Применение активных методов обучения в образовательном процессе доу. Консультация на тему: Технология АМО в дошкольном образовательном учреждении

  • правильное определение темы занятия, тщательный отбор программного содержания и задач;
  • включение предыдущего опыта детей в учебный процесс (использование метода апперцепции);
  • продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми, смены видов деятельности дошкольников;
  • использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия;
  • наличие высоких профессиональных качеств воспитателя, что обеспечит творческое сотрудничество и взаимодействие;
  • наличие содержательной игровой предметно-развивающей среды, богатого дидактического материала;
  • обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их творческих способностей.

Интерактивные технологии в обучении дошкольников

Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий , учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях. Основной элемент интерактивного занятия — диалог.

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Интерактивные методы обучения и взаимодействия с детьми

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

(Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание, например, по очереди описывают картину.

Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках.

Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй — его свойство, третий — объект с теми же свойствами.

Например, морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег… и т.д.

Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.

Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги.

Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4).

Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.

Каждая группа представляет свой «проект» — коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.

Ассоциативный цветок — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные».

Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

«Дерево решений» — метод работы, который включает несколько этапов:

  1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».
  2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).
  3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания:

  • «прослушать» звуки картины через «наушники»;
  • вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;
  • почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине;
  • «выйти за пределы изображенного»;
  • мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная), какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она?

Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т.д.

Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

«Дискуссия» с английского — это то, что подлежит обсуждению, спору.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти.

Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.

Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».

«Мозговая атака (мозговой штурм)» — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

Викторина — метод-познавательная игра, которая состоит из речевых задач и ответов на темы из различных отраслей знаний. Она расширяет обще-познавательное и речевое развитие детей. Вопросы отбираются с учетом возраста, программных требований и уровня знаний детей.

Беседа-диалог — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.

Моделирование — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.

«Что? Где? Когда?» — активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное.

«За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).

Предвидение — метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я — первый месяц осени — сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу…».

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

«А что было бы, если бы… ?» — метод работы, в ходе которого предлагается детям подумать и высказать свои предположения, например: «А что было бы, если бы исчезли все деревья на Земле?», «А что было бы, если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и тому подобное.

Воображаемая картина — метод работы, в ходе которого предлагается детям встать в круг и каждому ребенку по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

«Что можно делать…?» — метод работы, в ходе которого дети учатся осознавать полифункциональные свойства предметов. Например: «Представьте, как еще можно использовать карандаш? (как указку, дирижерскую палочку, термометр, жезл и тому подобное).

Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется, баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает — он не учится.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

  • привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
  • недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
  • дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
  • опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
  • заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
  • склонность к чрезмерной критике;
  • неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям;
  • несформированность педагогической рефлексии, способности объективно себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями времени.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

  • сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к воспитанников;
  • происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников;
  • изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.
  • 10 votes, average:

    Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.


    Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.




    Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.


    Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.


    Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.


    В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.


    Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай! »


    К активным методам обучения относятся: - проблемные ситуации, -обучение через деятельность, -групповая и парная работа, -деловые игры, -драматизация, театрализация, -творческая игра «Диалог», -«Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, -метод проектов, -методы удивления, любования, уверенности, успеха, -метод эвристических вопросов, -игровое проектирование и другие.


    Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность




    Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.




    Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.




    Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.


    У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это: -групповая форма организации работы участников образовательного процесса; -использование деятельностного подхода к обучению; -практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; -игровой и творческий характер обучения; -интерактивность образовательного процесса; -включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; -использование знаний и опыта обучающихся; -активизация в процессе обучения всех органов чувств; -рефлексия процесса обучения его участниками.


    АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: -активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;


    Развивают партнерские отношения; - повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки; - обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся


    Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.


    Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

    Активные методы обучения как условие формирования готовности педагогов к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы).

    В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

    Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Современным детям необходим современный педагог. В соответствии с требованиями новых нормативных документов в области дошкольного образования специалист должен обладать теоретическими психолого-педагогическими знаниями, умением организовать и осуществлять образовательный процесс, реализуя принцип интеграции, а так же систематически повышать свой профессиональный уровень.

    По мнению многих авторов (М. М. Бирштейна, А. И. Васильевой, П.И. Третьякова и др.) повышение профессионального мастерства педагога — это непрерывный, комплексный и творческий процесс. Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах.

    Все исследователи едины в том, что методическая работа - это основной путь повышения профессионального мастерства педагога и его компетентности.

    Проблема повышения уровня профессиональной компетентности каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию методических мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы:

    • формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога;
    • недостаточна практическая направленность методической работы, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям;
    • недостаточно изучаются возможности педагогов;
    • недостаточное осуществление педагогического анализа, зачастую происходит отождествление его с контролем.

    Поэтому необходимость создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе организации методической работы в ДОУ выдвигается на первый план. Так, например, Центр дистанционного обучения «АВС-Центр» организует и проводит обучение по различным, наиболее востребованным программам и направлениям.

    Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Пристальное внимание этим методам ученые и практики стали уделять в 60-е годы 20 века, что было связано с поиском путей активизации обучаемых в образовательном процессе. Познавательная активность обучаемых выражается в устойчивом интересе к знанию, разнообразных самостоятельных учебных действиях.

    Традиционная технология обучения слабо развивает познавательную активность, т.к. направлена на то, чтобы обучаемый слушал, запоминал, воспроизводил сказанное. Психологами так же доказано существование зависимости усвоения материала от метода его сообщения. При чтении лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, ТСО и проведении дискуссий - до половины, а при разборе конкретных ситуаций - почти всю информацию. Кроме того, если слушатели воспринимают не готовый материал, а участвуют в выработке единого мнения, «открывают новое», то оно становится их собственной позицией, которую они поддерживают и реализуют в педагогической практике.

    Цели активных методов обучения:

    • развитие информационной компетентности;
    • развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии;
    • развитие умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат;
    • проявление активности и самостоятельности;
    • развитие чувства командного единства.

    Классификация активных методов обучения.

    Активные методы обучения в зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками классифицируются на:

    Неимитационные методы

    Имитационные методы

    • проблемная лекция;
    • эвристическая беседа;
    • дискуссия;
    • исследовательский метод;
    • консультация - диалог;
    • консультация парадокс или консультация с запланированными ошибками;
    • экспресс-опрос;
    • педагогическая викторина;
    • педагогический кроссворд;
    • и др.

    Цель: обучение профессиональным умениям и навыкам через моделирование профессиональной деятельности.

    • решение ситуационных задач;
    • деловая игра;
    • ролевая игра;
    • игровая командная диагностика;
    • эстафета передового опыта;
    • и др.

    Для формирования готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста были использованы следующие формы работы:

    • традиционные: консультации, семинар-практикум;
    • методические мероприятия с применением активных методов обучения: метод игрового моделирования (организационно-деятельностная игра «педагогический пробег» (приложение 1) , педагогический КВН);
    • педагогическая викторина;
    • мастер-класс;
    • смотр - конкурс.

    Приложение 1

    ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ»

    «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Цель: повышать эффективность процесса организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    • способствовать формированию у педагогов готовности к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
    • обогащать и систематизировать знания в области организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
    • развивать умение дискутировать, выступать, отстаивать свою точку зрения.

    План подготовки игры.

    1. Определение цели и задач игры.

    2. Разработка сценария игры - определение «станций».

    4. Продумывание методического обеспечения игры: конкретных рекомендаций по прохождению группами каждой «станции», критериев оценки результатов, разработка оценочных листов и др.

    5. Разработка правил игры.

    6. Определение комплекта ролей: «Лидер группы», «Аналитик группы», «Эксперты»

    7. Оформление наглядности.

    8. Подбор педагогической и методической литературы по теме.

    Ход игры:

    1. Выступление зав. зам. по ВМР «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ».

    2. Обсуждение правил, хода игры, регламента.

    3. Работа в группах по «станциям»:

    • «Методическая»

    а) Перечислите структурные компоненты познавательно-исследовательской деятельности.

    б) Перечислите виды познавательно-исследовательской деятельности.

    в) Дайте характеристику видов познавательно-исследовательской деятельности (сформулируйте понятия).

    • «Диагностическая» - По каким показателям и критериям можно судить об уровне сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста?
    • «Аналитическая» - Как можно в ходе анализа предметно-пространственной развивающей среды определить ее направленность на решение задач формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников?

    4. Выступление «экспертов» с анализом и оценкой эффективности работы всех участников и игры в целом.

    5. Подведение итогов игры.

    6. Рефлексия - заполнение анкеты участника методического мероприятия. Цель: определение эффективности мероприятия.

    Литература:

    1. Волобуева, Л. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. Волобуева. - М.: Сфера, 2003.

    2. Голицына, Н. Использование методов активного обучения в работе с кадрами / Н. Голицына // Ребенок в детском саду. - 2003. - №№ 2,3.

    3. Савенков, А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании / А.И. Савенков // Управление ДОУ. - 2004. - №2.

  • Экологическое воспитание как организация интегрированной деятельности
  • Научно-практическая краеведческая конференция «Моя малая Родина»
  • Реализация ФГОС в образовательном учреждении: теория и практика
  • Информационно-образовательная среда как средство и условие повышения качества образования при реализации ФГОС
  • Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры.
  • Использование мультимедийной техники и информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе на различных школьных мероприятиях.
  • Методика проектирования и достижения образовательных результатов на современном уроке
  • Для того, чтобы разместить доклад необходимо:

    • - или на сайте
    • - Перейти на страницу публикации доклада
    • - Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования сертификата.
    • - Если сертификат не нужен, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите фразу – «Без сертификата»
    • - Если сертификат необходим, то оплатите организационный взнос (250 р).
    • - Прикрепите файл с докладом к заявке.
    • - После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать сертификат об участии во Всероссийской педагогической научно-практической конференции в личном кабинете.

    Условия публикации докладов участников конференций:

    1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующем разделе выбранной темы:

    • Актуальные вопросы современного дошкольного, начального и общего среднего образования
    • Развитие детей дошкольного возраста
    • Педагогическая инициатива
    • Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
    • Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
    • Панорама педагогических технологий - 2017
    • Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
    • Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

    2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

    Посмотреть свидетельство:

    «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ»

    Дата публикации: 19.02.17

    ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ»

    Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Перед педагогами ДОУ поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль педагогов, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения и воспитания не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Педагог должен понимать, как организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение и воспитание должно быть построено как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания. Из пассивного слушателя ребенок должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

    Главная задача каждого педагога – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

    Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки дошкольников. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.

    От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

    ктивного обучения в ДОУ

    Галина Александровна Лебедева, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №32 № Рябинка в г. Серпухове.

    В последнее время многие воспитатели и учителя отмечают равнодушие детей дошкольного и младшего школьного возраста к знаниям, отсутствие мотивации учиться, а также низкий уровень развития познавательных интересов. Таким образом, актуальной становится проблема внедрения в образовательный процесс более эффективных форм, моделей и технологий для активизации обучения.

    Активное обучение представляет собой одно из основных направлений современных педагогических исследований. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагаются самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий обучения; усиление контрольных форм в управлении учебно-познавательной деятельности; широкое использование технических средств и компьютерных программ. При этом укажем, что под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают детей к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач.

    Активные методы обучения (АМО) должны формировать у детей стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий, выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.

    Активные формы занятий представляют собой формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию детей и педагога, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой проблемы и способов ее практического решения.

    Активные формы и методы огранизации учебного процесса неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность помогает создавать определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

    Хотя считается, что активное обучение и построение ситуаций (проблем) в проектной деятельности – это инновация XXI века, на самом деле корни данной методики уходят в далекое прошлое. Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину.

    Так, Сократ (470-399 гг. до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Главным его достижением считается «майевтика» (букв. «повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий учащегося к истине посредством продуманных наставником вопросов. Среди древнеримских мыслителей можно выделить взгляды философа Сенеки (4-65 гг. до н. э.), который говорил, что образование должно формировать, в первую очередь, самостоятельную личность и считал, что говорить должен сам ученик, а не его память, т.е. заученная ранее информация. Рене Декарт (1596-1650 гг.) считал, что нужно прилагать максимум усилий для развития у детей способности к самостоятельным суждениям. Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) в работе «Великая дидактика» утверждал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы ребенка собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений и мнений, необходимо раскрывать в нем способности понимать вещи. А. Дистервег (1790-1866 гг.) полагал, что учитель не только должен «приохотить» ученика к учению, но всегда побуждал его к самостоятельной деятельности.Укажем также, что в 70-е годы XX столетия проблема поисков методов активного обучения нашла отражение в исследованиях М. И. Махмутова, И. Я. Лернера и др., посвященных проблемам раннего и школьного обучения.

    Независимо от указанных исследований, также шел поиск так называемых активных методов обучения (АМО), обеспечивающих интенсивное развитие познавательных мотивов у детей и интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении.

    В целом активное обучение можно представить следующим образом:

    Принудительная активизация мышления, когда ребёнок вынужден быть активным независимо от его желания.

    Достаточно длительное время вовлеченности детей в образовательную деятельность, т.к. их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего проекта).

    Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности детей.

    Постоянное взаимодействие обучаемых и воспитателей посредством прямых и обратных связей.

    Значительный интерес в дошкольном образовании представляет проектная деятельность. В основе каждого проекта обычно лежит какая-либо проблемная ситуация, сущность которой состоит в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности воспитанника. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников, различают несколько типов проектов:

    исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент);

    творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видео- и мультипликационных фильмов;

    игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных проблемных или учебных ситуациях;

    информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении;

    практико-ориентированные – связаны с работой на достижение объективно или субъективно значимого результата.

    Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность человека, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

    При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения. Например, поиск формы реализации проекта может осуществляться в ходе дискуссии, деловой игры или «мозгового штурма».

    Этот метод служит инструментом исследования и изучения ситуации, оценки и выбора правильного решения. Ситуации, как и проекты, могут быть стандартные, критические и экстремальные.

    Таким образом, обучение по данной методике состоит из следующих этапов:

    подготовка сюжета ситуации;

    формулировка вопросов-заданий слушателям;

    групповая работа над изучением ситуации;

    групповая дискуссия;

    итоговая беседа с принятием определенного решения.

    Ситуация (или проблема в проектном обучении дошкольников) является одним из важнейших методов, применяющихся в педагогической практике, т.к. она активно способствует тренировке мышления, обогащению активного и пассивного словаря, развитию внимания и памяти. Решение конкретной ситуации подразумевает определенное сочетание фактов и факторов из реальной жизни. Участники становятся действующими лицами, как бы актерами, пытающими найти решение, то есть прийти к самостоятельному выводу.

    Деятельность, проходящая с опоройна личный опыт и интересребенка, его умение ответить на вопрос без наглядного материала или без предварительной беседы, более продуктивна, т.к. участники стремятся выдвинуть как можно больше версий и идей, не подвергаясь и не боясь критики взрослого, а потом самостоятельно (или при минимальном участии воспитателя) их обсудить и развить, оценивая возможности их доказательства или опровержения. Воспитанник сам должен определить, в чем заключается проблема, проанализировать ее в контексте описанной ситуации и предложить возможные пути ее решения. Основная роль воспитателя здесь заключается именно в создании проблемной ситуации и в подведении итогов версий детей.

    Так, например, воспитатель предлагает детям ситуацию: «Представьте, что мы с вами очутились в далеком прошлом, где нет ни электричества, ни водопровода, ни газовых плит. А мы очень проголодались. Что нам делать?». Дети начинают предлагать свои решения данной проблемы и обсуждать ответы сверстников. В результате возникает дискуссия. Воспитатель не вмешивается в данный процесс, но внимательно выслушивает все ответы детей, анализирует их и в конце подводит воспитанников к правильному решению проблемы. Именно дискуссии со сверстниками, проговаривание или обсуждение ответов на заданную тему активизирует мыслительную деятельность дошкольников и формирует речь, воображение, мышление и умение взаимодействовать в коллективе.

    Отметим, что активные методы обучения базируются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Как представляется, экспериментальные данные показывают целесообразность использования именно активных методов обучения.

    Активные методы обучения формируют у детей не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

    Как показывает мой личный опыт, проблемное обучение можно успешно применять во всех видах НОД при условии, что у воспитателя выработан четкий план проведения каждого проекта и есть необходимое материально-техническое обеспечение. Обучение творческому мышлению именно в детском саду требует от педагога особых волевых и эмоциональных качеств, а также основательного продумывания и длительной подготовки.

    С помощью активных методов обучения в дошкольниках можно развить, в первую очередь, важную способность осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, а также полезный навык работать в команде, и принимать на себя ответственность за других.

    Список использованной литературы

    Активные формы и методы обучения, Минск, Наука, 1993.

    Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

    Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.- М.: Высш. шк., 1991.