Сообщение о дрейке. Фрэнсис дрейк железный пират королевы

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; около 1540 - 28 января 1596) - английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал (1588). Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (в 1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) в Гравелинском сражении (1588), благодаря умелым действиям Дрейка, англичанам удалось получить преимущество над превосходящими огневой мощью силами противника.

Казалось бы, дело чести и долга любой царствующей особы - бороться с пиратами и всякого рода иными разбойниками.

Вроде бы, очевидно также, что удел пирата - всячески опасаться сильных мира сего или, по крайней мере, избегать встреч с ними.

Но история знает совсем иные примеры.

Один из них свидетельствует об удивительном, на первый взгляд даже невозможном и все же абсолютно закономерном союзе двух людей из далекого прошлого.

Она - не кто иная, как ее величество английская королева. Он - без сомнения, самый настоящий пират, закоренелый морской разбойник.

Но, тем не менее, она благоволила ему и даже подарила шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог». Вручая ему меч накануне опасного плавания, она сказала: «Мы считаем, что тот, кто нанесет удар тебе… нанесет его нам».

Да и могло ли быть иначе, если ее величество, выражаясь современным языком, «вошла в долю» со знаменитым пиратом, стала его «спонсором», требуя при этом держать в строгой тайне ее личное участие в «коммерческой» сделке...

Автор Marcus Gheeraerts the Elder (1520–1590). Название English: The Wanstead or Welbeck Portrait of Elizabeth I or The Peace Portrait of Elizabeth I. Дата между 1580 и 1585. Техника масло по дереву. Размеры 45,7 × 38,1 см

Шел XVI век. До выработки норм международного права по борьбе с пиратством оставалось несколько столетий, и на морях процветал захват судов с целью наживы. Так-то оно так; но склонить монархиню одного из крупнейших европейских государств к поощрению и финансированию разбойничьего промысла - это и тогда было далеко не просто...

А вот сэр Фрэнсис Дрейк сумел это сделать. Около двадцати лет «железный пират», как его позднее называли, грабил при содействии своей могущественной покровительницы. Он был посвящен в рыцари, стал национальным героем…

Но нам Дрейк интересен не только и не столько этим. Во время очередного грабительского плавания, стремясь избежать встречи с разъяренным противником, пират вынужден был искать новый путь на родину. Это путь, длиной почти в три года, оказался... вторым в истории кругосветным плаванием!..

Дрейк появился на свет в 1545 году на юге Англии, - в островной стране, где профессия моряка издавна была в почете, где, по преданию, начали строить корабли чуть ли не с момента заселения Британских островов.

На корабле, где его отец служил судовым священником, частенько бывал в первые годы своей жизни маленький Фрэнсис. Когда ему было не более десяти лет, отец определил сына юнгой на торговый корабль.

Очевидно, мальчик был трудолюбив и настойчив в овладении искусством судовождения. Во всяком случае, он явно приглянулся старому капитану, не имевшему семьи и завещавшему свое судно после смерти Фрэнсису. Это случилось в 1561 году, вследствие чего Дрейк стал капитаном и владельцем небольшого корабля уже в шестнадцать лет.

Что же делал в столь юном возрасте будущий капер (так называют пиратов, поддерживаемых правительствами своих стран), обладая судном и навыками его вождения? Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что Дрейк жил в то время, когда Испания, владея большими и богатыми территориями в Новом Свете, стала могущественнейшей из империй мира.

Ежегодно из Америки в прямом и в переносном смысле приплывали несметные драгоценности, обогащая испанскую казну. Это, конечно же, не могло не вызывать раздражения и зависти у других европейских монархов. Лавры Испании особенно не давали покоя Англии, стране мореходов...

Испанцы жестоко расправлялись с любыми европейцами, пытавшимися высадиться на берегах их американских владений. И все же, некоторые расчетливые английские дельцы умудрялись найти лазейку...
Один из них, некий Джон Хокинс, с благословения все той же королевы - Елизаветы I - предложил услуги посредника в полуофициальной торговле рабами из Африки между Португалией и Испанией. С этой миссией в 1566 году берега Вест-Индии и посетила очередная английская экспедиция. А вспоминаем мы это потому, что одним из ее участников был молодой Фрэнсис Дрейк.

Судя по всему, первое трансатлантическое плавание Дрейка, несмотря на его рядовую роль в экспедиции, явно пошло ему на пользу. Ведь здесь он получил первое боевое крещение. Захват возле берегов Гвинеи нескольких португальских кораблей с рабами, переход через океан к берегам Колумбии, завуалированные работорговые сделки с местными испанскими властями…

Навыки такой «работы» пригодились Дрейку очень скоро. Вернувшись в 1567 году домой, он пробыл на родине всего шесть недель - и собрался в новое плавание. Не сложно догадаться, что снова к берегам Америки.

2 октября 1567 г. флотилия из шести судов, возглавляемая Хокинсом, покинула Англию. На этот раз одним из небольших парусников командовал Фрэнсис Дрейк. 22-летний капитан принимает активное участие в сражениях на море и на суше, с целью добыть рабов. После некоторых неудач, в конце концов, англичанам удается захватить около полутысячи человек.

С грузом «черного товара» корабли приходят в Карибское море. Здесь, на многочисленных островах, сочетая искусство дипломата и воина, Хокинс проводит несколько выгодных торговых сделок.

Почти завершив задуманное, он собрался было возвращаться домой, но тут разыгрался страшный шторм, длившийся несколько дней. Не успев от него опомниться, английские корабли попадают под новые ураганные удары ветра и волн. В результате, Хокинс вынужден задержаться в одном из портов для ремонта и восстановления сил.

И надо же такому случиться, - именно в это время сюда прибывает испанская эскадра, состоящая из 13 кораблей. Внешне соблюдая приличия, несколько дней испанцы и англичане проводят дипломатические переговоры, обмениваются любезными письмами. Тщательно скрывая истинные намерения, они пытаются перехитрить друг друга...

В этот раз берут верх испанцы. Стянув к берегу войска, вопреки всем заверениям своих официальных лиц, они нападают на английские суда...

Произошло ожесточенное сражение, вследствие которого относительно целым в Англию вернулось только одно судно - Дрейка.

На нем было 65 человек. Через несколько дней, правда, появился еще один корабль - Хокинса. Но на нем оставалось в живых лишь 15 моряков. Это были все, кто уцелел из 500 человек экспедиции...

Биографы Дрейка утверждают, что за всю свою жизнь он так и не смог простить испанцам проявленного ими тогда коварства.

Но так ли уж безвинны были и англичане? Скорее всего, имела место ситуация, в которой один вор обманул другого вора.

И все же, если бы испанцы знали, какого дьявола они разбудили!

Властный и раздражительный, с бешеным характером, жадный, мстительный Дрейк действительно запомнил произошедшее с ним и стал тщательнейшим образом готовиться к расплате...

Это не было мелкой местью обиженного юноши. Речь шла о продуманной стратегии морского террора по отношению ко всем испанским кораблям - с возможным переносом боевых действий на территорию испанских владений в Новом Свете. По сути, молодой капитан послал вызов самому могущественному в то время монарху мира.

Готовясь осуществить задуманное, Дрейк, не афишируя, совершает в 1569-1571 гг. еще два плавания в Америку. То были своеобразные рекогносцировочные походы с созданием секретных продовольственных складов на берегах Панамы. Проведя, таким образом, разведку, в мае 1572 года Дрейк на двух кораблях вновь отправляется в путь через Атлантику к давно намеченному пункту.

Он плывет к Номбре-де-Диос - одному из портов на Атлантическом побережье, названному пиратами «сокровищницей мира». Сюда ежегодно доставлялись все драгоценности, добытые на перуанских рудниках, для дальнейшей их отправки в Испанию.

Высадившись на берег, Дрейк предпринял штурм города, во время которого был ранен. Капитана, потерявшего много крови, моряки отнесли на корабль, забыв на какое-то время про свою главную цель - разграбление городских богатств. Очевидно, что уже тогда Дрейк пользовался среди них популярностью, и они готовы были следовать за своим 27-летним предводителем хоть на край света.

Покинув город и остановившись на одном из островов, англичане отдыхали, залечивали полученные раны. Встретив там же беглых рабов, Дрейк сумел привлечь и их на свою сторону. Рабы сообщили ему, что через несколько месяцев в Номбре-де-Диос ожидается караван с золотом.

В ожидании этого события капитан предпринимает плавания вдоль берегов Америки, захватывая по пути испанские суда. В одной из стычек погибает один из его одиннадцати братьев, затем умирает от болезни другой. Но ни собственные ранения, ни смерть близких не могут остановить Дрейка.

Вместе с группой матросов и беглых рабов он совершает многодневный пеший переход по Панамскому перешейку, готовя засаду для каравана с золотом. Во время этого похода он со своими спутниками первым среди британцев увидел «Испанское озеро» - Тихий океан.

После многодневного пути в полумраке тропического леса, взволнованный чудесным зрелищем, Дрейк поклялся, что «пройдет на британском корабле по этому морю». Он и не подозревал, что через несколько лет ему действительно доведется это сделать...

Но пока что капитан успешно проводит давно задуманную операцию по захвату испанского каравана и впервые лично завоевывает богатую добычу. При этом он не теряется в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Когда, например, испанские колониальные власти начали патрулировать побережье, чтобы не дать уйти Дрейку с награбленным, тот приказал соорудить деревянный плот.

На нем он вместе с несколькими людьми вышел в море и, умудрившись проскочить испанский кордон, через шесть часов плавания нашел свои корабли. Ночью они незаметно подошли к берегу и забрали драгоценный груз.

Сокровища, привезенные Дрейком на родину в 1573 году, сделали его состоятельным человеком. Теперь он перестал зависеть от богатых судовладельцев, да и уверенности у него прибавилось.

Возможно, этому способствовали и его успехи на государственной службе, - Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания.

На него обратили внимание в высших кругах. И когда, готовясь к войне с Испанией, в Англии начали разрабатывать план морских экспедиций, Фрэнсис Дрейк был вызван для консультаций.

Высказав свое мнение о том, что удар следует нанести по испанским владениям в Америке, он вскоре получил секретную аудиенцию у королевы.

Елизавета полностью поддержала замыслы Дрейка. Более того, именно тогда, очевидно, и состоялась первая сделка Дрейка на государственном уровне.

Королева, изъявив желание принять личное участие в планируемом мероприятии, тайно внесла значительную сумму денег. Понятно, что это было сделано не только из патриотических побуждений. Ее величество рассчитывала на немалую личную долю от будущей добычи, захваченной у испанцев благословленным ею пиратом.

В середине 1577 г., получив звание контр-адмирала, 32-летний Фрэнсис Дрейк с флотилией из пяти кораблей и более чем 160 человеками экипажа вышел из Плимута в море. Зная задачи, поставленные перед Дрейком, наше воображение не может сегодня не рисовать образы величественных огромных парусников.
«Золотая лань» - бессменный флагман Дрейка
Галеон (исп. galeón, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое.

Но на самом деле длина крупнейшего из пяти кораблей, флагмана, получившего впоследствии название «Золотая лань», была всего 23 м при ширине менее 6 м! И на таком-то судне Дрейку предстояло провести, как оказалось, многие месяцы в течение трех ближайших лет.
Современная модель галеона «Золотая лань» в Бриксхэме

Впрочем, адмирал не придерживался аскетизма - даже в море. Его каюта была отделана и обставлена с большой роскошью. Капер пользовался посудой из чистого серебра; во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, за креслом Дрейка стоял паж…

О том, как происходило знаменитое плавание, мы знаем благодаря корабельному священнику, составившему его подробное описание.

Ограбив по дороге несколько испанских кораблей, пройдя длинный путь из Северного в Южное полушарие, в апреле 1578 г. флотилия благополучно прибыла к берегам Южной Америки. Продвигаясь на юг вдоль восточного побережья Аргентины, англичане неоднократно встречались с местными коренными жителями - патагонцами.

Они, как замечает свидетель событий, «оказались добродушными людьми и проявили столько жалостливого участия к нам, сколько мы никогда не встречали и среди христиан».

Это сравнение интересно еще и тем, что вскоре между христианами, т. е., между участниками экспедиции, возник инцидент, завершившийся казнью знатного и богатого человека, Томаса Доути. Таково было решение адмирала Дрейка, который не без оснований заподозрил Доути в попытке сорвать плавание.
В августе флотилия вошла в извилистый и сложный для плавания Магелланов пролив, путь через который продолжался две с половиной недели.

Наконец, показались необозримые водные просторы, по которым некогда мечтал пройти на английском корабле Дрейк.

Заметим, что одна из гипотез о происхождении названия крупнейшего океана Земли связана с именем Магеллана. Якобы, именно благодаря тому, что хорошая погода благоприятствовала плаванию этого португальца, океан и был назван соответствующе - Тихий. Если это правда, то, думается, побывай Дрейк здесь раньше Магеллана, океан имел бы совершенно другое название.

Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют сохранившиеся воспоминания очевидца: «Не успели мы выйти в это море... для нас оказавшееся Бешеным, как началась такая неистовая буря, какой мы еще не испытывали... Ветер был такой силы, что, казалось, дуют все ветры земли одновременно.

Казалось также, что все тучи на небе собрались в одном месте, чтобы обрушить на нас ливень. Корабль наш то подкидывало, как игрушку, на гребни гигантских волн, то с такой же стремительностью бросало в морскую бездну». Жестокий шторм продлился 52 дня почти без передышки и завершился только в конце октября.

В итоге - из трех имевшихся тогда в распоряжении Дрейка кораблей один со всем экипажем погиб, другой, отброшенный бурей обратно в Магелланов пролив, решил более не испытывать судьбу и, выбравшись в Атлантический океан, возвратился в Англию. А что же сам адмирал?

Именно корабль Дрейка уцелел. Судьба? Очень может быть. Но не будем забывать, что Дрейк, несомненно, был моряком по призванию. Он очень интересовался книгами по судоходству, испытывая особую страсть к географическим картам. На каждом захваченном судне первой добычей пирата становились, прежде всего, карты и навигационные приборы.

Небезынтересно также то, что он внимательно изучал книгу Магеллана, не расставаясь с ней. Возможно, все это сыграло роль в том, что корабль адмирала не постигла трагическая участь.

Правда, судно отнесло штормом далеко на юг. Но, не произойди этого, Дрейк не сделал бы важного открытия. Понимая, что люди измучены и нуждаются в отдыхе, он останавливается на несколько дней на одном из островов Огненной Земли.
Огненная Земля (Исла-Гранде де Тьерра дель Фуэго, исп. Isla Grande de Tierra del Fuego; буквально «Большой остров Огненной Земли») - остров у южной оконечности Южной Америки, от которой его отделяет Магелланов пролив, в составе архипелага Огненная Земля.

Этот архипелаг был открыт еще Магелланом. Но именно моряки английского капера впервые усмотрели, что «в южном направлении не было видно ни материка, ни острова, лишь Атлантический океан и Южное море встречались на... вольном просторе».

Так Дрейк невольно открыл, что Огненная Земля - последняя суша у южной оконечности Южной Америки и что за ней простирается открытое море.

Уже в XIX веке, после открытия Антарктиды, проход между ней и Огненной Землей, соединяющий два самых крупных океана планеты - Атлантический и Тихий, назвали проливом Дрейка. Заметим, что это самый широкий (до 1120 км) пролив на Земле.

Не имея возможности преодолеть господствующие в этих широтах западные ветры, адмирал взял курс на север. Он надеялся соединиться с пропавшими кораблями своей эскадры в условленном месте на западном побережье Чили (в Вальпараисо).

Стояло лето Южного полушария, океан был спокоен, небо безоблачно. Но, как бы в противовес умиротворяющей природе, во время одной из высадок на берег для пополнения запасов пресной воды и продуктов на группу матросов во главе с адмиралом внезапно напали индейцы.

Двое англичан были убиты, остальные ранены. Досталось и Дрейку, получившему стрелу в лицо. Такую, ничем не спровоцированную, враждебность адмирал объяснил тем, что индейцы приняли их за испанцев. Интересно, что за неимением в экспедиции врача (он умер), Дрейк сам занялся лечением многочисленных раненых. Очевидно, он был в какой-то мере сведущ и во врачебном искусстве...

Мореплаватель продолжил свой путь на север, стараясь не вступать в конфликт с местными племенами, поскольку предусмотрительно рассчитывал привлечь их на свою сторону в борьбе с испанцами.

Его надежды оправдались. Вскоре именно индейцы показали англичанам дорогу в гавань Вальпараисо, где царили мир, спокойствие... и полное отсутствие бдительности. Ведь здесь никогда еще не видели иных судов, кроме испанских.

Поэтому пиратский корабль поначалу приняли за свой и даже салютовали ему флагами и барабанной дробью. Можно представить себе шок испанцев, когда в собственном «доме» они подверглись дерзкому и смелому налету! Англичане довольно быстро завладели стоявшим в гавани испанским судном, а затем разграбили город.

Покончив с привычным делом, Дрейк распорядился отпустить всех захваченных испанских моряков. Подобные широкие жесты, судя по описаниям его похождений, он проделывал многократно. Иногда он даже одаривал из награбленного помилованных им противников.

Очевидно, у этого человека с крутым, как его характеризовали современники, бешеным характером, все же был свой кодекс чести.

Может быть, из-за таких, как Дрейк, и появилось выражение «джентльмены удачи». Ибо, несомненно, далеко не будучи ангелом, он не соответствовал и образу кровожадного душегуба...

Первое нападение на испанцев в Тихом океане принесло Дрейку немалые барыши, и он с вдохновением продолжил предназначенную ему миссию. Чрезвычайно интересны английские описания того, как происходила «экспроприация экспроприаторов». Однажды англичане нашли на берегу спящего испанца, возле которого лежали слитки серебра.

Свидетель пишет: «Нам никак не хотелось его будить, но, против нашей воли, мы доставили ему эту неприятность, так как решили освободить его от заботы, которая, чего доброго, в другой раз и не позволила бы ему заснуть, и покинули его, взяв его ношу, чтобы она не беспокоила его больше и он мог бы продолжать свой сон спокойно».

В другом случае, по поводу встречи с испанцем, погонявшим небольшой караван груженных серебром животных, англичанин замечает: «Мы не могли допустить, чтобы испанский джентльмен превратился в погонщика, и потому, без просьбы с его стороны, сами предложили свои услуги… но так как он не мог хорошо показать дорогу… мы с ним расстались…». Какой изысканный стиль! Как, оказывается, витиевато можно описать самое обычное ограбление!..

Да, Дрейку не откажешь в смелости, нередко переходившей в дерзость... Наведавшись как-то в один из испанских портов на западном берегу Южной Америки, пират умудрился под покровом ночи проникнуть в гавань, где стояло 30 кораблей противника.

Воспользовавшись тем, что команды находились на берегу, Дрейк со своими людьми «осмотрел» суда.

При этом, переходя с корабля на корабль, он рубил якорные канаты, рассчитывая на то, что сдвинутые приливом суда внесут сумятицу в стан врага и дадут возможность «Золотой лани» уйти на безопасное расстояние. Так впоследствии и случилось...

Продолжая успешное продвижение на север, английский адмирал-пират не мог не обратить внимания на неточность захваченных им испанских карт. Всякий раз, когда Дрейк, руководствуясь ими, поворачивал на северо-запад, он терял берег из виду. Внося исправления в карты, Дрейк «срезал» сотни тысяч квадратных километров несуществующей территории.

Его двоюродный брат Джон по поручению своего начальника постоянно делал зарисовки берегов тех гаваней, куда заходил корабль. В итоге, именно после плавания Дрейка Южная Америка приняла на картах более правильные, знакомые нам сегодня очертания.

Тем временем, слухи о «дьяволе Дрейке» распространились по всему побережью. Испанцы пытались даже преследовать «Лань», но та была неуловима.

Продолжая искать свои пропавшие корабли, адмирал заходил во все устья рек и бухты. Наконец, смирившись с потерей, он начал думать о возвращении домой. Но путей оказалось не так много. Дрейк полагал, что у Магелланова пролива его будут подстерегать испанцы (так оно и было).

Скорее всего, не без основания думал пират, и у Молуккских островов ему приготовлена встреча. Добавим, что испанские власти послали военные корабли также в Карибское море.

Это было сделано на тот случай, если Дрейк, бросив свой корабль в Тихом океане, задумает пересечь Панамский перешеек и постарается уйти в Англию на каком-либо захваченном им судне через Атлантику.

Итак, поскольку дороги на юг и запад были, по всей вероятности, закрыты, Дрейк выбрал третий, северный путь, решив обойти Америку там, где никто еще морским путем не ходил. Адмирал сообщил об этом команде.

При этом он произнес вполне патриотическую речь, заметив, что подобное решение обусловлено не только желанием сократить срок возвращения домой, но и возможностью принести славу своей стране новыми открытиями.

Дальнейшая дорога «Золотой лани» пролегла вдоль берегов Центральной и затем Северной Америки. При этом Дрейк действовал по своей обычной схеме, захватывая и грабя попадавшиеся по дороге корабли.

Невеселое настроение моряков усугубляла отвратительная погода. Постепенно стало очень холодно, часто шел дождь со снегом. Снасти покрывались слоем льда, который крайне осложнял управление кораблем. Налетали шквальные ветры, а в тихую погоду густые туманы захватывали в свои объятия корабль; подолгу приходилось стоять на одном месте.

Добавим сюда нередкое, при плохой погоде, отсутствие возможности определить местоположение корабля. Все это, конечно же, не могло не породить у моряков сомнений по поводу избранного пути. Лишь их глава, как всегда, сохранял спокойствие и бодрость духа, подбадривая людей.

Но когда было достигнуто, на широте 48°, то место Тихоокеанского побережья Северной Америки, где до этого не бывал ни один европейский корабль, - бесстрашный капитан решил прекратить продвижение к северу.

Идея обогнуть Северную Америку с севера была отброшена, и англичане приготовились плыть на запад. Но прежде, спустившись в более южные широты, в июне 1579 года у 38° С. ш. они высадились на берег для ремонта корабля и отдыха экипажа.

Здесь произошла очередная встреча с местными индейцами. Те не проявляли враждебных намерений, - более того, с изумлением смотрели на пришельцев, явно принимая их за богов. «Боги» же, раздавая подарки, старались жестами показать, что нуждаются в пище и воде.

Несколько следующих недель, проведенных здесь англичанами, не только не разубедили индейцев, а, наоборот, еще более укрепили их убежденность в божественном происхождении гостей. В конце концов, все закончилось весьма торжественной церемонией добровольной передачи власти вождя индейцев «главному богу» по имени Фрэнсис Дрейк.

Воспользовавшись сложившейся ситуацией, адмирал решил присоединить к английским владениям открытую им страну, назвав ее «Новым Альбионом». Это и было засвидетельствовано в тексте, вырезанном на медной пластине. Пластину закрепили на высоком столбе. Вместо печати Дрейк вставил в столб серебряную монету с изображением королевы и ее герба.

В конце июля, распрощавшись с Америкой, Дрейк взял курс к Молуккским островам. Но прибыл он туда более, чем через три месяца. По дороге у англичан были небольшие стычки с островитянами. Однако, в отличие от Магеллана, вмешавшегося в междоусобную войну племен и погибшего на Филиппинских островах, Дрейку, несомненно, повезло значительно больше.

При выходе в Индийский океан английских путешественников ждало очередное серьезное испытание. Сначала к югу от индонезийского острова Сулавеси Дрейк в поисках выхода месяц блуждал в лабиринте мелких островков, рифов и мелей.

А когда казалось, что путь уже найден, страшный удар потряс «Лань», налетевшую на подводную скалу. Положение было настолько серьезным, что вся команда пала ниц, началась общая молитва.

А что же делал в это время Дрейк? Неужто, подобно своим соотечественникам, решил положиться на Господа? Ничего подобного. Невозмутимый адмирал объявил команде, что молитвами делу не поможешь, заставил всех работать - и сумел-таки спасти «Золотую лань»...

Как бы в награду за мужество, весь путь англичан по Индийскому океану проходил при попутном ветре и хорошей погоде. Обогнув в середине июня африканский мыс Доброй Надежды, 26 сентября 1580 года корабль Дрейка подошел к родным берегам.

Так, спустя два года и 10 месяцев после отплытия, закончилось первое английское кругосветное плавание. Кроме того, это был первый в истории случай, когда капитан, начавший кругосветное плавание, сумел успешно его и закончить.

Но главный успех, с точки зрения Дрейка, состоял в том, что, нанеся ощутимый ущерб испанской короне, обладательница английской короны получила огромные ценности. И он не ошибся. Елизавета не могла не остаться довольной результатами похода «королевского пирата», который оказался самым доходным из всех когда-либо совершенных путешествий. Еще бы, - 4700 % прибыли!

Это был более чем весомый аргумент для того, чтобы не отдать голову Дрейка испанскому королю, как тот яростно требовал. Более того, адмирал стал национальным героем, которому рукоплескала вся Англия. Люди ежедневно собирались на улицах, чтобы увидеть его.

В его честь поэты слагали стихи… Вершиной же почестей стала состоявшаяся на борту «Золотой лани» торжественная церемония, когда под трубные звуки и бой барабанов Елизавета, опустив меч на плечо коленопреклоненного Фрэнсиса Дрейка, возвела капера в рыцарское достоинство.

Это была очень большая награда, которую в Англии имели всего 300 человек и которой не удостоились многие могущественные люди страны...

Естественно, что, помимо славы и титулов, Дрейк стал владельцем огромного состояния. Скоро его жизнь, во всяком случае, внешне, стала разительно отличаться от прежней. Он занимался своими поместьями, исполнял обязанности мэра города Плимут, время от времени совершал поездки в Лондон ко двору королевы, посещал, как член палаты общин, английский парламент…

Но подобное времяпрепровождение было, очевидно, не совсем в духе находившегося в расцвете лет морского волка. Поэтому в последующей биографии Дрейка можно найти еще одно выдающееся событие - активнейшее участие в знаменитом разгроме во время военных действий 1588 года испанского флота, или, как его называли, «Непобедимой армады». Эта победа стала венцом его славы.
Автор Филипп Якоб Лютербург (1740–1812). Название English: Defeat of the Spanish Armada, 8 August 1588 Дата 1796. Техника масло, холст. Размеры 214,63 × 278,13 см

Последующая военная экспедиция сэра Фрэнсиса к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей. И сразу же он почувствовал, сколь непрочна благосклонность королевы.

Елизавета, приученная Дрейком к богатой добыче, не захотела простить пирату даже единичного провала. Не были засчитаны и недавние военные заслуги Дрейка, который фактически командовал английским флотом при разгроме испанской армады.

И уж, тем более, были забыты привезенные несколько лет тому назад Дрейком сокровища на сумму не менее чем 600 тыс. фунтов стерлингов (в то время как годовой доход английской казны составлял 300 тысяч фунтов). Скупую Елизавету явно разозлило то, что она не только не получила в очередной раз прибыли, но и вынуждена была пойти на некоторые собственные расходы...

Похоже, что счастье действительно покинуло тогда Дрейка, ибо состоявшаяся через несколько лет очередная экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для него последней. С самого начала все в этом плавании складывалось неудачно.

Предупрежденные и готовые к отпору, испанцы постоянно опережали англичан, и те непрерывно несли потери в людях. К тому же, тропическая лихорадка и иные болезни буквально косили экипажи кораблей. Тяжело заболел дизентерией и адмирал. С каждым днем он слабел, - однако, железная воля не была сломлена.

В ночь на 28 января 1596 года, почувствовав приближение конца, сэр Фрэнсис поднялся с постели и попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть, как положено воину. На рассвете его не стало. Удивительно, но это произошло возле Номбре-де-Диос, того самого порта на Атлантическом побережье, где когда-то Дрейк начинал свой путь к мировой славе.

Обращают на себя внимание воинские почести, оказанные рыцарю после смерти. Его, как и всех, кто умирал в море, в море по давней традиции и похоронили.

Обычно на воду бросают венок, цветы, - на месте же захоронения Дрейка, как дань особого уважения к его памяти, были затоплены несколько захваченных испанских судов. Воистину, этого человека трудно мерить моральными мерками нашего времени...
Памятник сэру Фрэнсису Дрейку в английском Плимуте - городе, где он в сентябре 1580 г. впервые ступил на родную землю после кругосветного путешествия.

Легендарный пират, он служил английской королеве, разгромил Непобедимую Армаду и совершил кругосветное плавание. Его ненавидели и боготворили, он своими руками творил геополитику и менял границы мира.

Дракон

Начинал свою противозаконную деятельность главный британский корсар Фрэнсис Дрейк в статусе работорговца, но тогда это занятие британская корона еще не преследовала по закону. Дрейк вместе со своим дядей возил африканских рабов в Новый Свет и промышлял мелким грабежом, пока в 1567 году на них не совершили вероломное нападение испанские корабли. Из той переделки Дрейку удалось выбраться. Теперь к жажде наживы у Дрейка примешивается лютая ненависть к испанцам и жажда мести - он действует в одиночку, пускает ко дну и грабит торговые корабли Филиппа II десятками, безжалостно уничтожает прибрежные города.
У испанцев в Карибском море появляется серьезная помеха- капитан Дрейк, свирепость и жестокость которого принесла ему страшную славу среди них и дикое прозвище Эль Драко- Дракон. Впоследствии они даже назовут его «причиной всех войн с Англией», но до этого еще далеко.

Пират на службе короны

В 1575 году Фрэнсис Дрейк был представлен английской королеве Елизавете I, которая предложила пирату (на тот момент Дрейк уже заработал себе дурную славу многочисленными грабежами и работорговлей) государственную службу. Более того, она профинансировала вместе с другими пайщиками его экспедицию к восточному побережью Южной Америки. Финансовая поддержка кампании во многом была тайной акцией, во всяком случае каперскую лицензию, подтверждающую факт службы короне, Елизавета Дрейку так и не выдала. К тому же официальной целью экспедиции значилось открытие и исследование новых земель, но на деле Дрейк отправлялся в Новый Свет беспощадно грабить испанские корабли и порты.
Как оказалось, это было очень дальновидным решением со стороны британского двора - Дрейк не только приумножил вложения высокопоставленных чиновников, но и совершил несколько важных географических открытий, открыл множество важных морских путей.

Кругосветное путешествие

Кроме безусловных военных заслуг (во время своего рейда Дрейк разграбил множество испанских кораблей и поселений, заметно пошатнув уверенность испанцев в своем превосходстве на море) перед британской короной, на счету Фрэнсиса Дрейка есть еще и крупные географические достижения. Так он выяснил, что Огненная земля не является, как считалось раньше, частью Южного континента. И пройдя между Огненной Землей и Антарктидой на своем знаменитом корабле «Золотая Лань», навсегда увековечил своей имя в названии пролива (пролив Дрейка - пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны). Кроме того он стал вторым человеком в истории (после Магеллана), который совершил кругосветное путешествие, причем в отличие от Магеллана, из кругосветного плавания он вернулся к точке отправления живым. И несметно богатым.

Рыцарское звание

Вернувшись в Британию из кругосветного плавания, Дрейк был всячески обласкан английской королевой. Слава о нем расползалась по стране и миру- кругосветное путешествие, несметные награбленные богатства (из своего путешествия Дрейк привез 600 тысяч фунтов стерлингов, что превышало в два раза годовой доход английской казны) и пощечина испанскому флоту и короне превратили Дрейка в национального героя. Королева Елизавета лично навестила Дрейка на корабле и прямо на палубе произвела его в рыцари. Так пират Фрэнсис Дрейк стал сэром Фрэнсисом Дрейком. А испанцы впоследствии назвали его «причиной всех войн с Англией».

Дрейк и картофель

Кроме несметных богатств, из своей экспедиции Дрэйк привез другой ценный артефакт - клубни картофеля. И хотя первым, кто завез этот овощ в Старый Свет был, вероятнее всего, испанец Сьеса де Леон, имя Фрэнсиса Дрейка также часто всплывает в истории освоения агрокультуры на европейских землях. И, как ни странно, всплывает не только на родине - в немецком городе Оффенбург знаменитому корсару установлен памятник, на котором он держит в руке клубни картофеля с надписью-посвящением «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду».

Непобедимая армада

Несмотря на достижения и успехи британского флота, на море по-прежнему царствовала Испания. Чтобы окончательно покончить с дерзкими набегами англичан, испанской короной было инициировано создание Непобедимой армады - огромного на 130 кораблей военного флота, собранного с целью вторжения в Англию и разгрома пиратства, распространившегося под британским флагом. Планам испанского короля не суждено было сбыться - армада была разбита у берегов Англии. Огромную роль в этих сражениях сыграл ставший на тот момент адмиралом Фрэнсис Дрейк, которому, несмотря на численное превосходство испанского флота, не раз удавалось разбить противника.
Известно сражение у города Кале, в котором, благодаря его хитрости, британцы одержали локальную победу. Дрейк направил на испанскую армаду подожженные суда, наполненные серой, дегтем и порохом. Армада в замешательстве рассеклась по гавани и стала легкой добычей для маневренных английских кораблей. Победа над Армадой еще сильнее укрепила Дрейка в статусе национального героя и фаворита королевы Елизаветы. Впрочем, ненадолго.

Немилость королевы

Благоволение со стороны королевы не было вечным. После разгрома Армады, практически все предприятия Дрейка были неудачными. Он не смог захватить Лиссабон, потратив солидную сумму из казны, и впал в немилость. Елизавета на простила ему неудачу и даже приставила к нему надсмоторщика - адмирала Томаса Баскервиля. Следующая кампания и вовсе стала для Дрейка последней - в возрасте 55 лет он в очередной раз отправился к золотым берегам Америки за новыми сокровищами. Но возраст, многочисленные прошлые раны и разыгравшаяся в пути эпидемия сделали свое дело - он скончался от дизентерии в море, недалеко от Панамы. Там же, облаченный в свои боевые доспехи и запаянный в свинцовый гроб он отправился в свою последнюю обитель - на дно океана.

Фрэнсис Дрейк – мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы

Фрэнсис Дрейк - мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы. Его подвиги и путешествия заставляли многих стремиться в бескрайние просторы океана. Однако лишь единицам удалось достичь того уровня богатства и известности, которым обладал Фрэнсис Дрейк.Дрейк Фрэнсис Биография Будущий мореплаватель родился в Средней Англии, в семье зажиточного фермера. Дрейк Фрэнсис был старшим ребенком в многочисленной семье. Как старшему сыну ему прочили дело отца, но сердце юного Фрэнсиса принадлежало морю. Уже в 12 лет он становится юнгой на торговом корабле одного из своих многочисленных родственников. Прилежное и быстрое обучение морским наукам выделило его из сверстников. Хозяину так понравился юный Дрейк Фрэнсис, что, умирая, он оставил бывшему юнге корабль в наследство. Так в свои 18 лет Дрейк становится капитаном собственного корабля.

Первые плавания Поначалу, как и все капитаны торговых судов, Дрейк Фрэнсис возил различные грузы коммерческого назначения в Британское королевство. В 1560 году дядя Дрейка, Джон Хокинс, обратил внимание на катастрофическую нехватку рабочих рук на плантациях Нового Света. Идея привлечь американских аборигенов к принудительному труду не увенчалась успехом - индейцы работать не желали, не боялись пыток и смерти, а их родственники имели неприятную привычку мстить белым людям за похищенных и замученных краснокожих. Другое дело - рабы. Их можно было завозить с Черного континента, покупать за безделушки, продавать или обменивать. Для нас, живущих в 21 веке, эти слова звучат кощунственно. Но для англичанина 16 века это был всего лишь бизнес - такой же, как и любой другой.пират Фрэнсис Дрейк

Торговля живым товаром

Законы Нового Света позволяли торговать только теми рабами, которые поставлялись Торговым Домом Севильи. Но спрос на рабов значительно превышал возможности этой коммерческой организации, а колонисты терпели большие убытки. Владельцы плантаций чая, кофе, хлопка и табака готовы были платить хорошие деньги за дешевую рабочую силу. Хокинс решил рискнуть. Он поделился своим замыслом с несколькими торговыми предприятиями, и те дали ему денег для начала работы. Уже первый рейс в Новый Свет с живым товаром с лихвой окупил вложенные в предприятие средства. Хотя считалось, что в действиях Хокинса нет ничего предосудительного, старый моряк прибегал к пушкам и ружьям, когда какой-либо губернатор не соглашался с методами его работы. Налоги с предприятия исправно вносились в казну Англии. Несколько рейсов из Африки в Новый Свет сделали Хокинса и его покровителей очень богатыми людьми. Предприятие Хокинса-Дрейка


В третье плавание Хокинс взял своего племянника Фрэнсиса Дрейка и как обычно направился к берегам Африки за живым товаром. К этому времени Дрэйк Френсис был опытным капитаном, плавал в Бискайском заливе и пересекал Атлантику вместе с бывалым контрабандистом Джоном Ловелом. Совместная экспедиция закончилась трагически - корабли корсаров застала буря, эскадра сбилась с курса, причем флагманский корабль пострадал больше остальных. Джон Хокинс решил стать на ремонт и направились в порт Сан-Хуан-де-Улуа, находящийся на территории Гондураса. Следом за ним отправился и Фрэнсис Дрейк. Что он открыл - так это крайне недружелюбный прием, который оказал этот городишка двум мореплавателям. Пушки порта недвусмысленно предупредили, что приближаться очень опасно, а переговоры с местными властями не увенчались успехом. В это время на горизонте показались паруса испанской береговой эскадры. Контрабандистам пришлось вступить в неравный бой. Корабль Фрэнсиса Дрейка «Лебедь» менее пострадал во время шторма, и корсару удалось скрыться от преследователей, бросив компаньона на произвол судьбы.Фрэнсис Дрейк 1577 1580


13 декабря 1577 года отправился в свою знаменитую экспедицию Френсис Дрейк. За нее он получит рыцарский титул. А позже прославится как участник разгрома Непобедимой Армады. Вот еще десять интересных фактов о «пирате Ее Величества Елизаветы»

Имя корсара претерпевало любопытные метаморфозы

В испанских колониях его звали Эль Драк — «Дракон» («El Draque»). Да и на латыни его имя писалось как Franciscus Draco — Франциско Дракон. Достойное имя для пирата и рыцаря. Имя Drake в устаревшем английском обозначало именно Дракона, а вот в современном переводится как... селезень.

Френсис стал капитаном в 18 лет

Он являлся старшим сыном в семье, где было двенадцать детей. Не мудрено, что уже в 12 лет мальчику пришлось работать — он стал юнгой на торговом корабле своего дальнего родственника. При этом так полюбился владельцу судна, что тот завещал свой корабль Френсису. В 18 лет юноша стал полноправным капитаном. Спустя некоторое время он стал плавать в эскадре Джона Хокинса, еще одного своего дальнего родственника, занимаясь торговлей невольниками и доставляя из из Африки в испанские колонии.

Френсис Дрейк стал пиратом из-за мести

В ходе очередной работорговой экспедиции на англичан напали испанцы и потопили почти все их корабли — уцелели лишь два судна — Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали, чтобы испанский король заплатил им за потерянные корабли. Услышав отказ, Дрейк заявил, что сам заберет все у короля Испании . Свое обещание Дрейк не забыл, и, спустя некоторое время, отправился в испанские владения в Вест-Индии . Там он захватил город, несколько судов и — самое главное — ограбил испанский «Серебряный караван», который вез около 30 тонн серебра. Через год Дрейк вернулся на родину богачом и прославленным на всю Англию капитаном.

За пиратские похождения королева пожаловала Дрейку... рыцарское звание

В 1577 году королева Елизавета сама отправила Дрейка в экспедицию к побережью Америки . Официально мореплаватель должен был открыть новые земли, неофициально — награбить как можно больше золота. Дрейк выполнил и то, и другое. Атакуя испанские порты, он прошел вдоль побережья Южной Америки, а затем исследовал побережье гораздо севернее, до современного Ванкувера . Высадившись близ Сан-Франциско (по другой версии — в современном Орегоне ), он объявил этот берег английским владением, «Новым Альбионом». Из этого путешествия он привез 600 000 фунтов стерлингов — сумму, вдвое большую, нежели ежегодный доход Англии. За эти заслуги перед королевством Елизавета I удостоила его рыцарского звания.


Галеон Дрейка "Золотая лань"

Френсис Дрейк ввел традицию отдавать воинскую честь

Когда королева Елизавета пожаловала английскому корсару рыцарский титул, она сама явилась на корабль Дрейка, чтобы посвятить героя в рыцари. В знак своего благоговения перед королевой Дрейк закрыл глаза рукой: этот жест символизировал, что он ослеплен красотой и сиянием Елизаветы. С тех пор укоренилась традиция отдавать честь перед высокими особами, хотя сам жест немного изменился.

Дрейк тщательно заботился о впечатлении, которое производит

По его мнению, внешний блеск укрепляет его авторитет в глазах команды и всех окружающих. Поэтому он приказал тщательно оборудовать и украсить свою каюту, заказал у лучших портных несколько нарядных камзолов. У Дрейка был раб-негр и паж — двоюродный брат Джон. На корабль уже были наняты обычные для таких плаваний трубач и барабанщик, но Дрейк не ограничился этим и взял с на корабль еще трех музыкантов. Здесь он намеревался не только услаждать собственный слух, но и подбадривать музыкой команду.

Дрейк был благородным пиратом

Он гордился тем, что не пролил крови ни одного испанца понапрасну — не считая тех, кто погиб в честном бою. Был даже случай, когда испанский корабль принял корабли Дрейка за своих суда соотечественников — настолько невероятным было появление в испанской гавани неприятелей. Испанцы подпустили лодку Дрейка их к себе вплотную, и тогда 18 англичан во главе с Дрейком взяли испанские корабли без единого выстрела. Против погони Дрейк выработал хитроумную стратегию: он приказывал рубить мачты захваченных кораблей и отправлял их плыть по воле волн.

Дрейк популяризировал в Европе картофель

В 1580 году он привез клубни из своей знаменитой экспедиции. И хотя Колумб уже привозил из своих плаваний картофель, настоящую популярность диковинный овощ приобрел именно благодаря Дрейку. Сначала его цветы вдевали в волосы, и картофель выполнял скорее декоративную роль. А потом уже европе йцы распробовали клубни растения на вкус — и миллионы бедных земледельцев были спасены от голода и «горькой нужды». Именно так написано на постаменте памятника Дрейка, распространившего в Европе картофель, «драгоценный дар Божий». Памятник стоит в городе Оффенбург — каменная статуя великого пирата держит в руке цветок картофеля.

Френсис Дрейк — первый мореплаватель, завершивший кругосветное путешествие

Для него экспедиция 1577 года была успешна по всем показателям. Дрейк привез не только богатство и «благословенный» картофель, но и увековечил себя в роли особого кругосветного путешественника. Да, до Дрейка Фернандо Магеллан первым совершил «кругосветку», но его судно привели домой другие люди — сам мореплаватель погиб на Филиппинах. Френсис Дрейк же привел свой корабль на родину сам, став таким образом первым мореплавателем, доведшим кругосветную экспедицию до конца. А среди Англичан он и вовсе был первым, отважившимся на такой подвиг.

Набеги Дрейка помогали скрывать испанским чиновникам воровство

Экспедиции Френсиса Дрейка, конечно, принесли немало убытков испанской казне. Но в целом его злодеяния считаются преувеличенными. Потому что кое-что из казны воровали сами испанские чиновники — а пропажу денег было удобно списывать на прославленного корсара.

Дрейк Фрэнсис (около 1540- 1596), английский мореплаватель.

Родился в городе Тейвисток (графство Девоншир) в семье фермера. В юности плавал на каботажных судах, заходивших в Темзу. После первого путешествия через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Дж. Гаукинса. В 1567 г. он участвовал в морской экспедиции Гаукинса с целью захвата судов испанских работорговцев и грабежа испанских владений в Вест-Индии.

С 1570 г. Дрейк каждое лето совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своим. Он захватил Номбре-де-Дьос в Мексике, грабил караваны, перевозившие серебро из Перу в Панаму.

В декабре 1577 г. Дрейк отправился в свою самую известную экспедицию. Её снаряжали на деньги частных инвесторов, которые Дрейк смог получить благодаря покровительству графа Эссекса - фаворита Елизаветы I. Позднее мореплаватель упоминал, что сама королева вложила 1000 крон. Дрейку было поручено проплыть через Магелланов пролив, найти подходящие места для колоний и вернуться обратно тем же путём. Предполагалось также, что он совершит налёты на испанские владения в Америке.

Дрейк отплыл из Плимута 13 декабря 1577 г. Он командовал кораблём «Пеликан» (позже его переименовали в «Золотую Лань») водоизмещением 100 т; в эскадре было ещё четыре небольших корабля. Доплыв до берегов Африки, флотилия захватила более десяти испанских и португальских судов. Через Магелланов пролив Дрейк вышел в Тихий океан; там сильный шторм 50 дней гнал корабли на юг. Между Огненной Землёй и Антарктидой Дрейк открыл пролив, названный позже его именем. Шторм повредил корабли. Один из них вернулся в Англию, другие потонули. У капитана осталась только «Золотая Лань». Двигаясь вдоль побережья Южной Америки, Дрейк грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу. 1 марта 1579 г. он захватил судно «Какафуэго», нагруженное золотыми и серебряными слитками. В июле того же года корабль, которым командовал Дрейк, пересёк Тихий океан. В 1580 г. он вернулся в Плимут. Таким образом, мореплаватель совершил кругосветное путешествие (второе после Ф. Магеллана), которое принесло ему не только славу, но и богатство.

Получив свою долю добычи (не менее 10 тыс. фунтов стерлингов), Дрейк купил поместье близ Плимута. Королева Елизавета в 1581 г. пожаловала ему звание рыцаря. В 1585 г. Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся В Вест-Индию. Это знаменовало начало войны с Испанией.

В марте 1587 г. Дрейк неожиданным штурмом завладел городом-портом Кадис на юге Испании, разрушил его и захватил около 30 испанских кораблей. И опять, помимо воинской славы, «пират королевы Елизаветы» получил огромные деньги - его личная часть от захваченных богатств составила более 17 тыс. фунтов стерлингов.

В 1588 г. Дрейк был назначен вице-адмиралом и сыграл решающую роль в разгроме «Непобедимой армады». Удача покинула Дрейка во время экспедиции в Вест-Индию в 1595 г. Он заболел дизентерией и умер 28 января 1596 г. близ Портобело (Панама).

Похоронили вице-адмирала по традиционному морскому обряду, в море.

Жизненный путь этого человека удивителен: в 16 лет капитан корабля, удачливый пират, совершивший вторым после Магеллана кругосветку, английский сэр и адмирал, ставший подлинным грозой морей и разгромивший «Непобедимую армаду». А все началось в середине XVI столетия в местечке Тависток английского графства Девоншир, где в семье фермера примерно в 1540 году родился первенец, названный Френсисом. Впоследствии в семье добавилось еще 11 детей, и отец, Эдмунд Дрейк, чтобы прокормить большое семейство, стал проповедником и в 1549 году перебрался в Кент, сдав свои земли в аренду.

Френсис с детства мечтал о дальних морских походах, славе и богатстве. Путь к осуществлению своей мечты он начал в 13 лет, нанявшись юнгой на небольшой корабль. Малый оказался толковым моряком, и уже вскоре стал помощником капитана, а в 16 (по другим сведениям в 18) лет купил небольшой барк, на котором стал перевозить товары. Но обычные торговые плавания дают мало прибыли, то ли дело пиратский промысел и торговля рабами. И Френсис в 1567 году, командуя кораблем в эскадре своего дальнего родственника Джона Хокинса, отправляется в дальнее плавание к берегам Африки за рабами, а затем в Вест-Индию, где можно заняться грабежом побережья и захватом испанских кораблей.

Этот поход, хоть и закончился провалом, дал молодому капитану опыт дальних плаваний. Когда на потрепанных штормами кораблях Хокинса занимались ремонтом в порту Веракрус, что на восточном побережье Мексики, их блокировала испанская эскадра. Вырваться с боем удалось только нескольким кораблям, в том числе и кораблю под командованием Дрейка. Вернувшись в Англию, Дрейк стал готовиться к новым походам.

Он совершил несколько удачных плаваний в Вест-Индию, где грабил суда в Карибском море, сжег несколько прибрежных городков и поселков, захватил испанские корабли в гавани Картахены. Наиболее удачными оказались его высадки на Панамском перешейке, где пиратам удалось разгромить несколько испанских караванов, доставлявших добытое серебро к побережью.

Теперь удачливого капитана хорошо знали в Англии, и в ноябре 1577 года Дрейк был отправлен в официальную экспедицию к побережью Америки в Тихий океан. Ему поручалось открытие и приведение под власть английской королевы новых земель, а главное – грабеж испанских территорий и кораблей, перевозивших серебро и золото. Чтобы сбить с толку испанцев, был распространен слух, что эскадра Дрейка направляется в Александрию.
В этот раз под командованием Дрейка было уже пять кораблей, свой флаг он поднял на 100-тонном флагмане «Пеликане». Корабль Дрейка нес 18 пушек, имел три мачты – фок и грот с прямыми парусами и бизань с косым парусом. Это было что-то среднее между караккой и галеоном. При сравнительно небольших размерах корабль обладал прекрасными мореходными качествами.

Стоит отметить, что в подготовке похода приняла участие королева Елизавета, которая в надежде на солидную прибыль даже преподнесла Дрейку подарки: расшитую морскую шапку, шелковый шарф, на котором золотом были вышиты слова: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог», а также изысканные продукты, сладости и благовония.

Плавание началось удачно. К концу января 1578 года корабли подошли к побережью Марокко, где захватили город Могадар, получив в качестве выкупа большое количество различных товаров. Затем отправились к берегам Америки, где занялись грабежами. Здесь на нескольких кораблях созрел заговор, их команды решили отделиться от Дрейка и заняться самостоятельным пиратством. Но заговор был раскрыт и жестоко подавлен, Дрейку даже пришлось повесить одного капитана. Переформировав команды и бросив два наиболее пострадавших корабля, Френсис отправился на юг к Магелланову проливу.

Пролив эскадра прошла успешно, но после него попала в жестокий шторм, разметавший корабли, которым уже не суждено было собраться. Один корабль разбился о скалы, другой вынесло назад в пролив и его капитан решил самостоятельно вернуться в Англию. А корабль Дрейка, который он к этому времени переименовал за прекрасные мореходные качества в «Золотую лань», унесло далеко на юг. Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие, оказалось, что Огненная Земля не является выступом неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий пролив между Антарктидой и Огненной Землей назвали именем Дрейка.

Плыть далее на юг Дрейк не решился и отправился на север, захватывая и грабя по пути прибрежные города. Особо крупный куш ждал его в Вальпараисо. Здесь пиратам достался стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе оказался большой запас золотого песка. Но главное – на испанском корабле оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Америки.
Испанские города на побережье не ждали нападения англичан и не были готовы к его отпору. Идя вдоль берега, корсары Дрейка захватывали город за городом, набивая трюм золотом. А недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,5 тонн золота и большое количество серебра.

Дрейк не только грабил испанцев, он прошел вдоль побережья Америки значительно севернее испанских территорий. В середине июня он пристал к берегу для ремонта и пополнения провизии, а заодно исследовал регион в районе современного Сан-Франциско, объявив его английским владением и дав ему название «Новый Альбион». В 1936 году в этом месте, названном бухтой Дрейка, нашли медную пластинку с датой 17 июня 1579 года и надписью, что эта территория является.
Рейд вдоль западного побережья Америки оказался необычайно удачен. Корабль Френсиса Дрейка был перегружен богатейшей добычей, пора было подумать о возвращении в Англию. Но идти к Магелланову проливу капитан не рискнул, понимая, что там его уже ждут испанские корабли. Решив обмануть испанцев, Дрейк отправился в неведомый путь через Тихий океан.

Ему повезло, погода благоприятствовала плаванию, и вскоре он достиг Марианских островов. В Индонезии у острова Целебес пришлось сделать длительную остановку, чтобы отремонтировать корабль перед длительным рейдом вдоль берегов Африки. Дальнейшее плавание прошло спокойно, и 26 сентября 1580 года «Золотая лань» вошла в порт Плимут. Так закончилось второе после Магеллана кругосветное плавание, совершенное пиратом и авантюристом Френсисом Дрейком. В Плимуте капитана ждала торжественная встреча. Королева Елизавета прибыла на «Золотую лань» и прямо на палубе произвела Френсиса Дрейка в рыцари. И королеве было за что его награждать, ведь Дрейк привез добычу, почти в два раза превышавшую годовой доход английской казны. Кстати, в Англии в тот период только около 300 человек имели звание рыцаря. Стоит учесть, что формально Дрейк стал первым капитаном, организовавшим и совершившим кругосветку, так как Магеллан погиб до окончания плавания, а берегов Испании достигли только остатки его экипажа - всего 21 человек.

Поход Дрейка вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Англией и Испанией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии примерно наказала Дрейка за пиратство, возместила ущерба и принесла извинения. Естественно, что ни наказывать Дрейка, ни возмещать ущерб королева Елизавета не собиралась. Испанскому королю ответили, что он не может «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать».

Дрейк теперь мог почивать на лаврах. Он получил пост мэра Плимута, стал инспектором королевской комиссии, занимавшейся проверкой состояния флота, а в 1584 году был избран членом палаты общин. Но сухопутная жизнь Френсиса Дрейка явно тяготила. Когда в середине 80-х годов отношения Англии с Испанией обострились, он предложил королеве свои услуги и получил указ сформировать большой флот для удара по Испании.
В короткий срок Дрейку, получившему чин генерал-адмирала, удалось подготовить к походу 21 корабль. В 1585 году эскадра Дрейка вышла в море. Это была внушительная сила, но идти к берегам Испании Дрейк не решился, а испанские владения на островах и в Америке основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго и Картахену. Правда, ему пришлось забрать из Америки английских колонистов, которым после ухода эскадры грозило уничтожение. В Плимут Дрейк снова вернулся с богатой добычей.

Соперничество Англии и Испании на море возрастало, и испанский король решил нанести упреждающий удар, подготовив крупный флот с десантом - «Непобедимую армаду». Он надеялся полностью разгромить английский флот и заставить королеву пойти на перемирие на выгодных для себя условиях. Он не мог и предполагать, что все его планы будут сорваны Дрейком, а Англия благодаря бывшему пирату вскоре станет «Владычицей морей».

Готовясь к удару по Англии, испанцы сосредоточили в Кадисе и Лиссабоне порядка 150 кораблей и транспортных судов. Но подготовка кораблей и десанта затягивалась, и англичане нанесли удар первыми. Дрейк с небольшой эскадрой в 13 кораблей 19 апреля 1587 года внезапно атаковал испанские корабли в порту Кадиса. Соотношение 60 к 13 не испугало бывшего пирата. Его моряки действовали смело, слаженно и дерзко. Им удалось прямо в бухте потопить 30 кораблей, а часть кораблей, включающую и мощнейший 1200-тонный галеон, захватить и увести с собой. Эскадра Дрейка даже предприняла рейд к Лиссабону, но атаковать город, в гавани которого стояли боевые корабли, не решилась, ограничившись разорением окрестностей и захватом торговых судов.
Испанскому флоту был нанесен серьезный удар, но мощь его еще не была подорвана, и Англия стала готовиться к обороне. Вопреки прогнозам, королева в 1588 году назначила главнокомандующим английским флотом не Дрейка (который флот собственно и подготовил), а лорда Хауарда, поручив Френсису быть при нем главным советником. Несмотря на начавшуюся блокаду, английский флот вырвался в море и нанес «Армаде», серьезно потрепанной штормом, несколько болезненных поражений, заставив её начать отступление.

В ходе преследования Дрейк, командовавший частью эскадры, 29 июля у Гравлина разгромил большую часть из остатков испанского флота. Но затем он совершил серьезный просчет, когда, не имея осадных орудий, начал блокаду Лиссабона, где укрылись остатки «Армады». Город ему взять не удалось, а большую часть своих сил он потерял. Относительная неудача вызвала гнев королевы, и Дрейка отстранили от военно-морских дел, но он продолжал оставаться мэром Плимута и депутатом парламента. Чтобы не быть окончательно оторванным от флота он в этот период основал в Чатеме приют и госпиталь для раненных моряков.

В 1594 году Англии снова понадобился опытный адмирал, чтобы возглавить оборону острова от очередной экспедиции испанцев. Адмирал Дрейк и в этот раз действовал успешно, испанцы были отбиты. А на следующий год он возглавил небольшую эскадру из 6 кораблей и двух десятков торговых судов к берегам Америки. Но на этот раз фортуна Дрейку изменила. Его десант на Канарских островах был отбит, попытки захватить Сан-Хуан также оказались безуспешными. Дрейк смог потопить несколько испанских кораблей и разграбить поселки на побережье, но большего достичь не удалось.
Неудачи преследовали эскадру, в экипажах распространились болезни. Началась лихорадка и у Дрейка. Справиться с болезнью ему уже было не суждено. Близ Порто-Бельо утром 28 января 1596 года адмирал скончался. По традиции Френсиса Дрейка, положив тело в свинцовый гроб, похоронили в море. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля вернулись в Плимут без своего адмирала.

В Англии чтут память адмирала Френсиса Дрейка. В Плимуте ему установлен памятник, создан музей его имени, а воссозданный корабль «Золотая лань», на котором он совершил кругосветку, снова прошел тем же маршрутом и теперь является туристической достопримечательностью.