Величие (Величественность).  Величие - афоризмы, крылатые выражения, фразы, высказывания

: Ничтожество органически не переваривает величия.

Мартин Хайдеггер :
У каждой исторической эпохи свое собственное понятие о величии.
Генри Уорд Бичер :
Величие заключено не в том, чтобы быть сильным, а в том, чтобы правильно употреблять свою силу.
Жан де Лабрюйер :
Ложное величие есть лишь ничтожество, как ложная добродетель - лицемерие.
Карл Маркс :
Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.
Пьер Буаст :
Великие люди, подобно звездам, часто обращают на себя внимание только тогда, когда они затмились.
Пьер Буаст :
Герои побеждают своих врагов, великий человек побеждает и своих врагов, и самого себя.
Пьер Буаст :
Почти все великие люди бывают деспотичны, но деспоты редко бывают великими людьми.
Кристиан Боуви :
Честность не только первый шаг к величию, она - само величие.
Иван Гончаров :
Широкий ум свойственен людям с глубоким сердцем и поэтому огромная любовь стоит рядом с великим умом. Оттого самых высоких вершин гуманности способны достичь только великие сердца, великие умы.
Стефан Цвейг :
Пафос позы не служит признаком величия; тот, кто нуждается в позах, обманчив. Будьте осторожны с живописными людьми.
Стефан Цвейг :
Быть великим - значит дать направление.
Джавахарлал Неру :
Размеры - самый ненадежный критерий величия человека - или страны.
Айседора Дункан :
Истинно «великие» ценят простоту и ею являются.
Василий Шукшин :
Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих.

Величие (Величественность) как качество личности, великий это – способность быть преисполненным высоких целей, достоинства, благородства; думать о Боге и своей вечной духовной сущности, твердо встать на путь духовного развития; быть выдающимся по своим достоинствам, по своей значимости; проявлять выдающиеся качества, внушающие преклонение, уважение.

Однажды ученик подошёл к учителю и спросил: - Учитель, почему все растения начинают расти из столь мелких семян, но только деревья вырастают такими высокими и огромными? Ведь все они получают одинаковое количество солнечного света и тепла. - Это ты верно сказал, что Солнце дарит тепло и свет всем в равной мере, без исключения. Но великим становится тот, кто сильнее всего стремится отблагодарить Солнце за его дары, - ответил учитель.

Всё величественное и прекрасное в материальном или духовном мире есть не что иное, как проявление достояний Бога, всё, что ошеломляет нас своим величием, следует считать лишь крошечным проявлением великолепия и величия Бога. Об этом надо помнить. Это очень важно. Бхакти Судхир Госвами говорил: «Когда мы соприкасаемся с величием, смирение естественным образом рождается в нас. Что уж говорить о том, когда величие бесконечно». Бог как Сверхдуша вечен и воистину велик.

К своему величию нужно относиться спокойно, с известной долей критичности и понимания собственного несовершенства. Собственное величие нужно рассматривать, как способ получить Божье благословение и заработать благочестие для себя и близких. Если ты достиг в чём-то больших высот, забудь о гордыне и благодари Бога, что он позволил тебе сделать это.

Олег Торсунов пишет: «Каждый человеческий поступок тем прочнее, лучше и великолепнее, чем больше он делается ввиду будущего. Не настоящего, а будущего. Вот я какие хочу с мужем отношения иметь? Божественные. Божественные хочу отношения. Как с мужем строить божественные отношения? Не хорошие, не добрые, а божественные строить? Для этого надо поклоняться Богу дома. Поставить алтарь и строить с ним Божественные отношения. Божественные — означает я его воспринимаю очень возвышенно и потом когда-нибудь он будет воспринимать меня очень возвышенно. Когда человек так действует, он становится очень величественным. Величественный человек или великий тот человек, который смотрит далеко в будущее, он не смотрит сейчас прямо. Смотрите дальше, в будущее, в свою следующую жизнь смотрите, не смотрите на 5 минут вперед. Это не помогает в жизни».

Итак, человек, прежде чем что-то молвить или заикаться о своём величии, должен помнить о величии Бога. Только пройдя через осознание величия Бога можно понять свою малость и не погрязнуть в болоте гордыни.

Величие – это способность на пути к Абсолютной Истине принимать на себя ответственность за свой выбор. Джон Стейнбек в книге «На Восток от Эдема» пишет: «Никогда я не решался брать всю великую ответственность. <…> Вот в этом разница между величием и заурядностью. <…> И человеку заурядному приятно знать, что ничего, пожалуй, нет на свете сиротливей величия». Когда мы идем к Истине, первое, что нам открывается – наше несовершенство. Человек осознает, что он ничтожно мало знает, что познание бесконечно.

У заурядной личности такие мысли вызывают страх, человеку кажется, что на пути к Истине он стал хуже. На самом деле человек увидел себя в истинном свете. Величественная личность проходит это понимание спокойно и никак не злится на Истину. Она любит Истину, ведь на пути к ней она реализует своё жизненное предназначение. Затем она видит свою проблему и начинает ее решать. Великий человек уже не сворачивает со своего пути.

Философ Олег Рузов пишет: «Одним словом, если мы согласны с тем, что мы не совершенны и наполнены проблемами, значит первая и основная проблема уже решена. Если мы просто с этим согласны, полдела, полпути уже к Истине пройдено. Это уже очень много. Называется смиренный человек… Осталось просто не сворачивать в сторону. Именно это делает нас счастливыми. Путь к Истине очень легко опознать. Путь к Истине очень интересен. Он делает нас счастливыми… Если мы получаем знание, но не становимся счастливыми, что это значит? Это знание не истинно… Если мы изучаем философию и не становимся счастливыми, философия проблематична. Если мы следуем религии и не становимся счастливыми — значит, там тоже какая-то проблема. Всё очень просто».

Чем меньше в человеке эгоизма, тем больше в нем величия. Его больше уважают окружающие. Эйнштейн однажды написал Чарли Чаплину: - Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен во всём мире, и вы непременно станете великим человеком. На что Чаплин ответил: - Я вами восхищаюсь ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы всё-таки стали великим человеком.

Человек, пропитанный гордыней, теряет своё величие. Для того чтобы ублажить одного генерала, Авраам Линкольн однажды издал приказ о передислокации некоторых полков. Стентон, министр обороны, будучи уверенным, что президент допустил серьёзную ошибку, отказался исполнять приказ. Вдобавок он ещё назвал Линкольна дураком. Когда Линкольну доложили об этом, он ответил: - Если Стентон говорит, что я дурак, значит, так оно и есть, ведь он почти всегда прав. Думаю, нужно поехать и поговорить с ним. Так он и сделал. Стентону удалось убедить главу государства, что принятое решение было ошибочным, и Линкольн быстро отменил свой приказ. Каждому было известно, что, помимо всего прочего, величие Линкольна заключалось в том, что он приветствовал критику.

Безудержное восхваление позорит величие. Однажды разговор зашёл о величии Тимура. Присутствующие говорили о его силе и могуществе и восхваляли его. Наконец городской правитель сказал: - Сколько бы ни было в этом мире повелителей, Тимур среди них — великан. Сидевший в сторонке и до тех пор молчавший Молла Насреддин вмешался в разговор: - Поменьше возносите его. Каким бы великаном он ни был, а всё-таки верблюд больше!

Величественная личность лишена позерства. Стефан Цвейг писал: «Пафос позы не служит признаком величия; тот, кто нуждается в позах, обманчив. Будьте осторожны с живописными людьми». Царь Соломон был очень богат. У него был великолепный трон, все тарелки царя были золотыми, а уж серебро в его дворце было столь же обычным, как камни в городе Иерусалиме. Торговцы постоянно приносили ему золото, серебро, слоновую кость, павлинов, мулов и другие богатства. Царь Соломон построил великолепный храм в честь Бога его отцов и всей нации. Но еще до строительства храма, пока строевой лес для него рос в виде кедровых деревьев в горах, Соломон увидел сон, в котором Бог предстал перед ним и сказал: ‘Проси все, что пожелаешь’.

Соломон ответил: «Мой отец Давид был справедливым и правдивым человеком, а теперь я унаследовал его трон. Велика лежащая предо мною работа. Я чувствую себя маленьким ребенком. Я не знаю, как выйти или войти… Я даже не знаю, как править народом, царем которого я являюсь. Поэтому хочу знания, чтобы отличать добро от зла». И Бог ответил: «Поскольку ты не попросил меня ни долгой жизни, ни богатств, а захотел знания и сердца, умеющего отличать справедливость от несправедливости, то дарую я тебе этот мудрый разум, так что никто не сможет превзойти тебя в понимании — и долгая жизнь и богатства тоже станут твоими».

Величие человека фиксируется в высоте его целей, его жизненных устремлений, в том, о чём он постоянно думает. Если человек думает только о деньгах и материальных благах, это, в конечном счете, приведет его к разочарованию. Если он ежедневно помнит о Боге, о том, что является вечной духовной сущностью, то есть думает о вечных ценностях, его сознание будет очищаться и возвышаться. Он становится на путь духовного развития. Великий человек – это человек, думающий о Боге и душе. Самая высокая цель человека – развивать свой разум, прочно встать на путь духовного роста, сделать всё, чтобы максимально приблизиться к Совершенству, к Абсолютной Истине – Богу.

Петр Ковалев 2014 год

Всякое государство пропагандирует свою исключительность и непоколебимость, чтобы ободрять народ, живущий на его территории и устрашать другие. Ведь иначе люди могут впасть в отчаяние и прекратить повиноваться всякому закону. Поэтому они должны поклоняться хотя бы государству, властям, чтобы не почувствовать себя одинокими и брошенными.

То же самое делают те, кто правит Россией, на всем протяжении ее существования: от времен Ивана III до наших дней. С самых ранних лет человека, живущего в России, убеждают в ее непоколебимом величии, могуществе и непобедимости. Пропаганда веры в российское могущество и «державную доблесть» идет в детских садах, школах, вузах, по телевизору, в литературе, на улице – всюду. Это убеждает россиян в собственной силе, а значит, дает им надежду на лучшую жизнь, причем в таком самоуспокоенном ожидании лучшего живут, порой, целые поколения. Смешно видеть полуголодную и замученную ежедневными мытарствами в бесконечном ожидании счастья молодежь, грозящую «разбомбить Америку», «поставить на место Украину», «выдворить китайцев» и т.п. Такая пропаганда, насаждаемая с детства, вводит людей в заблуждение и лишает их воли к сопротивлению кремлевскому гнету.

Есть несколько основных ложных представлений, навязываемых российской имперской пропагандой, чтобы убедить всех в величии и неуязвимости этой державы. В «доказательство» их истинности российские пропагандисты приводят реальные факты, толкуемые однобоко и искаженно.

Самый распространенный пропагандистский прием, используемый властями России для «доказательства» ее «несравненного могущества» — это указание на ее территориальные размеры. Мол, Россия – самое большое по площади государство мира, значит, и самое сильное. Просто и ясно. Однако сторонники этой «территориальной теории» предпочитают не замечать того, что огромные размеры России придают очень обширные, но сравнительно малонаселенные, отличающиеся суровыми природными условиями Сибирь и Дальний Восток. Свыше двух третей населения России живет в ее европейской части, которая по площади больше Австралии, но меньше США. Поэтому Россия так сильно пострадала во время Второй Мировой войны: германские войска оккупировали именно европейскую – самую населенную, ее часть, хотя она составляет лишь примерно четверть от всей ее территории. По числу же населения Россия далеко уступает США, Индонезии и, конечно же, Китаю и Индии.

Нередко российские пропагандисты, тыча пальцем в сегодняшние огромные территориальные размеры России, пытаются доказать, что не было в истории держав, превосходивших ее по территории. Это не соответствует действительности: гораздо большие размеры, чем в свои лучшие годы имела российская империя, в свое время имела империя британская, владения которой буквально «опоясывали» весь земной шар. Этим и объясняется то, что сегодня английский язык считается международным языком. Однако хорошо известно, что осталось от этой «всемирной» империи сегодня, и то, какому ужасу подвергались ее не привыкшие к бомбардировкам собственных домов жители в своей столице – Лондоне, во время Второй Мировой войны.

Другой любимый властями миф – о «непобедимости» России. Любители этой фантастики безустанно вспоминают победу советской империи во Второй Мировой войне, победу царской империи над наполеоновской Францией, победу Московского государства над Речью Посполитой. Только предпочитают не вспоминать исход Крымской войны, Русско-Японской войны и, наконец, войны советско-афганской. Если об этих войнах в России вспоминают, то лишь об их ходе (мол, какие были русские герои, громившие англичан, японцев и «душманов»), но не об их позорных для России результатах. А если все же великодержавным патриотам приходится завести речь о поражениях их империи в этих войнах, то они находят множество «объективных причин», по которым политика их якобы непобедимой державы так жестоко провалилась. Чаще всего россияне объясняют поражения своих армий «бездарностью командующих». Почему Россия проиграла Крымскую войну? – Потому что царские генералы были безответственными. Почему проиграла Русско-Японскую? – Николай II был идиот. Почему проиграла первую чеченскую кампанию? – Войска были неподготовлены.

Не существует, не существовало и не будет существовать в мире непобедимых государств. Если теоретически допустить такое, что в битве сошлись два совершенно одинаковых по силе, возможностям и условиям государства, просто по законам физики ни одно из них не могло бы победить другое. Как россияне сегодня обвиняют в своем поражении в Афганистане бездумность политики брежневской клики, так немцы в своем поражении в СССР обвиняли стратегический волюнтаризм Гитлера. И тоже полагали, что «если б не Гитлер, мы бы победили».

Чем больше государство по территории и численности населения, тем труднее им управлять. Даже у себя дома человек прекрасно может контролировать то, что происходит в комнате, где он в данный момент находится, но вовремя не заметить, что на его собственной кухне прорвало батарею: он же не способен смотреть сквозь стену. Так и в России: имперские власти держат все под контролем в Москве, но чем отдаленнее провинция, тем труднее им ее контролировать. Работающая на них армия чиновников такая же продажная и алчная, как они сами, думает, прежде всего, лишь о собственном кармане. Чиновники всегда не прочь обмануть своего вышестоящего босса, чтобы извлечь для себя лишнюю выгоду. Почему Россия с населением более ста сорока восьми миллионов человек смогла выставить против кавказских партизан только около трехсот тысяч военных, милиции и разведчиков? Потому что, во-первых, создание «сверхкрупного» карательного штата, чтобы контролировать каждое горное ущелье на Кавказе, требует массового отвлечения военных и спецслужб из других российских провинций. А из-за удаленности многих из них от имперского центра подобное означает практически полную потерю контроля Кремля над обширными подвластными землями. Кто-то ведь должен охранять российские границы на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке; кто-то должен поддерживать российский правопорядок не только на Кавказе, но и в Рязанской, Воронежской области, Ханты-Мансийском округе, Хабаровском крае и всех других регионах. Если всю российскую армию и милицию отправить на Кавказ, некому будет обеспечивать элементарный порядок в самой России. Да и переброска военных и полицейских сил на Кавказ сама по себе дорогая: надо всю армаду обеспечить транспортом, продовольствием, а перевозить массы силовиков надо по тем же дорогам, по которым передвигается и гражданский, и торговый транспорт. По одним и тем же дорогам надо будет везти и армию, и экспортную нефть, предназначенную для сбыта. Переполненность дорог вызовет перебои в поставках нефти и других жизненно важных для России товаров за границу. А значит, в российском бюджете не будет достаточно средств на обеспечение, вооружение и обучение силовиков. Получается замкнутый круг.

Оружие и военная техника тоже стоят дорого: они изготовляются не из простого железа, а из целого набора различных металлов, которые добываются очень тяжело. Несмотря на обилие рудных месторождений на Урале и в Сибири, суровые природные условия очень затрудняют их разработку. Требуются затраты на специальную технику для рудной добычи, на зарплату рабочим (которым еще надо приплачивать «за вредность»). Частые природные катаклизмы в основных рудоносных регионах России постоянно вызывают перебои в добыче руды. И, кроме военных нужд, железо, медь, никель и прочие исключительно важные в промышленности металлы необходимо использовать и на нужды гражданские. Получается такая ситуация, что на все боеспособное население России просто не хватает оружия.

Иногда по старой привычке россияне стращают врагов ядерным оружием. Однако ядерное оружие в реальности – не больше, чем политический пугач. Это ясно доказывается тем, что со времен первого и единственного его реального применения в Японии оно ни разу не использовалось. Американцы сами пришли в ужас от своего «достижения». Чтобы полностью нейтрализовать один только Афганистан, надо сбросить на него ядерных бомб такой общей силы, что весь земной шар, включая Америку и Россию, превратится в сплошную зону экологической катастрофы. Они никогда не осмелятся убить самих себя ради политических амбиций.

Страх – вот самое грозное оружие людей. Поэтому ни на какие ракеты и бомбы, ни на какие спецподразделения власти не тратят столько сил и времени, сколько на пропаганду. Создать вокруг подвластного населения информационный вакуум, воспитать его на стереотипах иллюзорного могущества имперской власти, привить с детства безотчетный страх перед силой государства, режима, органов власти – это главное, посредством чего политиканы Кремля еще удерживают под собой свое многомиллионное население. Они – нередко сами выходцы из низов общества, хорошо знают реальную цену себе, хорошо понимают, что если их народ потеряет страх перед ними, им несдобровать. Насколько скоро это произойдет — зависит только от нас самих.

Волеслава Северная

Постоянно читаю множество статей, где анализируются корни украинства и самого украинского государства. Скорее всего все эти теории и обьяснения верны. Как в целом, так и обьясняя частные стороные и грани. Но, решил добавить в качестве "безумной теории" свой вариант:)

Основной несколько парадоксальный, по отношению к другим теориям, тезис - украинство это мечта о жизни в сильной, великой и богатой стране.
Сначала рассмотрим некоторые события в хронологическом порядке. Историю вхождения и существования этой территории в РИ затрагивать не будем, хотя и там можно использовать эту теорию.

Итак, до начала 20го века вроде все в порядке, украинство не проявляется. Наступает 1917й, одряхлевшее государство, проигравшее Русско-Японскую, ведущее другую большую войну, где несет большие потери. Проигрывающее по экономике и промышленности передовым державам мира начинает разваливаться - украинство активизируется и обьявляет о создании своего государства,правда при союзе с сильной и передовой Германией - не получилось.

1922й - формирование СССР, который победил 15 других государств, на подьеме. УССР в нем - одна из передовых после РСФСР республик, одна из трех создателей государства. Все проявления сепаратизма быстро глохнут, развивается промышленность, наука, культура. Наступает 1941й. СССР в тяжелейшем положении и сразу активизируется украинство. Причем, не на все территории, а только на западной. Остальная часть продолжает верить в победу СССР и его будущее. Бандеровские проявления не глобальны, и затронули только те районы, что дольше всех были вне СССР. Причем они ориентированы на сильную Германию. После 1945го и до момента выздоровления СССР тлеют очаги украинства. После середины 50х про украинство опять ничего не слышно и не видно.

середина и конец 80х - в СССР системный кризис повторяющий события и состояние РИ в начале 20го века. Дряхлееющее государство, проблемы между идеологией и реальностью. Украинство снова активизируется. 1991й - развал СССР, как и 1917й. Украина активно отрезает себя от мертвого проекта СССР и СНГ.Т.к. на тот момент имеет сбалансированную,кроме некоторого недостатка по энергоносителям, экономику. Выпускает почти всю номенклатуру товаров начиная от станков, автомобилей, тракторов и заканчивая самолетами и космическими ракетами. Т.е. имеет огромные и самые перспективные шансы создать сильное государство. Все долги СССР, кризис на постсоветском пространстве, сбрасывается на РФ. Перспективы сотрудничества с США и ЕС.
Однако ни США ни ЕС не захотели принимать Украину как парнера, они дружно как шакалы бросились доедать наследие СССР. И у Украины нет ни рынков сбыта, ни денег на модернизацию. Вся страна поддержала как самостийность так и украинство как мечту.

2000е - РФ начинает поправляться после развала СССР и Украина сотрудничает с возрождающейся РФ. Казалось бы все налаживается, несмотря на трения обусловленные уже почти сформировашейся украиской нацией и нацэлитой которая пережили уже третье рождение:) и желающее уже проводить свою политику. Но, РФ вступает в конфликт с Западом не достигнув уровня СССР (чего смог избегнуть Китай и который как раз достиг и превысил этот уровень). Китай далеко и украинство, видя что обьединение с РФ не даст возможности оказаться в сильном государстве выбирает вариант присоединится к ЕС. И на этом пути уже уничтожаются любые связи с РФ т.к. в борьбе за мечту или идею люди идут на то, на что не пошли-бы при холодном расчете.

Так что в том, что украинство как мировозрение сейчас ростет и крепнет как нечто отдельное от русских, укрепляется структура элиты и государства, выкристализовывается нация, увы, виновата Россия. Но не тем, что не давала дешевых кредитов, а тем, что за 25лет не смогла создать сильную, суверенную экономику. Виновата в том, что не реализовала мечту о сверхдержаве. Увы, южная ветвь русских имеют в менталитете черты ребенка-мечтателя и как ребенок хочет все, сейчас и сразу, так и украинцы не хотят (не хотели) ждать, а хотят уже сейчас жить в сверхдержаве. Ну или хотя бы в тесном союзе с такой (ЕС)

О ВЕЛИЧИИ РОССИИ

(сборник)

Если бы кто был настолько сумасброден, чтобы сказать: вы говорите мне, что величие и пространство Российской империи требует, чтобы государь ее был самодержавен; я нимало не забочусь об этом величии и об этом пространстве России, лишь бы каждое частное лицо жило в довольстве; пусть лучше она будет поменее; такому безумцу я бы отвечала: знайте же, что, если ваше правительство преобразится в республику, оно утратит свою силу, а ваши области сделаются добычею первых хищников; не угодно ли с вашими правилами быть жертвою какой-нибудь орды татар и под их игом надеетесь ли жить в довольстве и приятности. Безрассудное намерение Долгорукихcxcv, при восшествии на престол императрицы Анны, неминуемо повлекло бы за собою ослабление, - следственно, и распадение государства; но, к счастию, намерение это было разрушено простым здравым смыслом большинства. Не привожу примера Владимираcxcv и последствий, которые он повлек за собою: он слишком глубоко врезан в память каждого мало-мальски образованного человека.

Из книги О величии России автора Вторая Екатерина

О ВЕЛИЧИИ РОССИИ (сборник)Если бы кто был настолько сумасброден, чтобы сказать: вы говорите мне, что величие и пространство Российской империи требует, чтобы государь ее был самодержавен; я нимало не забочусь об этом величии и об этом пространстве России, лишь бы каждое

Из книги Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года автора Ломоносов Михаил Васильевич

ЧАСТЬ I О РОССИИ ПРЕЖДЕ РУРИКА Глава 1. О СТАРОБЫТНЫХ В РОССИИ ЖИТЕЛЯХ И О ПРОИСХОЖДЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА ВООБЩЕ Старобытные в России обитатели, славяне и чудь, по преданиям достоверных наших летописателей известны. Древние внешние авторы скифов и сармат, на разные

Из книги Индоевропейцы Евразии и славяне автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Исторические киммерийцы на юге России и постигшая их катастрофа VIII в. до н. э. Вторжение скифов на юг России. Гибель чернолесской культуры в VII в. до н. э Сложившаяся в XV в. до н. э. срубная культура, занимавшая просторы от Нижнего Дуная и Днестра до юга Урала, уже являлась

Из книги Россия и ее «колонии». Как Грузия, Украина, Молдавия, Прибалтика и Средняя Азия вошли в состав России автора Стрижова Ирина Михайловна

Прибалтика во второй половине XVII - начале XVIII в. Присоединение Прибалтики К России. Эстляндия и Лифляндия в составе России Прибалтика была присоединена к России в ходе Северной войны (1700–1721), которую вела Россия со Швецией за выход к Балтийскому морю. В результате победы

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4.1. Как Петрарка создавал на пустом месте легенду о величии итальянского Рима Согласно нашей реконструкции, «античность» - это просто другое название для эпохи средних веков XII–XVI веков н. э. Как мы уже говорили, итальянский Рим основан как столица лишь в XIV веке н. э. А

Из книги Англосаксонская мировая империя автора Тэтчер Маргарет

О нашем величии (Из выступления Р. Рейгана на конференции консервативного комитета политического действия. Вашингтон, 20 марта 1981 года) …Говорят, человек, стремящийся добиться успеха и величия, должен вначале забыть и о том, и о другом и лишь стремиться постичь истину.

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 8 1911 Отношения России с Австрией и Германией. – Мой первый разговор с императором Николаем II. – Потсдамское соглашение и его происхождение. – Персидский кризис. – Претензии России на расширение зоны ее морской юрисдикции. – Дело Поваже Хотя, как отметил в своем

Из книги Русские масоны. От Романовых до Березовского автора Соловьёв Олег

Из книги По следам исчезнувшей России автора Музафаров Александр Азизович

ГЛАВА ПЯТАЯ. СЛЕДЫ РОССИИ ВНЕ РОССИИ Этой главы не было в первоначальном плане книги. Но по воле Случая летом и осенью 2011 года автору довелось побывать в некоторых местах за пределами нынешних границ Российской Федерации, тесно связанных с историей Российской империи. В

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

55. УЧАСТИЕ РОССИИ В ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗАХ. ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XIX в. Для выполнения своих внешнеполитических целей Россия на протяжении XIX в. взаимодействовала и вступала в различные коалиции со всеми ведущими европейскими странами. В этих условиях

Из книги Левые коммунисты в России. 1918-1930-е гг. автора Геббс Ян

«В России проблема могла быть только поставлена… Она не могла быть решена в России» (Роза Люксембург) Контрреволюция, последовавшая во всем мире за великим революционным подъемом 1917–1923 гг., породила миф о большевизме как специфическом продукте российской

Из книги Чешские легионы в Сибири (Чешское предательство) автора Сахаров Константин Вячеславович

I. Тени мировой войны Истребление на войне цвета воюющих наций - Идеологическая сторона жертвы - Извращение ее на мирной конференции - Предоставление России интернациональному коммунизму - Отделение России от Германии - Причины этого - Роль России в мировой войне -

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

2. Народничество и марксизм в России. Плеханов и его группа «Освобождение труда». Борьба Плеханова с народничеством. Распространение марксизма в России. До появления марксистских групп революционную работу в России вели народники, являвшиеся противниками

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

38. ПОЧТИ ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ КИЕВ БЫЛ ПРОВИНЦИЕЙ ПОЛЬШИ И ЛИТВЫ, ЗАБЫВ О БЫЛОМ СВОЕМ ВЕЛИЧИИ У князя ВЛАДИМИРА – Крестителя Руси было тринадцать сыновей. Может быть даже и больше.От «ЧЕХИНИ» (по «Саге об Олаве сыне Трюггви» – Аллогии, по Татищеву – варяжки Оловы,

Из книги Евреи в России автора Марсден Виктор

Виктор Марсден ЕВРЕИ В РОССИИ Со списком евреев в советском правительстве