Сообщение на тему освоение людьми планеты земля. Подготовьте сообщение на тему "Освоение людьми планеты земля."

своение Земли человеком Процесс освоения Земли человеком был очень длительным и трудоемким.Даже сейчас нельзя сказать, что наша планета освоена полностью, так как существуют отдельные регионы, которые требуют детального изучения. Начало освоения ЗемлиДревние люди селились в долинах больших рек – Нила, Ганги, Тигра, Евфрата, Инда. Именно на этих территориях и начали формироваться первые цивилизации, получившие названия «речные». Климат на этих землях был благоприятен для жизни, плодородные земли способствовали ведению сельского хозяйства. Осваивать новые земли человечество начало с зарождением торговли. В поисках новых торговых путей открывались новые территории, которые в скором времени после их открытия заселялись переселенцами. Освоение землиК началу средневековья некоторые материки, моря, острова и даже океаны так и оставались не открытыми. Пик освоения земли человеком пришелся на эпоху Великих географических открытий. Именно тогда были открыты такие земли как Северная Америка Австралия, Южная Америка, а также Тихий океан. Новые территории манили жителей Европы своими природными богатствами – материки постепенно заселялись переселенцами. Преимущественно переселенцы селились на плодородных землях: в горных регионах, проживали аборигены. Освоение гор стало необходимым с началом расцвета промышленного производства. К концу 19 века люди заселили даже труднодоступные области, что было обусловлено развитием производства и транспортной системы. Страны мираВ мире насчитывается 193 независимые государства, а также несколько десятков зависимых территорий, которые были образованы в разные исторические периоды. На сегодняшний день люди живут на всех материках нашей планеты, за исключением Антарктиды. Однако даже там существуют исследовательные станции, на которых ученные ведут кропотливую работу по изучению материка. Изучая географию, можно заметить, что на некоторых материках стран намного больше, нежели на остальных. Это обусловлено многими факторами, в частности климатическими свойствами территорий, наличием водных ресурсов, особенностями рельефа. Так на территории Евразии расположено более 90 государств, в то время как на материке Австралия находится всего лишь одна страна. Все страны, которые существуют на планете, были созданы в ходе исторического процесса. Их жители объединены общим культурным и духовным наследием. Географические положения стран, которые наводятся на одном материке, могут кардинально отличаться друг от друга: существуют страны – полуострова, страны острова, страны, не имеющие выхода к морю.

Цели:

Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей;

- дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;

Оборудование: карта полушарий, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка Д/З.

I П. Изучение нового материала.

Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.

Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современ­ного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовле­ния орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти суще­ства совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И ко­нечно, изменялись внешне. Человек совре­менного типа, почти ничем не отличающий­ся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ.

Цели:

Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей;

- дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;

Оборудование: карта полушарий, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка Д/З.

IП. Изучение нового материала.

Возникновение человека и его расселение по планете

Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.

Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовления орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти существа совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И конечно, изменялись внешне. Человек современного типа, почти ничем не отличающийся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.

К этому времени люди жили уже не только в Африке. Задолго до появления современного человека началось расселение - первобытных людей по планете. А с чего бы это им покидать свою родину? Неужели там плохо жилось? А дело в том, что людей становилось все больше, им было нужно больше еды и больше места. А поскольку наш первобытный предок был существом ловким, сообразительным и умеющим приспосабливаться к совершенно новым условиям обитания, он стал осваивать все новые и новые территории.

Пути расселения людей пролегали через континенты, с материка на материк. Почти 30 тыс. лет назад древние племена оказались в Северной Америке, а через 10 тыс. лет была освоена и Южная Америка (рис. 76). В одно время с Северной Америкой люди появились и в Австралии. Вот так и оказалось, что человек расселился по всей планете. Только до Антарктиды он не сумел добраться. Но, если бы даже он туда попал, вряд ли ему там понравилось бы.

Хозяйственная деятельность человека и ее последствия

Человек — не обычный обитатель нашей планеты. Это единственное существо на Земле, которое наделено разумом. Преобразование человеком природы в собственных целях называется хозяйственной деятельностью. Вместе с развитием человечества менялся и характер его хозяйственной деятельности.

Первобытный человек занимался охотой и собирал съедобные растения, поэтому не так уж и сильно изменял природу. Его отношения с природой были почти такими же, как и у любого крупного хищника. Человек брал у природы только то, что она охотно давала ему сама. Можно ли это считать хозяйственной деятельностью? Можно. Только это был пока еще самый примитивный тип хозяйства, которое называют присваивающим хозяйством.

Но примерно 10 тыс. лет назад жизнь человека начала меняться. Возможно, климат планеты изменился или человек стал слишком многочисленным, но охота перестала удовлетворять его потребности в пище. И человек начал приручать некоторых животных и выращивать те растения, которые прежде просто собирал. Так в жизни людей появляется сельское хозяйство. Сельское хозяйство уже давало человеку не только то, что природа готова отдать сама по себе. Нет, с его помощью человек стал производить продуктов питания больше, чем способна дать дикая природа. Человек стал меньше зависеть от природы. Так произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству (рис. 77). Переход к производящему хозяйству привел к усилению воздействия хозяйственной деятельности на природу.

Человек захватывал все новые территории, заменяя естественные ландшафты на антропогенные. Вырубались и выжигались леса, на освободившихся землях разбивались поля, прокладывались оросительные системы, строились населенные пункты и дороги, полностью вытеснялись дикие животные и растения. Представьте себе, число коров на нашей планете достигает 1,5 млрд! Это при том, что средняя численность многих диких видов животных исчисляется десятками и сотнями тысяч. Слов нет: корова прекрасное животное. Но представьте себе, скольким диким животным не хватило бы места на пастбищах Земли из-за бесчисленных коровьих стад.

Сельское хозяйство оказалось способным прокормить значительно большее число людей, чем простая охота и собирательство. В результате численность населения планеты стала быстро расти. А значит, возросла потребность в полях и пастбищах.

Производящее хозяйство продолжало развиваться. В течение многих веков все необходимые человеку для жизни предметы: одежду, обувь, мебель, посуду, орудия труда, оружие — производили ремесленники в многочисленных, но маленьких мастерских. К XVII в. ремесленничество уже не могло обеспечить товарами выросшее население. И оно уступило место промышленности (рис. 78). На крупных заводах, оснащенных сложными машинами, можно производить гораздо больше продукции. Но это требует больше угля, металла, древесины и других природных материалов для того, чтобы их перерабатывать на промышленных предприятиях. Быстро растет количество добываемых природных богатств. Строятся все новые шахты, карьеры. Прокладываются новые дороги, необходимые для того, чтобы перевезти добытые в природе полезные ископаемые на заводы и развезти готовую продукцию по многим городам. И города растут, потому что с появлением в них заводов и фабрик выросло число городских жителей. И все это происходит не на пустом месте. Все это строительство идет за счет природы. Хозяйственная деятельность человека все шире распространяется по планете, все сильнее влияет на природу планеты.

Вы помните, что в природе, в природном комплексе, все взаимосвязано. И даже если хозяйственная деятельность повлияет только на один из природных компонентов, это изменяет весь облик природы в данном месте. А может быть, ведет и к ее полному разрушению.

Конечно, на Земле остались территории, не подверженные влиянию человека, и их немало. Однако мы должны обязательно помнить о том, что их существование целиком зависит от воли человека, от его готовности сохранить эти уголки природы родной планеты нетронутыми. Хотя бы для того, чтоб и наши далекие потомки могли сказать: «Какая же красивая планета нам досталась!»

IV. Закрепление урока .

1. Около 1 млн лет назад в Африке появились предки современного человека, обладавшие зачатками разума. Человек современного типа появился 40 тыс. лет назад. Приблизительно 10 тыс. лет назад человеком были заселены все материки планеты, кроме Антарктиды.

2. Человек занимается преобразованием природы, то есть хозяйственной деятельностью. Первым видом такой деятельности были охота и собирательство. Почти 10 тыс. лет назад возникло сельское хозяйство. Еще позднее, в XVII в., началось развитие промышленности. В результате развития сельского хозяйства и промышленности воздействие человека на природу расширилось и усилилось.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание : § 16


Цели:

  • дать образное представление о путях расселения человека по материкам;
  • выделить главные районы современного размещения населения;
  • сформировать представление о неравномерности заселения планеты и выявить причины неравномерности расселения;
  • познакомить с «комплексной картой» и картой «Плотность населения»;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации;
  • формировать мировоззрение «Я – житель планеты Земля»;
  • формировать пространственное мышление.

Дидактическая структура занятия:

I. Организационный момент

II. Постановка учебных задач на урок

– Итак, мы изучили с вами все типы природных ландшафтов. Сейчас на Земле почти не осталось естественных природных ландшафтов, которые не изменил бы человек в результате своей деятельности. И так же почти не осталось территорий, не заселенных человеком. Даже в Антарктиде живут люди, которые изучают ледовый покров, рельеф и климат материка.
А где появились первые люди и как они заселили все материки? Вот об этом мы сегодня и будем с вами говорить.

Учащиеся записывают тему и план урока. (Приложение 1 . Слайды 1, 2)

III. Изучение нового материала

1. Расселение человека по материкам

? – Вспомните из курса 6 класса и древней истории: где, на какой территории появился первый человек? Почему?

Анализ схемы расселения человека по материкам (Слайд 3)

2. Главные области расселения

В настоящее время на земле примерно 6 млрд. человек (Слайды 4-6).Но население размещено крайне не равномерно.

? – Как вы думаете, в каких местах численность населения должна быть выше: в горах, на равнинах, по долинам рек, вблизи океанов?

Заслушиваю и дополняю ответы учащихся.

– Давайте с вами выявим самые густо заселенные территории Земли. Для этого нам необходимо обратиться к карте «Плотность населения» откройте ее в своих атласах.

Учащимся было дано задание, дома познакомиться с этой картой, выяснить, какую информацию она содержит. Задаю об этом вопросы.
Учащимся было дано опережающее задание, найти в интернет источнике определение и пояснение – что такое плотность населения. Предлагаю ответить на этот вопрос, затем правильность ответов проверяется с учителем (Слайд 8)

? – Как вы думаете, какие причины (факторы) влияют на такое размещение?

Путем беседы с учащимися, выявляем факторы размещения населения . (Слайд 9)

Слайд 10 (климат)
Слайд 11 (природные зоны)
Слайд 12 (рельеф)
Слайд 13 (течения)

? – Какие еще есть причины, влияющие на плотность населения?

Записать в тетрадь. (Слайд 14)

Факторы:

1) природные условия;
2) полезные ископаемые;
3) давность заселения территории;
4) исторический фактор

3. Виды хозяйственной деятельности человека.

– Итак мы уже определили, что одними из факторов расселения людей являются полезные ископаемые и благоприятные природные условия. Эти условия являются предпосылками для различной хозяйственной деятельности людей.

? – Какие выды хозяйственной деятельности вы знаете?
Занимаясь хозяйственной деятельностью: возделыванием земель, добычей полезных ископаемых и т. д. человек изменяет природу земли. При этом различные виды деятельности, влияют на природу по разному.

Предлагаю учащимся прочитать текст на стр. 74-75 учебника от слов «Особенно сильно и т. д… заранее озвучиваю вопрсы, которые будут заданы после прочтения текста.
? – Какой вид хозяйственной деятельности оказывает наибольшее влияние на природу? приведите примеры такого воздействия.
? – Какое влияние на природу оказывает промышленность?
– Информацию о хозяйственной деятельности населения содержат комплексные карты.

4. Знакомство с комплексными картами

Предлагаю определить по легенде, какою информацию содержит карта, какие объекты изображены на карте.

5. Страны мира

– Итак, мы уже знаем, что население по земному шару размещено не равномерно. Люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, образуют исторически сложившуюся группу – этнос. Великие этносы в последствии сформировались в государства.

– По карте «плотность населения» определите самые заселенные страны мира.

IV. Заключение

1-й вариант: Итак, давайте с вами попробуем обобщить все, о чем мы сегодня говорили на уроке. А в качестве проверки полученных сегодня знаний ответим на вопросы:

– Какая территория является древней родиной человека?
– Какие материки были заселены в последнюю очередь?
– Что называется плотность населения?

2-й вариант. Если времени остается больше, то предлагаю индивидуально-ориентированные задания:

3-й вариант: заполнение бортового журнала.

V. Домашнее задание: предлагаю учащимся выбрать Д/З по силам.

  • § 16 читать и отвечать на вопросы параграфа (удовлетворительно)
  • прочитать § 16 и составить вопросы для проверки (хорошо)
  • для удовольствия – “ Зависимость жилищ (занятий, костюмов) народов мира от природных условий”. (отлично)
  • учебный проект “Жилища народов мира” (отлично)

Процесс освоения Земли человеком был очень длительным и трудоемким.

Даже сейчас нельзя сказать, что наша планета освоена полностью, так как существуют отдельные регионы, которые требуют детального изучения.

Начало освоения Земли

Древние люди селились в долинах больших рек – Нила, Ганги, Тигра, Евфрата, Инда. Именно на этих территориях и начали формироваться первые цивилизации, получившие названия «речные».

Климат на этих землях был благоприятен для жизни, плодородные земли способствовали ведению сельского хозяйства. Осваивать новые земли человечество начало с зарождением торговли.

В поисках новых торговых путей открывались новые территории, которые в скором времени после их открытия заселялись переселенцами.

Освоение земли

К началу средневековья некоторые материки, моря, острова и даже океаны так и оставались не открытыми. Пик освоения земли человеком пришелся на эпоху Великих географических открытий.

Именно тогда были открыты такие земли как Северная Америка Австралия, Южная Америка, а также Тихий океан. Новые территории манили жителей Европы своими природными богатствами – материки постепенно заселялись переселенцами.

Преимущественно переселенцы селились на плодородных землях: в горных регионах, проживали аборигены. Освоение гор стало необходимым с началом расцвета промышленного производства.

К концу 19 века люди заселили даже труднодоступные области, что было обусловлено развитием производства и транспортной системы.

Страны мира

В мире насчитывается 193 независимые государства, а также несколько десятков зависимых территорий, которые были образованы в разные исторические периоды.

На сегодняшний день люди живут на всех материках нашей планеты, за исключением Антарктиды. Однако даже там существуют исследовательные станции, на которых ученные ведут кропотливую работу по изучению материка.

Изучая географию, можно заметить, что на некоторых материках стран намного больше, нежели на остальных. Это обусловлено многими факторами, в частности климатическими свойствами территорий, наличием водных ресурсов, особенностями рельефа.

Так на территории Евразии расположено более 90 государств, в то время как на материке Австралия находится всего лишь одна страна.

Все страны, которые существуют на планете, были созданы в ходе исторического процесса. Их жители объединены общим культурным и духовным наследием.

Географические положения стран, которые наводятся на одном материке, могут кардинально отличаться друг от друга: существуют страны – полуострова, страны острова, страны, не имеющие выхода к морю.

Освоение людьми планеты Земля сообщение 5 класс, кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам, когда человек стал осваивать планету. Доклад о освоении Земли поможет подготовиться к занятию, и углубить свои познания.

«Освоение людьми планеты Земля» сообщение

Человек во все времена использовал ресурсы планеты как источник своего существования. Он неосознанно исходил из суждения о том, что неживая и живая природа, ее блага принадлежат только ему, что они неистощимы и бесконечны. Только в ХХ веке ученые доказали, что варварское обращение с природой приведет к тому, что скоро человечество станет на пороге большой экологической катастрофы.

История освоения людьми планеты – это сама история развития цивилизации, расселения людей по Земле по мере совершенствования технологии добычи пищи, приручения огня и защиты от непогоды. Это привело к формированию разных культур, языков и религий.

Обособление определило темпы культурного и технического прогресса. На основе развития новых технологий пошел процесс объединения культур по планете – сперва сельскохозяйственные, дальше- индустриальные, а сейчас - информационные. Совершенствование и использование орудий труда, способность передавать свой опыт и приобретенные навыки потомкам выделили человека среди животных.

У первобытного охотника не было конкурентов, а от хищников защищаться он умел. Это способствовало росту населения и заставляло его осваивать новые территории, селиться небольшими группами. И если материальная культура каменного века сильно похожа между собой, то в дальнейшем она стала различаться во многих аспектах.

Человек, проживавший в умеренных широтах, совершенствовал орудия труда, разрабатывал тактику охоты, ловушки, способы загона. Он осваивал приемы вылавливания рыбы. О его мастерстве охотиться свидетельствуют животные скопления костных останков на стоянках каменного века. Среди них травоядные крупные животные - волосатый носорог, мамонт, дикая лошадь, большеротый олень и крупные хищники - пещерный лев, пещерный медведь, саблезубая дикая кошка. Это было первое массовое освоение и потребление ресурсов планеты, которое привело к первому экологическому кризису на планете. А точнее к продовольственному» кризису для охотников, которые специализировались на травоядных крупных животных.

Таким образом, человек начал осваивать планету еще с момента своего появления на ней. Делал он это с целью добычи пищи путем охоты, собирательства. А данные занятия требовали постоянного передвижения.

Надеемся, что доклад на тему: «Освоение людьми планеты Земля» помог Вам узнать, когда человек стал изучать свою планету. А сообщение на тему «Освоение людьми планеты Земля» Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.