Тесты психолога кот. Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)

Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в "критические точки интеллекта" (Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1. - М., 1982. - С. 205).

Существует группа тестов общих умственных способностей, специально разрабатывавшихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом этого направления был "Самоприменяемый тест Отиса" (Там же. Кн.2, с.75). Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должности клерка, оператора счетных машин, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателями теста и успешностью в работе была небольшая.
Наиболее известной адаптацией теста Отиса является тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. А.Анастази отмечает, что надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна.
КОТ является адаптацией теста Вандерлика. Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. В результате адаптации было изменено около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей.
В основу теста заложена иерархическая модель способности к обучению П.Вернона, которая состоит в том, что факторы, определяющие способности, можно разделить на факторы нескольких уровней, причем факторы более низкого уровня являются производными факторов более высокого уровня. Эта модель проиллюстрирована на рис.

Интегральный показатель теста, таким образом, связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые "выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности" (Зейгарник Б. В. Патопсихология. - М., 1976. С. 224). Обучаемость - это важная черта, необходимая для овладения любой специальностью. В настоящее время остро стоит проблема отбора лиц, которых имеет смысл обучать той или иной специальности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.
Структура адаптированного теста КОТ соответствует структуре общих способностей.
Основой для компьютерной версии теста явился текст опросника, адаптация которого была произведена В. Н. Бузиным (Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические материалы. - М.: МГУ, 1989). В результате адаптации было изменено около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей. Интерпретаторами теста было изменено несколько геометрических заданий, при этом структура теста была сохранена.
Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя "общие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" (А. Анастази) интеллекта:
1) Способность обобщения и анализа материала.
2) Гибкость мышления.
3) Инертность мышления, переключаемость.
4) Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость.
5) Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания.
6) Употребление языка, грамотность.
7) Выбор оптимальной стратегии, ориентировка.
8) Пространственное воображение.
Интегральный показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.
При адаптации данного теста основные усилия были направлены на получение очевидной валидности по содержанию (экспертной валидности). Надежность теста определялась по методу Кьюдера-Ричардсона. Альфа ¾ надежность КОТ, рассчитанная по формуле Кьюдера-Ричардсона, составила 0,86 (данные В. Н. Бузина). Надежность рассчитывалась по двум выборкам: учащиеся 6-х классов средних школ (60 человек) и лица с высшим образованием, в основном инженеры связи (140 человек). Им же была установлена корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка - 0.68, и с IQ по вербальному - 0.61 (уровень значимости р < 0.001). Успешность выполнения КОТ рекоррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте на уровень притязаний, коэффициент корреляции - 0.22, уровень значимости - р = 0.1. По графикам распределения ПТ была установлена неоднородность выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счет уменьшения самой слабой группы, решающей 6-9 заданий, и увеличения средней, решающей 18-24 задания. "Сильная" группа, решающая свыше 30 заданий, и в той и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5-7%). Можно предположить, что КОТ затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей, которые не зависят от уровня образования.
Краткий ориентировочный тест
Инструкция. "Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов.
На выполнение всех заданий Вам дается 15 минут.
Ровно через 15 минут результаты соберут.
Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, не тратьте много времени на один вопрос.
После завершения работы Вы получите заключение о структуре Ваших способностей.
Все вопросы задавайте сейчас. Во время выполнения теста на Ваши вопросы отвечать не будут.

Не переворачивайте страницу без указания психолога!
Ж е л а е м у с п е x а!

Тренировочная серия
1. ГРУСТНЫЙ является противоположным по смыслу слову:
1 - ГРЯЗНЫЙ,
2 - УДИВЛЕННЫЙ,
3 - ТОСКЛИВЫЙ,
4 - ЧИСТЫЙ,
5 - ВЕСЕЛЫЙ.

2. Конфеты стоят 44 условных денежных единиц (у. е.) за килограмм. Сколько (в у. е.) стоят 2,5 килограмма?

3. Слова КАНУН и КАНОН по смыслу являются:
1 - сходными,
2 - противоположными,
3 - ни сходными, ни противоположными.

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?
1. Сиденьем города не берут.
2. Под лежачий камень вода не течет.
3. Один вор ¾ всему миру разоренье.
4. Вешний день целый год кормит.
5. Своя земля и в горсти мила.

Убедитесь, что испытуемым понятно, экспериментатор делает команду продолжать работу самостоятельно.

Основная серия
1. Седьмой месяц года - это:
1 - ИЮНЬ,
2 - ФЕВРАЛЬ,
3 -ИЮЛЬ,
4 - НОЯБРЬ.
2. ТАЛАНТЛИВЫЙ является противоположным по значению слову:
1 - ОДАРЕННЫЙ,
2 - СМЫШЛЕНЫЙ,
3 - ПОСРЕДСТВЕННЫЙ,
4 - УМНЫЙ,
5 - СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?
1 - ПОСТОЯННЫЙ,
2 - ПЕРЕМЕНЧИВЫЙ,
3 - НАДЕЖНЫЙ,
4 - НАДЕЖДА,
5 ¾ САМОНАДЕЯННЫЙ.
4. Верно ли то, что сокращение "P. S." означает "постскриптум"?
1 - ДА,
2 - НЕТ.
5. Какое из следующих слов отлично от других?
1 - МАЗАТЬ,
2 - РИСОВАТЬ,
3 - СМОТРЕТЬ,
4 - ИЗОБРАЖАТЬ,
5 - НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.
6. Слово БЕЗУПРЕЧНЫЙ является противоположным по своему значению слову:
1 - НЕЗАПЯТНАННЫЙ,
2 - ПОРОЧНЫЙ,
3 - НЕПОДКУПНЫЙ,
4 - НЕВИННЫЙ,
5 - КЛАССИЧЕСКИЙ.
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ТРОГАТЬ, как СЛУШАТЬ к УХО?
1 - СКОЛЬЗКИЙ,
2 - ПРЕДМЕТ,
3 - ЗВУК,
4 - ЛАДОНЬ,
5 - ПРИЯТНЫЙ.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Kushner, H. S.

Zickgrauf, P. E.

Zickgrauf, B. E.

9. ЧЕТКИЙ является противоположным по смыслу слову:
1 - ЯСНЫЙ,
2 - ОПРЕДЕЛЕННЫЙ,
3 - НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ,
4 - ПОНЯТНЫЙ,
5 - РАСПЛЫВЧАТЫЙ.
10. Торговая фирма закупила несколько видеомагнитофонов за 5500 у. е., а продала их за 7500, заработав на этом по 50 у. е. за видеомагнитофон.
Сколько видеомагнитофонов было перепродано?
11. Слова МАСКА и МАРКА имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
12. Три конфеты стоят 27 у. е. Сколько (в у. е.) стоят 2,5 дюжины?
13. Сколько из этих шести пар чисел являются полностью одинаковыми?


4396

14. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ является противоположным по значению слову:
1 - ИНТЕРЕСНЫЙ,
2 - УДИВИТЕЛЬНЫЙ,
3 - СКУЧНЫЙ,
4 - ИНТРИГУЮЩИЙ,
5 - ОБЫЧНЫЙ.
15. Какое число является наименьшим?
1) 5
2) 0,6
3) 8
4) 34
5) 0,39
6) 4

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номеp последнего слова.
ЕСТЬ СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВО ЖИЗНИ
1 2 3 4
17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

1 2 3 4 5
18. Два приятеля нашли 32 гриба. Первый нашел в 7 раз больше, чем второй. Сколько нашел второй?
19. Слова РАССВЕТ и РАСЦВЕТ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно - 2.
ДНЯ СОЛНЦА ЗНАМЕНУЕТСЯ КОНЕЦ ВОСХОДОМ.

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:
1. С родной земли ¾ умри не сходи.
2. Чья земля, того и хлеб.
3. Своя земля и в горсти мила.
4. Один в поле не воин.
5. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
22. Какое число должно стоять вместо знака "?":
1 3 7 15 ?
23. Длительность дня и ночи в АПРЕЛЕ почти такая же, как и в:
1 - СЕНТЯБРЕ,
2 - АВГУСТЕ,
3 - НОЯБРЕ,
4 - ИЮЛЕ.
24. Предположим, что первые два утверждения верны.
Тогда заключительное будет:
Некоторые преступления являются неумышленными деяниями.
Некоторые преступления совершаются подростками.
Все неумышленные деяния совершаются подростками.
25. Автомобиль проходит 75 см. за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 сек.?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
1 - верно; 2 - неверно; 3 - неопределенно.
Боре столько же лет, сколько Маше.
Маша моложе Жени.
Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 200 у. е.
Сколько килограммов фарша можно купить за 80 у. е.?
28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
29.

Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат.
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее:
1 - верно; 2 - неверно; 3 - неопределенно.
Саша поздоровался с Машей.
Маша поздоровалась с Дашей.
Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль "Жигули" стоимостью 2400 у.е. был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
34. Значения следующих двух предложений:
1 - сходны,
2 - противоположны,
Трое докторов не лучше одного.
Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
36. Смысл двух английских пословиц:
1 - схож,
2 - противоположен,
3 - ни схож, ни противоположен.
Швартоваться лучше двумя якорями.
Не клади все яйца в одну корзину.
37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 у. е. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в у. е.) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?
38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 долларов, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов?
40. Один из членов ряда не подходит к другим.
Каким числом Вы бы его заменили?
1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6
41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:
1 - сходное значение,
2 - противоположное,
3 - ни сходное, ни противоположное.
42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?
43. Следующие две фразы по значению:
1 - сходны,
2 - противоположны,
3 - ни сходны, ни противоположны.
Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?
45. Один из членов ряда не подходит к другим.
Какое число Вы поставили бы на его место?
1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14
46. Три партнера по акционерному обществу "Интенсивник" решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 $., К. - 3500 $, П. - 2000 $. Если прибыль составит 2400 $, то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
1. Куй железо, пока горячо.
2. Один в поле не воин.
3. Лес рубят - щепки летят.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значения следующих фраз:
1 - сходны,
2 - противоположны,
3 - ни сходны, ни противоположны.
Лес рубят - щепки летят.
Большое дело не бывает без потерь.
49. Даны развертки пяти геометрических фигур (кубов). Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?


50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале.
Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Бланк к тесту КОТ


1

Шаблон-ключ к тесту КОТ


1

Примечания для пользователя
Первые четыре задания - пробные. Экспериментатор сообщает, что их результаты не нужно записывать в протокол. Затем вместе со всеми испытуемыми решает пробные задания. Убедившись, что инструкция принята верно, экспериментатор дает указание начать работу.
Наиболее эффективно применение компьютерной обработки результатов выполнения теста КОТ. При отсутствии таковой психолог вправе подвергнуть результаты выполнения теста примитивной статистической обработке. Это достигается суммированием числа правильно выполненных заданий. Обработка итогов диагностики осуществляется по формуле

где а - количество набранных баллов, в - максимальный балл по тесту (50). Полученный результат анализируется относительно социально–психологического норматива, условно рассматриваемого как 100% выполнения заданий теста и соотносится со шкалой дифференциации.

(В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик)

Инструкция. Тест предназначен для измерения интеллектуальных способностей. Методику можно использовать только 1 раз. Поэтому, если вы из любопытства познакомились с содержанием тестовых заданий или правильными ответами, то получить с их помощью точную оценку своих возможностей вы уже не сумеете. Приступайте к тестированию только хорошо отдохнувшими и здоровыми.

Вам предлагается несколько простых заданий. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:

    "Быстрый" является противоположным по смыслу слову:

1 - тяжелый,

2 - упругий,

3 - скорый,

4 - легкий,

5 - медленный.

Правильный ответ: 5

    Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра?

Правильный ответ: 110

    Слова минер и минор по смыслу являются:

1 - сходными,

2 - противоположными,

3 - ни сходными, ни противоположными

Правильный ответ: 3

    Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл:

1 - первый блин комом,

2 - лиха беда начало,

3 - не красна изба углами, красна пирогами

4 - не все коту масленица

5 - старый друг лучше новых двух

Правильный ответ: 1,2

Тест содержит 50 вопросов, на выполнение теста дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему.

Тестовый материал

    "Суровый" является противоположным по значению слову: 1) резкий, 2) строгий, 3) мягкий, 4) жесткий, 5) неподатливый.

    Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 1) определенный, 2) сомнительный, 3) уверенный, 4) доверие, 5) верный.

    Верно ли то, что сокращение "н.э." означает: "нашей эры" ("новой эры")? 1) да, 2) нет,

    Какое из следующих слов отлично от других: 1) звонить, 2) болтать, 3) слушать, 4) говорить, 5) нет отличающихся слов

    Слово "безукоризненный" является противоположным по своему значению слову: 1) незапятнанный, 2) непристойный, 3) неподкупный, 4) невинный, 5) классический.

    Какое из приведенных ниже слов относится к слову "жевать" как "обоняние" к "нос": 1) сладкий, 2) язык, 3) запах, 4) зубы, 5) чистый

    Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? Sharp M.C. Sharp M.C. Filder E.H. Filder E.N. Connor M.G. Conner M.G. Woesner O.W. Woerner O.W. Soderquist P.E. Soderquist B.E.

    "Ясный" является противоположным по смыслу слову: 1) очевидный, 2) явный, 3) недвусмысленный, 4) отчетливый, 5) тусклый.

    Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал?

    Слова "стук" и "сток" имеют: 1) сходное значение, 2) противоположное, 3) ни сходное, ни противоположное.

    Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

    Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми? 5296 5296 66986 69686 834426 834426 7354256 7354256 61197172 61197172 83238224 83238234

    "Близкий" является противоположным по значению слову: 1) дружеский, 2) приятельский, 3) чужой, 4) родной, 5) иной.

    Какое число является наименьшим: 1) 6 2) 0,7 3) 9 4) 36 5) 0,31 6) 5 ?

    Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова. 1) есть 2) соль 3) любовь 4) жизни

    Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

    Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

    "Восходить" и "возродить" имеют: 1) сходное значение, 2) противоположное, 3) ни сходное, ни противоположное.

    Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет 1, если неправильно - 2. Мхом обороты камень набирает заросший.

    Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их: 1) Держать нос по ветру. 2) Пустой мешок не стоит. 3) Трое докторов не лучше одного. 4) Не все то золото, что блестит. 5) У семи нянек дитя без глаза.

    Какое число должно стоять вместо знака «?»: 73 66 59 52 45 38 ?

    Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 1) июне, 2) марте, 3) мае, 4) ноябре.

    Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1) верно, 2) неверно, 3) неопределенно. A. Все передовые люди - члены партии. Б. Все передовые люди занимают крупные посты. B. Некоторые члены партии занимают крупные посты.

    Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 с?

    Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1) верно, 2) неверно, 3) неопределенно. A. Боре столько же лет, сколько Маше. Б. Маша моложе Жени. B. Боря моложе Жени.

    Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 копеек?

    Расстилать и растянуть. Эти слова: 1) схожи по смыслу, 2) противоположны, 3) ни схожи, ни противоположны.

    Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат:

    Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1) верно, 2) неверно, 3) неопределенно. A. Саша поздоровался с Машей. Б. Маша поздоровалась с Дашей. B. Саша не поздоровался с Дашей.

    Автомобиль стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

    Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:

    На платье требуется 2 1/3 м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

    Значения следующих двух предложений: 1) сходны, 2) противоположны, 3) ни сходны, ни противоположны. A. Трое докторов не лучше одного. Б. Чем больше докторов, тем больше болезней.

    Увеличивать и расширять. Эти слова: 1) сходны, 2) противоположны, 3) ни сходны, ни противоположны.

    Смысл двух английских пословиц: 1) схож, 2) противоположен, 3) ни схож, ни противоположен. A. Швартоваться лучше двумя якорями. Б. Не клади все яйца в одну корзину.

    Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

    Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению: 1) схожи, 2) противоположны, 3) ни сходны, ни противоположны.

    Если бы полкило картошки стоило 0,0125 рублей, то сколько килограммов можно было бы купить за 50 копеек?

    Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили: 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

    Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются: 1) сходными, 2) противоположными, 3) ни сходными. ни противоположными.

    Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

    Следующие две фразы по значению: 1) сходны, 2) противоположны, 3) ни сходны, ни противоположны. А. Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Б. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.

    Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

    Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место? 1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14?

    Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. - 3500 руб., П. - 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получил бы Т. в случае разделения прибыли пропорционально вкладам?

    Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл: 1) Куй железо, пока горячо. 2) Один в поле не воин. 3) Лес рубят, цепки летят. 4) Не все то золото, что блестит. 5) Не по виду суди, а по делам гляди?

    Значение следующих фраз: 1) сходно, 2) противоположно, 3) ни сходно, ни противоположно. A. Лес рубят щепки летят. Б. Большое дело не бывает без потерь.

    Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

    В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Правильные ответы к тесту

Обработка результатов

В таблице даны правильные ответы на все задания. За каждое совпадение вашего ответа с правильным начисляйте себе один балл. Подсчитайте сумму ваших правильных ответов. Чем выше вы получили оценку по этому тесту, тем выше на сегодняшний день уровень вашего интеллектуального развития, тем лучше ваши способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности.

Интерпретация результатов

Если полученная оценка составляет 24 балла и более , то уровень ваших интеллектуальных способностей позволяет Вам хоть сейчас приступить к освоению широкого круга профессий. Кроме того, уровень Вашего интеллектуального развития достаточен для того, чтобы Вы могли рассчитывать на довольно высокую успешность выполнения деятельности в любой профессии творческого класса.

Менее 16 баллов низкая оценка. Низкий результат может быть недостаточно надежным вследствие возможных ошибок в соблюдении условий тестирования и понимании инструкции. Поэтому невысокий результат тестирования по данному тесту ни в коей мере не может быть признаком психологической профессиональной непригодности к какой бы то ни было специальности. Только тестирование с помощью других методов, может дать и достоверную информацию о психологических противопоказаниях к тем или иным профессиям. Или недостаточно высокая оценка по данному тесту говорит о том, что вы будете испытывать определенные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности в сфере профессий творческого класса.

Методика разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости . Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.

Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Инструкция к тесту

Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

На выполнение задания отводится 30 минут.

Тестовый материал
  1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о. них никому не рассказывать.
  2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).
  3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
  4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.
  5. У меня часто болит голова.
  6. Иногда я говорю неправду.
  7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.
  8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
  9. Бывает, что я сержусь.
  10. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
  11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
  12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
  13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.
  14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).
  15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
  16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
  17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
  18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
  19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.
  20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
  21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
  22. В игре я предпочитаю выигрывать.
  23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
  24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
  25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
  26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.
  27. С моим рассудком творится что-то неладное.
  28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
  29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
  30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
  31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
  32. Думаю, что я человек обреченный.
  33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
  34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
  35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
  36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.
  37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
  38. Моя внешность меня в общем устраивает.
  39. Я вполне уверен в себе.
  40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.
  41. Кто-то управляет моими мыслями.
  42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
  43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
  44. Счастливее всего я бываю, когда я один.
  45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
  46. Я люблю сказки Андерсена.
  47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
  48. Меня злит, когда меня торопят.
  49. Меня легко привести в замешательство.
  50. Я легко теряю терпение с людьми.
  51. Часто мне хочется умереть.
  52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
  53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
  54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.
  55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
  56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
  57. У меня были очень необычные мистические переживания.
  58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
  59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.
  60. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту
    Шкала искренности Шкала нервно-психической устойчивости
    Нет (-) Да (+) Нет (-)
    1, 4, 6, 8, 9, 11, 16, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43 3, 5, 7, 10, 15, 20, 26, 27, 29, 32, 33, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68

    Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».

    Интерпретация результатов теста

    Характеристика уровней НПУ по данным анкеты «Прогноз»

    29 и более – высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога.

    14-28 – нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности.

    13 и менее – нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.

    Методика определения НПУ