Кого эскимосы называют мокрым человеком. Будьте всегда в настроении

Эскимосы - этническая общность, группа народов в США (на Аляске - 38 тыс. чел.), на севере Канады (28 тыс. чел.), в Дании (о. Гренландия - 47 тыс.) и Рос. Федерации (Чукотский АО - 1,5 тыс. чел.). Общая численность - 115 тыс. чел.

Эскимосско-алеутская семья языков делится на эскимосскую и алеутскую ветвь. Эскимосская ветвь представлена двумя группами языков - группой инуит и группой юпик. На языках инуит говорят эскимосы Гренландии, Канады и Северной Аляски. В Гренландии существует один основной эскимосский язык, который официально называется гренландским и является государственным языком Гренландии. Гренландский язык сформировался на основе западно-гренландского диалекта.

Кроме того, в Гренландии выделяются еще два диалекта: восточно-гренландский и диалект Туле - самых северных эскимосов в мире. Эскимосский язык Канады, или инуктитут, включает несколько диалектов: диалект эскимосов Лабрадора, язык центральных эскимосов (включающий диалекты иглулик, нетсилик и карибу), язык эскимосов Баффиновой земли, язык эскимосов реки Коппер и язык эскимосов Маккензи.

Язык эскимосов Аляски (аляскинский инуит) представлен такими диалектами: диалект мыса Барроу, диалект залива Коцебу, диалект полуострова Сьюард и язык эскимосов Берингова пролива, живущих на мысе принца Уэльского и на острове Иналик.

Языки группы юпик, включающий центральный юпик, алютик, чаплинский и науканский диалекты азиатско-эскимосского языка. Диалекты центрального юпик - диалект острова Нунивак и диалект залива Хупер.

Язык алютик - это язык эскимосов полуострова Аляска, острова Кадьяк и залива Принс-Вильям. По-чаплински говорят эскимосы поселков Новое Чаплино и Уэлькаль, Сиреники и Провидения, а также жители американского острова Святого Лаврентия. Постоянные поездки друг к другу для обмена товарами, на праздники продолжались между Чаплино и островом Святого Лаврентия до 1948 года, а с 1988 года возобновились.

По-наукански говорили эскимосы ныне не существующего поселка Наукан. В настоящее время на этом диалекте говорят эскимосы поселков Уэлен, Лорино, Лаврентия.

В этой классификации особняком стоит язык сиреникских эскимосов. По мнению ученых, этот язык по-видимому "осколок" третьей ветви эскимосской семьи, существовавшей в прошлом наряду с юпикской и инуитской. Ныне сиреникский язык исчез. Последней, кто помнил этот язык была Выйе, жительница села Сиреники, которая умерла в начале 90-х годов 20 века.

Историческая справка

Сформировались как этнос в р-не Берингова м. до кон. II-го тыс. до н.э. В 1-м тыс. н. э. предки эскимосов, носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.

Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп:

Эскимосы южной Аляски, на побережье зал. Прицс-Уильям и о. Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (кон. ХVIII - сер. XIX вв.);

Эскимосы западной Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни;

Сибирские эскимосы, включая эскимосов о. Св. Лаврентия и о-вов Диомида;

Эскимосы северо-западной Аляски, живущие по побережью от зал. Нортон до американско-канадской границы и во внутренних р-нах сев. Аляски;

Эскимосы Маккензи - смешанная группа на сев. побережье Канады вокруг устья р. Маккензи, образовавшаяся в кон. XIV - нач. XX вв. из коренных жителей и эскимосов-нуналиит - переселенцев из северной Аляски;

Медные эскимосы, названые по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на сев. побережье Канады вдоль зал. Коронейшен и на о-вах Банке и Виктория;

Эскимосы-нетсилик в Сев. Канаде, на побережье п-овов Бутия и Адслсйд, о-ва Кинг-Уильям и в низовьях р. Бак;

Близкие к ним эскимосы-иглулик - обитатели п-ова Мелвилл, сев. части о. Баффинова Земля и о. Саутгемптон;

Эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова зал. смешанно с др. эскимосами;

Эскимосы Баффиновой Земли в центральных, и южных частях одноименного о-ва;

Эскимосы Квебека и Э. Лабрадора соответственно на севере-северо-востоке и западе-юго-западе, вплоть до о. Ньюфаундленд и устья зал. Св. Лаврентия, побережье п-ова Лабрадор, в 19 в. участвовали в сложении метисной группы "сеттлеров" (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами);

Эскимосы западной Гренландии - самая многочисленная группа эскимосов, с начала 18 в. подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации;

Полярные эскимосы - самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии;

Эскимосы восточной Гренландии, позднее прочих (на рубеже XIX-XX вв.) столкнулись с европейским влиянием.

На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка - каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Первыми начали защищать глаза от солнца эскимосы. Чтобы ограничить поток света они носили костяные щитки с узкими прорезями для глаз.

Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в XIX в. родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов).

Хотя некоторые группы были христианизированы (XVIII в.), эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм. У эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (эскимосы Чукотки, о. Св. Лаврентия, побережья северно-западной Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северно-западная и восточная Гренландия, о-ва Канадского Арктического архипелага); рыболовство (эскимосы западной и юго-западной Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (эскимосы -карибу, часть эскимосов северной Аляски); сочетание охоты на карибу с мор. охотой (большинство эскимосов Канады, часть эскимосов северной Аляски).

После втягивания эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция. К середине ХХ в. сформировалось четыре самостоятельные, этнополитические общности эскимосов.

Эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназв.- "настоящие люди"; юиты - офиц. назв. в 1930-х гг.). Расселены на побережье Чукотского п-ова от Берингова пр. на север до зал. Креста на западе. Основные группы: нывукаг`мит ("науканцы"), живущие на территории от пос. Инчоун до пос. Лаврентия; ун`азиг`мит ("чаплинцы"), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в пос. Уэлькаль; сиг`иныгмит ("сиреникцы"), жители пос. Сиреники.

Язык относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе кириллицы. Литературный - чаплинский диалект. Распространён русский язык.

Хозяйство и быт

Основное традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном, моржа и тюленя. Развитая до сер. XIX в. добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысл, китобоями. В настоящее время выделяется квота на промысел гренландского и серого кита и охотники начинают охоту в июне традиционным способом, используя поворотные гарпуны и современные поплавки (пых-пых) для того, чтобы загарпуненный кит не утонул.

Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на сев. оленя и горного барана с луками и стрелами. С сер. XIX в. распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение сухопутной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). В июне на скалах собирались яйца крупных птиц. Занимались также рыболовством и собирательством.

Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и о. Св. Лаврентия.

После 1930-х гг. у эскимосов были организованы промысловые хозяйства.

Пища

Основная пища - моржовое, тюленье и китовое мясо. Виды употребления мяса - мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растит. пища, морская капуста, моллюски. Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нын"лю), бытовавших до сер. XIX в.

Жилище. В XVII - XVIII вв. под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын"тыг"ак"). Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырёхугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей.

До нач. XIX в. сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, а также проходили собрания и праздники.

Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты (к`имухсик) и ступательные лыжи (wалгуягык), при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до сер. XIX в. дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решётчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными вёслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (ан"ьяпик).

Одежда и обувь. До кон. XIX в. эскимосы носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда -двойной меховой комбинезон (к"алъыва-гык) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка (к`ипаг`ак`), шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей. Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде "пузыря". Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.

Традиционное декоративное искусство - меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку.

У эскимосов преобладал патрилинейный счет родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан"ьям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые иногда становились во главе поселений ("хозяева земли").

Духовная культура

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, ее деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий - Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т.д. Шаманизм был, но он не получил широкого распространения, как у чукчей.



07.05.2018 Сергей Соловьев 2252 просмотров


Эскимосский чум. Фото: Константин Лемешев/ТАСС

Российские эскимосы проживают в Чукотском автономном округе Магаданской области. В России проживает менее двух тысяч эскимосов.

Происхождение эскимосов доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи считают их наследниками древней культуры, которая была распространена ещё в первом тысячелетии до нашей эры по берегам Берингова моря.

Считается, что слово «эскимос» произошло от «эскиманцик», то есть «сыроед», «жующий сырое мясо, рыбу». Многие сотни лет тому назад эскимосы стали селиться на обширных территориях - от Чукотки до Гренландии. В настоящее время их численность невелика - по всему миру примерно 170 тыс. человек. Этот народ имеет свой язык - эскимосский, он относится к эско-алеутской семье.

Историческая связь эскимосов с другими народами Чукотки и Аляски очевидна - особенно она заметна с алеутами. Также большое влияние на формирование эскимосской культуры оказало соседство с другим народом Севера - чукчами.


Эскимосы традиционно занимаются охотой на пушного зверя, моржей и серых китов, сдавая государству мясо и мех. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Эскимосы издавна занимались китобойным промыслом. Кстати, именно они изобрели поворотный гарпун (унг`ак`), костяной наконечник которого отделяется от древка копья. Очень длительное время киты являлись основным источником пищи для этих людей. Однако постепенно поголовье морских млекопитающих заметно снизилась, поэтому эскимосы были вынуждены «переключиться» на добычу тюленей и моржей, хотя про охоту на китов они, конечно же, не забыли. Мясо эскимосы употребляли в пищу как в мороженом, так и засоленном виде, его также вялили и варили. Гарпун длительное время оставался основным оружием этой народности Севера. Именно с ним мужчины-эскимосы отправлялись на морскую охоту: на каяках или на так называемых байдарах - легких, быстроходных и устойчивых на воде лодках, каркас которых обтягивался моржовыми шкурами. Некоторые из этих лодок могли вместить человек двадцать пять или около четырёх тонн груза. Другие каяки, наоборот, сооружались на одного или двух человек. Как правило, добыча делилась между охотниками и их многочисленными родственниками поровну.

По суше эскимосы передвигались на собачьих упряжках - так называемых дугокопыльных нартах, в которые собаки запрягались «веером». В XIX веке эскимосы немного изменили технику передвижения - стали использовать также и короткие бескопыльные сани, в которых полозья изготавливались из моржовых клыков. Чтобы удобнее было ходить по снегу, эскимосы придумали специальные лыжи-«ракетки», которые представляли собой небольшую раму с закреплёнными концами и поперечными распорками, переплетёнными кожаными ремешками. Снизу они подбивались костяными пластинами.


Коренной житель Чукотки. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Охотились эскимосы и на суше - в основном отстреливали северного оленя и горного барана. Основным оружием (до появления огнестрельного) являлся лук со стрелами. Довольно долго эскимосов не интересовала добыча пушного зверя. В основном его били для того, чтобы сшить одежду для себя. Однако в XIX веке спрос на пушнину увеличился, поэтому «жующие сырое мясо», у которых к тому времени появилось огнестрельное оружие, начали активно отстреливать и этих животных, а их шкурки выменивать на различные товары, которые привозились с Большой Земли. Со временем эскимосы превратились в непревзойдённых охотников, слава об их меткости распространилась далеко за пределами тех мест, где они проживали. Приёмы добычи песца и лисицы у эскимосов очень похожи на те, которые применяют чукчи - также отменные охотники.

Ещё в XVIII веке эскимосы «подсмотрели» у чукчей технологию строительства каркасных яранг. Прежде они жили в полуземлянках с углублённым в землю полом, который выстилался китовыми костями. Каркас этих жилищ покрывался оленьими шкурами, затем его обкладывали дёрном, камнями, а сверху снова укладывались шкуры. Летом эскимосы сооружали лёгкие постройки четырёхугольной формы с односкатными крышами на деревянных каркасах, которые обтягивали моржовыми шкурами. На самом излёте XIX века у эскимосов появились лёгкие дощатые дома с двускатными крышами и окнами.
Считается, что именно эскимосы первыми стали строить снежные хижины - иглу, куполообразные постройки диаметром два-четыре метра и высотой примерно два метра из уплотнённых снежных или ледяных блоков. Свет в эти сооружения попадал либо непосредственно через снежные блоки стен, либо через небольшие отверстия, которые закрывались высушенными тюленьими кишками.

У чукчей эскимосы переняли и стиль одежды. В конце концов, они перестали шить одежду из птичьих перьев и стали изготавливать более качественные и тёплые вещи из шкур оленей. Традиционная эскимосская обувь - унты со вставной подошвой и косым голенищем, а также меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Эскимосская непромокаемая обувь делалась из тюленьих шкур. Меховые шапки и рукавицы эскимосы в повседневной жизни не носили, их надевали лишь во время длительных переездов или кочёвок. Праздничные одеяния украшались вышивкой или меховой мозаикой.


Эскимосы выступают перед участниками советско-американской экспедиции "Берингов мост" на острове Малый Диомид (США). 1989 г. Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС


Современные эскимосы по-прежнему чтут старые традиции, в глубине души веря в духов, родство человека с животными и предметами, которые его окружают. А общаться с этим миром людям помогают шаманы. Когда-то в каждом селении проживал свой шаман, но теперь людей, способных проникать в миры духов стало поменьше. Ныне живущие шаманы пользуются огромным уважением: им приносят дары, их просят о помощи и благополучии, они являются главными фигурами чуть ли не на всех праздничных мероприятиях.
Одним из самых почитаемых у эскимосов животных всегда была касатка, её считали покровительницей морских охотников. Согласно поверьям эскимосов, касатка могла превращаться в волка, помогая охотникам и в тундре.

Другое животное, к которому с особым уважением относились и относятся эскимосы, - морж. Примерно в середине лета наступал период штормов, и охота на море временно прекращалась. В это время эскимосы устраивали праздник в честь моржа: тушу животного вытаскивали из ледника, шаман начинал неистово бить в бубен, созывая всех жителей посёлка. Кульминация праздника - совместное застолье, где основным блюдом было мясо моржа. Часть туши шаман отдавал духам воды, призывая их присоединиться к трапезе. Остальное доставалось людям. Череп моржа торжественно водружался на жертвенное место: предполагалось, что это дань главной покровительнице эскимосов - касатке.

Многие промысловые праздники сохранились у эскимосов до сих пор - осенью, например, отмечаются "проводы кита", весной - "встреча кита". Фольклор эскимосов достаточно разнообразен: всё устное творчество делится на два вида - унипак и унипамсюк. Первое - это непосредственно «весть», «новость», то есть рассказ о недавних событиях, второе - героические предания и рассказы о событиях далёкого прошлого, сказки и мифы.

Любят эскимосы и петь, причём их песнопения также делятся на два вида - общественные песни-гимны и «песни для души», которые исполняются индивидуально, но непременно в сопровождении бубна, который считается семейной реликвией и передаётся из поколения в поколение - до тех пор, пока полностью не выйдет из строя.

В странах, прилегающих к Северному полюсу, в том числе в Канаде, России, Гренландии и США (на Аляске) проживает 155 тыс. эскимосов. Большая часть (около трети) – в Канаде. Эскимосы являются одной из трёх отличающихся по своей культуре групп коренных народов, признанных канадской конституцией.

Земля, принадлежащая эскимосам, называется Инуит Нунангат. Она состоит из четырёх регионов, границы которых были установлены в соответствии с договорами о возращении земли коренным народам. Переговорный процесс между эскимосами и правительством Канады, предшествовавший их заключению, затянулся на долгие 30 лет.

Использование дикой природы эскимосами на протяжении многих тысяч лет являлось неотъемлемой частью их культуры. Природные ресурсы Арктики важны для социального и экономического благополучия эскимосов и сегодня. Культурные ценности и практические навыки эскимосов включают в себя не только эксплуатацию дикой природы, но и уважительное и ответственное отношение к ней. Эскимосские общины играют важную роль в совместном управлении дикой природой в Канаде и принимают активное участие в сохранении её ресурсов для будущих поколений.

В соответствии с международным соглашением о защите популяции белых медведей (1973 г.) охота на них с целью удовлетворения традиционных жизненных потребностей является исключительным правом коренных народов. Право эскимосов на использование дикой природы гарантировано рядом соглашений о возвращении земли коренным народам между эскимосами и правительством Канады. На территории канадской части Арктики находится около 16 тыс. белых медведей, что приблизительно составляет две трети всемирной популяции этих животных. Канада является мировым лидером в области управления, исследования, мониторинга и сохранения популяции белых медведей. Из 19 субпопуляций, обитающих в приполярных регионах, к территории страны относятся 13 (включая три, чей ареал распространяется и на территорию Гренландии, а также одну, проживающую и на Аляске). Канада является инициатором и участником ряда международных соглашений, подписанных с целью обеспечения устойчивых параметров управления, охоты, мониторинга и сохранения популяции белых медведей.

Начиная с 70-х годов прошлого века, канадское правительство в сотрудничестве с местными общинами эскимосов разработало систему устойчивой добычи белых медведей, введённую в действие посредством специальных соглашений и выдачи квот на охоту. Доход, получаемый от продажи эскимосами непищевых компонентов, получаемых в результате традиционной охоты на белого медведя, и организации охотничьих туров является важной составляющей экономического благосостояния эскимосских общин.

Квоты на охоту выделяются только эскимосам. Общины сами могут решить: какая часть этих квот будет предложена лицам некоренных национальностей для участия в организуемых охотничьих турах. Во время охоты должны применяться лишь традиционные охотничьи методы и приёмы, при этом любая часть медведя, неиспользованная лицами некоренного населения, будет передана эскимосской общине.

Такой промысел не представляет угрозы канадской популяции белых медведей: ежегодно на рынок поступает 2% (300 медведей) от общего количества многотысячной популяции. Количество выдаваемых квот базируется на принципах охраны окружающей среды и удовлетворения традиционных жизненных потребностей коренного населения. Их размеры не зависят от ситуации на рынке и в торговле. Зачастую фактический уровень добычи значительно ниже установленной годовой квоты.

Количество выдаваемых квот учитывает все известные случаи добычи медведей, произошедшие по вине людей, а также вследствие проведения охоты для удовлетворения традиционных жизненных потребностей коренного населения и организованных охотничьих туров, задокументированные случаи браконьерской охоты, а также случаи разрешённого отстрела медведей с целью защиты жизни и имущества.

/По материалам Международного форума по вопросам сохранения белых медведей, Москва, 4–6 декабря 2013 г./

Корни эскимосской культуры уходят в VIII-IX века, когда предки современных эскимосов из культуры туле поселились в Нунавике - регионе, занимающем северную половину Квебека в Канаде, а к XIII веку обосновались в Гренландии. Однако родственные связи между туле и прежде проживавшими на этой территории палеоэскимосскими народами - представителями культур дорсет, индепенденс и саккак до сих пор не были установлены.

Стоит отметить, что термин “палеоэскимосы” был предложен антропологом Гансом Штинсбаем в начале ХХ века. Палеоэскимосы - это собирательное название древнего населения Арктики, включающее в себя представителей разных культур, которые питались мясом морских птиц, северных оленей, китов, рыбой и моллюсками. Их крайняя западная стоянка была обнаружена советскими археологами в 1975 году на острове Врангеля. Именно там, в Чертовом овраге (название стоянки), был обнаружен старейший обнаруженный на Чукотке гарпун, возраст которого насчитывает примерно 3360 лет. Также палеоэскимосские культуры развивались параллельно друг с другом на разных территориях и сменяли друг друга весьма неравномерно.

Читать еще

Культура саккак является древнейшей из известных науке культур юга Гренландии. В 2010 году в журнале Science было опубликовано исследование ученых из Копенгагенского университета, установивших, что эскимосы культуры саккак мигрировали в Гренландию и на Аляску из Сибири примерно 5,5 тысяч лет назад и что их ближайшие родственники - чукчи и коряки, а не современные жители региона. На вопросы о том, что случилось с культурой саккак и почему она исчезла, ученые ответить не могут.

На смену культуре саккак и другим сосуществовавшим с ней культурам пришлакультура дорсет (начало I тысячелетия до нашей эры - начало II тысячелетия нашей эры), распространившаяся на северо-востоке современной Канады, Канадском арктическом архипелаге, в западной и северо-восточной Гренландии. Ее представители заменили лук и стрелы на копье, острогу и гарпун, использовали каменные лампы с жиром для освещения жилищ. Племена дорсетской культуры изготавливали статуэтки из кости, бивня морских животных и дерева, украшали их линейным орнаментом.

(Чукотский автономный округ Магаданской области - 1,5 тыс. человек). Общая численность 115 тыс. человек. Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две группы: инупик (близкородств. диалекты островов Диомида в Беринговом проливе, севере Аляски и Канады , Лабрадора и Гренландии) и юпик - группа из трёх языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак, или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова.

Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии нашей эры предки эскимосов - носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии .

Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: эскимосы южной Аляски, на побережье залива Принс-Уильям и острове Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (конец XVIII - середина XIX вв.); эскимосы запада Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни; сибирские эскимосы, включая эскимосов острова Святого Лаврентия и островов Диомида; эскимосы северо-запада Аляски, живущие по побережью от залива Нортон до американско-канадской границы и во внутренних районах севера Аляски; эскимосы Макензи - смешанная группа на северном побережье Канады вокруг устья реки Макензи, образовавшаяся в конце XIV - начале XX вв. из коренных жителей и эскимосов-нуналиит - переселенцев из северной Аляски; медные эскимосы, названы по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на северном побережье Канады вдоль залива Коронейшен и на островах Банкс и Виктория; эскимосы-нетсилик в Северной Канаде , на побережье полуостровов Бутия и Аделейд, острова Кинг-Уильям и в низовьях реки Бак; близкие к ним эскимосы-иглулик - обитатели полуострова Мелвилл, северной части острова Баффинова Земля и острова Саутгемптон; эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова залива смешанно с другими эскимосами; эскимосы Баффиновой Земли в центральной и южной частях одноименного острова; эскимосы Квебека и эскимосы Лабрадора соответственно на севере - северо-востоке и западе - юго-западе, вплоть до острова Ньюфаундленд и устья залива Святого Лаврентия, побережье полуострова Лабрадор, в XIX веке участвовали в сложении метисной группы «сеттлеров» (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами); эскимосы запада Гренландии - самая многочисленная группа эскимосов, с начала XVIII века подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации; полярные эскимосы - самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии ; эскимосы восточной Гренландии , позднее прочих (на рубеже XIX-XX вв.) столкнулись с европейским влиянием.

На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка-каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в XIX веке родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов). Хотя некоторые группы были христианизированы (XVIII век), эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм.

У эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, побережья северо-запада Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северо-западная и восточная Гренландия , острова Канадского Арктического архипелага); рыболовство (эскимосы запада и юго-запада Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (эскимосы-карибу, часть эскимосов севера Аляски); сочетание охоты на карибу с морской охотой (большинство эскимосов Канады , часть эскимосов севера Аляски). После втягивания эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

К середине XX века сформировалось четыре самостоятельных этнополитических общности эскимосов.

1) эскимосы Гренландии - см. Гренландцы.

2) эскимосы Канады (самоназвание - инуит). С 1950-х годов канадское правительство стало проводить политику концентрации коренного населения и строительства крупных посёлков. Сохраняют язык, распространены также английский и французский языки (эскимосы Квебека). С конца XIX века имеют письменность на основе силлабического алфавита.

3) эскимосы Аляски, в значительной степени англоязычны, христианизированы. С 1960-х годов ведут борьбу за экономические и политические права. Сильны тенденции к национально-культурной консолидации.

4) эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназвание - «настоящие люди»; юиты - официальное название в 1930-х годах). Язык относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе чаплинского диалекта. Распространён русский язык. Расселены на побережье Чукотского полуострова от Берингова пролива на севере до залива Креста на западе. Основные группы: навукагмит («науканцы»), живущие на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия; унгазигмит («чаплинцы»), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в поселке Уэлькаль; сиренигмит («сиреникцы»), жители поселка Сиреники.

Основное традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном моржа и тюленя. Развитая до середины XIX века добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины XIX века распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Святого Лаврентия.

Основная пища - моржовое, тюленье и китовое мясо - мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.

Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нын"лю), бытовавших до середины XIX века. В XVII-XVIII веках под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын"тыг"ак"). Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырёхугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. До начала XIX века сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, а также проходили собрания и праздники.

Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до середины XIX века дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решётчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными вёслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (ан"япик).

До конца XIX века эскимосы носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда - двойной меховой комбинезон (к"алъывагын) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей. Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде «пузыря». Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или неск. прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.

Традиционное декоративное искусство - меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку.

У эскимосов преобладал патрилинейный счёт родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан"ям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые иногда становились во главе поселений («хозяева земли»).

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий - Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т. д. Был развит шаманизм. После 1930-х годов у эскимосов были организованы промысловые хозяйства. Традиционные занятия и культура начали исчезать. Сохраняются традиционные верования, шаманство, резьба по кости, песни и танцы. С созданием письменности формируется интеллигенция. У современных эскимосов наблюдается подъём национального самосознания.