Валары сильмариллион. Джон рональд руэл толкин сильмариллион

Джон Рональд Руэл Толкин

СИЛЬМАРИЛЛИОН

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

«Сильмариллион», впервые опубликованный четыре года спустя после смерти моего отца, - это повествование о Древнейших Днях, или Первой Эпохе Мира. Во «Властелине Колец» рассказано о великих событиях конца Третьей Эпохи; «Сильмариллион» составляют легенды гораздо более древние, относящиеся ко временам, когда Моргот, первый Темный Властелин, обитал в Среднеземье, а Высокие Эльфы вели с ним войны за обладание Сильмариллами.

Но «Сильмариллион» - не только предыстория событий, описанных во «Властелине Колец»; это одна из первых литературных работ Толкина. «Сильмариллион» существовал еще полстолетия назад, хотя и назывался тогда по-другому. В потрепанных тетрадях, относящихся к 1917 году, еще можно разобрать карандашные наброски ранних версий основных легенд. Книга никогда не публиковалась, но в течение всей долгой жизни отец не прекращал работу над ней, даже в последние годы. За все это время основа «Сильмариллиона» почти не менялась; она-то и послужила фоном для многих других, более поздних сочинений. Но окончательная редакция никак не могла родиться. Менялось многое: менялись даже некоторые фундаментальные идеи, связанные с естественными законами описываемого мира, не говоря уже об одних и тех же легендах, становившихся то длиннее, то короче, менявших стили и ритмы изложения. Годы шли, изменения и варианты накапливались, и наконец повествование настолько усложнилось и запуталось, что окончательная версия стала казаться недостижимой. Кроме того, старые предания («старые» не только из-за принадлежности к Первой Эпохе, но и по времени жизни моего отца) стали средством выражения и сокровищницей его глубоких раздумий, мифология и поэзия отступили в них перед теологическими и философскими заботами; отсюда некоторая разностильность книги.

После смерти отца я попытался привести эту книгу к приемлемому для публикации виду. Мне стало ясно, что попытки представить под одной обложкой столь разнообразный материал, т. е. показать «Сильмариллион» как живое эволюционирующее произведение, растянутое более чем на полвека, на деле приведут лишь к полной неразберихе и погребут под собой самое существенное из содержания. Поэтому я стремился выработать единый вариант текста, отбирая и размещая материал таким образом, чтобы получить однородную и внутренне непротиворечивую структуру. В этой работе заключительные главы (от смерти Турина Турамбара) представляли особые трудности, т. к. оставались неизменными в течение многих лет, и не очень-то соответствовали другим, более поздним частям книги.

Полная согласованность (будь то внутри «Сильмариллиона» или между ним и другими опубликованными работами моего отца) так и не достигнута, и если она достижима вообще, то лишь весьма дорогой ценой. Кроме того, отец рассматривал «Сильмариллион» как сборник или конспект-повествование, составленное много позже из самых разных источников (стихов, летописей, устных рассказов), отобранных многовековой традицией. Такая концепция имеет параллель в действительной истории книги, ибо в основе ее лежит огромное множество фрагментов ранней прозы и стихов. В какой-то мере это действительно конспект. Этим можно объяснить различный ритм повествования и полноту деталей в разных главах, например, контраст между точным указанием мест и мотивов в легенде о Турине Турамбаре и возвышенным, но предельно лаконичным отчетом о конце Первой Эпохи, когда был разрушен Тангородрим и низвергнут Моргот, отсюда же некоторые различия в стиле и описаниях, некоторые неясности и неувязки. В случае с «Валаквэнтой», например, мы полагаем, что описание ранних дней жизни Эльдаров в Валиноре переделывалось в более позднее время; этим объясняется постоянное смещение хронологии и точки зрения, так что божественные силы видятся то ныне существующими и действующими в Мире, то давно исчезнувшими, оставшимися лишь в памяти. Книга, озаглавленная «Сильмариллион», содержит не только «Квэнта Сильмариллион» или собственно «Сильмариллион», но и еще четыре коротких работы: «Айнулиндалэ» и «Валаквэнта» связаны с «Сильмариллионом» и предваряют его, а «Падение Нуменора» и «О Кольцах Власти», помещенные, в конце, совершенно самостоятельны и независимы, и включены сообразно с ясным и четким намерением моего отца; с их включением история обретает непрерывность от Музыки Айнуров, с которой начался Мир, до отплытия Хранителей из Серебристой Гавани в конце Третьей Эпохи.

Число имен, появляющихся в книге, огромно, но действующих лиц (Людей и Эльфов) играющих важную роль в повествовании о Первой Эпохе, существенно меньше, и все они могут быть найдены в генеалогических таблицах. В дополнение я привел схему, показывающую основные названия различных эльфийских народов, заметки о произношении эльфийских имен, перечень некоторых основных корней, встречающихся в этих именах, и карту. Надо заметить что огромная горная цепь на востоке - Эред Луин или Эред Линдон, Синие Горы, - появляется на крайнем западе карты «Властелина Колец». Внутри книги есть карта поменьше, ее цель - дать представление о том, как располагались земли Эльфов после возвращения Нолдоров в Среднеземье.

Больше я не обременял книгу никакими дополнениями и комментариями. Существует множество неопубликованных работ моего отца о Трех Эпохах: повествовательные, лингвистические, исторические и философские, и я надеюсь, что часть из них удастся опубликовать.

В трудной задаче подготовки текста книги мне много помогал Гай Кей, работавший со мной в 1974–1975 годах.

Кристофер Толкин, 1977


АЙНУЛИНДАЛЭ

Музыка Айнуров

В начале был Эру, Единый. На Арде зовется Он Илуватар. Первыми создал Он Айнуров, Священных. Они стали плодом Его дум и были с Ним раньше всех творений. Эру говорил с ними. Он предлагал им музыкальные темы, они воплощали их, и это было хорошо. Айнуры пели поочередно, лишь изредка - дуэтом или трио, остальные слушали поющих, но в музыке каждый понимал лишь ту часть замысла Илуватара, которой он был рожден, а музыка собратьев мало что говорила другим Айнурам. Но постепенно понимание росло, а вместе с ним росли единство и гармония.

И пришло время, когда Илуватар созвал Айнуров и задал им тему, величием превосходившую прежние. Красота вступления и великолепие финала восхитили Айнуров, и в восторженном благоговении склонились они пред Илуватаром.

И тогда Он сказал:

Я создал вас от Вечного Пламени, Я дал вам тему и хочу, чтобы в гармонии и единстве претворили вы ее в Великую Музыку. Нет предела совершенству, и Я с радостью буду внимать вашим песням.

Наверное, эту рецензию стоило бы начать с того, что "Сильмариллион" - книга не для всех. В первую очередь - из-за обилия информации, огромного количества имен и родственных связей, и сложного языка. Читать его трудновато - но если вы разберетесь, то откроете для себя таинственный мир Предначальной Эпохи. Той самой, когда не было ещё людей, когда в Средиземье жили эльфы. Когда мир освещал свет звезд, а самым большим сокровищем эльфов были Сильмариллы - самые прекрасные алмазы, впитавшие в себя свет Древ Валинора.

Итак. начиная характеристику, следует отметить, что в описании не зря сказано, что "Сильмариллион" - Библия Средиземья. Во-первых, начинается книга с того, что описывается создание Арды (мир Средиземья) и дается характеристика богам Средиземья. Во-вторых, боги по своему описанию очень похожи на библейских - Единый Бог (Эру Илуватар), его создания валар и отступник Мелькор. Не правда ли, напоминает Бога, ангелов и Дьявола?

Событий огромное множество. Неудивительно - описываются целых две Эпохи! Таким образом, книга содержит материал в сжатом виде. Здесь это тоже уместно - поскольку на эти две Эпохи растягивается одно событие - война за Сильмариллы. Помимо этого, вы поймете, что книга имеет несколько частей. В первой (Айнулиндалэ, или Музыка Айнур) описывается создание Эа, т.е. материального мира и собственно Средиземья, во второй (Валаквента) нам дается характеристика богов и врагов. Третья часть - Квента Сильмариллион - составляет львиную долю книги и, собственно, является самой её сутью, там рассказывается о Сильмариллах и войне за них. Завершают книгу две части - Акаллабет (падение государства людей Нуменор) и краткое содержание "Хоббита" и "Властелина Колец", которое так и называется - "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе".

Герои - их столько, что, наверное, мало кто сможет удержать всех их в памяти. Лично мне потребовалось создать две большие схемы - первая отражала разделение эльфийских племен и связи между ними, вторая - родственные связи наиболее значимых героев. Послле этого сразу стало все понятно, так что будьте готовы к тому, что придется чертить.
Однако сами герои выписаны также превосходно, как и в предыдущих книгах. Каждый из них, даже злодей Мелькор - это Личность, это история жизни, это мысли, чувства и страдания. Хоть один из них вам обязательно понравится.

Битвы - их тут предостаточно. Каждая описана так, что кажется, будто там и присутствуешь, а уж после одной, самой масштабной и тяжелой - Нирнаэт Арноэдиад - у меня чуть слезы не потекли. Ибо так описаны безысходность, страх, скорбь, что это не оставит равнодушным.

Ну и, тут не обойтись без любви . Каждая любовная история западет вам в душу. А "Лейтиан", которая упоминается во "Властелине Колец", будет поднимать вас на гребне надежд и швырять вниз, в пучину отчаяния, и в конце останется светлое ощущение счастья, выстраданного героями.

"Сильмариллион" - книга не для всех. Она сложна, где-то запутанна, но без сомнения, любой, кто знаком с "Хоббитом" и "Властелином Колец", должен прочесть её. Это предыстория тех событий, но читать её надо именно в конце, иначе вам многое будет непонятно.

"Сильмариллион" - книга интересная, яркая и непохожая ни на что. Прочитав её, я осталась очень довольна. Очень надеюсь, что и вам она понравится также.

Признаться честно, меня очень сильно раздражают ситуации, когда некто прочтет какую-нибудь книгу, проникнется в ней изложенным до глубины души и заявляет, что тот, кто эту книгу читать не будет, тот хуже самого Митрофанушки и вообще достоин полного презрения до тех пор, пока огненно-кровавые буквы МАСТРИД, проступившие в полночь на потолке его спальни, не будут удалены посредством прочтения незабвенного шедевра...

Поэтому я не буду никого побуждать читать «Сильмариллион», расписывая его достоинства и превознося Толкиена вплоть до объявления зеркалом русской революции, любимым учеником Рабиндраната Тагора и еще кем-нибудь таким, забронзовевшим уже до того, как почитателям взбрело в голову собирать деньги на памятник...

И не узнают никогда, что именно происходит во «Властелине Колец», и не ощутят на вкус всю горечь мира, из которого постепенно уходит вера в чудо.

Пусть «Сильмариллион» никогда не послужит для них мостиком в мир эпоса уже не измышленного из умной профессорской головы, а того, который измыслили люди диковатые и суеверные, верившие в сверхъестественные силы, не знавшие о существовании вирусов и подсознания, не читавшие Бегбедера, что, однако, не помешало им сотворить современный мир и вырастить древо мифологии, под корнями которого рылось в поисках съестного не одно поколение существ более утонченных и рациональных...

Пусть они избегнут участи пролить слезу над судьбой Турина Турамбара...

Пусть не бередят нервы историей любви Берена и Лютиэн...

Пусть бегут от действительности, минуя Средиземье...

Оценка: 10

Надеюсь, что прав Дэн Симмонс, и талант может воплотить фантазию в материальный облик, и где-то есть Средиземье, где мирно и зажиточно живут в своем Шире хоббиты, где по-прежнему вздымаются гордые башни Минас-Тирита, и наследники Великого Короля Арагорна мудро правят своей землей, работают в своих подземельях потомки Гимли, украшая залы Казад Дума, а по тенистым лесам бродят последние эльфы, не в силах расстаться с красотой смертных земель.

Надеюсь, есть где-то небеса, на которых каждый день всходит Эарендил - любимая звезда эльфов, последний Сильмарилл, посланный освещать земли людей, столько пожертвовавших ради его вызволения из рук врага.

У меня всегда вызывал неподдельное уважение и восхищение тот гигантский труд, который проделал Мастер, создавая для нас Средиземье и его героев. Поэтому и привлекает нас этот мир - живой и достоверный: не просто детально описанный, а имеющий свою многовековую историю, легенды, которые можно рассказывать у походных костров, песни, которые предназначены для покоев лордов или хмельных кабачков, и даже сказки, необходимые малым детям. Из них рождается непрерывная нить: культура, верования, философия, которые ведут именно к такому, а не иному финалу Войны за Кольцо.

Да, это набор легенд, рассказов, мифов, расположенных в хронологическом порядке, охватывающих даже не века - целые эпохи. История Средиземья и его народов, со всеми бесплодными победами и сокрушительными поражениями, непрерывная тропинка, ведущая к событиям «Хоббита» и «Властелина Колец» через времена и судьбы.

Но, где Вы, скажите мне, еще узнаете, кто такие и откуда пришли Гэндальф, Саруман и Радагаст, почему Арвен пришлось выбирать между бессмертием и любовью и отчего разошлись пути гномов и эльфов, да так, что прошли тысячи лет, прежде чем Гимли и Леголас смогли сблизить эти народы. Да и, вообще, кто такой этот Властелин Колец, о котором в книге, названной его именем, ничего так и не сказано! А ведь есть в «Сильмариллионе» еще и чудесные легенды - романтические, героические, трагические: замечательная сказка о бессмертной любви Берена и Лучиэнь, кровавая драма Феонора и его сыновей и рассказ о череде предательств в скрытом от глаз королевстве Гандолин. И полная трагизма и безнадежности, героическая легенда о детях Хурина. Их десятки и десятки - готовых сюжетов, которые могли бы стать отдельными, не менее значимыми, чем «Властелин Колец», романами.

Так, что мой Вам совет: если хотите не просто читать «Хоббита» или «Властелина Колец», как обычные фэнтезийные книги, а прожить события вместе с героями, разделяя их тайные и явные мотивы и устремления, воспоминания о событиях и людях - прочитайте «Сильмариллион» и узнайте, как все начиналось, когда профессор Толкиен задумался, почему и зачем «сияющий ангел Эарендел был послан к людям в Срединный Мир».

Оценка: 9

В вольном пересказе это произведение будет выглядеть примерно так:

У Мелькора не было музыкального слуха.

Вследствие этого появились орки, тролли, балроги, дракон Глаурунг, крепость Ангбанд и много чего еще.

Колесо истории запрыгало по ухабам времени, и население Арды стало учиться на собственном опыте.

Феанор выучился делать сильмариллы (но разучился, а то бы сейчас их у каждого было бы по штуке).

Все усвоили, что когда дело доходит до дележки кораблей, эльфы бьют друг друга так, что и орки обзавидуются.

Мелькор усвоил, что обращение с артефактами требует соблюдения правил техники безопасности.

Тингол усвоил, что влюбленная дочка все равно сделает по-своему.

Берен усвоил, что нечего размахивать руками перед мордой чудовища, когда у тебя есть меч.

Гора Горгорот усвоила, что питание одними сильмариллами вредно для желудка.

Турин Туромбар усвоил (посмертно), что к каждой встреченной женщине нужно относиться, как к матери или сестре.

В политику вступил Саруман – и все усвоили, что красноречие иногда бывает хуже мировой войны.

Саурону надоело менять кадры, и он создал назгулов. Все тут же усвоили, что кадры нужно менять своевременно.

А Мелькор теперь поет в местах, где его никто не слышит – и все довольны. Вот так вот.

Эволюция, мать твою-у-уу…

Высокие эльфы посмотрели на все свысока и отвернулись.

А Мелькор теперь поет в местах, где его никто не слышит – и все довольны.

Оценка: нет

Очень непростое произведение. Результат многолетнего труда Толкиена, который автор, увы, так и не успел полностью завершить. Грандиозность поставленной задачи поражает - не просто придумать новый мир, но и создать его мифологию и историю за тысячу лет. Читается Сильмариллион нелегко, но здесь читателю стоит сделать над собой усилие, и ему откроются удивительные тайны Средиземья. Впечатлили величественные картины творения, поразила удивительная легенда о создании Сильмариллов. А дальше пошла история борьбы Добра со Злом, борьбы тяжелой и неудачной. В этой борьбе смешались мужество и трусость, верность и предательство, дружба и гордыня. И, несмотря на героические усилия Добра, поражение следует за поражением, а Зло кажется могущественным и совершенно неодолимым. И только любовь, удивительная и невозможная оказалась сильнее Зла! Сильмариллион не оставит внимательного читателя равнодушным, а многие эпизоды книги заставляют серьезно задуматься. Когда-нибудь я обязательно перечитаю эту книгу.

Оценка: 9

Писать о Силмариллионе трудно. Сухой, сжатый язык повествования заметно усложняет чтение, количество имен и названий сшибает с ног.

Сильм – книга для поклонников творчества Толкина. Для тех, кто желал узнать больше о мастерстве Феанора, о появлении эльдар в Средиземье, об истории Предначальной Эпохи. Для тех, кто, еще будучи ребенком, желал узнать хоть что-то об упомянутом мельком в «Хоббите» королевстве Гондолин…

Сильм – книга трудная. Он требует от читателя немалой работы: в него надо вживатся, о нем надо думать. И когда приходит понимание, что между двумя страницами проходят подчас века, поневоле начинаешь вчитываться в строчки, так как каждая – на вес золота в истории мира.

Сухие строчки похожи на рамы для витража. Они лишь очерчивают общий узор повествования, поиском стекол приходится заниматься самому. Их много: «Дети Хурина», «Беседы Финрода и Андрет», «Ле о Лейтиан».. В них оживают, обретают дыхание второстепенные герои, повествование обретает цвет и глубину. Иные истории дописывает фэндом, некоторые приходится додумывать самому. Да, Сильмариллион – книга не для всех; это – лакмусовая бумажка для толкинистов.))

С Сильмом «Властелин Колец» обретает большую глубину. Линии повествования уходят в глубь веков. И вдруг понимаешь, что древняя и мудрая Галадриель – это та самая воинственная Нэрвен, юная принцесса нолдор, что стояла рядом с Феанаро в день гибели Древ, горя желанием покинуть Благословенную Землю. А свет вечерней Звезды в фиале невысокликов – отблеск сияния Сильмарилла,чей свет несет в себе память угасшего света Запада…

Оценка: 10

Профессор филологии Джон Рональд Руэл Толкиен был весьма необычным человеком. Конечно, люди науки имеют разные причуды. Дмитрий Менделеев чемоданы шил. Исаак Ньютон толковал Апокалипсис. Павел Виноградов увлекался политикой. А Толкиен имел другое, может быть, не такое заметное, но, может быть, более глубокое увлечение - всю жизнь он творил Мир.

Всё исходит из любви Толкиена к языкам, к древнему эпосу. Он сотворил языки - и начал искать для них подходящую оправу. Но Средиземье Вк и тем паче «Хоббита» не слишком годилось для этого. ВК - это скорее эпоха героическая, вернее сказать, «историческая», вроде той небезызвестной песни, где на одной доске поставлены вполне реальные Зигфрид и царь Этцель. Нужно было нечто иное, что-то, отражающее легендарную мифологическо-героическую эпоху Средиземья. Так возник «Квента Сильмариллион».

Многие, очень многие считают, что произведение осталось незаконченным. Бытует мнение, что перед нами - просто сырая заготовка будущего романа или эпоса, который сын Кристофер по неведомому нам скудоумию выдаёт за полноценный роман. Но вряд ли это так. «Сильмариллион» - цельное, законченное, я бы сказал, монолитное произведение, эдакий «псевдоэпос», в хорошем смысле.

Конечно же, стилизация. Но никто из современных авторов, ни один из них не смог создать настолько глубоко проработанной мифологии мира, и при этом создать иллюзию глубокой древности того текста, который несёт её в себе. Причём сделано это настолько блестяще, что остаётся только руками развести и ещё раз поразится писательскому и учёному дарованию Профессора. Создавая этот эпос, он расставил в нём акценты несколько по иному, чем в ВК.

Не будем долго говорить о музыке Айнур (уже авторская индивидуальность!), об устроении Средиземья. Всё это дань первым главам «Книги Бытия», «Прорицанию Вёльвы», «Калевале». Здесь дело в ином. Если эльфы в ВК - это либо шустрые, добрые и беззаботные фэйри, либо статные и могучие, пропитанные Добром и Светом витязи, то в «Сильмариллионе» эльфы нам предстают одержимыми нешуточными страстями и переживаниями существами. Это уже не воплощение идеальных черт человечества - это, несмотря на явную гиперболизированность изложения, вполне живые и яркие существа. Они способны на подлость, на предательство, эльфы с одинаковой силой любят и ненавидят, исписывают отчаяние, умирают просто от тоски. Они - рыцари, «пассионарии» своего племени, звездоокие воители с печатью рока. Все эльфийские короли всегда понимали, что война с Морготом-Мелькором обречена на провал, но всё равно твёрдо стояли на своих рубежах - просто потому, что не могли иначе.

Да, это эпос. Совершенно уникальный, синкретический текст, умещающий в себе всё наследие мировоззрения Толкиена. в котором причудливо сплелись католические догмы и любовь к суровому северному языческому эпосу. Там нет места юмору, как в ВК, нет места «маленькому человеку» - это книга об эпохе сильных и обречённых. В любом случае, тот, кто захочет прочитать «Сильмариллион» - он возьмёт его, и восхититься. А многим и не стоит - слишком своеобразно.

Оценка: 9

Благовейный трепет испытываешь уже лишь открыв эту книгу, когда взору предстают контуры Белерианда с его звонкими и певучими названиями: Эред Луин, Дориат, Гондолин, Нарготронд... Словно к священному менгриру, невольно хочется прикоснуться к ним, чтобы перенять хотя бы частицу той, заключенной в них, первородной силы и красоты.

Оживающие под пером профессора Толкина легенды здесь струятся подобно величественным водам Сириона или Гелиона, и вдохновением, отвагой, ненавистью, смертью и любовью пронизаны все строки этого величественного и прекрасного произведения. Что бы не творилось на страницах «Сильмариллиона» - все затмевает страсть, ею, как Музыкой Айнуров, пронизано всё вокруг, и нигде более не встретить таких закатов и рассветов, нигде не услышать таких чарующих песен, не увидеть эльфийских танцев под серебряным светом Изиль. И всё представленное, звучащее поэзией, множество имён, мест, преданий с завораживающей чуткостью постепенно сплетается в линии отдельных создвездий, чтобы, в итоге, предстать в едином грандиозном узоре Вселенной.

Очень важно читать «Силльмарион» не отрываясь, дабы не потерять его завораживающий ритм, не сбиться с пути и не остаться навечно среди мрачных ущелий Эред Горгората - пожалуй, это единственное, что можно посоветовать. Это - чуткая книга, и ей необходим такой же читатель (не стоит и помышлять читать «Силльмарион» «между делом»), но взамен она предлагает непревзойдённо «проработанный» мир, поражающий своим размахом и глубиной мифологии.

Так пусть же дивные, волшебные строки уведут нас, бессловесных свидетелей тех эонов, уведут куда-то далеко-далеко - туда, где в Небесных Морях чистым светом сияет Эарендил...

Оценка: 10

Этот труд Профессора, скорей всего, был не был предназначен для публикации. Доказательством стало то, что он так и не вышел при его жизни. Мы получили возможность с ним познакомиться благодаря сыну Толкина.

Что же собой представляет эта книга?

Её действие охватывает огромный промежуток времени в придуманном Профессором мире. Она повествует о событиях от начала сотворения Арды и до исхода Эльдар. Это попытка построить целый мир, сделанная в форме изложения его мифологии. И надо сказать - цель достигнута полностью. Сразу видно, что построение и детализация мира - то, чему было отдано множество времени и во что была вложена душа Профессора.

Чтоб понять величие замысла и его творца, попытайтесь сравнить данную мифологию с мифологическими системами разных народов нашей цивилизации. Исследователи собирали, записывали, систематизировали эти мифы на протяжении долгих лет. Но ведь мифология - плод народного творчества многих поколений людей, а Профессор решил создать нечто подобное единолично. Конечно, в мифологии Арды видны отголоски в первую очередь кельтской мифологии, есть и мотивы мифологии христианской (падение Мелькора). Вообще говоря, это - синтез мифологических представлений многих народов и авторского вымысла. Но на мой взгляд картина мира получилась очень полной и продуманной. Я не нахожу аналогов ни у кого из других авторов.

Основная часть книги отдана собственно истории о Сильмарилях - величайшей драгоценности Арда, когда либо сотворённой младшими детьми Илуватара. Все события Квенты Сильмирильон так или иначе связаны логической цепочкой с ними. Они послужили окончательной причиной падения Мелькора, они привели к обилию бед и горестей в этом мире и появлению зла, навсегда укоренившегося в душах многих обитателей Арды. Их история трагична. Они так и не принесли радости ни своему создателю, ни тому, кто ими завладел после, и даже в конце Квенты, уже после окончательной, казалось, победы над Тьмой, из-за них снова случилось предательство и смерть, а сами камни так и не достались никому. Гордыня, страх, убийство - вот то, что породили они.

Квенте предшествуют история о создании мира и рассказ о валар и майяр - тех, кто был создан до рождения Арда. Это рассказ о пантеоне мира, придуманного Профессором.

После же неё - история о величии и падении избранных людей, Друзей Эльфов, тех, сердца большинства которых всё же склонились ко злу, посеянному в мире.

И наконец история о Кольцах, с ключевыми моментами которой нас знакомят самые знаменитые книги Профессора.

Я вполне допускаю, что эта книга заинтересует далеко не всех читателей. Всё же это - сборник мифов, что охватывает множество эпох и персонажей. Но после её прочтения на «Властелина» и «Хоббита» смотришь немного иначе, чем раньше. Они становятся более понятны и близки от того, что понимаешь, КАКАЯ история ими заканчивается.

Оценка: 10

Я не знаю, какие найти слова, чтобы точно описать свои эмоции и свой восторг по поводу этого Произведения. Это более чем великолепно и гениально;

эта книга вызывает полное погружение в мир Арды. Это - яркое ощущение чего-то чистого, светлого, неиспорченного, как глоток холодного свежего воздуха, от которого мозг очищается от всего наносного и мелкого.

Эта книга учит нас также внимательнее присматриваться к окружающему миру, природе, и находить прекрасное даже в том, что успело примелькаться нам за нашу жизнь.

И наконец, это тщательно и с величайшей любовью прописанный фэнтезийный мир, герои которого практически представляются визуально.

Замечательно прописаны также причинно-следственные связи; т.е. ни одно событие не происходит просто так, оно обязательно имело предысторию, объясняющую, почему произошло так а не иначе.

Я каетгорически не согласна с теми, кто считает эту книгу «нудной». Просто в нее можно погрузится не в любой момент, а только если ритм и частота колебаний души читателя совпали с частотой колебаний произведения, и «двери восприятия открыты» (с). Так было в данный момент у меня; а у кого то другого они могли просто не совпасть в момент прочтения, вот и «не пошло».

Что касается меня, то я теперь наверное уже абсолютно точно останусь поклонником исключительно трех авторов в фэнтези навсегда; и уж точно плохо среагирую на какое либо искажение мира Профессора.

И последнее: я влюблена в Феанора!:pray::pray:

Оценка: 10

Собственно это даже не рецензия, а просто рекомендация читателям, которые только собираются читать «Сильмариллион» или же так и не прочли его до конца, исходя из собственного опыта, как правильно читать «Сильм»:)

Стыдно признаться человеку, гордо называющему себя толкинистом, что «Сильмариллион», открытый в первый раз, был закрыт и оставлен недочитанным буквально через пару глав. Каюсь, именно так все и случилось. Ну уж слишком скучно и сложно было продираться через дебри замыслов валар, и все эти бесконечные дома эльфов.

Вторая попытка была мною совершена через пару месяцев, когда я с мамой поехала на отдых. Специально взяла с собой только «Сильмариллион», чтобы не соблазниться в поезде или на пляже другой книгой. И, это сработало! Оказывается, нужно было потерпеть первые главы, а дальше начинались великолепные рассказы и легенды, которые так приятно читать по вечерам, наслаждаясь красивым видом. Стоит ли говорить, что книга была прочитана мною очень быстро, чему я право удивилась:)

Еще через год, раздосадованная познаниями людей в толкинистких пабликах о всех родословных эльфов и заинтересованная, кто же такие все эти Маэдросы, Финголфины и т.д. я начала читать «Сильмариллион» в третий раз, вооружившись карандашом и блокнотом. И как оказалось читать Сильм можно с удовольствием, приятно проводя время за рисованием родословных. Ух, обожаю составлять все эти таблички, карты и генеалогии! И теперь я наконец-то в теме всех шуток, а то я все удивлялась, почему Феанора вечно называют «лучшим папочкой»:)

Теперь я собираюсь читать это произведение и в четвертый раз, а там глядишь в...дцатый, а неизвестными именами меня уже не испугаешь, я уже познакомилась и завела дружбу со всеми персонажами, и некоторые даже стали горячо любимыми:) Да, да, Финрод, это про тебя!:)

Оценка: 10

Наверное многие согласятся, что Толкин придумал (так и хочется сказать, что не придумал, а просто записал) самый лучший фэнтезийный мир за всю историю человечества. По большому счету, вся фэнтезийная литература идет от него. Мир Средиземья продуман во все стороны. Продумана его история, если я не ошибаюсь, примерно на 10 000 лет назад от Войны Кольца (возраст Галадриэль во время, описанное в ВК - около 7 000 лет!). Причем эту историю Толкин с любовью сочинял почти всю жизнь с 10-х годов 20-го века по 1973 год), описывая все тонкости этого Мира и держа в уме многочисленные родословные эльфов, людей, гномов, хоббитов и даже орлов Средиземья. Кроме того необъятен мир «создателей» этого Мира, его демиургов: валаров - старших богов и майаров - младших (к последним, как мы знаем, принадлежит и Гэндальф, именуемый в Валиноре Олорином, и другие истари, которых в Средиземье прозвали «магами», «волшебниками»; среди майаров - и Саурон, повторивший путь своего господина Мелькора-Моргота; и Мелиан, что числится в предках и у Арагорна и у Элронда; и балроги - в незапамятные времена предавшиеся злу за какие-то дары от Мелькора; и даже «паучиха» Шелоб и Том Бомбадил...) Валары обустраивали Мир для детей Единого бога: эльфов и людей, а вот Мелькор тоже «творил»: орки, тролли, драконы, всевозможные «лихие твари» типа Дядьки Ивы и пауков Лихолесья - это его «дела» (за что Мелькор и поплатился - созидать живые существа можно было только Эру Единому, хотя еще один из валаров, Ауле, причастен к созданию гномов). Валары или Единый постоянно были в курсе дел Средиземья и помогали, чем могли, например отправили в небытие Нуменор, когда его правители обратились ко злу или отправили в Третью эпоху истари, чтобы противостоять Саурону (по могуществу они одинаковы: Саурон и «маги» принадлежат к одному «народу» майаров, но открыто вызывать Саурона на бой они не имели права, только побуждать все существа доброй воли на борьбу с ним; кстати, именно поэтому Гэндальф победил балрога, ведь он не простой человек преклонного возраста, а майар, как собственно и балрог.)

В общем Толкин создал мир, его историю, придумал правила, по которым он существует и Мир получил объем, непревзойденный еще ни кем из фантастов. Поэтому ВК и «Сильмариллион» интересно читать, обсуждать и возвращаться к нему вновь и вновь (и много вопросов и загадок, но без них плохо, читатель тоже должен «трудиться»), а например «Гарри Поттера» мне лично читать неинтересно, у Роулинг нет того объема, как нет и у других авторов!

А после Войны Кольца эта история странным образом перетекает в нашу реальную историю, ведь эльфы уходят в Благословенные Земли (Рай?; хоббиты тоже туда уходят, то есть может быть они умерли, еще одна загадка; а вот то, что туда уходит и Гэндальф - понятно, он дух или бог этого Мира). Орки разгромлены, о гномах легенды Четвертой эпохи молчат (один из них тоже уплыл на Запад), Мир остается Людям и это уже наша история...

Хочется верить, что в прошлом у нас (где-то в черных дырах истории) было такое вот Средиземье. До боли в сердце хочется верить!!!

Оценка: 10

Бивисонепрожевательный, местами заунывный и ужасающе мрачный, иногда занудный, иногда воспаряющий ввысь на светлых крыльях, документальный по ощущениям эпос, подбивающий итог всему творчеству Толкиена. Мерило вашей толкиенутости и общего развития: осилите почти четыреста страниц мрачных легенд и сказаний в огромных тяжелых абзацах, набранных убористым шрифтом, или нет? (Осилите, тогда, может, и до «Старшей Эдды» с Гильгамешем доберетесь, о метаистории задумаетесь и узнаете мимоходом, что пса Гарма и Гнипахеллир не Перумов придумал:biggrin:) Сколько людей, прочитавших ВК запоем, споткнулись на суровом и недружелюбном Сильме, этом растянутом прологе ВК? (Тс-с-с! Легион!) Что, и вы не осилили? Н-да, снова в первый класс, за одну парту с Сальваторе и Перумовым! Когда поумнеете, вернетесь. Впрочем, поумнеете ли? Расслабьтесь, попсятники, вам налево, в кислотно раскрашенную дверь с надписью «Современный фэнтези-боевик». А ведь в «Сильмариллионе» есть и война, и предательство, и история любви... Турин Турамбар, Берен и Лучиэнь... Любовь... светлая такая, без современных извратов. Старомодная. :frown:

Оценка: 10

ДА!!! В смысле согласен со всеми (почти) уже имеющимися и большинством будущих отзывов!

Для тех, кто не влюбился в Средиземье до желания жить в нем, это произведение - кромешный ад из непроизносимых (особенно с правильно расставленными ударениями) имен собственных, перемешанных в сбивчивом и слегка непоследовательном повествованием об истории Средиземья (как оно было, пока не началось:), но с другой стороны - для тех, кто относится к погружающимся с головой в жизнь мира, описываемого во «Властелине Колец», это произведение необходимо так же, как запас воздуха ныряльщику чтобы продолжить погружение!

ИМХО Если Вы (читающие эти строки дабы узнать стоит или нет тратить свое время - а зачем еще их тогда читать?) не фанат, то можете смело проигнорировать данное произведение, дабы не разочаровываться в прочитанном до него. Но если Вы горите желанием продолжить жить в созданном автором мире, то не стоит брать в руки меч и уходить в Брянские леса (ибо пришедший к нам с мечем - от меча да погибнет! (с) А. Невский), а тем паче читать всяческих подражателей и последователей (в т.ч. Перумова) - лучше наберитесь терпения и плюньте на ударения, - Сильмариллион ждет именно Вас!

“Сильмариллион” на данном грандиозном полотне, на котором мы наблюдаем и общеизвестную трилогию “Властелина Колец”, и самостоятельного “Хоббита”, и великое множество иных малоизвестных творений, - таких как “Дети Хурина”, например, - да незавершённых произведений, является как таковой Библей этого мира. Беря за основу своих фэнтези-реалий нордические предания, легенды народов севера, библейские сюжеты и сплетая всё это в, так сказать, один “узел”, притом отменно обвязывая его нитями своих фантастичных измышлений, Джон сотворил оригинальный и непостижимый мир, ключом к понимаю масштабов которого является как-раз-таки “Сильмариллион”. Данная книга – это, да, тяжелое чтиво, ибо очень часто придётся смотреть на последние страницы книги и выискивать в словарях понятий и прочего названия, имена и так далее и так далее. Но для фаната мира Арды – это нечто, что не просто заинтересует, но и просто до невозможности поработит, ибо, так как сам являюсь непомерным обожателем сего фэнтези-мира, могу однозначно утвердить, что эту книгу если нужно читать, то читать сразу и полностью. Желательно без перерывов или же с крайне небольшими их промежутками: дабы ничего не забыть; дабы уследить за всей историей с первой песни, которую исполняли Иллуватару, до битвы валларов против Моргота; дабы по несколько раз не вспоминать ранее виденные и выученные понятия. Да, это необыкновенно тяжело, потому я даже не знаю, как мне рассматривать эту книгу в контексте обычного читателя.

Как ценитель и почитатель творчество профессора Толкина, - который, по известной легенде, создал не языки народов для своего мира, а, так как был лингвистом, мир для выдуманных собой языков, - я однозначно ставлю “Сильмариллиону” высший бал и призываю всех любителей и фанатов сей вселенной срочно прочесть данное произведение, коль доселе это не было сделано. Обыкновенному читателю я, всё-таки на свой страх и риск, украдкой порекомендую данное чтиво, заверив в том, что таким образом он вступает на путь, ведущей к невероятно огромному и красиво миру, полному приключений, переживаний и новых историй, которыми так хочется наполнить собственную жизнь каждому из нас.

Отзыв на повесть «Акаллабет»:

Как Библия слагается из множеств и множеств историй да преданий, так и целостный рассказ о камнях Сильмарилах да событиях, что случились после их упокоения на небесах, огне и воде, который представляет из себя как таковой священный текст Арды, также разделён на отдельные равные по важности и по искусности написания составляющие. «Акаллабет» – один из таковых.

Нравоучительная история о возвышении людской гордыни над разумом, о гибельности нашей алчной натуры. Повесть, что своим содержанием являет пред читателем аллюзию на события как былой древности, так и сегодняшних дней, лишь бы в сих событиях был человек... Нельзя рассматривать данный текст как самостоятельное произведение. Это как таковая часть «мозаики», непостижимо огромной, в собранном виде которая представляет собой нечто грандиозное и несоизмеримое. «Акаллабет» – это сентенциозная легенда мира профессора Толкина, которую обязательно следует прочесть после ознакомления с историей о трёх камнях; то есть после «Сильмариллиона», ибо как часть фабулы сей вселенной – беспрекословное важное, поучительное и незаменимое сказание.

Отзыв на повесть «О Кольцах Власти и Третьей Эпохе»:

Что особенно примечательно и привлекательно, особенно для обычного читателя, так это та деталь, без которой нельзя рассматривать данное произведение: пусть оно и является частью сказания «Сильмариллион», но, в отличие от подобного сей повести «Акаллабета», этот сказ – самостоятелен. То есть его можно читать и как нечто обособленное, сродни легенде о Ное в отстранении от Библии. То есть, несмотря на то, что рассказ «О Кольцах Власти...» являет из себя однозначную часть древних преданий Арды, среди которых главенствующее – это «Сильмариллион», он так же способен восприниматься и как что-то самобытное, не требующее какой-либо подноготной. Хотя как фанат я ни в коем случае не могу отделить сие произведение от иного безмерно масштабного полотна, на котором мы лицезрим историю того Средиземья, которое знаем и любит, и которое в конечном итоге нам в краткой форме профессор Толкин «обрисовывает» как-раз-таки в данном тексте, что непременно будет вознесен ценителем творчества данного великого британца, а обыденному читателю представиться как интересная и занятная интерпретация былых реалий нашего мира, из которого драматически и возвышенно уплыли среди звезд эльфы.

«Сильмариллион» - роман классика фэнтези Джона Рональдо Руэла Толкиена. Он повествует о космогонии мира Средиземья, в котором разворачиваются события в «Хоббите» и «Властелине колец». В романе нет привычных сюжета и композиции. Это сборник легенд, преданий, песен, якобы сочиненных народом Средиземья и переложенных с древнего языка хоббитом Бильбо Беггинсом.

Джон Толкиен начал работу над «Сильмариллионом» еще в годы Первой мировой войны, когда он, тяжело больной, лежал в госпитале. Постепенно на бумаге стал вырастать целый мир со своим божественным пантеоном, легендами, верованиями, историей, географическими границами.

Рукопись была готова в одно время с «Властелином колец», однако ни одно издательство не решилось опубликовать сразу несколько крупных произведений. Даже «Властелин колец» выходил отдельными частями.

Когда Толкиен-писатель стал популярен и богат, он решил внести коррективы в свой легендариум. Работа продвигалась медленно, а затем быстрая смерть унесла писателя. «Сильмариллион» так и остался среди черновиков. К счастью, младший сын Толкиена Кристофер провел огромную работу с бумагами отца и в 1977 году опубликовал космогонию Средиземья.

«Сильмариллион»: структура, сюжет

«Сильмариллион» состоит из пяти частей:

Айнулиндалэ;

Валаквента;

Квента Сильмариллион;

Аккалабет;

О Кольцах Власти и Третьей Эпохе.

Повествование ведется с момента возникновения Арды (Земли) на просторах Эа (Вселенной) и до Третьей Эпохи, во время которой развиваются события во «Властелине колец».

Кроме хроники событий, предшествовавших знаменитой трилогии, в «Сильмариллионе» представлены сведения о божественном пантеоне нового мира и существах, населяющих его. К роману прилагается словарь основных понятий и сборник карт, которые позволяют наглядно представить географию Средиземья в разные эпохи.

Вначале не было ничего. Был только высший разум - Эру Илуватар. Он всегда пребывал в Чертогах Безвременья. Его сознание сотворило божественных помощников Айнур, которые прекрасно пели на просторах Безвременья. Сперва они пели поодиночке, но когда их голоса слились в гармонии, появилась Музыка Айнур. Она положила начало Эа - Вселенной.

Эа стала гармоничной производной Музыки Айнур, наложенной на сознание великого Илуватара (Бога-творца). Вместе с Эа на Чертогах Безвременья появилась Бездна (нижние слои вечного пространства) и Пустота (Вечная/Внешняя/Изначальная Тьма), которая находилась за пределами Безвременья. В пустоту изгоняли главных врагов Эа, в частности Мелькора, сильнейшего из Айнур, ставшего на сторону Тьмы.

Однажды Музыка Айнур слилась в великолепную гармонию. Эру Илуватар представил эту музыку, ее воплощением стала Арда - осязаемая субстанция, которую люди и эльфы назвали Землей. Все Айнуры пели в унисон, только один из них - Мелькор - отклонился от темы. Так в новом мире появилось Зло.

Когда Илуватар услышал дивный мотив, он засмеялся и поднял левую руку. Айнуры запели снова, но Мелькор вновь отклонился от темы. Илуватар разгневался, он вновь поднял руку. Айнуры подхватили новый лад, но Мелькор продолжал петь по-своему.

История создания сказочного мира

Илуватар встал, поднял обе руки и приказал Айнурам взглянуть на созданный ими мир. В нем было много гармоничного и прекрасного, как мелодия Айнур, но был в нем и диссонанс, что впустил Мелькор. Илуватар взглянул на новый мир и задумался. В результате появились Дети Илуватара - эльфы и люди, которые первыми населили новообразованную Арду.

Есть пророчество, что в конце времен будет спета Вторая песня Айнур. В ней примут участие и люди, но о чем будет эта песня, не знает никто.

В новой Вселенной появились божественные сущности - Валар и Майар. Валар - божества Айнур, что сошли из Чертогов Безвременья и стали ближе к обитателям Арды. Существовало семь Владык и Владычиц Валинора. Каждый из них отвечал за отдельный компонент созданного мира. По своей воле, они могли обретать видимый образ, доступный глазу Детей Илуватара.

Благословенным королем Арды стал Манвэ Сулимо. Он находился ближе всего к Эру Илуватару. Его стихии - это ветер и воздух, а птицы - его слуги. Манвэ Сулимо обитает в Ильмарине на вершине божественной горы Таникветиль. Он восседает на троне и держит в руках сапфировый жезл.

Есть также Ульмо - повелитель вод. Он течет во всех жилах Земли и редко принимает осязаемый облик.

Владыку земли (земной тверди) зовут Аулэ. Он - верховный кузнец земли, создатель божественных колесниц для Луны и Солнца, гор и континентов Арды. Однажды он создал целую расу и назвал своих детей гномами, но они были лишь безвольными куклами в руках Аулэ. Только при помощи Эру Илуватара гномы стали полноценной расой. Илуватар усыпил детей Аулэ до тех пор, пока не проснулись его собственные дети - эльфы.

Есть в божественном пантеоне Эа Намо - владыка и судья мертвых, повелитель сновидений Ирмо, он же Лориэн.

Супруга Манвэ Варда повелевает звездами, Йаванна отвечает за плодородие на Земле, Ниэнна повелевает печалью, а Эсте, напротив, избавляет от душевной печали и физической боли.

Вайрэ знает все о будущем обитателей Арды, она запечатлевает судьбу на гобелене, за что ее называют «ткачихой». Нэсса покровительствует танцу и грации, а красавица Вана - молодости и юности.

Есть у владыки мира Манвэ Сулимо брат-близнец - Мелькор, он же Моргот. Моргот - главный враг новообразованного мира, первородное зло.

Майар - это духи вселенной Эа. Большинство из них служат владыкам Валар, но некоторые перешли на сторону Тьмы и стали прислуживать Морготу. В числе первых Олорин, известный под многими именами, самым узнаваемым из которых является Гэндальф. Самым известным антагонистом Гэндальфа и Света считается дух Курумо, он же Саруман.

Сильмариллы - чудесные камни, созданные сыном верховного короля нолдор Фивнэ. В основе сильмарилл свет Деревьев Валинора. Они - божественный огонь, заключенный в осязаемую оболочку. Сильмариллы невозможно разбить, расплавить, уничтожить. Никто не знает, из чего они сделаны, и не узнает до конца времен. Согласно преданию, в сильмариллах хранятся все судьбы Арды.

Заполучить чудо-камни захотел Мельгот. Он украл Сильмариллы у Фивнэ и скрылся с ними. Фивнэ вместе со своими сыновьями поклялся во что бы то ни стало вернуть камни. Много бед и кровопролитных битв принесли сильмариллы Арде. В ходе великой войны за сильмариллы один за одним чудо-камни были уничтожены.

Аккалабет: Падение Нумерона

Вводная часть «Аккалабет» повествует об острове Нумероне, который был создан специально для людей после войны с Мелькором. Эльфы же поселились на благословенной территории Амана. Со временем в сердцах людей появилась зависть к бессмертным обитателям Арды, и они захотели проникнуть в волшебный эльфийский край. Люди организовали военную кампанию, но были остановлены Эру Илуватаром.

Божественный владыка разгневался на своих непокорных детей и уничтожил их дом на острове Нумерон. Путь в Аман с тех пор был сокрыт от постороннего глаза, отыскать его моги только эльфы.

Кто не знает Гендальфа Серого и Фродо Бэггинса? Очень многих увлекла и лишила покоя книга «Властелин колец». Эта фантастическая история, в которую хочется верить, в которой хочется поучаствовать. А всё почему? Потому что автор до мельчайших деталей описал мир, в котором происходят страшные, эпохальные события. Быт разных волшебных народов, их история, география, язык, легенды, даже костюмы, меню и вредные привычки. Толкин сделал этот мир осязаемым и зримым.

Мы со спокойным сердцем читаем «Кота в сапогах» и «Золушку», мы прекрасно понимаем, что это сказки, их выдумали, они условны. Но мир Толкиена не условен, он претендует на реальность. И всё же, что помогает этому миру ожить? Быть может, то, что Толкиен дал своему вымышленному миру нечто очень реальное… Он дал Средиземью Книгу. Описание истории Средиземья от создания мира. Книга, которая повествует о вечном благе и о зарождении зла. И по содержанию, и по стилю изложения книга напоминает Ветхий Завет.

«Хоббит» и «Властелин колец» прославили Толкиена как создателя «высокого фэнтези», однако сам автор считал своим главным литературным произведением - «Сильмариллион ».

«Сильмариллион » - это мифология Средиземья. У каждого народа на земле есть свои мифы и предания. В этих мифах есть дух народа: доисторический страх, образ лучшего (загробного, потустороннего) мира, представления о добре и зле, о героизме, о месте человека во вселенной.

Автор замыслил «Сильмариллион» как объяснение зарождения английской культуры, однако после это произведение оказалось более масштабным. В «Сильмариллионе» переплелись не только греческая, карело-финская и кельтская мифология, но и библейские истории о создании мира, о грехопадении и о скитаниях еврейского народа.

«Сильмариллион» начинается словами: «Был Эру, Единый, кого в Арде зовут Илуватар. Сначала он мыслью своей породил айнуров, Священных; и они были с ним, когда других созданий ещё не существовало». Кто такой Эру, где он был раньше, что Эру делал до того, как создал айнуров? Никто не знает и автор не считает нужным об этом сообщать. Что же пишет ученик Христа, Иоанн в Евангелие? Первые стихи Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть, и без него Ничего не начало быть, что начало быть». И снова, где было Слово прежде, что Оно творило или Оно прежде не творило? Трудно простому смертному описать Бога - вечного и безграничного. Что под силу человеку, так это взять конкретную точку отсчёта, например создание мира, и уже в режиме простого земного времени описывать события.

Кто же такие айнуры? Подхватив песнь Эру, они сотворили землю, приготовили её к появлению «детей Эру», то есть эльфов и людей. Так не извечные ли это стихии: вода, земля, воздух и огонь? Стихии, которые человек всю свою сознательную и бессознательную историю обожествляет и персонифицирует. В «Сильмариллионе » Толкиен наделяет эти стихии именами и характерами. Однако они все-таки остаются природными силами, которые Бог создал и задействовал в Своём творении: день первый - день и ночь; день второй - небо; день третий - земля и море и т. д.

Айнуры, спустившись на землю, обнаружили, что «всё было предначально и бесформенно - и повсюду царила тьма». В первых же стихах книги «Бытие» говорится: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Всем и каждому известна легенда о падшем ангеле. Всем, кто читал «Сильмариллион », известно, как возникло зло на земле. Возгордившийся и возжелавший власти Мелькор (к слову сказать, сильнейший из айнуров) стал перечить своему Создателю, искажать творение Эру и, конечно же, вредить земле и людям: «… и сделался бесстыдным лжецом». Не напоминает ли Мелькор падшего ангела, которого в Библии называют лжецом и отцом лжи, не устоявшим в истине.

И не стоит забывать о гордых людях. Позавидовав эльфам и пожелав бессмертия, люди отправились войной на Валинор - бессмертные земли. Не напоминает ли это тщеславное желание рода людского построить башню до небес. В «Сильмариллионе » на защиту Валинора встаёт сам создатель - Эру, в библейской истории в дело вмешивается Господь и разделяет человеческие языки, чтобы расстроить их амбициозные планы.

Можно найти немало сходных сюжетов между Библией и «Сильмариллионом» . Волшебный мир Средиземья описан автором от его сотворения. Толкиен даёт своему миру историю, моральный закон, книгу, показывающую добро и зло. Толкиен предоставляет своим героям свободу выбора. Герои знают историю и знают закон, они вольны выбирать свой путь в Средиземье, как человек волен выбирать свой путь на земле. Такая волшебная история выходит за рамки обычной сказки и претендует по меньшей мере на иносказательное описание реальности.