Твардовский полная биография. Семейные драмы александра твардовского

Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в деревне Загорье, которая находится в Смоленской губернии. Отец будущего поэта, Трифон Гордеевич, работал кузнецом, а мама, Мария Митрофановна, была из семьи земледельцев, которые проживали на окраинах страны и охраняли её границы.

Александр Трифонович Твардовский

Учился будущий поэт в сельской школе. Стихи начал писать довольно-таки рано, а в 14 лет Александр посылал небольшие заметки в смоленские газеты и часть из них были опубликованы.

М.Исаковский из редакции газеты «Рабочий путь» помогал молодому поэту и оказал на него большое влияние.

Смоленск-Москва

После окончания школы Александр переезжает в Смоленск с целью найти работу или продолжить учебу. Однако у него ничего не получилось.

Твардовский начал жить на непостоянные литературные заработки, которые получал за отбивания порогов редакции. Однажды журнал «Октябрь» опубликовывает стихи поэта и тот отправляется в Москву, но и здесь у молодого парня ничего не получается, поэтому он отправляется назад в Смоленск. Здесь он находится 6 лет, а в 1936 году был принят в МИФЛИ.

В 1936 году печатается его поэма «Страна Муравия», после которой сам поэт считал, что с неё начался его путь литератора. После выхода книги, Александр переезжает в Москву и в 1939 году оканчивает МИФЛИ. В этом же году выходит его первый стихотворный сборник Твардовского «Сельская хроника».

Военные годы и творчество

Александр Трифонович Твардовский в 1939 году был призван в Красную Армию. Его творчество и биография в данный момент сильно меняется, так как он оказывается в центре боевых действий на Западной Беларуси. Когда началась война с Финляндией, он уже имел офицерское звание, а также работал спецкорреспондентом в военной газете.

На войне написал поэму «Василий Теркин», а после неё создает последовательность стихов «Фронтовая хроника». В 1946 году Твардовский закончил поэтому «Дом у дороги», в которой упоминаются начальные трагические месяцы Великой Отечественной войны.

Поэма Василий Теркин

В 1950-60 была написана книга «За далью — даль», а в 1947 году опубликовал поэму о минувшей войне, которой дал название «Родина и чужбина.

За попытку опубликования книги «Теркин на том свете» и печатания в «Новом мире» публицистических статей В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Лифшица, М. Щеглова, Александр Твардовский осенью 1954 году указом ЦК КПСС был снят с поста главного редактора журнала «Новый мир».

  • Также читайте —

Смерть и наследие

Александр Трифонович Твардовский умер 18 декабря 1971 года от рака легких. Похоронили известного поэта в Москве на на Новодевичьем кладбище.

Александр Твардовский оставил после себя большое литературное наследие, в честь него были названы некоторые улицы в Воронеже, Москве, Смоленске, Новосибирске.

Первые стихи Александра Трифоновича Твардовского были напечатаны в смоленских газетах в 1925-1926 гг., однако известность пришла к нему позже, в середине 30-х, когда была написана и опубликована “Страна Муравия” (1934-1936) - поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. В ней ярко проявился самобытный талант поэта.

В своих произведениях 30-60-х гг. он воплотил сложные, переломные события времени, сдвиги и перемены в жизни страны и народа, глубину всенародно-исторического бедствия и подвига в одной из самых жестоких войн, которые переживало человечество, по праву заняв одно из ведущих мест в литературе XX столетия.

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 г. на “хуторе пустоши Столпово”, относящемся к деревне Загорье Смоленской губернии, в большой многодетной семье крестьянина-кузнеца. Заметим, что позже, в 30-е гг., семью Твардовских постигла трагическая судьба: во время коллективизации они были раскулачены и сосланы на Север.

С самого раннего возраста будущий поэт впитал любовь и уважение к земле, к нелегкому труду на ней и к кузнечному делу, мастером которого был его отец Трифон Гордеевич - человек весьма своеобычного, крутого и жесткого характера и вместе с тем грамотный, начитанный, знавший на память немало стихов. Чуткой, впечатлительной душой обладала мать поэта Мария Митрофановна.

Как позже вспоминал поэт в “Автобиографии”, долгие зимние вечера нередко посвящались в их семье чтению вслух книг Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Некрасова, А.К. Толстого и Никитина... Именно тогда в душе мальчика и возникла подспудная, неодолимая тяга к поэзии, в основе которой была сама близкая к природе деревенская жизнь, а также черты, унаследованные от родителей.

В 1928 г., после конфликта, а затем и разрыва с отцом, Твардовский расстался с Загорьем и переехал в Смоленск, где долго не мог устроиться на работу и перебивался грошовым литературным заработком. Позже, в 1932 г., он поступил в Смоленский педагогический институт и одновременно с учебой ездил в качестве корреспондента в колхозы, писал в местные газеты статьи и заметки о переменах в сельской жизни. В это время кроме прозаической повести “Дневник председателя колхоза” он пишет поэмы “Путь к социализму” (1931) и “Вступление” (1933), в которых преобладает разговорный, прозаизированный стих, названный самим поэтом впоследствии “ездой со спущенными вожжами”. Они не стали поэтической удачей, но сыграли свою роль в становлении и быстром самоопределении его таланта.

В 1936 г. Твардовский приехал в Москву, поступил на филологический факультет Московского института истории, философии, литературы (МИФЛИ) и в 1939 г. окончил его с отличием. В том же году он был призван в армию и зимой 1939/40 г. в качестве корреспондента военной газеты участвовал в войне с Финляндией.

С первых и до последних дней Великой Отечественной войны Твардовский был ее активным участником - специальным корреспондентом фронтовой печати. Вместе с действующей армией, начав войну на Юго-Западном фронте, он прошел по ее дорогам от Москвы до Кенигсберга.

После войны, помимо основной литературной работы, собственно поэтического творчества, он в течение ряда лет был главным редактором журнала “Новый мир”, последовательно отстаивая на этом посту принципы истинно художественного реалистического искусства. Возглавляя этот журнал, он содействовал вхождению в литературу целого ряда талантливых писателей - прозаиков и поэтов: Ф. Абрамова и Г. Бакланова, А. Солженицына и Ю. Трифонова, А. Жигулина и А. Прасолова и др.

Становление и формирование Твардовского-поэта относится к середине 20-х гг. В период работы сельским корреспондентом смоленских газет, где уже с 1924 г. публиковались его заметки о деревенской жизни, он печатает там и свои юношеские, непритязательные и еще несовершенные стихи. В “Автобиографии” поэта читаем: «В газете “Смоленская деревня” летом 1925 года появилось мое первое напечатанное стихотворение “Новая изба”. Начиналось оно так:

Пахнет свежей сосновой смолою,
Желтоватые стены блестят.
Хорошо заживем мы с весною
Здесь на новый, советский лад...»

С появлением “Страны Муравии” (1934-1936), свидетельствовавшим о вступлении ее автора в пору поэтической зрелости, имя Твардовского становится широко известным, а сам поэт все более уверенно заявляет о себе. Тогда же он пишет циклы стихов “Сельская хроника” и “Про деда Данилу”, стихотворения “Матери”, “Ивушка”, ряд других заметных произведений. Именно вокруг “Страны Муравии” группируется складывающийся противоречивый художественный мир Твардовского с конца 20-х гг. и до начала войны.

Сегодня мы иначе воспринимаем творчество поэта той поры. Следует признать справедливым замечание одного из исследователей о произведениях поэта начала 30-х гг. (с известными оговорками оно могло бы быть распространено и на все это десятилетие): “Острые противоречия периода коллективизации в поэмах, по сути, не затронуты, проблемы деревни тех лет лишь названы, и решаются они поверхностно-оптимистически”. Однако, думается, к “Стране Муравии” с ее своеобразным условным замыслом и построением, фольклорным колоритом это вряд ли можно отнести безоговорочно, равно как и к лучшим стихам предвоенного десятилетия.

В годы войны Твардовский делал все, что требовалось для фронта, часто выступал в армейской и фронтовой печати: “писал очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, статьи, заметки...”, но главный его труд военных лет - создание лиро-эпической поэмы “Василий Теркин” (1941-1945).

Эта, как назвал ее сам поэт, “Книга про бойца” воссоздает достоверную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Параллельно Твардовский пишет цикл стихов “Фронтовая хроника” (1941-1945), работает над книгой очерков “Родина и чужбина” (1942-1946).

Тогда же им были написаны такие шедевры лирики, как “Две строчки” (1943), “Война - жесточе нету слова...” (1944), “В поле, ручьями изрытом...” (1945), которые были впервые опубликованы уже после войны, в январской книжке журнала “Знамя” за 1946 г.

Еще в первый год войны была начата и вскоре после ее окончания завершена лирическая поэма “Дом у дороги” (1942-1946). «Тема ее, - как отмечал поэт, - война, но с иной стороны, чем в “Теркине”, - со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну. Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:

Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».

В 50-е гг. Твардовским была создана поэма “За далью - даль” (1950-1960) - своеобразная лирическая эпопея о современности и истории, о переломном времени в жизни миллионов людей. Это развернутый лирический монолог современника, поэтическое повествование о непростых судьбах родины и народа, об их сложном историческом пути, о внутренних процессах и переменах в духовном мире человека XX столетия.

Параллельно с “За далью - даль” поэт работает над сатирической поэмой-сказкой “Теркин на том свете” (1954-1963), изображающей “косность, бюрократизм, формализм” нашей жизни. По словам автора, «поэма “Теркин на том свете” не является продолжением “Василия Теркина”, а лишь обращается к образу героя “Книги про бойца” для решения особых задач сатирико-публицистического жанра».

В последние годы жизни Твардовский пишет лирическую поэму-цикл “По праву памяти” (1966-1969) - произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельной личности, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной, исповедальной, “По праву памяти” вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.

Наряду с крупными лиро-эпическими произведениями в 40- 60-е гг. Твардовский пишет стихи, в которых пронзительно отозвалась “жестокая память” войны (“Я убит подо Ржевом”, “В тот день, когда окончилась война”, “Сыну погибшего воина” и др.), а также ряд лирических стихотворений, составивших книгу “Из лирики этих лет” (1967). Это сосредоточенные, искренние и самобытные раздумья о природе, человеке, родине, истории, времени, жизни и смерти, поэтическом слове.

В написанном еще в конце 50-х гг. и по-своему программном стихотворении “Вся суть в одном-единственном завете...” (1958) поэт размышляет о главном для себя в работе над словом. Речь в нем идет о сугубо личностном начале в творчестве и о полной самоотдаче в поисках неповторимо-индивидуального художественного воплощения жизненной правды:

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете -
Живых и мертвых, - знаю только я.

Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому -
Нельзя. He скажет - пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В поздних стихах Твардовского, в его проникновенно-личностных, углубленно-психологических переживаниях 60-х гг. раскрываются прежде всего сложные, драматические пути народной истории, звучит суровая память Великой Отечественной войны, отзываются болью нелегкие судьбы довоенной и послевоенной деревни, вызывают сердечный отзвук события народной жизни, находят горестное, мудрое и просветленное решение “вечные темы” лирики.

Родная природа никогда не оставляет поэта равнодушным: он зорко подмечает, “как после мартовских метелей, / Свежи, прозрачны и легки, / В апреле - вдруг порозовели / По-вербному березняки”, он слышит “невнятный говор или гомон / В вершинах сосен вековых” (“Мне сладок был тот шум сонливый...”, 1964), жаворонок, возвестивший весну, напоминает ему далекую пору детства.

Нередко поэт строит свои философские раздумья о жизни людей и смене поколений, об их связи и кровном родстве так, что они вырастают как естественное следствие изображения природных явлений (“Посаженные дедом деревца...”, 1965; “Газон с утра из-под машинки...”, 1966; “Береза”, 1966). В этих стихах судьба и душа человеческая непосредственно смыкаются с исторической жизнью родины и природы, памятью отчей земли: в них по-своему отражаются и преломляются проблемы и конфликты эпохи.

Особое место в творчестве поэта занимают тема и образ матери. Так, уже в конце 30-х гг. в стихотворении “Матери” (1937, впервые опубликовано в 1958) в не совсем обычной для Твардовского форме белого стиха с редкостной силой проявились не только память детства и глубокое сыновнее чувство, но и обостренный поэтический слух и зоркость, а главное - все более обнаруживающее себя и крепнущее лирическое дарование поэта. Стихи эти отчетливо психологичны, в них как бы отраженно - в картинах природы, в приметах неотделимой от нее сельской жизни и быта - возникает столь близкий сердцу поэта материнский облик:

И первый шум листвы еще неполный,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо -
Мне всякий раз тебя напоминают.

И совсем иначе, глубоко трагедийно звучит чувство сыновней скорби в цикле “Памяти матери” (1965), окрашенном не только острейшим переживанием невозвратимой личной утраты, но и болью всенародных страданий в годы репрессий.

В краю, куда их вывезли гуртом,
Где ни села вблизи, не то что города,
На севере, тайгою запертом,
Всего там было - холода и голода.

Ho непременно вспоминала мать,
Чуть речь зайдет про все про то, что минуло,
Как не хотелось там ей помирать, -
Уж очень было кладбище немилое.

Твардовский, как всегда в своей лирике, предельно конкретен и точен, вплоть до деталей. Ho здесь к тому же само изображение глубоко психологизировано, и буквально все дано в ощущениях и воспоминаниях, можно сказать, глазами матери:

Так-сяк, не в ряд нарытая земля
Меж вековыми пнями да корягами,
И хоть бы где подальше от жилья,
А то - могилки сразу за бараками.

И ей, бывало, виделись во сне
He столько дом и двор со всеми справами,
А взгорок тот в родимой стороне
С крестами под березами кудрявыми.

Такая то краса и благодать,
Вдали большак, дымит пыльца дорожная.
- Проснусь, проснусь, - рассказывала мать, -
А за стеною - кладбище таежное...

В последнем из стихотворений этого цикла: “ - Ты откуда эту песню, / Мать, на старость запасла?..” - возникает столь характерный для творчества поэта мотив и образ “переправы”, который в “Стране Муравии” представал как движение к берегу “новой жизни”, в “Василии Теркине” - как трагическая реальность кровавых боев с врагом; в стихах “Памяти матери” он вбирает в себя боль и скорбь о судьбе матери, горькое смирение с неизбежной конечностью человеческой жизни:

Отжитое - пережито,
А с кого какой же спрос?
Да уже неподалеку
И последний перевоз.

Перевозчик-водогребщик,
Старичок седой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону - домой...

В поздней лирике поэта с новой, выстраданной силой и глубиной звучит тема преемственности поколений, памяти и долга перед погибшими в борьбе с фашизмом, которая пронзительной нотой входит в стихотворения “Ночью все раны больнее болят...” (1965), “Я знаю, никакой моей вины...”(1966), “Лежат они, глухие и немые...” (1966).

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Своей трагической недосказанностью эти стихи тем сильнее и глубже передают ощущение невольной личной вины и ответственности за оборванные войной человеческие жизни. И эта неотпускающая боль “жестокой памяти” и вины, как можно было видеть, относится поэтом не только к военным жертвам и утратам. Вместе с тем раздумья о человеке и времени, пронизанные верой во всесилие людской памяти, оборачиваются утверждением жизни, которую человек носит и хранит в себе до последнего мгновения.

В лирике Твардовского 60-х гг. с особой полнотой и силой раскрылись существенные качества его реалистического стиля: демократизм, внутренняя емкость поэтического слова и образа, ритма и интонации, всех стиховых средств при внешней простоте и незамысловатости. Сам поэт видел важные достоинства этого стиля в первую очередь в том, что он дает “во всей властной внушительности достоверные картины живой жизни”. Вместе с тем его поздним стихам свойственны психологическая углубленность и философская насыщенность.

Твардовскому принадлежит ряд основательных, содержащих выношенные и самостоятельные суждения о литературе статей и выступлений о поэтах и поэзии (“Слово о Пушкине”, “О Бунине”, “Поэзия Михаила Исаковского”, “О поэзии Маршака”), отзывы и рецензии об А. Блоке, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштаме и других, вошедшие в книгу “Статьи и заметки о литературе”, выдержавшую несколько изданий.

Продолжая традиции отечественной классики - Пушкина и Некрасова, Тютчева и Бунина, разнообразные традиции народнопоэтического творчества, не обходя и опыт видных поэтов XX в., Твардовский продемонстрировал возможности реализма в поэзии нашего времени. Его воздействие на современное ему и последующее поэтическое развитие несомненно и плодотворно.

Жизненный и творческий путь Твардовского.

Поэт Александр Трифонович Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе 3агорье Смоленской губернии в крепкой крестьянской семье. Несмотря на то, что отец Твардовского, Трифон Гордеевич, получил только три класса образования, он имел необыкновенную тягу к знаниям, к чтению.

Эта страсть к слову передалась будущему поэту. После окончания семилетки Александр начинает сотрудничать в смоленских изданиях. Первое напечатанное стихотворение Твардовского появилось в газете « Смоленская деревня» , когда ему исполнилось только 14 лет.

Будущий поэт остро чувствовал недостаток образования, поэтому поставил перед собой задачу: много и упорно учиться. Поступив в Смоленский педагогический институт, он составил для себя план, один из пунктов которого гласил: «перечитать всех классиков и, по возможности, не классиков». Твардовский упорно добивался поставленной цели.

Уже тогда, в конце 1920-хгодов он интенсивно печатается в местных смоленских газетах и журналах (его стихотворения появились тогда более 200 раз). Главной темой раннего творчества Твардовского является тема становления советской власти в деревне, пропаганда колхозного движения. Однако коллективизация сопровождалась жестоким насилием: начались раскулачивания, ссылки, расстрелы. Пострадала и семья Твардовского.

19 марта 1931 года семья поэта была раскулачена и выслана в глухой таежный край северного Зауралья. Твардовский, воспевавший в своих произведениях колхозный строй, попал в двусмысленное положение. Началась травля поэта. Его обвиняли в пособничестве врагам советской власти, называли подкулачником, «кулацким подголоском».

Он был выведен из САППа (смоленское отделение РАППа), ему даже пришлось уйти с третьего курса Смоленского педагогического института. Трудно сказать, что бы стало с
поэтом, если бы он, предупрежденный об аресте, не уехал из Смоленска в Москву. Здесь судьба улыбнулась Твардовскому. В журнале «Октябрь» М. Светлов, которому поэт показал свои произведения, опубликовал его стихи. Кто-то из ведущих и авторитетных критиков их отметил. Так Твардовскому удалось избежать трагической участи многих своих современников.

Первое крупное произведение Твардовского — поэма «Страна Муравия» (1935). Поэма посвящена теме коллективизации. Это оригинальное, самобытное произведение: не поэма-утверждение, а поэма-вопрос, созданная в традициях русской классической литературы. В ней угадываются мотивы поэмы-эпопеи. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сюжет «Страны Муравия» — это концентрация тех сомнений, которые переживал народ, мучительно прощаясь со старым укладом и врастая в новый. Поэма имела шумный успех и была отмечена правительством: в 1939 году Твардовский был награжден орденом Ленина, а в 1941 получил Сталинскую премию.

В конце 1930-х годов в печати появились также сборники стихов Твардовского: «Дорога» (1939), «Сельские хроники» (1939), «Загорье» (1941).

С первых дней и до конца Великой Отечественной Войны Твардовский прошел вместе с боевыми частями Красной армии как военный корреспондент газеты «Красная Армия»,

В боевых условиях создавались главы, пожалуй, самой знаменитой поэмы Твардовского «Василий Теркин» (1940-1945). Это была не только «книга про бойца», так определил жанр поэмы сам автор, но и для бойца.

Офицеры писали Твардовскому с фронта: «В глубокой траншее переднего края, … в тесной сырой землянке, в домиках прифронтовых деревень, на шоссейных и железных дорогах, ведущих к фронту, на станциях и полустанках в глубоком тылу — всюду читается ваша поэма. Это были свидетельства истинной народности поэмы.

Если «Василий Теркин» — широкое эпическое полотно, рассказывающее о буднях войны, то «Дом у дороги» (1946) — это рассказ о трагической стороне войны. Эта поэма — «плач о родине», «лирическая хроника».

В основу сюжета поэмы положен рассказ о трагедии семьи Анны и Андрея Сивцовых. Через судьбу этих героев показана судьба целого народа.

Послевоенные поэмы Твардовского «За далью — даль» (1960)1 «Теркин на том свете» (1963), «По праву памяти» (1969) имеют разную судьбу. Поэма «За далью — даль» — это раздумье о стране, о времени общественного подъема, вызванного «оттепелью». Эта поэма о первых послевоенных годах и о собственной судьбе поэта. Поэма.Теркин на том свете» (сатирическое произведение) была опубликована при жизни автора только в 1963 году («Известия», «Новый мир»).

Эта поэма долгое время считалась «порочной» (то есть порочащей советскую власть) и не переиздавалась.

Последняя поэма Твардовского по праву памяти мыслившаяся как одна из дополнительных глав к поэме «За далью — даль», была подготовлена автором к печати в 1969 году, но так и не была опубликована.

Поводом для создания поэмы стали известные слова Сталина: «Сын за отца не отвечает». Это произведение является своеобразной исповедью-покаянием перед своим отцом. Поэма так и не была опубликована при жизни автора на родине, она получила распространение в списках. Только через 15 лет после смерти поэта (в период перестройки в 1987 году) поэма появилась в отечественной печати («Знамя», «Новый мир»).

В 1950-60-е годы Александр Трифонович Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир» (он дважды занимал эту должность в 1950-1954, 1958-1970 годах).

Это был самый читаемый и демократический журнал периода «оттепели» (нередко сравнивают «Новый мир» Твардовского и «Современник» Некрасова). Но Твардовскому приходилось работать в нелегких условиях: слишком много было консерваторов, придерживавшихся старых сталинских убеждений.

БИОГРАФИЯ

Родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Починковского района в крестьянской семье.

Выдающийся русский поэт XX века, пятикратный лауреат Государственных премий. Участник Великой Отечественной войны. Редактор «Нового мира» (1950-54 гг., 1958-70 гг.) - лучшего послевоенного литературно-художественного и общественно-политического журнала, определявшего лицо подлинной реалистической литературы, советский общественный деятель.

До 1936 г. жил и творил на Смоленщине. Печатался в газетах «Юный товарищ», «Смоленская деревня», «Рабочий путь», «Большевистский молодняк», в журнале «Наступление». Был ответственным секретарем журнала «Западная область». Опубликовал 260 произве­дений в стихах и прозе, в т.ч. 3 поэмы.

В 1928 году А.Т. Твардовский переезжает в Смоленск, где он живет, учится в педагогическом институте. Много ездит по стране. В то же время проходит хорошую школу поэтического мастерства у М.В. Исаковского, принимает активное участие в общественной и литературой жизни Смолен­щины. Впечатления и наблюдения, почерпнутые из многочисленных поездок по родному краю, легли в основу его поэм "Путь к социализму", "Вступление", "Страна Муравия", многих стихотворений, посвященных коллективи­зации сельского хозяйства. Широкое признание принесла А.Т. Твардовскому поэма "Страна Муравия" (1936), отмеченная в 1941 году Государственной премией СССР.

Состоял в Ассоциации писателей до марта 1931 г. Исключен за «непра­вильное освещение классовых отношений» в произве­дениях и в связи с раскулачиванием и высылкой из Загорья семьи.

В 1936 году А.Т. Твардовский переехал в Москву. В 1939 году окончил Московский ин­ститут истории, философии и литературы (МИФЛИ). Участвовал в советско-финляндской войне 1939-40 г. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, от начала до победоносного ее завершения находился на переднем крае борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звез­ды, медалями.

Написанная им поэма "Василий Теркин" стала классикой русской поэзии двадцатого века. Созданный им образ народного героя Василия Теркина олицетворяет несгибаемый характер советского, русского солдата, его мужество и стойкость в борьбе с врагами нашей Родины. Ярко выразившая нравственные иде­алы народа книга "Василий Теркин" получила всенародную известность, переведена на многие языки, удостоена Государственной премии СССР (1946).

Непосредственный фронтовой опыт, глубокие раздумья об исторических судьбах наро­да, сложностях повседневной жизни, реальной действительности, стремление предельно от­кровенно, правдиво осмыслить ""мир большой и трудный" нашли художественное воплоще­ние в поэме "Дом у дороги" (Государственная премия СССР, 1947), в книге "Из лирики этих лет. 1959-1967" (Государственная премия СССР. 1971). Особое место в его творчестве занимает поэма "За далью - даль", написанная в 1953-66 годах, представляющая страстную, взволнованную исповедь сына своего века. В ней отражены умонастроения советского об­щества в пятидесятых годах, размышления о судьбах простых людей, о своей собственной биографии, ее трагических страницах (необос­нованные репрессии родителей, родных братьев)

Для всякого художника, в особенности ху­дожника слова, писателя, наличие этой малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение... В творениях подлинных художни­ков - и самых больших и более скромных по своему значению - мы безошибочно распозна­ем приметы их малой родины".

Нежную сыновнюю привязанность к род­ным местам, к хутору Загорье, Смоленску, бла­годарную память о них А.Т.Твардовский про­нес через всю жизнь, выразил в своих стихах, поэмах, прозе, страстной публицистике, в со­зданных им поэтических образах.

Без сомнения, Смоленщина была нрав­ственной и эстетической опорой в творчестве А.Т.Твардовского. Она питала своими живот­ворными соками огромный талант великого русского поэта, глубоко отразившего в своих лучших стихах, поэмах, прозе, публицистике сложный, порой трагический путь народа, ко­торому он служил верой и правдой. Он был человеком высочайшего нравственного и гражданского облика. Идея государственности, патриотизма была началом всех начал его помыслов, истоком эпичности его поэзии.

Будучи одним из основателей ""смоленской поэтической школы", А.Т.Твардовский посто­янно поддерживал тесную связь со своими земляками-литераторами, активно участвовал в культурной жизни Смоленска и области. Он был для своих младших братьев по перу не только высочайшим примером художнической взыскательности, но и терпеливым наставни­ком, другом, товарищем, который помогал, поддерживал их чем мог.

Умер Александр Трифонович Твардовский 18 декабря 1971 года в дачном поселке близ Красной Пахры Московской области. Похоро­нен на Новодевичьем кладбище в Москве. На свежую могилу поэта из пакета была высыпа­на земля, привезенная с отчего Смоленского края. Юрий Пашков прочитал стихи, выразив­шие глубокую скорбь смолян по случаю кон­чины великого поэта двадцатого века, знаме­нитого земляка. В них были такие строки:

Его земля, где знал он каждый взгорок,

Земля отца и Теркина - бойца,

Она лежит, как памяти просторы,

Которой нет ни края, ни конца

Когда мы, над могильной ямой стоя,

Достали землю, то она была

Тяжелой, потеплевшею, сырою,

Как будто вся слезами изошла

Память А.Т.Твардовского увековечена на его малой родине: в Смоленске и Починке его именем названы улицы, установлены мемори­альные доски. В областном центре создан ме­мориальный музей. 2 мая 1995 года в центре города-героя Смоленска, напротив гостиницы, над которой 25 сентября 1943 года бойцы во­друзили красный флаг, был открыт памятник поэту и воину Александру Твардовскому и Василию Теркину: знаменитому русскому писателю и его всемирно известному литератур­ному герою. Союз писателей России учредил литературную премию им. А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

24 мая 1986 года за большие заслуги перед Отечеством, родным краем, городом на Днеп­ре А.Т. Твардовскому присвоено (посмертно) звание "Почетный гражданин города-героя Смоленска".

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)
Биография

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо на Смоленщине в семье кузнеца. Его отец Т.Г. Твардовский владел куском земли, однако семья постоянно нуждалась, «жили скудно и трудно». Писать стихи Твардовский начал еще в детстве. В 1924 году он начал посылать заметки о проблемах села в смоленские газеты, вскоре в газете «Смоленская деревня» появилось первое напечатанное стихотворение поэта «Новая изба». В 1928 году, собрав около десятка своих стихов, Твардовский отправился в Смоленск к М.В. Исаковскому, который работал редактором газеты «Рабочий путь». Исаковский открыл молодому талантливому автору дорогу в большую поэзию.

Самый значительный период в литературной судьбе, по признанию самого А.Т. Твардовского, пришелся на 1930-1936 годы. Это было время, когда происходила коренная перестройка деревни на основе коллективизации. Поэт поступает в Педагогический институт. Успешно окончив второй курс, переходит доучиваться в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). В эти годы были написаны и опубликованы первые поэмы Твардовского «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934-1936), где он изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне. Именно «Страну Муравию» Твардовский считает своим становлением как литератора.

Осенью 1939 года Твардовский был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. Потом в качестве спецкорреспондента фронтовой газеты участвовал в Советско-финской войне.

Всю Великую Отечественную войну Твардовский был на фронте. В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». В годы ВОВ поэт создает свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин». Вот что пишет сам Твардовский в автобиографии: «Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. «Тёркин» был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем – воюющим советским человеком – моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». Победу Твардовский встретил в Тапиау Восточной Пруссии (сейчас Гвардейск Калининградской области), и тогда же на одном дыхании написал последнюю главу своей поэмы, ставшей атрибутом фронтовой жизни.

В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», посвященная первым трагическим месяцам Великой Отечественной. В 1950 году Твардовского назначают главным редактором журнала «Новый мир», который сразу стал средоточием самой талантливой и прогрессивной литературы Советского Союза. В 1963 году Твардовский печатает повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Публикация стоила поэту много сил и труда. С 1964 по 1969 годы журнал переживает нелегкие времена, Твардовского преследуют, травят, ставят в вину публикацию сенсационной повести Солженицына. В 1969 году редколлегию «Нового мира» разгоняют.

Вскоре после разгрома журнала у Твардовского обнаружился рак легких. 18 декабря 1971 года поэта не стало.


Пребывание в Восточной Пруссии

В 2010 году исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. Судьба поэта тесно связана с историей нашего края. Он прошел всю войну как спецкорреспондент самых популярных фронтовых газет – «Красная Армия» и «Красноармейская правда». Закончил войну в звании подполковника, награжден орденами Отечественной войны I и II степени, а также орденом Красной Звезды. Весть о Победе встретил в Тапиау (сейчас Гвардейск Калининградской области) Восточной Пруссии, куда поэт вошел в составе 3-го Белорусского фронта. Под впечатлением от этого события буквально за один день написал последнюю главу «Василия Тёркина».

Товарищ Твардовского по фронту и сотрудничеству в газете, автор романов «Высота», «Охота к перемене мест», «Земля, до востребования» Евгений Воробьев вспоминает: «Мне довелось вместе с ним в первые часы пересечь границу Восточной Пруссии перед городом Ширвиндтом (сейчас пос. Кутузово Краснознаменского района). Речка Шешупа с неподвижной пепельной водой. В низком, задымленном небе над Ширвиндтом смутно виднелся далекий шпиль – то ли кирха, то ли городская ратуша. Свежеотесанный черно-белый столб с надписью «Германия» в первые же часы был испещрен автографами. В дело пошли и уголек, и кинжал, и штык, и чернильный карандаш. Все торопились проехать через границу, воочию увидеть фашистское логово. А Твардовскому хотелось подольше постоять у пограничного столба, поглядеть, как бойцы переходят, переезжают через границу. Настороженно вглядывались вперед – доведется ли нам вернуться на родину?»

Список использованной литературы:

  1. Аркашев В.И. Дорогами Василия Теркина (страницы из фронтовой жизни А.Т. Твардовского). – Минск: Беларусь, 1985.
  2. Воспоминания о Твардовском. – М.: Советский писатель, 1982.
  3. Казаченок П.П. Голоса памяти. – Калининград: Калининградская правда, 2005.
  4. Карапетьян Е., Кравченко Ю. Фейерверк над Тапиау // Краеведческий альманах «Отечество». 2006. №4. С. 6 – 9.
  5. Кондратович А. Александр Твардовский: Поэзия и личность. – М.: Художественная литература, 1985.
  6. Кравченко Ю., Сухинина В. Он в свою ходил атаку (К 100-летию А.Т. Твардовского) // Краеведческий альманах «Отечество». 2010. №8. С. 139-141.
  7. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945: Краткий справочник / Под ред. О.А. Ржешевского. – М.: Республика, 1993.
  8. Трифоныч (От редакции) // Параллели. 2010. №8. С. 30-31.