Вам ли любящим баб. «Вам!», анализ стихотворения Маяковского


Здравствуйте, товарищи. Знаете, давно заметил, если грамотно использовать матерные слова - речь преображается. Становится изящной, интересной. А самое главное - какие сильные эмоции можно передать всего одним русским матерным словом. Уникальная вещь русский мат.

Но, к сожалению, большинство людей не умеет им пользоваться. Лепит его через каждое слово. Что я предлагаю. Предлагаю ознакомится с творчеством многих классиков, которые употребляли нелепые глаголы в своих произведениях.

Многие из них вы слышали и читали. Лично я с удовольствием перечитал заново, и заново для себя что-то открыл.

Возможно, не одному мне будет интересно.

Есенин С. А. - «Не тужи, дорогой, и не ахай»
Не тужи, дорогой, и не ахай,
Жизнь держи, как коня, за узду,
Посылай всех и каждого на хуй,
Чтоб тебя не послали в пизду!

Есенин С. А. - «Ветер веет с юга и луна взошла»
Ветер веет с юга
И луна взошла,
Что же ты, блядюга,
Ночью не пришла?

Не пришла ты ночью,
Не явилась днем.
Думаешь, мы дрочим?
Нет! Других ебём!

Есенин С. А. «Пой же, пой. На проклятой гитаре»
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Пой, мой друг. Навевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другова,
Молодая, красивая дрянь.

Ах, постой. Я ее не ругаю.
Ах, постой. Я ее не кляну.
Дай тебе про себя я сыграю
Под басовую эту струну.

Льется дней моих розовый купол.
В сердце снов золотых сума.
Много девушек я перещупал,
Много женщин в углу прижимал.

Да! есть горькая правда земли,
Подсмотрел я ребяческим оком:
Лижут в очередь кобели
Истекающую суку соком.

Так чего ж мне ее ревновать.
Так чего ж мне болеть такому.
Наша жизнь - простыня да кровать.
Наша жизнь - поцелуй да в омут.

Пой же, пой! В роковом размахе
Этих рук роковая беда.
Только знаешь, пошли их на хуй...
Не умру я, мой друг, никогда.

Есенин С. А. - «Сыпь, гармоника. Скука... Скука»
Сыпь, гармоника. Скука... Скука...
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука,
Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали -
Невтерпеж.
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Иль в морду хошь?

В огород бы тебя на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.

Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.
Пей, выдра, пей.
Мне бы лучше вон ту, сисястую, -
Она глупей.

Я средь женщин тебя не первую...
Немало вас,
Но с такой вот, как ты, со стервою
Лишь в первый раз.

Чем вольнее, тем звонче,
То здесь, то там.
Я с собой не покончу,
Иди к чертям.

К вашей своре собачьей
Пора простыть.
Дорогая, я плачу,
Прости... прости...

Маяковский В. В. - «Вам»
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, -
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!
(Что то напоминает мне сюжет стиха. Например современный мир и его устои)

Маяковский В. В. «Вы любите розы? А я на них срал»
Вы любите розы?
а я на них срал!
стране нужны паровозы,
нам нужен металл!
товарищ!
не охай,
не ахай!
не дёргай узду!
коль выполнил план,
посылай всех
в пизду
не выполнил -
сам
иди
на
хуй.
(нынче актуально)

Маяковский В. В. - «Гимн онанистов»
Мы,
онанисты,
ребята
плечисты!
Нас
не заманишь
титькой мясистой!
Не
совратишь нас
пиздовою
плевой!
Кончил
правой,
работай левой!!!
(Да это же гимн пикабушников XD, простите ребята, это винрар:))

Маяковский В. В. - «Кто есть бляди»
Не те
бляди,
что хлеба
ради
спереди
и сзади
дают нам
ебти,
Бог их прости!
А те бляди -
лгущие,
деньги
сосущие,
еть
не дающие -
вот бляди
сущие,
мать их ети!

Маяковский В. В. - «Лежу на чужой жене»
Лежу
на чужой
жене,
потолок
прилипает
к жопе,
но мы не ропщем -
делаем коммунистов,
назло
буржуазной
Европе!
Пусть хуй
мой
как мачта
топорщится!
Мне все равно,
кто подо мной -
жена министра
или уборщица!

Маяковский В. В. - «Эй, онанисты»
Эй, онанисты,
кричите "Ура!" -
машины ебли
налажены,
к вашим услугам
любая дыра,
вплоть
до замочной
скважины!!!

Лермонтов М. Ю. - «К Тизенгаузену»
Не води так томно оком,
Круглой жопкой не верти,
Сладострастьем и пороком
Своенравно не шути.
Не ходи к чужой постеле
И к своей не подпускай,
Ни шутя, ни в самом деле
Нежных рук не пожимай.
Знай, прелестный наш чухонец,
Юность долго не блестит!
Знай: когда рука господня
Разразится над тобой
Все, которых ты сегодня
Зришь у ног своих с мольбой,
Сладкой влагой поцелуя
Не уймут тоску твою,
Хоть тогда за кончик хуя
Ты бы отдал жизнь свою.

Лермонтов М. Ю. - «О как мила твоя богиня»
Экспромт
О как мила твоя богиня.
За ней волочится француз,
У нее лицо как дыня,
Зато жопа как арбуз.

Гете Иоганн - «Что умеет аист»
Нашел местечко для гнезда
Наш аист!.. Эта птица -
Гроза лягушек из пруда -
На звоннице гнездится!

Они там день-деньской трещат,
Народ буквально стонет, -
А вот никто - ни стар, ни млад -
Гнезда его не тронет!

Ты спросишь, чем такой почет
Завоевала птичка? -
Она - пардон! - на церковь срет!
Похвальная привычка!

Некрасов Н. А. - «Наконец из Кенигсберга»
Наконец из Кенигсберга
Я приблизился к стране,
Где не любят Гуттенберга
И находят вкус в говне.
Выпил русского настою,
Услыхал "ебёну мать",
И пошли передо мною
Рожи русские писать.

Пушкин А. С. - «Анне Вульф»
Увы! напрасно деве гордой
Я предлагал свою любовь!
Ни наша жизнь, ни наша кровь
Ее души не тронет твердой.
Слезами только буду сыт,
Хоть сердце мне печаль расколет.
Она на щепочку нассыт,
Но и понюхать не позволит.

Пушкин А. С. - «Желал я душу освежить»
Желал я душу освежить,
Бывалой жизнию пожить
В забвеньи сладком близ друзей
Минувшей юности моей.
____

Я ехал в дальные края;
Не шумных блядей жаждал я,
Искал не злата, не честей,
В пыли средь копий и мечей.

Пушкин А. С. - «К кастрату раз пришел скрыпач»
К кастрату раз пришел скрыпач,
Он был бедняк, а тот богач.
«Смотри, сказал певец безмудый, -
Мои алмазы, изумруды -
Я их от скуки разбирал.
А! кстати, брат, - он продолжал, -
Когда тебе бывает скучно,
Ты что творишь, сказать прошу».
В ответ бедняга равнодушно:
- Я? я муде себе чешу.

Пушкин А. С. - «Телега жизни»
С утра садимся мы в телегу,
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл! Еёна мать!
_________________________
Молчи ж, кума; и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой пизе соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна!
(“От всенощной вечор...”)
________________________

И напоследок.

“Я в Париже живу как денди,
Женщин имею до ста.
Мой член как сюжет в легенде,
Из уст переходит в уста.”

В.В. Маяковский

«Вам!» Владимир Маяковский

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду
подавать ананасную воду!

Анализ стихотворения Маяковского «Вам!»

Владимир Маяковский являлся ярым сторонником революционных идей, считая, что общество нуждается в хорошей встряске. Понять молодого поэта, который очень рано познал, что такое нужда и отсутствие крыши над головой, можно. Наблюдая, как его знакомые по гимназии, а потом и по художественному училищу ведут светский образ жизни, просаживая родительские состояния, Маяковский испытывал чувство обиды, смешанное с брезгливостью. Повзрослев, поэт с удивлением заметил, что в числе поклонников его литературного таланта также все чаще и чаще попадаются представители так называемой «золотой молодежи» — люди без целей и жизненных принципов, привыкшие праздно проводить время.

В 1915 году Маяковский посвятил им свое стихотворение под названием «Вам!», в котором обличает всех тех, кто прожигает зря свою жизнь, ища утех и мечтая о вкусной еде. Именно в этот период Россия терпела поражение в первой мировой войне, отправляя на фронт эшелоны с полуголодными и лишенными оружия солдатами. А их более удачливые и обеспеченны ровесники в это время развлекались на балах и придумывали новые способы скоротать длинные вечера за азартными играми либо бутылкой хорошего вина. Обращаясь к ним, Маяковский начинает свою обличительную речь с упреков, пытаясь воззвать своих оппонентов к совести. «Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?!». В дано случае речь идет о воинах, награжденных крестом Святого Георгия – одной из наиболее значимых наград в дореволюционной России. И Маяковского искренне возмущают люди, которые пытаются узнать, кому же досталась очередная награда, и нет ли в списках кого-то из знакомых.

Вместе с тем поэт понимает, что георгиевский крест дается за особые заслуги, и что в тот момент, пока любопытные праздные читатели просматривают газеты, кто-то отдает за них свою жизнь на фронте. Однако подобные мысли даже и в голову не приходят тем, кто не готов пожертвовать даже малой частью своего комфортного существования ради собственной родины. Маяковский убежден, что «имеющим ванную и теплый клозет» никогда не будет дела до горя других, и весь их патриотический пафос может сводиться разве что к цитированию особо удачных мест из стихов Игоря Северянина.

Пережитые годы І мировой войны, безусловно, стали временем тяжелых испытаний для Российской империи. Военные события и большие потери не оставили равнодушными к событиям на фронте никого.

Вначале 1914 года Россия вела активные наступательные действия на западе Европы вместе со своими союзницами – Британскими островами и Францией. В 1915 году Германия со своими союзниками сумела перевернуть ход военных событий, и россияне познали всю тяжесть войны – им пришлось самостоятельно нести это тяжелое бремя в течение двух долгих лет.

Как раз во время активных боев на границе Российской империи Маяковский написал стихотворение «Вам», взяв за основу письма солдат и известия о гибели сыновей родины. Критики до конца так и не разобрались, а кому именно адресовались эти письма? Может, солдаты обращались к тем, кто остался в городах и по каким-то причинам не попал на фронт, или письма адресовались родным.

Скорей всего письма адресовались трусам, скрывающихся за мужеством простых солдат, которые ценой своей жизни защищают родную землю. На такие доводы наталкивают строки: «проживающих за оргией оргию», возможно, поэт, таким образом, критиковал всеобщее увеселенье в тот момент, когда лучшие сыны родины отдают свои жизни за благополучие других.

Для поэта война стала чем-то страшным и бессмысленным. Он писал, что «война отвратительна, в ней нет благонадежности». Явное презрение войны наталкивает на размышления: возможно, поэт пытался показать всю бессмысленность войны и напрасную смерть молодых ребят в стихотворении «Вам».

Маяковский в еще более жесткой форме высказывается о тыле. Поэт сравнивает людей с животными, которые «только и думают, чем набить желудок». В стихотворении пролеживается явная неприязнь к той части населения, которое находиться далеко за линией фронта.

Владимир Маяковский считает, что население должно всеми силами помогать фронтовикам, а не «любить баб да блюда». В то время, когда родина несет большие потери, чиновники и дезертиры ведут размеренную жизнь и не заботятся ни о чем, кроме себя.

Маяковский был сторонников использования «крепких словечек» и он не стеснялся жестких выражений, чему способствовал его горячий темперамент. Стоит отметить, что сам Пушкин утверждал — русский язык не был бы таким красивым, если б не русский мат. Таким образом, в стихотворении «Вам» прослеживается явная неприязнь к самодовольным обывателям, лишенным напрочь человеческих чувств.

Владимир Маяковский являлся ярым сторонником революционных идей, считая, что общество нуждается в хорошей встряске. Понять молодого поэта, который очень рано познал, что такое нужда и отсутствие крыши над головой, можно. Наблюдая, как его знакомые по гимназии, а потом и по художественному училищу ведут светский образ жизни, просаживая родительские состояния, Маяковский испытывал чувство обиды, смешанное с брезгливостью. Повзрослев, поэт с удивлением заметил, что в числе поклонников его литературного таланта также все чаще и чаще попадаются представители так называемой «золотой молодежи» - люди без целей и жизненных принципов, привыкшие праздно проводить время.

В 1915 году Маяковский посвятил им свое стихотворение под названием «Вам!». в котором обличает всех тех, кто прожигает зря свою жизнь, ища утех и мечтая о вкусной еде. Именно в этот период Россия терпела поражение в первой мировой войне, отправляя на фронт эшелоны с полуголодными и лишенными оружия солдатами. А их более удачливые и обеспеченны ровесники в это время развлекались на балах и придумывали новые способы скоротать длинные вечера за азартными играми либо бутылкой хорошего вина. Обращаясь к ним, Маяковский начинает свою обличительную речь с упреков, пытаясь воззвать своих оппонентов к совести. « вычитывать из столбцов газет?!». В дано случае речь идет о воинах, награжденных крестом Святого Георгия – одной из наиболее значимых наград в дореволюционной России. И Маяковского искренне возмущают люди, которые пытаются узнать, кому же досталась очередная награда, и нет ли в списках кого-то из знакомых.

Перед такой публикой, самовлюбленной и напыщенной, которая уже просто не знает, чем бы еще себя усладить, Маяковский отказывается читать свои произведения, категорично заявляя: «Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду!».

«Вам!», анализ стихотворения Маяковского

Первая мировая война, ставшая для России временем суровых испытаний, конечно, не оставила никого равнодушным. В течение 1914 года Россия, поддерживаемая союзниками – Францией и Великобританией, осуществляла наступательные операции на Западном фронте (особенно в Восточной Пруссии). Уже в 1915 году основная тяжесть борьбы в первой мировой войне легла на армию России, которая обеспечила на этот период своим союзникам короткую передышку для мобилизации внутренних сил.

Именно в это тяжелое для России время, когда с фронта приходили тревожные вести о гибели русских солдат и офицеров, Владимир Маяковский написал стихотворение «Вам!» . анализ которого и будет дальше представлен.

Любой, прочитавший название стиха, невольно задастся вопросом: а кому – вам? Можно предположить, что речь идет о тех, кто, по разным причинам, не попал на фронт и теперь «вычитывает из столбцов газет о представленных к Георгию». Как известно, Георгия, или Георгиевский крест, давали за личный подвиг, случалось, и после гибели. И в тот момент, когда люди, совершая подвиг, жертвовали своей жизнью, герой стихотворения «Вам!» видел перед собой людей, «проживающих за оргией оргию» .

Для самого Маяковского война была чем-то ужасным. В своей биографии «Я сам» он написал: «Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне – надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности». Действительно, сначала Маяковский поддался патриотическому подъему. Ведь на фронт добровольцами отправились Михаил Булгаков и Николай Гумилев. Позже, однако, поэт-футурист Маяковский понял, что война - «кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы».

На злобу дня он написал несколько стихотворений о войне: «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон». В этих произведениях со всей силой звучит чувство боли за ставшего жертвой войны человека, что вызывает «отвращение и ненависть к ней». А в произведении «Я и Наполеон» во всей полноте встает трагическая картина войны, усиленная идеей о личной ответственности каждого за творящиеся на фронте бесчинства.

Тыл же, по словам поэта, «еще отвратительней». И стихотворение «Вам!» наглядно это демонстрирует. Перед взором читателя появляются самодовольные сытые лица обывателей, «имеющих ванную и теплый клозет» . «думающих, нажраться лучше как» . Это те же обыватели, что ярко были описаны Маяковским в более раннем стихотворении «Нате!». Но сейчас ситуация усугубилась тем, что на фронте отдавали свою жизнь за таких, как эти «бездарные, многие» . кто приходил в увеселительные заведения, чтобы «измазанной в котлете губой похотливо напевать Северянина» .

Герой уже с первых строк стихотворения пытается их пристыдить:

Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Но вызвать чувство стыда в людях, думающих лишь о том, чтобы набить утробу, невозможно. И уж тем более нельзя добиться от них сочувствия к обычным рядовым. Ведь помимо офицеров, чьи имена попадали в сводки с фронтов, погибали десятки тысяч простых солдат, «приведенных на убой» . Недаром их называли «пушечным мясом», а в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» старый железнодорожник, закрывая засовы на вагонах с солдатами, говорил: «Милая моя говядинка».

Но ничего из этого не волнует «любящих баб да блюда» . Их не волнует, что «сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика» . что наша страна с каждым днем несет все большие потери, что огромные средства из казны тратятся на военные расходы.

Герой справедливо задается вопросом:

Вам ли … жизнь отдавать в угоду?!
И может быть, чересчур категорично заявляет от имени всех патриотов России:
Я лучше в баре б. буду
подавать ананасную воду!

Использование нецензурных выражений, наверное, не делает чести самому Владимиру Маяковскому, хотя, как известно, еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что не может представить себе русской речи без крепкого словца. И темпераментный Маяковский, конечно, не стал сдерживать своих чувств по отношению к напыщенным, самодовольным обывателям, привыкшим все в этой жизни, даже саму жизнь, покупать.

«Вам!» В.Маяковский

«Вам!» Владимир Маяковский

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика.

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду
подавать ананасную воду!

Анализ стихотворения Маяковского «Вам!»

Владимир Маяковский являлся ярым сторонником революционных идей, считая, что общество нуждается в хорошей встряске. Понять молодого поэта, который очень рано познал, что такое нужда и отсутствие крыши над головой, можно. Наблюдая, как его знакомые по гимназии, а потом и по художественному училищу ведут светский образ жизни, просаживая родительские состояния, Маяковский испытывал чувство обиды, смешанное с брезгливостью. Повзрослев, поэт с удивлением заметил, что в числе поклонников его литературного таланта также все чаще и чаще попадаются представители так называемой «золотой молодежи» — люди без целей и жизненных принципов, привыкшие праздно проводить время.

В 1915 году Маяковский посвятил им свое стихотворение под названием «Вам!», в котором обличает всех тех, кто прожигает зря свою жизнь, ища утех и мечтая о вкусной еде. Именно в этот период Россия терпела поражение в первой мировой войне, отправляя на фронт эшелоны с полуголодными и лишенными оружия солдатами. А их более удачливые и обеспеченны ровесники в это время развлекались на балах и придумывали новые способы скоротать длинные вечера за азартными играми либо бутылкой хорошего вина. Обращаясь к ним, Маяковский начинает свою обличительную речь с упреков, пытаясь воззвать своих оппонентов к совести. «Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?!». В дано случае речь идет о воинах, награжденных крестом Святого Георгия – одной из наиболее значимых наград в дореволюционной России. И Маяковского искренне возмущают люди, которые пытаются узнать, кому же досталась очередная награда, и нет ли в списках кого-то из знакомых.

Вместе с тем поэт понимает, что георгиевский крест дается за особые заслуги, и что в тот момент, пока любопытные праздные читатели просматривают газеты, кто-то отдает за них свою жизнь на фронте. Однако подобные мысли даже и в голову не приходят тем, кто не готов пожертвовать даже малой частью своего комфортного существования ради собственной родины. Маяковский убежден, что «имеющим ванную и теплый клозет» никогда не будет дела до горя других, и весь их патриотический пафос может сводиться разве что к цитированию особо удачных мест из стихов Игоря Северянина.

Перед такой публикой, самовлюбленной и напыщенной, которая уже просто не знает, чем бы еще себя усладить, Маяковский отказывается читать свои произведения . категорично заявляя: «Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду!».

Стихотворение В.В.Маяковского «Вам!»

Владимир Маяковский пришел в русскую поэзию в те годы, когда она переживала, в лице символизма, глубокий упадок. К десятым годам, когда со своими первыми стихами и декларациями выступили акмеисты и футуристы, когда зазвучали на страницах журналов первые, пусть еще не громкие строки пролетарских революционных поэтов, все признаки предвещали близость освежающей, очистительной бури. Должны были появиться поэты, способные вернуть русскому стиху традицию гражданственности, вывести его из добровольного заточения в «башне из слоновой кости» на улицу, в мир больших социальных страстей.

И такие поэты появлялись. Самым ярким из них до сих пор считают Маяковского, так как он смог, пройдя школу футуризма, не только выработать неповторимые стиль речи и форму стиха (знаменитую лесенку), но и, выйдя за рамки просто протеста против «обывательщины», стать истинным гражданским лириком. К одному из таких стихов, высмеивающих мещанский образ мыслей и образ жизни, относится «Вам!», написанное в 1915 году. Уже заголовок стихотворения наводит на мысль о вызове, которые делает поэт мещанам, как он противопоставляет себя и «их», как отчаянно бросает им в лицо свои обличительные строки.

Основной темой лирического произведения является описание мещанского быта, который показан поэтом настолько низменным и противным, что вызывает не ироническую улыбку, а отвращение. Маяковский обличает людей, ведущих такой образ жизни, в том, что они не задумываются ни о чем, кроме собственного комфорта. Их главная цель – иметь «ванную и теплый клозет», «нажраться», «жизнь отдавать в угоду». Весь остальной мир их не интересует. Я думаю, что Маяковский этим стихотворением хотел заставить людей задумываться о чем-то более высоком и духовном, быть реалистичными и не замыкаться на собственном удобстве и комфорте.

Стихотворение написано от первого лица. Лирический герой обращается к «ним», то есть к мещанам, не с просьбой и не с обращением. Он стыдит эту серую, сытую толпу, обвиняет ее в бездуховности и малодушии. Своими острыми, часто обидными словами он пытается образумить ее, называет «их» бездарными, по-всякому унижает и не стесняется в выражениях. Мещане предстают перед нами, как совсем опустившиеся люди:

Как вы с измазанной в котлете губой

Похотливо напеваете Северянина!

Неслучайно Маяковский употребил здесь фамилию поэта-футуриста Игоря Северянина. Когда Владимир Владимирович принадлежал к кружку футуристов, он поссорился с поэтом, и поэтому его фамилия ассоциировалась с чем-то отрицательным. Люди, которые читали и любили стихи Северянина, вызывали у Маяковского отвращение. Упомянув его фамилию, он в очередной раз выразил ненависть к футуристу и к «ним».

Еще одной важной особенностью я считаю то, что поэт употребляет по отношению к мещанам множественное число. Это подчеркивает отсутствие индивидуальности у этих людей, отсутствие собственного мнения и свободы суждений. Он считал, что такие люди вредны для общества, с ними невозможно будет выстроить социалистическое государство. Образ безликой серой массы, инертной толпы отражен и в названии стихотворения, и в каждом четверостишии.

Лирическое произведение состоит из четырех строф, и в каждой из них заложен контраст. Противопоставляются низкие, мещанские потребности и события, которые должны волновать многих людей, но не тех, кто любит «баб да блюда». В первом четверостишии Маяковский, как мне кажется, обличает любовь мещан к сплетням. Им неважно, что написано в газете. Главное – прочитать ее, потому что все читают газеты. Содержание как таковое их не интересует: герои, представленные к высшей награде, Георгиевскому ордену, для них неотличимы от, например, воров и мошенников. Ведь и о тех, и о других пишут в «столбцах газет»!

Во втором четверостишии Маяковский обвиняет мещан в том, что им все равно, что происходит в мире. Им неважно, что где-то гибнут люди за высокие цели, дети умирают от голода, многим негде жить из-за военных действий… Мещане живут в собственном ограниченном мирке, где хорошо и тепло, и не надо ничем забивать голову. Главное – было бы что поесть! Бездушие и безразличие к окружающим людям отражено в третьей строфе. Здесь налицо противопоставление жестокой реальности с мещанским бытом. Маяковский создает очень яркий образ раненого солдата и сытой толпы. И, наконец, в последнем четверостишии, кульминационном, Маяковский противопоставляет себя этой безликой толпе. Как всегда, гротескно и гиперболично, даже грубо, он в сердцах признается, что лучше «в баре блядям буду подавать ананасную воду!», чем отдавать свою жизнь в угоду этих низких людей. Здесь эмоции лирического героя достигают верха напряжения, вызывая еще больше отвращения к мещанам. Возможно, в этой строфе поэт снова обращается к творчеству Северянина, точнее, к таким его строкам: «Ананасы в шампанском!». Этим он подчеркивает, как для него низко «подавать ананасную воду», но все же это лучше, чем быть таким, как толпа мещан.

Стихотворение «Вам!» отличается от других творений Маяковского тем, что оно написано не лесенкой, а обычными четверостишиями. Также оно не является сатирическим, как, например, «Прозаседавшиеся». Оно вызывает не грустную улыбку, а отвращение к мещанской жизни. С помощью грубых эпитетов («нажраться», «измазанной в котлете губой», «похотливо напеваете») и гипербол («любящим баб да блюда», «проживающим за оргией оргию», «бобмой ноги выдрало») поэт добивается яркости и остроты в изображении мещан и их противоположностей, еще больше сталкивая их между собой. В стихотворении есть также и характерные для поэта ритмичность, надрыв и гротеск. Каждая строчка рождает в воображении яркие, гротескные образы, вызывая еще большую неприязнь к «ним». Изобилие восклицательных и вопросительных знаков препинания, многоточий, придают стихотворению эмоциональность. Стихотворный размер изменяется от строки к строке, создавая при этом ритмичность и придавая стихотворению ноты марша. Рифма в стихотворении перекрестная.

Для меня стихотворение «Вам!» - это великолепный образец сатиры Маяковского, создавая который поэт широко применял разнообразные художественные приемы. Это и излюбленный им сатирический гротеск, и гипербола в эпизоде с половинами людей, и прием контраста. Восхищает меня и стихотворная речь поэта, пересыпанная неологизмами («взъяренный», «раздвояться», «прозаседавшиеся»). Все это создает неповторимый облик поэта-сатирика, беспощадный смех которого долетает до нашего слуха с каждой строчки стихотворений.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Послушать стихотворение Маяковского Вам

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Вам

11:47 am - Виктор Пелевин - Ананасная вода для прекрасной дамы

Вам ли, любящим баб да блюда,
Жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
Подавать ананасную воду!

Владимир Маяковский

Когда-то давно Пелевин начался для меня именно с рассказов. Они произвели на меня просто ошеломительное впечатление. Потом я читал его романы, получал огромное удовольствие, но все таки оно было немного отличного от тех восторгов в которые меня приводила малая проза Виктора Олеговича. Новые рассказы (я имею в виду более поздние по дате написания) того эффекта не производили. Сборник « » и вовсе оставил «проходное» впечатление. И вот очередная книга, вполне целостная, концептуальная… я даже не могу воспринять ее, как просто сборник – это скорее роман, сотканный из новелл. И именно он воскресил во мне то чувства, которые я испытывал, когда только знакомился с ранним творчеством Виктора Пелевина. И это было здорово.

Пять рассказов, пять удивительных историй об одном и том же, но на разных языках. Сотканные из цитат, аллюзий, намеков, отсылок, обильно сдобренные насмешкой и припудренные социальщиной, с фирменным пелевинском юмором. Такие знакомые темы и под таким милым углом.

Виктор Пелевин еще в ранних своих романах вполне конкретно и четко высказал все, что мог и хотел высказать. Не думаю, что его мировоззрение поменяется. Казалось бы он обречен на самоповторы, но… его стиль и жанр позволяют ему повторять одно и то же так, что каждый раз оно воспринимается иначе. А социально-политическая обстановка в России неизменно будет подбрасывать ему новый материал.

В этот раз доминирующей стала тема Бога и божественной сущности, которая красной нитью проходит через все рассказы сборника (если не через все творчество Виктора Пелевина). Каждая новелла – это новая интерпретация извечной попытки познания человеком непознаваемого.

Книга состоит из двух частей. «Боги и механизмы» и «Механизмы и Боги». И в ней действительно повествуется и о богах и о сложных механизмах, которых человек принимает за Бога (или с помощью которых неумело и низко пытается Бога творить). Другое дело, что четко разделить где боги, а где механизмы не выходит. Божественный посыл разлит по тексту в равных соотношениях с механической стружкой и истину каждому приходится искать самому. Пелевин только выражает многообразие возможностей…

Пять рассказов, пять историй.. Они родили ассоциации с другими книгами Виктора Олеговича, особенно с и «Омон Ра» (с первой благодаря маркетинговому таланту героя рассказа «Зенитные кодексы Аль-Эфсби», со второй, видимо из за специфической службы во имя Родины героя рассказа «Burning Bush»). Местами даже показалось, что Пелевин сам себя слегка спародировал. Те же гебисты, буддисты, маркетологи, юноши, вещества… Такая знакомая рефлексия о потерянном симулякре СССР куда никто не хочет вернуться. То же обилие восточно индуистско-буддистских терминов. И, конечно же, много фирменного юмора, необычного и немного горького. Его у Пелевина во всех произведениях достаточно, но умолчать о нем просто неприлично. Досталось всем – русским, американцам, европейцам, буддистам, гомосексуалистам, либералам, коммунистам, согласным, несогласным… даже «Ладе Калине». Президент вот как-то обмолвился, что читал , так вот, видимо, Пелевин это интервью хорошо запомнил.

Читая размышления и оценки Пелевина о вполне объективной реальности и, а потом, пролистывая ленту новостей, невольно хочется бежать от нее куда подальше (и от ленты новостей и от реальности). Именно поэтому, когда в последнем рассказе появляется вполне блоковская прекрасная дама, то ей становится тошно от одного взгляда на этот мир. И она предпочитает проснуться в какой-нибудь иной реальности. И все вышло, как в сказке - прекрасным дамам лучшие миры, блядям - настойка из консервированных ананасов.

П.с.
Кому интересны аннотации рассказов (лучше все таки все прочитать самому) википедия все расскажет четко и ясно.
п.п.с.
Ну и не могу не удержаться, не отметив «находки», что сделал я на страницах романа. Такие вот «интересные факты», выражаясь языком Википедии. Их в "Ананасной воде" много, но особенно запомнилась одна.
Ну Шмыга, который мелькал в П5 и Т, а нынче вот стал одним из героев. Ну скандальные WikiLeaks, о которых, кажется, до сих пор трещат новости (оперативно).... Ну обилие игры слов (привет Набоков), цитаты (их нынче даже как-то обособленно выделили)
Но вот история про Джорджа Буша, говорящего с Богом. Я думал, эдак Виктор Олегович загнул.. а тут вот ... Перевести может и любой онлайн-переводчик.
Ну а после такого как-то реально подумаешь - а не является ли мой мир, вместе со мной и моими мыслями - фантазией Виктора Пелевина? Или мотылька, которому сниться, что он Виктор Пелевин..