Стройбат войска сейчас. Военно-строительные войска

Фото пресс-службы МО РФ

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве на военную службу 142 тысяч молодых граждан страны. Одной из особенностей данной кампании, видимо, будет то, что призывников помимо боевых подразделений направят во вновь создаваемые в Вооруженных силах военно-строительные формирования. Их сформируют за счет увеличения штата военнослужащих с 1 января 2017 года на 13,6 тыс. человек. Об этом накануне президент подписал соответствующий указ, согласно которому общая штатная численность армии и флота (то есть военнослужащих и гражданского персонала) по сравнению с 2016 годом к 1 июля 2017 года должна увеличиться на 17,6 тыс. человек.

Увеличение штатной численности Вооруженных сил связано в том числе с передачей Минобороны функций Федерального агентства специального строительства (Спецстроя), которое до 1 июля 2017 года должно быть упразднено. Вооруженным силам в этой связи передадут «штатную численность военнослужащих и гражданского персонала инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований», которые входили в упраздняемый Спецстрой. В открытом доступе нет данных, сколько конкретно военнослужащих проходили военную службу в этих формированиях. И были ли среди них в последние годы военнослужащие по призыву, также не известно. Ранее, в августе 2011 года, тогдашний руководитель Спецстроя Григорий Нагинский говорил, что в результате реформы в его ведомстве не останется солдат по призыву, которых заменят рабочие из «дружественных нам республик». По данным Минобороны, в прошлом году общая численность сотрудников Спецстроя составляла около 44 тыс. человек.

Между тем лишь менее половины из них пополнят строительные структуры Минобороны, только небольшая часть - около 4 тыс. человек – составит гражданский персонал. При этом в штат управленцев Минобороны передается «численность федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата упраздняемого Федерального агентства специального строительства в количестве 200 единиц». Как сообщил недавно замминистра обороны Тимур Иванов, «в рамках реорганизации Спецстроя в Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних 19». Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, «а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов Воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру Ракетных войск стратегического назначения, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ». Пока нет официальных сообщений, что в состав создаваемых на базе Спецстроя подразделений войдут военно-инженерные и военно-строительные батальоны и отряды. Но источники в Минобороны сообщают, что их формирование уже идет полным ходом. И в отличие от стройбатов, которые существовали во времена СССР, в их составе сейчас будут служить военнослужащие по контракту и по призыву, имеющие военно-строительные и технические специальности, как правило, с высшим образованием.

Решение возродить советскую практику стройбатов объясняется просто. Реформа и «распогонивание» Спецстроя привело к раздутию его административных штатов. Появились многоступенчатые управленческие структуры, а основные строительные функции выполняли малоквалифицированные фирмы, набиравшие рабочих из жителей стран СНГ. Они плохо работали, особенно в условиях Арктики и в отдаленных местностях. В результате многие важные оборонные и государственные контракты не были выполнены в срок. Были выявлены многочисленные факты коррупции и взяточничества.

«Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем», – отмечает Тимур Иванов. О том, насколько эффективно в нынешних непростых для страны социально-экономических условиях применение военно-строительных подразделений, говорит опыт возведения силами Минобороны более 130 км железнодорожного пути в обход Украины на западе РФ на участке Журавка-Миллерово. Это строительство полностью осуществляют железнодорожные батальоны Вооруженных сил. И, как заявил недавно замминистра обороны Дмитрий Булгаков, дорога, которая строится, начнет функционировать более чем на год раньше запланированного срока. Ее откроют 15 августа 2017 года. Никаких коррупционных фактов при ее строительстве не выявлено.

«Пойдешь служить в стройбат!» - этим словом пугали многих призывников в Советском Союзе. Так называли военно-строительные отряды (ВСО), которые занимались не боевой подготовкой, а строительством различных объектов на территории страны. Но почему же служить в строительных батальонах было так позорно?

Откуда взялось прозвище «королевские войска»?

«Днем рождения» стройбата считается 13 февраля 1942 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Военно-восстановительного управления, занимавшегося ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации.

Еще одно, неофициальное наименование стройбата - «королевские войска». Согласно одной из версий, такое прозвище стройбатовцам дали из-за их численности: в 1980-х годах там служило от 300 до 400 тысяч человек. В то же время в ВДВ служило около 60 000 человек, в морской пехоте - около 15 000, в погранвойсках - около 220 000. Хотя имеется и версия о том, что это связано с именем знаменитого ракетного конструктора Сергея Королева . Дело в том, что все советские космодромы возводились именно силами строительных войск.

Пугало для призывников

Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?

Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».

Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент. Еще одна достаточно многочисленная категория - призывники, имеющие неблагополучную биографию, например, с судимостями. Могли попасть в стройотряд молодые люди с ограничениями по состоянию здоровья, которые, однако, не мешали им быть призванными в армию. Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства - в самый раз.

И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина - плохое знание русского языка. В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно - им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.

В «стройвойсках» процветали дедовщина и землячество. Отдельные новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, испытывали, нередко подвергались издевательствам, среди «стройбатовцев» был высок процент самоубийств.

Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.

Советская легенда со знаком «минус»

Надо сказать, что от стройбата были не в восторге не только призывники, но и военное руководство, которое не раз высказывало мысль о «неэффективности» и даже «незаконности» таких подразделений. Еще в 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский заявляли о том, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как, согласно статье 132 Конституции воинская служба… должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Не раз высказывались претензии по поводу плохой организации производственной деятельности и материально-бытового обеспечения в таких войсках. Например, солдат-строителей часто размещали в недостроенных зданиях, где отсутствовали отопление и элементарные санитарно-гигиенические условия.

Да и безопасной эта служба отнюдь не была. Так, в 1986 году армейские строительные подразделения были брошены на ликвидацию последствий взрыва на Чернобыльской АЭС и длительное время находились в зараженной зоне. Во время войны в Афганистане именно «королевские войска» строили жилье, объекты инфраструктуры, аэродромы, склады и фортификационные сооружения для советских воинских частей.

Сегодня советский стройбат стал легендой, к сожалению, носящей скорее негативный оттенок. Впрочем, он все равно остается неотъемлемой и даже колоритной частью нашего советского прошлого.

Как-то День Военного Строителя, особо не принято отмечать, как например, День Воздушно-Десантных Войск, День пограничника, ... А ведь войска отличные, и работа, которую парни выполняют, неоценимая. Может от того, что считается, что в Военно-Строительные Войска берут парней с некими отклонениями: по здоровью, тех, кто плохо знает русский язык, у кого была судимость, … .

Поэтому, ребята, дружившие в армии с лопатой и мастерком, предпочитают отмечать свой День без особой бравады, не купаясь в фонтанах, не приставая к прохожим, а тихо, мирно попивая самогоночку у себя дома.


У Дня Военного Строителя нет специальной даты. Его празднование приходится на второе воскресенье августа-месяца – тогда, когда вся страна отмечает День Строителя.


Сейчас принято поливать грязью нашу историю. Я, например, окончив Пушкинское ВВИСУ попал служить в Майкоп. Кто там живёт знают такие микрорайоны как Михайлова, Восход, Шовгенова и др. Их строили военные строители. (И.Сипкин)


"КОРОЛЕВСКИЕ ВОЙСКА" СССР



«Королевские войска», или «стройбат», были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования…



Военно-строительные отряды (ВСО), или в просторечье – «стройбат», ведут свой отсчет с 13 февраля 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было сформировано Военно-восстановительное управление, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Термин «стройбат» был официально выведен из обращения в 1970-х годах, однако полностью из лексикона не ушел, сохраняясь как часть военного и гражданского жаргона. Также словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск.

«Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками». По одной версии, из-за многочисленности личного состава: в 1980-х годах он насчитывал приблизительно от 300 до 400 тыс. человек, что превышало количество военнослужащих в ВДВ (60 000), Морской пехоте (15 000) и Пограничных войсках (220 000), вместе взятых. По другой версии, самоназвание было связано с именем конструктора Сергея Королёва (все космодромы СССР возводились строительными отрядами).

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ



У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов, имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года, военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».

Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».

Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали, как правило, работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.

По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.

Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ



ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью.

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах доходила до 90% личного состава.

Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам, было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» – юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

КРИТИКА СТРОЙБАТА



Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».

В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне.

Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.

ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ



Вопреки сложившемуся мнению, служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным, они составляли не менее 70% контингента, работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения.

Служили они и в Афганистане. В 1979 году, сразу после ввода советских войск в эту страну, встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.

В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.

По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.

Сейчас в ВС России существует Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой»), выполняющее те же функции.

P.S. Кстати, сегодня день Строителя, так что поздравляем всех стройбатовцев с профессиональным праздником!!!

Эксперты ИА REX рассуждают о том, нуждается ли армия в бесплатной солдатской рабочей силе

Депутат от правящей в Казахстане партии «Нур Отан» Бахытжан Ертаев на заседании парламента 20 марта предложил возродить в республике строительные батальоны. По мнению депутата, в стройбаты можно направлять молодых людей, которые в силу слабого здоровья или отсутствия образования не смогли попасть в ряды вооруженных сил республики. Ертаев отметил, что за последние годы количество таких призывников увеличилось.

ИА REX: Есть ли необходимость возрождать в армии стройбаты?

Григорий Трофимчук , политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

В российской армии за последние месяцы что-то чрезмерно много отраслевых «возрождений», которые по умолчанию возвращают те или иные элементы структуры, «уничтоженные Сердюковым». То есть получается так: государство фактически только что потратило миллиарды рублей, реформируя систему, имевшуюся ранее, которую сегодня возвращает назад уже как наиболее правильную. А кто несёт ответственность за выброшенные, при этом, бюджетные деньги?

Поэтому нельзя ни в коем случае ничего «возвращать» — ни стройбатов, ни прапорщиков, ни суворовцев в парадный строй на Красной площади, ни даже большой погонной звезды генерала армии, — пока не назван конкретный виновник предыдущих экспериментов. Судя по всему, виновник — не Сердюков, так как за инкриминируемый ему народной молвой развал армии он почему-то никак не пострадал, хотя, казалось бы, «украл и продал всё», кроме ядерного чемодана с символической красной кнопкой. Хотя, возможно, нам скоро расскажут и об этом преступлении века.

Стройбаты — само собой, в армии должны быть, как свои врачи и военные повара. Но эта деталь не может являться темой обсуждения, это пустая трата времени, пока не решён главный вопрос: кто понесёт персональную ответственность, в том числе за ликвидацию стройбатов?

Странно было бы представить себе Сталина, у которого реформировали, перелицевали, реструктурировали всю армию, пока он курил у себя в кабинете. А выйдя из него, обнаружил армию какого-то другого государства — с другими погонами, в другой форме.

Так дело не пойдёт. Иначе, Россия рискует — года так через три — увидеть ту же самую Васильеву и Сметанову, но только уже в новом звании Фельдмаршалов Федерации, на белых конях, с развевающимися волосами принимающих парады на Красной площади. А виновные в надевании электронного браслета на оклеветанную Евгению Николаевну, в бесчеловечных пытках над командованием патриотического «Оборонсервиса» будут посажены в тюрьму.

Поэтому сначала полная ясность по Сердюкову — потом стройбат, штрафбат и всё остальное. А действующему министру Шойгу пока что можно порекомендовать не трогать «следы преступлений», ничего не удалять и не менять, иначе потом не разберёшься.

Олег Антипов :

Думаю, что такой необходимости нет. Лучше ввести организованную трудовую альтернативную службу. Любое военное или даже военизированное формирование, укомплектованное имеющими дефекты здоровья военнослужащими, автоматически ведёт за собой и низкую личную культуру поведения, и недисциплинированность личного состава. Такие подразделения и части были, есть и всегда будут рассадниками дедовщины и бесперспективности какого-либо роста офицерского состава. А если кто-то озабочен низкой квалификацией вступающей в жизнь молодёжи, то стройбаты здесь совершенно не помогут. Каждый обязан в этой жизни сам определиться с образованием и со специальностью, не перекладывая решение этих проблем на армию. Армия должна страну защищать.

Юрий Юрьев , политконструктор:

Заодно можно возродить и рабовладельческий строй. Ведь стройбат — самые бесправные де-факто военнослужащие. Многое можно в стройбате, даже плохо строить, всё равно ведь армия, всё равно война всё спишет. И пока не предусмотрено предотвращение всего вышеперечисленного — воссоздавать стройбаты тождественно воссозданию каторги для виновных лишь в том, что не хотят или не могут служить с оружием в руках.

Даниэль Штайсслингер , журналист и переводчик (Израиль):

То есть, не то, чтобы стройбат был сильно нужен для казахской оборонной способности, а просто, чтобы никто не остался неокученным. Хотя армия, вообще-то, имеет иное предназначение.

Кроме того, в социалистическом СССР это ещё как-то могло быть оправданным — в любом случае и военные, и гражданские строители работали на государство. В капиталистической стране стройбат — это узаконенное рабство с принуждением граждан работать на того или иного предпринимателя. Причём с поправкой на традиционную для Азии коррупцию, на того, который приближён к правящим кругам через родство или личную дружбу. Его правящий падишах наградит свердешёвой и бесправной рабочей силой...

Сергей Сибиряков , политолог, координатор международной экспертной группы :

Нет никакой необходимости в возрождении стройбатов. Если в СССР в стройбаты призывали, мягко говоря, не лучшую по качеству часть призывников, то сейчас других в армиях постсоветских стран просто нет. По степени подготовки и своим моральным качествам, российскую армию можно без преувеличения назвать строительной армией. Каждый должен заниматься только своим делом. Армия должна совершенствовать своё мастерство в военном деле, а строить что-то для военных, наверное, вполне могут и гражданские строители.

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова - этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.

«Королевские войска»

Военно-строительные отряды (ВСО), или в просторечье - «стройбат», ведут свой отсчет с 13 февраля 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было сформировано Военно-восстановительное управление, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Термин «стройбат» был официально выведен из обращения в 1970-х годах, однако полностью из лексикона не ушел, сохраняясь как часть военного и гражданского жаргона. Также словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками».

По одной версии из-за многочисленности личного состава: в 1980-х годах он насчитывал приблизительно от 300 до 400 тыс. человек, что превышало количество военнослужащих в ВДВ (60 000), Морской пехоте (15 000) и Пограничных войсках (220 000) вместе взятых. По другой версии самоназвание было связано с именем конструктора Сергея Королёва (все космодромы СССР возводились строительными отрядами).

Условия службы

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения - тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги - «стирку, помывку, форму».

Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали как правило работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.

По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.

Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

Личный состав

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью.

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава. Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» - юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

Критика стройбата

Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными». В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне.