Уроки по обучению чтению дошкольников. Обучение ребенка чтению

Полное описание

Наш клуб рад предложить вам конспекты увлекательных и действительно обучающих конспектов занятий по чтению для малышей 3-х лет.

Нужно ли учить чтению трёхлеток?

До недавнего времени в нашем расписании чтение было только для детей 4-х лет. Все психологи утверждают, что учить чтению надо начинать именно с 4-х лет, поскольку у детей уже сформирована мотивация к данному процессу и результат будет виден достаточно быстро…

Но родители 21 века совсем не хотят прислушиваться к устаревшему мнению психологов. Современные годовалые дети уверенно нажимают кнопки на сенсорных телефонах и планшетах, а говорящие трёхлетки спокойно рассуждают обо всем на свете – о мультиках, погоде и компьютерных играх. Буквы и цифры для наших детей - это верные «друзья», которые неразрывно связаны с электронным миром в частности и с окружающим миром в целом.

Мир идет вперед, и остановить прогресс невозможно. В наш клуб родители толпами заходят с вопросом о раннем обучении чтению. Родители не слепые и не следуют моде. Они просто внимательны к своим детям и видят их желание познавать закодированный в буквы и цифры мир. Если мы будем неправильно оценивать развитие современных детей, то допустим ошибку.

Раннее чтение – это дань нашего времени. Обратите внимание, что буквари для малышей уже существуют:

Е. Бахтина «Букварь для малышей от 2 до 5 лет»

Н. Ткаченко «Раннее обучение чтению. Букварь»

В. Дмитриева «Букварь с крупными буквами»

Н. Павлова «Букварь с крупными буквами»

Таким образом, не имея в расписании чтения для трехлеток, мы тем самым отдаем своих клиентов конкурентам, которые уже сделали подобное предложение родителям малыша.

В чем особенность программы чтения для детей 3-х лет?

Малыши трёх лет – это всё еще карапузы, которые немного подросли, начали разговаривать... Им страшно интересен окружающий мир и любимый вопрос – «почему»?

Дети этого возраста охотно откликаются на любые интересные предложения взрослых и на все 100% вовлекаются в игру.

Чтение в этом возрасте строится только через игру. Буквы оживают и начинают дружить с куклами… В домике под определенной крышей могут поселиться только особые животные… Чаепитие будет устраиваться по сказочным правилам, рассказанным детям по секрету самой могущественной волшебницей….

Игры, игры и еще раз игры! Буквы прячутся, удочки разматываются для рыбалки, печенье печется, а конфетки раскладываются на тарелочки. Только таким образом можно построить результативную и эффективную программу по чтению для трехлеток. Вряд ли кто из них откажется нарядить букву «У» для праздничного бала, разделить грибочки между зайчиками или поработать почтальоном и разнести письма.

Вот так, в игре, трёхлетние малыши будут знакомиться с буквами, запоминать их образ и научатся читать свои первые слова.

Конечно, для игр и заданий нам понадобятся пособия. Но ничего сложного мы не предлагаем. Всё можно найти в наших папках – вам останется только распечатать и вырезать, и, где надо, заламинировать.

Вот такой красочный материал вы получите при покупке конспектов:

Рабочие листы

Карточки для чтения

Игровые пособия с буквами

Шаблоны для вырезания

Кем написаны конспекты?

Конспекты занятий для детского клуба по чтению написаны 3 авторами, методистами нашего клуба:

  1. Методистом клуба Светланой Игнатовой, автором множества педагогических книг, выпущенных издательством «Ювента». Светлана – один из авторов известной образовательной программы «Разноцветная планета» .
  2. Методистом и генеральным директором клуба Тимофеевой Софьей, которая более 10 лет преподавала на кафедре педагогики и психологии начального обучения РГПУ им.А.И.Герцена (г.С-Петербург) и является автором 30 научных работ, автором книг «Детский клуб: с чего начать, как преуспеть. Практическое руководство по организации детского развивающего центра». Спб., «Питер», 2012., «Прибыльный детский клуб», «Детский клуб. Совершенствуем систему управления», автором сказок для Умнички – «Сказки Короля Чистотела», «Сказки Феи Дружного Королевства», автором методических материалов для детских клубов, публикуемых педагогическим издательством «Ювента» с 2012 года: «Пальчиковая гимнастика на развивающих занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 7 лет», «Подвижные игры и игровые упражнения на развивающих занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 7 лет», «Массажные паузы на развивающих занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 7 лет», «Развитие цветовосприятия у детей от 1 года до 2 лет на комплексных занятиях в детском клубе. 40 заданий. Методический материал», «Лепка для детей от 1 года до 2 лет на комплексных занятиях в детском клубе. 60 заданий. Методический материал», «Рисование для детей от 1 года до 2 лет на комплексных занятиях в детском клубе. 60 заданий. Методический материал» и т.д.
  3. Методистом клуба Анастасией Шевченко, профессиональным логопедом, которая также является автором всех вышеперечисленных методических книг, выпускаемых педагогическим издательством Ювента и автором сказок для Умнички.

Все рисунки к занятиям нарисованы детским художником СоюзМультфильма Ольгой Ивановой специально для нашего клуба и не являются незаконно скачанными из интернета. А все стихи написаны известным детским поэтом Светланой Игнатовой специально для наших конспектов.

Несомненные плюсы наших занятий по чтению:

  1. Конспекты занятий с детьми написаны действительно высокопрофессиональными педагогами.
  2. В занятиях предлагается методика чтения, основанная на звуко-буквенном подходе, являющимся классическим форматом обучения чтению в России с 19 века. Данный подход гарантирует не только правильное чтение, но и в отличие от методики Н.Зайцева, обеспечивает грамотность письма в дальнейшем, а также не расходится с программой обучения в начальной школе, а наоборот готовит к ней.
  3. Занятия расписаны настолько подробно, что провести его может педагог детского клуба, имеющий любое базовое образование, а не только педагогическое.
  4. Базой для проведения занятий являются только те пособия и материалы, которые есть практически в каждом детском клубе: мягкие игрушки и куклы, муляжи овощей и фруктов и т.д. В наших разработках вы не найдёте пособий, которые сложно или невозможно купить.
  5. Конспекты занятий с детьми написаны настолько увлекательно, что детям не придётся скучать на занятии. Родители не увидят капризов детей при фразе: «А сегодня у тебя чтение».
  6. Практически все задания в занятиях проходят в виде игр: помогаем ловить рыбку и читаем слоги на карточках-рыбках, лепим буквы из пластилина и ловим мяч при названии слов, начинающихся на заданный звук и т.д.
  7. Педагогу не придётся придумывать из головы фразы, которые увлекут детей выполнением заданий – все подобные «завлекалочки» написаны в конспекте.
  8. Занятия построены по линии усложнения, и каждое последующее занятие закрепляет ранее изученный материал, а также продвигает детей в освоении нового материала.
  9. Наши занятия гарантируют обучение детей чтению. Результаты будут видны родителям в самое короткое время!

В структуру занятия по чтению обязательно входит:

  1. Приветствие
  2. Развитие фонематического слуха
  3. Обучение технике чтения
  4. Работа над слоговой структурой слова
  5. Звуко-буквенный анализ слова
  6. Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание и память, от уровня развития которых зависит эффективность обучения чтению.
  7. Развитие связной речи
  8. Профилактика дисграфии и дислексии.
  9. Развитие артикуляционного аппарата у детей
  10. Подвижные игры
  11. Массажные паузы с текстом
  12. Пальчиковая гимнастика
  13. Подготовка руки к письму и непосредственное письмо печатными буквами букв, слогов и слов.
  14. Прощание

Как построена система занятий по чтению?

  • Система занятий разбита по месяцам: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д.
  • Каждый месяц включает в себя 8 занятий, которые в свою очередь разбиты по папкам: занятие 3.1., 3.2, 3.3 и т.д., где первая цифра обозначает возраст обучающихся, а вторая – номер занятия.
  • В каждую папку входит подробный , карточки, игровой печатный материал, а также рабочие листы, необходимые для проведения занятия.

Конспекты занятий для детского клуба возможно дополнить следующими методическими материалами:

  • «Пальчиковая гимнастика на развивающих занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 7 лет». М., Ювента, 2012
  • «Подвижные игры и игровые упражнения на развивающих занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 7 лет» М., Ювента, 2012
  • «Массажные паузы на развивающих занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 7 лет». М., Ювента, 2012

Материалы данных книг включены в конспекты продаваемых занятий, но приобретение книг на клуб или для каждого педагога поможет вашим педагогам вариативно использовать пальчиковые и подвижные игры на занятии, а также игровой массаж.

Татьяна Миколенко
Конспект занятия по литературному чтению в подготовительной группе

Тема занятия: Русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата».

Цели занятия:

1. Образовательные: учить определять поступки героев и соотносить со своими действиями; побуждать детей понимать сюжет; учить анализировать произведение; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения.

2. Развивающие: развивать устную речь; расширять связную речь детей; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий; способствовать развитию у детей умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.

3. Воспитательные: воспитывать внимательность, любовь и сострадание к ближнему товарищу; прививать детям доброту; способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе детей.

Оборудование, оснащение занятия: сказка.

Ход занятия

Подготовительный

Дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.

Ребята, а что такое народная сказка? (Сказка автором, которой является народ.) Давайте проверим, какие вы знаете народные сказки. Я беде загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте.

Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

(Колобок)

Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд.

Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла!

(Три медведя)

У всех жёнушки как жёны,

У него – лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша.

(Царевна-лягушка)

Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела!

(Маша и медведь)

У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(Гуси-лебеди)

Молодцы. Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Про глупого змея и умного солдата». А вы слушайте внимательно.

Основной Чтение сказки (см. приложение 1).

А сейчас я хочу проверить, вы внимательно меня слушали? Воспитатель задает вопросы детям.

Кто главный герой сказки? (Солдат, змей)

Какими качествами обладают эти герои? (Солдат - смелый, умный; змей – глупый.)

Как в первый раз солдат перехитрил змея? (Вошел солдат в избу - он еще с вечера углядел на столе узелок творогу, - вынес этот узелок и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.)

А во второй раз? (- Хорошо ты свистишь, а все не лучше моего, - говорит солдат. - Завяжи-ка наперед свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат! Змей послушался и завязал глаза рогожей. - А ну, свистни! Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во все горло закричал: - Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.)

Основной

Какие задания давал змей солдату? (принести вола, воды, дерево)

Чем же закончилась эта сказка? (змей повез солдата домой и испугался т. к. если малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут)

Что то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким.

Чтобы сильным стать и ловким,

(Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)

Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)

Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.)

Дышим глубже, (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.)

А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)

Как погода хороша! (Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.)

Ловим снег - хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)

Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.)

Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.)

Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.)

Размахнись рукой - бросок!

(Изображаем метание левой (правой) рукой.)

Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.)

А кто из вас хочет пересказать сказку? Я буду вам помогать. Давайте попробуем. Дети по желанию пересказывают сказку.

Заключение

Чему может нас научить она? (храбрости, мудрости)

Ну как, вам понравилась сказка?

А наше занятие?

Приложение 1.

Русская народная сказка

«Про глупого змея и умного солдата»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был солдат. Отвоевал он войну и пошел домой. Идет, трубочку покуривает да песни распевает.

Шел он, шел и пришел под вечер в какую-то деревушку. Подошел к ближней избенке и стучит в окно:

Эй, хозяева, пустите солдата переночевать!

Никто не отзывается.

Пошел солдат к другой избе, постучал. И здесь молчат. Пошел солдат к третьей. Поднялся на крылечко, давай стучать в дверь. И здесь ни ответа, ни привета. Открыл солдат дверь, вошел в избу. Смотрит - никого нет, все кругом пылью да паутиной покрыто.

«Что за диво? - думает солдат. - Куда все люди из этой деревни подевались?»

Стал ходить по избам. Куда ни заглянет - везде пусто.

Вошел, наконец, в последнюю избушку. Сидит там, на печке старик, вздыхает да плачет.

Здравствуй, добрый человек! - говорит солдат.

Здравствуй, служивый. Как ты сюда попал? Видно, жизнь тебе надоела. На войне уцелел, а здесь ни за что пропадешь.

Это почему?

А потому, что повадился к нам змей летать, людей пожирать. Всех проглотил, меня одного до утра оставил. А завтра прилетит и меня съест, да и тебе несдобровать. Разом двух проглотит!

А может, и подавится? - говорит солдат. - Дай-ка я с тобой переночую да посмотрю завтра, какой такой змей к вам летает.

Легли, переночевали.

Утром поднялась вдруг сильная буря, затряслась изба - прилетел змей. Сунул голову в дверь, увидел старика и солдата.

Ага, - говорит, - прибыль есть! Оставил одного, а нашел двух - будет чем позавтракать!

Будто и взаправду съешь? - спрашивает солдат.

Съем да облизнусь!

Врешь, подавишься!

Да ты разве сильнее меня?

Еще бы! Небось сам знаешь, что солдатская сила куда больше твоей.

А ну давай попробуем, кто кого сильнее!

Поднял змей большущий камень и говорит:

Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раздавлю - только песок посыплется!

Дави, посмотрю!

Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посыпались.

Экое диво! - говорит солдат. - А ты попробуй так сожми камень, чтобы из него вода потекла.

Этого я не могу, - говорит змей.

А я могу! Сейчас покажу.

Вошел солдат в избу - он еще с вечера углядел на столе узелок творогу, - вынес этот узелок и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.

Что, видел? У кого силы больше?

Правда, солдат, рука у тебя сильнее моей. А вот попробуем, кто из нас громче свистнет!

Ну, свистни!

Змей как свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались.

Хорошо ты свистишь, а все не лучше моего, - говорит солдат. - Завяжи-ка наперед свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат!

Змей послушался и завязал глаза рогожей.

А ну, свистни!

Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во все горло закричал:

Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.

Ну, как знаешь, а я, пожалуй, готов и еще разок-другой свистнуть.

Нет, не надо! Не хочу больше спорить. Давай лучше с тобой побратаемся: ты будь старшим братом, а я - меньшим.

Не к лицу мне с тобой брататься, ну да ладно уж, будь по-твоему!

Ну, брат, - говорит змей, - бросим мы этого старика, будем своим хозяйством жить. Ступай в степь, там стадо волов пасется. Выбери самого жирного и тащи сюда!

Нечего делать, пошел солдат в степь.

Видит - пасется большое стадо волов. Солдат давай их ловить да за хвосты связывать.

Змей ждал, ждал - не выдержал и сам побежал.

Что так долго? - спрашивает.

А вот постой, - отвечает солдат, - свяжу штук пятьдесят да за один раз и поволоку всех домой, чтоб на целый месяц хватило.

Экий ты! Разве нам здесь век вековать? Хватит и одного.

Ухватил змей самого жирного вола за хвост, взвалил на плечи и потащил в деревню.

Как же это так, - говорит солдат, - я столько волов связал - неужели их бросить?

Брось, - отвечает змей. - На что они нам!

Пришли в избу, наложили два котла говядины, а воды нету.

Н тебе воловью шкуру, - говорит змей солдату. - Ступай набери полную воды и неси сюда - станем обед варить.

Солдат взял шкуру, потащил к колодцу. Еле-еле порожнюю тащит.

Пришел к колодцу и давай окапывать его кругом.

Змей ждал, ждал - не выдержал, побежал сам:

Что это ты, брат, делаешь?

Хочу колодец кругом окопать да в избу перетащить, чтоб не нужно было каждый день ходить по воду.

Экий ты! Что затеваешь! На это много времени уйдет, а нам обед варить!

Опустил змей в колодец воловью шкуру, набрал полную воды, вытащил и понес домой.

А ты, брат, - говорит он солдату, - ступай в лес, выбери сухой дуб и волоки в избу: пора огонь разводить.

Пошел солдат в лес, начал лыко драть да веревку вить. Свил длинную-предлинную веревку и принялся дубы опутывать.

Змей ждал, ждал - не выдержал, сам побежал в лес:

Что так мешкаешь?

Да вот хочу зараз дубов двадцать зацепить веревкою да и тащить, чтоб надолго дров хватило.

Экий ты, все по-своему делаешь! - говорит змей.

Вырвал с корнем толстый дуб и сам поволок к избе.

Солдат сделал вид, что крепко сердит: курит свою трубочку, сам ни словечка не говорит.

Наварил змей говядины, зовет солдата обедать.

А солдат сердито отвечает:

Вот змей съел один целого вола, выпил воловью шкуру воды и стал солдата выспрашивать:

Скажи, брат, за что сердишься?

А за то и сержусь, - отвечает солдат, - что я ни сделаю, все не так, все не по-твоему.

Ну не сердись, помиримся!

Если хочешь со мной помириться, вези меня в мою деревню.

Изволь, брат, отвезу.

Сел солдат змею на спину и полетел на нем.

Подлетел змей к деревне, спустился на землю. Увидели его ребятишки. Бегут, во все горло кричат:

Солдат приехал! Змея привез!

Змей испугался и спрашивает:

Что, что они кричат? Никак я не разберу.

А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!

«Ну, - думает змей, - коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»

Сбросил солдата - да бежать.

Убежал и пропал, как в воду канул. Перестал по деревням летать да людей пожирать - так напугался!

В пересказе М. А. Булатова.

Тема урока: « Сказки К.И. Чуковского»

Форма проведения: викторина

Цель: расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.

Задачи:

образовательные:

Формировать навык чтения, фонематический слух, умение выделять гласные и согласные звуки.

Упражнять в делении слов на слоги, в определении ударного слога.

Выявить читательский интерес через знакомство с творчеством К.И. Чуковского.

развивающие:

Развивать и обогащать связную речь учащихся, совершенствовать навыки общения.

Повысить познавательный интерес к книге и здоровому образу жизни.

воспитательные:

Воспитывать культуру поведения, умение работать в коллективе.

Воспитывать у учащихся дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.

Воспитывать веру в добро, дружбу, любовь, в торжество над злом.

Оборудование:

Доска

Наглядный материал

Литература:

    Кац, Э. Э. Литературное чтение: 1-й кл.: учебник/ Э. Э. Кац.- М. : АСТ: Астрель, 2012.-139с.:ил.-(Планета знаний)

    Хрестоматия по детской литературе: Учеб. Пособие для дошкол. пед. училищ/Под ред. Е. Е. Зубаревой. – 8-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение, 1979.- 479 с., 8 л. ил

Структура урока:

    Вводная часть(2-3мин.)

Организационный момент

Постановка целей

    Основная часть (20-25 мин.)

1)Задание 1 – Ребусы

2) Задание 2 – Вспомним сказки

3) Задание 3 – Откуда вещь?

    Заключительная часть (3-5 мин.)

Итоги

Рефлексия

Награждение.

Ход урока:

    Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Сегодня внеклассное мероприятие по литературному чтению у вас проведу я. Тема нашего мероприятия - «Сказки К.И. Чуковского». Мы с вами вспомним интересный мир сказок К.И Чуковского. Вас сегодня ждет необычное занятие.

2) Основная часть

Начнем наше мероприятие. Корней Иванович Чуковский (1882- 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. И взрослые, и дети знают, какое удовольствие доставляет чтение его произведений, которые и заучивать-то не приходится - они запоминаются сами собой благодаря секретам, которыми в совершенстве владел «старый сказочник» - так сам себя называл К. И. Чуковский. Его произведения можно распевать. Они веселые, забавные, конец его историй, конечно же, счастливый. Все, что происходит в книгах К. И. Чуковского, заставляет нас бесконечно удивляться, возмущаться или сопереживать, словом, не оставаться равнодушными.

А теперь мы с вами поиграем.

1 задание – РЕБУСЫ. Ваша задача отгадать ребусы и узнать, какие сказки за ними спрятаны.

(Мойдодыр)

(Бармалей)

(Айболит)

Теперь посмотрим, узнаете ли вы сказку по отрывку из нее.

2 задание - ВСПОМНИМ СКАЗКИ

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!» («Айболит»)

Молодцы. Поставьте ударение в слове Айболит. Произнесите это слово по слогам. (Ай-бо-лит) Теперь попробуйте вспомнить из каких сказок следующие отрывки .

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами . («Путаница»)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед . («Тараканище»)

А потом позвонили цапли:

- Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись! («Телефон»)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане -

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде! («Мойдодыр»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху,

Проглотил. («Бармалей»)

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит -

Солнце красное,

Солнце краденое . («Краденое солнце»)

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи,

Через лужи перескакивают. («Федорино горе»).

Молодцы. Теперь поставим ударение во всех словах и разделим на слоги. Когда произнесу слово, поднимайте руку и только тогда я вызову вас к доске и попрошу выполнить задание.

(Путаница: пу-та-ни-ца; тараканище: та-ра-ка-ни-ще; телефон: те-ле-фон; мойдодыр: мой-до-дыр; бармалей: бар-ма-лей).

Молодцы. И последнее наше задание - откуда вещь? Я произнесу наименование вещи, а вы должны отгадать в какой сказке она присутствовала.

3 задание – ОТКУДА ВЕЩЬ?

-Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)

- Телефон . («Телефон»: «У меня зазвонил телефон».)

- Воздушный шарик. («Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике».)

- Градусник . («Айболит»: «И ставит, и ставит им градусники!»)

- Блюдце . (« Федорино горе »: « А за ними блюдца, блюдца - дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! »)

- Мыло . («Мойдодыр»: «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса...».)

- Бланк телеграммы . («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)

3) Заключительная часть.

Ребята! Вы все большие молодцы. Я убедилась, что сказки К.И Чуковского вы знаете хорошо. Я очень рада, что всё получилось хорошо и весело.

    А вам понравилось?

    Что нового узнали?

    Чему научились?

    Какое у вас настроение?

    Что было для вас трудным?

    Что легким?

Всем спасибо за участие. Все получают сладкие призы.

Айболит

Путаница

Тараканище

Телефон

Мойдодыр

Бармалей

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.


Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.


Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения


И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.


Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.


Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения


Затем приходит очередь глухих звуков;

Шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» - эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.


Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, - 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.


Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.


Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее .
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.


Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов - маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.


Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.


Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

  • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

  • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

  • Подарок для игрушки . Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

  • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Учим буквы

Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

  • Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
  • Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
  • Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
  • Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
  • Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

Учимся читать по слогам

В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.

На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.

Читаем слова

Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.

Вставь букву

Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.

Картинка со словом

Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.

Закончи слово

Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.

Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео


При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.