Тайны эрмитажа. Мистика эрмитажа


С аркофагов в Эрмитаже много. Но в зале Юпитера есть уникальный саркофаг. Это неразгаданная до сих пор загадка Эрмитажа - возможно сама «гробница Гомера».

Гробница (саркофаг) была вывезена с острова Андрос (возможно с острова Хиос) в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал президент петербургской Академии художеств, директор Публичной библиотеки и «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне.

При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей, Эрмитаж.

Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера и архитектор А.Воронихин, бывший крепостной графа А. С. Строганова, создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Так саркофаг оказался на берегу круглого пруда в огромном парке, получившем название Строгановская дача. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича, сына Александра Сергеевича, своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности. (Эрменонвиль (фр. Ermenonville) — село на севере Франции, где располагается усадьба Эрменонвиль и окружающий её парк. В Эрменонвиле прожил последние дни своей жизни, умер и был захоронен Жан-Жак Руссо.

«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812).

Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя.

В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг.» Позже саркофаг был перевезен во дворец Строганова на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.

Впрочем, возможно «гробница Гомера» — очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.

Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот.

На правой стенке изображен кентавр Хирон, (как сказал о нем Гомер в своей «Илиаде»: «справедливейший всех из кентавров»), обучающий маленького Ахилла, сына царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Хирон учил будущего героя обращаться с оружием, развивал силу и ловкость. Кентавр кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, мясом диких вепрей, поэтому Ахилл вырос могучим и сильным. Никто не мог сравниться с быстрым героем ни на охоте, ни в умении обращаться с оружием.

Силу и ловкость Ахилла описал в «Иллиаде» Гомер, имя которого любил связывать с этим саркофгом Александр Сергеевич Строганов.
«…Не взял копья одного Ахиллеса героя; тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям…»
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая. Подвиги Менелая. (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)

Кроме того, Хирон обучил Ахилла игре на сладкозвучной кифаре и пению. На левой стороне саркофага изображена женщина, играющая на кифаре. Возможно, этот сюжет тоже имеет отношение к Ахиллу.

Перед осмотром передней (фронтальной) стенки стоит вспомнить Ахилла и его судьбу:
Мать Ахилла, морская богиня Фетида, узнав, что сыну грозит смерть в бою и, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, укрыла сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Агамемнон, микенский царь и предводитель ахейских войск, узнал с помощью прорицателя Калханта место пребывание Ахилла, и послал за ним царей Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец Ликомеда и разложили перед его дочерьми, среди которых был, переодетый в женские одежды Ахилл, свой товар. Среди товаров, радующих женский взгляд, оказался меч, и, когда Одиссей и Диомед издали воинственный клич, все дочери царя в страхе разбежались и лишь один Ахилл схватил меч, чем и выдал себя.

На фронтальной стенке саркофага виден Ахилл, который стремительным движением хватает оружие и Дейдамия - дочь Ликомеда, его возлюбленная, в страхе павшая на одно колено.

Справа находились две другие дочери царя: одна - убегающая от вооруженного Ахилла, и вторая - спокойно сидящая в кресле. Последняя замыкает собой правую часть сцены. Слева от центральной группы - мать Дейдамии, сидящая на табурете, за ней - Диомед и Одиссей. Все действующие лица этой сцены расположены на переднем плане, фон за ними совершенно гладкий.

Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага.

На ней изображено сражение кентавров со львом и пантерой.

Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа, предположила, что это - малоазийская работа. Не понятно, как и когда две стенки соединились. Учитывая тот факт, что, по легенде, саркофаг был захвачен на острове, трудно представить, что там сидели реставраторы и делали такие вещи.

Каким образом, где и когда эти стенки соединились - непонятно. Учитывая нестыковки и различные мнения, является ли данный саркофаг "Гробницей Гомера" или нет - вопрос до сих пор нельзя считать закрытым.

(С) Сайт Эрмитажа, Википедия и другие места интернета.

Для осмотра более трех миллионов экспонатов музея потребуется минимум восемь лет. Представляю вам прицельную экскурсию-знакомство с главными тайнами Эрмитажа.
1. ЧТО С «ПАВЛИНОМ»?


В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке.
Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.
Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.
2. ГРОБНИЦА ГОМЕРА


В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.
Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.
3. КРОВОЖАДНАЯ БОГИНЯ


В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет.
Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.
Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.
По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.
4. ТАЙНА ЗОЛОТОЙ МАСКИ

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства.
Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.
5. КЛАНЯЮЩИЙСЯ ПЕТР

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».
В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».
6. НЕПОВТОРИМЫЕ СЕРЬГИ



В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.
7. «ИКОНА БЕЗБОЖНОГО ВРЕМЕНИ»


Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение.
Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.

Для осмотра более трех миллионов экспонатов Эрмитажа потребуется минимум восемь лет. Мы предлагаем прицельную экскурсию-знакомство с главными тайнами музея.

Что с «Павлином»?

В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер.

Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена.

Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв.

В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение. Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно.

По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

Гробница Гомера

В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского.




Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?»

Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света.

Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои. Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

Кровожадная богиня

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет.

Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.

Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица. По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы.

Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Тайна золотой маски

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской.

Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

Кланяющийся Петр

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».

В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

Неповторимые серьги

В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы.

При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

«Икона безбожного времени»

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени.

Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»...





История Государственного Эрмитажа изобилует множеством мистических сюжетов и легендарных событий. Чей призрак можно увидеть в Эрмитаже, кто оживает в музее по ночам, какие экспонаты исполняют заветные желания, а каких стоит опасаться — рассказываем о самых известных тайнах и легендах, связанных с крупнейшим музеем страны.



1. Надо знать: тайны и легенды Эрмитажа
Самые знаменитые легенды Эрмитажа связаны с появлением призраков царственных особ. Среди музейных сотрудников ходят легенды о приведениях Николая I и Николая II, Екатерины Великой и Александра II, встреченных в коридорах и кладовых. Не менее популярными являются поверья о наличии подземных ходов, соединяющих дворец и всевозможные городские здания. Легенда о таком ходе, который соединяет царские покои и особняк балерины Кшесинской, существует более века. Правда, никто не смог найти этот ход, как и иной, соединяющий Эрмитаж со зданием хорового училища. Среди наиболее мистических легенд — слух, связанный с кровожадной древнеегипетской богиней. Много легенд добавилось в советский период. Каждый ленинградец слышал, как на свадьбе своей дочери первый секретарь местного обкома партии эксплуатировал парадный золотой сервиз из музейной коллекции. Какие истории рассказывают, что правда, а что вымысел?

2. Часы «Павлин»
Часы «Павлин» — визитная карточка Эрмитажа, более 200 лет украшают они Павильонный зал музея. Это не просто часы, а сложная многофигурная композиция с уникальным механизмом. По легенде, в 1777 году князь Григорий Потёмкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на изящный часовой механизм работы английского ювелира Джеймса Кокса и немецкого мастера Фридриха Юри. Однако часы не перенесли долгого пути — прибыли в Санкт-Петербург в неисправном состоянии и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потёмкина.

И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потёмкин поручил отремонтировать часы. Кулибину пришлось полностью разобрать механизм, чтобы понять принцип его действия, найти все неисправности, а затем заново собрать и позолотить. В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи.

Интересно отметить движение фигуры павлина: птица медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв, а затем, повернувшись к зрителям спиной, на несколько секунд замирает, после чего возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста. По одной из версий, Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное фуэте, тем самым демонстрируя своё отношение к царскому двору, для которого птичка и предназначалась.

3. Египетская богиня Мут-Сохмет
В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России — статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий, но ей помешали другие боги. Для предотвращения катастрофы они разлили перед ней на земле красное вино (или подкрашенное в красный цвет пиво), которое богиня спросонья приняла за человеческую кровь и выпила. После этого она напрочь забыла про кровожадные замыслы. Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей всё ещё сохраняется. Якобы ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица, которая исчезает к утру. По другой версии, ноги богини покрываются странным красноватым влажным налётом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налёт якобы был обнаружен в 1991 году.

4. Атланты
Десять исполинских фигур Атлантов украшают главный вход в Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы. Будучи одним из городских символов, мужественные статуи олицетворяют мощь и незыблемость Петербурга.

По замыслу немецкого архитектора Л. фон Кленце и скульптора И. Гальбига на портике должны были стоять фараоны. Однако по проекту архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова скульптор А. И. Теребенев изваял 10 великолепных статуй.

Во время ВОВ вражеские войска обстреливали город, один из снарядов попал в Атланта, разрушив торс практически наполовину. Но гигантский исполин выстоял. Возможно, поэтому крайнего правого Атланта, который смотрит на Марсово поле, считают наделённым особой силой. А ещё говорят, что он умеет дарить вдохновение и исполнять желания — для этого надо лишь попробовать дотянуться до правого пальца ноги и искренне попросить.

5. «Гробница Гомера»
В зале Юпитера можно найти и ещё одну неразгаданную загадку Эрмитажа — «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 года русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привёз этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника я не мог не воскликнуть: „Не памятник ли это Гомеру?“»

Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Ещё бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» — очередная красивая легенда. Изучив барельефы, учёные с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на 900. Но пока остаётся неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились — непонятно.

6. Восковая фигура Петра I
Ореолом таинственности окружена так называемая восковая персона Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Пётр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям пора и честь знать. В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура оживала.


7. «Чёрный квадрат»
Один из самых скандальных шедевров — «Чёрный квадрат» Малевича 1932 года — также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщённую в единый знак, называя «Чёрный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на её «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. До сих пор так и неизвестно, действительно ли мировой шедевр наделён мистической силой или это очередная попытка подлить масла в огонь.

8. Призрак императора
Есть у Эрмитажа и свои призраки. Чаще всего упоминают приведение императора Николая I. Говорят, что появляется оно по ночам в Эрмитаже и бродит по его залам. Те, кто осмеливаются зайти в музей ночью, нередко наблюдают в его залах туманную особу. Но, хотя призрак никогда не вступает в контакт с соотечественниками-простолюдинами, по офицерскому мундиру с густыми эполетами и осанке в нём узнаваема царская особа.

9. Царский золотой сервиз
По одной из легенд, когда секретарь обкома выдавал замуж свою дочь, было решено взять из запасников Эрмитажа парадный золотой сервиз на 140 персон. Якобы один из сотрудников музея узнал об этих возмутительных планах и решил защитить историческое наследие Екатерины Великой своими силами. Группа товарищей из Смольного прибыла в музей за сервизом поздней ночью. Пробиравшихся по тёмным коридорам коммунистов встретил вооружённый рыцарь в стальных доспехах. Побеспокоенный «призрак Эрмитажа» гулко шагал навстречу замершим от ужаса товарищам и недвусмысленно помахивал громадным мечом. Но потом вышла промашка — по легенде, в те времена залы музея охраняли служебные овчарки. Одна из них и вцепилась в часть тела оружейника, не защищённую доспехами всадника. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению императорского сервиза оказалась провалена.

С аркофагов в Эрмитаже много. Но в зале Юпитера есть уникальный саркофаг. Это неразгаданная до сих пор загадка Эрмитажа - возможно сама «гробница Гомера».


Гробница (саркофаг) была вывезена с острова Андрос (возможно с острова Хиос) в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал президент петербургской Академии художеств, директор Публичной библиотеки и «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне.

При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.
Граф Александр Сергеевич Строганов с супругой Екатериной Петровной и детьми Павлом и Натальей, Эрмитаж.

Строганов решил сделать сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера и архитектор А.Воронихин, бывший крепостной графа А. С. Строганова, создал романтический уголок, украсив холм этим античным саркофагом. Так саркофаг оказался на берегу круглого пруда в огромном парке, получившем название Строгановская дача. Возможно, что в мифологическом сценарии сада это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также, саркофаг служил для Павла Александровича, сына Александра Сергеевича, своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности. (Эрменонвиль (фр. Ermenonville) — село на севере Франции, где располагается усадьба Эрменонвиль и окружающий её парк. В Эрменонвиле прожил последние дни своей жизни, умер и был захоронен Жан-Жак Руссо.

«Гробница Ахиллеса» в Строгановском саду (А. Мартынов, 1812).

Вот что писал о нем А.Н.Бенуа в 1901 году: «До сих пор в запущенном саду дачи графа Строганова сохраняется драгоценнейшая античная гробница, о которой никто не заботится, но о которой рассказывают немало нелепых басен: одни говорят, что это гробница Гомера, другие, что в ней зарыта любимая собачка графа». В 1908 году далёкие наследники Строганова сочли дачу, сад, и всё, что в нём находилось, ненужным для себя.

В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг.» Позже саркофаг был перевезен во дворец Строганова на Невском и стоял там во внутреннем дворе, а с 1930 года находится в Эрмитаже.

Впрочем, возможно «гробница Гомера» — очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.

Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот.

На правой стенке изображен кентавр Хирон, (как сказал о нем Гомер в своей «Илиаде»: «справедливейший всех из кентавров»), обучающий маленького Ахилла, сына царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды. Хирон учил будущего героя обращаться с оружием, развивал силу и ловкость. Кентавр кормил Ахилла мозгами медведей и печенью львов, мясом диких вепрей, поэтому Ахилл вырос могучим и сильным. Никто не мог сравниться с быстрым героем ни на охоте, ни в умении обращаться с оружием.

Силу и ловкость Ахилла описал в «Иллиаде» Гомер, имя которого любил связывать с этим саркофгом Александр Сергеевич Строганов.
«…Не взял копья одного Ахиллеса героя; тяжел был
Крепкий, огромный сей ясень; его никто из ахеян
Двигать не мог, и один Ахиллес легко потрясал им,
Ясенем сим пелионским, который отцу его Хирон
Ссек с высоты Пелиона, на гибель враждебным героям…»
Гомер. Илиада. Песнь семнадцатая. Подвиги Менелая. (пер. с древнегреческого Н. Гнедича)

Кроме того, Хирон обучил Ахилла игре на сладкозвучной кифаре и пению. На левой стороне саркофага изображена женщина, играющая на кифаре. Возможно, этот сюжет тоже имеет отношение к Ахиллу.

Перед осмотром передней (фронтальной) стенки стоит вспомнить Ахилла и его судьбу:
Мать Ахилла, морская богиня Фетида, узнав, что сыну грозит смерть в бою и, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, укрыла сына на острове Скирос у царя Ликомеда. Агамемнон, микенский царь и предводитель ахейских войск, узнал с помощью прорицателя Калханта место пребывание Ахилла, и послал за ним царей Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец Ликомеда и разложили перед его дочерьми, среди которых был, переодетый в женские одежды Ахилл, свой товар. Среди товаров, радующих женский взгляд, оказался меч, и, когда Одиссей и Диомед издали воинственный клич, все дочери царя в страхе разбежались и лишь один Ахилл схватил меч, чем и выдал себя.

На фронтальной стенке саркофага виден Ахилл, который стремительным движением хватает оружие и Дейдамия - дочь Ликомеда, его возлюбленная, в страхе павшая на одно колено.

Справа находились две другие дочери царя: одна - убегающая от вооруженного Ахилла, и вторая - спокойно сидящая в кресле. Последняя замыкает собой правую часть сцены. Слева от центральной группы - мать Дейдамии, сидящая на табурете, за ней - Диомед и Одиссей. Все действующие лица этой сцены расположены на переднем плане, фон за ними совершенно гладкий.

Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага.

На ней изображено сражение кентавров со львом и пантерой.

Анна Трофимова, заведующая отделом античного мира Государственного Эрмитажа, предположила, что это - малоазийская работа. Не понятно, как и когда две стенки соединились. Учитывая тот факт, что, по легенде, саркофаг был захвачен на острове, трудно представить, что там сидели реставраторы и делали такие вещи.

Каким образом, где и когда эти стенки соединились - непонятно. Учитывая нестыковки и различные мнения, является ли данный саркофаг "Гробницей Гомера" или нет - вопрос до сих пор нельзя считать закрытым.

(С) Сайт Эрмитажа, Википедия и другие места интернета.