игры: за правильный ответ дается одна «идея». У команды есть небольшое время на раздумье, после истечении которого ответ зачитывается как неверный, даже если прозвучал верный вариант. Выигрывает та команда, которая больше всего наберет «идей».

ПЕРВЫЙ КОНКУРС: «ФИЗИКИ ШУТЯТ» (слайд №2)

Задания:

1. Что мешает обучающемуся БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж», пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и в рассыпную исчезнуть из вида? (слайд №3)

2.Девушка Оля, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе прическу. Она долго перед зеркалом расчесывала свои волосы, пластмассовой расческой. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с ее волосами? (слайд №4)

3. В каких обучающихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (слайд №5)

ВТОРОЙ КОНКУРС:

«ПАРАДОКСОВ ДРУГ, ИЛИ КАРУСЕЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЙ» (слайд №6)

Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.

Вещи, которые нам так привычны,

Были когда-то совсем необычны.

Нужен был чей-то ум гениальный,

Чтобы мог мыслить парадоксально.

Гений, известно, друг парадоксов,

Тот, для кого невозможное - просто.

1. Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону,

И царю узнать охота-

Честно ль сделана работа.

Вот корона, Архимед,

Золотая или нет?

И задумался ученый-

Как узнать состав короны?

И однажды, в ванне моясь,

Опустился он по пояс.

На пол вылилась вода,

Догадался он тогда…

Вопрос: О чем догадался Архимед? (слайд №7)

2. Он вместо лягушек

Взял меди и цинка,

В соленой воде

Ток пошел по пластинкам,

Недаром у Вольты

Профессора звание,

Было в болоте в тот год ликованье

Вопрос: Что в 1799 г. создал А.Вольта? (слайд №8)

3. Ампер в лаборатории
увидел провода.
Зачем они? Откуда?
Кто их принес сюда?
Потом включил рубильник
И тут же вскрикнул -Ах!

Заметил притяженье,
Движенье в проводах!

Вопрос: Какое действие электрического тока было установлено Ампером? (слайд №9)

ТРЕТИЙ КОНКУРС:

«НЕ ЗНАЯ ПАСКАЛЯ, АМПЕРА И ОМА - В ИГРЫ НЕ СУЙСЯ, СИДИ ЛУЧШЕ ДОМА!» (слайд №10)

Ваша задача такова:

Все без исключения

Объяснить явления.

1. Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? Вот то-то!

Тогда почему же

Огромнейший лось

Так просто бежит по болоту?

Вопрос: Почему лось не проваливается? (слайд №11)

2. Деду банки прописали,

А инструкцию не дали.

Ох, намучились немало-

Деда в банку засосало!

Вопрос: На чем основан принцип действия медицинских банок? (слайд №12)

3. Полет этот, кажется

Нынче кошмаром.

Огонь разводили

Буквально под шаром.

Шар наполнялся

Не воздухом-дымом,

Небо с тех пор

Не зовут нелюдимым.

Вопрос: Почему воздушный шар наполняли дымом? (слайд №13)

Четвертый конкурс: «Гимнастика ума»

(слайд №14-15)

Перед вами игровое поле (слайд №15). Оно состоит из 15 клеток. За каждой клеткой скрывается задание.

Внимание! Правила игры: первая команда выбирает клетку. Открывается задание, над которым думают все команды. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит той команде, которая знает ответ на вопрос. И команда имеет право на выбор следующей клетки. И так далее до тех пор, пока не будут сыграны все клетки.

"И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг..." Турнир знатоков и любителей математики (3 класс).

Цели:

Плакаты с изречениями о математике:

1) Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. ()

2) Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. ()

3) Как бы машина хорошо не работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. (А Эйнштейн.)

4) Полет - это математика ()

5) В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии ()

Ход турнира :

Орешек знаний тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Девиз игры: “Хочу все знать!”

Устанешь от науки мудрой-

Все объяснить сумеет вдруг

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Вед. Ребята, сегодня мы собрались, чтобы немного поразвлечься и побольше узнать интересного и занимательного о такой серьёзной, а для некоторых и очень скучной науки – математике.

Для начала разомнёмся! Готовы?

Игра “Математическое ли это слово?” (если “да”, то хлопаем в ладоши, если “нет”, топаем ногами): треугольник, ишак, уравнение, дециметр, катет, периметр, формуляр, угол, интрига, цифра, резус.

Звучат фанфары, входят глашатаи

Гл.1 . – Внимание! Внимание!

Гл.2. – Слушайте и не говорите, что вы не слышали!

Гл.1. – Царица математики повелевает найти самых талантливых, умных и внимательных, а также находчивых и не лишённых чувства юмора.

Гл.2 – И объявляет математический турнир!

Гл.1 . – Победителя ждёт всеобщее признание, царское званиелучший математик” и пожизненное обеспечение всеми математическими богатствами!

Гл.2. – Если же кто-то попытается помешать в выборе самых, самых или осмелится скрыть свой талант, тот будет жестоко наказан! В муках творчества и решении головоломок проведет все оставшиеся дни свои!

Гл.1 . – Такова воля царицы математики!

Вед. Сегодня мы разделились с вами на 4 команды. Каждая команда имеет своё название. Послушаем каждую команду.

№ 1

Вот команда “Треугольник”.

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

№ 2

Про команду номер два

Разошлась уже молва,

Называется “Квадрат”

Им любой ученый рад!

№ 3

У команды третьей здесь

Всех достоинств и не счесть

Номер три зовется “Кругом” -

Стойкие и друг за друга!

№ 4

"Эврика" - "Решение сложной задачи найти,

Чтобы не было препятствий в пути"

I . Этап – Разминка.

Вед. Читаем вопрос на слайде, обсуждаем его в группе, пишем на листке ответ и по сигналу учителя показываем ответ.

1. Горело 5 свечей, две потушили. Сколько свечей осталось? (2).

2. В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (Второе слагаемое равно 0).

3. Сколько квадратов на рисунке. (14)

Сценка 1. (звучит музыка “Сиртаки”)

Два ученика и древнегреческий учёный.

1-й ученик: Кто это?

2-й ученик: Великий учёный, который умер 2000 лет назад.

Учёный: Ошибаетесь, я не умер. Вы, наверное, имели в виду тот печальный случай, когда презренный римский воин пронзил меня копьём, Он тоже думал, что я умер. К сожалению, он только помешал мне решить одну задачу, которую я вычертил тогда на песке. Я предупредил его: “ Не трогай моих фигур”. Но он был глух к науке. Знаете ли вы имя этого мерзкого воина?

1-й ученик: Понятия не имею.

2-й ученик: Зато законы ваши хорошо знают люди, я знаю один, который назван вашим именем.

Учёный: Рад слышать.

Вед. – Этот учёный научился называть огромные числа, только вот обозначать их не умел, не хватало самой малости … нуля, их догадались писать приблизительно на 500 лет позже. Совсем в другом месте, предположительно в Индии.

Вопрос: О каком учёном - математике, создателе мощных катапульт, основателе гидростатики, гигантских кранов идёт речь?

Варианты ответа: 1. Гаусс, 2. Архимед, 3. Ломоносов, 4. Пифагор.

II .Этап - Танграм

Вед. Что такое танграмм? (Игрушка – головоломка. Танграм, переводится как

«семь дощечек мастерства».)

Что мы знаем об этой игрушке головоломке? (Она возникла 4 тысячи лет назад. Это было очень давно. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую игру...

Об увлекательности этой игры говорит то, что французский император Наполеон, который после военного поражения был сослан на остров Святой Елены, часами занимался там складыванием фигур танграма.)

Вспомните правила этой игры.

(Сущность игры состоит в том, чтобы сложить из этих 7 фигур на плоскости узнаваемые силуэты (например, человека или животного) по образцу или замыслу игрока. При решении головоломки требуется соблюдать два правила: первое - необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе - фигуры не должны перекрываться друг другом. Взяв на вооружение математическую науку – комбинаторику, было получено более 5000 возможных вариантов сложенных фигурок.)

Сценка 2. “ В школе.

(Скамья, доска, ведро с розгами и разновозрастные ученики).

Ученики: Здравствуйте, господин учитель!

Учитель: Здравствуйте, прочтем молитву и начнем занятия. Сегодня я расскажу старшим ученикам о решении задач с помощью уравнений. В это время младшие ученики должны выполнить 99 сложений – найти сумму всех целых чисел от 1 до 100:

1+2+3+4+5+…+98+99+100.

Приступайте. Задача. Два лица имеют равные… Что такое?

Ученик: Готово, господин учитель.

Учитель: Что такое?

Ученик: Я вычислил сумму, господин учитель:5050.

Учитель: Ты, хвастунишка, не мог, за такое короткое время выполнить 99 сложений! Откуда ты узнал ответ? (Берётся за розгу).

Ученик: Я всё объясню, господин учитель. Чисел от 1 до 100 ровно 100. Если сложить 1 и 100, будет 101; 2 и 99 – тоже 101, 3 и 98 – тоже 101 и т. д. Таких сумм 50. Следовательно, 101 х 50 = 5050.

Вопрос.

Вед. Математические вычисления заменяли этому ребёнку обычные детские игры. Он делил 1 на все подряд простые числа и заметил, что десятичные знаки рано или поздно начинают повторяться. Как звали это юное дарование? Впоследствии его назвали “королём математики”. Выберите правильный вариант ответа:

1. К. Гаусс. 2. Ф. Виет. 3. . 4. Б. Паскаль.

Ответ: Немецкий учёный рано проявил свои математические способности. В 19 лет он решил задачу о построении правильного семиугольника и девятиугольника, над которой учёные бились 2000 лет. Он доказал один из основных законов теории чисел, основные теоремы алгебры, внес большой вклад в астрономию .

III . Этап - Задачи

1. В кувшин, банку и миску Матроскин налил молоко, сметану и простоквашу. Шарик захотел молока и спросил, как его найти. Матроскин ответил: «В кувшине не сметана, а в миске не сметана и не молоко». Куда же Матроскин налил молоко?

Это решение можно оформить с помощью таблицы.

Простокваша

IV . Этап - Игры и фокусы.

1. Возьмите лист бумаги и ножницы. В этой маленькой бумаге надо сделать такое отверстие, чтобы через него можно было пролезть взрослому человеку. Как это сделать?

(Надо сложить лист пополам, делать надрезы. 1. Начиная с краю со стороны загиба, не доходя до конца. 2. Продолжаем в шахматном порядке, каждый раз не доводя до конца. 3. Последний надрез должен быть со стороны загиба, с другого края. 4. Затем прорезать линию сгиба, оставляя края.)

2. Два стакана стоят недалеко друг от друга. Накрываем их листком бумаги. Теперь на эту бумагу надо сверху поставить еще один стакан. Можно ли сделать так, чтобы он удержался на бумаге между двумя стаканами, не соприкасаясь со стаканами? Если да, то как это сделать? (Бумажный лист должен быть гофрированным)

V . Этап - Конкурс “ Кто больше знает пословиц‚поговорок‚ загадок‚ в которых встречаются числа?”

Например:

Воюй не числом‚ а умением?

Два конца, два кольца, посередине гвоздик;

Под одной шляпкой четыре братца сидят;

Сто одежек, все без застежек;

Семьсот ворот, да один выход;

Бог троицу любит;

Один в поле не воин;

Беда никогда не приходит одна;

Ум хорошо, а два лучше;

Двум смертям не бывать, а одной не миновать;

За одного битого двух не битых дают;

Старый друг лучше новых двух;

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь;

Семеро одного не ждут;

Семь бед, один ответ;

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Ведущий:

Вот закончилась игра.

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Ведущий. Вот и закончился наш турнир, но мы надеемся, что девиз нашей игры станет девизом вашей жизни “Хочу все знать!”

06:21 pm : Опыт - сын ошибок трудных...
Задумайтесь о том, какую роль играет опыт в нашей жизни - и не только в нашей... Можно ли научиться не делать "ошибок трудных", опираясь на чужой опыт? Или только на свой?
Или на общий опыт человечества? Но как он выражается, где его искать?
Мне казалось - если научить детей, юношей читать ОСМЫСЛЕННО, развить их вкус и интеллект - они смогут хоть отчасти почерпнуть недостающий им жизненный опыт в произведениях великих писателей и поэтов, и это будет знание высокой пробы! И более того - это будет как компас, указывающий путь...
Но увы - этот метод (как и многие другие!) действует очень избирательно.

Недавно была телепередача о преподавании истории - кажется, в "Культурной революции."
Смотреть отрадно: умные лица, живые глаза, интеллект блещет, эрудиция, страстность... НО - ни к чему не пришли.
Невозможно создать курс истории - годный для всех и вся. Ибо оценки исторических явлений зависят от сегодняшней ситуации. От страны, в которой создается этот курс. От политической и экономической и философской ориентации его авторов. И то, что вчера было правдой - сегодня - ложь. И наоборот. Да что там, мы это уже проходили...
И все-таки- историю надо знать.Даже если история -это политика, обращенная в прошлое.
Я попробовала поискать в поэзии - как используется это слово - ОПЫТ - дает ли оно что-то реальное... Афористичность поэтического слова, а порою и эмоциональность, наверно что-то дают,пробуждают мысль..
. (Это не исследование - вспоминала то, что было на слуху...)

Времена не выбирают,в них живут и умирают.

Время - это испытанье.
Не завидуй никому,

Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.
Александр Кушнер.(Отрывок)

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И ОПЫТ, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

Александр Пушкин.

Я скажу это начерно, шопотом,
Потому что еще не пора:
Достигается потом и опытом
Безотчетного неба игра.

И под временным небом чистилища
Забываем мы часто о том,
Что счастливое небохранилище -
Раздвижной и прижизненный дом.

Осип Мандельштам.

И самое печальное - женские, эмоциональные и конкретные строчки...

Вместо мудрости - опытность. Пресное,
Неутоляющее питье.
А юность была - как молитва воскресная.
Мне ли забыть ее?

Стала забывчивей всех забывчивых.
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда...

Анна Ахматова.

Comments

Дорогая Ликуша! Согласна,что коллективный опыт,особенно выраженный словами классиков, даёт нам какой-то правильный вектор в жизни.Но, мне кажется,и Вы тоже об этом пишете, что каждый из нас всё-равно полагается лишь на собственный опыт и учится (правда,увы, не всегда)на собственных ошибках.))

Увы, это так. Но беда, что и на собственных не всегда учатся.И наступают всю дорогу на одни и те же грабли, далеко мне ходить за примером не надо... Но сделать уже ничего невозможно. Сам с усам!
Вы стали редко отзываться. У вас все в порядке, Эвушка? Хотелось бы, чтобы Вам было хорошо.Кстати, мой братец в Ашкелоне сегодня встретил свою сестру - она прилетела из Питера в гости. Послезавтра они приедут ко мне...

Спасибо, за доброе отношение и пожелания!))).
И вам того же желаю.
К сожалению, у меня не всё в порядке.Поэтому я последнее время мало бываю в ЖЖ,а если бываю,то читаю мельком ленту и редко откликаюсь.
Радости Вам желаю!))

Здравствуйте, Ликуша! Что-то редко Вы появляетесь в ЖЖ. Заняты?
Для меня слово "опыт" всегда звучало как однокоренное со словом "пытка". Почему-то когда говорят об опыте, всегда подразумевают опыт неудачный, грустный и тяжелый, связанный с ошибками и расплатой за них.
А для радости, удачи и любви нахлдят какие-то другие слова. Даже сочетание "любовный, жизненный опыт" звучит как-то...безнадежно. :)))

Кэт, рада Вас услышать. Очень тонкое замечание.Потому что опыт связан с прошедшим, часто с преклонным возрастом. Кроме того, с продолжительностью какой-то деятельности.И в этом случае его употребляют как нечто положительное, хотя это часто совсем не так. Во всяком случае опытный учитель - далеко не всегда хороший учитель, то же и в других областях. Человек, попавший не на свое место и десятилетиями тянущий лямку -то ли не понял сам, то ли сил не было изменить свою жизнь - наверно, находит грустное удовлетворение в том, что его хвалят за опыт, за стаж - может быть просто потому, что больше похвалить не за что...И даже насчет любовного опыта - " Только утро любви хорошо!."
Но не всегда опыт связан с неудачей. А вот с тяжестью - всегда." Сын ошибок трудных" - лучше не скажешь.Жизнь - тяжелая штука, добиться желаемого почти всегда нелегко - чем бы ни было это желаемое.Но если после 18 попыток добиваешься - это ведь радость, ради этого стоило трудиться! Это - зарабатывается. А удача - сваливается на голову- как выигрыш в лотерее... Но в целом я согласна - слово суровое, хотя с пыткой у меня как-то не связывалось...Это находка - увидеть общий корень!... Но есть еще один нюанс: опыт помогающий. Второй раз легче, в третий еще легче... И вообще как бы приходило мастерство, если бы не опыт? (разумеется, если ты не гений?..) Не пропадайте, Кэт. У меня был творческий застой. Надеюсь, я воспряну еще духом. (Опыт поможет? Опыт - возрождаться из пепла?)

Ликуша, разумеется, Вы правы - опыт помогает и накопить знания и мастерство, и даже способствует какому-то самоуважению. Но иногда и лишает свежести воспрития, новизны. Не зря сказано "Во многом знании многие печали". По-моему, это не столько о знании, сколько обопыте. Будьте здоровы и благополучны:)

Это так. Об этом и писала Ахматова - "Вместо мудрости - опытность, пресное, неутоляющее (!) питье"...
Как сказано - неутоляющее.
И у нее же:
"Нам свежесть чувств и мыслей простоту
терять не то ль, что живопицу - зренье,
Или актеру - голос и движенье,
А женщине прекрасной - красоту..."

Лучше Ахматовой не скажешь! :)

Ликуша, я думаю, что чужой опыт может усваивать человек, имеющий уже свой собственный опыт, набивший своих собственных шишек. Наши усилия передать свой опыт или опыт поколений увенчаются успехом только через много лет, когда человек будет готов.Один юноша недавно мне сказал:" России сейчас нужна "твердая рука".
Юноша образованный,тонкий, умный, прекрасно знающий историю. Вывод: история учит по разному людей с опытом и людей без.
P.S Какой Кушнер хороший поэт.

Я написала Вам много - но куда-то пропало... Может, еще найдется? Смысл - е так переменилось, что не узнаю.... Может быть, это сад, который мы закладывали с моими ребятами много-много лет назад... А здание школы трудно идентифицировать. Они же в архитектурном отошении все почти одинаковы... Шесть лет назад я заблудилась, идя в школу
534-ую, на Тореза - шла от Энгельса, и так все заросло, пейзаж совсем другой. Шла я навечервстречи.... И только хотела обратиться к женщине, которая шла за мной, как она кинулась ко мне с обЪятиями и поцелуями - она меня сразу узнала (через 20 лет!)И привела меня в школу, где я работала лет 13 - 14.И ребята, и учителя встретили меня с восторгом и хором утверждали, что я нисколько не изменилась! (!).

Вспомнила, это я Вам написала в письме - надеюсь, Вы его получили?
А я ищу в ответах на пост да еще повторяюсь...

Ликуш,письмо я получила.Ничего, что повторяетесь, я с удовольствием читаю все, что Вы написали.

Об опыте писать не буду, хотя полагаю, что опыт может только иногда заменить мудрость.
Я о другом. Что Вы думаете о дислексии? У меня только что возник спор с Савточкой: она дала ссылку на один сайт, а он дико безграмотный, что я ей и написала. Она мне в ответ, что есть люди, страдающие дислексией, но они поумней других, грамотных. Вот что я ей ответила:

"Что касается дислексии, то я в нее слабо верю. Вернее, я верю, что такие люди не чувствуют языка, но запомнить правила, если они такие умные, можно? Или, по крайней мере, если человек знает за собой такой недостаток, пусть не берется писать для сайтов или попросит проверить.
Кстати, и не сочти это за ворчание, в старые времена ошибка в газете, в книге была редкостью. А теперь развелось столько "дислексиков", что везде и постоянно грамматические ошибки. Как это трактовать?
Даже форумы в интернете лет десять тому назад выглядели гораздо приличнее с точки зрения грамотности. Так что, скажешь - это эпидемия дислексии?"

А Вы что думаете по этому поводу?

Диночка, должна признаться, что с этим явлением не сталкивалась - может быть, тогда оно просто не было изучено, и мы не дифференцировали его, называли " замедленным развитием" - или чем-то в этом роде. Такие ученики у меня были, но они страдали разными отклонениями и требовался сугубо индивидуальный и бережный подход.К медицинским показаниям как-то не прибегали - справлялись своими силами...
Вспомнила - один случай был, но мальчика скоро перевели родители в другую школу.

Дина, приехала моя кузина в гости из Питера. Она тоже учительница, но сейчас дает частные уроки - готовит к эзамену по русскому языку. И привезла с собою сборник упражнений для подготовки к эзамену - совсем, совсем все по-другому. Лучше ли? Не знаю. Сложнее.Она превосходный учитель с большим стажем - и говорит, что к каждому уроку готовится, и поначалу было очень трудно, и ошибалась... (там есть ответы в конце)
Но поможет ли эта система сделать их грамотными - сомневаюсь...

О системах обучения грамотности ничего сказать не могу - я НИКОГДА не знала толком никаких грамматических правил, и моя учительница Мария Григорьевна всегда говорила, что больше тройки не поставила бы мне за ответы, если бы я не писала безукоризненно грамотно - это у меня врожденное. Кстати, по-украински я писала почти так же грамотно. Помню одну только свою ошибку: в девятом классе в сочинении написала "ему был чужд трезвый раССчет".
К сожалению, сейчас ловлю себя на том, что стала допускать ошибки, правда редко, и, в основном, в знаках препинания.

Хочу высказаться по поводу "неграмотного" сайта. Может быть, это намеренное искажение языка. Сейчас у молодежи в сети принят так называемый язык "подонков". Однажды я случайно зашла в чат. Ни одного слова там не поняла. Во- вторых, сейчас действительно молодые страдают некоторым ослаблением зрительной памяти, основы грамотного письма. Слишком много зрительных раздражителей- TV, мониторы. И читать стали меньше.

Почему сайт "неграмотный" (в кавычках)? Он безграмотный без всяких кавычек, к тому же, неряшливый (кроме ошибок изобилует опечатками).
Я могу все понять, объяснить, но читать - увольте, просто физически не могу. Зачем же себя насиловать?
А чем объясняется большое количество ошибок в СМИ и книгах? По-моему, это элементарная профнепригодность корректоров.

Полностью с Вами согласна. Такие сайты-неуважение к себе и к посетителям. Увы! Уровень культуры падает во всем мире.

Вы, может быть, и правы, Юлечка, но такое ли у нас в России повальное знание английских идиом, чтобы произошло массовое калькирование отдельных выражений? (Это насчет инаф.)
КАльки с немецкого при Петре или с французского в 18 - 19 веке были более органичны - потому что люди знали эти языки(я имею ввиду высшие сословия)
Мне понравилось, как Вы подводите базу под использование слов не по назначению.Может быть, это справедливо. Но все равно безграмотно!
А мой внучек - компьютерный техник. Мечтает переквалифицироваться и стать веб-дизайнером.
Он способный, но очень неорганизованный.О себе он говорит: я не умный, я сообразительный. Сообразительный находит выход из положения, в которое умный не попадает...
Устами этого младенца глаголет истина...

Спокойной ночи, Юлечка!

Ликуша,я люблю все мороженое и люблю дыню, а вот вкус дынного мороженонго не помню, мне было 5-6, когда я его ела на Кубе. Просто, это было- счастье.
Когда Дима учился в Политехе, у меня за него сердце кровью обливалось. Днем он учился, а ночью с 2 до 6 сидел в Интернете. Он всегда был невыспавшийся, с синевой под глазами. К тому же, он не гулял и не занимался спортом.Но что-либо говорить ему было "себе дороже". Сейчас все встало на свои места: днем работа, ночью - сон, два раза в неделю спортзал. Я думаю, Ваш внук,повзрослеет и "придет в норму".
Мы все равно ничего не можем сделать с выросшими мальчиками. Не переживайте, это его жизнь и если бы он чувствовал себя плохо, он бы прекратил ночные посиделки. Хотя, я Вас очень хорошо понимаю в Вашей тревоге за внука.

Пушкинский том [сборник] Битов Андрей

Парадоксов друг (Осень Пушкина)

Парадоксов друг

(Осень Пушкина)

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И Опыт, [сын] ошибок трудных,

И Гений, [парадоксов] друг,

[И Случай, бог изобретатель].

Пушкин, 1829

Писано и не дописано осенью 1829 года. Как легко, однако, Пушкин пренебрегал своим другом , бросая его на полпути… само по себе парадокс.

Парадоксов – это фамилия такая, а у него был друг… Ничего удивительного: у нас в школе был ученик по фамилии Феноменов.

Парадоксальность всем во всём понятного нашего Пушкина впервые доходила до советского школьника в его необъяснимой любви к осени. Что тут хорошего, когда каникулы кончились и опять в школу! Опять по цепи кругом .

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…

Какие там мухи! Когда классные муки. Опять же:

Зима! Крестьянин торжествуя

Идет, держась за кончик…

А чего же это крестьянин так уж торжествует ?

А – пахать не надо. Можно торговать плодами летнего труда.

Близость барской и крестьянской жизни нами подзабыта.

Пушкин начинает пахать осенью, собирая свой урожай опыта ошибок трудных . Одному не под силу. Но тут на помощь приходит его друг .

Вот сидим мы в ЦДЛ с Владимиром Соколовым над рюмочкой.

– Никак не могу спиться! – то ли с горечью, то ли с гордостью изрекает он великую фразу.

Слово за слово, и – Пушкин!

– Вот, – говорит он уже умиротворенно, но сердито. – Все говорят «гармоничный»… Какое там! Всегда противоречие.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей…

Какие уж тут листья, если ветви нагие!

Вспомнил Володю и грустно стало: сколько нас уже облетело… За что же я держусь?

Выходит, зря я тогда убрал четверостишие из стихотворения, посвященного его смерти:

Поэма под названием «Сюжет»

Всё мучила его, но не писалась.

Сюжета, кроме смерти, нет как нет,

Особенно, когда в запасе старость.

Бабье лето опять же. Унылая пора, очей очарованье

«Люблю я пышное природы увяданье». Петербург не Москва, но и Михайловское не Болдино. Правда еще и в том, где осень похуже.

Два бедных деревца, и то из них одно

Дождливой осенью совсем обнесено,

И листья на другом, размокнув и желтея,

Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.

И только. На дворе живой собаки нет.

«Скука, холод и гранит» – только в Петербурге осень бывает еще хуже. И это было еще одним, последним условием для написания «Медного всадника».

Из книги Алла и Рождество автора Скороходов Глеб Анатольевич

Александр Левшин: Пугачева - человек парадоксов Я люблю эту женщину, эту актрису, эту певицу, иначе не смог бы существовать рядом с ней при моем склочном характере. Двадцать второй год я - гитарист Пугачевой, пытаюсь ей помочь, чем могу. И стараюсь делать это

Из книги Гамаюн. Жизнь Александра Блока. автора Орлов Владимир Николаевич

ИМЕНЕМ ПУШКИНА Подошла восемьдесят четвертая годовщина смерти Александра Сергеевича Пушкина. Дата была, что называется, совсем не «круглая». Тем не менее петроградский Дом литераторов, учреждение довольно бесцветное и бездеятельное, решил выступить инициатором

Из книги Знаменитые писатели Запада. 55 портретов автора Безелянский Юрий Николаевич

Непревзойденный мастер флирта и парадоксов Кто такой Бернард Шоу? Это - великий ирландец (как Свифт, Уайльд и Джойс). Знаменитый английский писатель. Потрясающий драматург. Сатирик и парадоксалист. Настоящий «Ученик дьявола» (так называется одна из его пьес) и

Из книги Воспоминания автора Цветаева Анастасия Ивановна

ГЛАВА 15. ЛЕТО 1902 ГОДА. МАРУСИНЫ ИМЕНИНЫ. ПОЕЗДКА РОДИТЕЛЕЙ НА УРАЛЬСКИЕ ЛОМКИ МРАМОРА. ЧЕЛКАШ И ГРОМИЛО. КИСКА И СТИХИ ПУШКИНА. ЯРМАРКА. ПОСЛЕДНЯЯ ОСЕНЬ В РОССИИ Снова добрый дом Добротворских встречает нас, по пути к даче, гостеприимной веселостью. Все подросли немного,

Из книги По следам Адама автора Хейердал Тур

Жизнь, сотканная из парадоксов Тур Хейердал безусловно является, как это модно говорить сейчас, знаковой фигурой ушедшего XX века. В самом деле, мы не задумываясь ставим его в один ряд с Ф. Нансеном, Р. Амундсеном, Ж.-И. Кусто. Разумеется, между ними нельзя поставить знака

Из книги Автопортрет, или Записки повешенного автора Березовский Борис Абрамович

Россия – страна парадоксов Россия – страна парадоксов. Чем более нелюбим правитель в России, тем точнее он действует в интересах страны. И наоборот, если любят правителя, это означает, что этот человек действует вопреки интересам России. Дело в том, что он оказывается в

Из книги Лермонтов: Мистический гений автора Бондаренко Владимир Григорьевич

На смерть Пушкина И все-таки, полнота лермонтовского гения раскрылась, как часто и бывает, вроде бы внезапно. Немало уже прекрасных стихотворений было написано, так бы дальше всё и шло. Но необходим был взрыв, прорыв из глубины подсознания всех, еще не проснувшихся сил.1837

Из книги Угрешская лира. Выпуск 2 автора Егорова Елена Николаевна

У Пушкина Перекусим в «Бистро» на Тверской И на лавке у Пушкина сядем. Говорила б с тобой день – деньской, На поэта великого глядя. Величав и задумчив поэт, Он красив для влюблённого взгляда. И любить его тысячи лет Я согласна. Другого не надо. Ты и есть тот другой, без

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Перечитывая Пушкина Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин Вновь весна. Душа устала От боренья с мелочами В душных клетях суеты, А ведь нужно ей так мало: Поглядеть на мир очами, Чуждыми мирской тщеты, Окунуться в нежный омут Расцветающих

Из книги Пушкин без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

«Об Пушкина!» Нащокин беспрестанно повторяет, что на Пушкина много сочиняют и про него выдумывают. П. И. Бартенев Спириты уверяют: самый нервный и недоброжелательный дух, который с порога начинает огрызаться и сквернословить, когда его вызывают и принимаются

Из книги Оскар Уайльд автора Ливергант Александр Яковлевич

Театр масок, тайн и парадоксов, или «Люблю театр, он гораздо реальнее жизни!» «Хорошая женщина» (первоначально комедия «Веер леди Уиндермир» так и называлась - «Пьеса о хорошей женщине») Маргарет, леди Уиндермир, производит впечатление счастливой жены, обласканной

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Под осень («Как грустен старый парк под осень…») Как грустен старый парк под осень На склоне августовских дней: Безжизненная неба просинь Как будто стала зеленей. Спокойный пруд затянут тиной, В беседке – тишь, скамьи пусты, И шелковистой паутиной Кой-где опутаны

Из книги Он между нами жил… Воспоминания о Сахарове [сборник под ред. Б.Л. Альтшулера и др.] автора Альтшулер Борис Львович

Пушкина («Пушкина Наталья Николавна!…») Пушкина Наталья Николавна! Как могу тебя я оправдать, Если ты вела себя бесславно И его заставила страдать. Бабочкой порхая по салонам, Упиваясь бальной суетой, Светским этикетом и шаблоном, Ты была тщеславной и пустой. Ритм

Из книги Живой Есенин автора Антология

А. М. Яглом Друг близкий, друг далекий Случайности играют большую роль в любой жизни. В моей обстоятельства сложились так, что я, по-видимому, знал А. Д. Сахарова дольше всех других (кроме, может быть, некоторых его родственников), с кем он продолжал встречаться до конца

Из книги Избранное. Мудрость Пушкина автора Гершензон Михаил Осипович

Из книги автора

Сны Пушкина{125} Пушкин рано заметил загадочное явление сонной грезы и на протяжении лет, как увидим, временами пристально размышлял о нем. В своих произведениях, начиная с «Руслана и Людмилы» 1817–1819 гг., кончая «Капитанской дочкой» 1833 года, он изобразил пять сновидений.

Л.Ф. Котов А может, стих не закончен?

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

Наука в творчестве Пушкина

Вкрапления "научной" тематики в поэтических произведениях Пушкина довольно часты. Но это пятистишие можно назвать квинтэссенцией темы "Наука в творчестве Пушкина".

Всего пять строк, а какой охват — просвещение, опыт, гений, случай — все составляющие, определяющие прогресс человечества.

Интерес Пушкина к совремённой ему науке был весьма глубок и разностороннен (как, впрочем, и к другим сторонам человеческой деятельности). Подтверждение этому — его библиотека, в которой есть работы по теории вероятностей, труды современника Пушкина, академика В.В.Петрова — русского физика-экспериментатора по исследованию электрических явлений и другие (на русском и иностранных языках).

Библиотека Пушкина в его в музее-квартире, включает немало книг по естественнонаучной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математическому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, работы Лапласа по теории вероятности и др.

Пушкин, являясь редактором и издателем журнала "Современник", регулярно размещал в нём статьи ученых, отражающие научную и техническую тематику.

О достижениях физики того времени Пушкин мог узнавать и из общения со знаменитым учёным, изобретателем П.Л.Шиллингом, создателем первого электромагнитного телеграфного аппарата, электрической мины. Его Пушкин знал очень хорошо и изобретения Шиллинга вполне мог видеть в действии.

Интерес Поэта к творчеству Ломоносова можно оценить из того факта, что он, прочитав журнале "Московский телеграф" "Послужной список М.В. Ломоносова за 1751-1756 гг.", поразился многогранностью, глубиной исследований. Свое восхищение поэт выразил так: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…". А позже добавляет: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

теперь посмотрите, каким примерно могло быть это стихотворение, если бы Поэт попытался дописать строку с недостающей рифмой.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...

И праздный фантазёр-мечтатель.

Это пушкинское пятистишие было обнаружено после гибели поэта, при разборе его рабочих тетрадей. В четырёх первых строках рифмовка смежная, а пятая строка осталась без пары. Можно предположить, что Пушкин не закончил это стихотворение.

Читаю эти строки и видится мне, как поэт наскоро набрасывает экспромт, созревавший в подсознании, и вдруг излившийся в готовом виде при чтении в газете или журнале сообщения об очередном научном открытии. Я представил — "наскоро", но как-то не вяжется это слово с писанием гусиным пером; более правдоподобно, что писал Пушкин довольно медленно, что способствовало рождению в его подсознании этих гениальных строк, включающих в себя все "двигатели прогресса" — просвещение, опыт, гений, случай — уже в готовом виде. Мне представляется, что экспромтом были написаны первые 4 строки, а 5-ю, после перечтения написанного, поэт добавил после некоторого раздумья. Добавил и откложил для последующего прочтения и возможного использования в каком-либо из будущих произведений. Но… не случилось и фрагмент так и остался не опубликованным при жизни автора.

Конечно, это только мои личные представления, не на чём не основанные, но и пишу-то я их под заголовком "Заметки на полях".

А потому продолжу. Мне представляется, что поэт отложил этот фрагмент, так как чувствовал некоторую неполноту охвата в этом стихотворении явления рождения новых открытий. Отложил, чтобы в последствии додумать. Но… не случилось.