Велимир хлебников краткая биография. Велимир хлебников - самый неразгаданный поэт хх века

Тосты на День Рождения сестре

Хочу поднять бокал за свою сестренку. Сестра – это одновременно и родственная душа, и подруга. Поэтому сестра очень часто становится самым близким человеком, она поймет и не осудит, ей можно рассказать любой секрет, она поддержит и развеселит. Ты замечательная девушка! Я хочу, чтобы у тебя в жизни все получилось, все желания исполнились, а цели были достигнуты. Твоя сила в твоем очаровании. И эти слова подходят тебе как нельзя лучше: «Очарование – это способ получить ответ «да», не задавая вопроса.

***
Юная, задорная, нежная, как бархат,
Полная огня и жизни сил.
Сможешь ты пройти без проблем и страха,
Видя цель, что светит впереди.
Пью я за тебя, путь твой в этом мире,
Ты себя на нем не распыляй.
Даже если ветры с ног случайно сбили,
Ты вставай, вперед опять шагай.
Твой талант так ярок, твой огонь сияет,
Может много счастья принести.
Пусть тебя надежда всюду согревает,
Пламя страхом ты не потуши.

***
Жила-была девица
- Красавица одна!
И это, ведь сестрица,
Сестреночка моя!
Она умна, красива,
Кокетлива, нежна!
Мужчинам интересна,
Прелестна и мила!
Так выпьем ж за сестренку,
Сестреночку мою!
Чтобы любое дело
Ей было по плечу!

***
Родная сестренка, бокал подниму за то, чтобы ты воплотила мечту, чтоб ты добралась до вершины горы, и там не осталась бы ты без любви.
Пусть все состоится лишь так, как должно, чтоб счастье однажды в твой дом снизошло.
За сердце твое, за твою теплоту я с радостью выше бокал подниму.

***
За душу родную, за сердце ее,
За то, что хранит она там глубоко,
Я пью за мечту, что еще не сбылась,
За то, чтоб сестричка ее дождалась.
Как парус вдали увидала Ассоль,
Сестричка пусть встретит нежданно любовь!

***
Поздравляю сестричку любимую
И желаю ей, милой, родной,
Если счастья – то неотвратимого,
Если радости – самой большой.

***
Родная сестренка, бокал подниму
За то, чтобы ты воплотила мечту,
Чтоб ты добралась до вершины горы,
И там не осталась бы ты без любви.
Пусть все состоится лишь так, как должно,
Чтоб счастье однажды в твой дом снизошло.
За сердце твое, за твою теплоту
Я с радостью выше бокал подниму.

***
За сестренку в День рожденья
Я бокал свой подниму,
Пожелаю ей везенья
И покрепче обниму.
Я ее не дам в обиду,
Сам обидеть не смогу.
Хоть не очень грозный с виду,
Но сестренку сберегу,
Чтоб росла она счастливой,
Не боялась ничего,
Чтоб была такой красивой,
Как принцесса из кино!

***
С Днем рожденья, сестричка родная,
Дай сейчас я тебя обниму,
От души тебе счастья желаю
И за это бокал подниму.
Пусть года, словно песня, несутся
И подарят тебе лишь любовь,
Чтоб могла ты с улыбкой проснуться
И заснуть все с улыбкою той,
Чтобы беды тебя не коснулись,
Чтобы горе прошло стороной,
Чтобы люди, тобою любуясь,
Получали лишь мир и покой.

***
Здравствуй, сестренка, моя дорогая сестренка!
Вот, с днем рожденья, подарок тебе я принес!
Ну-ка давай эту песню в бокалы нальем-ка!
Губы твои будут ярче подаренных роз!
Пусть же удаче, любви открываются двери,
Пусть по утрам будят ясные солнца лучи!
Пусть получается все, во что искренно веришь,
Пусть будет жизнь еще ярче, чем пламя свечи!

***
Счастлив тот, кто имеет братьев и сестёр. И вдвойне счастлив тот, кто это понимает.
Я счастлива вдвойне! Сестрёнка, я люблю тебя так сильно, что наворачиваются слёзы от невыразимости этого чувства! Я благодарю Бога за то, что ты у меня есть. Без тебя я никогда бы не стала такой, какая я сейчас!
Я поднимаю свой бокал за тебя! Давай выпьем за то, чтобы мы всегда с тобою шагали рука об руку и никогда не теряли друг друга!!!

***
Ты старше, добрее, мудрее,
Ты больше встречала ветров,
Тебя в жизни мало жалели,
Ты больше дарила добро.
И я свой бокал поднимаю
За чистое сердце твое.
Тебя, как никто понимаю,
Хочу, чтоб тебе повезло.
Не зря же с тобою мы сестры,
Две самых родные души.
Нас делают ближе лишь годы.
Покрепче меня обними!
Давай же мы звоном бокалов
Отметим твой новый этап,
В котором не будет изъянов,
Но больше удач и добра!

***
Нежная, как яблоневый цвет,
Добрая, как солнышко весною.
Никого роднее в мире нет,
Лишь тебе всю душу я открою.
И тебе, как в мире никому,
Я желаю счастья и покоя.
Больше всех тебя одну люблю,
Ты - родня по духу и по крови.
Пусть бокалы весело звенят -
Пью сегодня за тебя, сестрица.
Будь счастливей ты день ото дня,
Пусть твой взгляд от радости лучится!

Велимир (настоящее имя — Виктор Владимирович) Хлебников родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии России (ныне село Малые Дербеты, Калмыкия) в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи.

В 1903 году Хлебников поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В 1904 году он, подав прошение об увольнении, поступил на естественное отделение физико-математического факультета.

В 1903 году Хлебников был в экспедиции в Дагестане, в 1905 году — на Северном Урале.

В 1908 году поступил в Санкт-Петербургский университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический, но оставил учебу в 1911 году.

К его первым творческим опытам относятся не только стихи, сочинявшиеся им с 11 лет, но и "снимки" — записи фенологических и орнитологических наблюдений, перемежаемых размышлениями на темы биологии, психологии, философии, этики и набросками автобиографической прозы ("Еня Воейков"). Студентом Хлебников напечатал несколько статей по орнитологии.

В 1908 году в Крыму он познакомился с поэтом-символистом Вячеславом Ивановым и вошел в круг его "Академии стихов", но их пути быстро разошлись.

Литературным дебютом Хлебникова стала публикация в 1908 году в журнале "Весна" стихотворения "Искушение грешника".

Слава Хлебникова-новатора началась со стихотворений "Зверинец", "Заклятие смехом", "Бобэоби" (1908-1909). В 1910 году он вошел в группу "Гилея", в которую входили поэты Василий Каменский, Давид Бурлюк, а позже вошли Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц.

Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который он называл "будетлянством". Его стихи вошли в футуристический сборник "Садок судей" (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышли книги поэта "Ряв!", "Творения 1906-1908" и другие.

В 1912 году был опубликован впоследствии знаменитый сборник футуристов "Пощечина общественному вкусу", наполовину состоявший из стихов Велимира Хлебникова. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы "Маркиз Дэзес" (1909-1911) и поэмы "Журавль" (1909) были ориентированы на разговорную речь. В "Пощечине общественному вкусу" была напечатана составленная Хлебниковым таблица "Взор на 1917 год", в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал "падение государства".

В 1912 году также была издана книга Велимира Хлебникова "Учитель и ученик", где он изложил основы "будетлянства" как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу "заумного языка", разработанного им совместно с поэтом Алексеем Крученых и воплощенного в их общей поэме "Игра в аду" (1912) и в общем сборнике "Слово как таковое" (1913).

С 1915 года Велимир Хлебников разрабатывал утопическую идею Правительства Земного Шара из 317 председателей, способных установить справедливый миропорядок.

Во время Первой мировой войны поэт был призван в армию и с апреля 1916 года по май 1917 года находился в запасном полку в Царицыне. В это время он написал несколько стихотворений, которые позднее вошли в поэму "Война в мышеловке", опубликованную в конце 1920-х годов.

Весной 1917 года в Харькове маленьким тиражом вышло "Воззвание Председателей Земного шара" и стихотворение "Свобода приходит нагая…" — отклики на Февральскую революцию 1917 года.

Октябрьскую революцию 1917 года Велимир Хлебников встретил в Петрограде, описав увиденное в поэме "Ночной обыск"(1921). В 1918 году он находился в Астрахани и позже воплотил свои впечатления в поэме "Ночь перед Советами" (1921). В 1919-1920 годах на Украине в Харькове Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах "Ночь в окопе" (1920), "Каменная баба" (1919), в рассказе "Малиновая шашка" (1921). Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме "Ладомир" (1920), опубликованной в Харькове.

В апреле 1921 года с частями Красной Армии Хлебников отправился в Персию (Иран), во время путешествия им были написаны стихотворения "Иранская песня", "Ночь в Персии", поэма "Труба Гуль-муллы" — своего рода дневник его странствования.

Прощанию с Закавказьем посвящено стихотворение "Ручей с холодною водой…".

Октябрь 1921 года Хлебников провел в Железноводске, часть ноября и декабря — в Пятигорске. Работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. В этот период были завершены поэмы "Ночной обыск", "Председатель Чеки", "Ночь перед Советами", "Настоящее", "Горячее поле" ("Прачка"), "Берег невольников".

В декабре 1921 года Велимир Хлебников вернулся в Москву. В 1922 году им была завершена "сверхповесть" под названием "Зангези".

Весной 1922 года, будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернию вместе с художником Петром Митуричем.

Велимир Хлебников скончался в деревне Санталово Новгородской губернии. Был похоронен на погосте деревни Ручьи Крестецкого района Новгородской губернии. останки поэта были перенесены в Москву на Новодевичье кладбище.

Творчество Велимира Хлебникова оказало большое влияние на поэтов Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, Бориса Пастернака, Николая Заболоцкого.

Сестра поэта художница Вера Хлебникова (1891-1941) после смерти брата в 1922 году написала свои воспоминания, в 1920-е годы иллюстрировала его произведения. В 1924 году она вышла замуж за художника и педагога Петра Митурича (1887-1956), свидетеля смерти Велимира Хлебникова. Известность получили рисунки Митурича "Больной Велимир Хлебников" и "Велимир Хлебников на смертном одре" (1922).

28 июня 1986 года , в день памяти поэта, был открыт первый музей Велимира Хлебникова в деревне Ручьи Новгородской области. С 1986 года в деревне Ручьи проходят Хлебниковские чтения.

19 октября 1993 года в Астрахани, в бывшей квартире родителей поэта, был открыт Дом-музей Велимира Хлебникова.

В 2010 году была основана Всероссийская литературная премия "Послушайте!" имени Велимира Хлебникова, которая присуждается ежегодно в день рождения поэта 9 ноября.

В Калмыкии близ села Тундутово установлен памятник Велимиру Хлебникову работы скульптора Степана Ботиева.

На месте захоронения поэта в селе Ручьи Новгородского района был сооружен памятник Хлебникову работы известного московского скульптора Вячеслава Клыкова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Велимир (урождённый Виктор) Владимирович Хлебников (1885-1922) - советский и российский поэт, общественный деятель, родоначальник футуризма. Его творчество повлияло на многих известных личностей, включая Владимира Маяковского. Единомышленники считали поэта гением и новатором, однако у него было совсем немного читателей. Из-за тотального непонимания Хлебников столкнулся с разными трудностями, его биография наполнена болью и тяжёлыми переживаниями. Лишь задолго после смерти люди смогли по достоинству оценить талант Виктора Владимировича.

Детство и образование

Будущий поэт появился на свет 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкии. На тот момент его родное село было частью Астраханской губернии России. Хлебниковы были потомками старинного купеческого рода. У Виктора было двое братьев и две сестры, одна из которых впоследствии стала художницей. Вера Хлебникова была самым родным человеком для литератора, до конца дней ему так и не удалось создать семью.

Родители с детства приучали своих отпрысков к искусству и науке. Мать, Екатерина Николаевна Вербицкая, была родом из богатой семьи, в числе предков женщины были запорожские казаки. Екатерина окончила Смольный институт, она помогла своим пятерым детям получить отличное образование, привила любовь к литературе и истории. Уже в четыре года Велимир блестяще читал по-французски и по-русски, занимался рисованием.

Отец занимался орнитологией, дети нередко ходили в степь вместе с ним. Там они любовались небом и облаками, часами слушали пение птиц, вели записи. Впоследствии Владимир Алексеевич основал первый заповедник на территории СССР. Семья часто переезжала, в 1898 г. они отправились в Казань вместе с детьми. Там Велимир обучается в гимназии, испытывая особый трепет во время изучения математики и биологии. Уже в последних классах он начинает сочинять стихотворения.

В 1903 г. Виктор стал студентом физико-математического факультета Казанского университета. Год спустя он решил перевестись на естественное отделение, поэтому подал прошение об увольнении. В 1908 г. юноша поступает на естественный факультет Санкт-Петербургского университета. Незадолго после этого он переводится на историко-филологический. В 1911 г. Хлебникова отчисляют из-за того, что он не может оплатить учёбу.

В 1903 г. футурист отправился в экспедицию по Дагестану, через два года он повторил этот опыт на Северном Урале. В 1906 г. студента принимают в Общество естествоиспытателей, но незадолго после этого он окончательно перестаёт уделять внимание орнитологии.

Первые стихотворения

Ещё с детства поэт начал вести фенитологические и орнитологические записи во время походов с отцом. В его тетрадях биология и психология причудливо сочетались с размышлениями на тему философии и этики и даже набросками автобиографии. В студенческом возрасте юноша печатает несколько статей научного характера. С 11 лет он пишет небольшие стихи.

Несколько раз в 1904 г. Виктор отправлял свои стихи и рассказы А.М. Горькому в надежде быть опубликованным в его издательстве. Однако литератор ни разу не получил ответа. С юных лет до 1906 года он пишет автобиографическую повесть «Еня Воейков», так и оставшуюся незавершенной.

В 1908 г. юноша знакомится с Вячеславом Ивановым, крымским поэтом. В течение некоторого времени они общаются, футурист даже входит в круг «Академии стихов», но потом пути литераторов расходятся. В это время он также пересекается с Гумилёвым и Кузьминым, последнего стихотворец называет своим учителем.

Именно после знакомства с Ивановым поэт впервые публикует своё стихотворение в журнале «Весна», подписываясь Велимиром. Дебютом стало произведение под названием «Искушение грешника». Читатели не слишком восторженно восприняли его творчество, слава пришла к Виктору немного позже. В 1909 году он выпускает стихи «Бобэоби», «Заклятие смехом» и «Зверинец», которые были высоко оценены подписчиками журнала.

Примыкание к «будетлянам»

В 1910 г. стихотворец становится членом группы «Гилея» вместе с Василием Каменским и Давидом Бурлюком. Позднее в это объединение вступают Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц. Несмотря на тесное общение с символистами, акмеистами и художниками, Велимир уже тогда начинает придерживаться собственного стиля.

В 1910 г. выходит футуристический сборник «Садок судей», в который вошли некоторые сочинения Хлебникова. В это же время публикуются его книги «Ряв!», «Творения 1906-1908» и другие. В 1912 г. был выпущен сборник «Пощечина общественному вкусу», большая часть стихотворений в нём была написана поэтом. На последних страницах стихотворец вставил таблицу с датами падений великих государств. К вычислениям он добавил фразу «Некто 1917». Позже подобная информация была напечатана в книге «Учитель и ученик».

С 1915 г. поэт разрабатывает теорию Правительства Земного Шара, состоящего из 317 председателей. Он мечтал о мире на планете, равноправном и здоровом обществе, где все уважают друг друга. В это время распадаются все организации, к которым Велимир имел отношение. Маяковский утверждает, что футуризм «мертв как особенная группа».

Современные учёные относят его творчество к кубофутуризму, тогда как Хлебников называл себя «будетлянином». Литератор крайне серьёзно относился к языку, оберегая его от иностранных заимствований. Взамен он придумал множество новых слов, но они не прижились.

Мировоззрение футуриста

Хлебников всегда был на стороне справедливости, поэтому у него часто возникали конфликты с властью. Ещё во время учёбы в университете юноша участвовал в студенческой демонстрации, после этого он провёл месяц в тюрьме. По некоторым данным именно это стало причиной исключения с математического факультета в ноябре 1903 г.

В отличие от многих футуристов, Велимир никогда не был наглым и дерзким. Напротив, он вёл себя крайне рассеянно, не берёг свои сочинения. Иногда он даже использовал их для обогрева, ночуя в степи. Юноша бунтовал против буржуазного быта, уделял всё своё время науке и творчеству, из-за этого жил он крайне бедно. Чаще всего стихотворец скитался по квартирам друзей в разных городах и странах, иногда он снимал маленькие комнатушки.

Виктор привлекал окружающих людей благодаря своему необычному складу личности. Он оставался верным своим принципам и взглядам, несмотря на давление со стороны. У поэта было много различных увлечений и интересов. Он изучал японский язык, философию Платона и Спинозы, занимался кристаллографией и живописью. Также стихотворец пробовал себя в музыке, очень много времени он посвятил науке.

Хлебников ставил перед собой грандиозные цели, которые не мог выполнить никто другой. Некоторые из них находились на грани между реальностью и фантастикой, но футурист верил во всё, что он делает. Он хотел познать свою страну путём научного анализа, долго и ревностно изучал язык, увлекался историей. Всё это литератор делал ради будущего, он был уверен, что при определённом уровне знаний можно предсказать многие события.

После Цусимского сражения, происшедшего в ходе русско-японской войны, Виктор начал искать «закон времени». Он надеялся, что это поможет оправдать все исторические смерти. Впоследствии Хлебников смог точно предугадать дату Октябрьского переворота, также он предвидел Первую мировую войну.

Война и болезнь

В апреле 1916 г. поэта призывают в армию, до мая 1917 г. он пребывает в запасном полку в Царицыне. Эти годы становятся для Хлебникова самыми тяжёлыми, он пишет знакомым огромное количество писем. По его словам, за эти месяцы Велимир прошёл «весь ад перевоплощения в лишенное разума животное». Он сочинил множество антивоенных стихов, впоследствии выпущенных в сборнике «Война в мышеловке».

В 1917 г. психиатр Н. Кульбин помогает поэту вернуться из мобилизации. Он назначает ему комиссию сначала в Царицыне, потом в Казани, впоследствии мужчина скрывается в Украине, на территории Харьковской психиатрической больницы. Ещё до этого он пытается находиться в гуще событий Октябрьской революции, поэтому несколько раз меняет место жительства. Он поддерживал народ, надеясь на то, что революция сможет исправить всё к лучшему.

В 1921 году поэт отправляется в Пятигорск, там он работает ночным сторожем в Терской РОСТА. После этого он ненадолго возвращается в Москву, дописывая там незаконченные стихотворения. В декабре 1921 г. публикуется «сверхповесть» литератора под названием «Зангези». Также в этот период он выпускает произведения «Ночной обыск», «Горячее поле», «Берег невольников» и «Председатель Чеки».

В мае 1922 г. Хлебников с художником П. Митуричем отправляется в деревню Санталово Новгородской губернии, там он заболевает. Велимир погиб 28 июня 1922 года в глухой деревушке Санталово от недоедания и паралича ног. В 1960 г. прах стихотворца перевезли в Москву. Он похоронен на Новодевичьем кладбище, надпись на надгробии гласит «Председатель земного шара».

Биография Велимира Хлебникова поражает и удивляет, ведь как один человек смог за свою недолгую жизнь буквально изменить историю. Сейчас об этом поэте и писателе говорят, пишут книги, снимают кино. И лишь малая толика людей знакома с истинной биографией Велимира Хлебникова. Давайте узнаем, чем русский деятель заслужил столь пристальное внимание и признание от его почитателей.

Начало пути (детство)

Биография Велимира Хлебникова содержит немало удивительных фактов, и один из них - это его имя. На самом деле поэта звали Виктором Владимировичем Хлебниковым, но деятель нередко использовать всем известный псевдоним - Велимир. Также прозаик писал и под именем "Е. Лунева".

Биография Велимира Хлебникова началась в 1885 году (9 ноября), когда будущий великий поэт родился в семье ученых. Отец его был орнитологом, а мать изучала и преподавала историю. Его родиной считается Малодербетовский улус сейчас же эти земли включены в территорию Калмыкии.

Это удивительно, но будущий прозаик и поэт изначально закончил физико-математический факультет, но параллельно Велимир создавал небольшие пьесы. Так, будучи 19-летним студентом, он отправил на публикацию одну из своих работ в издательство, которое курировалось под эгидой Максима Горького. Однако первая попытка не увенчалась успехом. На этом творческая биография Велимира Хлебникова не закончилась, а наоборот, стала набирать необычный оборот.

Студенческие годы

Составить краткую биографию Велимира Хлебникова практически невозможно, ведь это действительно выдающийся человек. Казалось, он всегда стремился добиться успеха, но постоянно выбирал не тот путь. Так, в 1904 году деятель продолжил обучение на физико-математическом факультете, а спустя четыре года решил стать филологом и историком в одном лице. Однако не смог продолжить обучение и спустя три курса подал на увольнение.

За время обучения Виктор Владимирович увлекался орнитологией, как и его отец - Владимир Алексеевич. В 1903 году деятель смог посетить Дагестан, а через два года отправится на Северный Урал. Возможно, регулярные экспедиции и воспитание его отца развили у поэта тягу к писательскому ремеслу, ведь еще до первых пьес он делал множество заметок, которые затрагивали не только птиц, но и психологию, биологию, философию, этику. Можно сказать, что первыми публикациями в биографии Велимира Хлебникова были статьи об орнитологии.

Символизм как начало творческого пути

Если рассказывать краткую биографию Велимира Хлебникова, то можно заметить, что у поэта была сложная и трудная судьба. Будучи 22-летним парнем, будущий прозаик вступил в круг символистов. Символизм - направление в искусстве, где нередко используется определенная символика, придающая некую таинственность в литературе или живописи.

Виктор Владимирович увлекался язычеством и русской культурой, отчего нередко использовал описания или детали в своих трудах. Юный деятель успел познакомиться и с и с Александром Блоком. Можно сказать, что прозаик вдохновлялся от символизма как от особого направления в искусстве, отчего создавал работы, где нередко упоминались вымышленные языческие божества, которых в оригинале никогда не существовало.

Творчество в биографии Велимира Хлебникова играет весомую роль, ведь прозаик в своих работах четко упоминает славянскую мифологию. Об этом говорят его труды, такие как "Воззвание учащихся славян". Но если символизм не искоренялся в Русской Империи, то панславизм, который призывал людей к военным действиям в смутное время, мог быть наказуемым по отношению к поэту. Данная идеология, затронувшая биографию и творчество Велимира Хлебникова, призывала принудительно объединить всех славян в Восточной Европе.

Любовь и тяга к символизму никогда не оставляла русского деятеля, лишь иногда его интерес переключался на восточную религию. Впоследствии это сыграло большую роль и после ряда популярных работ, таких как "Зверинец", Виктор Владимирович стал изучать санскрит (древний язык Индии) и поступил на факультет восточных языков.

Творческая стезя

Ярким событием в биографии Велимира Хлебникова был поход в квартиру Вячеслава Иванова, где и совершилось событие, сделавшее в буквальном смысле псевдоним деятеля. Тогда еще Виктор Владимирович посетил знаменитую "Башню" в Петербурге, где проживал поэт В. Иванов. В этом историческом месте собирались уникальные личности, такие как Александр Блок, Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Ася Тургенева. Именно в этой квартире все будущие поэты и писатели, циркачи и художники, музыканты и научные деятели окрестили Виктора знаменитым на всю Россию псевдонимом - Велимиром.

Именно общение с выдающими личностями и начали создавать необычную творческую биографию поэта Велимира Хлебникова. В "Башне" деятель познакомился с Маяковским и Бурлюком, а впоследствии вместе с ними опубликовал сборник стихов "Садок судей". В отличие от поэтов, Виктор Владимирович никак не мог свыкнуться с мыслью, что его окрестили футуристом, поэтому он создал новое слово - "будетляне", что в переводе с личного языка поэта и означало "будущее".

Еще один необычный факт в краткой биографии Велимира Хлебникова: деятель всерьез увлекался созданием новых слов, а некоторые из них дошли и до нового поколения в 21 веке. Например, слово "самолет" принадлежит Виктору Владимировичу.

Тяжелые времена

Интересный факт из биографии Велимира Хлебникова: русский поэт и прозаик был настоящим бунтарем, что сказывалось на его образе жизни. Даже в самый расцвет своей творческой карьеры мужчина был вынужден скитаться по холодным комнатам, питаясь дешевыми крупами и черствым хлебом. Он жил только лишь на те деньги, которые получал от своих родителей. Иногда Хлебников давал уроки истории или размещал свои труды в журналах, но и этого заработка не хватало даже на то, чтобы хоть как-то наладить свой быт и жить как все. Эти сложные периоды нередко отражаются в стихах и статьях Виктора Владимировича.

Несмотря на это, судя по краткой биографии Велимира Хлебникова, можно сказать, что человек всегда был верен своим интересам и не поддавался чужому влиянию. За это он мог благодарить свое бунтарство и желание постоянно развиваться, экспериментировать. Его жизнь отчасти напоминает судьбу героя Джека Лондона в книге "Мартин Иден", только стремление Велимира было вызвано любовью к созданию новых слов, к философским размышлениям, но никак не к женщине.

Необычные факты и события

Интересные факты из биографии и жизни Велимира Хлебникова помогут читателю узнать характер русского деятеля и его образ жизни. Например, из-за того, что поэт часто перемещался из одной жилплощади на другую, многие рукописи во время переезда терялись. Несмотря на тягу к творчеству и любовь к записям, Виктор Владимирович не берег свои работы, отчего до сих пор неизвестно сколько на самом деле было создано стихов и пьес.

О рассеянности и небрежности говорили друзья деятеля, вспоминая один случай из жизни: во время очередной экспедиции Велимиру пришлось разжечь огонь в степи холодной ночью, где не было ни одного дерева или кустика. Чтобы не замерзнуть, писатель хладнокровно начал сжигать свои работы.

Другие интересные факты:

  • Виктор Владимирович был не от мира сего. Если его тягу к мистике и мифам можно было понять, то как объяснить прозвища, которые давал сам себе поэт? Он нередко называл свою персону марсианином, а позже, когда начал изучать санскрит, называл йогом.
  • Это воистину уникальный человек, каких в России крайне мало. Кругозор деятеля настолько широкий, что в него входили такие дисциплины, как химия, биология и математика. Параллельно Хлебников увлекался японским языком, подробно изучал труды Платона и Спинозы, пытался стать музыкантом.
  • Если говорить кратко о биографии и творчестве Велимира Хлебникова, то этот человек имел несгораемую тягу к приключениям и путешествиям. Его привлекал Кавказ, Баку, Северный Иран. За плечами писателя проложен путь по Каспийским степям и Персии.

Странное поведение деятеля

До сих пор ведутся споры по поводу психического здоровья Хлебникова. Одни утверждали, что юный прозаик помешался на своих интересах, чем и оправдывают его странное, чудаческое поведение. Кто-то, наоборот, говорил, что этот человек просто своеобразен, отчего ему удавалось создавать действительно шедевральные работы.

Описывали деятеля так: "Он был непрактичным, но при этом горел творчеством. Готов был жертвовать последними штанами ради создания новой работы". И действительно, многие отмечали, что их вводило в ступор внезапное появление поэта в мешковине вместо штанов, а порой и вовсе в одном нижнем белье. У него практически не было денег на новую одежду, поэтому на всех вещах были протертые дыры, а ткань выглядела так, словно ею мыли полы. Некоторых людей это настолько удивляло, что они из жалости шили писателю вещи из старых занавесок. Такой поступок сделала Рита Райт, которая не могла наблюдать за тяжелой жизнью Хлебникова.

Стальной характер

Биография Велимира Хлебникова (фото литератора поданы в статье) показывает, что он обладал незаурядными мыслительными способностями, а также бунтарским духом и абсолютным безразличием к каким-либо моральным устоям. Этот человек всегда был погружен в себя, находился в постоянных размышлениях. Порой говорил так, что приходилось подходить вплотную к Велимиру, дабы расслышать хоть что-то из его речи.

Несмотря на все странности, Виктор Владимирович создавал настолько талантливые и красноречивые строчки, что многие опытные поэты и прозаики могли позавидовать. Никто не знал, что тревожило русского деятеля. Возможно, его провальные работы или невозможность познать истину. К сожалению, весь творческий путь Велимира пришелся на Гражданскую войну, которая привела к еще большему хаосу в государстве.

Всю жизнь, даже несмотря на бедность, писатель, орнитолог, филолог и историк в одном лице старался создать новую дисциплину, которая бы соединила математику с историей, лингвистику с поэзией. На первый взгляд такую задачу выполнить невозможно, но Велимир Хлебников верил в свою мечту, и поэтому старался всегда путешествовать при первой возможности, общаться с уникальными и интересными людьми, изучать историю своего государства и давать прогнозы на будущее.

Прощание с автором

В последние годы жизни Виктор Владимирович много путешествовал. Он успел побывать и в Персии, и в Баку. Параллельно деятель создавал рукописи, подготавливая одну из крупных книг в своей жизни "Доски судьбы". В конечном итоге это должен был быть философский трактат, или книга с размышлениями автора. Буквально за два года Велимир выпустил такие знаменитые поэмы, как "Председатель Чеки" и "Ночь перед Советами", статьи на тему радио и некрологи, посвященные Гумилеву и Блоку.

В конце 1921 года писатель поехал в Москву, а после чего отправился обратно в Петербург. Там он прожил недолго и уже через полгода по неизвестным причинам переехал жить в Санталово (деревня). Его друзья отмечали, что уже в этот период внешний вид автора сильно изменился: он осунулся, исхудал, стал бледным, словно тень. Когда Велимир Хлебников добрался до деревни, то его состояние было уже нестабильным. Окружающие думали, что деятель страдает чахоткой, ведь у него совсем не было аппетита, но присутствовал постоянный сильный кашель. Спустя несколько недель начали отказывать ноги, и врач постановил, что поражены нервы нижних конечностей.

Впоследствии у Виктора Владимировича начались психические отклонения, а симптомы напоминали классическую деменцию: провалы в памяти заполнялись ложными воспоминаниями, стали возникать путаницы и галлюцинации. Но какая деменция появляется у молодых людей, которым едва исполнилось 36 лет? Писатель бредил, что все его друзья хотят украсть его рукописи со стихами, размышлениями и пьесами. Обеспечить полноценное лечение в деревне был никто не в силах, поэтому со временем у деятеля начали отекать конечности и стали появляться пролежни. Автор не дотянул до конца июня и скончался 22 числа в 1922 году.

Подводя итоги

Те, кто был знаком с Велимиром Хлебниковым утверждают, что это - необычный человек и таких очень мало в мире. Он грезил своим желанием писать, отчего создавал сотни стихов, которые потом сам же и сжигал. Это был человек, под чьим пером рождались шедевры, хотя сам Велимир об этом порой не догадывался. Интересный факт, но писатель всегда хранил самые ценные работы в подушке, потому что, переезжая, ее всегда нужно было брать с собой. Однако Виктор Владимирович умудрялся терять свои рукописи.

Его нестандартное поведение изучалось столичными и петербургскими психиатрами, ведь считалось, русский деятель лишь таким необычным образом отклоняется от службы в армии. Неоднократно признавали, что Хлебников был психически нездоров и попадал под исследование, но серьезному лечению не подвергался никогда.


Велимир Хлебников - один из самых загадочных поэтов Серебряного века. Споры о его творчестве не утихают и в наше время, но аксиомой остаются два факта: талант и любовь к России, которую он называл божественно звучащим стихом. Поэт прожил всего тридцать семь лет, но сумел, как и мечтал, «приобщить трепет своего сердца ко Вселенной ».

Прыжок в будущее

Осенью 1885 года в дружной семье Хлебниковых появился третий ребенок, сын Виктор. Родители мальчика происходили из купеческих семей и были высокообразованными людьми: отец - орнитолог, а мать - историк. Семья очень часто переезжала с места на место, и свою учебу Виктор начал в Казани. Там же он поступил в Университет на физико-математическое отделение.


Когда в 1903 году начались студенческие политические волнения, юноша принял активное участие в демонстрациях, был арестован и вместе с однокурсниками провел в заключении целый месяц. По освобождении Виктор восстановился в Казанском Университете, но перевелся на естественное отделение, где и продолжил свою учебу. К этому времени относятся его первые пробы пера, довольно успешные и быстро ставшие популярными в студенческой среде. Однако пьеса, которую Хлебников пытался опубликовать, отправив ее Максиму Горькому, была раскритикована “буревестником революции” и не увидела света.


Виктор продолжает учебу, занимается исследованиями, принимает участие в экспедициях орнитологов, публикует свои научные статьи, самостоятельно изучает японский язык и увлекается творчеством символистов. Начало войны с Японией оказало огромное влияние на молодого поэта. Именно это тяжелое время, он называет “броском в будущее”.

Король времени

Это была эпоха накала политических страстей и революционных событий, и сам дух того времени породил плеяду таких талантов, как Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак и Ахматова. Осенью 1908 года Виктор Хлебников переводится в Санкт-Петербургский университет, чтобы быть ближе к центру поэтического новаторства. Он знакомится с поэтами и писателями, входит в петербургские литературные общества и начинает всерьез заниматься литературой.


Познакомившись с молодыми прогрессивными поэтами того времени и посещая поэтические вечера и литературные капустники, Виктор попадает под влияние символистов. Особенно он сближается с поэтами Ремезовым и Городецким, чей дом стал средоточием зарождающегося поэтического направления.

В это время Хлебников начинает создавать каламбурные рифмы и синтезированные слова. Сначала его “времыши” и “облакини”, кажется, приводят читателя в замешательство, но именно этот необычный прием вскоре очаровывает, словно экзотическое кружево, от которого невозможно отвести взгляд.

Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Увлечение русским язычеством и античной мифологией помогло поэту создать сотни загадочных стихотворений, которые буквально взрывают воображение и раздвигают рамки пространства. Не зря Хлебников в это время и взял псевдоним “Велимир”, что в переводе с южнославянского означает “большой мир”. В этот период творчества друзья называют Велимира Хлебникова “королем времени”.

Председатель



Сам же неординарный человек и странный поэт был не согласен с титулом, присвоенным ему коллегами. Он называл себя “председателем Земного Шара”. Это было отнюдь не самолюбование и не культ собственной личности. Поэт хотел создать общество подобных “будетлян”, кто соединял бы в своем творчестве историю, философию, поэзию и даже математику. А сам же “председатель” продолжал творить, жонглируя стихотворными размерами. Велимир использовал стили верлибра и палиндрома. В 1920 году Хлебниковым была создана уникальная поэма “Разин”, написанная в стиле “перевертеня”, как сам автор именовал палиндром.

Многие критики того времени называли творчество уникального поэта дурным тоном, насилием над русским языком и конфронтацией с поэтическим миром. Большинство изданий отказывались печатать произведения Хлебникова. Однако, несмотря на это, с 1912 года начинают выходить сборники его стихотворений, которые раскупаются с огромной скоростью. Вскоре имя Велимира Хлебникова, как поэта, начинает звучать с оглушительной силой, а многие считают его даже литературным гением современности.


В эти годы Хлебников создает новый жанр. Его произведение “Зангези”(1922 г.) перевернуло представление о литературе как таковой. Его “сверхповесть” - это органичное сочетание разных, казалось бы, несочетаемых наук; это стиль, который расширяет рамки русской словесности. Хотя сверхповести Хлебникова многие считали заумными, они стали, своего рода, первыми шагами в исследованиях закономерностей, способных изменить жизнь человечества к лучшему.

Послесловие

Вся история России начала двадцатого века так или иначе отразилась в произведениях Велимира Хлебникова. Он, колесивший по всей стране, посетивший Украину и Персию, всегда оказывался в эпицентре событий.

Если я обращу человечество в часы
И покажу, как стрелка столетия движется,
Неужели из нашей времен полосы
Не вылетит война, как ненужная ижица?
Там, где род людей себе нажил почечуй,
Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,
Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны.
Я знаю, что вы - правоверные волки,
пятеркой ваших выстрелов пожимаю свои,
Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,
Этой чудесной швеи?
Я затоплю моей силой, мысли потопом
Постройки существующих правительств,
Сказочно выросший Китеж
Открою глупости старой холопам.
И, когда председателей земного шара шайка
Будет брошена страшному голоду зеленою коркой,
Каждого правительства существующего гайка
Будет послушна нашей отвертке.
И, когда девушка с бородой
Бросит обещанный камень,
Вы скажете: «Это то,
Что мы ждали веками».
Часы человечества, тикая,
Стрелкой моей мысли двигайте!
Пусть эти вырастут самоубийством правительств и книгой - те.
Будет земля бесповеликая!
Предземшарвеликая!
Будь ей песнь повеликою:
Я расскажу, что вселенная - с копотью спичка
На лице счета.
И моя мысль - точно отмычка
Для двери, за ней застрелившийся кто-то...

В октябре 1917 года поэт приезжает в Петроград, а затем наблюдает за революционными событиями в Москве. Избегая мобилизации в деникинскую армию, Велимир Хлебников уезжает в Поволжье, где принимает участие в помощи голодающим. В период расцвета НЭПа он возвращается в Россию, где его жизнь обрывается совершенно нелепо из-за отсутствия медицинской помощи.


Он так и не успел стать “председателем Земного Шара”, но каждая его строчка достойна быть высеченной на камне, как считал Осип Мандельштам. Творчество Велимира Хлебникова - это памятник человеку будущего.