Шарль бодлер фотографии. Биография шарля бодлера

Шарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire). 9 апреля 1821 года, Париж, Франция - 31 августа 1867 года, там же. Французский поэт, критик, эссеист и переводчик.

Основоположник эстетики декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.

Наиболее известным и значительным в его творчестве стал сборник стихов «Цветы зла» , опубликованный им в 1857-м году.


Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции, ставший в эпоху Наполеона сенатором. В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником, и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства, - водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.

В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опика, cтавшего затем французским послом в различных дипмиссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились.

Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью. В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».

Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион, и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский колледж. Ребёнок страдал припадками тяжелой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью. Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.

В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил в коллеж Людовика Святого, на курс по праву. Начиная с этого времени он окунается в бурную жизнь увеселительных заведений, - познаёт женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег, - одним словом, учится. В обучении в колледже ему, как следствие, отказали как раз за год до окончания курса.

В 1841 году, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль заявил своему брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было».

Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе. Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала», убедили Шарля отплыть в путешествие - в Индию, в Калькутту.

Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы. Впоследствии Бодлер был склонен приукрашивать свою заморскую поездку, как это часто бывает, поверив собственным выдумкам, но для его поэзии, в которую проникли экзотические мотивы дальнего странствия, не так уж и важно, питает её реальный опыт или пылкое воображение.

В 1842 году совершеннолетний Ш. П. Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков, и - начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он закупил репутацию денди и бонвивана.

В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль , - креолкой с Гаити, - со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти, которую просто боготворил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.

В 1844 году семья подала в суд иск на установление над сыном опеки. Постановлением суда управление наследством было передано матери, а сам Шарль с того момента должен был получать ежемесячно лишь небольшую сумму «на карманные расходы». С этих пор Бодлер, часто увлекавшийся «прибыльными проектами», испытывал постоянную нужду, проваливаясь временами в настоящую нищету. Вдобавок, его и его возлюбленную Дюваль до конца дней мучила «Болезнь Купидона».

Первые стихи Бодлера печатаются в 1843-1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке» , «Дон Жуан в аду» , «Малабарской девушке» ). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов.

Городской пейзаж, приземленно-будничный, насыщенный грубыми деталями, перерастает в символ, полный волнующих загадок, побуждающий Бодлера задумываться о мире, им воссозданном. Лиризм диптиха сложен: мрачное открытие грязного, отвратительного сочетается с ощущением полноты жизни, могущества её природных начал, их взаимопереходов, контрастов. Текст начинается с упоминания о тех, «кто имеет право на отдых после дневных трудов». Это - рабочий, учёный. День принадлежит созиданию - такова идея автора.

В 1845 и 1846 годах Бодлер, широко известный до тех пор лишь в узких кругах Латинского квартала, выступает со обзорными статьями по искусству в «журнале одного автора» «Salon» (вышло два номера - «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года»). Бодлер приобретает известность.

В 1846 году ему попадаются в руки рассказы Эдгара По. Бодлер, по его словам, «почувствовал в По родственную душу». Он увлекает его настолько, что изучению американского писателя и переводу его произведений на французский язык Бодлер посвятил в общей сложности 17 лет.

Во время революции 1848 года Бодлер сражался на баррикадах и редактировал, правда, недолго, радикальную газету «Салю пюблик» («Le Salut Public»). Но политические увлечения, основанные главным образом на широко понятом гуманизме, очень скоро проходят, и он впоследствии не раз презрительно отзывался о революционерах, осуждая их уже как верный адепт католичества.

Поэтическая деятельность Бодлера достигает апогея в 1850-х годах.

В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла» («Les Fleurs du mal») , шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений.

Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания. Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осужденная книга поэта.

В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.

В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболевает. Свой недуг он описывал так: «наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия» .

По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днём ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядит ужасающе - перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.

Его перевезли в Париж и поместили в клинику для умалишённых, в которой он и скончался 31 августа 1867 года.

Похоронен на кладбище Монпарнас, в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла и прах матери поэта.

Шарль Бодлер - знаменитый критик, поэт и классик французской литературы. Участник Революции 1848 года. Считается предшественником французского символизма. В этой статье вам будет представлена его краткая биография. Итак, приступим.

Детство

Шарль Бодлер, биография которого известна всем любителям родился в Париже в 1821 году. В будущем он будет называть брак собственных родителей «несуразным, старческим и патологическим». Ведь отец был старше матери на целых тридцать лет. Франсуа Бодлер рисовал картины и с детства прививал сыну любовь к искусству. Он часто ходил с Шарлем в различные галереи и музеи, а также знакомил его с коллегами-художниками. Франсуа скончался, когда мальчику едва минуло шесть лет. Через год мать Шарля вновь вышла замуж. Её избранником стал генерал Олик, с которым у будущего поэта сразу не сложились отношения. Второй брак матери нарушил Шарля. У него развивался классический Из-за этого будущий поэт совершил в юности множество шокирующих для общества поступков.

Учёба

В возрасте 11 лет Шарль Бодлер, биография которого есть сейчас во многих литературных энциклопедиях, переехал вместе с семьёй в Лион. Там его определили в пансион, а после - в Королевский колледж. В 1836 году семья вернулась обратно в Париж, и Шарль поступил в лицей Позже мальчика выгнали оттуда за проступок. В 1839 он шокировал родителей заявлением о том, что хочет посвятить свою жизнь литературе. Тем не менее Шарль всё же поступил в школу Хартий, но появлялся там очень редко. Будущего поэта больше всего влекла студенческая жизнь Латинского квартала. Именно там он наделал кучу долгов и получил наркотическую зависимость. Но самым щедрым «подарком» Латинского квартала стал сифилис. Именно от него Бодлер и умрёт спустя четверть века.

Путешествие

Видя, как сын «катится» по наклонной, родители решили взять ситуацию в свои руки. Индия - вот куда по наставлению отчима должен был отправиться на корабле Шарль Бодлер. Плавание продлилось всего два месяца, так как судно попало в шторм, доехав лишь до острова Маврикий. Там поэт попросил капитана отправить его обратно во Францию. Всё же короткое путешествие оказало определённое влияние на творчество Бодлера. В его будущих произведениях будут прослеживаться морские запахи, звуки и тропические пейзажи. В 1842 году Шарль Бодлер, биография которого была насыщена разными событиями, достиг совершеннолетия и обрёл право на владение наследством. Полученные 75 тысяч франков позволили молодому человеку вести беззаботную жизнь светского денди. Спустя два года половина наследства была растрачена, и мать в судебном порядке установила опеку над оставшимися финансами.

Участие в революции

Бодлера глубоко оскорбило её поведение. Он рассматривал поступок матери, как посягательство на собственную свободу. Ограничение в деньгах отрицательно повлияло на его жизнь. Шарлю нечем было заплатить кредиторам, которые будут преследовать поэта до конца дней. Всё это усилило бунтарские настроения молодого человека. В 1848 году поэт Шарль Бодлер проникся духом Февральской революции и принял участие в баррикадных боях. Его мнение по данному вопросу изменил декабрьский переворот 1851 года. Молодой человек почувствовал к политике отвращение и полностью потерял к ней интерес.

Творчество

Литературная деятельность поэта началась с написания критических статей о французских живописцах (Делакруа и Давиде). Первое опубликованное сочинение Шарля называлось «Салон 1845 года». Огромное влияние на молодого поэта оказали произведения Эдгара По. Шарль Бодлер, книги которого ещё не издавались, писал о нём критические статьи. Также он переводил сочинения По. Причём интерес к творчеству этого автора Бодлер сохранил до конца жизни. С 1857 по 1867 год в периодической печати вышло довольно много стихотворений в прозе, написанных Шарлем. Уже после его смерти их собрали в единый цикл «Парижский сплин» и опубликовали в 1869 году.

Психоделические опыты

Герою этой статьи принадлежит самое внятное для того времени описание человека. Также существует гипотеза, что есть ряд произведений, которые, находясь под воздействием психотропных препаратов, написал Шарль Бодлер («Разрушение» и др.). Но она является неподтверждённой.

С 1844 по 1848 поэт был постоянным посетителем «Клуба гашишистов», основанного Жозефом-Жаком Моро. В основном Шарль употреблял давамеск. Другой член клуба - Теофиль Готье рассказывал, что Бодлер не принимал его на постоянной основе, а делал это лишь для экспериментальных целей. Да и сам гашиш был поэту отвратителен. Впоследствии Шарль пристрастился к опиуму, но в начале 50-х смог преодолеть эту пагубную привычку. Позже он создал цикл из трёх статей под названием «Искусственный рай», где подробно описал свои психоделические опыты.

Два произведения, которые сочинил Бодлер Шарль («Поэма о гашише», «Вино и гашиш»), были полностью посвящены каннабиноидам. Герой этой статьи считал интересным воздействие данных веществ на организм, но был против их приёма для стимуляции творческой деятельности. По мнению поэта, вино могло сделать человека общительным и счастливым. Наркотик же изолировал его. «Вино, скорее, превозносит волю, а гашиш просто её уничтожает» - именно так говорил Шарль Бодлер. Соответствия этим словам, можно отыскать в тематических статьях поэта. Хотя там он старался рассуждать максимально объективно, не впадая в морализаторство и не преувеличивая психотропные эффекты гашиша. Именно поэтому большая часть читателей доверяла сделанным им выводам.

Провозвестник символизма

«Цветы зла» - вот сборник стихов, благодаря которому прославился Шарль Бодлер («Гимн красоте» - одно из самых известных его произведений, которое туда входило). Он был издан в середине 1857 года. Против типографов, издателя и автора сразу возбудили уголовный процесс. Их обвиняли в кощунстве и непристойности. В итоге целых шесть произведений изъял из своего сборника Шарль Бодлер («Гимн красоте» не входил в их число), а также заплатил 300 франков штрафа. Убранные стихи будут опубликованы в Бельгии в 1866 году (во Франции цензуру на них снимут лишь к 1949 году). В 1861 году было опубликовано 2-е издание «Цветов зла», куда вошли тридцать новых произведений. Также Бодлер решил поменять содержание, разделив его на шесть глав. Теперь сборник превратился в своеобразную автобиографию поэта.

Самой длинной стала первая глава «Идеал и Сплин». В ней Бодлера «разрывают» противоборствующие мысли: с целью обрести внутреннюю гармонию, он молится и Сатане (животное начало) и Богу (духовное начало). Вторая глава «Парижские картины» переносит читатели на улицы столицы Франции, по которым Шарль бродит целые сутки напролёт, терзаясь своими бедами. В третьей главе Бодлер пытается успокоить себя с помощью наркотиков или вина. В четвёртой главе «Цветов зла» описываются бесчисленные грехи и искушения, перед которыми Шарль не смог устоять. В пятой главе поэт яростно бунтует против собственного удела. Последняя глава под названием «Смерть» - это конец странствий Бодлера. Описанное в ней море становится символом освобождения души.

Любовная лирика

Жанна Дюваль стала первой девушкой, для которой начал писать Шарль Бодлер. Стихи о любви посвящались ей регулярно. В 1852 году поэт временно расстался с этой роковой мулаткой, которая постоянно доводила его до самоубийства неверностью и злобными выходками. Новой музой Бодлера стала Апполония Сабатье, работавшая ранее натурщицей и дружившая со многими художниками. Её с поэтом связывали исключительно платонические отношения.

Болезнь

В 1865 году Шарль Бодлер, биография которого была представлена в этой статье, уехал в Бельгию. Жизнь там казалась скучной. Тем не менее поэт провёл в этой стране почти два с половиной года. Здоровье Шарля постоянно ухудшалось. Однажды он потерял сознание прямо в церкви и упал на каменные ступени.

В 1866 году поэт тяжело заболел. Свой недуг Шарль описывал врачу так: наступило удушье, путались мысли, возникало ощущение падения, кружилась и болела голова, проступал холодный пот, появилась апатия. О сифилисе по понятным причинам он не упоминал. Шли дни, и здоровье Шарля постепенно ухудшалось. В начале апреля его доставили в Брюссельскую больницу в тяжёлом состоянии. Но после приезда матери Бодлера перевезли в гостиницу. Поэт выглядел ужасно: отсутствующий взгляд, перекошенный рот, невозможность произносить слова. Болезнь быстро прогрессировала и доктора говорили, что должно произойти какое-то чудо, чтобы выздоровел Шарль Бодлер. Смерть поэта наступила в конце августа 1867 года.

  • В течение 17 лет Бодлер переводил на французский произведения Эдгара По. Шарль считал его своим духовным братом.
  • Поэт застал грандиозный период перестройки столицы Франции, инициатором которой был барон Осман.
  • В Париже поэт проживал примерно по 40 адресам.

Шарль Бодлер - цитаты

  • «Развлекаться не так скучно, как работать».
  • «И почему женщинам разрешают заходить в церковь? Интересно, о чём они говорят с Богом?».
  • «Жизнь можно сравнить с больницей, где каждый пациент пытается перебраться на более удобную кровать».
  • «Женщина является приглашением к счастью».
  • «Самая сложная работа - это та, которую никак не решаешься начать. Она становится для тебя кошмаром».

(1821—1867)

Шарль Бодлер родился в Париже в семье состоятельного чиновника. Ранняя смерть отца и вторичное замужество матери омрачили детство впечатлительного, нервного ребенка. Позже бунтарские настроения, которые поэт разделил с поколением 40-х годов, обострили семейный конфликт, привели к тому, что отчим — генерал, человек реакционных взглядов, приобрел в глазах Бодлера смысл символа, знаменующего собой все то, что было поэту ненавистно в Июльской монархии. Приняв решение с оружием в руках бороться за республику, поэт считал, что по ту сторону баррикад стоит генерал Опик. И однако ему не удалось разрубить гордиев узел своих отношений с семьей, с буржуазным обществом. Это явственно сказалось в ходе и особенно на исходе событий, связанных с революцией 1848 г.

Судьба Бодлера в 1848—1852 гг. весьма драматично отразила участь той части французской интеллигенции, которая разделила гнев и иллюзии народа, вместе с ним сражалась за свержение трона, возлагала утопические надежды на республику, сопротивлялась узурпации власти Луи Бонапартом, натолкнувшись, наконец, на горечь и унижение капитуляции. Бодлер был на левом фланге. Он не только участвовал в баррикадных боях февраля и затем сотрудничал в республиканской прессе. Он вступил в организованное Бланки «Центральное республиканское общество», а когда в июне 1848 г. парижский пролетариат вышел сражаться за свои права, поэт стал участником баррикадных боев. В это время Бодлер пишет статьи о необходимости сблизить искусство с жизнью, отрицает созерцательность и противопоставляет ей активность в утверждении добра. В августе 1851 г. Бодлер печатает статью о рабочем поэте Пьере Дюпоне, в чьих песнях «прозвучали, как эхо, все горести и надежды нашей революции». Эта статья безусловно выражает тогдашние идеи Бодлера о миссии поэта. Идеи эти устойчивы. О том свидетельствует появившаяся в январе 1852 г. статья «Языческая школа» — памфлет против собратьев по перу, равнодушных к политической борьбе своего времени, занятых лишь узко профессиональными вопросами. Одновременно Бодлер отстаивает идею «современного искусства». Эта мысль встречается у него не впервые. Уже в статьях, написанных до 1848 г., он говорил о необходимости для художника быть современным. Теперь, однако, этот тезис уточняется, приобретает новый социальный оттенок, о чем свидетельствует не только статья о Дюпоне, но и опубликованный вслед за статьей «Языческая школа» и в том же периодическом изданииТеатральная жизнь» за февраль 1852 г.) стихотворный диптих — «Два сумеречных часа» (впоследствии поэт разделил его на два стихотворения — «Вечерние сумерки» и «Предрассветные сумерки»).

Предметом поэзии здесь является современный Париж, представляемый в разных ракурсах и поворотах. Парижская улица дана то в ее общих характерных очертаниях, то в привычных бытовых эпизодах, в сценках, увиденных через оконное стекло, в беглых портретах прохожих Картина многолика, многосоставна. Городской пейзаж, приземлению будничный, насыщенный грубыми деталями, перерастает в символ, полный волнующих загадок, побуждающий поэта тревожно искать, задумываться о мире, им воссозданном. Лиризм диптиха сложен: мрачное открытие грязного, отвратительного сочетается с ощущением полноты жизни, могущества ее природных начал, их взаимопереходов, контрастов. Поэт живописует, вопрошая, хотя и не ставит прямых вопросов, как не дает и прямых ответов. Важна композиция диптиха. Он начинается с упоминания о тех, кто имеет право на отдых после дневных трудов. Это — рабочий, ученый. В конце диптиха утренний Париж уподоблен труженику, берущему в руки орудие труда. День принадлежит созиданию — таков оптимистический смысл движения авторской мысли, воплощенный композицией диптиха. Но предмет изображения — не труд, не созидание, а повседневность, подчеркнуто бездуховная, чуждая воспарениям сердца или ума. Когда через несколько лет, готовя книгу «Цветы зла», поэт разобьет диптих и разъединит стихотворения даже композиционно, эта тенденция усилится. Но и в 1852 г. она чувствуется достаточно определенно, означая конец революционного периода деятельности Бодлера.

Нельзя, однако, сказать, что отказ от недавнего прошлого давался легко. В конце 1852 г. опубликована поэма «Отречение святого Петра» — парафраза известной евангельской легенды об отступничестве Петра, который не признался схватившей Иисуса страже в знакомстве с ним. В противовес легенде, Бодлер не говорит о малодушии Петра, а трактует его поступок как жест протеста против покорности жертвы палачам. В финале поэмы поэт с печалью констатирует, что не ценит этот мир, «где действие не в ладу с мечтой». Но вместе с тем он хотел бы расстаться с жизнью, «держа в руке меч, и погибнуть от меча», т. е. принять смерть в бою.

Итак, глубокое разочарование в возможности действием утвердить идеалы, недавно еще вдохновлявшие его, сочетается с упорством в бунте против мрачных сил, которые одержали верх и торжествуют. Подобная мятежность пройдет через все последующее творчество Бодлера. Хотя он навсегда отходит от былых революционных увлечений и отворачивается от политики, как таковой, один из разделов строго продуманной по композиции поэтической книги «Цветы зла» (1857) получил название «Бунт». Помимо «Отречения святого Петра», в этот раздел вошли поэмы «Авель и Каин» и «Литании Сатане». Триптих написан в традициях романтизма, с его приверженностью к христианской символике, трактуемой свободно, часто полемично по отношению к церковному канону. Здесь Сатана и Каин предстают прежде всего как бунтари. Бросается в глаза и антибуржуазная тенденция, особенно сильно выраженная в поэме «Авель и Каин», по-видимому, созданной сразу же после июньского восстания 1848 г. Поэт делит людей по полюсам богатства и нищеты, праздности и труда, благоденствия и страданий. Его сочувствие «расе Каинов», т. е. тем, кто трудится и голодает, несомненно. Более того, финал поэмы — предсказание ниспровержения земной и небесной иерархии.

Сам факт публикации этой поэмы в двух прижизненных изданиях книги «Цветы зла» (1857, 1861) очень важен для понимания умонастроений Бодлера после 1852 г., так как показывает, что поэт не вовсе зачеркнул идеалы и надежды своей молодости. Однако характер стихотворений, написанных после 1852 г., изменился. Усилилась субъективность творческого поиска. Поэт настаивает на особом, очень важном значении правды, которую он, в силу своего таланта и особой организации души, может поведать людям. Но какова эта правда? Бодлер высказывался на этот счет не слишком внятно. Когда в 1857 г. «Цветы зла» были объявлены аморальной книгой и организован суд над ней, поэт писал, что в целом его стихи преисполнены «отвращением ко злу», но позже в набросках для предисловий ко второму и третьему изданиям подчеркивал, что его увлекала возможность «извлечь красоту из зла». Где же истина? По-видимому, в первом случае Бодлер стремился защититься от пристрастных судей, а во втором — отдавал дань склонности к эпатажу, характерному для друзей его юности, «малых романтиков», среди которых он особо выделял Теофиля Готье.

Известно, что после 1852 г. Бодлер сблизился с Готье и гораздо спокойнее, чем раньше, даже сочувственно относился к культу совершенной, неподвижно величавой красоты, отличающей эстетику Готье. Однако главное направление творческих исканий автора «Цветов зла» не совпадало с принципами будущих кумиров парнасской школы. Даже отказавшись от многих идеалов молодости, Бодлер остался верен требованию быть современным, выдвинутому им в 40-х годах. Причем на этом новом этапе творчества особый акцент приобретает сформулированное им еще в статье «Салон 1846 года» толкование современности прежде всего как современной манеры чувствовать. Отдельные стихи и целые разделы книги «Цветы зла» свидетельствуют о широте той сферы чувств, которую она захватывает. Поэта привлекают проблемы эстетики, философии, социальной жизни, пропущенные через эмоциональный мир человека. Он не отвергает свой былой опыт, даже если отчужденно относится к событиям и явлениям, ранее его живо волновавшим. Таков уже упомянутый раздел «Мятеж», столь непосредственно связанный с участием Бодлера в революции 1848 г. Если рассматривать «Цветы зла» в аспекте биографии автора, то можно сказать, что он опирается на «память души», не считая возможным исключить из сферы «современных чувств» те, что возникают в связи с перипетиями политической и социальной жизни. Но не случайно эта сторона в его книге не доминирует. В 1852—1857 гг. в бодлеровской концепции «личность — общество» акценты смещаются. Его теперь волнует не их прямое столкновение, а глубины и тайны, причем интимный мир человека предстает как «волнение духа во зле» (так охарактеризована книга в письме поэта к адвокату, защищавшему на суде «Цветы зла»).

Естественно, что «Цветы зла» давали основание для сопоставлений с личной биографией автора. Они есть уже в открывающем книгу философско-эстетическом цикле стихотворений, где концепция поэтического творчества предстает как непрестанное борение антиномий не только абстрактно-интеллектуального порядка, но и плана личного, как столкновения грубого диктата реальности, сгибающего и уродующего творца. Еще очевиднее биографические моменты в интимной лирике. И тем не менее Бодлер глубоко прав, настаивая на необходимости разделять лирического героя и автора «Цветов зла». Ставя целью обнаружение сущности современной жизни, поэт не просто воссоздает пережитое. Он сгущает противоречия и трагизм реальности. А поскольку социальный и политический аспект отодвинут на второй план, моральный начинает превалировать. И в этой связи порой возникают поразительные парадоксы. Много сил души отдано воссозданию ее темных сторон. Поэт убежден, что бросает в лицо буржуа неприглядную правду о его подлинной сущности. Но издевательство над внешней благопристойностью порой переходит в сатанинский смех над сутью человека, даже в мучительство и самоистязание. А рядом стихотворения, исполненные добрых, высоких чувств, устремленные к идеалу. Лирический герой Бодлера предстает человеком, утратившим гармонию и единство душевной жизни. Это противоречие, если читать книгу «Цветы зла» как целое, является ее главным трагическим конфликтом, с горечью воспринимаемым автором. В разделе «Сплин и идеал» есть стихотворение «Гэаутонтимо-руменос», где об этой антиномии говорится в прямой форме. Там же констатируется ее безысходность. Но это стихотворение все же лишь частный случай: «Цветы зла» — книга опровержений и вопросов, а не деклараций и четких ответов. Этому соответствует выраженное в критических статьях Бодлера 50-х годов требование писать свободно, не связывая себя стереотипом — классическим или романтическим.

В «Цветах зла» чувствуется намерение расширить сферу поэзии, отведя в ней заметное место безобразному, отвратительному. Знаменитое стихотворение «Падаль» стало эпатирующим благонамеренную публику манифестом подобных устремлений. Но поэтика книги отнюдь не исчерпывается этим стихотворением. Отрицая классиков и романтиков, Бодлер одновременно обращается к их опыту, как, впрочем, и к опыту Бальзака или Эдгара По, Байрона, Гойи, Делакруа, художников Возрождения. Выражая свое представление о красоте в нескольких стихотворениях философско-эстетического цикла, которым открывается первый раздел «Цветов зла», поэт словно бы противоречит себе; он восхищен то спокойной величавостью и бесстрастием («Красота»), то движением и устремленностью ввысь («Воспарение»), то сложностью, зыбкостью, взаимопроникновением и переходами различных форм («Соответствия»). Эта нестабильность эстетического кредо отражает, с одной стороны, присущую Бодлеру в этот период абсолютизацию красоты, как таковой, а с другой — его поиски новой изобразительности, ярко проявившиеся в стремлении запечатлеть непосредственность ощущения («Экзотический аромат»), переживания («Гармония вечера») и одновременно передать через мгновенное и преходящее вечные и универсальные сущности. В искусстве слова Бодлер делает открытия, сопоставимые с открытиями живописцев-импрессионистов, а с другой стороны — вновь и вновь обращает свой взор к классицистическому типу художественного творчества, беря у него не только общую тенденцию, но и частности: строгость композиции, традиционность строфики, ритмического строя, рифмы. «Странный классик тех областей, которые сами по себе к классике не относятся», — сказал о Бодлере его современник Арсен Уссей.

Эта оценка, которая вполне могла бы быть отнесена к «Цветам зла», высказана по поводу книги поэм в прозе «Парижский сплин», созданных Бодлером в последние годы творчества (1857—1866). Об этом произведении говорят как о новом этапе развития французской просодии, утвержденном вскоре Рембо, а затем символистами. Бодлер, по сути дела, уже давал теоретическое обоснование верлибру, когда писал о «чуде поэтической прозы, музыкальной помимо ритма и рифмы, достаточно гибкой и скандированной, чтобы адаптироваться к лирическим движениям души, к прихотливости мечтаний и к скачкам мыслей». Но лирическая непринужденность бодлеровских поэм в прозе сочетается с их афористичностью как целого. В них всегда есть «мораль» как сюжетообразующий элемент, причем финальный вывод обычно ее не исчерпывает. «Парижский сплин» является своеобразной репликой французской моралистике XVII—XVIII вв., хотя о прямом подражании Ларошфуко или Лябрюйеру говорить рискованно. Зато есть убедительные доказательства влияния творчества Гюго, восхищение которым выражено в статьях начала 60-х годов. В «Парижском сплине» возникают образы обиженных, слабых, брошенных на дно большого города людей. Сострадание к ним является одним из ведущих мотивов бодлеровских поэм в прозе. Тема Парижа, и прежде всего Парижа бедняков, усиливается и в стихотворениях. Во втором издании «Цветов зла» (1861) появляется раздел «Парижские картины», где есть совсем новые стихотворения, в том числе посвященные Гюго, — «Семь стариков» и «Старушки»; потерянность человека, согбенного годами и нищетой, изображена там с огромным чувством. В этот период завязалась переписка Бодлера и Гюго. Изгнанник восхищался талантом своего корреспондента, говорил о их творческой близости, но и спорил с ним, защищая идею прогрессивного развития человека и человечества, зовя Бодлера вперед, в будущее. Но Бодлер считал этот путь для себя заказанным, ибо социальная несправедливость казалась ему теперь вечной, а прогресс он отождествлял с буржуазным преклонением перед производством материальных ценностей.

В тесной связи с этим возникает у позднего Бодлера идеал поэта — одинокого аристократа духа, способного благодаря таланту и особому складу души постичь суть окружающего его человеческого множества. Этот образ он создал в поэме «Толпы» и обосновал в одной из своих последних статей «Живописец современной жизни» (1859—1860). Но примечательно, что незадолго до того в стихотворении, получившем название «Эпиграф к осужденной книге» (сентябрь 1861), поэт с тревогой и сомнением обращался к близкому ему духовно читателю: «Жалей меня... Иль проклят будь!», тем обнаруживая условность позы холодного наблюдателя и свою потребность в сочувствии и понимании людей.

ВОСПАРЕНИЕ

Превыше туч, над всем земным ненастьем,

Превыше вод, лесов, долин и гор,

Превыше звезд, в космический простор,

С мужским невыразимым сладострастьем

Лети, мой дух, все выше, все вперед

И, как пловец, от счастья замирая,

Стремися вдаль, где ни конца, ни края,

Вослед кометам свой направь полет —

Туда, где свет, где воздуха избыток,

Где нет миазмов гиблой суеты,

Но где в огне текучей пустоты

Твой чистый, твой божественный напиток.

Среди забот и скуки бытия,

Чей гнет мы терпим только от бессилья,

Блажен, кого невидимые крылья

Уносят в лучезарные края,

Чья может мысль, туда, в простор небесный,

Как жаворонок, взмыть в единый миг,

Кто видит сверху жизнь и кто постиг

, эссеист и переводчик; основоположник эстетики декаданса и символизма , повлиявший на развитие всей последовавшей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.


Наиболее известным и значительным в его творчестве стал сборник стихов «Цветы зла» , опубликованный им в 1857 году.


Биография


Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже . Его отец, Франсуа Бодлер, был выходец из крестьян, участник Великой революции , ставший в эпоху Наполеона сенатором . В год рождения сына ему исполнилось 62 года, а жене было всего 27 лет. Франсуа Бодлер был художником и прививал сыну любовь к искусству с раннего детства — водил по музеям и галереям, знакомил со своими друзьями-художниками, брал с собой в мастерскую.


Когда Шарлю исполнилось 11 лет, семья переехала в Лион , и мальчика отдали в пансион, откуда он впоследствии перешёл в Лионский Королевский коллеж. Ребёнок страдал припадками тяжёлой меланхолии и учился неровно, удивляя учителей то прилежанием и сообразительностью, то ленью и полной рассеянностью. Однако уже здесь проявилось влечение Бодлера к литературе и поэзии, доходившее до страсти.В шестилетнем возрасте мальчик потерял отца. Год спустя мать Шарля вышла замуж за военного, полковника Жака Опи́ка, cтавшего затем французским послом в различных дипломатических миссиях. Отношения с отчимом у мальчика не сложились. Повторное замужество матери наложило тяжелый отпечаток на характер Шарля, стало его «душевной травмой», отчасти объясняющей его шокирующие общество поступки, которые он совершал в действительности вопреки отчиму с матерью. В детстве Бодлер был, по его собственному признанию, «страстно влюблён в свою мать».


В 1836 году семья вернулась в Париж, и Шарль поступил на курс по праву в коллеж Людовика Святого. Начиная с этого времени он окунулся в бурную жизнь увеселительных заведений, познав женщин лёгкого поведения, венерическую заразу, трату одолженных денег. Как следствие, за год до окончания курса ему отказали в обучении в коллеже.


В 1841 году, с большими усилиями всё-таки закончив образование и выдержав экзамен на бакалавра права, молодой Шарль заявил своему брату: «Я не чувствую призвания к чему бы то ни было». Отчим предполагал карьеру юриста или дипломата, однако Шарль захотел посвятить себя литературе. Родители, в надежде удержать его от «этого пагубного пути», от «дурного влияния Латинского квартала », убедили Шарля отплыть в путешествие — в Индию, в Калькутту .


В это же время он познакомился с балериной Жанной Дюваль , креолкой с Гаити , — со своей «Чёрной Венерой», с которой не смог расстаться до самой смерти и которую боготворил. По мнению же матери, она его «мучила, как только могла» и «вытряхивала из него монеты до последней возможности». Семья Бодлера не приняла Дюваль. В череде скандалов он даже пытался покончить с собой.Через 10 месяцев Бодлер, так и не доплыв до Индии, от острова Реюньон вернулся во Францию, вынеся из путешествия живые впечатления красот Востока и мечтая воплотить их в художественные образы. В 1842 году совершеннолетний Бодлер вступил в права наследования, получив в распоряжение довольно значительное состояние своего родного отца в 75 000 франков, которое начал быстро тратить. В ближайшие годы в артистических кругах он обрёл репутацию денди и бонвивана. Его ближайшими друзьями в это время были поэт Теодор де Банвиль и художник Эмиль Деруа , написавший портрет молодого Бодлера.



Зрелые годы


В 1845 и 1846 годах Бодлер, широко известный до тех пор лишь в узких кругах Латинского квартала, выступал с обзорными статьями по искусству в «журнале одного автора» «Salon» (вышло два номера — «Салон 1845 года» и «Салон 1846 года»). По словам З. А. Венгеровой , «мнения, высказанные им здесь о современных художниках и течениях, позже полностью подтвердились суждениями потомства, а сами статьи его принадлежат к блестящим страницам, когда-либо написанным об искусстве». Бодлер приобрёл известность.



Захоронение


Шарль-Пьер Бодлер был похоронен на кладбище Монпарнас , в одной могиле с ненавистным отчимом. В августе 1871 года тесная могила приняла и прах матери поэта. На пространной эпитафии всего три строчки о Бодлере:


«ПАСЫНОК ГЕНЕРАЛА ЖАКА ОПИКА И СЫН КАРОЛИНЫ АРШАНБО-ДЕФАИ. УМЕР В ПАРИЖЕ 31 АВГУСТА 1867 В ВОЗРАСТЕ 46 ЛЕТ»


О поэте Бодлере — ни слова.


Место фамильного захоронения прижалось к западной стене кладбища и постепенно было окружено массивными надгробиями, мешающими проходу к нему. Через 35 лет после смерти поэта на трансверсальном проспекте кладбища был установлен величественный кенотаф Бодлеру — единственный кенотаф на всём кладбище. На простой плите прямо на земле положена завёрнутая в саван фигура поэта во весь рост, а со стороны головы возвышается огромная стела, на верху которой водружён Сатана.


Инициатором создания скульптурной композиции выступил большой почитатель Бодлера, поэт и критик Леон Дешан (Leon Deschamps), объявивший 1 августа 1892 года, в основанном им журнале La Plume, общественный сбор средств на кенотаф Бодлеру. В организационный совет входили многие видные люди искусства, хорошо знавшие Бодлера при жизни, его коллеги и последователи; среди них председатель совета — поэт Леконт де Лиль , а также первый француз-лауреат нобелевской премии Сюлли Прюдом .


Сооружение кенотафа сопровождалось яростной полемикой: одни сомневались в его целесообразности, другие — в выборе архитектора. В выборах архитектора участвовал и Огюст Роден , представивший свой проект, однако отборочная комиссия предпочла композицию малоизвестного скульптора Жозе де Шармуа.



Вокруг кенотафа много свободного пространства и именно это место привлекает поклонников Бодлера, приходящих сюда почтить его память и почитать его стихи.


Литературное творчество


Первые стихи Бодлера печатались в 1843—1844 годах в журнале «Артист» («Даме креолке», «Дон Жуан в аду», «Малабарской девушке»). Важнейшим моментом в процессе становления общемировозренческих и литературных ориентаций Бодлера стали конец 1840-х и начало 1850-х годов.



Бодлер и музыка


Бодлер в качестве художественного критика оставил значительные суждения о живописи и художниках, о музыке и композиторах, обосновал в своей эстетике и в поэзии принцип соответствия (correspondances) между видами искусств (см. сонет «Соответствия»). Он был тонким знатоком музыки. Бодлер первым во Франции открыл талант Рихарда Вагнера , написав выдающееся эссе «Рихард Вагнер и „Тангейзер“ в Париже» (1861). В творчестве Бодлера есть упоминания о его музыкальных предпочтениях: Вебер , Бетховен , Лист . В Брюсселе уже тяжелобольной Бодлер часто просил сыграть для него увертюру к «Тангейзеру».

Французский поэт и критик, один из писателей 19 в., определивших развитие современной поэзии. Родился 9 апреля 1821 в Париже.
Школьные годы Бодлера были ничем не примечательны и завершились конфузом: его изгнали из лицея Людовика Великого за мелкий проступок и приставили к нему репетитора, или опекуна. В 1839 Бодлер сдал экзамен на степень бакалавра. Поступив в Национальную школу Хартий, он погрузился в студенческую жизнь Латинского квартала, где наделал долгов. Встревоженная его расточительством семья терпела его в студентах два года. Отчим оплатил его долги, после чего его послали на два года в Индию. Побитый штормом корабль добрался только до острова Маврикий, где Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию, и в начале 1841 он был уже в Париже.
Через два месяца после возвращения, достигнув совершеннолетия, Бодлер вступил во владение наследством, которое составляло примерно 75 тысяч франков. В 1844 семья с ужасом обнаружила, что он растратил половину капитала. Для распоряжения оставшимися деньгами был приставлен назначенный судом советник. Вероятно, в том же году он познакомился с мулаткой Жанной Дюваль, работавшей статисткой в маленьких парижских театрах. Она стала первой из трех известных любовниц Бодлера и прославилась как Черная Венера, вдохновив его на создание лучшего из трех циклов Цветов зла (Les Fleurs du mal, 18 5 7). Около 1847 Бодлер познакомился с Мари Дебрен, второй своей любовницей. Как и Жанна Дюваль, она была актрисой. Их разрыв в 1859 ознаменовался созданием прекраснейшего стихотворения Мадонна (вошло во второе издание Цветов зла, 1861). С точки зрения славы, а не хронологии, второе место среди подруг Бодлера принадлежит Аполлонии Сабатье, вдохновившей его на цикл Белая Венера.
В 1846 или 1847 Бодлер познакомился с некоторыми рассказами Э.По во французском переводе. После краткого увлечения политикой в 1848 и участия в баррикадных боях на стороне восставших Бодлер в течение следующих семи лет переводил рассказы По и публиковал эссе о писателях и художниках, завоевав репутацию самого тонкого критика своей эпохи.
Два тома эссеистики Бодлера – Романтическое искусство (L"Art romantique, опубл. 1868) и Эстетические редкости (Curiosit s esth tiques) – включают статьи о литературе и искусстве, написанные по случаю, с целью добыть денег на пропитание или отделаться от очередного кредитора. Столь же неровные, как и его стихи, они превосходят лучшие образцы своего времени благодаря гениальным прозрениям и умению проникнуть в самую суть проблемы, что обнаруживается в оценках романтизма и критических замечаниях о творчестве Гюго и Бальзака. С точки зрения психологии, большой интерес представляют дневниковые записи, опубликованные в книгах Рвота (Fus es) и Обнаженное сердце (Mon Coeur mis nu); подобно критическим статьям и поразительно длинному рассказу Фангарло (La Fangarlo), они в высшей степени способствуют пониманию его творчества.
В апреле 1857 скоропостижно умер его отчим. Через два месяца вышло первое издание Цветов зла, и Бодлера привлекли к суду как автора безнравственного сочинения. Согласно приговору, он должен был изъять шесть стихотворений и уплатить штраф в триста франков, позднее сокращенный до пятидесяти. При всем его презрении к буржуа Бодлер был потрясен вердиктом и попытался реабилитировать себя, выставив свою кандидатуру во Французскую Академию; позднее, по совету Ш.О.Сент-Бёва, он отказался от участия в конкурсе.
Цветы зла – не просто сборник стихотворений, но цельное поэтическое произведение, которое во втором издании было разделено на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. Первая и самая длинная глава, Сплин и Идеал (Spleen et Id al), показывает поэта, раздираемого противоборствующими силами, которые либо увлекают его на дно, либо возносят на небеса. Это было предвестием циклов об искусстве и любви, но сама глава завершается безрассудным погружением в болото тоски, или «сплина». Во второй главе, Парижские картины (Tableaux Parisiens), поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами среди удручающего равнодушия современного города. В третьей главе, Вино (Le Vin), он пытается найти забвение в вине и наркотиках. Четвертая глава, Цветы зла (Fleurs du mal) – это цикл искушений, бесчисленных грехов, перед которыми он не устоял. В пятой главе, Мятеж (R volte), брошен яростный вызов судьбе. Последняя глава, Смерть (La Mort), означает конец странствия. Движение сюжета отражается в составляющих книгу «главах», в образующих «главы» различных циклах и, наконец, в отдельных стихотворениях, которые, подобно всему сборнику в целом, часто тоже заключают в себе некий цикл. Символом освобождения предстает море, занимающее столь важное место в поэзии Бодлера; одновременно это символ бесконечного, изнурительного кружения, которое не может дать покоя и отдохновения.
Цветы зла оказали огромное влияние на развитие современной поэзии. Французские последователи Бодлера – Ст.Малларме, А.Рембо, Т.Корбьер, Ж.Лафорг и др. – начинали с откровенных подражаний его манере. Сильное влияние Бодлера можно обнаружить в творчестве Р.М.Рильке, Г.фон Гофмансталя и Р.Демеля (Германия); Р.Дарио (Латинская Америка); А.К.Суинберна и А.Саймонса (Англия); Х.Крейна (США).
Второе издание Цветов зла появилось в 1861. Шесть осужденных стихотворений были изъяты, но среди заменивших их сочинений оказалось несколько шедевров. В течение какого-то времени Бодлер лелеял мечту переселиться в Бельгию, где не было цензуры. Он надеялся опубликовать там свой сборник без купюр, заработать денег лекциями и найти временное убежище от кредиторов. Со всех точек зрения эта поездка оказалась бедствием. Издательские планы Бодлера рухнули, лекции окончились провалом, бельгийцы обманули его при выплате гонорара. В апреле 1865 в иезуитской церкви Сен-Лу в Намюре с ним случился удар. Частично парализованный, он лишился речи. Его перевезли в Париж и поместили в частную лечебницу, где он скончался 31 августа 1867.