Удивительная снежинка геометрические узоры симметрия. Небесная геометрия

Симметрия всегда была меткой совершенства и красоты в классических греческих иллюстрациях и эстетике. Естественная симметрия природы, в частности, была предметом исследования философов, астрономов, математиков, художников, архитекторов и физиков, таких как Леонардо Да Винчи. Мы видим это совершенство ежесекундно, хотя и не всегда замечаем. Вот 10 красивых примеров симметрии, частью которой являемся и мы сами.

Брокколи Романеско

Этот вид капусты известен своей фрактальной симметрией. Это сложный образец, где объект сформирован в одной и то же геометрической фигуре. В этом случае вся брокколи составлена из одной и той же логарифмической спирали. Брокколи Романеско не только красива, но также и очень полезна, богата каротиноидами, витаминами C и K, а по вкусу подобна цветной капусте.

Медовые соты

На протяжении тысяч лет пчелы инстинктивно производили шестиугольники идеальной формы. Многие ученые верят, что пчелы производят соты в этой форме, чтобы сохранить большую часть меда при использовании наименьшего количества воска. Другие не так уверены и полагают, что это - естественное формирование, а воск образуется, когда пчелы создают свое жилище.


Подсолнухи

Эти дети солнца имеют сразу две формы симметрии – радиальная симметрия, и числовая симметрия последовательности Фибоначчи. Последовательность Фибоначчи проявляется в числе спиралей из семян цветка.


Раковина Наутилуса

Еще одна естественная последовательность Фибоначчи проявляется в раковине Наутилуса. Оболочка Наутилуса растет по “спирали Fibonacci” в пропорциональной форме, что позволяет наутилусу внутри сохранять одну и ту же форму на всей продолжительность жизни.


Животные

Животные, как и люди, симметричны с двух сторон. Это означает, что есть осевая линия, где они могут быть разделены на две идентичных половины.


Паутина паука

Пауки создают совершенные круговые сети. Сеть паутины состоит из равно отдаленных радиальных уровней, которые распространяются из центра по спирали, переплетаясь друг с другом при максимальной прочностью.


Круги на полях.

Круги на полях происходят вовсе не "естественно", однако это довольно удивительно симметрия, которой могут достигнуть люди. Многие полагали, что круги на полях являются результатом посещения НЛО, но в итоге оказалось, что это дело рук человека. Круги на полях демонстрируют различные формы симметрии, включая спирали Фибоначчи и фракталы.


Снежинки

Вам определенно понадобится микроскоп, чтобы засвидетельствовать красивую радиальную симметрию в этих миниатюрных шестисторонних кристаллах. Эта симметрия сформирована в процессе кристаллизации в молекулах воды, которые формируют снежинку. Когда молекулы воды замерзают, они создают водородные связи с гексагональными формами.


Галактика Млечный Путь

Земля не единственное место, которое придерживаются естественной симметрии и математики. Галактика Млечного пути - поразительный пример зеркальной симметрии и составлена из двух главных рукавов, известных как Персей и Щит Центавра. У каждого из этих рукавов есть логарифмическая спираль, подобная оболочке наутилуса, с последовательностью Фибоначчи, которая начинается в центре галактики и расширяется.


Лунно-Солнечная симметрия

Солнце намного больше, чем луна, фактически в четыреста раз больше. Тем не менее, явления солнечного затмения происходят каждые пять лет, когда лунный диск полностью перекрывает солнечный свет. Симметрия происходит, потому что Солнце в четыреста раз дальше от Земли, чем Луна.


По сути, симметрия заложена в самой природе. Математическое и логарифмическое совершенство создает красоту вокруг и внутри нас.

Заголовок: Полуянович Н.В.

«Осевая симметрия.

Конструирование узора

на основе осевой симметрии»

(внеурочная деятельность,

курс «Геометрика» 2 класс)

Занятие направлено на:

Применение знаний о симметрии, полученные на уроках окружающего мира, информатики и ИКТ, Истоков;

Применение умений анализировать формы предметов, объединять предметы по определенным признакам в группы, вычленять из группы предметов «лишний»;

Развитие пространственного воображения и мышления;

Создание условий для

Повышения мотивации к учению,

Получения опыта коллективного труда;

Воспитание интереса к народным исконно-русским видам прикладной деятельности.

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, конструктор ТИКО, выставка детских работ кружка ДПИ, рисунки окон.

  1. Актуализация темы

Учитель:

Назовите самого быстрого художника (зеркало)

Интересно и выражение: «зеркальная гладь воды». Почему так стали говорить? (слайды 3,4)

Ученик:

В тихой заводи пруда

Где течет водица,

Солнце, небо и луна

Точно отразится.

Ученик:

Вода отражает пространство небес,
Прибрежные горы, берёзовый лес.
Над гладью воды вновь стоит тишина,
Затих ветерок и не плещет волна.

2. Повторение видов симметрии.

2.1. Учитель:

Опыты с зеркалами позволили прикоснуться к удивительному математическому явлению – симметрии. Что такое симметрия, мы знаем из предмета ИКТ. Напомните, что такое симметрия?

Ученик:

В переводе слово «симметрия» означает «соразмерность в расположении частей чего-нибудь или строгая правильность». Если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии, то половины фигуры совпадут.

Учитель:

Давайте убедимся в этом. Сложите цветок (вырезанный из цветной бумаги) пополам. Совпали половины? Значит фигура симметричная. Сколько осей симметрии имеет данная фигура?

Ученики:

Несколько.

2.2. Работа с интерактивной доской

Учитель:

На какие две группы можно распределить предметы? (Симметричные и несимметричные). Распределите.

2.3. Учитель:

Симметрия в природе всегда завораживает, очаровывает своей красотой…

Ученик:

Шевелились у цветка все четыре лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

(слайд 5 – бабочка – вертикальная симметрия)

2.4. Практическая деятельность.

Учитель:

Вертикальная симметрия – это точное отражение левой половины узора в правой. Сейчас мы научимся выполнять такой узор красками.

(переходим к столу с красками. Каждый ученик складывает лист пополам, разворачивает его, накладывает краску нескольких цветов на линию сгиба, складывает лист по линии сгиба, скользящими движениями ладони по листу от линии сгиба к краям растягивает краску. Разворачивает лист и наблюдает за симметричностью узора относительно вертикальной оси симметрии. Оставляем лист для высыхания.)

(Дети возвращаются на свои места)

2.5. Наблюдая за природой, человек часто встречал удивительные образцы симметрии.

Ученик:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

(снежинка - слайд 6 – осевая симметрия)

7-9 - центральная симметрия.

2.6. Использование симметрии человеком

Учитель:

4. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям симметрия придает гармоничность, законченность.

(Слайды 10, 12)

2.7. На выставке детских работ кружка ДПИ представлены работы с симметричными рисунками. Дети учатся выпиливать лобзиком детали, которые скрепляют при помощи клея. Готовые изделия: подкасетник, резной стульчик, шкатулка, рамка для фотографии, заготовки для журнального столика.

Учитель:

Симметрию используют люди при создании орнаментов.

Ученик: - Орнамент – это украшение из сочетания периодически повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов. На Руси люди украшали орнаментом терема, церкви.

Ученик:

Это домовая резьба (слайд 14 - 16). Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси её, прежде всего, использовали для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Тогда существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были - карнизы, наличники, крыльцо.

Ученик:

Домовой резьбой украшались крыльцо, наличники , карнизы , причелины. Простые геометрические мотивы - повторяющиеся ряды треугольников, полукружий, причелин с кистями обрамляющих фронтоны двускатной крыши домов . Это древнейшие славянские символы дождя, небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца. С небесной сферой связаны представления о Солнце, дающем тепло и свет.

Учитель:

- Знаками Солнца являются солярные символы, обозначающие дневной путь светила. Особенно важным и интересным был образный мир наличников окон. Сами окна в представлении о доме - являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, зачастую неизвестным, окружающим дом со всех сторон. Верхняя часть наличника обозначала - небесный мир, на ней изображались символы Солнца.

(Слайды 16 -18 - симметрия в узорах на ставнях окна)

  1. Практическое применение умений

Учитель:

Сегодня мы будем создавать симметричные узоры для наличников или ставен окна. Объем работы очень большой. Как поступали в старину на Руси, когда строили дом? Как нам успеть за короткое время украсить окно? Как быть?

Ученики:

Раньше работали артелью. А мы будем работать в паре с распределением работы на части.

Учитель:

Давайте вспомним правила работы в паре и группе (слайд №19).

Намечаем этапы работы:

  1. Выбираем ось симметрии – вертикальная.
  2. Узор над окном – горизонтальный, но с вертикальной осью симметрии относительно центра.
  3. Узор на боковых створках и наличниках окна симметричен
  4. Самостоятельная творческая работа учеников в парах.
  5. Учитель помогает, корректирует.
  1. Итог работы

Выставка детских работ.

Славно сегодня мы потрудились!

Мы постарались!

У нас получилось!

Словарная работа

Наличник - оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой - резной наличник.

Пышные оконные наличники с венчающими их резными фронтонами снаружи и тончайшая резьба с изображением трав и животных.

Причелина – от слова чинить, делать, приделывать, в русской деревянной архитектуре - доска, закрывающая торцы бревен на фасаде избы, клети

Солярный знак . Круг - распространенный солярный знак, символ Солнца; волна, - знак воды; зигзаг - молнии, грозы и живительного дождя;


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа

« Симметрия и снежинки»

Выполнила: Давтян Анна

ученица 8 «А» класса

Руководитель: ВолковаС.В.

Учитель математики

г. Щучье, 2016г

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3

1. Теоретическая часть ……………………………………………….…….....4-5

1.1. Симметрия в природе......................................................................................4

1.2. Как рождается снежинка?………………………………………………..…..4

1.3. Формы снежинок...........................................................................................4-5

1.4 Снежинкины исследователи..........................................…………………...…5

2. Практическая часть …………………………………………………...……6-7

2.1. Опыт 1. Все ли снежинки одинаковые? .................…………………...…….6

2.2. Опыт 2. Сфотографируем снежинку и убедимся, что она шестиконечная………………………………………………………………...…..6

2.3. Анкетирование одноклассников и анализ анкет…………………………6-7

Заключение ……………………………………………………………………….8

Литература ………………………………………………………………………..9

Приложения .........................................................................................................10

Введение

«...быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным»

Симметрия (др.- греч. συμμετρία - «соразмерность»), в широком смысле - неизменность при каких-либо преобразованиях. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре. «Можно ли с помощью симметрии создать порядок, красоту и совершенство?", "Во всём ли в жизни должна быть симметрия?"– эти вопросы я поставила перед собой уже давно, и попробую ответить на них в этой работе. Предметом данного исследования является симметрия как одна из математических основ за конов красоты на примере снежинок . Актуальность проблемы заключена в том, чтобы показать, что красота является внешним признаком симметрии и, прежде всего, имеет математическую основу. Цель работы - на примерах рассмотреть и изучить образование и формы снежинок. Задачи работы: 1. собрать информацию по рассматриваемой теме; 2. выделить симметрию как математическую основу законов красоты снежинок. 3.провести анкетирование среди одноклассников «Что ты знаешь о снежинках?» 4.конкурс на самую красивую снежинку, изготовленную своими руками. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: поиск нужной информации в сети интернет, научной литературы, анкетирование одноклассников и анализ анкет, наблюдение, сравнение, . обобщение. Практическая значимость исследования состоит

    в составлении презентации, которую можно использовать на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии, внеклассной работе;

    в обогащении словарного запаса.

1.Теоретическая часть. 1.1. Симметрия снежинок. В отличие от искусства или техники, красота в природе не создаётся, а лишь фиксируется, выражается. Среди бесконечного разнообразия форм живой и неживой природы в изобилии встречаются такие совершенные образы, чей вид неизменно привлекает наше внимание. К числу таких образов относятся некоторые кристаллы, многие растения. Каждая снежинка- это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией - поворотной симметрией 6-го порядка и, кроме того, зеркальной симметрией . 1.2. Как рождается снежинка. Люди живущие в северных широтах, издавна интересовались почему зимой когда падает снег он не круглый, как дождь. Откуда они появляются?
Снежинки тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем, так как дождь. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Снежные кристаллы образуются в холодных облаках высоко над землёй, когда вокруг маленькой пылинки или бактерии образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды. Дальше этот кристаллик начинает расти. У него могут начать расти лучи, у этих лучей появляются отростки, или – наоборот, снежинка начинает расти в толщину. Обычные снежинки имеют диаметр около 5 мм и вес 0,004 грамма. Крупнейшая в мире снежинка была обнаружена в США в январе 1887 года. Диаметр снежной красавицы составил целых 38 см! А в Москве 30 апреля 1944 года выпал самый странный снег в истории человечества. Снежинки размером с ладонь кружили над столицей, а по форме напоминали страусинные перья.

1.3. Формы снежинок.

Форма и рост снежинок зависят от температуры и влажности воздуха. По мере того как снежинка растет, она становится тяжелее и падает на землю, при этом ее форма изменяется. Если снежинка при падении вращается, как волчок, то ее форма идеально симметрична. Если же она падает боком или иначе, то и форма ее будет несимметричной. Чем большее расстояние пролетит снежинка от облака до земли, тем крупнее она будет. Падающие кристаллы слипаются, образуя снежные хлопья. Чаще всего их размер не превышает 1-2 см. Порой эти хлопья бывают рекордных размеров. В Сербии зимой 1971 года выпал снег с диаметром хлопьев до 30 см! Снежинки на 95% состоят из воздуха. Именно поэтому снежинки так медленно падают на землю.

Учёные, изучающие снежинки, выделили девять основных форм снежных кристаллов. Им дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.(Приложение 1)

1.4. Снежинкины исследователи.

Шестиугольные ажурные снежинки стали предметом изучения еще в 1550 году. Архиепископ Олаф Магнус из Швеции первым наблюдал снежинки невооружённым глазом и зарисовал их. Его рисунки говорят о том, что он не заметил их шестиконечной симметрии.

Астроном Иоганн Кеплер издал научный трактат «О шестиугольных снежинках». Он «разобрал снежинку» с точки зрения строгой геометрии.
В 1635 году формой снежинок заинтересовался французский философ, математик и естествоиспытатель
Рене Декарт . Он классифицировал геометрическую форму снежинок.

А первую фотографию снежинки под микроскопом сделал в 1885 году американский фермер Уилсон Бентли . Уилсон фотографировал разный снег почти пятьдесят лет и за эти годы сделал более 5000 уникальных снимков. На основе его работ было доказано, что не существует ни одной пары абсолютно одинаковых снежинок.

В 1939 году Укихиро Накая , профессор университета Хоккайдо также начал всерьёз заниматься исследованием и классификацией снежинок. А со временем даже создал «Музей ледяных кристаллов» в городе Кага (500км к западу от Токио).

С 2001 года в лаборатории профессора Кеннета Либбрехта снежинки выращивают искусственно.

Благодаря фотографу Дону Комаречка из Канады у нас появилась возможность полюбоваться красотами и разнообразием снежинок. Он делает макроснимки снежинок. (Приложение 2).

2. Практическая часть.

1.1. Опыт 1. Все ли снежинки одинаковые?

Когда с неба стали опускаться на землю снежинки, я взяла увеличительное стекло, блокнот с карандашом и зарисовала снежинки. Мне удалось сделать рисунки нескольких снежинок. А это значит, что снежинки имеют разную форму.

1.2. Опыт 2. Сфотографируем снежинку и убедимся, что она шестиконечная.

Для этого опыта мне понадобились цифровой фотоаппарат, чёрная бархатная бумага.

Когда снежинки стали опускаться на землю, я взяла чёрную бумагу и подождала, пока снежинки упадут на неё. Цифровым фотоаппаратом я сфотографировала несколько снежинок. Вывела изображения через компьютер. При увеличении снимков было чётко видно, что у снежинок 6 лучиков. Получить красивые снежинки в домашних условиях невозможно. Но можно «вырастить» свои снежинки, вырезав их из бумаги. Или испечь из теста. А ещё можно нарисовать целые снежные хороводы. Ведь это под силу каждому!(Приложение 3,4).

1.3. Анкетирование одноклассников и анализ анкет.

На первом этапе исследования среди ребят 8А класса было проведено анкетирование «Что ты знаешь о снежинках?» В анкетировании участвовало 24 человек. Вот что я узнала.

    Из чего состоит снежинка?

а) знаю - 17 чел.

б) не знаю - 7 чел.

    Все ли снежинки одинаковы?

а) да – 0 чел.

б) нет – 20 чел.

в) не знаю – 4 чел.

    Почему снежинка шестиугольная?

а) знаю – 6 чел.

б) не знаю – 18 чел

    Можно ли сфотографировать снежинку?

а) да – 24 чел.

б) нет – 0 чел.

в) не знаю – 0 чел.

5. Можно ли получить снежинку в домашних условиях:

а) можно – 3 чел.

б) нельзя – 21 чел.

Вывод: знания о снежинках не составляют 100%.

На втором этапе проведён конкурс на самую красивую снежинку вырезанную из бумаги.

По результатам анкетирования были построены диаграммы.(Приложение 5).

Заключение

Симметрия, проявляясь в самых различных объектах материального мира, несомненно, отражает наиболее общие, наиболее фундаментальные его свойства.
Поэтому исследование симметрии разнообразных природных объектов и сопоставление его результатов является удобным и надежным инструментом познания основных закономерностей существования материи. Можно увидеть, что это кажущаяся простота уведет нас далеко в мир науки и техники и позволит время от времени подвергать испытанию способности нашего мозга (так как именно он запрограммирован на симметрию). «Принцип симметрии охватывает все новые области. Из области кристаллографии, физики твердого тела он вошел в область химии, в область молекулярных процессов и в физику атома. Нет сомнения, что его проявления мы найдем в еще более далеком от окружающих нас комплексов мире электрона, и ему подчинены будут явления квантов», – это слова академика В. И. Вернадского, занимавшегося изучением принципов симметрии в неживой природе.

Литература:

    Большая энциклопедия школьника. « Планета Земля». – Издательство «Росмэн-Пресс», 2001 г.- 660 с. / А.Ю.Бирюкова.

    Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. – Издательство

« Ключ-С, Филологическое общество "Слово", 1994 г.-488 с./ Славкин В.

    Краски природы: Книга для учащихся нач.классов – М: Просвещение, 1989 г. – 160 с./Корабельников В.А

Интернет- ресурсы:

    http://vorotila.ru/Otdyh-turizm-oteli-kurorty/Snezhnye-tayny-i174550

    Электронная детская энциклопедия «Почемучки».

Презентация на тему "Небесная геометрия" по геометрии в формате powerpoint. В презентации для школьников рассказывается о том, как происходит "рождение" снежинки, как форма снежинки зависит от внешних условий. Также в презентации содержится информация о том, кто и когда занимался изучением снежных кристаллов. Авторы презентации: Устинова Евгения, Лихачева Полина, Лапшина Екатерина.

Фрагменты из презентации

Цели и задачи

Цель: дать физическое и математическое обоснование разнообразия форм снежинок.

Задачи:
  • изучить историю появления фотографий с изображениями снежинок;
  • изучить процесс образования и роста снежинок;
  • определить зависимость форм снежинок от внешних условий (температура, влажность воздуха);
  • объяснить разнообразие форм снежинок с точки зрения симметрии.

Из истории изучения снежинок

  • Уилсон Бентли (США) 15 января 1885 года сделал первый снимок снежного кристалла под микроскопом.За 47 лет Бентли составил коллекцию фотографий снежинок (более 5000), снятых под микроскопом.
  • Сигсон (г.Рыбинск) нашел не худший способ фотографирования снежинок: снежинки надо помещать на тончайшей, почти паутинной, сетке из шелковинок, - тогда их можно снять во всех деталях, а сетку потом заретушировать.
  • В 1933 году наблюдатель полярной станции на Земле Франца-Иосифа Касаткин получил более 300 снимков снежинок разнообразнейшей формы.
  • В 1955 году А. Заморский разделил снежинки на 9 классов и 48 видов. Это – пластинки, звёзды, ежи, столбики, пушинки, запонки, призмы, групповые.
  • Кеннет Либрехт (Калифорния) составил полный справочник снежинок.
Иоганн Кеплер
  • отметил, что все снежинки имеют 6 граней и одну ось симметрии;
  • проанализировал симметрию снежинок.

Рождение кристалла

Шарик из пылинки и молекулы воды растет, принимая форму шестигранной призмы.

Заключение

  • Существуют снежные кристаллы 48 видов, разбитые на 9 классов.
  • Величина, форма и узор снежинок зависят от температуры и влажности.
  • Внутренне строение снежного кристалла определяет его внешний облик.
  • Все снежинки имеют 6 граней и одну ось симметрии.
  • Сечение кристалла, перпендикулярное оси симметрии, имеет шестиугольную форму.

И все-таки, загадка осталась для нас загадкой:почему в природе так часто встречаются гексагональные формы?





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Занятие направлено на:

  • применение знаний о симметрии, полученные на уроках окружающего мира, информатики и ИКТ, Истоков;
  • применение умений анализировать формы предметов, объединять предметы по определенным признакам в группы, вычленять из группы предметов “лишний”;
  • развитие пространственного воображения и мышления;
  • создание условий для
  • повышения мотивации к учению,
  • получения опыта коллективного труда;
  • воспитание интереса к народным исконно-русским видам прикладной деятельности.

Оборудование:

  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • конструктор ТИКО,
  • выставка детских работ кружка ДПИ,
  • рисунки окон.

1. Актуализация темы

Учитель:

Назовите самого быстрого художника (зеркало)

Интересно и выражение: “зеркальная гладь воды”. Почему так стали говорить? (слайды 3,4)

Ученик:

В тихой заводи пруда
Где течет водица,
Солнце, небо и луна
Точно отразится.

Ученик:

Вода отражает пространство небес,
Прибрежные горы, берёзовый лес.
Над гладью воды вновь стоит тишина,
Затих ветерок и не плещет волна.

2. Повторение видов симметрии.

2.1. Учитель:

Опыты с зеркалами позволили прикоснуться к удивительному математическому явлению – симметрии. Что такое симметрия, мы знаем из предмета ИКТ. Напомните, что такое симметрия?

Ученик:

В переводе слово “симметрия” означает “соразмерность в расположении частей чего-нибудь или строгая правильность”. Если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии, то половины фигуры совпадут.

Учитель:

Давайте убедимся в этом. Сложите цветок (вырезанный из цветной бумаги) пополам. Совпали половины? Значит фигура симметричная. Сколько осей симметрии имеет данная фигура?

Ученики:

Несколько.

2.2. Работа с интерактивной доской

На какие две группы можно распределить предметы? (Симметричные и несимметричные). Распределите.

2.3. Учитель:

Симметрия в природе всегда завораживает, очаровывает своей красотой...

Ученик:

Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

(слайд 5 – бабочка – вертикальная симметрия)

2.4. Практическая деятельность.

Учитель:

Вертикальная симметрия – это точное отражение левой половины узора в правой. Сейчас мы научимся выполнять такой узор красками.

(переходим к столу с красками. Каждый ученик складывает лист пополам, разворачивает его, накладывает краску нескольких цветов на линию сгиба, складывает лист по линии сгиба, скользящими движениями ладони по листу от линии сгиба к краям растягивает краску. Разворачивает лист и наблюдает за симметричностью узора относительно вертикальной оси симметрии. Оставляем лист для высыхания.)

(Дети возвращаются на свои места)

2.5. Наблюдая за природой, человек часто встречал удивительные образцы симметрии.

Ученик:

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке

(снежинка - слайд 6 – осевая симметрия)

7-9 - центральная симметрия.

2.6. Использование симметрии человеком

Учитель:

4. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям симметрия придает гармоничность, законченность.

(Слайды 10, 12)

2.7. На выставке детских работ кружка ДПИ представлены работы с симметричными рисунками. Дети учатся выпиливать лобзиком детали, которые скрепляют при помощи клея. Готовые изделия: подкасетник, резной стульчик, шкатулка, рамка для фотографии, заготовки для журнального столика.

Учитель:

Симметрию используют люди при создании орнаментов.

Ученик: - Орнамент – это украшение из сочетания периодически повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов. На Руси люди украшали орнаментом терема, церкви.

Ученик:

Это домовая резьба (слайд 14 - 16). Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси её, прежде всего, использовали для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Тогда существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были - карнизы, наличники, крыльцо.

Ученик:

Домовой резьбой украшались крыльцо, наличники , карнизы , причелины. Простые геометрические мотивы - повторяющиеся ряды треугольников, полукружий, причелин с кистями обрамляющих фронтоны двускатной крыши домов. Это древнейшие славянские символы дождя, небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца. С небесной сферой связаны представления о Солнце, дающем тепло и свет.

Учитель:

Знаками Солнца являются солярные символы, обозначающие дневной путь светила. Особенно важным и интересным был образный мир наличников окон. Сами окна в представлении о доме - являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, зачастую неизвестным, окружающим дом со всех сторон. Верхняя часть наличника обозначала - небесный мир, на ней изображались символы Солнца.

(Слайды 16 -18 - симметрия в узорах на ставнях окна)

3. Практическое применение умений

Учитель:

Сегодня мы будем создавать симметричные узоры для наличников или ставен окна. Объем работы очень большой. Как поступали в старину на Руси, когда строили дом? Как нам успеть за короткое время украсить окно? Как быть?

Ученики:

Раньше работали артелью. А мы будем работать в паре с распределением работы на части.

Учитель:

Давайте вспомним правила работы в паре и группе (слайд №19).

Намечаем этапы работы:

  • Выбираем ось симметрии – вертикальная.
  • Узор над окном – горизонтальный, но с вертикальной осью симметрии относительно центра.
  • Узор на боковых створках и наличниках окна симметричен
  • Самостоятельная творческая работа учеников в парах.
  • Учитель помогает, корректирует.
  • 4. Итог работы

    Выставка детских работ.

    Славно сегодня мы потрудились!

    Мы постарались!

    У нас получилось!

    Словарная работа

    • Наличник - оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных планок. Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой - резной наличник.
      Пышные оконные наличники с венчающими их резными фронтонами снаружи и тончайшая резьба с изображением трав и животных.
    • Причелина – от слова чинить, делать, приделывать, в русской деревянной архитектуре - доска, закрывающая торцы бревен на фасаде избы, клети
    • Солярный знак. Круг - распространенный солярный знак, символ Солнца; волна, - знак воды; зигзаг - молнии, грозы и живительного дождя.