Принимайте участие!
Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.
Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.
Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!
Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.
Читайте новые статьи
Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14 (1) Она никому не принадлежала, у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. (2) От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому. (3) Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,-ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. (4) Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. (5) Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. (6) Собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. (7) На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты.
(8) Но вот осталась позади долгая зима. (9) Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. (10) Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом. (11) Приехавшие дачники были добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. (12) Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. (13) Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется. (14) Потом они привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали: (15) «А где же наша Кусака?» (16) И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней.
(17) Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб,- словно это был не хлеб, а камень. (18) И скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. (19) С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. (20) И гимназисточка Леля окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей. (21) - Кусачка, пойди ко мне!- звала она к себе.- (22) Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (23) Сахару хочешь?.. (24) Сахару тебе дам, хочешь? (25) Ну, пойди же! (26) Но Кусака не шла: боялась. (27) И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
(28) - Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами - у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. (33) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака.
(34) У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. (35) Разве недостаточно этого для счастья собаки? (36) Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (37) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. (38) Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак ветреной осенней ночи. (39) Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. (40) На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. (41) Наступила ночь.
(42) Собака громко и жалобно завыла, когда уже не было сомнений, что она наступила. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. (44) Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. (45) И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. (46) Собака выла. (По Л. Андрееву)
Задание 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Кусака не доверяла людям?» 1)Собаку бросили ее прежние хозяева. 2)Сторож одной из дач однажды выстрелил в Кусаку. 3)Собака не была приучена к жизни с людьми. 4)Люди, взрослые и дети, часто обижали Кусаку, жестоко с ней обращались. Ответ: 4
Задание 3 Укажите предложение, в котором нет метафоры: 1)Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. 2)Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. 3)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. 4)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. Ответ: 2
Задание 4 Из предложений 29-32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «присоединение ». (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами - у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Ответ: прикосновении
Задание 5 Из предложений 36-38 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила. (36) Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (37) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. (38) Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак ветреной осенней ночи. Ответ: ветреной
Задание 6 Замените просторечное слово «не уберется» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. (13) Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется. Ответ: не уйдет
Задание 7 Замените словосочетание «беспричинного страха » в предложении 18, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление ». (18) И скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. Ответ: страха без причины
Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 43. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Ответ: вой ворвался, прорезал (и) понесся
Задание 9 Среди предложений 3-5 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения. (3) Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,-ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. (4) Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. (5) Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. Ответ: 4
Задание 10 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я тебя люблю, (1) Кусачка, (2) я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты, (3) наверное, (4) не веришь мне, Кусачка? Ответ: 3, 4
Задание 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой. (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами - у нее отняли ее непримиримую злобу. Ответ: 6
Задание 12 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Собака не доверяла людям, (1) которые хотели ее приласкать, (2) и, (3) поджав хвост, (4) убегала, (5) а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, (6) пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. Ответ: 1, 2, 6
Задание 13 Среди предложений 42-44 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (42) Собака громко и жалобно завыла, когда уже не было сомнений, что она наступила. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. (44) Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. Ответ: 42
Задание 14 Среди предложений 28-32 найдите сложное с союзной подчинительной связью и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (28) - Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами - у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Ответ: 31
Использованные ресурсы Амелина Е.В. Русский язык. Готовимся к ОГЭ. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. -192 с. - (Большая перемена).
8) Есть два вида эмигрантов: политические и экономические. 9) Политический эмигрант эмигри-рует От, или его изгоняют ИЗ. 10) Экономический едет К, только К. 11) К материальному, националь-ному, душевному благополучию и комфорту. 12) По- литический эмигрант не приемлет системы. 13) С его способностями он мог бы, конечно, приспособить
систему к себе, но, даже приспособленная к нему, она не устраивает. 14) Ему непременно нужно переделать систему, а уж на это система не пойдёт. 15) Экономиче-ский эмигрант принимает любую систему, лишь бы она создала ему условия. 16) Приспосабливать систему к себе или приспосабливаться к системе он не хочет: в мире столько готовых систем, которые как будто специально для него созданы. 17) Если эта гора не идет к Магомету, то найдётся другая, более подходящая гора.
Ф.Кривин
1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор считает, что переезд в другую страну является эмиграцией только для русского человека?»
1. Только русские стремятся переехать в другую страну.
2. Иностранцы не покидают свою страну по политическим или экономическим причинам.
3. Иностранцы добровольно переселяются в другие страны, не испытывая ностальгии.
4. Русский человек не может безболезненно переселиться в другую страну.
2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор считает, что политический эмигрант уезжает ОТ, а не К?»
1. их никто не ждёт за границей.
2. они не могут найти себя на чужбине.
3. душой они продолжают оставаться в своём отечестве.
4. того, к чему они стремятся, нет нигде.
3. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: Если мы начнём делить: «Человек рождается свободным» – это французская мысль, а «Человек – это звучит гордо» – русская мысль,- мы совершенно запутаемся в мыслях и в самом понятии «человек».
1. Олицетворение.
2. Метафора.
3. Эпитеты.
4. Антитеза.
4. Из предложений 6 -10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
6) Всё особенное начинается, когда речь заходит о нашем человеке. 7) Стоит ему переехать в другую страну на жительство, и он уже эмигрант.
8) Есть два вида эмигрантов: политические и экономические. 9) Политический эмигрант эмигрирует От, или его изгоняют ИЗ. 10) Экономический едет К, только К.
начинается
5. Замените слово « НЕПРЕМЕННО» из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом.
обязательно
6. Из предложений 18 – 21 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется З-, если после неё следует звонкий согласный».
21) Если мы начнём делить: «Человек рождается свободным» – это французская мысль, а «Человек – это звучит гордо» – русская мысль,- мы совершенно запутаемся в мыслях и в самом понятии «человек».
безболезненно
7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
С его способностями он мог бы, (1) конечно,(2) приспособить систему к себе,(3) но, (4)даже приспособленная к нему, (5) она его не устраивает. Ему непременно нужно переделать систему, (6) а уж на это система не пойдёт.
8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
Стоит ему переехать в другую страну на жительство, (1) и он уже эмигрант. Экономический эмигрант принимает любую систему, (2) лишь бы она создала ему условия.
9. Среди предложений 18 – 21 найдите сложное бессоюзное предложение.
18) Но даже экономический эмигрант в нашей стране – политическое явление. 19) Его нельзя безболезненно перемещать из страны в страну. 20) Всякое пересечение им границы несёт в себе некую политическую мысль, оно что-то подчёркивает в современной международной политике.
21) Если мы начнём делить: «Человек рождается свободным» – это французская мысль, а «Человек – это звучит гордо» – русская мысль,- мы совершенно запутаемся в мыслях и в самом понятии «человек».
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Я спросил у француза, (1) который переехал на постоянное жительство в Англию, (2) считается ли он эмигрантом. Если эта гора не идет к Магомету, (3)то найдётся другая, (4)более подходящая гора.
11. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
18) Но даже экономический эмигрант в нашей стране – политическое явление.
Эмигрант - явление
12. Среди предложений 1 – 11 найдите предложение с однородными членами, при которых употребляется обобщающее слово.
1) Я спросил у француза, который переехал на постоянное жительство в Англию, считается ли он эмигрантом.
2) Оказывается, нет.3) Не считается.4) Он просто живёт в другом месте.5) Родился в одной стране, живёт в другой – француз не понимал, что в этом особенного.
6) Всё особенное начинается, когда речь заходит о нашем человеке. 7) Стоит ему переехать в другую страну на жительство, и он уже эмигрант. 8) Есть два вида эмигрантов: политические и экономические. 9) Политический эмигрант эмигрирует От, или его изгоняют ИЗ. 10) Экономический едет К, только К. 11) К материальному, национальному, душевному благополучию и комфорту.
13. Среди предложений 12 – 14 найдите предложение с обособленным определением.
12) Политический эмигрант не приемлет системы. 13) С его способностями он мог бы, конечно, приспособить систему к себе, но, даже приспособленная к нему, она не устраивает.
14) Ему непременно нужно переделать систему, а уж на это система не пойдёт.
14. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.
21) Если мы начнём делить: «Человек рождается свободным» – это французская мысль, а «Человек – это звучит гордо» – русская мысль,- мы совершенно запутаемся в мыслях и в самом понятии «человек».
15. Среди предложений 15 – 20 найдите сложное предложение с разными видами связи.
15) Экономический эмигрант принимает любую систему, лишь бы она создала ему условия. 16) Приспосабливать систему к себе или приспосабливаться к системе он не хочет: в мире столько готовых систем, которые как будто специально для него созданы. 17) Если эта гора не идет к Магомету, то найдётся другая, более подходящая гора.
18) Но даже экономический эмигрант в нашей стране – политическое явление. 19) Его нельзя безболезненно перемещать из страны в страну.20) Всякое пересечение им границы несёт в себе некую политическую мысль, оно что-то подчёркивает в современной международной политике.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Прочитай текст и выполни к нему задания! Желаю удачи!!!
1) Шли мы с лесником по мелколесью. 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. 5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. 8) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. 9) Она попахивала скипидаром. 10)- Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошёл на дно неистово барахтавшийся жук. 11) Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? 12) – Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – 13) И вот скажи на милость! 14) Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 15) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и
с просил: 16) – Вы, говорят, вроде книги пишете? 17) – Да, пишу. 18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик. К.Г.Паустовский
Эти места необыкновенно живописны. Эти места рождают вдохновение. То, что окружает автора, напоминает изображённое на картинах Нестерова. Нестеров часто бывал в этих местах. 1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автору кажется, что именно « в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа?» 1
Правильно употребленное слово помогает понять красоту окружающего мира. Неправильное употребление слова раздражает, режет слух. Во всём должен быть определённый порядок. Считает, что так людям будет легче понять друг друга. 2 . Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему лесник говорит о том, что « соображение слова должно быть обдуманное?» 1
Олицетворение. Метафора. Гротеск. Антитеза. 3. Какое средство выразительности используется в предложении: « Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши ». 1
4 . Подберите антоним к слову неистово СЛАБО 5. Замените словосочетание охотничье ружьё, построенное на основе связи согласование, синонимичным со связью управление. Ружьё охотника
6. Из предложений 12- 20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква И, если она имеет значение присоединения » пристанет 12) – Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – 13) И вот скажи на милость! 14) Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 15) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и спросил: 16) – Вы, говорят, вроде книги пишете? 17) – Да, пишу. 18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись?
7. Выпишите грамматическую основу предложения 6 . Вода казалась неподвижной 6) Вода в них казалась неподвижной.
8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении. Кое- где по мху, (1) как я уже говорил, (2) попадались круглые окна- колодцы. Значит, (3) соображение слов у вас должно быть обдуманное. 1,2
9. Среди предложений 19 – 27 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик. 27
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2 . 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 3
11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. В незапамятные времена здесь было большое болото,(1) но потом оно высохло,(2) заросло, (3)и сейчас о нём напоминал только глубокий,(4) вековой мох,(5) небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 1,3
12. Из 2 -3 абзацев выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях прилагательных после шипящих пишется буква Ё» . 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. 5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. жёлтые
13. Из предложений 1 -4 выпишите слово, в котором правописание разделительного Ь определяется правилом: «В корнях слов перед буквами Е,Ё,Ю,Я пишется разделительный Ь» . 1) Шли мы с лесником по мелколесью. 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. мелколесью
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Каждый раз,(1) когда я попадаю в мелколесье,(2) мне кажется, (3) что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. Но если приглядеться, (4) то можно было увидеть,(5) как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. 1,2,3,4,5
15. Среди предложений 18 -27 найдите сложное предложение с разными видами союзной (сочинительной) и бессоюзной связи. 18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик. 20
16. Во 2 -3 абзацах найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и однородным подчинением придаточных. 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. 5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. 7
Молодцы, ребята! Желаю удачи на экзаменах!!!