Тесты по биологии 10 11.

О. Б. Лебедева

История русской литературы XVIII века

Учебник для вузов

Предисловие

Предлагаемый учебник по истории русской литературы XVIII в. ориентирован на программу высшего гуманитарного образования, принятую и используемую в практике преподавания истории русской литературы в высших учебных заведениях Российской Федерации. От существующих учебников, используемых в настоящее время в педагогическом процессе, он отличается тем, что историю русской литературы XVIII в. автор попытался последовательно интерпретировать в аспекте исторической поэтики, уделяя преимущественное внимание своеобразию жанровых моделей и жанровой системе.

Подобный подход к изучению и преподаванию истории русской литературы XVIII в. наметился в научных трудах русских филологов еще в 1920-1930-х гг.

Достаточно упомянуть хотя бы классическую работу Ю. Н. Тынянова «Ода как ораторский жанр», статьи Л. В. Пумпянского и целый ряд исследований Г. А. Гуковского, начиная от статьи «О сумароковской трагедии» (1926) до монографии «Русская поэзия XVIII в. (Л., 1927), проблематика которых отчасти отразилась в его учебнике по истории русской литературы XVIII в.

В современном литературоведении эта тенденция нашла свое продолжение в трудах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова, Н. Д. Кочетковой и др. И именно она, характеризующая основное направление современной историко-литературной науки, оказалась менее всего отражена в существующих учебных пособиях по истории русской литературы XVIII в.

Стремление приблизить содержание учебника, адресованного преподавателям и студентам высшей школы, к основной тенденции современной филологической науки, очевидно тяготеющей в своем развитии к культурологическому знанию и методологии исторической поэтики, продиктовало основной аспект изложения историко-литературных фактов, которого автор предлагаемого учебника стремился во всех случаях придерживаться.

Не отступая от традиционно сложившихся представлений об историко-литературной парадигме XVIII в. и общепринятого хронологического принципа ее развертывания, автор попытался последовательно интерпретировать историю русской литературы XVIII в. в аспекте исторической поэтики, то есть представить литературный процесс изучаемой эпохи как историю возникновения, развития, взаимодействия и смены продуктивных жанровых моделей русской литературы, считая, что этому аспекту в существующей учебной литературе уделено несравненно меньше внимания, чем идеологически-мировоззренческому, проблемному и социологическому.

Таким образом, в предлагаемом учебнике русская литература XVIII в. представлена не как совокупность исчерпывающего описания творческого наследия отдельных писателей, а как динамичная жанровая система. Именно эта исходная позиция определила основные принципы отбора литературного материала и его композиции.

Прежде всего предлагаемый угол зрения заставил автора отказаться от общепринятого принципа фактографического энциклопедизма, как определяющего тематический состав учебника, в частности – опустить биографические сведения о писателях, исторический комментарий вводить только в отдельных случаях, необходимых с точки зрения эстетических факторов интерпретации данного текста, а также произвести целенаправленный отбор текстов из общей совокупности творческого наследия русских писателей XVIII в.

Как правило, биографическая эмпирия жизни писателя XVIII в. мало связана с его литературной личностью, представленной ведущими жанрами его творчества и масштабами функционирования его авторских жанровых моделей в литературном сознании эпохи. Напротив, именно литературная личность явилась принципиальным эстетическим новшеством, отличающим авторскую русскую литературу XVIII в. от анонимной книжности русского средневековья. Исключения в общей закономерности разрыва между биографической и литературной личностью писателя очень редки.

Так, для разговора о литературной позиции Ломоносова, например, важны сведения о его научной деятельности, а для анализа жанровой модели торжественной оды они в принципе неприменимы, поскольку личность автора оды выступает в ней в подчеркнутом обобщенно-общечеловеческом срезе. Для характеристики сатиры Кантемира совершенно неважно то, что он был дипломатом; стилевое своеобразие лирики и эпоса Тредиаковского никак не соотносится с его академической деятельностью. С другой стороны, экстраординарная биография Эмина прямо обусловила эстетику и поэтику его романов, автобиографизм лирики Державина является эстетически определяющим ее своеобразие фактором, а жизнестроительство Карамзина требует соотнесения его текстов с фактами его биографии. В этих и всех подобных, эстетически мотивированных, случаях автор стремился давать необходимые биографические сведения, опуская их в других случаях, не столь принципиальных.

То же самое можно сказать о мотивировках введения исторических очерков эпохи. Несмотря на то что русская история XVIII в. была весьма бурной на всем протяжении столетия, эстетической насыщенностью обладают только два ее периода, оба – переходные эпохи в развитии русской ментальности, русской государственности и русской словесности. Это эпоха государственных преобразований начала века, связанная с именем Петра I, и первые десятилетия царствования Екатерины П. Первая породила новый тип личности и массового эстетического сознания, определившие общее направление литературного процесса, вторая – новый тип соотношения идеологии и эстетики. Поэтому очерк общественно-политической и духовной атмосферы дан только для этих двух культурно-исторических периодов. Новое качество русской словесности у истоков нового времени русской культуры и в момент первого глубокого кризиса просветительского мировоззрения в этих случаях глубоко мотивировано внелитературной реальностью, вступающей в непосредственный контакт с эстетической деятельностью. Разумеется, исторические факты, реалии русской и европейской жизни, необходимые для понимания того или иного художественного текста, постоянно присутствуют на страницах учебника, но акцентируется характер их эстетического преломления.

Наконец, критерии отбора литературного материала обусловлены очевидной неравноценностью жанровых моделей в пределах совокупности литературных текстов одного писателя: при общем разнообразии этих моделей для каждой творческой индивидуальности, литературную личность писателя определяют лишь отдельные жанровые структуры – а именно те, которые имеют перспективу дальнейшего бытования не только в литературе XVIII в., но и за его хронологическими пределами. В случае с Кантемиром, чье имя стало синонимом жанра сатиры, с Ломоносовым, чья литературная личность изоморфна жанру торжественной оды, с Богдановичем – «певцом Душеньки», с Чулковым – автором первого оригинального русского романа, Фонвизиным – «сочинителем Недоросля» и т. д. , подобный подход, вероятно, не нуждается в специальной мотивировке.

В литературе XVIII века сохранялись старые формы, но содержание произведений поменялось, подвергаясь оказываемому влиянию идей Просвещения и гуманистической мысли.

В начале XVIII в. популярны были повести ("истории"), особенно "история о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "истории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.

Основы теории русской литературы нового времени заложил писатель и публицист Ф. Прокопович в своих трудах "Риторика" и "О поэтическом искусстве". Он обосновал принципы раннего классицизма. В русской литературе начало классической традиции было положено творчеством А.Д. Кантемира, поэта, первым введя в России жанр стихотворной сатиры, который был выработан классицизмом.

В литературе, начиная с 30-х гг. проявилось влияние классицизма. Возникло данное направление под воздействием западноевропейского, более раннего по времени. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, но ему всё же были присущи и выраженный интерес к античности и жесткая жанровая регламентация. Большую популярность приобрели переводы античных авторов (особенно Горация и Анакреона). В драматургии и поэзии господствующее место отводилось античным сюжетам. Национальную особенность русского классицизма составляла его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, которая проявлялась в высоком гражданском пафосе искусства.

Классицизм приобрел и свои характерные черты - пафос абсолютной монархии, национальной государственности. Вершины своей направление классицизма достигло в философских, торжественных одах Ломоносова с их идеями общенародного культурного прогресса и мудрого монарха.

Русский классицизм представлен именами М.М.Хераскова, А. П. Сумарокова, его главы, Я. Б. Княжнина, В. И.Майкова и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, данные деятели литературы исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

Основоположником нового стихосложения, которое положено в основу современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 - 1768). Новая, силлабо-тоническая система стихосложения стала существенным элементом новой словесности. Она основывается на чередовании безударных и ударных слогов в строке.

У истоков новой русской драматургии находился автор первых русских комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Он создал 12 комедий и 9 трагедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий он взял из русской истории, например, «Дмитрий Самозванец».

Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин(1744-1792) обличал произвол и невежество помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743-1816) пытался в оде «Фелица» создать образ «идеального монарха», сравнения с которым современные ему правители не выдерживали.

На смену классицизму пришёл сентиментализм. Ему присущ сугубый интерес к переживаниям, чувствам, интересам простого человека, особенно из средних сословий Начало сентиментализма связывается с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). Писатель сумел в своей повести «Бедная Лиза» доказать простую истину о том, что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.

Дворянское стихотворство данной поры не ограничено только любовной лирикой. Ему знакомы и жанры большей общественной значимости, например, сатира, значительные образцы которой впервые представил Кантемир, хотя и до него сатирические элементы появлялись, например, в ораторской прозе Феофана Прокоповича, в виршах Симеона Полоцкого или в «интерлюдиях», которые нередко выводили в карикатурном виде врагов политики феодальной экспансии.

В творчестве Ломоносова и Кантемира оформились старшие жанры -торжественная ода и сатира. Творчество Тредиаковского дало образцы художественной прозы, стихотворного эпоса и положило начало формированию жанровой системы лирики.

У Сумарокова и его последователей шло по линии лирики и особенно по линии комедии «снижение» высокого стиля. Ломоносовская теория комедию причисляла к разряду низких жанров, разрешая в ней большую свободу от «правил» и тем самым в ней «снижая» классицизм. Широкая дворянская литература использовать эту относительную свободу не преминула. Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» много внимания уделял комедии, которой он поставил дидактическую задачу: «свойство комедии издевкой править нрав -- смешить и пользовать прямой ее устав».

В жанре сентиментального путешествия, сентиментальной повести писал Н. М. Карамзин.

В ряде произведений, которые относятся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в своих комедиях “Бригадир” и “Недоросль” реалистично и метко описывал жизнь помещичьих усадеб, рисуя нравы их владельцев, сочувствуя судьбе крестьян, положение которых требовало, по его мысли, облегчения путем смягчения нравов дворянства, а также его просвещения.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в художественной форме, в своих произведениях, поставил проблему необходимости ликвидации крепостничества и самодержавия. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором сочетается жанр путешествия с чувствительной повестью, им даны яркие картины беззакония и произвола.

Начало XVIII в. является важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, наряду с церковнославянским языком в ней применялись активно иностранные слова, многие их которых сохранились в и современном русском языке.

В первую очередь русская классическая поэтика разрабатывала вопросы поэтического языка, который нужно было приспособить к новым заданиям

Лексические нормы литературного языка в середине XVIII в. были упорядочены М.В. Ломоносов. В трактате "О пользе книг церковных в российском языке" (1757) он использовал схему деления литературного языка, известную еще со времен античности, на три стиля: высокий, средний и низкий. Её исходным пунктом являлось употребление «славянских речений». Но его реформа сохраняла условность книжного языка, который отличался от разговорной речи.

Классицизм представлен наиболее ярко сочинениями Ломоносова, который пропагандировал в своих теоретических работах («Риторика», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства» и др.) пышное, высокое искусство слова, нравоучительное, которое должно содействовать разрешению задач государственною порядка. В творчестве Ломоносова поставлены и разрешены художественно проблемы, которые наивно и робко выдвигала литература начала века, ратуя за укрепление и расширение социально-экономической базы феодальной России. Не выходя из жанровых рамок высокой поэзии, он использовал оду, а отчасти трагедию и эпопею для пропаганды тенденции феодально-абсолютистской, военно-бюрократической монархии в ее европейских «культурных» формах.

Крупнейшим поэтом конца XVIII в. считают и Г.Р. Державина. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединившего "высокий" стиль с "низким", внесшим в поэзию элементы разговорного языка. В становлении нового литературного языка сыграли важную роль писатели-сентименталисты, в частности, Н.М. Карамзин. Но, провозгласив сближение литературного языка с разговорным, они ориентировались на "язык салонов". Поэтому их нововведения не стали главным направлением формирования литературного языка.

Другим направлением стала ориентация на книжный славянский язык, отстаиваемая А.С. Шишковым, способствовавшая сохранению в языке национальных корней. К началу XIX в. споры о развитии русского языка стали частью культурной жизни общества, что являлось показателем роста национального самосознания.

Тест по теме: «Биология­наука о жизни…»
1.Общая биология – это наука:
А) о закономерностях жизни на всех уровнях ее организации, механизмы биологических процессов
и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.
Б) о растениях
В) о животных
2.Среди названных уровней организации живого уберите лишнее: молекулярный, организменный,
атомарный, биосферный, элементарных частиц, клеточный.
3.Соотнесите какому уровню организации соответствует объект:
Береза карельская
Кожа
Заяц
Клетка крови
Вода
4.Найди соответствия:
Обмен веществ
Самовоспроизведение
Изменчивость
Эволюция
Наследственность

Молекулярный
Клеточный
Органно­тканевой
Организменный
Популяционно­видовой
Способность к размножению
Способность к развитию
Способность передавать свои признаки
Способность поглощать и выделять вещества
Способность приспосабливаться к условиям среды
5.Соотнеси свойство живой системы с конкретным примером:
А) зимняя спячка у млекопитающих;
Б) поглощение кислорода при дыхании и выделении углекислого газа;
В) рост гибридного мицелия под землей;
Г) сезонные миграции (перелеты) птиц.
а) способность к обмену веществ, энергии и информации с окружающей средой;
б) способность адаптироваться к условиям среды;
в) способность к движению;
г) способность к размножению по законам наследственности и изменчивости.
6.Перечислите свойства живых организмов.
7.Назовите уровни организации живой материи.

Тест по теме: «Клетка»
А1. Р. Гук впервые увидел под микроскопом и описал клетки:
1) простейших
2) пробки
3) клубня картофеля
4) кожи угря
А2. Основная функция лизосомы в клетке – это:
1) внутриклеточное пищеварение
2) синтез белка
3) образование молекул АТФ
4)репликация ДНК
А3. Синтез белка в прокариотической клетке происходит:
1) на рибосомах в ядре
2)на рибосомах в цитоплазме
3) в клеточной стенке
4) на внешней поверхности цитоплазматической мембраны.
А4. Грибы относятся к эукариотам, так как:
1) в них клетка имеется ядро, окруженное двойной мембраной
2) они не имеют тканей
3) размножаются спорами
4) их клетки не имеют пластид
А5. Синтез белка происходит в:
1) гранулярном эндоплазматическом ретикулуме
2) гладком эндоплазматическом ретикулуме
3) ядре
4) лизосомах
А6. Клетки растений в отличие от клеток животных не способны:
1) осуществлять дыхание
2)к фагоцитозу
3) осуществлять фотосинтез
4) к синтезу белка
А7. Клетка имеет жгутик у:
1) амебы
2) инфузории­туфельки
3) трипаносомы
4) радиолярии
А8. В аппарате Гольджи образуются:
1) лизосомы
2) рибосомы
3) хлоропласты
4)митохондрии
А9. Митохондрии отсутствуют в клетках
1) бактерий
2) животных
3)грибов
4)растений
А10. К неклеточным формам жизни относится:
1) бактерии
2)вирусы
3) простейшие
4) грибы

А11. Способностью к фотосинтезу обладают:
1) простейшие
2) вирусы
3) растения
4) грибы
А12. Клетки растений, также как и клетки животных:
1) имеют ядро
2) имеют целлюлозную клеточную стенку
3) способы к фагоцитозу
4) содержат хлоропласты
А13. Растительная клетка в отличие от клетки гриба:
1) содержит рибосомы
2)имеет плазматическую мембрану
3) содержит пластиды
4) содержит вакуоли.
А14. Клетка бактерий в отличие от клетки животных:
1) не содержит рибосом
2) не имеет внешней мембраны
3) имеет внешнюю мембрану
4) имеет клеточную стенку
А15. Двумембранными органоидами являются:
1) рибосомы
2)эндоплазматическая сеть
3) лизосомы
4) митохондрии
А16. Процесс синтеза белка осуществляют клеточные органоиды, которые называются:
1) лизосомы
2) хромосомы
3)хлоропласты
4) рибосомы
А17. Животные клетки в отличие от растительных способны к:
1) синтезу белка
2)фагоцитозу
3) обмену веществ
4) делению
А18. В клетках бактерий отсутствуют:
1) цитоплазма и внешняя мембрана
2)ДНК и РНК
3) митохондрии
4) рибосомы
А19. Для клеток всех живых организмов характерно наличие:
1) рибосом
2) митохондрий
3) плазматической мембраны
4) клеточной стенки
А20. Каналы эндоплазматической сети ограничены:
1) одной мембраной
2) полисахаридами
3) двумя мембранами
4) слоем белка
А21. Бактерии в отличие от животных клеток имеют:
1) клеточную стенку
2)ядро
3) специализированный органы размножения

4) цитоплазму
А22. Основные постулаты «клеточной теории» сформулировали:
1) Броун, Крик
2) Гук, Левенгук
3)Шванн, Шлейден
4) Дарвин, Вавилов
А23. Двухмембранные органоиды клетки, имеющие складки внутренней мембраны – кристы, называются:
1)пластиды
2) аппарат Гольджи
3) эндоплазматическая сеть
4)митохондрии
А24. Неклеточной формой жизни является:
1) бактерия
2) циста амебы
3) сине­зеленая водоросль
4) вирус
А25. Органоиды, в которых осуществляется фотосинтез, называются:
1) митохондрии
2) рибосомы
3) вакуоли
4) пластиды
А26. К эукариотам не относится:
1) инфузория туфелька
2) палочка Коха
3)эвглена зеленая
4) человек
А27. Двухмембранный органоид, встречающийся только в растительных клетках, называется:
1) митохондрии
2) пластиды
3) эндоплазматическая сеть
4) рибосомы
А28. Клеточный центр обнаружен в клетках
1) только растений
2) только животных
3) всех животных и низших растений
4) всех организмов
А29. Бактерии как и растения имеют:
1) митохондрии
2) хлоропласты
3) ядро
4) клеточную стенку
А30. Систему одномембранных цистерн и отшнуровывающихся от них пузырьков называют:
1) аппарат Гольджи
2) эндоплазматическая сеть
3)лизосома
4) центриоль
А31. Функцией ядра является:
1) образование лизосом и митохондрий
2)защита клетки от вредных веществ
3)синтез и транспорт белков, жиров и углеводов
4) хранение генетической информации
А32. Термин клетка в науку ввел
1) Шванн
2) Шлейден

3)Гук
4) Левенгук
А33. Синтез белка в клетке осуществляют
1) митохондрии
2) пластиды
3) рибосомы
4) лизосомы
А34. Рибосомы в клетках эукариот расположены
1) в цитоплазме
2) в цитоплазме на мембранах гранулярной ЭПС
3) в цитоплазме, на мембранах гранулярной ЭПС, в митохондриях и хлоропластах
4)на мембранах гранулярной ЭПС
А35. Клетки растений в отличие от грибов имеют:
1) хитиновую клеточную стенку
2) обособленное ядро
3)пластиды
4) способность к размножению
А36. Содержимое клеточного ядра называется:
1) кариоплазма
2) цитоплазма
3) клеточный сок
4)гиалоплазма
А37.Новые митохондрии образуются в клетке в результате
1) деления и роста других митохондрий
2) деления и роста лизосом
3) синтеза, протекающего в ядрышке
4) выпячивания мембран аппарата Гольджи
А38. Клетки животных в отличие от клеток растений имеют способность к
1)синтезу белка
2) фотосинтезу
3)фагоцитозу
4) дыханию
А39. Лизосомы образуются
1) путем самостоятельного деления
2) на каналах ЭПС
3) на ядерной мембране
4)на аппарате Гольджи
А40. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в
синтезе белков, жиров, сложных углеводов?
1) эндоплазматическая сеть
2) наружная клеточная мембрана
3) комплекс Гольджи
4) цитоплазма
А41. Каждая клетка появляется
1) из бесструктурного межклеточного вещества
2) путем деления материнской клетки
3) путем самозарождения из органических веществ
4) за счет клеточных стенок соседних клеток
А42. В состав рибосомы входит
1) участок ДНК и белки
2)т­РНК и участок ДНК
3)р­РНК и белки
4) и – РНК, р­РНК и ДНК
А43. Все живые организмы объединяет:

1) клеточное строение
2) способность к фотосинтезу
3) наличие ядра в клетке
4) способность к движению
А44. Бактериальная клетка не имеет
1) рибосом
2) плазматической мембраны
3) обособленного ядра
4) цитоплазмы
А45.Клеточное строение всех организмов свидетельствует о
1) способности к неограниченному росту
2) наличии хлоропластов
3) единстве происхождения
4) одинаковом наборе органоидов в клетке.
Тест по теме: «Фотосинтез»
1. Организмы, образующие органические вещества только из органических:
1.гетеротрофы 2.автотрофы
3.хемотрофы 4.миксотрофы
2. В световую фазу фотосинтеза происходит:
1.образование АТФ 2.образование глюкозы
3.выделение углекислого газа 4.образование углеводов
3. При фотосинтезе происходит образование кислорода, выделяющегося в процессе:
1.биосинтеза белка 2.фотолиза
3.возбуждения молекулы хлорофилла 4.соединения углекислого газа и воды
4. В результате фотосинтеза энергии света превращается в:
1. тепловую энергию 2.химическую энергию неорганических
соединений
3. электрическую энергию тепловую энергию 4.химическую энергию органических
соединений
5. Дыхание у анаэробов в живых организмах протекает в процессе:
1.кислородного окисления 2.фотосинтеза
3.брожения 4.хемосинтеза
6. Конечными продуктами окисления углеводов в клетке являются:
1.АДФ и вода 2.аммиак и углекислый газ
3.вода и углекислый газ 4.аммиак, углекислый газ и вода
7. На подготовительном этапе расщепления углеводов происходит гидролиз:
1. целлюлозы до глюкозы 2. белков до аминокислот
3.ДНК до нуклеотидов 4.жиров до глицерина и карбоновых кислот
8. Обеспечивают кислородное окисление ферменты:
1.пищеварительного тракта и лизосом 2.цитоплазмы
3.митохондрий 4.пластид
9. При гликолизе 3моль глюкозы запасает в форме АТФ:
1. 240 кДЖ 2. 80 кДЖ 3. 160 кДЖ 4. 120 кДЖ
10.Два моль глюкозы подверглось полному окислению в клетке животного, при этом выделилось
углекислого газа:
1. 3 моль 2. 6 моль 3. 12 моль 4. 18 моль
11. В процессе хемосинтеза организмы преобразуют энергию окисления:
1.соединений серы 2.органических соединений
3.крахмала 4.жиров
12. Одному гену соответствует информация о молекуле:
1.аминокислоты 2.крахмала

3.белка 4.нуклеотида
13.Генетический код состоит из трех нуклеотидов, значит он:
1. специфичен 2.избыточен
3.универсален 4.триплетен
14. Всю совокупность химических реакций в клетке называют
1) фотосинтезом
2) хемосинтезом
3) брожением
4) метаболизмом
15. Если нуклеотидный состав ДНК – АТТ­ЦГЦ­ТАТ, то нуклеотидный состав и­РНК:
1.ТАА­ЦГЦ­УТА 2.УАА­ГЦГ­АУА
3.УАА­ЦГЦ­АУА 4.УАА­ЦГЦ­АТА
Тест по теме «Обмен веществ и энергии».
1.Где происходят основные стадии обмена веществ и энергии?
1) в тканях 2) в клетках 3) в легких 4) в кишечнике
2. Распад и окисление части органических веществ, поступивших в клетку, происходит в ходе:
1) энергетического обмена 3) химического обмена
2) пластического обмена 4) биологического обмена
3. Энергетический обмен характеризуется:
1) превращением поступивших веществ в клетку в собственную протоплазму
2) синтезом из аминокислот, глюкозы и других веществ, присущих клетке
3)обеспечением процессов роста и самообновления клетки
4) распадом высокомолекулярных соединений, сопровождающимся выделением энергии
4. Какие неорганические вещества являются исходными для фотосинтеза?
1)водород и кислород
2) вода и углекислый газ 3) углерод и вода
5,Какой процесс является частью энергетического обмена?
1)окисление глюкозы 2) растворение солей натрия в воде 3) синтез белка
6.В ходе реакций световой фазы фотосинтеза…
1)происходит возбуждение электронов светом
2) образуется вода
3) тратится углекислый газ
7. Какие из перечисленных ниже веществ, образующихся в реакциях, вызываемых светом,
необходимы для фиксации углерода?
1)СО2 и Н2О 3)АТФ и Н2О
2)АТФ и НАДФ.Н2 4)О2 и Н2О
8.Где происходит процесс биологического окисления?
1) в митохондриях 3) в рибосомах
2) в хлоропластах 4) в лизосомах
9.При больших физических нагрузках в клетках мышц накапливается:
1) избыток СО2 3) избыток молочной кислоты
2) избыток АТФ 4) избыток О2
10. Сколько молекул глюкозы необходимо расщепить без участия кислорода, чтобы получить 18
молекул АТФ?
1)18 2) 38 3)9 4) 27

Тест "Биосинтез белка"
1. Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов
1) 100 2) 200 3) 300 4) 400
2. К пластическому обмену относят процесс
1) биосинтеза белка
2) расщепления РНК
3) дыхания
4) гликолиза
3. Единый аппарат биосинтеза белка
1) эндоплазматическая сеть и рибосомы
2) митохондрии и клеточный центр
3) хлоропласты и комплекс Гольджи
4) лизосомы и плазматическая мембрана
4. Принцип комплементарности (дополнительности) лежит в основе взаимодействия
1) аминокислот и образования первичной структуры белка
2) нуклеотидов и образования двуцепочечной молекулы ДНК
3) глюкозы и образования молекулы полисахарида клетчатки
4) глицерина и жирных кислот и образования молекулы жира
5. Роль матрицы в синтезе молекул и­РНК выполняет
1) полипептидная нить
2) плазматическая мембрана
3) мембрана эндоплазматической сети
4) одна из цепей молекулы ДНК
6.Определите последовательность антикодонов т­РНК, если и­РНК сняла информацию с фраг­
мента ДНК, имеющего последовательность нуклеотидов АГЦ­ТТА­ГЦТ.
1) АУТ­ЦАГ­УУА 2) АГЦ­УУА­ГЦУ
3) ТЦГ­ААТ­ЦГА 4) ЦГА­УАГ­ЦУЦ

Тест по теме: «Вирусы и фаги»
Вариант 1
1. Вирусы открыл:
А­ Виноградский Б­ Павлов В­ Ивановский Г­ Вернадский
2. Клеточного строения не имеют:
А­ сине­зеленые водоросли(цианеи)
Б­ бактерии
В­ дрожжи
Г­ вирусы
3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки­хозяина потому, что:
А­ разрушает клеточную мембрану
Б­ клетка теряет способность к репродукции
В­ разрушает митохондрии в клетке хозяина
Г­ ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.
4. Вирусы размножаются:
а­ только в клетке хозяина
б­ самостоятельно
в­ варианты а и б
г­ не способны у размножению.
5.Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
а­ полиомиелита
б­ оспы
в­ гриппа
г­ ВИЧ
6. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой
природы?
а­ вирусы; б­ бактерии;
в­ лишайники; г­ грибы.

в) вирус;
г) одноклеточная водоросль.
7. Вирусы, проникая в клетку хозяина,
а) питаются рибосомами;
б) отравляют её своими продуктами жизнедеятельности;
в) воспроизводят свой генетический материал;
г) поселяются в митохондриях.
8. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является
синтез специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и
делающих невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются
а­ антигены
б­ антибиотики
в­ вакцины
г­ интерфероны
9. Вирусы состоят из
а­ белков и нуклеиновой кислоты
б­ целлюлозы и белков
в­ ДНК и РНК
г­ ядра и цитоплазмы
10. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.
А Встраивание ДНК Бактериофага в клетку­хозяина
Б Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага
В прикрепление бактериофага к оболочке бактерии
Г проникновение бактериофага в клетку бактерии
Д выход бактериофага из клетки, заражение других

1 2 3 4 5 6
18. Установите последовательность жизненного цикла РНК-содержащего вируса в клетке хозяина:
1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
3) синтез вирусной ДНК;
4) формирование новых вирусов;
5) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
6) проникновение РНК вируса в клетку;
7) обратная транскрипция;
8) синтез вирусных белков.
А Б В Г Д Е Ж З
Выберите два правильных ответа
19. Вирусы - это:
а) доклеточные формы жизни; б) древнейшие из эукариот; в) примитивные бактерии; г) занимают промежуточное положение между живой и неживой природой; д) содержат некоторые немембранные органоиды.
20. Обязательными компонентами вируса являются:
а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ.
21. Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни:
а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
в) дыхание; г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность.
22. Не являются вирусными заболеваниями: а) ящур; б) сифилис; в) краснуха; г) бешенство; д) тиф.
23. Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса:
а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
46037504254500
Дайте полный ответ
24. Как называется изображенный на рисунке объект? Каково его значение? Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.
ОТВЕТЫ на тест «Вирусы»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в г б а г а б в а б в а в г в
16. 211212
17. ВГАБЕД
18. 51673284
19. аг
20. бв
21. гд
22. бд
23. гд
24. 1) Бактериофаг.
2) Уничтожает клетки бактерий.
3) 1 – головка; 2) нуклеиновая кислота; 3) хвостик; 4) базальная пластинка с ферменты.