Школа 80 е годы. Реформы образования в советский период

В рассматриваемый период СССР преодолел еще один важный рубеж в развитии народного образования - было введено всеобщее среднее образование молодежи. В 1975 г. 86% молодежи, вступающей в жизнь, имела полное среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование. Это явилось громадным социальным и культурным завоеванием. Но в этой сфере оставалось еще много нерешенных проблем, связанных с низким качеством подготовки в школе и ПТУ, падением прести­жа среднего образования и др.

В связи с переходом ко всеобщему среднему образованию ост­ро встала проблема оптимального соотношения между различ­ными формами обучения. Средняя общеобразовательная школа по-прежнему сохраняла ведущую роль. Но возросло значение профессионально-технических училищ и техникумов, так как они непосредственно готовили молодежь для работы в народном хо­зяйстве. Произошло перераспределение учащихся в пользу ПТУ и техникумов.

В средней школе на первый план выдвинулись вопросы про­фессиональной ориентации учащихся, подготовки молодежи к труду. Эти вопросы стояли и раньше, но с переходом ко всеоб­щему среднему образованию они превратились в серьезные на­роднохозяйственные и социальные проблемы. Традиционно шко­ла ориентировала своих выпускников на продолжение образова­ния в вузе. Школьная реформа 1958 г. с ее неудачной попыткой профессионализации школы не смогла изменить этой ориента­ции. С начала 70-х годов, когда выпуски средней школы стали увеличиваться по мере введения десятилетнего всеобуча, основ­ная масса выпускников должна была идти работать. В 1975 г. менее одной четверти от общего количества выпускников сред­ней школы поступили в вузы.

Трудности профессиональной ориентации выпускников сред­них школ были связаны с тем, что во многих отраслях промыш­ленности, сельском хозяйстве и строительстве была велика доля тяжелого физического труда, неквалифицированных монотонных операций. Противоречие между завышенными социальными ожиданиями и реальностью оказалось серьезным психологичес­ким испытанием для молодежи. Пассивность, апатия части моло­дежи нарастали постепенно и не сразу были осознаны обществом как тревожные симптомы. Более острой казалась тогда проблема кадров для народного хозяйства.

В 70-е годы было принято несколько постановлений, направ­ленных на улучшение подготовки молодежи к труду в сфере материального производства. Широко создавались учебно-произ­водственные комбинаты для трудового обучения и профессио­нальной ориентации старшеклассников. Развивалась система профессионально-технического образования.

Были пересмотрены школьные программы. Курс начальной школы сократился до трех лет, и с 1971 г. систематическое изу­чение основ наук началось не с 5-го класса, как раньше, а с 4-го. Попытка включить в программы изучение новейших достижений науки и техники, увеличить объем материала сделала школьные программы более сложными и громоздкими. В условиях научно-технической революции, когда объем информации стал расти чрезвычайно быстро и в то же время ускорилось "старение" зна­ний, вопрос о содержании школьного образования приобрел осо­бую остроту. Возникла необходимость менять не только содер­жание, но и методы обучения. Это относилось ко всем формам обучения, но прежде всего к средней школе, так как именно шко­ла должна была формировать прочные, устойчивые знания по основам наук, ту базу, на которой возможно дальнейшее обуче­ние.

Традиционно школа требовала от учащихся усвоения опреде­ленной суммы фактов. Настало время, когда необходимо было менять ориентацию, прививать школьникам умение самостоя­тельно пополнять знания и потребность в самообразовании, на­учить их самостоятельно мыслить. Такая перестройка школьного образования была связана с изменением программ, учебников, методов обучения, подготовки учительских кадров.

Учителя-новаторы вели поиски в этом направлении. Опыт В.Ф.Шаталова, Е.И.Ильина, Ш.А.Амонашвили и других педаго­гов показал путь решения многих проблем, назревших в школе (падение интереса к учебе, низкое качество знаний, формализм в учебной и воспитательной работе). Но система управления на­родным образованием не способствовала распространению новых методов. Оценка деятельности учебных заведений по формаль­ным показателям создавала видимость благополучия и не отра­жала реальных трудностей. Проблемы народного образования в 70-х - начале 80-х годов постепенно накапливались.

В 1983 г. была выдвинута задача реформы школы, разработан проект перестройки школы, который после всенародного обсуж­дения стал Законом в апреле 1984 г. Предусматривалось в тече­ние десятилетия дополнить всеобщее среднее образование моло­дежи ее всеобщим профессиональным образованием.

В системе высшего образования большое внимание уделялось развитию университетов. К 1985 г. их число достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях были созда­ны крупные центры высшего образования. Однако молодые уни­верситеты, созданные, как правило, на базе педагогических вузов, были намного слабее старых.

В качестве меры регулирования социального состава студен­чества в 1969 г. возродились рабфаки. Теперь они назывались подготовительными отделениями и в отличие от рабфаков 20-х годов не принимали абитуриентов без среднего образования. 20% мест на первых курсах вузов отводилось для выпускников подготовительных отделений, которые сдавали только выпускные экзамены и освобождались от вступительного конкурса.

Слабо использовался научный потенциал вузов. В вузах было сосредоточено свыше 35% научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполня­лись ими не более 10% научных исследований.

Изменились ли школьники за последние годы? А за несколько последних десятилетий? Есть ли характерные черты у каждого поколения?

Давайте сразу примем тезис, что дети разные и школа в первую очередь отражает состояние общества.

Школы СССР сохраняли традицию раздельного воспитания детей вплоть до 1954 года. Только в этом году классы мужские и женские объединяют. Как и ранее имеется школьная форма. Для мальчиков это аналог военной – гимнастерка или китель с белым подворотничком, у девочек – коричневые платья и передник (черный повседневный или белый парадный). Как-то выделится, дети могли лишь по качеству материала формы, пошиву, необычными ручками.

Обязательным элементом одежды был пионерский галстук. Забыть его дома, потерять было великой трагедией для ребенка и вызывала жесткую реакцию у окружающих. Галстук сначала закрепляют с помощью зажима, потом завязывают специальным узлом.

Отношения между детьми были ровные, родительские должности и благосостояние не влияли на них. А вот учитель находился на определенной дистанции от ученика. Учитель был непререкаемым авторитетом. Слова инженер, учитель, врач звучали гордо, это было мечтой многих. Но мало кто мог себе позволить получить высшее образование, нужно было идти работать, помогать семье.

В 60-х вводится обязательная восьмилетка. В это время огромной популярностью пользуются книги, школьники читают, причем не только героико-приключенческие романы, но и поэзию. Кумирами детей были герои революции, Гражданской и Отечественной войн.



К 70м - 80 годам появляется некоторое разнообразие школьной форме, разные фасоны платьев, альтернативы им в виде юбочных костюмов. Веяния моды заставляют девочек укорачивать максимально юбки.

Детей в это время много, большие классы в начальной и средней школе, много классов в параллелях. Все еще активно читают. Книги считаются лучшими подарками, их горячо обсуждают, особой популярностью пользуются Ремарк и Айтматов.

Дети увлекаются новыми областями знаний, на пике находится космонавтика и вообще естественные науки. Действует множество кружков, секций, факультативов. Что характерно учителя занимаются с детьми бескорыстно, разрабатывают новые методики, подходы. Все еще высок авторитет учителя, он учит не только запоминать информацию, он старается научить ребенка перерабатывать ее, анализировать.

Часто проводятся всевозможные мероприятия: празднования различных дат, экскурсии, самодеятельные концерты, на которые привлекают и родителей. Так же практикуется совместные уборки, ремонты, сбор макулатуры и металлолома. Правда уже к концу 80х это становится скорее обязаловкой, от которой стараются увильнуть. И ведь действительно бывает непонятно зачем собирать, тащить тяжелую макулатуру на школьный двор, где она потом мокнет под дождем, разносится ветром, или более того сжигается тут де в школьной котельной.

Все еще остается силен патриотизм, популярны герои войны. Но уже начинается Афганистан и появляется страх. Девочки строги, отношения полов целомудренны.

90е годы становятся периодом перелома. Первое изменения связано с отменой формы. И если первые годы, еще есть, какие то ограничения, определенные требования, то очень быстро они размываются. Одежда в школе становится такой же крикливой, несуразной как и на улицах, вплоть до спортивных костюмов. Девочки уже используют макияж, причем довольно яркий, агрессивный, наконец появляется возможность одевать брюки.

Изменяется мировоззрение школьников. Это период бурного роста и передела капитала. Потому и отношение детей такое же – деньги решают все. Престижными становятся профессии экономического и юридического направления. Учителя и врачи полностью теряют свой престиж, главный критерий при выборе профессии – величина заработка. Хотя при этом высшее образование все еще ценится, престижно. Но уже как символ благополучие, важно лишь наличие корочки, как декоративного украшения.

В начале 21 века дети стали прагматиками. Они видят цель и настойчиво идут к ней. Они перестали уделять внимание необязательным предметам. Им нужны только те, что пригодятся для поступления в ВУЗ, сдачи экзаменов. Все остальное – бесполезная трата времени. Такими лидерами становятся математика и языки.

Изменилось отношение к книгам. Во-первых, книги стали дорогим удовольствием, во–вторых, в школах была проблема с учебниками. Потому нашлось простое решение – достаточно скачать текст из интернета, распечатать и после использования выбросить. В принципе появилась привычка качать бесплатно софт,видео, музыку, игры, карты для навигаторов . С литературой можно сделать еще проще – загрузить аудиокнигу и прослушивать ее.

Подход к учителю стал так же утилитарен – он всего лишь помощник или же наоборот помеха для поступления и сдачи экзаменов (в зависимости от обязательности преподаваемого предмета). Опять же высшее образование все так же престижно, необходимо, но уже оценивается с точки зрения перспективы занять хорошую должность потом. Кроме того, вечное безденежье учителей никак не улучшает их положения в глазах учеников.

Еще характерное отношение учеников – уборка или какие-либо общественные мероприятия становятся неприемлемыми, все решают деньги, отношение к школе как к некоему сервису.

Так что дети – продукт той цивилизации, что их окружает. Школа как лакмусовая бумажка отражает тенденции в социуме и стоит, наверное, к ним приглядываться…

2010 год

В советский период (1917-1991) реформы школы проходили под

непосредственным руководством партии и правительства. Развитие

школьной системы жестко регламентировалось партийно-правительственными постановлениями. Задача перестройки системы образования была выдвинута с первых же дней Советской власти. В политике большевиков школе отводилось особое место как средству пропаганды большевистских идей и коммунистической идеологии. Концепция новой школы, цели и задачи школьного образования были сформулированы в ряде документов: «Обращение народного комиссара по просвещению» (1917), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918), «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918). На смену разно­образным типам школ дореволюционной России должна была прийти новая модель школьного образования - единая трудовая школа, которая предполагала две ступени: 5 лет и 4 года. Отмена большевиками учебных планов, упразднение классно-урочной системы и отметок (1918) не мог­ли не привести к дестабилизации работы школы. Изучение языков было сокращено до минимума, зато возросло время, отводимое на математику и естествознание. Среди деятелей Наркомпроса (Н.К. Крупская, А.В. Лу­начарский и др.) большой популярностью пользовались идеи американ­ской педагогики (метод проектов, Дальтон-план), которые послужили основой для перестройки деятельности школы. Поощрялось проведение соцсоревнования среди учащихся.

Становление новой школы сопровождалось дискуссиями, совеща­ниями по вопросам образования, которые заняли период с 1919 до кон­ца 20-х гг. В центре дискуссий находились вопросы структуры школы, ее ступеней, типов учебных заведений, содержания школьного образо­вания. В первые десятилетия после Октября школа как институт обра­зования вступает в полосу кардинального реформирования. Работу по реорганизации школы возглавил Наркомпрос (1917), теоретические проблемы школьного образования разрабатывает научно-педагогичес­кая секция Государственного ученого совета (ГУС). Приоритетной за­дачей является конструирование нового содержания образования, вы­деление и отбор его ведущих идей, определение его структуры. Поиск в данном направлении нередко идет путем проб и ошибок. Перелом на­ступает лишь в 1923 г. с введением в практику школы комплексных программ ГУСа, идеологической основой которых стал марксизм и большевистская трактовка его идей. Учебный материал строился не по предметам, а концентрировался вокруг трех основных тем: природа, труд, общество. Программы ГУСа стали первой попыткой создания на­стоящей программы советской школы. Внедрение комплексных про­грамм сразу же обнаружило их недостатки: бессистемность, отсутствие прочного усвоения знаний, неэкономное использование учебного вре­мени. Идея комплексного конструирования содержания среднего обра­зования не оправдала себя: школа оказалась не готовой к нововведе­нию, учительство в своей массе не приняло комплексную систему.



В 20-е гг. XX в. важным направлением реформирования является работа опытно-показательных учреждений, в которых осуществлялся поиск новых учебных программ, форм и методов учебной и воспита­тельной работы. Педагогическая наука находится на подъеме. Позитивное отношение к нововведениям, внимание к зарубежному опыту, привллечение авторитетных ученых к разработке документов - все это по­мигает активно экспериментировать в области обучения и воспитания.

В 30-е гг. в СССР проводится радикальная реорганизация системы школьного образования. Постановление ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) определило унифицированную структуру школьного образования: начальная школа (4 года)+ неполная средняя школа(4+3), полная средняя школа(4+3+3). Данная модель с небольшими поправками просуществовала до 80-х гг. XX века.

В 1934 г. в школах вводится предметное обучение, стандартные програм­мы и учебники, единый режим занятий, система отметок. Идет возврат к старрым принципам, возрождаются консервативные традиции дорево­люционной школы. Во главе школы вновь становится директор, а роль совещательного органа при нем выполняет педагогический совет. Сог­ласно новому Положению о внутреннем распорядке, в школе разреша­лось исключение учащихся из ее стен. Вновь становится обязательной единая школьная форма. Упорядочиваются правила внутреннего распо­рядка: продолжительность уроков и интервалы между ними, порядок проведения переводных и выпускных экзаменов. Нельзя не согласиться с В.И. Стражевым, который замечает, что спустя 17 лет после Октябрь­ской революции вновь восторжествовала дореволюционная гимназия, сторонником которой был И.В. Сталин. Этот возврат к дореволюционным традициям наблюдался и в последующие годы: реставра­ции наград за успехи в учебе в виде золотых и серебряных медалей, рег­ламентация деятельности, прав и обязанностей педагогических советов, родительских комитетов.

Специалисты выделяют два основных периода в эволюции советской школы: подъем (середина 40 - конец 50-х гг.) и упадок (70-е - ко­нец 80-х гг.).

В первый период развитие советской школы шло по восходящей. По общему мнению, советская система образования 50-х гг. по своей эффективности считалась одной из лучших в мире. Ее отличали самобытность, прагматизм, послесталинская сознательная дисциплина, четкая работа всех структур. Однако уже к концу 50-х гг. стало ясно, что необходимы глубокие преобразования.

В 1958 г. вышел «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», озна­меновавший начало новой реформы образования, которая осуществлялась на путях интеграции общего и профессионального образования. Параллельно решалась задача структурной перестройки школы. Срок обязательного обучения увеличивался с семи до восьми лет. Средняя школа становилась одиннадцатилетней и получила новое название «об­щеобразовательная политехническая трудовая средняя школа с произ­водственной деятельностью». Основной акцент в подготовке учащихся делался на трудовое обучение, объем которого увеличивался до 15,3% времени в восьмилетней школе. В старших классах (9-11) треть учеб­ного времени отводилась на общетехнические учебные дисциплины и участие в производительном труде. Планировалось, что учащиеся дваж­ды в неделю будут трудиться в учебных мастерских, на заводах, фабри­ках, сельскохозяйственных производствах и вместе с аттестатом зрелос­ти получат свидетельства о рабочей квалификации.

Помимо структурной реорганизации и введения в школе первичной профессиональной подготовки предусматривалось расширение сети до­школьного образования и воспитания, создание в сельской местности школ-интернатов, преодоление второгодничества.

К 1961/62 учебному году реорганизация 7-летних школ в 8-летние была завершена. Однако структурная трансформация не решила школь­ных проблем. В начале 60-х гг. стало очевидно, что задачи реформы не­реальны и в тогдашних условиях невыполнимы: школа и общества не готовы к первичной профессиональной подготовке учащихся. Резуль­таты вступительных экзаменов фиксировали резкое снижение уровня общеобразовательной, в первую очередь, гуманитарной подготовки уча­щихся, престиж образованности в обществе неуклонно падал. Летом 1964 г. было принято решение о возвращении с 1966/67 учебного года к школе-десятилетке. Вскоре было отменено профессиональное обуче­ние в школе, а в школьном расписании вновь появилась учебная дис­циплина «Труд».

На протяжении 50-80-х гг. XX в. было предпринято несколько не­удачных попыток модернизации школы. Отечественные специалисты единодушно сходятся во мнении, что все попытки реформирования были изначально обречены на неудачу. Каждая последующая реформа вела к тиражированию ошибок и еще большему обострению проблем. С точки зрения Э.Д. Днепрова, малоэффективность, а зачастую безре­зультатность проводимых реформ объясняется тем, что они ставили пе­ред школой цели либо заведомо невыполнимые на данном историческом этапе, либо несвойственные ей . П.Г. Щедровицкий причины не­удач школьных реформ видит в том, что образование всегда выполняет социально-культурную функцию сохранения и воспроизводства су­ществующей общественной структуры. Попытка реформировать систему образования в стране в отрыве от всего общественного организма, сложившейся системы производственных и общественных отношений, изначально обречена на провал. Практически все реформы отличала непродуманность, слабая научная обоснованность, неудовлет­ворительный уровень подготовки, поспешность проведения, гонка за показателями охвата, отсутствие необходимого финансового и кадрового обеспечения. Изначально заданный партией и правительством высокий темп реформирования, конкретные сроки реализации, были заве­домо невыполнимы.

В 70-е гг. XX в. начинается упадок советской школы, основной при­чиной которого является отход от прагматизма к прожектерству, поста­новка нереальных задач и невозможность их решения. Стремясь решить задачи, поставленные партией и правительством, школа пыталась работать в прежнем режиме. Открывались специализированные школы, отдельные педагогические коллективы и учителя разрабатывали и внедряли авторские системы работы. Но, как справедливо указывают ученые-исследователи советского периода реформирования (Э.Д. Днепров, В.А. Кованов, В.И. Стражев и др.), эти оазисы передового педагоги­ческого опыта не могли существенно повлиять на общую ситуацию в советском образовании. Создавалась ситуация, при которой страна знала имена педагогов-новаторов, была знакома с их наработками, но передо­вой опыт существовал сам по себе в отрыве от массовой практики.

В 80-е гг. XX в. о кризисе советской школе стали говорить открыто. Никогда еще престиж школы в обществе не падал так катастрофически низко. Ее критиковали со всех сторон и на всех уровнях. Объектом критики были некомпетентность органов управления, процентомания, бю­рократизм, сверхцентрализация в управлении и финансировании, наце­ленность на формирование заданного типа личности, игнорирование индивидуальности ученика, низкий профессиональный уровень учите­лей, недостаток государственного финансирования и материально-тех­нического обеспечения. Упадок, который переживала шко­ла, был сродни общему положению в стране. Командно-административ­ный принцип управления школой, ее унификация и огосударствление привели к отрыву национальной школы от процессов, в русле которых развивалась мировая школьная система. В 80-е гг. потенциал советской общеобразовательной системы был исчерпан. В 1983 г. на июньском 11ленуме ЦК КПСС была высказана мысль о необходимости реформы школы. В 1984 г. проект реформы был опубликован и после обсуждения (3 месяца) взят за основу документа под названием «Основные направ ления реформы общеобразовательной школы». В ходе реформы 1984 г. предлагалось осуществить комплекс мер:

Изменение сроков обучения в школе (введение 11 летней школы) и структуры школьного образования (4+5+2).

Предоставление учащимся 8-11 классов возможности специализа­ции по таким дисциплинам как физика, математика, химия, биоло­гия, гуманитарные науки.

Введение единого типа профессионального технического училища: СПТУ на базе слияния общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Упорядочение учебной нагрузки учащихся: 1 кл. - 20 часов; 2 кл. - 22; 3-4 кл.-24; 5-8кл.-31; 9-11 кл.-31 час.

Снижение наполняемости классов до 30 учащихся (1-9 кл.) и до 25 (10-11 кл.).

Улучшение положения и повышение оплаты труда учителей .

Задуманная в министерских кабинетах, неподготовленная реформа

начала практически сразу же буксовать. Реформа была не проработана, задумывалась и реализовывалась в спешке. У нее отсутствовала четкая концепция, стратегия, механизмы реализации. Реформа предусматрива­ла профессионализацию средней школы, слияние общего и профессио­нального образования, учреждение нового учебного заведения СПТУ - среднего профессионально-технического училища. Как показало время, многие задачи реформы были просто ошибочны .

Это было настолько очевидным, что признавалось с высоких три­бун. В ходе Пленумов ЦК КПСС 1986-1987 гг. неоднократно раздава­лась критика в адрес реформы. В 1988 г. Министерство просвещения, Министерство высшего и среднего образования, государственный ко­митет по народному образованию были объединены в Госкомитет по народному образованию СССР.

К 1986 г. относится начало общественной дискуссии о будущем школы. В «Учительской газете» (1986-1988 гг.), появляется ряд публика­ций, посвященных поиску путей обновления школы, подписанных учите­лями-новаторами В.Ф. Шаталовым, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильиным, М.П. Щетининым и др. Выступления учителей-новато­ров на встречах перед педагогической общественностью, в печати вы­звали большой общественный резонанс и ознаменовали появление но­вого направления в советской педагогике, известного как «педагогика сотрудничества». Именно эта группа учителей, апробировавших новые методики обучения, доказавших свою результативность, стала катали­затором общественно-педагогического движения по поиску концепции развития школы в новых социально-экономических условиях. Неприя­тие новых идей официальной педагогикой только подстегнуло обществен­ный интерес. На волне общественно-педагогического движения большое развитие получили творческие объединения учителей, авторские школы. В целях подготовки реформы были созданы независимые научно-исследовательские коллективы: АПН СССР и ВНИК «Школа», кото­рый возглавил Е.Д. Днепров (впоследствии министр образования РФ, I 990-1992 гг.)

В 1988 г. в Москве прошло Всесоюзное совещание работников на­родного образования, в ходе которого предложения ВНИК «Школа» по школьной реформе получили поддержку. В сентябре 1989 г. Госкоми­тет по народному образованию СССР одобрил новый учебный план школы, в котором был значительно усилен гуманитарный компонент (с 41 до 50%). В этот период начался отход от унифицированной моде­ли школьного образования. К 1989 г. относится появление первых гим­назий и лицеев в СССР.

В БССР первый лицей был создан в 1990 г. (ли­цей при БГУ). Создававшиеся на базе специализированных школ, они предназначались для углубленного изучения предметов и носили, в основном, гуманитарный характер. С этого периода в системе образо­вания начинается поляризация учебных заведений: наряду с массовой школой в системе образования стали действовать школы с углублен­ным изучением предметов, гимназии, лицеи.

С распадом СССР в 90-е гг. XX в. на постсоветском образовательном пространстве происходят глубокие трансформационные процессы. По­лучает развитие частный сектор образования. Учебные программы сред­ней общеобразовательной школы перерабатываются. В них выделяются три компонента: федеральный, региональный и школьный. Активизи­руется законотворческая деятельность в сфере образования, принимают­ся документы и законы, отражающие новые реалии. Важным направле­нием школьной политики становится деятельность экспериментальных школ, на базе которых апробируются новые школьные модели и образо­вательные технологии, предпринимаются попытки переноса на россий­скую почву опыта зарубежных школ (Вальдорфская школа, Иена-план, ) Дальтон-план и др.). В последние время российская система образования все больше тяготеет к американской образовательной модели, которая рассматривается в качестве образца для подражания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новозоринская средняя общеобразовательная школа

Павловского района

Алтайского края

«Школьные годы 80-х и сегодня…»

(Исследовательская работа)

Учитель начальных классов

Ермолаева Анна Михайловна

Новые Зори

2014 год

Введение

В разных семьях разные поводы для гордости. Моя гордость – это мама. Как-то раз, рассматривая у моей бабушки семейный фотоальбом, я увидела школьные фотографии моей мамы. Тогда я спросила бабушку, а как училась моя мама и она мне показала мамин школьный дневник, грамоты и пропись первого класса.

Мне стало очень интересно, а как прошли её школьные годы, как они учились в 80-е годы и чем занимались. В результате возникла мысль сделать проект на тему «Школьные годы 80-х и сегодня». Я надеюсь, что мой проект поможет совершить увлекательное путешествие в прошлое!

Цель проекта – установить, что общего и чем отличаются школьные годы 80-х и сегодня.

Задачи проекта:

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: классный руководитель, моя мама и я.

Актуальность проекта: работа над проектом даст возможность не только глубже и лучше узнать историю своей семьи, но и узнать о школьной жизни 80-х годов. Я горжусь своей семьёй и мне интересно всё, что связано с историей моей семьи и моей школы.

Новизна проекта: свою работу я представляю как путешествие в прошлое, в то время, когда моя мама училась в первом классе. Интересно наблюдать изменения школьной жизни во времени на примере своей семьи.

Ожидаемые результаты:

1. Создание презентации по результатам исследовательской работы.

2. Выступление перед одноклассниками в родной школе.

3. Представление работы на районном конкурсе исследовательских работ.

Объект исследования: школа.

Методы исследования:

    изучение семейных реликвий;

    практическая работа;

    беседа;

    сбор информации из книг, журналов, словарей;

    анкетирование;

    сравнение и обобщение.

Проект проходил в несколько этапов:

1 этап – исследование семейных реликвий, подбор и изучение литературы.

2 этап – беседы с мамой, бабушкой; проведение эксперимента; анализ результатов.

3 этап – оформление проекта.

Практическая и теоретическая значимость: собранный материал отражает историю школьной жизни моей мамы в 80-е годы и моей школьной жизни в настоящее время.

Ожидаемый результат:

    приобретение знаний об истории школьной жизни детей 80-х годов;

    воспитание интереса и уважения к истории своей семьи;

    создание презентации « Школьные годы 80-х и сегодня».

    Практическая часть.

Раньше школьные учебники и даже прописи были совсем другими. Теперь мало у кого сохранились старые советские учебники, а уж прописи 80-х годов стали настоящим раритетом. Так какими же были прописи для первого класса 25 лет назад?

На этот вопрос нам помогла ответить мама, показав свою пропись 1985 года. Я горжусь моей мамой и бабушкой, потому что они бережно хранили семейные реликвии. У нас есть возможность найти сходства и отличия моей прописи 2011 года и маминой прописи за 1985 год.

Мои действия

Мои наблюдения и выводы

Разглядываем оформление прописей.

    Мамина пропись напечатана на серой бумаге, в ней нет рисунков.

    Моя пропись напечатана на белой бумаге. На обложке и в прописи много рисунков.

Сравниваем разлиновку.

    В прописи 80-х годов есть дополнительная наклонная линия.

    В прописи 2011 года этой линии нет.

Устанавливаем порядок изучения букв.

    Порядок изучения букв в 80-е годы (а, н, т, к…).

    Настоящее время (а, о, у, е…).

Изучаем начертание букв.

Различное написание буквы Ы.

    Пропись 80-х годов (с.7).

    Пропись 2011 года (с. 21).

Рассматриваем соединение букв.

Различное соединение буквы О с буквой С.

    В прописи 80-х буква О соединяется с буквами (с, н, к) верхним соединением.

    В прописи 2011 года эти буквы соединяются нижним соединением.

Определяем степень трудности.

    На с.10 в 80-е годы дети писали предложения.

    Мы в прописи на с.10 написали изученные буквы.

Листаем страницы прописей.

    Большинство букв имеют сходное начертание и соединение

В своем исследовании прописей, мы сделали вывод, что учиться писать буквы в наше время намного интересней, чем в далёкие 80-е годы.

    Школьная форма 80-х годов удобно или нет.

Задала очередной вопрос маме про её школьные годы: а все ли кроме прописей и учебников, осталось таким же, как и сейчас? Мама рассказала нам про свою удивительную и интересную школьную жизнь.

Во-первых, мама показала на своих школьных фотографиях, что раньше у всех учеников школьная форма была единая для всех. У девочек это коричневое платье с чёрным (повседневным) и белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Мальчики одевали костюмы синего цвета.

Но в 1993году школьная форма была отменена и вот уже в течение двадцати пяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят в джинсах, футболках и спортивных костюмах. Но о школьной форме снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы.

Школьная форма советского времени (с белыми фартуками) традиционно надевается выпускницами на «Последний звонок» как символ прощания со школой, и реже на другие праздники.

В современной России нет единой школьной формы, как было раньше в СССР, но сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной. Школьная форма в учебных заведениях приобретает всё большую актуальность.

Мы считаем, что школьная форма для мальчиков и для девочек имеет много преимуществ:

    позволяет сглаживать социальное неравенство;

    воспитывает в ребёнке внутреннюю дисциплину и хороший вкус к элегантному деловому стилю;

    формирует чувство сплочённости с классом, школой.

Мы думаем, что школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, модной, а главное - она должна нравиться самим школьникам. Школьная одежда даёт возможность детям формировать свой вкус и стиль с ранних лет.

Мы со своим классным руководителем провели опрос среди своих одноклассников и старших учеников «Нравится ли ходить в школу в школьной форме?». Результаты опроса мы представили в таблице.

Класс

за

против

%

100

с 5 - по 9

Проанализировав результаты опроса учащихся, мы пришли к выводу, что учащимся 1-ых классов очень нравится школьная форма, потому что они себя в ней чувствуют «настоящими» учениками. Учащиеся 2-ых и 4-ых уже начинают терять интерес к форме, а с 5-ых по 9-ые классы любят ходить в школу в спортивной форме или в джинсах и футболке.

    Школьные организации в 80-е и сегодня.

Когда рассматривала мамины школьные фотографии, то моё внимание привлекли какие- то значки на груди и красные платочки, повязанные на шее у каждого школьника. На вопрос, что это за платки и значки, мама мне рассказала про октябрят, «Пионерскую» и Комсомольскую организации.

Я узнала, что в 80-е годы обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

Моя мама, к примеру, была цветоводом, санитаром, библиотекарем и главным художником по стенгазетам.

В детскую пионерскую организацию принимались школьники с 10 до 14 лет. Прием осуществляется индивидуально, открытым голосованием на сборе отряда. Вступивший в организацию школьник на торжественном сборе дает клятвенное обещание. Вожатый повязывает новому члену организации галстук.

Всесоюзная пионерская организация строилась по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина.

С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря- места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров- дома творчества детей. Издавалась газета - «Пионерская правда».

Моя мама, как и все пионеры, тоже носила пионерский галстук и летом ездила отдыхать в пионерские лагеря.

Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье - это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орлёнок».

У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».

Затем грянули кризисные 90-е годы, и все изменилось, пионерская организация перестала существовать.

В настоящее время в нашей школе пионерской организации не существует.

    Увлечения школьников в 80-е годы и сегодня.

На вопрос, чем они увлекались в свободное от школы время, мама рассказала, что она, также как и я, ходила в художественную школу, в бассейн и в разнообразные спортивные секции, которые существовали при школе.

Я горжусь тем, что в нашей семье из поколения в поколение все девочки посещали художественную школу и я не исключение. Моя мама и старшая сестра закончили ДШИ «Художественное отделение». Мама в 80-е – 90-е годы принимала участие в различных выставках художественных работ. Показывала неплохие результаты и получала грамоты и дипломы за участие. Я учусь всего второй год в художественной школе, но мои работы тоже уже побывали на выставке, и я уже успела получить грамоту.

В наше время, как и в 80-е годы, существуют спортивные секции при школе и в поселке. В ДШИ есть не только художественное отделение, но и танцевальное, музыкальное отделения, где дети занимаются и добиваются неплохих результатов.

Вывод

    Школьные прописи 80-х годов и прописи 2011 года отличаются оформлением, разлиновкой, порядком изучения, начертанием и соединением отдельных букв.

    В 80-е годы все дети ходили в школьной форме. В наше время единой школьной формы нет, и я считаю, что это плохо. Форма дисциплинирует и формирует хороший вкус у школьника.

    Изучила школьные организации 80-х годов. Узнала, кто такой «пионер», «октябренок».

    Выяснила, что увлечения и занятия детей практически не изменились. Многие школьники сегодня посещают ДШИ и спортивные секции, как и в далекие 80-е годы.

    Я рада, что смогла создать проект, который помог мне совершить увлекательное путешествие в далекое прошлое и узнать много интересного о школьной жизни 80-х годов.

Литература

1. Бубнова Е., «Новая энциклопедия школьника», издательство «Махаон», 2003г.

2. Шалаева Г. П., Терентьева И. Г., Курбатова Н. В. Большая энциклопедия начальной школы, издательство: Слово / Эксмо, 2007г.

3. www .wikipedia ru _ istorii /90_ let _ pionery . pdf .