Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н. Тема: «Звук «Н» и буква «Н»

Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

Верно, это ноты. Произнесите слово.

— Сколько гласных слышим? Значит сколько слогов в слове? Какой слог ударный?

Произнесите 1 слог. Какой звук слышим в начале? Какой он?

А вы знаете ноты?

Но наш интернет — урок посвящен звуку [н] . Мы выяснили, что согласный, звонкий и твердый. Но, минуточку…
Ещё одна загадка…

Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. (Олень)

Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Значит встречаются два звука [н] , [н’]. О них мы и будем говорить дальше.

1. Повтори слоги .

На — но — ну — ны Ан — он — ун
Ны — на — ну — но Ын — он — ун
Но — ны — ну — на Ун — ан — он
Ну — на — ны — но Он — ун — ын
На — на Ну — но
Но — на Ну — ны
Но — ну Ны — ну

2. Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н] , [н’].

А вот и носорог. Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?

А вы знаете, что со словом «нос» есть много фразеологизмов…

Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Говорить под нос – тихо говорить
Увести из-под носа – украсть с видного места
С гулькин нос – очень мало
Высунуть нос – показаться
Нос не дорос – мал ещё
Совать под нос – донимать
Утереть нос – доказать
Соваться со своим носом – вмешиваться
Уткнуть нос – делать вникая
Тыкать носом – уличать
Комар носа не подточит – очень точно

Придумайте в парах диалоги, где уместно было бы использовать один их фразеологизмов.

3. Послушайте рассказ Г Юдина «Буратиний нос» и постарайтесь запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н`]

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.

– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы, шарады на букву Н.

4. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо ), высоко – (низко ), под – (над ), верхний – (нижний ), высушить – (намочить ).

5. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – ().
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик ).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

  • К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
  • К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).

7. И г р а «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т: Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.

Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». Встречайте букву Н в носке!

На что похожа буква Н ?

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2 . Найди спрятанные буквы Н . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н


4. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Н с правой стороны рисунка.

5. Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звуков [н] , [н`]

6. Дорисуй вторую половинку буквы Н слева. Обведи в кружок все буквы Н справа.

7. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо ), высоко – (низко ), под – (над ), верхний – (нижний ), высушить – (намочить ).

8. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку ).
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик ).

9. И г р а «Волшебная цепочка»

  • Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
  • Как из ночи сделать день ?

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.

10. И г р а «Анаграммы»

Насос (сосна ), накат (канат ), норма (роман ), носик (носки ), ночка (кочан ), накал (канал ), никель (ельник ), немота (монета ), норка (крона ).

11 . Читаем…

12. Пишем…


13 .







Словарь

  • Налог — это обязательный платёж в пользу государства.
  • Напутствие — это слова, пожелания отправляющемуся в путь или советы на будущее.
  • Народ — население определенной страны.
  • Новатор — человек, который вносит и осуществляет новые идеи.

На этом уроке мы узнаем о звуке [н] и букве Н, о звонкости, твёрдости и мягкости звука [Н], научимся писать букву Н, выполним множество интересных заданий.

Вы, конечно же, вспомнили, что это Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Даже имена у них похожи. Глядя на их имена, несложно догадаться, какой букве и звуку будет посвящён урок. Тема урока: «Буква Нн и звуки, которые она обозначает».

А к нам на урок пришёл ещё один герой из сказочного музея. Отгадайте, кто это.

Большая шляпа набекрень,

И всюду нос совать не лень.

За все дела берётся,

И всё не удаётся

Ну-ка, угадай-ка,

Как зовут?

(Незнайка) (рис. 2)

Рис. 2. Незнайка ()

Незнайка будет задавать вопросы, а братья-поросята - отвечать. И вы помогайте им отвечать.

Расскажите Незнайке, как дать характеристику звуку. Вы уже знаете, что для этого нужно звук произнести и внимательно его послушать. Во время произношения звука [н] язык кончиком упирается в зубы и закрывает проход для воздуха. Из-за этого он не может легко и спокойно произнестись, получается шум. Значит, звук [н] - согласный .

Помогите Незнайке узнать, звонкий ли это звук? Вы уже знаете, что это выяснить несложно. Положите руки на горлышко или на ушки и послушайте внимательно, как будет работать ваше горло. Вы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук .

Ещё можно узнать, твёрдый это звук или мягкий . В этом вам помогут братья. Произнесите их имена и послушайте.

Н аф-Н аф - твёрдый звук [н] .

Н уф-Н уф - твёрдый звук [н] .

Н иф-Н иф - мягкий звук [н′] .

Значит, у звука [н] есть пара - звук [н′] .

Докажем, что у твёрдого звука [н] есть мягкая пара [н′] . Незнайка будет задавать вопросы, поросята - давать ответы, а вы дополняйте их.

Незнайка попросил поросят назвать имена ребят, которые начинаются с твёрдого [н] или мягкого звука [н′] . Братья-поросята дали такой ответ:

Твёрдый звук [н] :

Н аташа

Н астя

Н адя

Мягкий звук [н′] :

Н ина

Н икита

Н ика

Продолжите называть имена сами.

Незнайка спрашивает: какие вы знаете цветы, названия которых начинаются с [н] и [н′] ?

Н астурция - звук [н] (рис. 3).

Рис. 3. Настурция ()

Н арциссы - звук [н] (рис. 4).

Н езабудки - звук [н′] (рис. 5).

Рис. 5. Незабудки ()

Можете добавить свои примеры?

Незнайка просит назвать планеты, в названиях которых встречаются нужные нам звуки.

Лун а - твёрдый звук [н] в середине слова (рис. 6).

Вен ера - мягкий звук [н′] в середине слова (рис. 7).

Н ептун - мягкий звук [н′] в начале слова и твёрдый звук [н] в конце (рис. 8).

Сатурн - твёрдый звук [н] в конце слова (рис. 9).

Приведите свои примеры.

Незнайка спрашивает, знаете ли вы животных, в названиях которых спряталось слово «нос» .

Н осорог (рис. 10)

Н осач (рис. 11)

Уткон ос (рис. 12)

Во всех этих словах буква Н обозначает твёрдый звук [н] .

Покажем Незнайке и поросятам букву их имени (рис. 13).

Рис. 13. Буква Н ()

Это заглавная буква Н .

Сейчас эту букву мы называем «эн» , а в древности она называлась иначе - «наш» и означало это то же, что и теперь слово наш, т. е. свой , принадлежащий нам . Т. к. имя принадлежит только какому-то герою, а не всем, то пишется оно с большой буквы Н . У большой буквы есть пара - маленькая буква н . Они похожи (рис. 14).

Рис. 14. Печатные буквы Нн ()

Незнайке нужно объяснить,

Как нам букву начертить.

Разъясняю ему бойко:

«Надо к каждой этой стойке

Перекладину прибить,

Станет буква Н служить».

Буква Н очень напоминает букву И .

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула -

К правой ножке пристегнула.

Он не слушался совсем

И превратился в букву Н .

Прочитайте стихотворения и скажите, на что похожа буква Н .

У меня про букву Н

Вдруг сложилась песенка:

Получилась лесенка.

Н - натянутая сетка.

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор,

Поиграем в волейбол.

Буква Н , тебя я знаю.

Буква крепкая, стальная.

У тебя огромный рост

И не буква ты, а мост (рис. 15).

По тебе бегут машины,

Под тобой бежит река

С пароходами большими.

Над тобою - облака.

А ещё букву Н можно найти во многих предметах. Например: стул, гамак, башня с воротами.

Писатель Виктор Хмельницкий рассказал вот какую новость:

Случилось это летним солнечным днём. Гуляла буква Н в лесу, цветы собирала, а потом легла на поляне и решила помечтать. Раньше всё времени как-то не хватало. Замечталась, будто она - первая буква в алфавите. И так хорошо стало - разбросала ноги в стороны, положила руки за голову и…ахнула! Ещё бы! Сложив руки за головой и разбросав ноги, буква Н превратилась в букву А - первую букву алфавита! Вот как полезно иногда помечтать.

Проверьте правдивость этой истории - слепите из пластилина букву Н , превратите её в букву А , а затем опять в букву Н . Пусть мечта буквы Н исполнится.

Н и -на

И н -на

Н о н -на

зелёным цветом обозначены гласные буквы. Вы заметили, что в словах по два слога. Гласные звуки - подсказки. Сколько гласных, столько и слогов. Попробуйте прочитать имена слитно:

Для того чтобы записать эти имена, понадобилась всего одна согласная буква - буква Н . А всего в этих трёх именах написано семь букв Н , но согласные звуки не все одинаковые.

Н ина - первый звук [н′] мягкий. Остальные звуки во всех слова твёрдые [н] .

Прочитайте слова:

Как вы думаете, лилии - это имя или цветы? Конечно, имелись в виду цветы, потому что слово написано с маленькой буквы.

Соедините эти слова парами. Проверьте:

он

Будем учиться писать заглавную письменную букву Н . В ней три элемента (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Н ()

Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на верхней линейке рабочей строки и продолжаем вести линию вверх, отклоняясь вправо. Начинаем делать закругление до уровня высоты первого элемента, опускаем прямую линию вниз, пересекаем второй элемент буквы и, не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Н : очень широкие петельки (нижняя и верхняя); длинные прямые палочки получились в разных направлениях из-за того, что вторая прямая написана без наклона влево.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Вспомните о правилах посадки во время письма.

Будем учиться писать маленькую букву н . В ней три элемента (рис. 18).

Рис. 18. Написание строчной буквы н ()

Начинаем писать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки ведём наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла) до верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Вот возможные ошибки при написании буквы н : очень большая соединительная петля у буквы; первый и третий элементы смотрят в разные стороны.

Попробуйте написать букву в тетради сами.

Подумайте, как большую и маленькую буквы Нн соединить с другими буквами. Вспомните, у каких букв уже писали похожие верхние и нижние соединения: и , ы , а . Сможете ли вы сами написать, соединяя буквы Нн с другими буквами? Попробуйте.

Сегодня на уроке у нас в гостях была буква Нн , которая на письме обозначает звуки твёрдый [н] и мягкий [н′] . Эта буква очень любит слова ответственных людей, например: н адо , н ужно , н еобходимо , н аучится . А ещё она очень любит тех, кто хочет что-то делать, например: н аписать , н арисовать , н ачать читать .

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Н . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Нн (большие и маленькие).

2. Назовите пять слов, в которых буква Н обозначает мягкий звук [н′] , и пять слов с твёрдым звуком [н] .

3. Выберите любой стишок из этого урока про букву Н и выучите его наизусть.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

Сорокина Т.В., учитель-логопед ГБОУ д/с компенсирующего вида №2356 ЮАО г.Москвы.

Цель: Воспитание навыка чёткого произнесение звуков "Н" "Нь" в слогах, словах и предложениях. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Развитие фонематического слуха, речи, мелкой моторики. Учить умению слушать друг друга и логопеда. Развитие ассоциативного мышления. Составление предложений по двум опорным картинкам. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Знакомство с буквой "Н". Чтение слогов с буквой "Н". Пополнение словарного запаса.

Оборудование: наборное полотно с буквами. Предметные картинки: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, луна, апельсин. Подносы с гречневой крупой. Наборы для звукового анализа. 4 пары картинок для составлений предложений. Таблицы слогов. Дидактическая игра "Слоговые домики".

Ход занятия.

. Организационный момент.

Логопед: - Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки - догадайтесь сами.

Игра "Немое кино" - логопед беззвучно артикулирует - дети называют звуки: у, о, и, а, ы.

Дети, а какие это звуки?

Какой согласный звук мы знаем? (м, ...)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

. Знакомство со звуками "Н", "Нь". Характеристика звука.

Какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но но но)

Какой звук вам знаком в этом слове?

А какой звук не знаете?

Можно пропеть звук "Н" ?

Что участвует в произнесении звука "Н"? (язык, зубы, губы)

Значит, звук "Н" согласный, твёрдый. А в слове конь - какой последний звук? (Нь).

Значит, звук "Н" бывает твёрдым и мягким.

. Игра "Где звук?". Определить место звуков "Н", "Нь" в словах: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин.

У детей по две картинки.

Поднимите картинки те, у кого твёрдый звук "Н" в словах.

Поднимите картинки те, у кого мягкий звук "Нь" в словах.

У кого звуки "Н", "Нь" - в конце слова.

В начале слова.

В середине слова.

. Звуковой анализ слова луна . Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

. Игра "Найди пару". Составление предложений по двум опорным картинкам.

У детей по одной картинке: пианино, зонт, нос, бант.

На столе у логопеда картинки: ноты, дождь, мак, девочка.

Выйти к столу, подобрать картинку, подходящую по смыслу к своей картинке. Составить предложение.

Например: Зонт защищает людей от дождя.

. Знакомство с буквами "Н" "н". Показ буквы, рассматривание буквы.

На что похожа буква "Н" ?

"На букве "Н" я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки".

У детей подносы с гречневой крупой. Написать букву "Н" на крупе.

. Игра "Слоговой домик". Чтение слогов по строчкам и столбикам.

VIII. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа "Нос".

Послушайте рассказ про разные носы.

"У Пиноккио, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А животным носы спасают жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу, как дятлы, которые носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц.

У Рыбы-меч есть страшное оружие - свой нос, которым она протыкает свою добычу.

А у свиньи как нос называется? (правильно –“пятачок”) своим носом-пятачком она выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы - трюфели.

А какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (Правильно – это слон), а что ещё может делать слон своим носом-хоботом? (Варианты ответов – у детей)

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Он своим удивительным носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них вкусные семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв - это измеритель температуры песка, куда они закапывают яйца. Чтобы вылупились птенцы, у песка должна быть определенная температура

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды – муравьев.

. Итог занятия.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.

Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.

Учить анализировать и преобразовывать слова.

Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.

Задание 1 . Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.

Задание 2 . Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.

Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:

губки свободны;

зубки видны, но не сомкнуты;

язычок кончиком прижат к верхним зубам;

воздух проходит через носик;

горлышко «работает».

Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».


Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».

Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:

н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Задание 6 . Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.

Задание 8 . Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].

Задание 10 . Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д.

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

На-на-на — лампа у окна.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Он-он-он — телефон.

Ан-ан-ан — это барабан.

Ин-ин-ин — это магазин.

Задание 12 . Знакомство с предлогами на, над.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)

Составить предложения по картинкам:

Кот спит... (на окне).

Мальчик сидит... (на стуле).

Солнышко светит... (над домом).

Птица пролетает... (над деревом)...

Выбрать нужный предлог (на, над):

Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване.

Составить предложения по опорным словам.

Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.

Задание 13. Знакомство со звуком [Н"].

Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....


Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»:

нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;

Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.

Задание 15 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).

Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Задание 16 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"].

Задание 17 . Выучить чистоговорки:

Ни-ни-ни — звонок, звони.

Ень-ень-ень — теплый день.

Задание 18 . Дифференциация звуков [Н] — [Н"]. Назвать первый звук в словах:

Нина, нитки, ноты, носок, небо.

Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут. (Ноги)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]):

ноги, небо, нос, нора.

Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:

налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]).

Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]:

В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла.

У носорога рог. Катя порвала нитку.

Задание 19 . Знакомство с буквой Н.

Н похожа на насест.

Есть, где курочке присесть.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Н?

Игры с буквой .

Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.

Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д.

нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...

Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.

НАТА И НИНА

Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.

Ольга Ефремова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н»

Звук и буква Н

Образовательные задачи. Буква Н и звук [н] . Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита . Совершенствование навыка чтения слогов с пройденными буквами .

Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование. палочки, кубики, «Мой букварь » и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки для организационного момента.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки . Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова : слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог : Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н .

2. Звук [н] . Артикуляция звука . Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса , тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н» , губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук ?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук ?

Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети : Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук » Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Н] из ряда гласных звуков , слогов

Педагог : Вам нужно поймать звук [н] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове »

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н] .

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н] .

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове .

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук [н] в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н] , и определение места звука в слове : нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса .

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н .

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н ?

Дети : Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н , а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н . Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске . Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки» . Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н .

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука начинается это слово?

Д е т и. Со звука [Н] .

7. Упражнение «Давайте почитаем» . Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н .

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква .

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом , а маленькую букву сначала обведите , а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?

Д е т и. Со звука [н] .

11. Организация окончания занятия . Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии .

Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н .

Пе д а г о г Какая это буква ?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н ?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили ?

Пе д а г о г Что мы делали на занятии ?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.