Школьное образование в 80 90 годы. Реформы образования в советский период

Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: «На уроках мы учились...». Не верю:)
Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут мало кому было под силу. Поэтому мы занимали свои руки и разум этим…
Игры в тетради 1. Самой распространённой и любимой тетрадной игрой всех времён был и остаётся «Морской бой»:

Упражняла логику, предвидение и стратегическое мышление. Помните шёпот по классу: «Е-пять… мимо. Бэ-семь… ранил....»? :)
2. Еще одна добрая, детская, интеллектуальная игра «Виселица»:

Один из игроков загадывает слово - пишет на бумаге первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных букв. Рисуется виселица с петлёй. Второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если такая буква есть в слове, то первый игрок пишет её над соответствующими этой букве чертами - столько раз, сколько она встречается в слове. Если такой буквы нет, то к виселице добавляется круг в петле, изображающий голову. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице. Если туловище в виселице нарисовано полностью, то отгадывающий игрок проигрывает, считается повешенным. Если игроку удаётся угадать слово, он выигрывает и может загадывать слово.
Скольких же мы повесили…
3. Отличная стратегическая игра «Точки»:


Игра для двух человек - для тебя и соседа по парте. Задача - окружить точками своего цвета точки противника. Соперники по очереди ставят точки на пересечении линий листа в клетку, каждый своим цветом. При создании непрерывной (по вертикали, горизонтали, диагонали) замкнутой линии образуется область. Если внутри неё есть точки противника (при этом могут быть пункты, не занятые чьими-либо точками), то это считается областью окружения, в которую далее запрещено ставить точку любому из игроков. Если точек соперника нет, то область свободная и в неё можно ставить точки.

4. «Балда».

В центре поля пишется какое-нибудь слово из пяти букв, обычно БАЛДА, и игроки по очереди приписывают в соседних клетках буквы. Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы. У кого количество букв всех придуманных слов будет больше в итоге, тот и победил.
5. Классика жанра - «Крестики-нолики»:

Если урок сильно скучный и длинный, то есть вариант другой:

У меня все обложки тетради, промокашки и черновики были исписаны «крестиками-ноликами»:)

А вы помните промокашки? Такие классные, мягкие, приятные на ощупь. Я всегда любил рисовать на них всякую фигню.
6. Но самой увлекательной игрой на двоих были «Танчики»! Это был наш World of Tanks!


Из середины тетради вырывался двойной лист и рисовались танчики на каждой половине поля боя. Во время своего хода игрок рисовал ручкой на конце дула своего танка жирную точку, складывал лист по сгибу, и с обратной стороны рисовал такую же точку на том месте, где было видно след от «выстрела». В итоге на поле противника оставался чернильный отпечаток точки. Если он попадал на танк противника, то тот считался убитым.
Танки можно было подрисовывать по ходу игры.
7. Когда твой сосед по парте болел, то в одиночестве можно было занять себя рисованием «косичек» на полях тетради:

«Косички» могли быть двойными, тройными, четверными и т.д. Обычно этим баловались в старших классах, когда родители уже не заглядывали в тетради и их не сдавали на проверку…
8. Рисование полей в тетради.

Когда «жертва доски» в начале урока уже выбрана и отвечает, можно занять себя рисованием полей в тетради. Тетради без полей были примерно равны невыстиранным носкам и непричёсанной голове. 4 клетки от края, красная ручка… шшииииир… следующий лист…
9. Когда поля уже все отчерчены, косички нарисованы, игры сыграны, то в ход можно пустить классную офицерскую линейку:

Это был наш Paint Brush.
Разнообразные комбинации значков, их пересечения, штриховки, закраски и т.д. Огромное поле для фантазий!
10. Монетки на пирожки и обеды тоже могли пойти в ход.


Особенно крутые отпечатки получались от торца карандаша KOH-I-NOOR - у него была там такая желтая лакировка.
11. Тетрадь была не только нашим неисчерпаемым источником вдохновения, но и полезным кладезем информации:
Кто учил «Клятву пионеров» по тетради?

А Гимн Советского Союза?

А таблицу умножения и метрическую систему мер?

Поделки
Тетрадь научила нас не только правописанию и математике, но и основам оригами:
12. Первый раз BMW я видел именно в таком виде:

13. Таких лебедей мы делали всем классом после прочтения рассказа про девочку из Хиросимы и бумажных журавликов:


14. Мы были судостроителями…


15. И умели строить самолеты:

16. Мы любили оружие. И оно было такое:

17. Или такое:

18. Или такое:

С водой, на перемене, с пролёта лестницы, на идущих на обед пятиклассников было прекрасно…
19. Или на уроке, внезапно, сделать взмах вот этим:


20. Из тетради можно было сделать ворону-говорушку:

И раскрасить её фломастерами:

21. Девочки делали рубашки из цветных обложек старых тетрадей

22. Из новых тетрадей - «гадалки» и «секретницы»:

В каждую складку вкладывался фантик от конфеты или жвачки, вырезки из журналов и открыток. Страницы расписывались узорами и нумеровались. На перемене девочки подходили к мальчикам и просили назвать число наугад. По названному числу открывалась нужная страница, складка открывалась, читалось написанное там предсказание или отдавался фантик, если он там был. Между собой девочки играли в «угадайку», меняясь таким образом содержимым «гадалок».
23. Еще одно тетрадное увлечение девочек - «Анкеты»:



Это было их святыней и прелестью. Можно было на перемене стыбрить у девочки её анкету и побегать вдоволь от неё по рекреации… Это было круче, чем дёрнуть за косичку:)
Я до сих пор помню фразу из анкеты сестры: «Один год это - 365 дней, 8760 часов, 525 600 минут...». В общем, всякая девчачья фигня:)
24. Если ничего делать не хотелось, или получил пару на уроке, то остаток его можно было провести за увлекательнейшим занятием -сверлением стёрки карандашом:

Многие мои стёрки имели большие сквозные отверстия и запросто надевались на карандаш… Нет, я не был двоечником:) За все 10 лет школы у меня за четверть было всего 3 или 4 «тройки». :) Просто мне нравилось сверлить стёрки и грызть колпачки ручек - я их «съедал» до основания…
25. А еще я просто обожал царапать ногтем обложки тетрадей…

На ней такие классные дискретные следы остались, кайф… Это как лопать пупырчатые пакетики.
26. А еще на уроке можно было складывать разные плохие слова из счётных палочек, что вызывало приглушённое хихиканье соседей по партам:)

27. На переменах было множество игр. Почти все они были спортивные - харкание пшеном из стержней, догонялки, жмурки, травля девочек, драки, футбол чьим-то портфелем, «собачки» с дневником очкарика и т.д. Но были среди игр и спокойные.
«Чик», к примеру:



Нужно было ударить одной монетой по стопке других так, чтобы максимальное количество из них перевернулись. Допустим, если монеты клали «решкой» вверх, то игрок мог забрать себе те монеты, которые после его удара «биткой» переворачивались «орлом» вверх. За эту игру учителя гоняли. Она считалась азартной и на деньги. Вообще, это так и было…
28. Позже монеты обесценились и сменились другой валютой - вкладышами:

Принцип игры тот же - после хлопка ладони по стопке вкладышей, игрок мог забрать те, которые повернулись картинкой вверх. Собственно, поэтому у всех в коллекциях были весьма потрёпанные вкладыши - последствия многочисленных игр.
29. Ну, про «Камень, ножницы, бумагу» говорить особо нечего.

Игра на уроке зачастую приводила к удалению обоих игроков из класса. И лбы были красные после неё… :)
30. В футбол в школе можно было играть не только мячом, банкой и портфелем. Мы иногда играли в настольный футбол - пенопластовым шариком.

Делали (рисовали карандашом) на плоском столе ворота, центр поля и хлопками ладони гоняли лёгкий шарик туда-сюда. Было весело. Игра точно не для урока - слишком эмоциональная:) Кстати, очень хорошо подходит для пляжа летом.
31. «Камушки».

Вариантов игры было несколько. Выбрасывали на пол камушки, пальцем загоняли каждый из них между двух других, подбрасывали вверх и ловили тыльной стороной ладони и т.д. Уверен, каждый расскажет о своих правилах.
Это всё, что я смог вспомнить. И это точно не полный список. Делитесь воспоминаниями, рассказывайте, чем занимались на уроках (кроме учёбы) и переменах. :) Именно в плане «тихих» игр.

В рассматриваемый период СССР преодолел еще один важный рубеж в развитии народного образования - было введено всеобщее среднее образование молодежи. В 1975 г. 86% молодежи, вступающей в жизнь, имела полное среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование. Это явилось громадным социальным и культурным завоеванием. Но в этой сфере оставалось еще много нерешенных проблем, связанных с низким качеством подготовки в школе и ПТУ, падением прести­жа среднего образования и др.

В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию ост­ро встала проблема оптимального соотношения между различ­ными формами обучения. Средняя общеобразовательная школа по-прежнему сохраняла ведущую роль. Но возросло значение профессионально-технических училищ и техникумов, так как они непосредственно готовили молодежь для работы в народном хо­зяйстве. Произошло перераспределение учащихся в пользу ПТУ и техникумов.

В средней школе на первый план выдвинулись вопросы про­фессиональной ориентации учащихся, подготовки молодежи к труду. Эти вопросы стояли и раньше, но с переходом ко всеоб­щему среднему образованию они превратились в серьезные на­роднохозяйственные и социальные проблемы. Традиционно шко­ла ориентировала своих выпускников на продолжение образова­ния в вузе. Школьная реформа 1958 г. с ее неудачной попыткой профессионализации школы не смогла изменить этой ориента­ции. С начала 70-х годов, когда выпуски средней школы стали увеличиваться по мере введения десятилетнего всеобуча, основ­ная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 г. менее одной четверти от общего количества выпускников сред­ней школы поступили в вузы.

Трудности профессиональной ориентации выпускников сред­них школ были связаны с тем, что во многих отраслях промыш­ленности, сельском хозяйстве и строительстве была велика доля тяжелого физического труда, неквалифицированных монотонных операций. Противоречие между завышенными социальными ожиданиями и реальностью оказалось серьезным психологичес­ким испытанием для молодежи. Пассивность, апатия части моло­дежи нарастали постепенно и не сразу были осознаны обществом как тревожные симптомы. Более острой казалась тогда проблема кадров для народного хозяйства.

В 70-е годы было принято несколько постановлений, направ­ленных на улучшение подготовки молодежи к труду в сфере материального производства. Широко создавались учебно-произ­водственные комбинаты для трудового обучения и профессио­нальной ориентации старшеклассников. Развивалась система профессионально-технического образования.

Были пересмотрены школьные программы. Курс начальной школы сократился до трех лет, и с 1971 г. систематическое изу­чение основ наук началось не с 5-го класса, как раньше, а с 4-го. Попытка включить в программы изучение новейших достижений науки и техники, увеличить объем материала сделала школьные программы более сложными и громоздкими. В условиях научно-технической революции, когда объем информации стал расти чрезвычайно быстро и в то же время ускорилось "старение" зна­ний, вопрос о содержании школьного образования приобрел осо­бую остроту. Возникла необходимость менять не только содер­жание, но и методы обучения. Это относилось ко всем формам обучения, но прежде всего к средней школе, так как именно шко­ла должна была формировать прочные, устойчивые знания по основам наук, ту базу, на которой возможно дальнейшее обуче­ние.

Традиционно школа требовала от учащихся усвоения опреде­ленной суммы фактов. Настало время, когда необходимо было менять ориентацию, прививать школьникам умение самостоя­тельно пополнять знания и потребность в самообразовании, на­учить их самостоятельно мыслить. Такая перестройка школьного образования была связана с изменением программ, учебников, методов обучения, подготовки учительских кадров.

Учителя-новаторы вели поиски в этом направлении. Опыт В.Ф.Шаталова, Е.И.Ильина, Ш.А.Амонашвили и других педаго­гов показал путь решения многих проблем, назревших в школе (падение интереса к учебе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе). Но система управления на­родным образованием не способствовала распространению новых методов. Оценка деятельности учебных заведений по формаль­ным показателям создавала видимость благополучия и не отра­жала реальных трудностей. Проблемы народного образования в 70-х - начале 80-х годов постепенно накапливались.

В 1983 г. была выдвинута задача реформы школы, разработан проект перестройки школы, который после всенародного обсуж­дения стал Законом в апреле 1984 г. Предусматривалось в тече­ние десятилетия дополнить всеобщее среднее образование моло­дежи ее всеобщим профессиональным образованием.

В системе высшего образования большое внимание уделялось развитию университетов. К 1985 г. их число достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях были созда­ны крупные центры высшего образования. Однако молодые уни­верситеты, созданные, как правило, на базе педагогических вузов, были намного слабее старых.

В качестве меры регулирования социального состава студен­чества в 1969 г. возродились рабфаки. Теперь они назывались подготовительными отделениями и в отличие от рабфаков 20-х годов не принимали абитуриентов без среднего образования. 20% мест на первых курсах вузов отводилось для выпускников подготовительных отделений, которые сдавали только выпускные экзамены и освобождались от вступительного конкурса.

Слабо использовался научный потенциал вузов. В вузах было сосредоточено свыше 35% научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполня­лись ими не более 10% научных исследований.

История СССР из Семейных Альбомов 80-е годы. Часть 1.

Серия статей "Русского проекта". Местами немного тенденциозно, но ясно видна последовательность происходившего в стране в динамике..
История СССР 80-х из семейных альбомов - такой, какой люди ее видели совсем недавно, естественно, эти фотографии не могут охватить всего, тогда происходившего. Мы, те кто постарше, хорошо помним то время, а вот рожденные в 80-е, не говоря уже о родившихся позже, знают его в основном по омерзительной клевете из зомбоящика. "Если мы промолчим, то дьявол восторжествует."

Ряд фотографий имеют "продолжение" в наши дни. Как оно было в СССР и как стало теперь. Первая половина 80-х очень похожа на 70-е, поэтому о школе, детских садах, праздниках и т.д. фотографий отобрано очень мало. Желающие могут посмотреть предыдущий альбом.


Пришлось сделать две части, хотя, по идее, надо бы объединить их в одну - события, отраженный на фотографиях, происходят почти одновременно, да уж больно много получается.


80-е годы - очень сложный период в истории СССР. Это его "золотой период", когда на Земле не было армий, способных нас разгромить, время космических станций и проектов лунных поселений, появления технологий будущего и покорения суровой природы СССР. Но одновременно - это и период развития его болезни, которая стала смертельной - вырождения верхушки в омерзительную клику. Время разрушения морали, лжи и двуличия идеологов, начала гражданских и межнациональных войн, Чернобыля, время убийства великой страны. Проекта Общества Будущего.


80-е - это точка бифуркации, развилка - СССР мог стать не зачатком, а настоящим Обществом Будущего с развитыми и гармоничными людьми, технологиями преобразования природы, межпланетными перелетами, поселениями на Марсе, невиданным взлетом науки, техники, медицины, образования. Таким он, в общем-то, и планировался. Но события стали развиваться по другому пути и СССР-1 был убит предателями в своей же верхушке.


Теперь, когда мы смотрим на накатывающий мировой кризис и экономическое убожество Запада мы видим, что до полной победы было буквально несколько шагов. Мы не дошли совсем чуть-чуть.



Бибирево. Нач. 80-х

Еще целы стекла и двери в подъездах, нет железных дверей и заваренных стальным листом больших окон - в подъезде светло. Детей можно без опаски выпускать на улицу. Сейчас это кажется почти невероятным.




Сенокос. 80-е


Ужасы советских колхозов.




Новая Школа. Середина 80-х


Это сейчас постройка новой школы - событие государственного масштаба, о котором сообщают в новостях. За годы Советской Власти в СССР были построены почти 200 000 (двести тысяч) новых школ. И денег хватало, и детей рожали достаточное количество. Немцы разрушили 82 000 школ, их отстроили заново. В 70-е - 80-е каждый год строилось от 1500 до 3 000 школ в зависимости от пятилетки - это 5-10 новых школ каждый рабочий день, если бы о рассказывали хотя бы вкратце - времени бы не было на остальные новости. Сейчас трудно себе представить, правда?


"Для детей и подростков, нуждающихся в длительном лечении, имеющих недостатки в физическом развитии (глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с дефектами речи), задержки или аномалии в умственном развитии, организованы специальные общеобразовательные школы (классы) в основном интернатного типа. В 1975/76 уч. г. работало 2,4 тыс. таких школ (436,3 тыс. учащихся)." (БСЭ - http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00075/36000.htm)


Для подготовки учителей было создано более 200 пединститутов и 65 университетов. В СССР работало почти 2.5 миллиона учителей.





"Я больше не буду!" 80-е


Доверительные отношения между учеником и учителем.


Это на Западе отношения между учеником и учителем ни в коем случае не могут быть личными, человеческими. Например, в США и Канаде учителя запросто могут лишить лицензии только за человеческие отношения с учениками. Ничего человеческого в Новом Порядке быть не должно - разобщенные люди-винтики- амбициозные, несчастные, одинокие, легко управляемые. В СССР было сильно не так. Идеалом с самого образования СССР была гармоничная личность и система образования была построена с этой целью. Другое дело, что ошибок было немало - по разным причинам, частью от незнания - все-таки страна делала самую первую попытку в истории создать такое образование, частью оттогоуж больно низким был исходный старт от положения "России-которую-мы-потеряли", частью оттого что очень уж много сил уходило на то, чтобы отбиться от врагов. А с определенного периода выродившиеся партийные вожди стали побаиваться возможного гармоничного человека и не слишком упорствовали в его воспитании. Но несмотря на все недостатки, советская система образования была лучшей в мире. Можно было сделать ее намного лучше, но не довелось.





Первая фотокамера. 80-е


Множество мальчишек увлекались фотографией, электроникой, моделестроением, спортом. Для этого существовали специальные Дома Пионеров с множеством кружков на любой вкус - фото, радио, танцы, биология и так далее.




Первый "треугольник". Нач.80-х





Скутер. Сахалин. Сер. 80-х


В СССР они производились с 50-х годов. По производству мототехники (1.5 млн в год) СССР занимал 2-е место в мире после Японии. Наши машины очень активно продавались на экспорт. Встречались на наших дорогах и импортные мотороллеры и мокики - чешские, японские, даже итальянские. Мопеды (мокики) и маленькие мотороллеры стоили чуть больше 100 руб., права на них были не нужны. На фотографии показан, если говорить формально, минимотороллер - не надо "перешагивать" через раму. Слово "мокик" относится к 50-м и означало, что его заводят ударом ноги по кик-стартеру. В реальности они часто выпускались и с электростартером. Что это за машина на фотографии - так и не признал. Видел такие иногда на улицах. Но в основном были другие "большие" вроде "Верховины".


Немало мальчишек в СССР гоняло на мопедах, особенно много их стала в 80-е.




Папироса за школой. 80-е


Если учителя ловили за таким грехом, то "вставляли", то есть ругали и сообщали родителям.





Выпуск 8 класс Ахтубинск. 1986


Мальчишки и девчонки разойдутся по весьма неплохим ПТУ и техникумам, которые на Западе называются "колледжами". Часть останется в школе 9 и 10 класс, в основном те, кто хочет поступать в институты. Странно - 10 лет вполне хватало, чтобы получить лучшее в мире образование, а сейчас после "реформ" за 12 лет получаются тупые и ограниченные неучи.





Бочка с квасом. Сибирь 80-е


Квас стоил очень дешево. Стакан - 3 коп., поллитровая кружка - 5.





Шашлык на природе. Сибирь. 80-е


"Мяса в СССР не было", ага. Как ни посмотришь на фотографии - сплошь пикники с мясом да шашлыки.





Вот и отслужили. 80-е





Группа молодежи на даче. Начало 80-х


Это не мажоры, не дети торговых работников - обычные мальчишки и девчонки. Скорее всего, из семей научных работников. По-моему, это Подмосковье .





Взрослые там же. Начало 80-х





Сотрудники НИИ на горнолыжной базе в Приэльбрусье. Начало 80-х


Кавказские горнолыжные курорты были одни из лучших в СССР. Поехать туда мог практически любой советский человек. Подчеркиваю - любой. Славились грузинские курорты, особенно Гадаури и Бахкуриани. Армянский Цахкадзор был одним из пунктов подготовки советской сборной, отличными были Узбекский Чимган, а также горнолыжные курорты Украины, Киргизии, РСФСР - Алтай, Осетия и так далее.





Типичный фотомагазин. 80-е


Именно так выглядел типичный советский фотомагазин. Фотоаппаратами, всевозможными объективами, фотобумагам, реактивами, лампами, вспышками и прочими причиндалами магазины были просто завалены. Очень хорошо помню то время - занимаюсь фотографией как раз с 1980 года.


Советские фотоаппараты были одними из лучших в мире - дешевые, качественные и очень надежные. Они экспортировались во многие страны мира, даже такие как Англия (с 50-х годов). Отзывы западных специалистов о качестве оптики и механики были восторженными. Нарекания вызывала внешняя отделка - они смотрелись не так презентабельно как западные, ну и, естественно, упаковка. Интересный момент - английское правительство не раз запрещало экспорт продвинутых советских моделей, чтобы спасти своего производителя. Разрешался лишь ввоз дешевых вроде "Любителя" и потом, "Смены". Такой "свободный рынок", понимаешь.


Сейчас трудно представить, но подделки под советский брэнд "Зенит" были довольно распространены - уж очень он был популярен. Особенно грешили этим... мелкие фирмы Японии.


Советские фотоаппараты с удовольствием выменивали или покупали иностранцы в частном порядке. СССР производил примерно 10% мирового количества фотоаппаратов (ок. 3 500 000). 60-70 годы называют "золотым временем" советской фотоиндустрии. Начиная с 80-х стал периодически появляться дефицит на некоторые камеры. Что очень интересно, проблемы стали появляться не когда изделия стали сложнее, а с их упрощением и сокращением ассортимента. То есть это были не проблемы сложности системы, а проблемы централизованного нарушения управления.


Но все равно позиции СССР в этом сегменте оставались исключительно прочными. Смертельный удар отрасли нанесли горбачевские реформы и "перестройка", как и всему прочему.





Жители г. Певек. Чукотка. Середина 80-х


Просто работяги с Севера. Это не сотрудники ЦК, не воры или барыги. Кожаное пальто с меховым воротником и очень модные тогда "дутые" куртки. "На Севера" тогда ехали, чтобы хорошо заработать. Отработав на севере лет 10-15 можно было спокойно переехать в поюжнее, купить дом или кооперативную квартиру, машину и еще немало останется. В СССР знали, что "деньги есть у северян".





Детский садик "Медвежонок". Чукотка 80-е


Поэтому северные районы осваивались очень быстро. Там строились прекрасные города и поселки, с замечательными детскими садами, школами и больницами. Всего в СССР было построено за годы советской власти примерно 120 000 детских садов.


Ужасы тоталитарного детства. Чай изможденные дети в лохмотья одеты?




Северянин Темченко. Чукотка 80-е


Вот так - в кожаной куртке и на "Кировце". Народ на Севере всегда был суровый и крепкий - иначе нельзя.





Доставка грузов в тайгу. 80-е


СССР первым в мире начал интенсивное освоение Севера. Строились города, военные базы, проводилось огромное количество исследований. Практически все ресурсы, что используются сейчас, были открыты во времена СССР.


Половина территории СССР находилась в зоне вечной мерзлоты. Даже зона Байкала относится к зоне мерзлоты с преобладанием таликов (больших участков оттаявшего грунта). Несмотря на самую большую территорию (1/6 земной суши) использовать ее крайне трудно.


Невелик экономический смысл в территории, которая состоит из тундры, болот и непроходимой тайги не правда ли? А ведь есть еще горы и пустыни, есть просто холодные территории, где любая деятельность малоэффективна по сравнению с теплыми регионами. Это районы Карелии, Беломорья, севера России - мерзлоты там нет, но жить и работать весьма некомфортно. В результате площадь территории, относительно удобной для человеческой деятельности в России всегда была весьма невелика. Продуктивность этой территории холодных земель всегда была очень низкой в любой сфере хозяйственной деятельности - от сельского хозяйства, всегда в разы менее эффективного, чем в теплой Европе до любой промышленности.


По площади эффективных территорий Россия уступает таким странам, как Бразилия, США, Австралия и Китай. В частности, эффективная территория России составляет всего 70% от эффективной территории США. Это при том, что довольно большая часть территории нашего главного противника находится в исключительно благоприятной для деятельности зоне - тропиках и субтропиках (Флорида, Тихоокеанское побережье, Гавайи, юг Техаса). А сама "эффективная территория" России очень сильно отличается от таковой, например, в Англии и Франции.


Но другой территории у нас нет, поэтому придется использовать ту, которая есть. Глупо как-то не использовать половину своей территории, не правда ли? Неудобно и дорого? В капиталистической системе - безусловно. Например, Канада в принципе не смогла освоить свои северные районы, несмотря на несколько попыток - так и жмется 90% населения к теплой границе с США.



Северные летчики. 80-е


СССР был построен как интегральная система, как единое неделимое целое и в нем освоение Севера и неудобий было весьма рентабельным. Все строилось в комплексе - города, электростанции, дороги, порты, шахты и т.д. Очевидно, что большая электростанция для шахты имеет больший КПД, чем маленькая и временная. Очевидно, что большую электростанцию не имеет смысла строить только для шахты и маленького поселка вахтовиков. Следовательно, ее мощь надо использовать для достаточно крупного поселка, транспорта, перерабатывающих циклов, порта и т.д. А если есть порт, то почему не использовать то, что дает море - рыбу, крабов, моллюсков? Жизнь вахтовика, честно говоря, очень так себе - некомфортная, вдали от семьи, а здесь все рядом - школы, детские сады, больницы, санатории-профилактории, прекрасные спортивные залы и библиотеки, телевидение через спутник - программа "Орбита".


По отдельности это было неэффективным или малоэффективным, но вместе было эффективным весьма. А если учесть, какую роль это играло для безопасности государства, то становится понятным, что роль Севера огромна.


Сразу становились доступными кладовые полезных ископаемых. Одновременно появлялись северные маршруты, порты, инфрастуктура, курорты, туристические маршруты (Камчатка, Сахалин, Колыма) на основе уже сформировавшейся инфрастуктуры и так далее. Жестокая северная природа поворачивалась своей другой стороной - удивительной и суровой красотой. Надо только уметь с ней обращаться.



Окрестности п. Синегорье


СССР умел это делать лучше всех в мире, опережая весь мир не на годы - на целую эпоху. Его лидерство в освоении и преобразовании холодных земель было абсолютным. Интегральность, единая спланированная система - ноу-хау СССР, первого общества такого типа.


Но это еще не все - готовились проекты космических зеркал , которые должны были освещать северные города, создавая своеобразные тепловые оазисы в Заполярье без разрушения экосистемы окружающей тундры.


Осваивать Север намного дешевле, чем например, Марс. Хотя освоение Марса и Венеры тоже планировали. Интересно, что освоение Марса планировалось вести с опытом освоения Советского Севера.





Общежитие. Мыс Шмидта 80-е


Сеть небольших тщательно спланированных городов стала покрывать Север.


Сначала строились общежития для строителей и вахтовиков, а потом возводились города и поселки, что любо-дорого посмотреть. Без преувеличения.


Кстати, в результате распада СССР на 65% территории РФ находится в зоне вечной мерзлоты и освоение Севера верхушку страны не интересует - они тут временно.




"Южак" - Певек, Чукотка 80-е


Кроме жестоких холодов в тех местах есть еще одно испытание - ураганные ветра. Южак - обычно весенний ветер, приносящий шторм.





Певек сейчас


Очевидно одно - рыночное хозяйство многократно, во многие разы менее эффективно, чем социалистическое. Пример перед глазами - СССР. У "неэффективного" СССР хватало денег на строительство городов, содержание мощной армии, блестящую науку, прекрасное образование, передовые технологии по многим направлениям, самый передовой космос, множество школ и детских садов, достойную, хотя и не богатую по западным меркам жизнь практически для всего населения, денег хватало даже на поддержку развивающихся стран и коммунистических движений по всему миру. Ничего этого в россиянии в том виде нет и близко - на это нет денег, несмотря на то что ударными темпами вывозится будущее наших детей - сырье, а страна просто высасывается до дна.


СССР экспортировал сырье, но оне составляло большей части дохода от экспорта даже в самые худшие - горбачевские годы. В 80-е годы СССР зарабатывал от экспорта углеводородного сырья всего 12 млрд. долларов в год из примерно 80 млрд. долл общего экспорта .


Советский Союз был крупным экспортёром металлургического, энергетического, химического и другого промышленного оборудования, ракторов, автомобилей, судов, вертолётов и самолётов, телевизоров (в основном ч/б), часов, оптики, высокотехнологичных приборов, изотопов, сложного медицинского оборудование, медикаментов, вооружений. Все это практически уничтожено, осталась лишь часть военки и металлургии со времен СССР, да и то лишь старое - при "эффективных собственниках" нового не создано ничего. Львиную долю доходов составляет экспорт сырья.


То есть вывод действительно таков - "избавленная от тоталитаризма" Россия во много раз менее эффективна, чем СССР. Не говоря уже о таких понятиях как человечность, мораль и пр.





Певек сейчас


Более того, продолжение "реформ" - это смерть России и многих других осколков великой страны. Смерть быстрая и жестокая.





Кадыкчан 80-е


Шахтерский город Кадыкчан. Когда-то один из красивейших городов северо-востока страны. Месторождение уникальных каменных углей.






Город, как говорят в тех краях, "разморозили" (северянский слэнг) , то есть заморозили систему отопления и водоснабжения в северные морозы. Начальство сочло его нерентабельным - резкое падение производства в стране сделало ненужными уникальные угли. Теперь, чтобы восстановить ее надо менять абсолютно все трубы в городе, внутри каждого здания, каждой комнаты. То есть по сути это значит перестроить город. Все. Город полностью убит.





Мертвый Город Кадыкчан сейчас


Такие города были вполне рентабельны при СССР. Новый режим и сформировавшаяся социально-экономическая система показала полную неспобность управлять сложным устройством. Она не в состоянии даже поддерживать доставшееся от СССР наследие - города, инфраструктуру, заводы, науку, образование, армию. О постройке нового даже речи нет. Так кто там говорил о "неэффективности" СССР?





Синегорье. Колыма, 80-е


Самый красивый город-поселок Магаданской обл. - Синегорье. Город гидроэнергетиков - первая в мире крупная гидроэлектростанция, построенная в крайне суровых природно-климатических условиях. Среднегодовая температура воздуха минус 12°С, сплошное распространение вечной мерзлоты толщиной до 300 м, температура зимой падает ниже шестидесяти градусов, семь месяцев в году с отрицательной температурой делают строительство Колымской ГЭС уникальным явлением в практике гидростроительства.


Высота плотины 130 м. Здание ГЭС расположено глубоко под землёй и вмещает в искусственной подземной пещере пять гидроагрегатов общей мощностью 900 мвт. Вода к агрегатам подводится по пяти тоннелям длиной по 200 метров каждый. Это шедевр мирового гидростроительства и энергетики. Первый гидроагрегат был запущен в 1981 году. Уникальнейшая электростанция была построена всего за 7 лет.


Город-посёлок на 10 тысяч жителей имел весьма благоустроенные жилые дома, гостиницу, кинотеатр, спортивный комплекс с бассейном, игровым и гимнастическим залом, больницу, поликлинику, профилакторий в красивейшем месте, детский сад, школу. - Коммунисты как могли издевались над народом.


Всего на реке Колыме предполагалось создать каскад из трёх гидростанций, построив дополнительно к Колымской ГЭС ещё Усть-Среднеканскую (начата в 1991 году) и Верхне-Колымскую. Ну с ними как вы понимаете, после "крушения тоталитаризма" как-то не сложилось.





Синегорье. Сейчас


Там еще остались районы, поддерживающие Колымскую ГЭС, но теперь - вот так. Население резко сократилось. Погублены целые районы города. Люди живут так хорошо, что не нужны даже приватизированные рестораны. Единственное здание, которое было построено за 17 лет - церковь. Ну как же без нее?




Синегорье. Сейчас


А сколько таких городов и поселков - мертвых и полумертвых по России? Сколько убитых военных городков, которые вполне могли достойно жить? В теперяшней россиянии для них и для людей, в них живших, места нет.


Вообще это называется просто - преступление против своего народа и страны. Это именно то, что раньше прямо называлось - измена Родине.





Сильная качка. Сахалинские Рыбаки. 80-е


СССР имел огромный рыболовный флот. После разрушения "неэффективного СССР" количество рыболовных судов в России сократилось 2 раза, более 80% судов изношены до крайности и относятся к т.н. "критическому возрасту" , флот практически не обновлялся - судостроительная индустрия разрушена почище, чем после поражения в крупной войне. Российское судостроение, бывшее одним из крупнейших в мире, оказалось на грани исчезновения.


В конце 80-х СССР добывал около 11 млн. тонн морепродуктов, сейчас примерно в 3 раза меньше, а 80% официально добытого за бесценок продается иностранцам. Не переработанных продуктов, нет - выловленных. Но дело не только в злом умысле - почти убита перерабатывающая промышленность. Вывоз необработанных морепродуктов - характерный признак страны третьего мира.


Сейчас потребление морепродуктов в россиянии - около 10 кг/чел. при медицинской норме 19 кг, в СССР, кстати, потреблялось в 80-х около 20 кг/чел.





Сахалинские Рыбаки. 80-е


Сразу видно - весьма крутые, стойкие, умелые и отважные ребята.




Попытка залатать пробоину своими силами. Сахалин 80-е




В рубке. Сахалинские рыбаки. 80-е


Каждые три дня с советских верфей сходило грузовое или промысловое судно - более 100 в год, а сейчас и треть от этого - уже событие. Количество поставляемых кораблей существенно меньше выходящих из строя по возрасту и техническому состоянию.





Сдача улова базе. 80-е


Тогда рыбу и крабов сдавали своей базе, а не втихую - японцам. По данным бывшего председателя Госкомитета РФ по рыболовству Евгения Наздратенко в порты Хоккайдо ежедневно заходит на разгрузку более 40 наших судов. Контрабандно вывозится примерно 2 млн. тонн рыбы, сколько на самом деле - не знает никто. Наздратенко сообщает, что за счет русского браконьерства японцы имеют 1500% прибыли, обустроили свои порты и всю инфраструктуру. Общая сумма украденного у нашего народа составляет не менее 7 млрд. долл. в год. Сформировалась и процветает "рыбная мафия", добивающая ресурсы Дальнего Востока. Никакой реальной борьбы с этим не ведется, а нити уходят на самый верх - в т.н. "правительство России". По самым скромным подсчетам "рыбная мафия" вытягивает еще около 3 млрд. долл в год. Рыбную отрасль России называют самой коррумпированной из всех.


Суда и плавбазы распроданы за бесценок иностранцам, погублены бездарной и хищнической эксплуатацией остатков советского флота. Потери одного из самых больших и успешных флотов мира не поддаются точному исчислению. Множество судов было продано за бесценок, множество погублено эксплуатацией на убой, но еще больше перешло под другие флаги.


58% российских судов сейчас ходят под иностранными флагами - так выгоднее судовладельцам. С крупными судами ситуация вообще шокирующая - к моменту распада СССР под его флагом ходило около 1800 крупных морских судов. Сейчас российский триколор на флагштоке лишь 172 гражданских кораблей. Патриотизм не при чем - главная выгода, не скрывая говорят судовладельцы.


В наших тихоокеанских водах теперь хозяйничают японцы. В 1998 году "правительство" россиянии заключило соглашение, по которому японским рыбакам открыт промысел в районе Южных Курил без соблюдения законов и правил России в области рыболовства.


Если это не государственное преступление, то что это?





Старый Мастер. 80-е. Коломна. Фото: Г.Чистяков.


Такие люди строили СССР после Войны.





Они работали на оборонку. Завод Гидроакустических Приборов г "Красный Луч" (фото В.Дронова) 80-е годы


Основное назначение завода было производство гидроакустических и навигационных систем для военно-морского флота. Хай-тек.




Шасси для динамиков типа Радиотехника 35 АС. Фото: Косанюк Л.


Кроме того завод производил очень неплохие аудиоколонки 35АС "Кливер", Украина, г Красный Луч - литейный участок производит очень популярные в свое время АС,аналоги рижских. На фото видны готовые шасси для динамиков.


Сейчас этот завод убит - его закрыли из-за того, что он не смог выплатить налоги, а его имущество передано малому предприятию, торгующему кетчупом и водкой. Цеха механический, каркасно-штамповочный, сборочно-монтажный, производства цеха пластмасс, печатных плат, гальванических и лакокрасочных покрытий, включая землю и постройки были оценены примерно в 6 млн. долларов. Хайтековский завод такого уровня стоит несколько миллиардов.


Говорят, что т.н. "украинское государство" бедно как церковная мышь. Так любая самая богатая страна разорится, если продавать собственность на 3 порядка дешевле, чем она стоит.


Странно, была процветающей советской республикой, а истерия с самоопределением была устроена под предлогом того, что "Украину объедают москали". Типа как бы богато и замечательно жила "самостийна да незалежна" если б не была в СССР.


Результат всего этого "на лице". Примерно как на лице т.н. "президента" Ющенко.





Ученый-химик Р.А. Буянов (в центре) 80-е


Пара слов на тему советской науки. Тема выбрана специально непритязательная - химия.


Типичный достойный советский ученый Роман Буянов создал фундаментальную теория магнитного действия катализаторов в низкотемпературной конверсии орто-водорода в пара-водород. Сурово звучит, правда?! А результатом этого было создание целого промышленного производства жидкого пара-водорода - это было топливо, на котором полетел наш космический корабль "Буран".


Он с сотрудниками еще расшифровал "механизм карбидного цикла" в результате чего были созданы принципиально новые типы катализаторов и то, что сейчас называют "наноматериалами" - углеродные нанонити.


На этих катализаторах вся промышленность СССР по производству синтетического каучука работала более 10 лет. Эти технологии у нас покупали передовые страны типа Франции. Скромно так. Да, кстати, ученым была разработана научная классификация всех возможных причин дезактивации катализаторов.


Советская наука опережала конкурентов в этой области на 5-10 лет. А в других, бывало и намного больше.


В 1979 г. Буянов назначен руководителем Координационного центра стран СЭВ по проблеме "Разработка новых катализаторов". По его инициативе был подготовлен технический проект строительства специализированной катализаторной фабрики в Томске, где вскоре должно было развернуться производство принципиально новых катализаторов, разработанных в соц. странах. Мы, по идее, должны были резко вырваться вперед, прибыль завод обещал колоссальную. Стоит ли говорить, что запланированная постройка не началась? СССР стоял перед невиданным технологическим взлетом и далеко не только в области катализа. Это была одна из важнейших причин, почему его надо было убить так срочно.





Учебная лаборатория Института Химических Технологий. Компьютеры ДВК. 80-е


Советские компьютеры применяются для решения проблем химической технологии. Компьютеры ДВК (Диалоговый вычислительный комплекс) разработки и производства Зеленограда - советской "Силиконовой Долины." Задачу свою они решали вполне успешно, более того, они объединялись в своеобразные локальные сети через специальные шины с управляющими ЭВМ СМ-1425. Мне довелось на них поработать. Никакого принципиального отставания в электронике и ЭВМ от Запада тогда не было. Оное появилось в результате "реформ".


Знаете, что произошло с заводом "Квант", который его выпускал? После серии рейдерских захватов при т.н. "президенте" Путине контрольный пакет завода был продан за... 7 млн. долл.





Стройотряд 80-е. Коровник.


Первые стойотряды появились в СССР в 60-х годах и, по идее, были весьма полезным начинанием. Суть была в том, что в летние каникулы студенты образовывали специальные отряды и отправлялись на 1.5-2 месяца работать туда, где нужны рабочие руки. В СССР не то что не было безработицы - постоянно не хватало рабочих рук. Студенты обычно работали на городских стройках в сельских районах на строительстве жилья и инфрастуктуры. Были и такие стройотряды, которые работали над восстановлением памятников культуры (напр. на Кижах), были отряды студентов-проводников в поездах и т.д.


Стройотрядовские воспоминания - одни из лучших у многих студентов за студенческие годы. Дружба, студенческие романы, полученные строительные профессии, костры и гитары, стройотрядовские традиции, спартакиады - в общем, было очень здорово. Нередки были приключения, мне например, довелось поучаствовать в тушении степного пожара. В стройотряде небогатые студенты могли неплохо подработать. Пить в стройотрядах, конечно, пили, но знали меру - с перепоя эффективно не поработаешь. Оплата была обычно сдельно-премиальной ("аккордной"), то есть если успеешь сдать объект к определенному сроку - получишь от 15 до 25 от сдельной суммы сверху.


Поэтому терпеть алкаша и балбеса в отряде особо не желали. Стройотряды были полностью самоуправляемыми единицами и формировали себя сами - то есть собрание отряда могло принять кого угодно и кого угодно выставить.


Первые отряды были построены по принципу "коммуны", то есть заработанное делилось поровну. Но в реальности это выразилось в резком падении производительности труда и незаинтересованности хороших работников - зачем пахать до упаду, если твои деньги пойдут какому-то безрукому лентяю? По этой причине с 70-х годов была введена проверенная временем "колхозная" система, но зачисляли не дополнительные трудодни, а устанавливали КТУ - коэффициэнт трудового участия, то есть коэффициент, на который умножалась базовая зарплата. КТУ устанавливался всеобщим открытым голосованием на собрании отряда. Надо сказать, КТУ устанавливали весьма справедливо.


Все это было прекрасным опытом для молодых людей. Стройотряды работали под контролем комсомола, кураторы стройотрядов имели выход на все местные партийные организации, они определяли места дислокации отрядов (там где нужна работа), следили за техникой безопасности и обучением бойцов ССО (студенческих строительных отрядов), в случае необходимости обычно сразу выходили по партийным каналам на местные власти для решения проблем. В серьезных случаях руководство ВССО (Всесоюзных Студенческих Строительных Отрядов) могло обратиться за помощью напрямую в ЦК КПСС, потому что все движение курировалось ЦК ВЛКСМ.


Стройотряды были прекрасным шансом увидеть нашу огромную страну. Ну когда бы, например, собрался человек поехать в казахское село или на Белое море? Да и очень полезно было начинающем интеллигентам прочувствовать что такое напряженный физический труд.





"Скорее - аккорд горит!" Стройотряд 80-е. Коровник.


Но у ССО есть и своя другая сторона: стройотряды ("строяки") 80-х во многих местах выродились в самую обыкновенную шабашку со всеми ее омерзительными сторонами. Процессы разложения верхушки страны, ставшие совершенно очевидными к середине 80-х очень сильно отразились на стройотрядовском движении. Хотя... где они не отразились?


"Шабашки" - сезонные работы с целью больших заработков, явление, сформировавшиеся в СССР в 60-70 годы. Из-за процессов интенсивной урбанизации доля сельского населения резко уменьшилась, одновременно быстро росла доля населения с высшим образованием, то есть количество рабочих рук в сельском хозяйстве для тяжелого физического труда заметно уменьшилось. Уничтожение Хрущевым чрезвычайно развитой в СССР системы кооперативов и артелей привело к сильному дисбалансу в экономике. Появилось большое количество заказов от колхозов, которые не мог выполнить межколхозстрой - специально созданная централизованная организация. Мелкие работы было выполнить трудно - нет размаха для централизованной организации.


Одновременно была уничтожена прогрессивная система оплаты труда, покушение на которую в сталинское время приравнивалось к антигосударственной деятельности. Прогрессивная система - это когда при выполнении плана свыше 100 % шел коэффициент оплаты на долю превышения 1.5, свыше 150% -2, свыше 200% - мультипликационный коэффициент 3. Вот такой был "рабский труд". Вы думали, что массовое движение стахановцев базировалось на голом энтузиазме под руководством Коммунистический партии? Ага... Энтузиазм тоже был, естественно, но были и очень хорошие деньги. А тут у людей все это отняли и народ стал отвечать все нарастающим пофигизмом.


У колхозов и совхозов оставалась доля финансовой и организационной самостоятельности, оставшаяся со сталинских времен. У них было право заключать сезонные соглашения с т.н. "временными трудовыми коллективами". Из этой возможности и начала разрегулирования экономики СССР в послесталинский период и родились "шабашки".


Необычность ситуации заключалась в том, что бригады шабашников обычно были укомплектованы непрофессиональными строителями, работавшими во время своего летнего отпуска. Нередко в бригадах шабашников работали научные сотрудники с учёными степенями. Работали с грубым нарушением техники безопасности, по 12-16 часов в сутки. За сезон (ок.2 -2.5 мес) при "правильном бугре" (руководителе бригады) хороший шабашник зарабатывал 3-4 тысячи рублей, бывало и до 7-8 тыс, что было существенно больше его годового заработка на его основной работе.


Какой это имело негативный психологический эффект для имиджа страны в глазах ее граждан, я думаю объяснять не нужно.


Подобная вещь происходила со стройотрядами. Например, я был бетонщиком, благо бог здоровьем не обидел. За стройотрядовский сезон в середине 80-х (примерно 1.5 месяца) я привозил около тысячи рублей - и это уже с учетом питания и дороги. КТУ (коэффициэнт трудового участия) был весьма неплохой, но черт возьми, где это в СССР профессионал-бетонщик зарабатывал 1000 в месяц пусть даже за 12 часовой рабочий день как у нас? А профессиональный бетонщик был явно не чета студенту-самоучке, пусть крепкому и сообразительному. Другое дело этот бетонщик был не заинтересован работать так, как работали в 30-е - 50-е, только и всего.


Что происходило в реальности - председатель колхоза знал, что за з/п в 300 руб никто к нему не поедет, поэтому большие суммы получались за счет приписок в колхозах и совхозах. Ну кто проверит - покрасил ты в колхозе "Запупинском" стенку двумя слоями или пятью?


Нередко командир делился деньгами с председателем, закрывавшим липовые наряды. Вообще за подобные вещи при Сталине запросто "незаслуженно репрессировали" и отправляли работать на холодном свежем воздухе.


В крупных городах этого обычно не допускали и зарабатывали там как и должно было быть - рублей по 200 за сезон.


В отдаленных же местах вроде Сибири и особенно в Средней Азии это процветало. В Средней Азии к 80-м годам во многих мест сформировались мафиозные пирамиды, где украденные деньги передавались вверх вплоть до уровня ЦК республики. А что наше всесильное КГБ и МВД? А им не давали особо работать и громить - причем из центра.


А результат этого был вот таким - выросла целая когорта прожженных циников из стройотрядовских деятелей и их партийно-комсомольских покровителей. Более того - образовывались своеобразные мафиозные кланы, состоящие из проверенных подельщиков. Из стройотрядовских деятелей получились комсюковские перестройщики - "пехота Горбачева". Уж они "перестройку" встретили захлебываясь от визга - это было их время.


Именно они, вместе с институтскими секретарями развернули аферу с НТТМ (научно-техническими центрами творчества молодежи). Центры НТТМ с 1987 г. начали активнейшую работу по перекачке безналичных денег в наличные, сыграв важную роль в разрушении советской финансовой системы. Показательно, что НТТМ не платили вообще никаких налогов (!), но 30% перечисляли в местные и центральные фонды НТТМ. Были, конечно, подвижники, которые не участвовали в этом похабстве, а честно продвигали инновационные модели, но увы, погоду делали не они.


Вырождение руководства ВЛКСМ и КПСС было практически полным. С такой верхушкой страна была обречена, несмотря на мощнейшую экономику и умелый народ.


Обналичка происходила за 50% от стоимости липового заказа на "научную разработку", данную такому центру. Механизм воровства и раздела украденного с вышестоящими был уже отработан на стройотрядах. "Комсомольский капитализм", как его тогда называли, получил зеленую улицу в разграблении страны, огромные суммы "отстегивались" их "крышам" в ЦК и других ключевых организациях. НТТМ и созданные при них предприятия получали исключительное право на импорт оргтехники и экспорт некоторой продукции за валюту, на которую приобреталась оргтехника, которая потом реализовывалась за рубли. Прибыль на одном цикле достигала 2000% - я нисколько не шучу. Говорите наркотики прибыльны? Нет самое прибыльное - разграбление своей страны.


Люди, в этом не участвовавшие - выбрасывались из системы. Так формировались первые комсомольские олигархи под пристальным контролем ЦК КПСС и руководства советских спецслужб. Вокруг таких центров кристаллизации кучковались ушлые подельщики, налаживались контакты с организованной преступностью - формировался россиянский бизнес. Интересно, очень известный в свое время банк Менатеп был зарегистрирован как... подсобное хозяйство одного такого НТТМ, а НТТМ могли без процентов получать кредиты и тут же отдавали эти деньги в рост.


Имена этих деятелей у всех на слуху, а рожи - в телевизоре. Не хочется ставить здесь фотографии. Их кураторы обычно не занимали места зиц-председателей, а брали под контроль ключевые точки госаппарата. Получался тот ублюдский строй, который есть сейчас.


Можно было ли это пресечь? Запросто, причем строго в рамках закона, но это не делалось принципиально - цель переродившейся верхушки была другая.


Происходящие явления не были свойствами русского социализма, они были всего лишь признаками его болезни, которая целенаправленно не лечилась. После уничтожения СССР все эти болячки вкупе с появившимися новыми превратили страну в ходячий гниющий труп.


Видели ли это люди, например, рядовые комсомольцы? Видели и смотрели на это с омерзением.


Без сомнения, настоящие комсомольцы - 20-40 гг без колебания шлепнули бы всех этих комсюков как классическую "контру". Это именно "контра" - предатели, уничтожавшие строй и страну, которым они клялись служить до последнего вздоха.




Зав.кафедрой и секретарь ЦК ВЛКСМ . 1989


Так фотография названа автором, этот комсюк был секретатарем комитета комсомола своего института. На таких должностях уже с 70-х были только члены Партии. Говорят, потом перед самым разделом комсюк, его имя не стоит того, чтобы его называли, стал ненадолго членом ЦК ВЛКСМ. Посмотрите на его умильное личико и лицо старого ветерана. Сейчас этот молодой пламенный комсомольский лидер - один из известных телеведущих, само собой, антисоветчик. Это неудивительно - предатели больше всего ненавидят тех, кого они предали.


В те времена по комсомольско-партийной линии шли или прожженные циники-карьеристы, или малахольные идеалисты, которые не могли противостоять циникам. Нормальным людям соваться в этот гадюшник было омерзительно. В полную силу работал механизм отрицательного отбора - когда наверху оказывались худшие. К слову, сейчас ситуация многократно хуже, чем тогда.


Немного понимаете, что происходило в 37-39 гг. и почему надо было почистить верхушку? А ведь приди в конце 80-х деятель типа Сталина сколько "невинных" бы пострадало...


Продолжение 80-х следует.


Павел Краснов

Есть в человеческой натуре очень хорошее качество. С течением времени все плохое и негативное забывается, стирается как ненужная, нелюбимая кассета. В памяти остаются лишь яркие, прекрасные моменты прошлого. И особенно если это прошлое – детство и молодость. Именно такими замечательными воспоминаниями моей юности остались школьные дискотеки середины 80-х годов прошлого столетия.

Да, да, вы не ослышались. В то время уже были именно «дискотеки», а не «танцы для молодежи в клубе». Мы, советское младшее пионерское поколение, очень тянулось к продвинутому и запретному, а потому неведомому и, как нам казалось, ультрасовременному западному течению жизни. Оно гремело на весь мир зажигательными ритмами диско, популярность которого и стало прообразом школьных душевных вечеринок. Из-за «бугра» в «совок» просачивались многочисленные записи и виниловые пластинки популярных тогда исполнителей.

Помнится на первую нашу дискотеку в седьмом классе, посвященную Празднику Весны, мой друг притащил в школу редкие пластинки иностранной эстрады, которые он взял у своего дядьки, моряка дальнего плавания, бывавшего в то время за границей. И самая лучшая, по его мнению, пластинка Джо Дассена сразу легла на старенький школьный проигрыватель с одной тряпичной колонкой. В произношении фамилии исполнителя гордый владелец пластинки делал ударение на первый слог, в чем был сразу поправлен «знающим толк в музыке» одноклассником. Прекрасные душевные ритмы Джо Дассена, как нельзя, кстати, нравились нашим повзрослевшим девчонкам-одноклассницам. И мы – по-ребячески наивные подростки, превозмогая стыд и краснея, приглашали их на медленный танец. С включенным светом и учителем на привычном месте (за своим столом в углу у окна), проверяющим тетради, на «пионерском» расстоянии между танцующими в паре эти танцы будили немыслимое воображение и будоражили мысли… Тогда это было верхом счастья и умиления.

Большие школьные дискотеки в актовом зале устраивались под Новый год и в конце учебного года. Их большая популярность собирала почти сто процентное присутствие учащихся старших классов. Девчонки приходили в своих лучших одеждах и наносили свой первый скромный макияж. Многие стеснялись танцевать, но глазели и завидовали танцующим во всю. Лучшим танцем вечера оставался «белый» медленный танец, когда девушки приглашали парней. Диджеев не было. Их место занимали «продвинутые», раскрепощенные и разочарованные в учебе троечники, «знающие толк в музыке». На общешкольные дискотеки они приносили более мощную японскую аппаратуру с усилителями и огромными колонками. Зачастую применялись и старые «бобинные» магнитофоны. В зале царил полумрак и присутствовали самодельные приспособления светомузыки из трех-четырех светофорных светофильтров, моргающих в ритм музыке. И продвинутой считалась любая дискотека с зеркальным шаром, освещаемым ярким потоком света и рождавшим сотни «светозайчиков». Записи тоже доставались нелегко. Виниловые пластинки популярных исполнителей в розничной торговле расходились на «ура» и являлись востребованным дорогим товаром черного рынка.

Затертые пластинки меняли друг друга. Слышались динамичные мелодии Бони эМ и Аббы, Андриано Челентано и Пуппо, «Звезды дискотек» и Спэйс, Би Джис и Пин Флоид, ставшие популярными еще в конце 70-х, в начале 80-х. Часто звучали бессмертные хиты Битлов.

Немного позже в дискотечные динамики ворвались легендарные хиты Modern Talking и всеми любимой певицы CC Catch, Bad Boys Blue и Silent Circle, Pet Shop Boys и Sandra, Flirse и Savage. Изюминками школьных дискотек были группы Heavy Metal – Metallica, Queen, Scorpions, Accept, ACNDC. Чьи хиты с разрешения директора позволялось крутить лишь один-два раза за вечер. Иногда проскальзывали еще мало знакомые зажигательные ритмы Rock-n-Rolla. Его танцевали единицы танцующих.

После выхода на экраны полюбившегося многим фильма «Курьер», точно описывающего молодежные нравы той поры, с его обличающей музыкой и танцами в конце, очень популярными стали ритмы и движения Brake Dance. Без них не проходило ни одной школьной дискотеки середины 80-х.

Наряду с зарубежными исполнителями стали популярными и новые отечественные группы – Форум, Мираж, еще позже – Ласковый Май и ремиксы Сережи Минаева. Востребованные сейчас песни Ю. Антонова, А. Пугачевой, С. Ротару на современных ретро-дискотеках почти не ставились. Их любили и слушали люди более старшего поколения – ровесники звезд, чья молодость приходилась на первые признания легендарных советских певцов и певиц.

Мы бредили популярной музыкой. Слушали ее дома, переписывали друг у друга кассеты с полюбившимися хитами, обменивались записями, гонялись за новинками. Записывающей аппаратуры было не много. А верхом мечтаний того времени для юноши-меломана был настоящий двукассетный японский магнитофон. Тогда востребованными были услуги студий звукозаписи, продающих кассеты или записывающих новые альбомы известных исполнителей на твою кассету.

Класс расслаивался на группировки любителей того или иного стиля музыки. Помнится, что названия любимых групп и имена исполнителей, красовались на видных местах школьных тетрадей, дневников. А мою школьную линейку с надписью Demis Rusos – греческого исполнителя диско, сломал из мщения и пренебрежения к этому стилю одноклассник – ярый поклонник Hard Rock.

Перед школьными дискотеками отдельные личности стриглись под «панков» и приходили в кожаной одежде с металлическими вставками и бляхами. Во время дискотек иногда происходили разборки и нешуточные драки, после которых проводить дискотеки в отличившейся школе запрещалось.

И все же в памяти надолго осталась (может даже навсегда) та несказанная душевная атмосфера школьных дискотек, способствовавшая раскрепощению подростков, стремительному превращению их во взрослых людей, обострению симпатий и даже рождению первого Большого чувства.

Современные школьники - везунчики. Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам… И, сравнивая с современными атрибутами школы, вспоминаем их сейчас с улыбкой.

Дневник и промокашка.

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР. Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.

Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка - это дорого и стильно, а каллиграфия - это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, - промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе - промокашка.

Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.

У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Школьная форма

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики - то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хендмейда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки - не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю - это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене - всего 8 копеек.

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Старшеклассники щеголяли с портфелями - черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в казаков-разбойников. А они ничего, жили и служили целый год.

Чехословацкие карандаши

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае, раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Подставка для книг

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика - если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Логарифмическая линейка

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих ботаников в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.

С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!

Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. «Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций», - уверена женщина.

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься «правильного» грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Просто игрушка

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

У каждого из нас свои воспоминания о том времени - светлые и не очень. А что вы помните из школьного детства?