Жанровые особенности и типология русской лирической поэмы. Лирика и ее жанры

1. Лирическая поэма как жанр.

2. Лирическая поэма А.Федоровой «Кровью и пеплом». Лирическое начало: образ повествователя. Эпическое начало: сюжет, система образов, проблематика, идейная направленность произведения

3. Лирическая поэма Ф. Мерзликина «Млечный путь». Лирическое начало: образ повествователя. Эпическое начало: сюжет, система образов, проблематика, идейная направленность произведения

4. Лиро-эпическая поэма К.Лисовского «Русский человек Бегичев». Эпическое начало: сюжет, система образов, пейзаж. Лирическое начало: образ повествователя, лирические отступления, проблематика, идейная направленность произведения.

5. Лиро-эпическая поэма И.Рождественского «Василий Прончищев». Эпическое начало: сюжет, система образов, пейзаж. Лирическое начало: образ повествователя, лирические отступления, проблематика, идейная направленность произведения.

6. Индивидуальное сообщение: Функция изобразительно выразительных средств в поэме И. Рождественского «Страна Мангазеи».

Основная литература

1. Николина, Н. А. Филологический анализ текста /Н.А. Николина. –М., 2003.

2. Яранцев, В. Особая порода: О сибирских поэтах и феномене сибирской поэзии / В. Яранцев // Сибирские огни.- 2003.-№ 10. - - С. 167 – 173.

3. Яранцев, В. Особая порода: О сибирских поэтах и феномене сибирской поэзии /В. Яранцев // Сибирские огни.- 2004.- № 1. – С. 163 – 170.

Методические указания

1. При изучении теоретического вопроса обратите внимание на жанрообразующие черты поэмы. Поскольку поэма – это лиро-эпический жанр, то в нем сочетаются признаки эпоса и лирики: сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического "я". В зависимости от того, какое из этих двух начал доминирует в произведении, выделяют и соответствующие разновидности поэм: лирическая, эпическая, лиро-эпическая. Охарактеризуйте лирическую поэму как жанр.

2. Прочитайте поэму А.Федоровой «Кровью и пеплом». Докажите, что это лирическая поэма. Особое внимание уделите образу повествователя, помня, что повествователь – это тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т.п.), не будучи при этом ни участником событий, ни объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно – во всеобъемлющем кругозоре (его границы совпадают с границами изображаемого мира) и в адресованности его речи, в первую очередь, читателю, то есть направленности ее как раз за пределы изображенного мира. Можно ли говорить о том, что в поэме «Кровью и пеплом» речь идет именно от лица повествователя? Рассмотрите следующие строки поэмы:

Ровесник мой!

Я помню, как ты рос.

Пальто на вырост. Сапоги отцовы.

И пальцы рук разъел фурункулез

(А кто из нас в те годы был здоровым?).

И я, наверно, вспомнила б тогда,

Как в самый первый год после Победы

Крапива в пищу шла и лебеда,

И даже жмых пошел за ними следом.

Еще однажды случай был в тот год.

Я с карточками в очереди маюсь,

А очередь так медленно идет.

Час, два стою да все не продвигаюсь.

Однако виден уж прилавок стал,

И два шага почти до цели было,

Мне горло кто-то как клещами сжал,

И все перед глазами вдруг поплыло.

Скорей, на воздух девочку, скорей!

Ей плохо, - как в тумане слышу, - очень.

И кто-то тихо из руки моей

Те карточки достать как будто хочет.

Минута. Две. В сознанье я пришла.

Вокруг толпа, и женщина смеется:

А карточки ведь так не отдала.

Рука-то синяя. Смотри, не разожмется.

Рука разжалась, слабая была.

Но в тот момент кто дал ей, слабой, силу

На случай, если б вдруг я умерла,

Забрать с собой те карточки в могилу?

Попробуйте сопоставить образ, от лица которого в поэме ведется повествование, с образом лирического героя, учитывая, что лирический герой – это весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем. Лирический герой не просто связан с автором тесными узами, с его мироощущением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него не отличим. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична. Лирике, в ее доминирующей ветви, присуща чарующая непосредственность «самораскрытия автора, «распахнутость» его внутреннего мира.

Охарактеризуйте сюжет поэмы, помня, что сюжет – это цепь событий, изображенная в литературном произведении, то есть жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Попробуйте пересказать поэму А.Федоровой. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Определите, к фабуле какого рода (эпического, лирического, драматического) ближе фабула данной поэмы.

Охарактеризуйте образную систему поэмы «Кровью и пеплом». Обратите внимание на образ девочки, отвечающей на вопрос корреспондента, на образ фронтовика-сибиряка, образ матери, спасающей уже мертвое дитя, образ малышки Садако, образ друга, вернувшегося из Токио.

Определяя проблематику, выделите ключевое слово поэмы, которое поможет определиться с основной, центральной проблемой поэмы. Перечтите внимательно следующие строки:

Война закончилась давно,

А боль в душе таится.

Документальное кино

Снимается в столице.

Столичный сквер – отличный фон.

Мы вас ответить просим, -

Седым и юным микрофон

Корреспондент подносит.

Война… Что в слове том для вас?

Огромное значение в понимании основной мысли произведения имеют заключительные строки поэмы, представляющие собой призыв-клятву:

Разве плохо, что будет

Отмечено все, чем мы живы,

Этой солнечной метой Надежды. Добра и Тепла, -

Все, от оси земной до кровинки невидимой в жилах?

Только было бы что одолеть теплотой и добром,

Только б было к чему прикасаться, надежду рождая.

Только б жило живое на маленьком шаре земном

От прошедшей весны до цветущего нового мая.

Одолеем же робость. Рассеем беспочвенный страх,

Не слова, а поступки научимся делать судьбою,

Кровью тех, кто убит, пеплом тех, кто сожжен на кострах,

Поклянемся сберечь этот храм, нареченный Землею!

3. Проанализируйте поэму Л.Мерзликина «Млечный путь». Начните анализ с образа того, от чьего лица ведется повествование. Обратите внимание на следующие строки:

Была война. Была зима.

Была дырища у пима.

И сколько дратвой ни чини,

Снег добирался до ступни.

Мы, помню, телочку в дому

Растили. Как, я не пойму,

Дождались теплых летних дней

Я не забуду той поры:

Звенели в стайке комары.

Мать подоила, принесла

Ведро и села у стола.

А мы к ведру кружком, кружком.

Всех напоила б молоком,

Но мать вздохнула глубоко:

Кровавым было молоко

Но там молозиво в ведре.

В один прихлеб, в один прискок

Его вызузивал телок,

Мотал башкой и мукал: - Му!

Как я завидовал ему.

Охарактеризуйте сюжет поэмы. Попробуйте пересказать фабулу поэмы Л. Мерзликина. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Определите, к фабуле какого рода (эпического, лирического, драматического) ближе фабула данной поэмы. Охарактеризуйте образную систему поэмы «Млечный путь». Обратите внимание на образы городской особы, умывающейся молоком, доярки, матери. Определяя проблематику, выделите ключевое слово поэмы, которое поможет определиться с основной, центральной проблемой поэмы. Обратите внимание на название поэмы «Млечный путь». Для понимания идейной направленности произведения важно учитывать заключительные строки:

А Млечный путь лежал плашмя,

Туманом огненным дымя,

И по туману, по пыли

Коровы с пастбища брели,

Чтоб их в пригоне, у перил

Хозяин на ночь подоил

И молоко, нагнув чело,

Налил в тарелки НЛО:

Пускай летят, куда хотят,

Людей питают и котят.

И захотелось мне глотнуть.

Из той посудины чуть-чуть

Но мир безмолвный до тоски

Сдавил мне горло и виски…

А мне бы только полглотка,

Но нет на небе молока.

Сопоставьте поэму Л.Мерзликина «Млечный путь» с поэмой А.Федоровой «Кровью и пеплом». Что общего в них с точки зрения жанра?

4. Прочитайте поэму К.Лисовского «Русский человек Бегичев». Докажите, что это лиро-эпическая поэма. Сначала рассмотрите эпическое начало: сюжет, систему образов, пейзаж, образ повествователя. Попробуйте пересказать фабулу поэмы К.Лисовского. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Обратите внимание на строки:

… Народ Норвегии Россию просит

Найти своих отважных сыновей.

Их Амундсен направил с порученьем

До Диксона. Но люди не дошли.

Народ норвежский молит о спасенье

Двух душ, пропавших на краю земли.

Россия мужество всегда ценила

И просьбу приняла. А потому

Советское правительство решило

Доверить эти поиски ему.

Охарактеризуйте героев поэмы «Русский человек Бегичев», и в первую очередь главного героя. Какие черты, на ваш взгляд, являются типичными, характерными для «русского человека». Сопоставьте образы Бегичева, Семенова, Гаркина, Кузнецова, норвежских моряков – Пауля Тессема и Петера Кнудсена. При анализе пейзажа выделите изобразительно-выразительные средства, при помощи которых создан образ Севера. Какие краски в нем преобладают. Рассмотрите лирическое начало: авторское отношение к изображенным событиям и героям, идейную направленность произведения. Определяя идейную направленность поэмы, обратите внимание на ее последние строки:

И там, где смерть когда-то нас встречала,

Оберегая тайны белых царств, -

Там корабли теснятся у причалов,

И флаги иноземных государств

Взлетают, молча салютуя флагу,

Где – молот, серп и пять лучей звезды…

Так вспомним тех. Чья доблесть и отвага

Впервые проложила здесь следы!

5. Проанализируйте поэму И.Рождественского «Василий Прончищев».Сначала рассмотрите эпическое начало: сюжет, систему образов, пейзаж, образ повествователя. Попробуйте пересказать поэму И.Рождественского. Что при этом выходит на первый план: событийно-изобразительная сторона или эмоционально-выразительная? Обратите внимание на строки:

Глухие льды. И нет средь них просвета

Не забурлит невольница-волна.

Пришел июль. Куда ж ты делось, лето?

Ответствуй мне, Якутская страна!

Дороги нет. А плыть еще далеко.

Когда ж поднять мы сможем якоря?

Пособный ветер, ты из Оленека _

Открой нам путь в полярные моря…

Охарактеризуйте героев поэмы «Василий Прончищев», и в первую главного героя и его жену Марию. При анализе пейзажа выделите изобразительно-выразительные средства, при помощи которых создан образ Сибири. Какие краски в нем преобладают. Рассмотрите лирическое начало: авторское отношение к изображенным событиям и героям, идейную направленность произведения. Определяя идейную направленность поэмы, обратите внимание на эти строки:

Куда на зависть чужеземным странам,

Отыщет завтра верные пути.

Владеть Россия станет океаном,

А там дерзнет до полюса пройти.

Сухие губы тронула усмешка:

«А чтоб принять непрошеных гостей,

Мы, наподобье невского Орешка,

Построим здесь немало крепостей.

Над этим хмурым морем ледовитым

Я вижу флаг. Российский гордый флаг.

Круша лавины векового льда,

Неустрашимым русским мореходам

Салютовали русские суда.

Сопоставьте поэмы К.Лисовского «Русский человек Бегичев» и И.Рождественского «Василий Прончищев». Что в них общего с точки зрения жанра?

При подготовке индивидуального сообщения обратитесь к методическим указаниям по организации самостоятельной работы

Занятие 11.

Тема


Похожая информация.


Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении , которое они произвели на автора, о тех чувствах , которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите следующую таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:

Роды художественной литературы

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
(греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.

(греч. - действие)

изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.

(от названия муз. инструмента)

переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием .

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

  • Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
  • Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности

ЭПОС ДРАМА ЛИРИКА
Народный Авторский Народная Авторская Народная Авторская
Миф
Поэма (эпос):

Героическая
Строговоинская
Сказочно-
легендарная
Историческая...
Сказка
Былина
Дума
Легенда
Предание
Баллада
Притча
Малые жанры:

пословицы
поговорки
загадки
потешки...
ЭпопеяРоман:
Историческ.
Фантастич.
Авантюрный
Психологич.
Р.-притча
Утопический
Социальный...
Малые жанры:
Повесть
Рассказ
Новелла
Басня
Притча
Баллада
Лит. сказка...
Игра
Обряд
Народная драма
Раек
Вертеп
...
Трагедия
Комедия:

положений,
характеров,
масок...
Драма:
философская
социальная
историческая
соц.-филос.
Водевиль
Фарс
Трагифарс
...
Песня Ода
Гимн
Элегия
Сонет
Послание
Мадригал
Романс
Рондо
Эпиграмма
...

Современное литературоведение выделяет также четвертый , смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический , к которому относится поэма . И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика".

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой : именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкина является Повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.

Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой и др.). Но иногда поэт словно бы "прячется" за маской лирического героя, совершенно далекого от личности самого поэта; так, например, А.Блок делает лирической героиней Офелию (2 стихотворения под названием "Песня Офелии") или уличного актера Арлекина ("Я был весь в пестрых лоскутьях…"), М.Цветаева - Гамлета ("На дне она, где ил…"), В.Брюсов - Клеопатру ("Клеопатра"), С.Есенин - крестьянского паренька из народной песни или сказки ("Матушка в купальницу по лесу ходила…"). Так что грамотнее, рассуждая о лирическом произведении, говорить о выражении в нем чувств не автора, а лирического героя.

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Прочтите о некоторых ЛИРИЧЕСКИХ ЖАНРАХ :
Ода (греч. "Песнь") - монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть. Образцы древних античных од связаны с именами Горация и Пиндара; в Россию ода пришла в XVIII веке, классическими стали оды М.Ломоносова ("На день восшествия на российский престол императрицы Елисаветы Петровны"), В.Тредиаковского, А.Сумарокова, Г.Державина ("Фелица", "Бог"), А.Радищева ("Вольность"). Отдал дань оде А.Пушкин ("Вольность"). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.

Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздненств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты").

Элегия (фригийск. "тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
А.Пушкин. "К морю"
Н.Некрасов. "Элегия"
А.Ахматова. "Мартовская элегия"

Прочтите стихотворение А.Блока "Из Осенней элегии":

Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось.
Примеры эпиграмм:

Юрий Олеша:


Саша Черный:

Эпистола , или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики.
А.Пушкин. Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный…")
В.Маяковский. "Сергею Есенину"; "Лиличка! (Вместо письма)"
С.Есенин. "Письмо матери"
М.Цветаева. Стихи к Блоку

Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:

  • итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;
  • английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;
  • иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -
  • русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.

Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам...
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.
В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

    Такое содержание диктует особенности сонетного языка :
  • лексика и интонация должны быть возвышенными;
  • рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;
  • знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов : цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.

Прочитайте "Сонет" А.Пушкина и посмотрите, как разбирается сонетная форма:

Текст Строфа Рифма Содержание(тема)
1 Суровый Дант не презирал сонета;
2 В нем жар любви Петрарка изливал;
3 Игру его любил творец Макбета 1 ;
4 Им скорбну мысль Камоэнс 2 облекал.
катрен 1 А
B
A
B
История сонетного жанра в прошлом, тематика и задачи сонета классиков
5 И в наши дни пленяет он поэта:
6 Вордсворт 3 его орудием избрал,
7 Когда вдали от суетного света
8 Природы он рисует идеал.
катрен 2 A
B
A
В
Значение сонета в современной Пушкину европейской поэзии, расширение круга тем
9 Под сенью гор Тавриды отдаленной
10 Певец Литвы 4 в размер его стесненный
11 Свои мечты мгновенно заключал.
терцет 1 C
C
B
Развитие темы катрена 2-го
12 У нас еще его не знали девы,
13 Как для него уж Дельвиг забывал
14 Гекзаметра 5 священные напевы.
терцет 2 D
B
D
Значение сонета в современной Пушкину русской лирике

В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение . В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений.

Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала и др.). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен". В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе" и др.).

Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического и т.д. характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном . В XVIII веке баллада стала одним из самых любимых поэтических жанров литературы романтизма. Баллады создавали Ф.Шиллер ("Кубок", "Перчатка"), И.Гете ("Лесной царь"), В.Жуковский ("Людмила", "Светлана"), А.Пушкин ("Анчар", "Жених"), М.Лермонтов ("Бородино", "Три пальмы"); на рубеже XIX-ХХ веков баллада вновь возрождается и становится весьма популярной, особенно в революционную эпоху, в период революционной романтики. Среди поэтов ХХ века баллады писали А.Блок ("Влюбленность" ("Королевна жила на высокой горе…"), Н.Гумилев ("Капитаны", "Варвары"), А.Ахматова ("Сероглазый король"), М.Светлов ("Гренада") и др.

Обратите внимание! Произведение может сочетать признаки некоторых жанров: послание с элементами элегии (А.Пушкин, "К *** ("Я помню чудное мгновенье…"), лирическое стихотворение элегического содержания (А.Блок. "Родина"), эпиграмма-послание и т.д.

  1. Творец Макбета - Уильям Шекспир (трагедия "Макбет").
  2. Португальский поэт Луиш де Камоэнс (1524-1580).
  3. Вордсворт -английский поэт-романтик Уильям Вордсворт (1770-1850).
  4. Певец Литвы - польский поэт-романтик Адам Мицкевич (1798-1855).
  5. Смотрите материал темы №12.
Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадонна", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"

Постарайтесь все литературные произведения, которые названы в работе, прочитать в книге, а не в электронном виде!
Выполняя задания к работе 7, обратите особое внимание на теоретические материалы, так как выполнять задания данной работы по интуиции - значит обрекать себя на ошибку.
Не забывайте к каждому разбираемому стихотворному отрывку составлять метрическую схему, многократно ее проверяя.
Залог успеха при выполнении данной сложной работы - внимание и аккуратность.


Рекомендованная литература к работе 7:
  • Квятковский И.А. Поэтический словарь. - М., 1966.
  • Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
  • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Наука, 1975.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Скрипов Г.С. О русском стихосложении. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1979.
  • Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1987.

История

Сборник «Тишина» вышел вскоре после поездки Бальмонта в Европу , в частности, в Англию , где он читал лекции по русской поэзии в Оксфорде . Впечатления от многочисленных путешествий поэта 1896-1897 годов легли в основу многих стихотворений книги («Мёртвые корабли», «Аккорды», «Пред картиной Эль Греко», «В Оксфорде», «В окрестностях Мадрида», «К Шелли») :13 .

Эпиграфом к сборнику были избраны строки Ф. И. Тютчева из стихотворения «Видение»: «Есть некий час всемирного молчанья» .

Сборник «Тишина» был отмечен появлением в нём новой жанрово-композиционной структуры, положившей начало традиции «скреплять» группы стихотворений в разделы, выстраивая подобие архитектурного или музыкального ансамбля. В этих разделах нет последовательного сюжета, но ощутима внутренняя, ассоциативная связь .

В стихотворениях этого периода, с одной стороны, оформился акцент на импрессионистскую импровизационность («…Поэта-импрессиониста привлекает не столько самый предмет изображения, сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэзии дух импровизации. Достаточно мгновенного толчка сознания, вызванного мимолетным впечатлением, - и непосредственно, стихийно рождается образ») , с другой - возникли новые настроения; появились ницшеанские мотивы и герои: в частности, «стихийный гений», «непохожий на человека», порывающийся «за пределы предельного» и даже «за пределы - и правды и лжи» :14 .

Отзывы

Князь А. И. Урусов в письме поэту так отозвался о книге: «Сборник носит на себе отпечаток все более и более окрепшего (нужно бы иначе выразиться: крепнущего, что ли) стиля Вашего, собственного, бальмонтовского, стиля и колорита» . В целом сборник был сдержанно встречен критикой. Но даже в негативных рецензиях (в частности, в «Северном вестнике ») отмечалось, что «поэт владеет певучим музыкальным стихом, в котором есть своя красота» :13 .

Известные стихотворения

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тишимка
  • Тишина в библиотеке

Смотреть что такое "Тишина. Лирические поэмы" в других словарях:

    Тишина (значения) - Тишина: Тишина полное отсутствие каких либо звуков, то есть внешних раздражителей слуховой системы, безмолвие; Тишина фильм СССР, студия «Казахфильм», 1961; Тишина фильм СССР, 1963; Тишина фильм США, 2006; Тишина … … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт … Википедия

    Бальмонт, Константин Дмитриевич

    Известный поэт. Род. в 1867 г. в дворянской семье Владимирской губ. Предки его выходцы из Скандинавии. Учился Б. в Шуйской гимназии, откуда был исключен за принадлежность к нелегальному кружку и курс кончил во Владимирской гимназии. В 1886 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Бальмонт Константин Дмитриевич - Бальмонт, Константин Дмитриевич, выдающийся поэт. Родился в 1867 году в дворянской семье Владимирской губернии. Предки выходцы из Скандинавии; дед был морским офицером, отец председателем земской управы в Шуе. Мать из литературной семьи Лебедевых … Биографический словарь

    Пушкин, Александр Сергеевич - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Блок, Александр Александрович - (1880 1921) русский поэт. Сын профессора Варшавского ун та А. Л. Блока. Детство провел в семье деда, проф. Бекетова, отчасти в Петербурге, отчасти в его подмосковной усадьбе Шахматове, где хранились традиции дворянской культуры. Окончил… … Большая биографическая энциклопедия

    Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    Блок А. А. - Блок А. А. БЛОК Александр Александрович (1880–1921) поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. По отцу, профессору юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.).… … Литературная энциклопедия

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

– гимн,

– ода,

– послание,

– эпитафия,

– сонет,

– лирическое стихотворение,

– элегия,

– эпиграмма,

– песня,

– романс,

– мадригал.

Гимн

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

Пока мы молоды!

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают!..»

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

«Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! -

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

(М.Цветаева)

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическое п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

(«Утес», М.Лермонтов)

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

(«Прогулка», Ф.Шиллер)

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

(В.Гафт)

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

(«О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаются п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Антология любовной лирики.

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Стихи о любви, ныне столь востребованные, лучше всего представить в Антологии, по определению коротких стихов, или эпиграмм, жанр, который в той или степени проступает в любовной лирике всех времен и народов.

«Антологию любовной лирики» задумал и составит поэт Петр Киле и при всех заимствованиях ссылка на его сайт Эпоха Возрождения обязательна.

Выбрать из мировой поэзии стихи о любви нелегко, хотя в основе лирики - любовь, любовь во всех ее проявлениях, любовь к женщине, любовь к мужчине, любовь к природе, к родине, к жизни, к искусству. Собственно любовная тематика звучала далеко не во все эпохи и не во всех странах. Но она доминировала в классической древности Греции и Рима, Китая и Индии и в эпохи Возрождения в странах Востока и Европы.

  • Антология любовной лирики. Презентация уникального сборника.

Петр Киле ТАИНСТВА КРАСОТЫ Стихи и поэмы о любви

  • Пленники любви и красоты. Сборник стихов и поэм о любви и женской красоте.
  • ТАИНСТВА КРАСОТЫ Стихи и поэмы о любви Новая версия сборника

Российская рапсодия Сонеты

Известно, сонеты - это стихотворения в 14 строк с весьма изощренной рифмовкой, при этом патетической тональности в выражении чувств, чаще любовных, и мысли. Здесь явно заключено противоречие. Недаром эта форма кажется искусственной у многих поэтов.

Но прибегал ли Петрарка к изощренной рифмовке? Он просто пользовался особенностями итальянского языка. Сонет и у Шекспира предельно прост. Ничего искусственного, свободное высказывание, непрерывный монолог поэта в драме его жизни. Нередко и речи персонажей у Шекспира обретают форму сонета без рифмы, а где-то и с рифмой.

Словом, существует особая внутренняя форма поэтического высказывания чувства или мысли, что нашло внешнее выражение в сонете, с ограничением числа строк и с той или иной рифмовкой. Здесь главное - внутренняя основа поэтического высказывания особой тональности. Если это есть, есть и сонет. Но самая изощренная конструкция стихотворения в 14 строк не создает еще песни души особой тональности.

Ранняя лирика.

Предисловие.
Первая книжка стихов могла бы выйти в свое время, если бы я не отвлекся на пьесу в стихах, а затем пьесу в прозе, - это все были пробы пера, каковые именно в прозе оказались более успешными. Не ведал я, что к стихам буду возвращаться не один раз, с созданием новой формы сонета, а также к драме в стихах и в прозе. Пришла пора разобраться с ранней лирикой, в основном студенческой поры, и новыми стихотворениями 70-х годов. Теперь я вижу, что сам первый недооценивал и ранние, и новые стихотворения. В них проступает поэтика, ныне осознанная мною, как ренессансная, с утверждением красоты и жизни в их сиюминутности и вечности, то есть в мифической реальности, если угодно, в просвете бытия. Это стихи о любви и стремлении к красоте по преимуществу, и о творчестве, таков предмет поэзии эпохи Возрождения. Разумеется, первые стихотворения предельно просты и наивны.

Эпиграммы.

Поэмы

Поэмы «Видение инока» и «Аристей», как и сонеты, необычны по содержанию и форме; это скорее мистерии или моралитэ, как в старину определяли жанр представлений и поэм с участием ангелов, дьявола и даже Господа Бога, жанр, редкий в русской литературе, вероятно, из-за цензуры, царской, церковной, светской.

Внешне «Видение инока» ближе к поэме Байрона «Видение суда», но мистерией он называет именно «Каина». Об «Аристее» как о мировой драме еще будет сказано.

Мистерия «Видение инока» набросана в июле-августе 1998 года как свидетельство о весьма удивительных происшествиях в горнем мире в связи с захоронением екатеринбургских останков в Петропавловской крепости с прямой трансляцией на весь мир. Сколько было шума, великолепия и плача, но здесь мы увидим то, что недоступно самым современным СМИ.

Что касается цензуры, ныне вновь дающей о себе знать, следует заметить: сфера поэзии не религия и не политика, а мифология и история в просвете бытия.

Поэма "Репетитор", как и "Двойное самоубийство подростков", посвящена современной жизни с ее трагическими коллизиями.