Виды паркура. Другие основные понятия

Дэвид Бэлль воспитывался в строгости. Его дед, работавший , каждый день напоминал внуку о необходимости быть мужественным, терпеливым, бесстрашным. Однако отец Дэвида, профессиональный спасатель, желал сыну иной судьбы: он готовил к поступлению в элитарный колледж. Родитель хотел, стал хорошим юристом.

Мальчику запрещались опасные физические нагрузки. Однако Дэвид, мечтавший стать скалолазом, нашел естественный выход для энергии: высокие горы были заменены деревьями, на которые он карабкался в любую свободную минуту.

К 16-ти годам Бэлль-младший решился выступить против отца и решительно отказался продолжать обучение. Следуя за мечтой, записался в команду -добровольцев. Там он начал разрабатывать стратегии, позволяющие легко преодолевать сложные препятствия, чтобы иметь возможность быстро добираться в самые труднодоступные места города.

Через некоторое время Дэвид Бэлль поступил на службу в пожарную часть городка Лисс. Внезапная травма руки дала молодому человеку время для размышлений. После нее он не вернулся на работу, а создал первую паркур-команду «Ямакаси». Данное слово дословно означает «сильных дух, характер, тело». Всемирной популярности паркура способствовал фильм Люка Бессона, в котором приняла участие организация «Ямакаси», показавшая удивительные умения и возможности экстремального вида спорта.

Паркур – преодоление дистанций в каменных джунглях

Сегодня паркур интерпретируется как спортивная дисциплина. Дословно же французское искаженное слово parkour означает «полоса препятствий». Люди, занимающиеся паркуром, называются «трейсеры».

Паркур имеет свою философию. Она заключается в том, что никаких границ не существует, если человек умеет правильно использовать силу и реакцию. Главные «враги» трейсера: здания, стены, деревья и пр. В паркуре не используется оружие.

Паркур – занятие не для каждого человека. Желающий научиться быстро и эффективно перемещаться между двумя точками, не замечая стен, деревьев, зданий должен пройти полный курс обучения и развития. В первую очередь, мастера требуют создать гармонию внутри себя. Лучшим средством для этого считаются восточные единоборства.

Далее следует развивать реакцию и тело. Для первого помогут бадминтон, фехтование, стрельба. Для второго – легкая атлетика, гимнастика, скалолазание, конный , аэробика. Тело должно стать гибким, а реакция – быстрой, чтобы в экстренной ситуации вы смогли спасти свою жизнь.

Человеку, занимающемуся паркуром, необходимо уметь правильно оценивать свои возможности. Одна ошибка, желание доказать что-либо может стоить жизни. Именно поэтому нельзя приступать к выполнению опасных элементов, если внутри вас нет баланса и гармонии.

Многие наверняка видели фильмы об экстремальных парнях, которые с головокружительной легкостью преодолевают препятствия, перепрыгивают с крышу на крышу, карабкаются на стены и выполняют множество других потрясающих трюков. Более того, на улицах наших городов можно увидеть подростков, пытающиеся проделать нечто подобное. Эти отважные спортсмены называются трейсеры, а спорт, которым они занимаются – паркур.

Считается, что история паркура началась с увлечения француза Давида Белля, который от скуки и детской жажды экспериментов начал лазать по деревьям, крышам, заборам с максимально возможным экстримом. Однако, на самом деле начало свое этот спорт берет из африканских джунглей. Офицер морского флота Джордж Герберт обратил внимание на ловкость и скорость, с которой аборигены перемещались по джунглям, и решил обучить этому искусству своих солдат. В результате длительных тренировок, проб и экспериментов появилась программа, легшая в основу паркура. Называлась эта дисциплина «Натуральный метод» - в программу входили прыжки в высоту, в длину, скалолазание и прочее.

Отец Давида Белля Раймонд Бель был военным и владел искусством «Натурального метода». Он с детства прививал сыну интерес к спорту, тренировал его и всячески поощрял. В результате, Давид сам настолько заинтересовался дисциплиной, что сколотил команду единомышленников и всерьез занялся паркуром. Это название появилось позже, означает «полоса препятствий», а «трейсеры» переводится как «люди, прокладывающие новые пути».

Паркур – не просто спорт, это философия, искусство перемещения. Цель трейсера – преодолеть какое-то расстояние с минимальной затратой сил. Конечно, выглядит это зрелищно, однако элементы акробатики, которые так впечатляют, используются только в том случае, если они не замедляют движение. Именно в этом отличие паркура от фрирана – передвижения, в котором главное не цель, а процесс.

Благодаря Давиду Беллю паркур стал очень популярным. Первым к подростку присоединился Себастьян Фукан, который впоследствии, погнавшись за прибылью, и создал ответвление паркура – фриран. Кроме Давида и Себастьяна в команде было еще шестеро парней, однако они тоже не пошли по пути Белля, подписав контракт, по которому они два года должны были исполнять трюки в мюзикле «Notre Dame de Paris». Пока команда существовала в первоначальном составе, она носила имя "Ямакаси", ставшее впоследствии нарицательным.

Для Давида паркур стал смыслом жизни. Его запал привлек внимание киношников, в результате Белля и его команду пригласили сняться сначала в фильме Такси 2, где они исполняли роли ниндзя-каскадеров, а позже вышли фильмы "Ямакаси" и "Ямакаси 2". В этих фильмах ребята играли сами себя, хотя сюжет, конечно, был придуманным.

Родиной паркура принято считать город Лисс, где жил Давид Бель и где образовалась команда "Ямакаси". Несмотря на то, что со временем их пути разошлись, слава первых трейсеров подталкивает молодых людей к освоению паркура. Начиная с 2002 года, в Лиссе появилась традиция проводить ежегодные Дни паркура. Они начинаются 20 июля, и в это время молодые команды могут показать себя и посмотреть на других.

Чтобы стать трейсером, нужно много тренироваться, начать иначе мыслить, проникнуться философией этого искусства, однако преимущество паркура в том, что научиться ему может каждый. Настойчивость, стремление, желание, терпение – главное, что нужно начинающему трейсеру, все остальное приложится. Не зря ведь девиз паркурщиков – «Нет границ – есть лишь препятствия».

Элементы:

Drop - прыжок с высоты, выполняется с места или из позиции cat leap. Амортизировать падение можно только ногами, или ногами и руками (ну или одной рукой).

Spring - прыжок через какое либо препятствие, не касаясь его. Например, перелёт через перилку, куст или машину.

Up from down - прыжок вдаль с большой высоты, заканчивающийся ролом.

Blind - вариация спринга, но его особенность в том, что при толчке трейсер не видит точки приземления.

Gap - как и блайнд, это один из видов спринга. Отличие в том, что преодолеваемое препятствие - это гэп, то есть большое расстояние на высоте. Трюк выполняется как с места, так и с разбега.

Accuracy - прыжок на какой-либо небольшой объект (например перила или парапет) и последующее удержание равновесия на нём; выполняется с места. Иногда при приземлении используется обхват или касание объекта руками, что придаёт большую устойчивость.

Running accuracy - акураси, выполняемый с разбегу.

Turn precision - разворот на узком объекте прыжком и последующим удержанием равновесия на нем. Может выполнятся как на 180°, так и на 360° градусов.

Fly roll - прыжок, после которого тело вытягивается параллельно земле, а приземление - рол.

Two hand vault - опорный прыжок, исполняемый на две руки, все тело или только ноги проходят сбоку от рук. Может исполнятся, как в группировке так и без неё.

One touch - опорный прыжок, исполняемый на одну руку, при прямом угле к перилке. В любом варианте, но без вращения.

Monkey vault - вариант Two hand vault. Манки используется крайне часто при преодолении парапетов или же для залезания на объекты. Это опорный прыжок ровной группировкой, с опорой на две руки. Можно также пронести тело между рук, хотя обычно делается просто толчок руками от перилки. Чтобы выполнить манки с разбега, необходимо вначале совершить прыжок, затем поставить руки на перила или парапет.

Monkey splits vault - опорный прыжок, при котором тело находится в вертикальном положении, опора идёт на две руки, ноги широко разведены в стороны.

Reverse vault - опорный прыжок с вращением на 360°, причём первым над препятствием должна пройти спина, тело в вертикальном положение. Вращение может идти как через одну, так и через две руки. Также можно делать как в группировке, так и согнувшись.

Speed vault - опорный прыжок, с использованием одной руки. Тело параллельно перилке (или любому другому препятствию).

King kong vault - опорный прыжок, исполняемый как манки, только выполняется он через большое расстояние. Тело должно быть параллельно земле, постановка рук на дальний край препятствия.

King kong vault (double) - вариант кинг-конга, только выполняется два касания руками препятствия (обычно около начала препятствия и в конце). Помогает преодолевать расстояния большей длины.

King kong (running) - вариант кинг-конга, вместо одного касания выполняется бег руками по препятствию(однако, тело должно быть параллельно земле).В конце руки могут быть поставлены для исполнения манки или же выполняется толчок одной рукой от препятствия для соскока.

King kong splits - опорный прыжок, выполняемый через большое расстояние, начинаемый с прыжка с вытягиванием тела параллельно земле (пролетая над препятсвием), с последующим отталкиванием руками от дальнего края препятствия и проноса над ним тела с широко разведенными в сторону ногами.

King kong to kash - кинг-конг переходящий в кэш (после опоры руками, вперед выходят прямые ноги и затем за ними идет все тело).

Cat vault - преодоление перилы или парапета при беге под углом на него. Трейсер сначала выпрыгивает держа тело параллельно земле, затем по очереди ставит и убирает руки на парапет или перилку (по мере прохождения рук над препятствием).

Dash vault - красивый трюк, выполняется с разбега, толкаясь одной ногой, ноги держаться уголком перед собой. Над препятствием сначала проходят ноги, затем ставятся руки. Можно довести до группировки «согнувшись» или выполнить держа ноги не вместе, а врозь («разножкой»).

Dash vault (360°) - вариант дэша, когда идёт сильный толчок руками и разворот на 360°. Необходимо выполнять хлест ногами, иначе вам просто не хватит толчка, чтобы развернуться.

Kash vault - monkey, после которого ноги выносятся вперёд и лишь затем идёт соскок. Чем выше задраны ноги тем красивее смотрится трюк. Ноги могут быть как вместе так и разножкой.

Turn vault - опорный прыжок с разворотом на 180 и хватом за перилку или парапет с другой стороны, желательно в Cat Leap (ну а на стене без выступов по другому и не сделаешь). Заход может идти как с любого другого vault’а (обычно однако делается как придётся).

Turn vault (underbar) - выполняется только на перилке. После turn vault’а ноги проходят под препятствием и трейсер с хлёстом вылетает обратно на место толчка.

Lazy vault - при беге параллельно или под небольшим углом к препятствию, трейсер опирается ближней рукой на него, вскидывая ноги перед собой уголком, в полёте перемещая центр тяжести через препятствие, меняя руку. Толчковая нога может быть как дальней от препятствия, так и ближней. Для красоты, во время трюка могут также исполнятся грэбы, ножницы или другие финты.

Thief vault - lazy vault, используемый при преодолении большого расстояния. Для исполнения необходимо сильно отталкиваться от препятствия руками.

Lazy vault (360) - после лейзи, толкаясь одной рукой и совершая маховое движение другой, разворачиваете тело на 360 градусов. Вращение может идти как по продольной оси, вытянувшись параллельно земле, так и в вертикальном положении.

Tic-Tac vault (parallel) - Может использоваться, когда перилка идёт параллельно стене, не очень далеко от неё. Трейсер, поставив руку на перилку, совершает толчок от стены, используя его силу чтобы перелететь через перилку, исполнив one hand vault.

Tic-tac vault (perpendicular) - Может использоваться, когда перилка примыкает к стене (или другому препятствию от которого можно оттолкнуться). Именно от этой стены и выполняется тик-так. Есть три основных варианта этого трюка: а) Бег идёт параллельно перилке, на неё ставится рука с одновременным толчком от другого препятствия, сила толчка используется для того чтобы перелететь через перилку, исполнив one hand vault. б) Бег на перилку, совершается tic-tac, затем ставится рука, и исполняется one hand vault. в) Бег на перилку, исполняется параллельный пронос (speed vault), одновременно с которым исполняется tic-tac.

Barrel vault - Арабское сальто через перила или парапет, с опорой на одну руку. Ноги прямые.

Gate vault - исполняется следующим образом: трейсер переваливается через забор на животе и, держась одной рукой за верх забора и опираясь в него другой, перекидывает на другую сторону ноги, разворачивая в полете тело за ногами, чтобы остаться лицом в направление движения. Может также исполнятся и на перилах.

Overturn - Видоизмененный Gate Vault. Переваливание через препятствие с опорой на живот и последующим хватом обоими руками за препятствие, вскидыванием ног и переворотом с помощью рук через голову.

Pop vault - При преодолении высокoго препятствия с разбегу исполняется толчок ногой от стену (wall pop), затем после вылета от толчка ногой, исполняется либо monkey или two hand vault.

Walltouch spin - Если перилка находится на небольшом расстоянии от стены, то при беге прямо на неё, совершив one hand vault или two hand vault, можно перепрыгнуть через перилку, затем упереться ногой в стену, толкнуться и, опираясь на одну руку, перелететь обратно.

Palm spin - Опорный прыжок с вращением на 360° через одну или две руки и приземлением на точку с которой начиналось выполнение элемента. Обычно исполняется с двух рук. В этом случае руки ставятся сбоку от себя, перекрещиваясь, причём как правило одна рука ставится до прыжка, вторая после. При таком варианте исполнения большая часть опоры приходится на одну руку, второй совершается крутка. При исполнении элемента через одну руку, вращение задаётся махом второй руки и/или корпуса. Возможен вариант, когда опора идёт на одну руку, крутка задаётся второй, которая сразу после исполнения закручивания убирается.

Palm spin (pop) - Palm spin на высоких препятствиях, исполняемый после разбега и толчка ногой от стены (wallpop).

Palm spin (reverse) - Palm spin исполняемый в сторону спины (относительно руки поставленной на препятствие). Вначале на грань ставится одна рука, совершается прыжок с вращением вокруг этой руки. Обычно после этого происходит докручивание второй рукой от препятствия.

Rail flip - По названию все понятно: переворот через голову на перилке, с опорой на две руки.

Underbar - Преодоление перилки или какого-либо отверстия, пролётом под ними, с пронесением сначала ног, а потом и всего тела. Может исполняется с разбега, с места либо после wallpop’a или tic-tac’a (как в «13-ом районе»).

Underbar (360) - Пролет под перилкой или в какое-либо отверстие, держась руками за верхний край, с пронесением сначала головы, затем ног и разворотом тела на 360° в полете. Может исполнятся после tic-tac’a или wallpop’a.

Drop in - После принятия вертикальной стойки на руках на парапете или перилах, трейсер начинает заваливаться вперёд, принимает группировку и благодаря этому встаёт на ноги.

Roll - Рол является одним из самых важных элементов в паркуре. Это перекат преимущественно через плечо для снижения нагрузки на ноги при приземлении. Используется трейсерами всего мира после приземления с большой высоты, или для сохранения скорости передвижения.

Cat leap - Прыжок на стену с принятием хвата руками её края с упором стоп согнутых ног перед собой в стену. Используется при прыжке на более высокие стены, или при прыжке через расстояние, чуть большее чем то, которое трейсер может перепрыгнуть. Также Cat Leap’ом называется сама позиция виса на руках на стене, с упором в неё стоп согнутых ног.

Cat to cat - Прыжок с разворотом на 180 градусов из cat leap’a в cat leap, меж двух стен или препятствий, на которые можно прийти в cat leap.

Corner - Прыжок из cat leap’a в cat leap на углу с разворотом на 270°.

Dismount - Прыжок или соскок из позиции cat leap с разворотом на 180° или 540°.

360° wall hop - Прыжок с вращением на 360° и последующим входом в cat leap.

360° wall hop (pop) - Толчок ногой от стены, с последующим разворотом на 360° и входом в позицию cat leap.

Wallpop - Толчок от стены с разбега, выполняемый с целью набора дополнительной высоты. Возможен вариант в два толчка, при наличии выступов на стене.

Tic-tac (one-two) - Толчок от одного препятствия для преодоления другого или набора высоты. Например, толчок от стены, чтобы перелететь перилку или толчок от дерева для увеличения дальности полёта и/или перемены траектории. Толчок идет обычно от поверхности, находящийся сбоку от трейсера.

Double tic-tac - Толчок сначала от одного препятствия, затем от другого, чтобы преодолеть третье.

Wallrun - Бег вдоль по вертикальной стене. Может производится как с целью преодолеть какое-то расстояние, так и с целью набора высоты. Также возможна пробежка через угол или через два угла.

Wallrun (360°) - Отличается от Wallrun’a тем, что одновременно идёт вращение на 360° по продольной оси. При этом чаще всего делается только 2 шага.

Hand balance - Балансирование на грани или периле в какой-либо стойке на руках.

Cat pass - Прохождение препятствия на руках.

Double tap - Вариант Pop vault. Выполняется с дополнительным толчком или рывком руками о верхнюю грань стены целью достать и ухватиться за перилу, которая находится на стене.

Olle flip - Перекат через препятствие, не косаясь его руками и ногами.

Five Point Slide - Съезд по перилам на пятой точке.

Акрабатические трюки:

(Frontflip) - Сальто вперёд, когда крутка делается махом руками из-за головы. Выполняется с места или разбега (толчок двумя ногами).

(Front flip down) - Сальто вперёд, когда сначала совершается прыжок с рывком руками вверх, затем задаётся крутка махом руками сверху вниз. Используется преимущественно при выполнении сальто через препятствие, вроде перилки или куста. Выполняется обычно с разбега.

(Front flip back) - Сальто вперёд, при котором мах идет с заведением рук за спину. Ноги в группировке, руками не берутся. Дает очень высокую скорость крутки, что облегчает приземление на прямые ноги, когда сальто выполняется на плоскости. Выполняется с разбега.

(Frontflip curve) - Сальто вперёд с прямыми ногами. Чем плотнее ноги прижаты к груди, тем выше скорость крутки. Обычно исполняется с хватом бёдер руками, однако возможны и другие варианты (например широко расставив руки, если вам позволяет растяжка держать ноги у груди или немного разведя ноги в стороны). Делается, как правило, с высоты, с места или разбега (толчок двумя ногами).

(Frontflip blansh) - Сальто вперед, без группировки с ровным телом. выполняется с высоты, с разбега (толчок двумя ногами).

(Frontflip curve 180°) - Сальто вперёд согнувшись, с винтом на 180° во время разгиба. Обычно делается с высоты, с разбега (толчок двумя ногами).

(Frontflip wave) - Сальто вперёд, когда крутка идёт махом ногой и/или руками за себя, с последующим взятием группировки. Выполняется с разбега (толчок одной ногой).

(Frontflip wave blansh) - Сальто вперёд, когда крутка идёт махом ногой. Выполняется без взятия группировки, с разбегу (толчок одной ногой).

(Frontflip wave sag) - Маховое сальто вперед, с прогибом тела. Выполняется с разбегу (толчок одной ногой).

(Superman) (гимнасты зовут его «затяжное сальто вперёд») - Сальто вперёд, после прыжка тело вытягивается параллельно земле, группировка идёт под конец. Выполняется как правило с высоты, с разбега, может использоваться для преодоления препятствий.

(Superman curve) - Супермен в группировке согнувшись. Выполняется также, как и обычный супермен.

(Backflip) - Сальто назад в группировке. При прыжке с высоты, спина может откидываться назад.

(Backflip curve) - Сальто назад, выполняемое в группировке согнувшись. Выполняется с высоты.

(Backflip sag) - Сальто назад, без группировки с прогибом в спине. Выполняется с высоты.

(Backflip blansh) - Сальто назад без группировки, с ровным телом. Крутка задаётся махом руками. Выполняется с высоты.

(Backflip wave) - Сальто назад, при котором крутка задаётся махом ноги.

(Backflip screw) - Сальто назад с вращением вокруг продольной оси, в группировке. Винт может варьироваться в широких пределах.

(Backflip blansh screw) - Сальто назад с вращением вокруг продольной оси, тело прямое. Винт либо 180°, либо 360°. Больше мало кто из паркуристов делает.

(Angel drop) - Сальто назад прогнувшись, исполняемое из положения Cat leap.

(Overbah) - При прыжке вперёд выполняется сальто назад. Делается в группировке, с места или разбега. С высоты.

(Overbah sag) - Овербах выполняемый без группировки, с прогибом в спине. С места и с высоты.

(Overbah reverse) - Сальто вперед, при прыжке назад. Делается с высоты.

(Lemming) - Овербах, при котором крутка делается махом ноги. Выполняется с разбега. Как правило с высоты, но может выполнятся и на плоскости

Коркс-крю - Овербах с винтом. В группировке или без неё.

Стрекосат - Маховое сальто назад с разбега, в плоскости перпендикулярной линии разбега.

(Flywheel) - Вращение вбок, через голову, тело в вертикальной плоскости. Выполняется с разбега.

(Arabflip) - Вращение вбок, в вертикальной плоскости, в группировке.

(Arabflip throw over) - Арабское сальто, при котором спина расположена горизонтально, а ноги перекидываются через себя. Выполняется в группировке или согнувшись. В паркуре может применяться как прыжок с высоты, так и для преодоления препятствий.

(Mysty) - Арабское сальто, после которого трейсер становится лицом противоположно направлению движения. Достигается прижатием головы к плечу. В гимнастике считается грубой ошибкой.

(Dacascos) - Вращение вбок (как при арабском сальто) в плоскости, перпендикулярной плоскости разбега.

Внутреннее боковое - Прыжок с высоты с вращением вбок, в плоскости, перпендикулярной грани препятствия, с которого осуществляется прыжок, в сторону противоположную направлению разбега (головой в сторону грани).

(Segun Fai) - Рандат без рук. Может выполнятся с винтом. Делается с разбегу.

(Bedouinflip; butterfly) - Вращение в горизонтальной плоскости, тело параллельно земле. Ноги как правило идут одна за другой, взмахивая над головой. Варианты: вращение может идти не в горизонтальной плоскости, а под углом- это вариант из капуйеро. Также ноги могут не выходить из плоскости вращения. Часто исполняется в программах тау-лу в у-шу.

(B-twist) (джан-туи в у-шу) - Вращение вытянутого тела вокруг продольной оси в горизонтальной плоскости. Заход как на бедуинское, только вместо маха ногами - вращение.

(Screw) - С разбегу совершается прыжок вперед, тело вытягивается параллельно земле, и происходит вращение вокруг продольной оси. Делал Бель (он там после этого ещё в Cat leap входил сразу).

(Wallflip) - Сальто назад с толчком ногой от стены. Как вариант: после 2, 3 или 4 шагов по стене.

(Wallflip screw) - волфлип с вращением вокруг продольной оси, на 180° или 360°.

(Arabian wallflip) - Арабское сальто, после одного, двух или трех шагов вверх по стене.

(Trinity flip) - Бедуинское сальто от стены.

(Wallscrew) - Передний винт после отталкивания двумя ногами от стены.

(Wallflip front) - Сальто вперёд после толчка от стены или после двух шагов вверх по стене.

(Tic-tac frontflip) - После толчка ногой от стены сбоку (tic-tac) выполняется переднее сальто. Делается с разбегу.

(Frontflip Handpop) - При беге в направлении стены под углом выполняется обычное сальто вперёд, с толчком рукой от стены, что изменяет траекторию и придает дополнительную высоту.

(Wallpalm) - Трюк, при котором трейсер подбегает к стене, выпрыгивает, ставит две руки на стену, вращается через них в плоскости, параллельной стене. Как правило одна рука задает крутку, вторая опорная (хотя опоры там немного).

(Wallpalm pop) - Сальто вбок после одного или двух шагов по стене, в плоскости, параллельной стене.

(Wallpalm reverse) - С разбегу ставится рука на стену, выбрасываются прямые ноги вбок с вращением через руку (в плоскости, параллельной стене), затем происходит докрутка второй рукой. Редкий трюк.

(Ozi flip) - Сальто вперёд с захватом за столб или дерево

В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах. Сутью паркура является движение и преодоление препятствий различного характера. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и тренировок).

Определение, цели и ограничения

История паркура

«Натуральный метод»

Перед Первой мировой войной во Франции создается так называемый «Натуральный метод» (фр. Methode naturelle ) движения. Автором новой дисциплины стал Жорж Эбер (фр. Georges Hébert ), живший с по 1957 год и служивший в морском флоте Франции. Руководствуясь своими познаниями и опытом, который он получил в результате экспедиций в Африку, где проводил наблюдения за аборигенами, за тем, как они охотятся и двигаются, он создал новую универсальную методику обучения для своих солдат. Она включала в себя развитие трёх направлений: силы воли, моральных качеств и физической силы. Составляющие дисциплины - бег, прыжки, скалолазание, самооборона, поднятие и метание предметов, эквилибристика, плавание и другие - являлись базовыми составляющими «натурального метода». Метод показал себя очень действенным и эффективным на протяжении Первой и Второй мировых войн.

Развитие паркура и возникновение фрирана

Российский паркур и возникновение Всемирной Ассоциации Паркура

В России существование паркура началось с команды «Tracers» из Москвы. Основатель команды Олег Краснянский первым посетил город Лисс и познакомился с Давидом Беллем.

В 2004 году на пресс-конференции, связанной с Российской премьерой фильма «13 район», Давид Белль сделал заявление об основании PAWA (Parkour Worldwide Association) - Всемирной Ассоциации Паркура, первым представительством которой стала российская. Олег Краснянский, основатель русской команды «The Tracers», объявлен главой этого представительства, и таким образом получил право вести российский паркур от имени Всемирной Ассоциации. Возникновение PAWA должно было дать толчок к развитию паркура по всему миру и отражать истинную суть дисциплины.

К 2006 году никаких масштабных шагов по развитию паркура от имени Всемирной Ассоциации не предпринималось. Осенью 2006 года Давид Белль заявил о своём выходе из PAWA, мотивировав это тем, что он не может более контролировать деятельность всех отделений ассоциации и не готов подписаться под деятельностью PAWA в каждом конкретном случае. Следом российское представительство также прекратило свою работу.

В 2007 году в Башкортостане начинает действовать Ассоциация Трейсеров Башкортостана. В Уфу приезжают трейсеры со всей республики на тренировки. Поддержку оказывает Министерство спорта РБ. В спальном районе Сипайлово созданы группировки uG parkour и R-63.

Несмотря на все трудности в России появляются новые организации, целью которых является популяризации дисциплины. Открываются секции, проводятся фестивали, семинары с участием Российских и Зарубежных атлетов.

Начало признания паркура как спортивной дисциплины. Секции паркура.

На данный момент в Великобритании активно развиваются спортивные кружки по занятиям паркуром, некоторые школы приняли занятия в программу по физкультуре . В Санкт-Петербурге паркур стал частью общественной акции «Выбирай спорт!», направленной на развитие интереса молодёжи к спортивной культуре , а также создана Академия Паркура для желающих научиться этому искусству перемещения.

В связи с популяризацией дисциплины и для привлечения новых людей, многими профессиональными объединениями (Parkour Generations, APK и др.) паркур в некоторых ситуациях преподносится как один из видов экономного фитнеса . Это свидетельствует о происходящем расширении заинтересованной аудитории данной спортивной дисциплины.

Паркур в силовых ведомствах

Во многих странах руководители силовых ведомств, в первую очередь полицейские, заявляют о желательности введения паркура или его элементов в программу подготовки личного состава, поскольку владение паркуром позволяет сотрудникам полиции значительно эффективнее преследовать и задерживать преступников.

Паркур в культуре

Паркур и киноиндустрия

Паркур получил широкую известность после выхода фильмов «Ямакаси: Новые самураи » о команде трейсеров, в котором сам Давид Белль отказался участвовать, не желая, чтобы паркур ассоциировали со способом воровства, и фильмов «Тринадцатый район » и «13-й район: Ультиматум » (автор сценариев - Люк Бессон), в которых он снялся в одной из главных ролей.

После популяризации паркура его элементы и сцены погонь с его применением стали достаточно популярны в современных фильмах. Так, в одном из фильмов бондианы «Казино „Рояль“ » в самом начале показана сцена погони Бонда за террористом Моллакой, роль которого исполнил Себастьян Фукан . Погоня проходит с активным применением элементов паркура.

Паркур и игровая индустрия

В 2007 году студия Core Design Ltd. выпустила игру про паркур - «Free Running », игра сделана в стиле игр про скейтборд. В 2008 году студия EA Digital Illusions Creative Entertaiment выпустила паркур-игру «Mirror"s Edge ». Игра получила высокие оценки и отзывы множества трейсеров самого высокого уровня. Она отличается высоким реализмом и качественно передает движения трейсера при преодолении препятствий.

Стиль передвижения персонажа игрока паркуром приобрел достаточную популярность и в других играх, в которых происходят активные передвижения игрока, в том числе и по вертикали и над землей (например, по крышам). К числу таких игр относятся:

Терминология

«Паркур»

Изначально для обозначения тренировок использовали французские термины l’art du déplacement и le parcours .

Термин «паркур» был придуман Давидом Беллем и его другом Юбером Кунде (Hubert Koundé ). Слово «паркур» (parkour) происходит от определения parcours du combattant - классического метода преодоления препятствий военной подготовки, созданного Жоржем Гербертом.

«Трейсеры»

Слово «трейсер» пришло в русский язык из английского, куда в своё время попал французский термин traceur ( ) и traceuse ( ) - имя нарицательное, используемое для обозначения людей, занимающихся паркуром. Французское существительное происходит от французского глагола tracer , который обычно означает «следить» , но на сленге также именуется, как «идти быстрее» . В документальном фильме-интервью режиссёра Крэйга Пентака (Craig Pentak) Стефан Вигру (Stephane Vigroux) (один из родоначальников паркура, основатель организации Parkour Generations) высказался об определении трейсера так :

«В настоящее время слово „трейсер“ является самостоятельным определением. Но изначально мы так называли нашу команду, в которую входили: мой брат, Себастьян Гудо, Тома, Малик Дюф, Микель Рамдони, Джером Бенаес,

Многие видели фильмы "13-й район", "Казино Рояль", "Ультиматум Борна". Это такой вид спорта, когда человек должен прыгать по крышам и перелезать через стены. Интересно наблюдать со стороны за кем-нибудь, кто преодолевает препятствия.

Паркур в реальной жизни стал частью культуры и спорта. молодежи не обошло и Далее будет рассказано о комбинациях паркура для начинающих.

Паркур - что это такое?

Паркуром называется городского пространства, причем эффективное и естественное. Людей, занимающихся паркуром, называют трейсерами. Они перепрыгивают через препятствия, залезают на стены. Их целью является преодоление расстояния между точками А и В наиболее эффективным способом.

Паркур берет свое начало во Франции. Его истоки - военные тактики 19 столетия, предназначенные для того, чтобы помогать солдатам убегать из плена. Снова новое стало хорошо забытым старым. Но теперь данную практику используют в фитнесе.

Разница между паркуром и фрираннингом

Кажется, что эти термины взаимозаменяемы. Эти виды спорта и вправду имеют много общего, хотя есть и небольшая разница.

Паркур — что это такое? Как было сказано выше, это маневрирование в городской среде с использованием прыжков и сложных движений. Здесь не нужны никакие сальто и другие сложные акробатические трюки.

Фрираннинг отодвигает эффективность на второй план, здесь особое значение обретают акробатические движения.

Зачем нужен паркур?

Данный спорт учит бороться со страхами перед окружающим миром и превращает город в большую игровую площадку. Когда находятся нетривиальные способы перемещения по городу, это помогает исследовать границы возможностей тела.

Паркур требует от человека физического и умственного напряжения. Сначала будет сложно делать любые движения, но скоро появится достаточно сил и координации, чтобы проработать и сложные элементы. Трейсер сталкивается с препятствиями, которые кажутся непреодолимыми, но постепенно он начинает понимать, что тело может превзойти то, что до этого казалось пределом возможностей.

Кроме того, паркур — прекрасный способ обрести друзей. Этим спортом обычно занимаются в группах, его члены дружелюбны и поддерживают друг друга.

Паркур в реальной жизни может спасти. Он дает навыки для Ведь иногда жизнь может спасти быстрое бегство, и, возможно, на пути будут какие-либо препятствия.

Паркур учит мыслить творчески. Благодаря ему человек по-другому воспринимает окружающий мир. Вместо того чтобы просто ходить по улицам, трейсер может делать это так, как хочется ему. Каждая стена становится возможностью попробовать новое движение.

Основы паркура

Лучший способ начать занятия паркуром — отыскать группу трейсеров. Люди здесь очень дружелюбные и поддерживают во всем. Они будут давать ценные указания, к тому же рядом будет человек, показывающий, как правильно делать паркур-трюки для начинающих и помогающий сделать сложные движения.

Необходимо помнить о безопасности. Цель паркура — развлечься, выйдя из зоны комфорта, а не получить травмы. Необходимо, чтобы профессионалы поддерживали начинающих и помогали им, если потребуется. Перед тренировками следует осматривать местность на предмет опасности - разбитых стекол и подобных предметов.

Не нужно торопиться, следует знать пределы. Лишь то, что кто-то вокруг делает трюки и участвует в таком развлечении, как паркур по крышам, не означает, что необходимо делать то же. Тело должно адаптироваться к новому спорту. Нельзя переходить к сложным движениям, не освоив основные элементы паркура. Также не стоит переоценивать свои возможности и воспринимать занятия очень серьезно.

Важно никому не мешать. Паркуром занимаются в парках, во дворах. Необходимо избегать мест, где много пешеходов. Если попросят уйти, нужно уйти. Паркур — не самый популярный спорт в стране.

Паркур: движения

Все приведенные ниже паркур-комбинации - основа данного спорта.

1. Баланс. Весьма важное умение. Трейсеру часто придется ходить по узким, маленьким, скользким предметам или стоять на краю зданий. Понадобятся мышечная сила, а также хорошая координация, чтобы не упасть. Нужно учиться балансировать, гуляя на рельсах.

2. Бег. Чтобы скрываться от агрессоров внутри города, нужно бежать. Если часто тренироваться, умение быстро бегать придет само. Следует обратить внимание на простые пробежки.

3. Прыжок. Паркур по крышам требует хороших навыков в прыжках. Прыгают для преодоления объектов разной высоты.

4. Тик-так. залезания на стену и прыжка. Такая техника позволяет добраться до мест, расположенных выше, чем уровень обычного прыжка. Очень часто данный трюк используют с другими.

5. Дроп. Активный прыжок на низкую поверхность. При первом знакомстве с паркуром нельзя спрыгивать с поверхности выше собственного роста. Необходимо отработать приземление.

6. Приземление. Умение приземляться после прыжка - жизненно важный навык для трейсера. Оно позволяет сразу подняться и двигаться дальше и, что важно, избавит от необходимости вызывать скорую помощь.

7. Приземление на обе ноги. Оно более эффективно, снижает уровень стресса, который переживает несчастный организм трейсера. Так что, когда возможно, нужно стараться приземляться на обе ноги. В первую очередь нужно касаться земли носками. Цель спортсмена — приземлиться как можно мягче. Чтобы сделать это, при приземлении необходимо согнуть ноги в коленях. Если запрыгивать на очень высокое препятствие или спрыгивать с него либо прыгать вперед с сильным импульсом, руками следует опереться о землю, чтобы они самортизировали.

8. Ролл (кувырок). Нужный навык, чтобы не получить травму. Обычно выполняется для смягчения силы удара на торс, что снижает шансы покалечиться. Ролл нужно делать сразу после приземления. Если выполнять его правильно, он поможет трейсеру приземлиться и подняться на ноги без царапинки. Важно правильно сгруппироваться, тогда вес сделает всю работу.

9. Ваулт. Во время бега встречаются объекты, через которые будет очень тяжело перепрыгнуть. Здесь и нужен ваулт. Необходимо поставить руки на преграду и с помощью них перепрыгнуть ее.

Что делать со стенами? Иногда намного эффективнее подниматься куда-либо напрямик, а не по лестнице. Тут потребуется выполнить паркур-трюки со стеной. Помните: никогда нельзя залезать на объекты, с которых невозможно спрыгнуть.

Как научиться паркуру

Обучаться можно и в специализированной организации (школа паркура), и самостоятельно. Но при этом обязательно присутствие взрослых наставников. Начать тренироваться следует с преодоления маленьких препятствий, оттачивая прыжки и подкаты.

Кто-то спросит: почему же сразу не пойти к профессионалам? Ответ прост: секция паркура может иметь возрастные ограничения. Но если есть навыки спортивной гимнастики, это говорит о возможности профессиональной карьеры паркуриста.

Приемы паркура для новичков

Освоение трюков возможно при наличии хорошей с физической подготовки. Физические навыки нужно тренировать одновременно с обучением паркуру.

Паркур - что это такое? Прежде всего - прыжки.

Упражнения для лучшего овладения ими могут быть такими:

  • Для развития баланса. Лучше тренироваться на брусьях, которые расположены на дворовых площадках. Нужно прыгать с верхнего бруса на нижний, делать аккуратный разворот и запрыгивать обратно.
  • Запрыгивать на высоту, отталкиваясь двумя ногами.
  • Запрыгивать на высоту, отталкиваясь одной ногой.

  • Сила прыжков тренируется приседаниями .
  • Прыжки с опорой на руки. Школа паркура учить преодолевать препятствия, перепрыгивая их с опорой на руки. Такое перемещение лучше выражается трюком манки. Опору делают на обе руки, при этом ноги прижимаются к груди, а торс выносится немного вперед. Затем необходимо сменить балансировку туловища и аккуратно выбросить ноги вперед.
  • Кувырки . Чтобы составить хорошую базу для упражнений, необходимо освоить ролл. Он предполагает быстрый перекат через одно плечо. Чтобы научиться правильно делать ролл, нужно знать, как делать кувырки на ровной поверхности, после чего уже можно перейти к прыжкам с небольших высот, постепенно увеличивая дистанцию.

Чтобы эффективно продвигаться в данном спорте, нужно иметь довольно крепкие руки и ноги. В качестве постоянных дополнительных упражнений следует использовать:

  • Отжимания и подтягивания.
  • Бег для тренировки выносливости, которая весьма важна в паркуре.
  • Приседания для выработки силы ног.
  • Упражнения для растяжки. Гибкость важна при освоении акробатических элементов. Кроме того, она укрепляет тело.

Попытки научиться делать элементы паркура хорошо прокачивают все туловище, поэтому тренировки можно дополнять упражнениями на растяжку или производить ее в конце.

Преодоление страха

Важный фактор, влияющий на освоение элементов акробатики, - способность преодолевать страх. Ведь паркур - что это такое? Как было сказано выше - преодоление преград. Страхи и обусловлены базовыми Их вовсе не обязательно стараться заглушать, поскольку они защищают тело.

Нужно только продумать правильную последовательность освоения элементов. Постепенное расширение возможностей позволяет почувствовать уверенность, необходимую для освоения новых упражнений. Моменты, когда нужно преодолевать страх, должны опираться на хорошую физическую базу.