Темы практических занятий по курсу русский язык и культура речи. Краткость речи: как избежать многословных выражений

Культура речи делового человека

Под культурой речевого общения понимается такой отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере речевых коммуникаций с непременным учётом литературных норм.

Литературный язык - это исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой функциональных стилей.

Признаки литературного языка:

1. традиционность и письменная фиксация;

2. общеобязательность норм и их кодификация, т.е. закрепление и описание в словарях и грамматиках;

К нелитературным вариантам относятся территориальные диалекты, социальные жаргоны, просторечия.

Территориальные диалекты (говоры) - это местные разновидности языка, это язык жителей деревни, уходящий в прошлое.

· Социальные жаргоны - это разновидность языка, которую используют различные социальные группы.

· Просторечие - это язык необразованных городских жителей.

В последнее десятилетие формируется переходная зона между литературным языком и нелитературными вариантами - общий жаргон.

Основные этапы становления и развития русского литературного языка.

1) формирование древнерусского литературного языка (10-11 вв.);

2) древнерусский литературный язык (11-17 вв.);

3) русский литературный язык 18 века;

4) современный русский литературный язык (от Пушкина до наших дней);

Норма литературного языка - это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Понятие нормы одно из ключевых в лингвистике. Именно норма лежит в основе создания литературного языка. Норме литературный язык обязан своим возникновением и существованием. Основное свойство норм - их обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски. Можно указать ещё два важных свойства норм: их устойчивость и в то же время историческую изменчивость. Если бы нормы не были устойчивыми, если бы они легко подвергались различного рода воздействиям, языковая связь между поколениями была бы нарушена. Устойчивость норм обеспечивает во многом также преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы.

В то же время устойчивость норм не абсолютна, а относительна. Норма, как и всё в языке, медленно, но непрерывно изменяется под влиянием разговорной речи, местных говоров, различных социальных и профессиональных групп населения, заимствований и т.д.

Изменения в языке влекут за собой появления вариантов некоторых норм. Это значит, что одно и то же грамматическое значение, одна и та же человеческая мысль могут быть выражены неодинаково, посредством разных слов, их форм и сочетаний, с использованием различных фонетических средств.

Строгость литературно-языковых норм в 19-20 веках стала обязательной приметой образованности. В настоящее время норма утрачивает признак обязательности и становится рекомендуемой.

Литературно правильная речь построена в соответствии с языковыми нормами. Норма - единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определённый период его развития. Она исторична и со временем так или иначе может изменяться. Изучая состояние языка в его речевых проявлениях (художественная и научная литература, живая речь, устная и письменная речь СМИ и т.д.), лингвисты выделяют те или иные нормы, присущие ему на данном этапе существования. Установление нормы и её усвоение носителями языка помогает сохранить целостность и общепонятность литературного языка, защищает его от неоправданного проникновения диалектных, просторечных и жаргонных элементов. Именно соответствие норме позволяет используемым нами вербальным средствам выполнять основную функцию - быть средством общения.

Норма может быть императивной (лат. imperativus - не допускающий выбора и диспозитивной (лат. dispositivus - допускающий выбор). Нарушение императивной нормы расценивается как слабое владение русским языком. К императивным нормам относится нарушение норм склонения, спряжения, принадлежности к грамматическому роду, нормы ударения в некоторых формах и т.д. Диспозитивная норма допускает варианты - стилистические или вполне нейтральные.

Различают нормы орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические и нормы правописания. Их усвоение носителями национального языка происходит естественным путём, если в раннем детстве

человек слышит правильную, нормированную речь. Овладение нормами продолжается в школе и других учебных заведениях. Но в речевой практике, несмотря на это, очень часто встречаются те или иные нарушения нормы. Преодолеть этот недостаток можно, если систематически работать с различного рода словарями и справочниками.

Следующий аспект речевой культуры – выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора.

Для ответа на вопрос Какими качествами должна обладать речь следует представить систему отношений между:

Речью и языком

Речью и действительностью

Речью и сознанием слушателя

Речью и условиями общения

Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и осмыслить такие основные коммуникативные качества речи, как правильность, краткость,точность, логичность, богатство,эмоциональность (выразительность) речи.

Этот перечень может быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомянутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публичного выступления.

Правильность речи – первое и непременное требование. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Н. М. Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим».

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике.

Единство речи, ее взаимопонимаемость обеспечиваются именно правильностью речи, без нее не «срабатывают» другие коммуникативные качества (точность, выразительность и др.).

Значение грамматической правильности речи подчеркивал М. В. Ломоносов: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики".



Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действенности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики – ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательности мысли ("Наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму").

Нарушение лексических норм (ошибки в словоупотреблении , неоправданное использование диалектных и жаргонных слов , разрушение устойчивых словосочетаний и др.), мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления («На наших плечах возлежит история, мы должны передать ее последующим поколениям, которые будут рослее и мощнее нас»); («В тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху»).

Грубые ошибки в произношении («будующей», «лаболатория», «ихний», «красивее», «алфавит», «торта», «досуг») также отвлекают аудиторию от существа речи, создают негативный психологический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор, обязан совершенствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.

Краткость речи. Важное качество хорошего выступления – его краткость . Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушатели, но и умеет избежать ненужных повторов,

излишней детализации, словесного мусора. Известный древнегреческий писатель и ученый Плутарх считал, что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».

Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова, ненужные, излишние по смыслу: «толпа людей» «по-новому пересмотреть», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обеспечения продовольствием»

Другая разновидность многословия – тавтология , т.е. повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными «равноправные права», «я собственно скажу свое личное мнение», «отсюда вытекает текучесть кадров». Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением: «перспектива на будущее», «традиционные каноны», «памятный сувенир», «свободная вакансия».

Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов – вид многословия.

Вот один из примеров: «Я смотрю на Вопрос так: затраты будут велики. А если мы заглянем в вопрос поглубже, – а вы согласитесь с тем, что все это мы сделаем, в чем я не сомневаюсь, – то мы обнаружим, что необходимых средств нет. Более того, даже если бы средства были налицо, на что рассчитывать нельзя, как я уже сказал, то весьма сомнительно, что проект стоит таких затрат».

В этой фразе «слова-заполнители» составляют три четверти сказанного. Гораздо действеннее было бы начать со слов «Я убежден», а затем просто соединить в короткое предложение все подчеркнутые слова.

Ошибками являются также злоупотребление определениями («наш священный и наивысший долг»), преувеличениями («Абсолютная и неоспоримая истина»), подразделениями («мужчины, женщины, дети каждого города» – вместо «все жители»).

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.

Точность речи. Требование точности и ясности предъявлялось к публичной речи уже в античных руководствах по риторике:

«Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».

Точность, речи всегда связывалась:

· с умением ясно мыслить

· со знанием предмета выступления

· со знанием значений слов.

Если первые два элемента принимаются как сами собой разумеющиеся, то третий требует некоторых пояснений.

Чтобы обеспечить точность речи:

Оратор должен верно выбрать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания («просить» – нейтральное, «клянчить» – ироническое, «ходатайствовать» – официальное, «молить» – возвышенное, «умолять» – разговорное; «спать» – нейтральное, «почивать» – торжественное, «дрыхнуть» – просторечное).

Ему придется также четко разграничить паронимы («дипломник» и «дипломант», «эффектный» и «эффективный», «гордость» и «гордыня», «нетерпимы» и «нестерпимый»).

Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов.

Перегруженность речи терминологией делает ее недоступной пониманию.

Злоупотребление архаизмами также может существенно затруднить восприятие.

А бездушное, стилистически неоправданное использование заимствований п ревращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где, по меткому выражению языковеда П. Филина, на смену ушедшему «французско-нижегородскому» пришел принижавший национальное достоинство «американско-ростовский сленг».

Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова, и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, к­торым постоянно мотивировал выступающий...». «Я гипотетически придумал такой план». «Это не входит в сферу моей компетенции...».

Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению: «Большая половина выступления посвящалась критике», «Следует придерживаться осторожности во время спуска». «Экскаватор вооружен ковшом», «Нам нужна подсобная литература по этой теме», «Он работает здесь ряд лет».

Логичность речи. Много общего с точностью имеет логичность речи – соответс твие сочетаемости частей высказывания законам логики.

· Это значит, что сочетание одного слова с другим должно бытьнепротиворечивым(типичная ошибка «углубляется вширь»);

· Кроме того, условием логичности является правильный порядок слов(«напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»).

· Логичность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте («У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда; среди них мне запомнились два дня») .

Богатство речи. Одно из центральных качеств речи – ее богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный – те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный – все знакомые и понятные нам слова, которые мы, тем не менее, в своей речи не употребляем).

Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включают еще около 15 тысяч языковых единиц.

Богатство речи проявляется прежде всего:

· в разнообразии синонимов , помогающих избежать монотонности, придать речи яркую эмоциональную окраску;

· затем – в использовании фразеологических единиц , не только разнообразящих речь, но и придающих ей особую выразительность, меткость, образность, (сравните, насколько выразительнее «души не чаять», чем «любить»; «сломя голову», чем «быстро»; «из рук в руки», чем «непосредственно»). К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы;

· наконец, богатство речи – это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способствует его популярности.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит словесный штамп – механическое повторение стертых, шаблонных словосочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности.Они известны всем, их все уже много раз слышали, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувство. За речевыми штампами стоит, как правило,отсутствие мысли и чувства оратора.

Кого могут взволновать, например, такие стереотипные выражения: «проявлять постоянную заботу», «принимать решительные меры», «в свете сегодняшних требований», «надо определиться по этому вопросу", "проводить в жизнь"?

Еще более опасная разновидность штампов – это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стершиеся образные выражения : "белое золото" (черное, голубое, мягкое и т.д.), "корабли полей", "этажи новостроек", "труженики моря", "держать руку на пульсе времени", "часовые порядка" и др.

Разновидность штампа , все чаще проникающего в живую разговорную речь, – так называемый"канцелярит" (по меткому определению К.И. Чуковского), использование не по назначению трафаретных выражений из деловых бумаг.

Признаки канцелярита:

Вытеснение живого глагола отглагольными существительными

Нагромождение существительных в родительном падеже

Злоупотребление иностранными словами.

Лишая ораторскую речь ее естественной живости и выразительности, обезличивая ее, канцелярит одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное. Более того, штампы такого рода помогают придать "солидность" пустым, бессодержательным речам, создают видимость мысли и дела там, где их нет. Сравните несколько фраз:

1. Подготовка кадров будет иметь особое значение. Подготовка кадров сегодня очень важна в свете решений сегодняшнего дня.

2. Отряд добровольцев проделал определенную работу по оказанию помощи пострадавшим от наводнения. Отряд добровольцев помог пострадавшим от наводнения

3. Я не в курсе дел по этому вопросу. Я не знаю.

4.Сложилось совершенно недостаточное положение с трудовой
дисциплиной. Трудовая дисциплина очень слаба (низка).
точное положение с трудовой дисциплиной.

Эмоциональость речи (выразительность). Как уже отмечалось выше, ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее рационального содержания.

Учеными установлено, что эмоциональность речи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще "выразительностью" или "образностью речи".

Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории.

Эту закономерность сформулировал М. М. Сперанский в "Правилах высшего красноречия": "Основание красноречия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. ... Оратор должен быть сам, пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе".

Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи).

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы, это:

1.ЭПИТЕТ – образное определение ("слепая любовь", "дремучее невежество", "лютая смерть", "леденящая вежливость").

2.СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с
целью более яркой характеристики одного из них через
свойства другого ("злые языки страшнее пистолета", "покраснел, как рак").

3.МЕТАФОРА – перенос на один предмет свойства другого
предмета, сближение двух явлений по сходству или контрасту ("искра таланта", "золотые руки", "тишину рассекает хриплый рев гудка")

4.МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий ("любить Пушкина" т.е. любить стихи Пушкина).

5.СИНЕКДОХА (разновидность метонимии) - употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот ("все флаги в гости будут к нам", "в наших лесах водится белка").

6. ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение ("вино лилось рекой", "ждать целую вечность").

7. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – одушевление неодушевленного ("ветер стучит в окно", "старость стоит у порога").

К лексическим средствам выразительности примыкают

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов с полностью или частично переосмысленным значением, пословицы, поговорки. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представлений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афоризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели - фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса.

1.ПОВТОР – многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора – анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов).

2.АНТИТЕЗА – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.

3.ИНВЕРСИЯ – намеренное нарушение обычного порядка слов в
предложении.

4.ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое
последующее превосходит предыдущее по интенсивности.

5.РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.­

6.РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - особо эмоциональное утвержде­ние или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.

Уместность речи. Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все выразительные средства языка, но при этом он соблюдает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи делает выступление растянутым, искусственным и напыщенным. Строгое подчинение выразительных средств целям речи и ситуации общения, т. е. уместность речи – одно из главных правил риторики.

В заключение можно сформулировать несколько практических советов тем, кто хочет стать хорошим оратором:

Чтобы поднять уровень речевой культуры, необходимо:

Расширять круг своего чтения, анализируя при этом стили
литературного языка;

Внимательно и часто слушать хороших ораторов и выдающихся актеров;

Постоянно контролировать себя, бороться с погрешностями
языка и стиля в обиходной речи;

Чаще практиковаться в публичных выступлениях, перед этим
предварительно написав и тщательно отредактировав текст речи;

Это очень важная глава. «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все»(Вольтер). В одном докладе мы никогда не исчерпаем нашу тему, а только исчерпаем тер­пение наших слушателей. Совет Лютера молодому про­поведнику: «Коль поднимаются, да рот пошире откры-вают, то люди уши затыкают. За четверть часа напропо- ведуют гораздо больше, чем сделают за 10 лет. Если по­чувствовал, что люди слушают прилежнее, тут же закан­чивай свою проповедь. Вот тогда у тебя будут слушате­ли». Лютер отвергал риторику, как стремящуюся искус-

но приукрашивать дела словами. Он выступал против многословного краснобайства и в одной застольной речи сказал: «Если занимаются риторикой и употребляют мно­го слов, не имея фундамента, значит, за этим ничего нет, это только разукрашенная вещь, вырезанный и размале­ванный идол».

Различие между скупой на слово диалектикой и мно­гословной риторикой Лютер показал на следующем при­мере: «Диалектика говорит: дай мне есть; риторика гово­рит: я весь день шла трудной дорогой, я устала, больна, голодна и так далее, мне нечего есть; дай мне хоть кусочек мяса, хорошо прожаренного, дай мне выпить кружку пива».

Марк Твен рассказал: однажды ему так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен пони­зил свое подаяние на половину доллара. Проповедь про­длилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать свою потерю времени.

Древние спартанцы были врагами многословия. Од­нажды в голодное время посланец другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: «Мы забы­ли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца».

Второй посланник показал пустой мешок и только сказал: «Вы видите: он пуст; пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь». Спартанец исполнил желание, но не без поучения: «В следующий раз говори короче. Что ме­шок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, мо­жешь не упоминать».



«Берегись многословия!» Это последнее высказыва­ние справедливо и сегодня. «Чтобы быть скупым на сло­ва, нужно овладеть полнотой понимания. Но эта полно­та достигается долгим упорным размышлением, которое предки называли медитацией»(Науманн).

«Истинное красноречие состоит в том, чтобы ска­зать все, что необходимо; но сказать только то, что необходимо» (Ларошфуко в своих «Максимах»).

Многословие равнозначно скуке. Самая сокруши­тельная критика речи, какую я знаю, заключена в одном предложении: «Доклад начался в восемь, когда в один­надцать я взглянул на часы, была половина девятого» Скучного оратора не ценили никогда и нигде. «Дорогой друг, - ехидно сказал политический противник чрезмер­но молчаливому Шефтсбери (1671-1713). - Вы не рас­крыли рта ни на одном заседании парламента!» «Вы оши­баетесь, дорогой друг, - парировал Шефтсбери невозму­тимо. - Пока вы говорили, меня одолевала зевота».

Из Аргентины сообщали (1962) , что политик Луис Мигель вызвал одного врача на дуэль - драться на саб­лях. Причина: Мигель узнал, что медик прописывал сво­им пациентам его речи в качестве снотворного.

У одного британского премьер-министра во время скучной речи закрылись глаза. Оратор: «Мне кажется, до­сточтимый премьер-министр заснул». Тот медленно от­крыл глаза и тяжело вздохнул: «Как бы я хотел, чтобы так и было».

И сегодня в некоторых странах практикуются усып­ляющие длинные речи. На партийном съезде христианс­ких демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Моро говорил в течение шести часов. Рекордсме­ном «долгих речей» в Германии стал депутат Антрику: в 1911 г. в рейхстаге он держал восьмичасовой ораторс­кий день. Но потом этот рекорд побил его австрийский коллега Лехер, который «без точек и запятых» в рейх­стаге на земле прекрасной Вены говорил в течение 14 часов. Чтобы избежать дальнейших рекордов, ограничи­ли время выступления.

Говорят, скорее всего шутливо: оратору позволено го­ворить обо всем на свете, но только не больше часа. И евангелист Матфей предупреждает, цитируя речь

Христа к фарисеям: «Говорю же вам, что за всякое праз­дное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда» (Матф. 12, стих 36).

Можно говорить гораздо короче и выразительнее, чем мы думаем. Речь не должна подменять книгу. Мы легко вкладываем в речь слишком многое. Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - результат недостаточной подготовки.

«Это письмо длиннее обычного, потому что у меня не было времени сделать его короче», - признался однажды другу Паскаль. Вместо «письмо» зачастую можно сказать «речь».

И подумайте при составлении речи о старой театраль­ной мудрости: то, что вычеркнуто, провалиться не может.

«Говори кратко!» - так написано в кабинках для теле­фонов. Это напоминание следует не только вывешивать в залах заседаний, но и принимать во внимание самым се­рьезным образом.

Юмор, остроты, ирония

Священник-доминиканец Рохус Шпикер пишет, что некоторые люди используют серьезность как фальшивую бороду, для маскировки, и продолжает: «В красном слов­це, которое проскользнет в разговоре, заключено боль­ше ума и сердца, чем в иной вычурной фразе, сакрамен­тальная ценность которой - лишь декорация.

Острота освещает глубже, чем трагическая серьез­ность.

Фраза, брошенная со смехом, может беззвучно пла­кать. Конечно, нам, немцам, постичь это трудно. Итак, пожалуй мы и дальше будем искать мудрость за фальши­вой бородой»,

Шпикер совершенно прав: часто мы стараемся решить проблему слишком односторонне - с помощью намор­щенного лба и напряженной серьезности. Во время речи

(разумеется, не надгробной) прямо-таки необходимо, чтобы слушатели могли улыбнуться или как следует пос­меяться. Юмор и остроты будоражат и оживляют, если они не слишком натянуты.

Юмор и шутки особенно необходимы, когда трудные места речи уже позади.

После тяжелых пассажей слушателям нужно перевес­ти дух, лучше всего с веселой шуткой, «причем при смехе важны и внутреннее веселье и внешнее освежающее дей- ствие благодаря дополнительному кислородному обме­ну» (Эндрес). «Смех - выражение некоторой приятнос­ти ощущений» (Буш). Имеется, например, протокол речи Бисмарка, в котором не раз отмечено «оживление в ауди­тории».

Юмор, в основе которого сердечность, несомнен­но эффективнее, чем острота, основанная на интеллек­те. «Острота доказывает не более, чем остроту ума, в юморе проявляется избыток душевности» (Вильгельм Пиндер). Людвик Райнерс описывает различие меж­ду остротой и юмором следующим образом: «Острота высмеивает, юмор смеется. Острота умна, юмор полон любви. Острота сверкает, юмор излучает тепло. Острота разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его».

Юмор - лучшая приправа к горькой действитель­ности, чем сухость и конструктивность. Один анекдот может охарактеризовать человека лучше, чем целая биография. «В трех анекдотах можно дать образ челове­ка» (Ницше). Только анекдоты не просто кое-где вста­вить в речь, как это бывает, но заранее обдуманно запла­нировать. Острые пункты речи также должны быть тщательно отточены.

Нередко смешат нечаянные шутки. Их причиной яв­ляется способ выражения, вызывающий недоразумение. Два примера из недавнего времени: Федеральный ми-

нистр почтовой связи Штюклен в бундестаге провозгла­сил, вызвав общее веселье: «Die ledigen Postbeamtinnen liegen mirganz besonders am Herzen.» (игра слов: меня осо­бенно тревожат вакансии для почтовых служащих-жен­щин мне особенно по сердцу холостые почтовые слу­жащие-женщины).

Политик в области культуры Пауль Микат сказал в дюссельдорфском ландтаге в речи о проблемах школы: «Холостяки, как известно, не имеют детей...» Смех депу­татов. Микат: «Господа, вы смеетесь преждевременно, я хотел сказать..., которых бы они посылали в школу!» За­частую в парламентской жизни шутки смягчают напря­жение. «Не правда ли, господин Реннер, если вы придете к власти, то вы меня повесите, - сказал однажды Аде-науер известному коммунисту. Тот на это: «Конечно, гос­подин Аденауер, но со всем почтением».

Едкая ирония, безжалостная насмешка, злой сарказм не /всегда применимы. Кто не знает эти небрежно бросаемые недосказанности, вызывающие смех друзей и бешенство противников? «Господин министр, я только что услышал Вашу речь, однако теперь шутки в сторону...»; или (из речи адвоката перед судом): «...если мы откажемся от какой бы то ни было логики и примем во внимание только мнение прокурора...» Вот один политик кричит своему оппоненту: «Если Вы соглашаетесь со мной, я чувствую, что я сказал что-то неверное». Это все может быть очень остроумным, но иной раз действует даже разрушительно, так как легко уводит от конструктивных положений.

Но находчивость в импровизации действует как осве­жающий бриз.

Ирония и насмешка особенно действенны, когда ора­тор подвергает им и себя самого. Отпускать шутки на свой собственный счет означает действовать, управляя собой, (например, это может быть рассказ о комической или не­ловкой ситуации, участники которой смешны слушате­лю. Что-нибудь в этом роде понравится любому).

Существенным элементом многих речей является вы­полнение доказательств. Я проработал эти вопросы в моей книге «Школа дебатов»*

3.1.4 Стиль речи - стиль письма

Одно старое изречение гласит: «Это противный недостаток, Если человек говорит, как книга. Ведь хорошо читается любая книга, Которая говорит, как человек».

Современный литературный немецкий язык вначале был письменным**, а не разговорным языком. Сегодня нас иногда раздражает канцелярский стиль, безгранично рабо­лепный, напыщенный, вычурный, неестественный. Время от времени он очень обесцвечивает разговорный язык, дей­ствуя не в его пользу. «Нельзя забывать, что первична уст­ная речь, а письменность - это вспомогательное средство, которое преодолевает непостоянство звучания речи» (Хрис­тиан Винклер).

Английский парламентский деятель Фокс обычно спра­шивал своих друзей, если они читали его опубликованные выступления: «Речь читалась хорошо? Тогда это плохая речь

«Некоторые удивительно хорошо прозвучавшие речи, прочитай мы их на следующий день в газетах или в пар-

* Lemmermann H. Schule der Debatte. Miinchen, 1986. P. 3.1-3.2.

** В 12-13 в. в Германии в разговорной сфере преобладали диалекты, в письменной - господствовала латынь. Все делопроизводство, го­сударственное управление, деловая переписка осуществлялись на ла­тыни. Постепенно (к 17 в.) немецкая письменность (смешанный в диалектном отношении вариант литературного письма) вытесняет латынь. Формирование современного литературного языка завер­шается к 19 в. На основе сценического произношения вырабатыва­ются произносительные нормы «правила» и создаются нормативные словари немецкого языка.

ламентских протоколах, сгинули бы в прахе забвения» (Хайнц Кюн). Карл Маркс, например, обладал большой остротой мышления, но не был хорошим оратором. «На­писанное» может быть насыщенным по смыслу; в край­нем случае, если мысль неясна, можно повторить чтение. «Речь - не письмо» - кратко и твердо сказал специалист по эстетике Ф. Т. Вишер.

Речь не тождественна тексту, который произносит оратор, так как речь воздействует на слушателя не толь­ко содержанием и формой, но всей манерой выступле­ния. Речь взаимодействует между оратором и слушате­лем; создается для определенного мгновения и направ­лена на определенный состав слушателей. Сама по себе написанная речь действует как еда, о которой только что рассказано.

Следующий обзор выражает некоторые различия меж­ду звучащей речью и речью записанной.

Звучащая речь

  • Действие через содержание и выступление
  • Ограничение в отборе фактов и мыслей
  • Редакция ключевых слов с возможностью их вариации, (остается пространство для спонтанных идей; фиксируются только обороты, требующие особой точности
  • Больше повторений и обобщений, чем в «письме», так как у слушателя нет возможности навести справки.
  • Зависимость от момента произнесения

Записанная речь

  • Действие только через содержание

По возможности полное и

и законченное выражение

  • Однократная и точная

фиксация; предельная

стилистическая шлифовка

  • Большее напряжение в манере изложения; меньше повторений и обобщений, так как у читателя есть возможность навести справки. «Написанное» читатель имеет в своем

речи; однократное исполнение.

  • Обращается в первую очередь к определенному обществу

распоряжении, так как оно не связано со временем и однократностью исполнения. Обращается в первую очередь к неопределенному читателю.

(Впрочем: сегодня, напротив, письменная речь заим­ствует многое прежде всего от устной речи. Спонтанная, гибкая и оживленная устная речь может быть плодотвор­нее, чем зачастую сухой и безжизненный текст.)

3.2 О структуре (план речи)

Иоганн Готтфрид Гердер писал (в 45-м теологичес­ком письме): «Я охотно прощаю все ошибки, кроме оши­бок в последовательности частей речи». И Шопенгауер констатирует: «... немногие пишут так, как строит архи­тектор, который заранее составляет план и продумывает все вплоть до деталей, большинство же, напротив, дей­ствуют будто играют в домино». Это точно. При игре в домино кости кладут так, как они подходят в данное мгновение, без обозрения возникающего строения как целого. Многие ораторы также поступают с частями сво­их речей. К сожалению.

Никто не строит дом без плана. И речь никто не стро­ит без разработки ее структуры. Речь - не сумма деталей, у нее продуманная внутренняя структура.

Мы различаем два аспекта структуры: план (основ­ная структура) и план деталей. Для речи справедливо то же, что Рудольф Энгельгардт сказал в своей книге «Весе­лый экзаменационный молитвенник» (Эссен, 1962): «Книги с малым числом разделов подобны плохо провет­ренной комнате. Они вызывают заболевания органов дыхания». А также: «В них - бес высокомерия. Мол, мне, автору нет нужды оглядываться на моего читателя».

Уже тогда, когда мы собираем материал и производим его отбор, мы с «величайшим старанием» заботимся о его наилучшей структуре. Это редко удается с первого раза. Постоянно обдумывают возможность улучшения струк­туры. Схемы, которая подходила бы для всех речей, не су­ществует. Но следует соблюдать некоторые принципы.

Построение деталей должно быть:

Логически правильным и искусным с точки зрения психологии;

Обозримым;

Продуманным в отношении увеличения напря­жения.

Соблюдаем в речи и в плане известное правило трех частей (введение - главная часть - заключение).

Введение является одновременно настройкой на слу­шателей. Основной отрезок речи образует главная часть (главная тема и «ключевые мысли»; объяснение, пример, следствие, доказательство). Заключение содержит обзор, кульминацию, окончание.

Хотя мы не ставим вопрос, как это делали в древнос­ти, однако во многих случаях для речей с выражением мнения очень полезным показал себя следующий план (следуя Р. Виттзаку).

Введение и главная часть должны дать ответ на сле­дующие четыре вопроса:

Введение.

1. Почему я говорю?

Главная часть.

2. Каково существующее положение («Что было, что есть?»)

3. Что должно быть вместо этого?

4. Как можно изменить существующее положение? Заключение содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким об­разом изменить существующее поло­жение.

Разрабатывая структуру, думают о возможности эф­фективного воздействия главных мыслей на слушателя. Если их несколько, то каждой из них отдельно мы посвя­щаем отрезок речи, после чего соединяем отрезки друг с другом.

(Руссо полагал, что только любовные письма позво- лительно начинать, еще не зная, что собственно сказать; в таком случае их можно и заканчивать, не очень думая о том, что сказано).

Мы выделяем отдельные части нашей речи, однако пе­реходы не должны быть внезапными. При наличии взаи­мосвязанных частей обеспечивается плавность перехода от одной части к другой. Если тем много, слушатели бу­дут признательны, если сообщим, какие темы мы рас­сматриваем. Квинтилиан сказал, что такие объявления действуют, как придорожные камни; они указывают пут­нику, сколько ему предстоит пройти.

Подумайте: высокая степень эффективности речи зависит от искусной организации ее структуры.

Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где автор вместо точных количественных значений употребляет слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Необходимы:

Строгая последовательность изложения (в соответствии с планом и содержанием).

Полная согласованность между собой смежных предложений, особенно располагающихся в разных абзацах.

Требование к соответствию приводимых данных и статистических выкладок реальным событиям и фактам.

Это значит, что научный текст отличает прагматическое построение. В нём всё направлено на решение поставленной во введении цели. Используемые в научном тексте средства выражения, прежде всего, должны отличаться точностью, смысловой ясностью.

Варианты

Домашних заданий

1. Какой закон классической формальной логики задействован в рассуждении: «Нормальный. Это говорят, когда кто-нибудь нормальный и про кого нельзя сказать, что он ненормальный» (Шекспир «Генрих IV»):

a) тождества; b) двойного отрицания; c) простой контрапозиции; d) достаточного основания?

2. Восстановите энтимему: «Луна вращается вокруг Земли, т. к. вокруг Земли вращаются звёзды». Семантическим способом проверьте правильность полученного простого категорического силлогизма.

3. Выясните, какого рода следование имеется в рассуждении: «Лебеди бывают только белыми, потому что учёные европейцы до какого-то времени иных нигде не встречали».

4. Вычислите вероятность осуществления событий, высказывание о которых фиксируется формулой (aÉe), при условии осуществления событий, фиксируемых формулой (((aÙbÙc)Ée)Ù((aÙd)Ée)Ù((bÙc)ÉØe)Ù((dÙb)ÉØe)).

5. В рассуждении «Когда дует ветер, деревья качаются, когда он не дует, они не качаются; при этом установлено, что ветер дует, когда никаких деревьев нет совсем; следовательно, качание деревьев вызвано ветром» использован метод:

a) остатков; b) соединённый метод сходства и различия; c) уподобления; d) сопутствующих изменений.

6. Запишите на языке классической логики предикатов высказывание, являющееся первым импликативным суждением в рассуждении, приведённом в предыдущем задании.

7. В каких отношениях находятся суждения: А) «Все львы - хищники», В) «Некоторые львы - хищники»; С) «Все змеи не теплокровны», D) «Некоторые рыбы и не только они не теплокровны»?

8. Осуществите противопоставление субъекту и противопоставление предикату высказывания D из предыдущего задания.

9. Формализуйте, используя язык классической логики предикатов, рассуждение: «Поскольку неверно, что некоторые лебеди обладают белым оперением, постольку верно, что все лебеди не обладают белым оперением». Постройте доказательство полученной формулы.

10. Какая ошибка совершена при использовании в аргументативном процессе рассуждения: «То, что Иванов не брал взаймы у Сидорова, очевидно, поскольку они никогда не совершали между собой денежных сделок»:

a) переход в другой род; b) ложность оснований; c) от сказанного с условием к сказанному безусловно; d) довод к человеку).

11. Определите вид и состоятельность вывода: «Первый блин был комом, второй блин был комом, третий блин был комом, значит, все выпекаемые мной блины будут иметь форму комка».

12. Назовите основные виды эвристик, используемые в натуральном исчислении высказываний.

13. Докажите, что |- (((АÙВ)ÉС))É((ВÙØС)ÉØА)).

14. Предметное значение «логичности» в высказывании «Логично, что во время полнолуния наблюдаются самые высокие приливы» соответствует:

a) логике как науке; b) объектной логике; c) субъектной логике; d) диалектической логике.

15. Осуществите все возможные выводы по логическому квадрату из суждения, приведённого в предыдущем задании.

16. Чем является утверждение «Гнейсы имеют органическое происхождение»:

a) умозаключением по аналогии; b) частной гипотезой; c) общей гипотезой; d) ничем из перечисленного выше?

17. Подберите два несравнимых суждения, соответствующие модельной схеме:

U S + , M +
18. Констатация «Из ложного высказывания следует какой угодно вывод» - это формулировка:

a) закона тождества; b) закона пронесения квантора; c) закона идемпотентности; d) закона Дунса Скотта?

1. Какой вывод и при помощи какого метода можно сделать, согласно схеме:

______________ .

2. Определите табличным способом вид формулы: ((a&b)Éc)É(aÉ(bÉc)).

3. Восстановите энтимему «Все преступления наказываются, значит, неуплата налогов - преступление» в полный силлогизм и проверьте его правильность.

4. К ошибкам в основаниях доказательства не относится:

a) порочный круг; b) мнимое следование; c) основное заблуждение; d) ничто из перечисленного выше.

5. В чём заключается ошибка: «Несомненно, это растение - белладонна, ведь без труда можно ощутить неприятный, одуряющий запах, идущий от её цветов».

6. Осуществите доказательство формулы (((cÉa)Ù(dÉb))Ù(ØaÚØb))É(ØcÚØd)) и определите вид данного умозаключения.

7. Сформулируйте правила доказательного рассуждения, относящиеся к аргументам. Приведите примеры из практики связей с общественностью.

8. Определите, какое требование к теоретическому обоснованию гипотез было нарушено: «Во время гражданской войны в одной из сибирских деревень по ночам на воротах сочувствовавших Советской власти крестьян стали появляться гигантских размеров дегтярные отпечатки, получившие прозвище “дьявольской лапы”, поскольку местные старухи уверяли, что воочию видели “врага рода человеческого” за этим делом. Устроенная засада обнаружила, что отпечатки оставлял при помощи специально скроенной гигантской перчатки ярый противник установления Советской власти в данной деревне».

9. Основоположником какой из разновидностей логики является Лейбниц:

a) математической; b) паранепротиворечивой; c) формальной; d) диалектической?

10. Дайте определения: 1) полной (неистинной) и 2) научной индукции.

11. Сформулируйте смысл и запишите схемой: 1) «правило введения дизъюнкции»; 2) «правило исключения импликации».

12. Осуществите все возможные умозаключения по логическому квадрату из высказывания «Верно говорят, что в Москве кур доят».

13. Используя язык классической логики предикатов, осуществите запись выражений: 1) Всякий, кто понимает законы логики, может ими воспользоваться; 2) Ни один из слушателей лектора не забыл законов логики.

14. Схемой (АÚØА) выражается закон:

a) достаточного основания; b) исключенного третьего; c) контрапозиции; d) Дунса Скотта.

15. Семантическим способом подтвердите или опровергните наличие логического следования в простом категорическом силлогизме, восстановленном согласно требованию задания № 3.

16. К видам несовместимости суждений относится:

a) тождество; b) субконтрарность; c) контрарность;d) подчинение.

17. Определите вид и состоятельность умозаключения: «Если у больного гипотония, то у него пониженное артериальное давление, но у данного больного не пониженное артериальное давление, значит, у данного больного гипотония отсутствует».

18. В структуру умозаключения по аналогии входит:

a) модель; b) большая посылка; c) консеквент; d) пропонент.

1. Сформулируйте правила доказательного рассуждения, относящиеся к тезису.

2. В силлогизме «Меркурий светит отражённым светом, так как Меркурий - планета, а все планеты светят отражённым светом» 1) укажите термины суждений; 2) определите и изобразите отношения между терминами; 3) определите распределённость терминов.

3. Дайте определение: 1) значения понятия и 2) содержания понятия.

4. Какая из схем соответствует «обращению»:

a) S есть P ___________________ ; S не есть не- P b) S есть P ___________________ ; не- P не есть S c) S есть P ___________ ; P есть S d) не -Р не есть S ___________________ . не -Р есть не -S.

5. А., желая избавиться от В., зная, что она не умеет плавать, покупает ей путёвку на курорт на Чёрное море в надежде, что В. утонет. В. действительно тонет в Чёрном море. Есть ли причинно-следственная связь между действиями А. и смертью В.?

6. Определите вид умозаключения: «У нас в Будеёвицах несколько лет назад на базаре, - рассказывал Швейк, - случилась небольшая ссора и проткнули одного торговца скотом, некоего Бржетислава Людвика. А у него был сын Богуслав, - так тот куда, бывало, ни придет продавать поросят, у него никто ничего не покупает. Каждый, бывало, говорил: “Это сын того, которого проткнули на базаре. Тоже, небось, порядочный жулик!”» (Я. Гашек «Приключения бравого солдата Швейка»).

7. Укажите количественно-качественную характеристику суждений: 1) Все S есть P; 2) Ни одно S не есть P. Определите отношение между этими суждениями.

8. Рассуждение «Поскольку в случае обнаружения невежества следует устранять его причины, а люди заняты устранением причин невежества, значит, невежество обнаружило себя» является:

a) софизмом; b) паралогизмом; c) ни софизмом, ни паралогизмом; d) леммой.

9. Постройте доказательство формулы (("x"yA(x,y))É("y"x A(x,y))).

10. Произведите операции: 1) превращения и 2) противопоставления субъекту применительно к суждению «Некоторые суждения являются ложными».

11. Сформулируйте смысл и запишите схемой: 1) «правило введения конъюнкции»; 2) «правило исключения отрицания».

12. К логическим константам логики высказываний не относятся:

a) понятие; b) логические союзы; c) сравнение; d) пропозициональное отрицание.

13. Определите вероятность высказывания формы (аÉd), при осуществлении высказывания формы (((aÙb)Éd)Ù((aÙс)Éd)).

14. В каком отношении находятся понятия «движение» и «развитие»:

a) тождества; b) соподчинения; c) подчинения; d) несравнимости?

15. Назовите виды гипотез по степени общности. Приведите примеры из теории связей с общественностью, соответствующие каждому из этих видов.

16. Формулы (aÉа) и (aÚØa) не являются:

a) тождественно-истинными; b) правильно построенными; c) противоречащими; d) несовместимыми.

17. Какой принцип классической формальной логики нарушен в рассуждении: «Когда говорят, что соответствует действительности положение дел, описываемое в суждении “не всё то истинно, что правдиво”, а суждение “всё правдивое истинно” объявляют ложным, то заблуждаются, поскольку забывают о том, что возможно и ни то, ни другое».

18. В чём заключается отличие позитивной силлогистики от силлогистики негативной?

1. С помощью «логического квадрата» определите отношение между суждениями: 1) Некоторые S есть P; 2) Некоторые S не есть P.

2. Определите табличным способом вид формулы: ((pÉ(qÉr))É((aÙq)Ér)).

3. Какой метод установления причинной связи отвечает формуле: (((aÚq)ÙØa)Éq)?

4. Что является правильным модусом I фигуры ПКС:

a) EIO; b) AIO; c) AOO; d) ОАI?

5. Докажите, что |- (АÉ(ВÉС))É(ВÉ(АÉС)).

6. Является ли и почему правильной дилемма: «Если философ - дуалист, то он не материалист. Если философ - диалектик, то он не метафизик. Этот философ - материалист или метафизик. Значит, он не дуалист или не диалектик»?

7. Энтимема - это:

a) сложносокращенный простой категорический силлогизм; b) сложный категорический силлогизм; c) сокращенный простой категорический силлогизм; d) условное умозаключение.

8. Осуществите опровержение тезиса «Никто не читал здесь написанное» посредством доказательства антитезиса.

9. Дайте определения сравнимым и несовместимым суждениям.

10. Основоположником какой из разновидностей логики является Аристотель:

a) диалектической; b) формальной; c) математической; d) неклассической?

11. Назовите правила ввода в классическом натуральном исчислении высказываний.

12. Выразите посредством языка классической логики предикатов умозаключения «по логическому квадрату» в отношении несовместимых простых категорических суждений.

13. Вычлените: 1) общую, 2) частную и 3) единичную гипотезы: «Древнегреческий философ Анаксимандр полагал: Солнце - это землистое тело, которое раскалилось от своего быстрого движения; начало и основа всего сущего есть некое “беспредельное”; люди произошли от рыб».

14. Дайте словесную формулировку и запишите в виде формул классической логики высказываний 1) закон непротиворечия, 2) закон сложной контрапозиции.

15. Выразите при помощи модельных схем логическую структуру высказываний: 1) Часть планет не имеет спутников; 2) Кровеносные сосуды - это естественные органические трубки, по которым движется кровь.

a) предикаторы; b) предложения; c) кванторы; d) имена предметов.

17. Определите характер следования, вид и состоятельность умозаключения: «Александр Македонский был стойким и мужественным, и Дмитрий Донской был стойким и мужественным, и Кутузов был стойким и мужественным, и Эйзенхауэр был стойким и мужественным; поскольку же известно, что Александр Македонский, Дмитрий Донской, Кутузов и Эйзенхауэр были полководцами, то каждый полководец является стойким и мужественным».

18. Вычислите условную вероятность заключения предшествующего задания.

1. С помощью «логического квадрата» определите отношение между суждениями: 1) Некоторые птицы являются перелётными; 2) Некоторые камни не падают с неба; 3) Всё, что падает с неба, является камнями.

2. Определите табличным способом вид формулы: ((aÉ(bÉc))É((a&b)Éc)).

3. Какой метод установления причинной связи отвечает формуле:

(((aÚb)&Øa)Éb).

4. Среди перечисленных модусов I фигуры простого категорического силлогизма правильный - это:

a) EIO; b) AIO; c) IOE; d) AOO.

5. Какая из схем соответствует «противопоставлению субъекту»:

не- P не- P не есть S d) S есть P __________________ . P не есть не -S

6. Основоположником какой из разновидностей логики является Аристотель:

a) паранепротиворечивой; b) математической; c) формальной; d) диалектической?

7. Является ли необходимым и почему умозаключение: «Если некоторые кошачьи - львы, а все львы - хищники, то некоторые хищники - кошачьи»?

8. Сорит - это:

a) сокращённый простой категорический силлогизм; b) сложный категорический силлогизм; c) разделительный силлогизм; d) сокращённый полисиллогизм.

9. Нестрогое дизъюнктивное суждение ложно, если:

a) ложен один из дизъюнктов; b) истинны все дизъюнкты; c) ложны все дизъюнкты; d) не соблюдено ни одно из вышеперечисленных условий.

10. Дайте определения: 1) несравнимым, 2) совместимым суждениям.

11. Докажите, что |- ((АÉВ)ÙА)ÉВ).

12. Констатация «В рассуждениях можно идти от отрицания последующего к отрицпнию предшествующего» - это формулировка:

a) закона исключённого третьего; b) закона пронесения квантора; c) закона идемпотентности; d) закона исключения импликации.

13. Осуществите операцию: |- Ø$xØP(x,y)É"xP(x,y).

14. Что не входит в состав процесса аргументации:

15. Какое заключение следует из посылок: «Вы говорили, что если люди бывают весьма разумны в детстве, то под старость делаются великими глупцами. И если это правда, то Вы были в младенчестве превосходный разумник». Формализуйте данное рассуждение.

16. Определите вид доказательства и запишите формулой классической логики высказываний: «Поскольку из утверждения о том, что все тела имеют массу покоя следует вывод о её наличии у нейтрино, чего нет в действительности, то истинным следует признать утверждение, что некоторые тела не имеют массы покоя».

17. Осуществите вычисление условной вероятности в высказывании из предыдущего задания.

18. Определите вид гипотезы: «В конце прошлого века физики столкнулись с проблемой излучения абсолютно чёрного тела, поглощающего всё падающее на него излучение и ничего не отражающего. Чтобы избежать не имеющих физического смысла бесконечных величин излучаемой энергии, Планк предположил, что энергия излучается не непрерывно, а отдельными дискретными порциями - квантами».

1. Назовите логические операции, при помощи которых, как и при помощи операции «сравнение», формируются понятия.

2. Проанализируйте доказательство, укажите ошибки: «Рабство - естественное учреждение; всё, что естественно, - справедливо; уничтожать то, что справедливо, будет несправедливостью; следовательно, было бы несправедливостью уничтожать рабство».

3. Запишите табличное определение истинности импликативных суждений.

4. Формула (((aÉb)ÙØa)ÉØb) является:

a) тождественно-истинной; b) тождественно-ложной; c) выводной, но не тождественно-истинной; d) формулой логики предикатов.

5. Что означает термин «логика» в высказывании «Логично, что жизнь и смерть неразделимы, ведь всё существует в единстве и борьбе противоположностей:

a) необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений; b) закономерности в связи и развитии мыслей; c) науку - определённую систему знаний, рассматривающую логику мышления; d) пустое понятие?

6. Каков вид ошибки, связанной с выходом за пределы логики, допущен в утверждении «Читающий это задание слабо разбирается в его проблематике, т.к. не читал первоисточников по логике, среди которых следует особо выделить логический труд Дхиан-Когана, созданный им до пралайи вселенной, которая предшествовала нашей»:

7. Какой закон логики и почему нарушен в рассуждении «Молчит, значит, согласен; ведь не зря говорят, что молчание - знак согласия»?

8. Какая схема соответствует противопоставлению предикату? Подберите рассуждение, отвечающее соответствующей схеме:

a) S есть P __________________ ; S не есть не- P b) S есть P ___________ ; P есть S c) S есть P ___________________ ; не- P не есть S d) S есть не- P _______________ . P есть не- S

9. Суждения вида Е и А не могут быть:

a) одновременно истинными; b) одновременно ложными; c) противоположными; d) несравнимыми.

10. Дайте определения: 1) субъекта, 2) предиката суждения.

11. Докажите, что |- (АÙØА)ÉВ.

12. Определите характер следования и разновидность умозаключения «Когда дует ветер, то деревья раскачиваются, когда ветер не дует, то деревья не раскачиваются. Следовательно, качание деревьев вызвано ветром». Запишите данное рассуждение формулой классической логики высказываний.

13. Какой тип следования и вид умозаключения имеет место: «Английский философ Г. Спенсер полагал, что функции административных органов в классовых обществах подобны тем, что возникают при разделении функций между органами живого тела»:

a) правдоподобное следование и полная индукция; b) дедуктивное следование и один из канонов Милля; c) правдоподобное следование и вульгарная аналогия; d) логическое следование и нестрогая аналогия?

14. Выявите структурные элементы аргументационного процесса: «Я заявляю, что всё живое происходит от живого, ведь именно так появлялись и появляются все известные нам организмы, и ещё никому не удалось наблюдать или экспериментально осуществить то, что называют самозарождением живого из неорганической материи».

15. Осуществите операцию обращения в отношении суждения: «Не всё законно, что ненаказуемо».

16. Докажите формулу: Øх$А(х)É"хØ А(х).

17. Какой принцип логики нарушен: «Верно и то, что все люди добры, и то, что я сам несомненно злое существо»?

18. Выявите семантические категории в выражении: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся».

1. Запишите на языке классической логики высказываний: 1) закон исключения дизъюнкции; 2) закон исключения импликации.

2. Сформулируйте основные законы (принципы) формальной логики.

3. Запишите табличное определение истинности дизъюнктивных суждений.

4. В каком отношении находятся понятия «Солнце» и «звезда»?

5. Что не входит в состав процесса аргументации:

a) аудитория; b) тезис; c) пропонент; d) оппонент?

6. К видам совместимости суждений относится:

a) субординация; b) контрарность; c) контрадикторность; d) несравнимость.

7. Восстановите энтимему и проверьте семантическим способом состоятельность полученного простого категорического силлогизма: «Все вороны - птицы, значит, они не морские животные».

8. Формула ((aÉb)Ùa)ÉØb) является:

a) тождественно-истинной; b) тождественно-ложной; c) неправильно построенной; d) выводной, но не тождественно-истинной.

9. К какому виду умозаключения следует отнести: «Если перед настоящей охотой устроить её инсценировку, в ходе которой удастся точно поразить орудием охоты муляж зверя, то настоящая охота на такого зверя будет удачной»:

10. Произведите 1) противопоставление предикату, 2) обращение суждения: «Все государства являются подсистемами общества».

11. Докажите, что |- ((АÚВ)ÙВ)ÉА).

12. Формализуйте рассуждение: «Если виден огонь и дым, то это свидетельствует о возгорании, но если есть огонь и нет возгорания, то есть дым».

13. Выясните условную вероятность заключения в предыдущем задании.

14. Рассуждение «Есть мнение, что богатство лексики и гибкость грамматики английского языка в сравнении с любыми другими живыми языками свидетельствуют о том, что носители английского языка более тонко понимают универсум» соответствует:

a) общей гипотезе; b) аксиоме; c) единичному предположению; d) эмпирическому обобщению.

15. Переведите на язык логики предикатов суждения: 1) «Все недогматические философы склонны к рассуждениям», 2) «Некоторые из студентов являются заочниками».

16. Покажите все модельные схемы модуса AAA простого категорического силлогизма.

17. Докажите, что: Ø$х(S(x)ÉP(x))ÉØ"(S(x)ÉP(x)).

18. Какие правила простого категорического силлогизма нарушены: «Все коллекционеры - увлечённые люди, и Иванов - увлечённый человек, значит, Иванов - коллекционер».

1. Восстановите умозаключение до полного категорического силлогизма и семантическим способом проверьте его правильность: «Поскольку все окуни рыбы и ни один окунь не является земноводным, а все лягушачьи и головастики - земноводные, то ни один окунь не головастик».

2. Вычислите значение формулы (Ø((ØxÚy)Ùz)Ér), если значения переменной x - истинно, y - ложно, z - ложно, r - истинно.

3. Назовите методы установления причинной связи.

4. Формулой (аÉа) фиксируется закон:

a) поглощения; b) тождества; c) утверждения консеквента; d) закон де Моргана.

5. К ошибкам в основаниях (аргументах) доказательства не относится:

a) порочный круг; b) мнимое следование; c) основное заблуждение; d) ни одна из этих.

6. По объему понятия не делятся:

a) на несравнимые; b) пустые; c) общие; d) единичные.

7. Дайте определение термину «логическое следование» и приведите по два примера рассуждений, в которых 1) логическое следование отсутствует, 2) логическое следование наличествует.

8. Формула (Ø"хАº$хØА) выражает закон:

a) подчинения; b) отрицания кванторов; c) исключенного третьего; d) закон непустоты предметной области.

9. Приведите пример строгой аналогии свойств.

10. К какому элементу структуры аргументации относится и в чём заключается ошибка, выраженная фразой «Этот человек мудр, потому что очень стар».

11. Выделите из высказывания «Некоторые любят рассуждать о завтрашнем дне, не помня ничего из дня минувшего» элементарные суждения, укажите элементы их логической структуры и круговыми схемами изобразите отношения терминов.

12.Докажите, что: $xAÚ$xØA.

13. Подберите высказывание, соответствующее формуле, приведённой в предыдущем задании, и выделите в нём все семантические категории.

14. Какая из схем непосредственного силлогистического умозаключения соответствует «превращению»:

a) S есть P __________________ ; S не есть не- P b) S есть P ___________ ; P есть S c) S есть P ___________________ ; не- P не есть S d) S есть P ___________________ . P не есть не -S

15. Установите распределённость терминов следующих суждений:

1) Ни один невежда не является человеком без самомнения;

2) Всё доброе следует вознаграждать добром.

16. В чём заключается общее и в чём - различное в субъектном и объектном значениях логики?

17. Сформулируйте правило IV фигуры простого категорического силлогизма.

18. Дайте определение гипотетико-дедуктивного метода.

Контрольные вопросы по курсу

1. Предмет и основные понятия логики.

2. Соотнесённость мышления, языка, логической формы и закона.

3. Основные законы (принципы) формальной логики.

4. Историческое становление логики в виде формальной, диалектической и математической.

5. Понятие о доказательстве.

6. Доказательство и интуиция.

7. Логические приёмы формирования понятий.

9. Общая логическая характеристика понятий.

10. Типы и виды отношений между понятиями.

11. Определение понятий: виды, правила, ошибки.

12. Приёмы, сходные с определением понятия.

13. Деление понятия; классификация.

14. Обобщение и ограничение понятий.

15. Операции с классами (объёмами понятий).

16. Суждение, его виды.

17. Логическая структура суждений.

18. Отношения терминов в суждении; распределённость и нераспределённость терминов

19. Качественно-количественная характеристика суждений.

20. Отношения между суждениями.

21. Сложное суждение и его виды: структура.

22. Пропозициональные связки и их выражение в естественном языке.

23. Табличное определение истинности сложных суждений.

24. Отношения между суждениями по значениям истинности.

25. Суждение как высказывание; принципы и задачи символизации.

26. Синтаксис и семантика языка логики высказываний.

27. Формализм законов логики высказываний.

28. Формализация доказательств в исчислении высказываний.

29. Синтаксис и семантика языка логики предикатов.

30. Исчисление предикатов; натуральная система исчисления.

31. Понятие логического вывода (умозаключения).

32. Специфика дедуктивного способа вывода.

33. Традиционная силлогистика.

34. Умозаключения посредством преобразования структуры суждения.

35. Умозаключения по «логическому квадрату».

36. Понятие о простом категорическом силлогизме (ПКС) и его логической структуре.

37. Фигуры и модусы ПКС.

38. Общие правила ПКС.

39. Специальные правила фигур, модусы ПКС.

40. Понятие о сложных силлогизмах.

41. Понятие о сокращенных силлогизмах.

42. Понятие о сложносокращенных силлогизмах.

43. Условные умозаключения: виды и модусы.

44. Разделительные умозаключения: виды и модусы.

45. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.

46. Косвенные выводы.

47. Принцип обратной дедукции.

48. Понятие о софизмах и паралогизмах.

49. Понятие о логических парадоксах.

50. Понятие об индукции, её видах и правилах; методы сходства и различий, сопутствующих изменений, остатков.

51. Умозаключение по аналогии: строгая, нестрогая, ложная аналогия.

52. Гипотеза, её построение, этапы развития, виды.

53. Способы подтверждения и опровержение гипотезы.

54. Представление об аргументации: формально-логическое применение.

55. Понятие доказательства (структура довода, порядок, виды аргументов).

56. Прямое и непрямое (косвенное) доказательство.

57. Критика и опровержение: стратегия и тактика.

58. Правила тезиса, аргументов и демонстрации.

59. Логические ошибки в доказательстве и опровержении.

60. Социально-психологическая составляющая в искусстве убеждения.

Краткость — это способность сказать то, что Вы хотите, используя как можно меньше слов. Противоположностью краткости является многословие.
Всем известно выражение «краткость — сестра таланта». Как же добиться краткости?
Существует несколько общих рекомендаций, позволяющих писать кратко:

  • избегайте длинных слов
  • избегайте многословных выражений
  • избегайте ненужных повторений
  • избегайте избитых фраз и клише

Как избежать длинных слов?

Заменяйте длинные слова более короткими, подходящими по смыслу! Русский язык относится к числу особенно богатых синонимами. Если у Вас достаточно большой словарный запас, Вам будет несложно подобрать равнозначную замену.
Например, вместо фразы: «вступительное обращение было маловыразительным и бессодержательным», без ущерба для смысла можно было бы написать: «начало речи было вялым и пустым». Конечно, если при использовании короткого слова утрачивается какой-то тонкий смысл, следует оставить длинное. Однако, если Вы добиваетесь сжатого выражения своей точки зрения, употребление коротких слов должно стать общим правилом.

Как сжать текст без ущерба для понимания?

Многословные выражения — это мертвый груз в предложении. Обычно лишнее слово легко проскальзывает в Ваше предложение. Как у любого лазутчика, у него есть все необходимые качества, чтобы получше спрятаться. Поэтому пишущим людям требуется быть бдительными. Существует очень простой способ сокращения многословных выражений: исключите необязательные слова.
На практике это означает, что многие слова и фразы, открывающие предложения, или использующиеся в контексте, не несут смысловой нагрузки и поэтому представляют собой литературную «воду» в чистом виде. Сравните:

Многословно

  • Длительный период времени
  • В настоящее время
  • Долгое время
  • Благодаря тому факту, что
  • Во многих случаях
  • Исходя из вышеизложенного
  • В ближайшем будущем
  • Сейчас (или сегодня)
  • Поскольку
  • Часто
  • Поэтому
  • Вскоре

Во многих случаях вводные слова и фразы можно вообще опускать без ущерба для содержания. То же самое относится к некоторым прилагательным и производным от них наречиям «совершенно», «вполне» и «сравнительно», которые не несут смысловой нагрузки, если не относятся к чему-то конкретному.

Как избежать ненужных повторений?

Иногда мы повторяем мысли для большего эффекта — стараясь произвести впечатление на читающего. В телевизионной рекламе, чтобы зритель запомнил название рекламируемого продукта, оно повторяется много раз. Когда Вы пишите, Вы тоже можете повторяться. Иногда по беспечности мы допускаем ненужные повторения, что показано в следующих примерах:

Две машины были точно идентичны.
Вместе мы объединили наши усилия по совместной работе.
В чем мы нуждаемся, так это в ряде новых изменений.

Слова, написанные курсивом, можно убрать из всех предложений без ущерба для понимания.

Что такое «клише»?
В категорию клише входят полюбившиеся многим и поэтому часто употребляемые выражения. Это могут быть как Ваши любимые пословицы и поговорки, например «снявши голову, по волосам не плачут», не всегда уместные в деловой переписке, так и новомодные фразы типа «мы берем на борт» или «консенсус мнений». Помните, что в письменных коммуникациях очень важно употреблять только слова и фразы, действительно значимые для получателя сообщения. В противном случае Вы рискуете остаться непонятыми.

Полезные советы
В письменных коммуникациях старайтесь избежать:

  • длинных слов
  • многословных выражений
  • ненужных повторений
  • избитых фраз и клише.

Милехина Е. Стратегия письменных коммуникаций, 2004.

Это очень важная глава. «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все»(Вольтер). В одном докладе мы никогда не исчерпаем нашу тему, а только исчерпаем тер­пение наших слушателей. Совет Лютера молодому про­поведнику: «Коль поднимаются, да рот пошире откры-вают, то люди уши затыкают. За четверть часа напропо- ведуют гораздо больше, чем сделают за 10 лет. Если по­чувствовал, что люди слушают прилежнее, тут же закан­чивай свою проповедь. Вот тогда у тебя будут слушате­ли». Лютер отвергал риторику, как стремящуюся искус-

но приукрашивать дела словами. Он выступал против многословного краснобайства и в одной застольной речи сказал: «Если занимаются риторикой и употребляют мно­го слов, не имея фундамента, значит, за этим ничего нет, это только разукрашенная вещь, вырезанный и размале­ванный идол».

Различие между скупой на слово диалектикой и мно­гословной риторикой Лютер показал на следующем при­мере: «Диалектика говорит: дай мне есть; риторика гово­рит: я весь день шла трудной дорогой, я устала, больна, голодна и так далее, мне нечего есть; дай мне хоть кусочек мяса, хорошо прожаренного, дай мне выпить кружку пива».

Марк Твен рассказал: однажды ему так понравился миссионер-проповедник, что он решил пожертвовать ему доллар. Проповедь длилась уже час, и Марк Твен пони­зил свое подаяние на половину доллара. Проповедь про­длилась еще полчаса, и он решил, что не даст ничего. Когда священник спустя два часа наконец закончил, Марк Твен взял доллар с тарелки для подаяний, чтобы компенсировать свою потерю времени.

Древние спартанцы были врагами многословия. Од­нажды в голодное время посланец другого города долго просил мешок зерна. Спартанец отказал ему: «Мы забы­ли начало твоей речи, а потому не поняли ее конца».

Второй посланник показал пустой мешок и только сказал: «Вы видите: он пуст; пожалуйста, положите в него хоть что-нибудь». Спартанец исполнил желание, но не без поучения: «В следующий раз говори короче. Что ме­шок пуст, мы видим. О том, чтобы его наполнить, мо­жешь не упоминать».

«Берегись многословия!» Это последнее высказыва­ние справедливо и сегодня. «Чтобы быть скупым на сло­ва, нужно овладеть полнотой понимания. Но эта полно­та достигается долгим упорным размышлением, которое предки называли медитацией»(Науманн).

«Истинное красноречие состоит в том, чтобы ска­зать все, что необходимо; но сказать только то, что необходимо» (Ларошфуко в своих «Максимах»).

Многословие равнозначно скуке. Самая сокруши­тельная критика речи, какую я знаю, заключена в одном предложении: «Доклад начался в восемь, когда в один­надцать я взглянул на часы, была половина девятого» Скучного оратора не ценили никогда и нигде. «Дорогой друг, - ехидно сказал политический противник чрезмер­но молчаливому Шефтсбери (1671-1713). - Вы не рас­крыли рта ни на одном заседании парламента!» «Вы оши­баетесь, дорогой друг, - парировал Шефтсбери невозму­тимо. - Пока вы говорили, меня одолевала зевота».

Из Аргентины сообщали (1962) , что политик Луис Мигель вызвал одного врача на дуэль - драться на саб­лях. Причина: Мигель узнал, что медик прописывал сво­им пациентам его речи в качестве снотворного.

У одного британского премьер-министра во время скучной речи закрылись глаза. Оратор: «Мне кажется, до­сточтимый премьер-министр заснул». Тот медленно от­крыл глаза и тяжело вздохнул: «Как бы я хотел, чтобы так и было».

И сегодня в некоторых странах практикуются усып­ляющие длинные речи. На партийном съезде христианс­ких демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Моро говорил в течение шести часов. Рекордсме­ном «долгих речей» в Германии стал депутат Антрику: в 1911 г. в рейхстаге он держал восьмичасовой ораторс­кий день. Но потом этот рекорд побил его австрийский коллега Лехер, который «без точек и запятых» в рейх­стаге на земле прекрасной Вены говорил в течение 14 часов. Чтобы избежать дальнейших рекордов, ограничи­ли время выступления.

Говорят, скорее всего шутливо: оратору позволено го­ворить обо всем на свете, но только не больше часа. И евангелист Матфей предупреждает, цитируя речь

Христа к фарисеям: «Говорю же вам, что за всякое праз­дное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день страшного суда» (Матф. 12, стих 36).

Можно говорить гораздо короче и выразительнее, чем мы думаем. Речь не должна подменять книгу. Мы легко вкладываем в речь слишком многое. Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - результат недостаточной подготовки.

«Это письмо длиннее обычного, потому что у меня не было времени сделать его короче», - признался однажды другу Паскаль. Вместо «письмо» зачастую можно сказать «речь».