Тренажеры по русскому языку огэ. р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14 (1) Она никому не принадлежала, у нее не было соб­ственного имени, и никто не мог бы сказать, где находи­лась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. (2) От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принад­лежностью к дому. (3) Когда, гонимая голодом или ин­стинктивною потребностью в общении, она показыва­лась на улице,-ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. (4) Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. (5) Там она зализывала уши­бы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. (6) Собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со зло­бою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. (7) На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у кото­рой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: вы­бегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты.

(8) Но вот осталась позади долгая зима. (9) Наступи­ла весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. (10) Приехали из города дачники, целая весе­лая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом. (11) Приехавшие дачники были добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. (12) Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко все­му живущему. (13) Сперва они хотели прогнать напугав­шую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется. (14) Потом они привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали: (15) «А где же наша Кусака?» (16) И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней.

(17) Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении ру­ки, бросавшей хлеб,- словно это был не хлеб, а камень. (18) И скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «сво­ей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспри­чинного страха. (19) С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помарги­вала. (20) И гимназисточка Леля окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей. (21) - Кусачка, пойди ко мне!- звала она к себе.- (22) Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (23) Сахару хо­чешь?.. (24) Сахару тебе дам, хочешь? (25) Ну, пойди же! (26) Но Кусака не шла: боялась. (27) И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.

(28) - Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразитель­ные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зу­бами - у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И ког­да все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздраги­вала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. (33) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака.

(34) У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. (35) Разве недостаточно этого для счастья собаки? (36) Но вот желтыми огнями загорелась осень, ча­стыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (37) Кусака дол­го металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. (38) Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надви­гаться мрак ветреной осенней ночи. (39) Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. (40) На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. (41) Наступила ночь.

(42) Собака громко и жалобно завыла, когда уже не было сомнений, что она наступила. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в моно­тонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. (44) Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. (45) И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-тем­ная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любяще­му женскому сердцу. (46) Собака выла. (По Л. Андрееву)

Задание 2 В каком варианте ответа содержится информация, не­обходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Ку­сака не доверяла людям?» 1)Собаку бросили ее прежние хозяева. 2)Сторож одной из дач однажды выстрелил в Кусаку. 3)Собака не была приучена к жизни с людьми. 4)Люди, взрослые и дети, часто обижали Кусаку, жестоко с ней обращались. Ответ: 4

Задание 3 Укажите предложение, в котором нет метафоры: 1)Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. 2)Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. 3)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. 4)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. Ответ: 2

Задание 4 Из предложений 29-32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «присоединение ». (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразитель­ные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зу­бами - у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И ког­да все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздраги­вала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Ответ: прикосновении

Задание 5 Из предложений 36-38 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила. (36) Но вот желтыми огнями загорелась осень, ча­стыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (37) Кусака дол­го металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. (38) Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надви­гаться мрак ветреной осенней ночи. Ответ: ветреной

Задание 6 Замените просторечное слово «не уберется» в предло­жении 13 стилистически нейтральным синонимом. (13) Сперва они хотели прогнать напугав­шую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется. Ответ: не уйдет

Задание 7 Замените словосочетание «беспричинного страха » в пред­ло­же­нии 18, построенное на основе согласования, синонимичным сло­восочетанием со связью «управление ». (18) И скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «сво­ей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспри­чинного страха. Ответ: страха без причины

Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 43. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в моно­тонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Ответ: вой ворвался, прорезал (и) понесся

Задание 9 Среди предложений 3-5 найдите предложение с однород­ными обособленными обстоятельствами, выраженными дее­причастными оборотами. Напишите номер этого предложения. (3) Когда, гонимая голодом или ин­стинктивною потребностью в общении, она показыва­лась на улице,-ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. (4) Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. (5) Там она зализывала уши­бы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. Ответ: 4

Задание 10 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я тебя люблю, (1) Кусачка, (2) я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты, (3) наверное, (4) не веришь мне, Кусачка? Ответ: 3, 4

Задание 11 Укажите количество грамматических основ в предло­жении 31. Ответ запишите цифрой. (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зу­бами - у нее отняли ее непримиримую злобу. Ответ: 6

Задание 12 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчи­нительной связью. Собака не доверяла людям, (1) которые хотели ее при­ласкать, (2) и, (3) поджав хвост, (4) убегала, (5) а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, (6) пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. Ответ: 1, 2, 6

Задание 13 Среди предложений 42-44 найдите сложноподчинен­ное предложение с последовательным подчинением прида­точных. Напишите номер этого предложения. (42) Собака громко и жалобно завыла, когда уже не было сомнений, что она наступила. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в моно­тонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. (44) Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. Ответ: 42

Задание 14 Среди предложений 28-32 найдите сложное с союзной подчинительной связью и бессоюзной связью между частя­ми. Напишите номер этого предложения. (28) - Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразитель­ные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зу­бами - у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И ког­да все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздраги­вала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Ответ: 31

Использованные ресурсы Амелина Е.В. Русский язык. Готовимся к ОГЭ. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. -192 с. - (Большая перемена).



8) Есть два вида эмигрантов: политические и экономические. 9) Политический эмигрант эмигри-рует От, или его изгоняют ИЗ. 10) Экономический едет К, только К. 11) К материальному, националь-ному, душевному благополучию и комфорту. 12) По- литический эмигрант не приемлет системы. 13) С его способностями он мог бы, конечно, приспособить


систему к себе, но, даже приспособленная к нему, она не устраивает. 14) Ему непременно нужно переделать систему, а уж на это система не пойдёт. 15) Экономиче-ский эмигрант принимает любую систему, лишь бы она создала ему условия. 16) Приспосабливать систему к себе или приспосабливаться к системе он не хочет: в мире столько готовых систем, которые как будто специально для него созданы. 17) Если эта гора не идет к Магомету, то найдётся другая, более подходящая гора.

Ф.Кривин


1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор считает, что переезд в другую страну является эмиграцией только для русского человека?»

1. Только русские стремятся переехать в другую страну.

2. Иностранцы не покидают свою страну по политическим или экономическим причинам.

3. Иностранцы добровольно переселяются в другие страны, не испытывая ностальгии.

4. Русский человек не может безболезненно переселиться в другую страну.


2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор считает, что политический эмигрант уезжает ОТ, а не К?»

1. их никто не ждёт за границей.

2. они не могут найти себя на чужбине.

3. душой они продолжают оставаться в своём отечестве.

4. того, к чему они стремятся, нет нигде.


3. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: Если мы начнём делить: «Человек рождается свободным» – это французская мысль, а «Человек – это звучит гордо» – русская мысль,- мы совершенно запутаемся в мыслях и в самом понятии «человек».

1. Олицетворение.

2. Метафора.

3. Эпитеты.

4. Антитеза.


4. Из предложений 6 -10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

6) Всё особенное начинается, когда речь заходит о нашем человеке. 7) Стоит ему переехать в другую страну на жительство, и он уже эмигрант.

8) Есть два вида эмигрантов: политические и экономические. 9) Политический эмигрант эмигрирует От, или его изгоняют ИЗ. 10) Экономический едет К, только К.

начинается


5. Замените слово « НЕПРЕМЕННО» из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом.

обязательно


6. Из предложений 18 – 21 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется З-, если после неё следует звонкий согласный».

21) Если мы начнём делить: «Человек рождается свободным» – это французская мысль, а «Человек – это звучит гордо» – русская мысль,- мы совершенно запутаемся в мыслях и в самом понятии «человек».

безболезненно


7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

С его способностями он мог бы, (1) конечно,(2) приспособить систему к себе,(3) но, (4)даже приспособленная к нему, (5) она его не устраивает. Ему непременно нужно переделать систему, (6) а уж на это система не пойдёт.


8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Стоит ему переехать в другую страну на жительство, (1) и он уже эмигрант. Экономический эмигрант принимает любую систему, (2) лишь бы она создала ему условия.


9. Среди предложений 18 – 21 найдите сложное бессоюзное предложение.

18) Но даже экономический эмигрант в нашей стране – политическое явление. 19) Его нельзя безболезненно перемещать из страны в страну. 20) Всякое пересечение им границы несёт в себе некую политическую мысль, оно что-то подчёркивает в современной международной политике.

21) Если мы начнём делить: «Человек рождается свободным» – это французская мысль, а «Человек – это звучит гордо» – русская мысль,- мы совершенно запутаемся в мыслях и в самом понятии «человек».


10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Я спросил у француза, (1) который переехал на постоянное жительство в Англию, (2) считается ли он эмигрантом. Если эта гора не идет к Магомету, (3)то найдётся другая, (4)более подходящая гора.


11. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

18) Но даже экономический эмигрант в нашей стране – политическое явление.

Эмигрант - явление


12. Среди предложений 1 – 11 найдите предложение с однородными членами, при которых употребляется обобщающее слово.

1) Я спросил у француза, который переехал на постоянное жительство в Англию, считается ли он эмигрантом.

2) Оказывается, нет.3) Не считается.4) Он просто живёт в другом месте.5) Родился в одной стране, живёт в другой – француз не понимал, что в этом особенного.

6) Всё особенное начинается, когда речь заходит о нашем человеке. 7) Стоит ему переехать в другую страну на жительство, и он уже эмигрант. 8) Есть два вида эмигрантов: политические и экономические. 9) Политический эмигрант эмигрирует От, или его изгоняют ИЗ. 10) Экономический едет К, только К. 11) К материальному, национальному, душевному благополучию и комфорту.


13. Среди предложений 12 – 14 найдите предложение с обособленным определением.

12) Политический эмигрант не приемлет системы. 13) С его способностями он мог бы, конечно, приспособить систему к себе, но, даже приспособленная к нему, она не устраивает.

14) Ему непременно нужно переделать систему, а уж на это система не пойдёт.


14. Укажите количество грамматических основ в предложении 21.

21) Если мы начнём делить: «Человек рождается свободным» – это французская мысль, а «Человек – это звучит гордо» – русская мысль,- мы совершенно запутаемся в мыслях и в самом понятии «человек».


15. Среди предложений 15 – 20 найдите сложное предложение с разными видами связи.

15) Экономический эмигрант принимает любую систему, лишь бы она создала ему условия. 16) Приспосабливать систему к себе или приспосабливаться к системе он не хочет: в мире столько готовых систем, которые как будто специально для него созданы. 17) Если эта гора не идет к Магомету, то найдётся другая, более подходящая гора.

18) Но даже экономический эмигрант в нашей стране – политическое явление. 19) Его нельзя безболезненно перемещать из страны в страну.20) Всякое пересечение им границы несёт в себе некую политическую мысль, оно что-то подчёркивает в современной международной политике.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Прочитай текст и выполни к нему задания! Желаю удачи!!!

1) Шли мы с лесником по мелколесью. 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. 5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. 8) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. 9) Она попахивала скипидаром. 10)- Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошёл на дно неистово барахтавшийся жук. 11) Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? 12) – Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – 13) И вот скажи на милость! 14) Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 15) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и

с просил: 16) – Вы, говорят, вроде книги пишете? 17) – Да, пишу. 18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик. К.Г.Паустовский

Эти места необыкновенно живописны. Эти места рождают вдохновение. То, что окружает автора, напоминает изображённое на картинах Нестерова. Нестеров часто бывал в этих местах. 1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автору кажется, что именно « в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа?» 1

Правильно употребленное слово помогает понять красоту окружающего мира. Неправильное употребление слова раздражает, режет слух. Во всём должен быть определённый порядок. Считает, что так людям будет легче понять друг друга. 2 . Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему лесник говорит о том, что « соображение слова должно быть обдуманное?» 1

Олицетворение. Метафора. Гротеск. Антитеза. 3. Какое средство выразительности используется в предложении: « Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши ». 1

4 . Подберите антоним к слову неистово СЛАБО 5. Замените словосочетание охотничье ружьё, построенное на основе связи согласование, синонимичным со связью управление. Ружьё охотника

6. Из предложений 12- 20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква И, если она имеет значение присоединения » пристанет 12) – Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – 13) И вот скажи на милость! 14) Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 15) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и спросил: 16) – Вы, говорят, вроде книги пишете? 17) – Да, пишу. 18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись?

7. Выпишите грамматическую основу предложения 6 . Вода казалась неподвижной 6) Вода в них казалась неподвижной.

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении. Кое- где по мху, (1) как я уже говорил, (2) попадались круглые окна- колодцы. Значит, (3) соображение слов у вас должно быть обдуманное. 1,2

9. Среди предложений 19 – 27 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик. 27

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2 . 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 3

11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. В незапамятные времена здесь было большое болото,(1) но потом оно высохло,(2) заросло, (3)и сейчас о нём напоминал только глубокий,(4) вековой мох,(5) небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 1,3

12. Из 2 -3 абзацев выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях прилагательных после шипящих пишется буква Ё» . 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. 5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. жёлтые

13. Из предложений 1 -4 выпишите слово, в котором правописание разделительного Ь определяется правилом: «В корнях слов перед буквами Е,Ё,Ю,Я пишется разделительный Ь» . 1) Шли мы с лесником по мелколесью. 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. мелколесью

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Каждый раз,(1) когда я попадаю в мелколесье,(2) мне кажется, (3) что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. Но если приглядеться, (4) то можно было увидеть,(5) как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. 1,2,3,4,5

15. Среди предложений 18 -27 найдите сложное предложение с разными видами союзной (сочинительной) и бессоюзной связи. 18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик. 20

16. Во 2 -3 абзацах найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и однородным подчинением придаточных. 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. 5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. 7

Молодцы, ребята! Желаю удачи на экзаменах!!!