Упражнения для исправления картавости. Почему люди картавят? Причины, как лечить

  • Фефекты фикции
  • Подарок судьбы
  • Родом из детства
  • Терпение и труд
  • Победа

Проблемы с произношением звука «р» у меня были с детства. Я не то чтобы не выговаривала его совсем, просто делала это на французский манер, получался горловой звук. Окружающие даже находили это пикантным и придающим мне особенный шарм. Но мои родители были совсем не рады: в семье все, кроме меня, говорили правильно. Еще бы! Папа - известный адвокат, мама тоже юрист, глава правового департамента одной известной компании. Им по долгу службы приходится регулярно выступать перед большой аудиторией, так что ни о какой картавости просто речи быть не может.

Фефекты фикции

Мое неправильное произношение в семье вызвало растерянность, но, прочитав в специальной литературе, что звук «р» самый сложный и появляется в речи позже всех, родители решили подождать. Хотя помню, как папа садился напротив меня и мы друг на друга рычали. Только у него это был настоящий рык, а у меня выходило нечто странное. Отец прочитал, что путь к правильному «р» лежит через твердый звук «д». Для этого даже есть упражнение. Надо поднять язык к верхнему нёбу и постучать по бугоркам кончиком языка, произнося звук «д», постепенно добавляя к нему «р». Можно представить это как рев мотора «дррррр». Если это получается, то «д» убирается, остается только «ррррр». Но у меня толком не получалось. Еще одну попытку избавить меня от картавости предприняла мама: она отвела меня к логопеду.

Но занятия на тот момент никакого эффекта не принесли. Мне моя картавость не мешала, так что заниматься я не хотела, дома упражнения не повторяла. Родители оставили все попытки вразумить меня.

Подавляющее большинство людей с дефектами речи говорят тихо. Срабатывает подсознательный механизм защиты: понижу голос – никто не заметит, что что-то не так.

Подарок судьбы

Так я и жила со своим французским «р». Окончила университет, получила диплом юриста согласно семейной традиции и устроилась на работу. Мои коллеги тут же прозвали меня парижанкой, всех очень радовало мое произношение. Грассирование звука «р» стало моей изюминкой, и я ни за что бы не подумала, что однажды захочу от этого избавиться. Это случилось неожиданно: после нескольких лет успешной работы я получила предложение возглавить юридический отдел нашего дочернего предприятия. Это назначение было подарком судьбы. Но было одно «но». В этот момент конкурентная компания подала на нас иск о защите деловой репутации. Баталии предстояли нешуточные. И уже первая встреча с оппонентами дала мне понять, что эти люди готовы использовать все методы, даже переход на личности. Во время своих первых выступлений я замечала ехидные ухмылки своих оппонентов, а в коридоре один из них передразнил мое грассирующее «р». Я поняла, что моя речь должна быть идеальной, иначе мне не выиграть дело. В суде моя «изюминка» может обернуться против меня.

Нарушение в произношении хотя бы одного звука приводит к изменению всей картины речи. Неправильный звук бросает тень на все остальное – исчезает четкость дикции, голос становится тусклым, теряет звучность и глубину.

Родом из детства

Для начала я решила узнать, можно ли избавиться от картавости во взрослом возрасте. Посидев на форумах, поняла, что проблема довольно распространенная. Неправильная дикция идет из детства, и лишь в небольшом проценте случаев дефект вызван физиологическими особенностями - например, неправильным прикусом или формой языка. Как правило, ребенка просто вовремя не научили произносить звук правильно. Произношение формируется примерно к семи годам, и в этом возрасте исправить дикцию несложно: достаточно поставить правильный звук и проследить, чтобы ребенок его употреблял. Но уже к средним классам школы формирование речевой зоны мозга завершается. Поэтому взрослого приходится не просто учить говорить правильно, а переучивать, ломать привычки, вошедшие в подсознание. С одной стороны, это непросто. С другой стороны, иногда даже легче, чем в детстве, ведь взрослому проще все объяснить и показать.

По статистике, около 12% детей так и не преодолевают без помощи специалистов затруднения с произношением тех или иных звуков («л», «р», свистящие «с», «з», «ц» и шипящие «ш», «щ», «ж».) Нарушения произношения в устной речи (дислексия) иногда влекут за собой и нарушения в письменной речи (дисграфия).

Терпение и труд

Я нашла логопеда, который спросил, насколько я нацелена на результат. Сильная мотивация - половина успеха в любом деле. Работа над правильной дикцией очень кропотливая, легко можно сорваться и все бросить. Я ответила, что на кону моя карьера. Мой язык оказался настоящим лентяем: он не хотел подниматься на нужную высоту и изгибаться, как положено. Чтобы заставить его правильно работать, есть специальные упражнения. Например, такие:

  • высунуть язык, сделав кончик как можно более узким - тоньше собственного пальца;
  • пощелкать языком - главное, чтобы звук был щелкающим, а не чмокающим;
  • облизать верхнюю губу тоненьким кончиком языка, как будто слизываете варенье;
  • погладить нёбо: двигать языком от верхних зубов вглубь рта и обратно;
  • двигать языком от одной стороны губ к другой, стараясь попадать кончиком языка точно в уголки губ.

Тренироваться надо было каждый день по 10-15 минут. Плюс логопедический массаж: язык специальным образом разминают, чтобы улучшить его подвижность и кровоснабжение. Все это требовало колоссальных усилий, после работы я и так была выжата как лимон.

Я занималась с логопедом по часу 2 раза в неделю, плюс домашнее задание. Через 1,5 месяца у меня стал получаться правильный, а не грассирующий звук «р». Специалист подобрала закрепляющие упражнения - различные фразы, которые надо было постоянно повторять, чтобы достичь автоматизма. Затем логопед говорила любые слова со звуком «р» и требовала, чтобы я их произносила не задумываясь. Это уже финал постановки правильной дикции.

Победа

От начала занятий до получения стойкого результата у меня ушло месяца три, но бывает, что процесс занимает полгода и даже больше. Пока я занималась, судебный процесс уже был в самом разгаре. Первое время было очень нелегко, и не только из-за дикции: наши соперники оказались настоящими профессионалами. Но с обретением правильной речи во мне крепла и уверенность в себе. Наше противостояние длилось полгода, и победа оказалась за нами.

У меня был еще один повод гордиться собой: в свои 36 лет я смогла избавиться от картавости, и теперь моя речь правильная и красивая.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Как исправить картавость, и какие упражнения могут помочь в процессе работы над «правильным «р»»?

Не у всех детей процесс освоения речи проходит гладко. У некоторых из них возникают проблемы с произношением слов и звуков. Одна из таких проблем – картавость – неправильное произношение звука «р». В дальнейшем, дефект речи может стать причиной ребенка. Для того чтобы избежать этого, лучше всего своевременно обратиться к специалисту – врачу-логопеду.

Какую помощь может оказать логопед

Логопеды помогают не только детям, но и людям всех возрастов устранить различные дефекты . Но все-таки чаще пациентами логопеда являются дети.

При первом посещении логопеда, ребенку предстоит устный экзамен. Не волнуйтесь, это не похоже на школьные тесты и никак не отразиться в табеле успеваемости. Тест – это лишь способ узнать, какие типы проблем с речью имеются у ребенка. Ему всего лишь предложат сказать определенные звуки и слова. Тест поможет выяснить потребности ребенка и решить, какая терапия необходима в каждом конкретном случае.

Данные статистики говорят, что у многих малышей проблемы с произношением звука «р» со временем проходят сами собой. Но приблизительно два процента процентов остаются «картавыми» навсегда.

«Картавость» - это понятие народное, на научном языке проблема называется ротацизмом. Известно, что языковые навыки ребенка формируются до семи лет, и до этого времени желательно исправить ротацизм.

Основные причины картавости:
  • нарушения фонематического слуха
  • ограничение движения кончика языка и передней части спинки языка вверх из-за укороченной уздечки
  • отсутствие навыка выполнения языком целенаправленных движений
  • слабость мышц языка

Среди традиционных способов исправления картавости, компенсации отсутствия звука «р» и грассирования, следующие:

  • Массаж языка
  • Осуществление механической вибрации передней части языка
  • Регулярные упражнения на автоматизацию звука «р».
  • Специальная артикуляционная гимнастика
  • Тактильный контроль

Комплекс логопедических упражнений должен назначить врач-логопед , исходя из причин возникновения дефекта, возрастных критериев, функциональных особенностей артикуляционного аппарата и других факторов.

Как бороться с проблемой самостоятельно

Поскольку для произношения звука «р» необходима хорошая подвижность языка, можно использовать специальные упражнения, которые помогут укрепить мышцы языка, участвующие в процессе произношения звука «р».

Упражнения:
  • «Барабан»: открываете рот, нащупайте языком альвеолы (бугорки на небе за передними зубами), ударяете по альвеолам языком, стараясь произнести звук «д».
  • «Воздушный бой»: Откройте рот, поместите язык на нижнюю губу, после чего попытайтесь произнести звук «ф» таким образом, чтобы струйка воздуха была узкой. Это поможет выработать непрерывную, длительную воздушную струю, идущую по центру языка.
  • «Индюк»: откройте рот, положите на нижнюю губу широкой язык. В быстром темпе облизывайте губу вперёд-назад, добавляя голос – получается звук, изображающий болботание индюка.
  • «Лошадка»: при выполнении этого упражнения нужно щелкать (цокать) кончиком языка, изображая стук копыт лошадки. Следите за языком, звук должен быть щелкающим, а не чмокающим.
  • «Сладкоежка»: откройте рот, зафиксируйте руками нижнюю челюсть таким образом, чтобы она не шевелилась. После этого широким языком облизывайте верхнюю губу по направлению сверху - вниз.
  • «Чистка зубов»: широко улыбнитесь, кончиком языка пройдитесь по внутренней поверхности зубов верхнего и нижнего ряда (последовательно). Сначала выполняйте упражнение медленно, постепенно ускоряйте темп. Челюсть должна оставаться неподвижной, а работать должен кончик языка.

Вы можете повторять с ребенком и такие «чистоговорки», как по частям, так и целиком. При помощи такого упражнения у ребенка развивается слуховое восприятие, речевую память и внимание.

Ра-ра-ра-ра-ра радуга, рама, гора.

Ру-ру-ру-ру-ру ручки, руки, кенгуру.

Ры-ры-ры-ры-ры рыба, рынок, комары.

Ро-ро-ро-ро-ро родина, роза, ведро.

Ир-ир-ир-ир-ир зефир, пассажир, кефир.

Ар-ар-ар-ар-ар сахар, повар, санитар.

Ор-ор-ор-ор-ор топор, помидор, забор.

Эр-эр-эр-эр-эр вечер, ветер, офицер.

Ур-ур-ур-ур-ур контур, шнур, абажур.

Исправление картавости у взрослых

Взрослому человеку сложнее помочь избавиться от проблемы картавости. Потребуется долгая и кропотливая работа, связанная с перетяжкой мышц. Для полного устранения дефекта нужна комплексная реабилитация, во время которой человеку предстоит заново пройти все этапы речевого, физического и психического развития. На медицинском языке такой процесс называется социально-речевая, адаптивно-физическая и психолого-педагогическая реабилитация.

Проводить работу по устранению дефекта картавости нужно под контролем специалиста, с учетом состояния органов артикуляционного аппарата. Если у вас нет возможности встречаться с логопедом регулярно, многое вы можете сделать самостоятельно. Но в выборе речевого материала вам должен помочь специалист, который также обучит вас основным принципам автоматизации звуков.

Множество взрослых людей не выговаривают букву «Р», однако мало кто знает, насколько неудобно эти люди чувствуют себя при общении, даже если тщательно скрывают это. В ответ на вопрос «как исправить картавость у взрослого ?» мнения логопедов расходятся: большинство врачей старой закалки утверждают, что исправить этот недуг невозможно, однако современные логопеды вполне допускают такую возможность.

Однако во втором случае потребуется огромная сила воли и железное терпение, ведь речевой аппарат взрослого значительно отличается от детского. Он уже очень хорошо сформирован и требует гораздо больше тренировок для каких-либо изменений.

Тем не менее, все мы знаем, что картавость и шепелявость, не вылеченные в раннем возрасте, портят первое впечатление о человеке, в особенности при приеме на работу, где нужно много общаться с людьми. Поэтому если есть большое желание привести в порядок свою речь, стоит попытаться. И при упорных тренировках, желательно под наблюдением профессионала, исправить данное нарушение дикции вполне реально.

Первое, что вам необходимо будет сделать – это выбрать высококвалифицированного логопеда. Необходимо обратить внимание на его образование и стаж работы. Желательно, чтобы это был логопед-дефектолог с опытом работы от 3 лет, а также, чтобы он имел опыт работы с именно вашим типом нарушения речи – в данном случае с трудностями проговаривании «Р». Так как занятия будут проходить по несколько раз в неделю в течение 2-3 недель, желательно, чтобы специалист имел возможность выезда к вам на дом или в офис.

При хорошем раскладе вы научитесь выговаривать букву «Р» уже через 5-10 занятий. Однако помните, что нужно не только научиться говорить звук, но и правильно вставлять его в произносимые вами слова при обычном общении.

Как исправить «картавость» у взрослого в домашних условиях?

Самостоятельное исправление нарушений речи, вероятней всего, не принесет таких результатов, как занятия с профессиональным логопедом-дефектологом. Но и если исправить «картавость» очень хочется, и нет возможности заниматься с врачом, можно попробовать делать следующие упражнения в домашних условиях.

  1. Необходимо медленно поочередно проговаривать звуки «ТЭ», «ЛЭ» И «ДЭ». Выговаривайте их одним словом «ТЭЛЭДЭ», стараясь максимально четко произносить буквы. Через пару минут следует ускорить темп проговаривания этих звуков и, уже в быстром темпе, повторять их на протяжении 5-6 минут. При произношении звука «ЛЭ» язык должен хорошо прилегать к бугоркам десны, расположенным над верхними зубами. Таким образом, вы должны потихоньку начать проговаривать звук «Р».
  2. Начните проговаривать «ДЭТЭДЭ», причем первое «ДЭ» должно выговариваться вами как обычно, а второе – так, чтобы кончик языка прикасался к бугоркам десны над верхними зубами. Упражнение проделывается медленно, в течение семи минут.
  3. Затем вам необходимо ускориться до такого темпа, при котором вы будете чувствовать, что у вас получается звук «Р».
  4. После того, как вы добьетесь первых успехов в этих упражнениях, можно начинать тренироваться проговаривать следующие слова с буквой «Р»: ДРОБЬ, ДРОТИК, ДРОССЕЛЬ, ДРОФА, ДРОЖЬ, ДРОВА, ТРОСС, ТРОЛЛЕЙБУС, ТРОМБ, БЕДРО, ВЕДРО, МЕТРО, МУДРО, ХИТРО и т.д.
  5. Когда вы научитесь выговаривать эти слова, следует начать тренировки с более сложными словами: СМРАД, ТРАМВАЙ, СТРИЖКА, СТРАХ, РАЗРЯЖЕННЫЙ, ТАРХУН, РАЗБОЙНИК, БОРОЗДА, ТРЕШКА и другие.

Упражнения на постановку звука «Р» необходимо повторять ежедневно по три раза в день – лучше всего утром, затем в обед и, наконец, вечером.

Картавость – один из самых распространенных видов дислалии (нарушенного звукопроизношения), при котором пациент не выговаривает звуки «р» и/или «рь». На вопрос, можно ли избавиться от картавости, обычно следует положительный ответ: картавость устраняется в ходе занятий с логопедом или регулярных самостоятельных упражнений.

Виды

Всего около 1% людей страдают от картавости в зрелом возрасте, среди детей этот процент выше. Картавость делится на несколько видов в зависимости от того, каков ее механизм.

  • Физиологическая картавость встречается только у детей. Она вызвана недоразвитием мышц языка и других органов, отвечающих за артикуляцию звуков. К 5-7 годам проходит сама собой благодаря развитию ребенка и укреплению мышц.
  • Функциональная картавость не сопровождается какими-либо нарушениями в строении органов артикуляции или слабым их развитием. Нервная система и слуховой аппарат также работают нормально. Функциональная картавость может сопровождать человека всю жизнь, но при этом поддается лечению с помощью специальных упражнений.
  • Механическая или органическая картавость – следствие врожденных дефектов строения артикуляционного аппарата (аномалии строения нёба, губ, языка и так далее). В некоторых случаях устраняется хирургически, при отсутствии лечения сопровождает пациента всю жизнь.

Причины

У картавости есть множество причин, наиболее распространенные из них следующие:

  • укороченная уздечка языка;
  • слабость мышц языка;
  • травмы языка или нёба;
  • частичный паралич мышц, отвечающих за артикуляцию;
  • педагогическая запущенность.

Лечение

Многих пациентов интересует вопрос, как избавиться от картавости взрослому. Принципы борьбы с этой проблемой те же, что и у детей, с той лишь разницей, что взрослому требуется обычно больше времени на то, чтобы перестать картавить.

Лечение основано на упражнениях, которые укрепляют мышцы, растягивают уздечку языка и формируют развитие навыка произношения звуков.

Основные методы, применяемые в ходе лечения, следующие:

  • массаж;
  • вибрации кончика языка;
  • упражнения на выработку навыков произношения и автоматизацию;
  • упражнения на укрепление мышц.

Автоматизация звука

Автоматизация – заключительный этап обучения правильному произношению. Автоматизация означает выработку навыка, когда пациент уже научился произносить звук:

  1. Автоматизация звука «р» представляет комплекс упражнений, начинающийся с произношения отдельных слогов, содержащих сочетание -др-. Такими слогами в русском языке являются удр-, одр-, адр-, ядр- и т.д. Затем можно перейти к произношению слов с данными слогами: «удручать», «ядреный», «драп», «драчун» и пр.
  2. Затем пациент переходит к употреблению других слогов и слов со звуком «р»: ра-, ур-, ир- («радуга», «руда», «мир» и т.д.).
  3. На третьем этапе следует произнесение слов со звуком «р» в середине слова, потом – в конце и в начале («карп», «кошмар», «ракушка» соотв.).
  4. Затем следуют слова с двумя и более звуками «р» («пророчество», «разорвать»).
  5. На заключительном этапе автоматизации пациент произносит все более длинные словосочетания и предложения со звуком «р», а также специальные стихи и скороговорки.

Упражнения

Пациенты, которых интересует, как избавиться от картавости в домашних условиях, могут изучить простые упражнения, для применения которых не требуется контроль или помощь специалиста:

  • «чистка зубов» . Пациент широко улыбается, проводит языком по внутренней стороне зубов сначала в одну сторону, потом в другую. Он проводит сначала по зубам верхней челюсти, потом – нижней. Темп упражнения постепенно ускоряется. Когда мышцы языка устают, упражнение прекращается;
  • цоканье языком (у детей это упражнение называется «лошадкой»). Пациент цокает языком, подражая звуку копыт по брусчатке, постепенно ускоряя темп;
  • произношение звука «ф» с высунутым языком . Язык лежит на нижней губе, пациент старается с силой выдыхать воздух, произнося звук «ф» и добиваясь как можно более сильной и равномерной струи воздуха;
  • «индюк» . Пациент быстро высовывает и засовывает обратно язык, облизывая губы и издавая звук, похожий на голос индейки.

Все перечисленные упражнения подходят как для взрослых, так и для детей, но у детей эффект достигается быстрее за счет более мягких связок и того, что мышцы продолжают свое развитие.

Скороговорки

Скороговорки нужны главным образом на этапе автоматизации, когда пациент уже умеет выговаривать звук. Для картавящего ребенка или взрослого подойдут любые скороговорки, которые имеют большое количество звуков «р» в сочетании с другими согласными:

  • Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что все скороговорочки переговорит, перевыговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не переговорить, не перевыговорить;
  • Полдвора рылом свинья белорыла, тупорыла, изрыла, подрыла, вырыла, но норы не дорыла. На то ей и рыло, чтобы она рыла.

Профилактика

Профилактикой картавости следует заниматься в раннем возрасте, еще до поступления ребенка в школу. В большинстве случаев регулярные занятия с ребенком, выполнение упражнений на укрепление речевого аппарата, разучивание скороговорок позволяют предотвратить это нарушение речи. Так как быстро избавиться от картавости возможно не всегда, профилактика может существенно облегчить жизнь и социализацию ребенка в будущем, предупредив развитие дислалии.

Шепелявость, картавость, монотонность речи или «каша во рту» сведут на нет все навыки построения фраз и интонирования. Никакие образные сравнения или тонкие шутки, которыми украшают устную речь хорошие ораторы, не будут восприняты слушателями, если не будут произнесены членораздельно и ясно, с правильной артикуляцией и четким звучанием всех звуков в словах. В этой статье мы обсудим, как перестать картавить, на каком этапе надо бороться с этой проблемой и что делать, если картавость сохранилась и во взрослой жизни.

Картавость — что это?

Умение четко формулировать и выражать мысли и чувства вслух, а не только на бумаге, умение рассказать о своих размышлениях, обобщить их результаты и сделать выводы не даются человеку при рождении, этому можно и нужно научиться. Преподавателям, юристам, научным сотрудникам очень важно красиво и связно говорить. Умение убеждать устным словом необходимо врачам, артистам, адвокатам и всем руководителям.

Картавость – «народный» термин, которым обычно обозначают сложность с произношением звуков «Р» и «Рь». В медицине существует другое название – ротацизм. Существует несколько видов ротацизма, но чаще обсуждают два вида:

  • Велярное , когда слышно горловое произнесение звука «Р». В этом случае вибрация осуществляется небной занавеской около корня языка.
  • Увулярное , когда «Р» произносится грубо с надрывом, появляется рычащий звук. Вибрация в этом случае осуществляется маленьким язычком.

Помимо этого, выделяют грассирование – мягкое произношение как-бы по-французски без участия языка за счет горловой вибрации.

Положение речевого аппарата при правильном произношение звука «Р»

Артикуляция при произношении «Р» напоминает артикуляцию шипящих звуков. Отличается она большим напряжением кончика языка и его вибрацией в точно направленной мощной воздушной струе.

При произнесении звука «Р» губы или полураскрыты, или находятся в положении для произнесения звука, который следует в слове за «Р». Зубы разомкнуты. Передний край языка должен принять форму ложечки, быть поднят к основанию (корням) верхних зубов и вибрировать под давлением выдоха. Боковые края языка в этот момент прижаты к верхним коренным зубам, а его задняя часть (корень языка) опущена и отодвинута назад к мягкому небу, которое поднято и закрывает собой носовой проход. Голосовые связки сомкнуты и активно вибрируют, что можно почувствовать, положив ладонь на гортань.

Артикуляция при произнесении мягкого «Рь», который чаще встречается в русском языке, отличается от артикуляции твердого «Р» некоторым подъемом к небу и продвижением вперед средней части спинки языка.

Варианты нарушений при картавости

  • Полное отсутствие звука «Р».
  • Горловое «Р» происходит за счет неправильной вибрации кончика язычка.
  • «Р» звучит как «РЛЬ». Это боковое произношение.
  • «Р» произносится в нос, гнусаво, слышно «НГ», из-за речевого выдоха через нос, в то время, когда корень языка плотно прижат к мягкому небу.
  • Одноударное «Р» без раскатистого звучания, когда происходит только один удар кончиком языка об альвеолы – одноударный ротацизм.
  • Одно- и двустороннее щечное «Р» с примесью постороннего шума за счет вибрации щеки – боковой ротацизм. Это происходит, когда между верхними зубами и боковыми краями язычка образуется щель, через которую выходит струя воздуха на выдохе.
  • Замена «Р» на другие звуки в произносимых словах (параротоцизм) – «Д», «Л», «Г», «Ы», «Й» или смягченное произношение сочетания звуков, например вместо «РО» – «РЁ» или вместо «РА» – «РЯ».

Основные причины картавости

Медики не считают картавость болезнью в прямом значении этого слова, тем не менее, определение причин картавости и способов ее устранения – прерогатива врачей, в том числе логопедов. Устранить картавость, которая может мешать коммуникации, быть причиной различных комплексов, стать в будущем препятствием при выборе специальности (вряд ли можно стать картавым диктором на радио или телевидении) правильнее всего в дошкольном детстве. Речевой аппарат ребенка обычно полностью формируется к семи годам. Но, даже будучи взрослым человеком, надо выяснить, как перестать картавить, чтобы победить этот недостаток (не хочется называть его словом дефект).

Причины картавости бывают как медицинские, так и психологические:

  1. Наследственный фактор.
  2. Недостаточно развитое речевое дыхание у детей, ребенку трудно сделать глубокий вдох во время произношения слов.
  3. Укороченная подъязыковая уздечка, которая ограничивает движение кончика язычка и передней части спинки языка. Это ограничение искажает произносимые звуки и приводит к появлению картавости.
  4. Слабость мышц языка или даже их частичный парез, что сопровождается неумением выполнять определенные движения.
  5. Снижение обычного слуха. Недостаточность слухового восприятия с детства. Проблемы с фонематическим слухом.
  6. Копирование ребенком речи взрослого человека, который картавит.
  7. Воспитание и обучение ребенка в двуязычной семье, когда может происходить нарушение структуры язычка. Путаница в голове малыша в способах произношения разных звуков на разных языках провоцирует картавость.

В раннем детстве неправильное произношение разных звуков естественно и физиологически обосновано. Оно определяется развитием и формированием организма ребенка. Очень часто малыши пропускают или меняют звуки, переставляют местами слоги, опускают начало слова, делают неправильное ударение. Но с возрастом эти ошибки постепенно пропадают самостоятельно или с обыденной помощью родителей, речь становиться звучной и осмысленной. Если ребенок старше трех лет продолжает говорить не отчетливо, картавит, какие-то звуки произносит неверно, на это надо обратить пристальное внимание и встретиться с логопедом. Недостатки речи у малыша, в том числе и картавость, вызывает в будущем множество проблем – замкнутость, робость, боязнь внимания к себе, стеснение при чтении стихов или участие в детских спектаклях в детском саду. Неуверенность в своем произношении может спровоцировать очень тихую речь, что в дальнейшем мешает и учебе, и работе.

Очевидно, что нечеткая речь и неправильные звуки требуют вмешательства специалистов. Необходимо проверить слух ребенка, его восприятие звуков и интонаций. Также проконсультироваться у логопеда, который выявит конкретную причину картавости и ее вид, для чего протестирует особенности артикуляционного аппарата с точки зрения образа жизни, состояния и возраста. Затем будет выбран способ постановки «Р» и подходящий комплекс упражнений и занятий, чтобы избавиться от картавости.

Если главная причина проблемы кроется в короткой уздечки, ее пытаются растянуть специальной гимнастикой для языка, например, надо дотянуться язычком до середины подбородка или, откинув слегка голову назад, тянуться язычком к носу. В тех случаях, когда не получается растянуть уздечку, ее подрезают. Эту операцию выполняет стоматолог под местным наркозом, чаще всего амбулаторно.

Способы, как избавиться от картавости

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Массаж всего языка и механическая (принудительная) вибрация передней его части.
  • Тактильный контроль.
  • Продолжительные и систематические занятия в период автоматизации звука «Р».

На первоначальном этапе исправления картавости необходимо добиться правильного произношения самостоятельного, изолированного «Р». Для этого на слух определяют и сопоставляют произношение собственного «Р» и его заменителя, затем сравнивают эти звуки и на основе результатов анализа формируют артикуляционные навыки для постановки звучания «Р». Для каждого вида дефектов существуют свои задания и упражнения.

Постановка звука в зависимости от исходных данных осуществляется:

  • От опорных звуков.
  • По подражанию.
  • С механической помощью.
  • Артикуляционными .

Упражнения для правильного произношения звука «Р»

Для разработки подъема языка вверх и умения им хорошо двигать при картавости делают упражнение «Чьи зубы чище?». Губы должны быть раскрыты, как для широкой улыбки, верхние и нижние зубы видны. Нижняя челюсть не двигается. Кончик язычка, не загибаясь, находится у корней верхних зубов. Им надо проводить по внутренней поверхности зубов справа налево и назад, как бы «чистить» зубы.

Для улучшения подвижности языка при картавости выполняют упражнение «Маляр». Надо открыть рот и улыбнуться. Зафиксировать нижнюю челюсть и губы в неподвижном состоянии, после чего, делая кончиком язычка движения вперед-назад, погладить им небо. Надо следить, чтобы кончик не высовывался изо рта, но обязательно доходил до внутренней поверхности верхних зубов.

Для получения длительной, мощной и непрерывной воздушной струи при картавости, которая идет посередине языка предлагают упражнение «Кто дальше загонит мяч». Надо улыбнуться, следя за тем, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и, делая вид, что произносишь «Ф» (но ни в коем случае не «Х», за этим надо строго следить) как бы сдуваешь мячик из ватки (ватный шарик) как можно дальше от себя.

Для выработки положения языка, напоминающее «чашечку» и разработки движений широкой передней части вверх при картавости делают упражнение «Вкусное ». Надо чуть приоткрыть рот и движением сверху вниз облизать передним краем язычка верхнюю губу, но не делать движение из стороны в сторону. При этом надо контролировать, чтобы нижняя челюсть не двигалась, можно помочь сохранить неподвижность руками. Язык должен быть широко распластан и касаться боковыми краями углов рта.

Это далеко не все самые простые упражнения, которые показаны при всех видах картавости. После их освоения или одновременно с ними выполняют специальные упражнения для решения конкретных проблем. Результатом должен стать правильно произнесенный изолированный «Рррррррр»….

☞ Видео упражнения

Автоматизация звука

Чтобы перестать картавить, недостаточно просто научиться произносить «Р», его надо вставить в слова. Это может получиться не сразу.

  1. При картавости вначале надо освоить простые открытые слоги согласный звук + гласный звук, а именно «РА», «РО», «РУ». Их произносят подряд и в разбивку, чередуя между собой. Привыкание к этим слогам можно превратить в игру с ребенком. Затем надо произносить слова, когда заученные слоги будут сначала в начале слова – РАМА, а затем в конце –ПЕРО, ГОРА и др.
  2. Следующий этап – произнесение закрытых слогов сначала самостоятельно «АР», «ОР», «УР» и т.д., а потом в словах САХАР, ВЕТЕР, ПОМИДОР.
  3. Вслед за этим начинают строить фразы и заучивать скороговорки. Аналогичным образом учатся произносить мягкий «Рь».

Картавость у взрослых

Иногда грассирование или картавость считают пикантным недостатком, который вместе со смущением и легким румянцем даже украшает человека, делает его милым и трогательным. Однако с возрастом может появиться ощущение, что именно дефект речи, не исправленный в детстве, является препятствием в карьере и личной жизни. Невнятно и нечетко говорящий преподаватель или продавец в бутике, а также будущий родитель, который свою картавость может передать по наследству, выглядят непривлекательно и для руководителей, и для потенциальных спутников жизни. Осознание этого подталкивает взрослого человека понять, как перестать картавить, чтобы полностью реализовать себя в жизни и избежать появления комплекса неполноценности.

Главная ошибка большинства взрослых с картавостью, которая может заметно отодвинуть появление положительной динамики, самостоятельные занятия без предварительной консультации логопеда-дефектолога. Не зная причин и вида дефекта речи можно выбрать неверный путь и усеченный комплекс упражнений для правильной постановки звука, чтобы перестать от картавости. Кроме того, важно соблюдать методику и последовательность действий, которые четко может расписать только специалист. Логопед научит пользоваться зеркалом и диктофоном для контроля над правильностью выполнения упражнений и проинструктирует родных, какую помощь они могут оказать.

☞ Видео урок

В жизни человека всегда много проблем и трудностей. Важно уметь выделить приоритеты, мобилизовать себя на решение задач, среди которых проблема, как перестать картавить не самая сложная, не требующая большого количества материальных средств, нужно иметь желание, терпение и настойчивость. Впрочем, эти качества всегда нужны человеку.

Вам мешает жить картавость?