Сергей Есенин — Край ты мой заброшенный: Стих. Картинка к стихотворению Край ты мой заброшенный

Стихотворение написано разностопным хореем с перекрестной рифмовкой. Структурно стих состоит из пяти стоп, каждая из которых описывает упадок того или иного уголка деревни.

В первой стопе автор дважды использует повтор-обращение (край ты мой), словно обращается к живому человеку. Родные просторы столь прекрасны и знакомы Есенину- сенокос, лес, монастырь, однако чувствуется уже в этих строках грусть, тоска и обида, что простаивает зря земля.

Образ монастыря, далее переходящий в третью строфу (слома – риза- метафора), (ветер окропил плесень солнцем- метафора)напоминает нам об увлечении поэта религией, в данный период творчества. Не случаен этот образ, ведь главное для деревни это церковь, если есть церковь –деревня будет жить, а здесь даже сама природа- ветер, словно благословляет на дальнейшую жизнь эти обветшалые избенки, окропляя их божественным солнечным светом, не смотря на намеренное использование литоты - пять изб(вторая строфа), символизирующей остановку жизни. Надежда, словно обещание второй жизни, которую лирический герой дает этой деревне, продолжит свое существование в творчестве Есенина, связанном с революционной порой.

Душа лирического героя полна тревогой, за будущее, именно отсюда появляется образ ворон, как предвестников беды, но в этой же строфе (черемуха, словно метель- сравнение)- олицетворение родины, погребенной под белоснежными лепестками, забытой всеми. Сомнения, в том, что деревня оживет, не покидают лирического героя до последних строк, там он видит прошлую жизнь сказкой, былью, которая может уйти в небытие. Именно этого боялся поэт, поэтому возлагал большие надежды на революцию.

Однако, вернувшись в родное село после событий переворота, понял, что он уже не нужен своей Родине, ведь она стала абсолютно иной. Единение Есенина с деревенским бытом столь искренне, что невольно начинаешь сам сопереживать событиям, описанным в данном стихотворении, и радеть за то, чтобы деревня вновь заиграла прежними красками.

Прекрасный поэт С.А. Есенин - представитель крестьянской лирики не мог не заметить в своем творчестве, как вымирают деревни, особенно после войны. Именно об этом и повествует стихотворение «Край ты мой заброшенный», написанное в 1914г. Поэт, родившийся и проживший, часть своей сознательной жизни в селе не может не сопереживать положению русских деревень, оставшихся без мужской силы, которая и держала все на своих плечах.

Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал, что в деревне ничего не добьешься, так как работы практически нет. И чтобы получить хорошее будущее он уехал в Москву.

Москва же стала для него вторым домом, но он искренне скучал по отчему дому в Константиново. Где он так все знал и любил. Любил всем сердцем и душой. А душа поэта не выдержала и вылилась в стихотворенье, получившее признание у людей.

Именно его стихотворение «Край ты мой заброшенный» показывает, что его любимая деревня стала превращаться в пустое место. Трава похожая на лес, один монастырь и всего лишь пять хат, по словам автора. Все опустело, пришло в упадок. Все молодые люди рвутся в город за желанием быть лучше и получить больше полезного и хорошего для жизни. Есенин также понимает, что через время все кардинально измениться и может произойти такое, что деревня просто исчезнет.

Подходит революция, которая, по мнению автора должна восстановить уклад его родной деревни и другим, нуждающимся, поселениям. Но суровая правда была такова: стало все еще хуже. Все люди становятся беднее. Это вызвало ужасные чувства позора и омерзения. Печальный образ, пропитанный грустными воспоминаниями детства, Есенин выражает в черном вороне и лепестках черемухи. И это неспроста. Черный ворон – это символ смерти, угасания жизни. А лепестки черемухи подобно белому снегу, превращаются в метель и скрывают все живые воспоминания.

Хоть и заброшен край родной, но чувство предательства, что он уехал, останется до того момента пока вновь не появился в своей деревне. Вот тогда он увидел, что там никому нет до него дела. Жизнь изменилась. И люди тоже изменились в плохую сторону.

Картинка к стихотворению Край ты мой заброшенный

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом

    Известное стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» было создано в сентябре 1824 года в Михайловском. Нужно отметить, что оно было написано в особый для Пушкина период жизни.

  • Анализ стихоторения Апухтина Зима

    Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.

  • Анализ стихотворения Бунина Мы рядом шли

    У Бунина была непростая жизнь. Первый брак неудачно развалился, после него он уже не хотел заводить романы и тем более женится. Но в жизни произошли большие изменения, в 1906 году мужчина влюбился.

  • Анализ стихотворения Фета Узник

    Судьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто. Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,

  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс по плану

    В то время когда Баратынский жил в Финляндии, ее природа потрясла его и вдохновила на создание многих произведений. Неподалеку от того места где поэт проходил службу, располагался один водопад. Он был очень высоким, а его ущелье было

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

Есенин очень рано покинул родное село и в целях реализации своих поэтических планов и надежд переехал в Москву. Многое в городе не нравилось деревенскому поэту, но он понимал, что только здесь может добиться славы и известности. К тому же он получал возможность прославить родные места на всю страну. Есенин ненадолго возвращался в деревню и с грустью замечал, что его примеру следуют многие молодые люди. Урбанизация вплотную подошла к русской глубинке. Раннее творчество поэта по большей части проникнуто светлыми и радостными чувствами, но в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914 г.) автор печально размышляет над неуклонным процессом вымирания деревни.

Произведение написано очень простым и доступным языком. Заметно глубоко личное отношение автора. Он называет родной край пустырем. В тексте даже не упоминаются люди. Лишь по отдельным приметам можно догадаться об их отсутствии («сенокос некошеный»). В деревне осталось всего пять изб, которые «забоченились». Среди жителей остались одни старики, которые уже не способны поддерживать дома в нормальном состоянии и тихо доживают свой век.

Есенин всегда восхищался русской природой, но из стихотворения становится понятно, что он не представлял себе пейзаж без человека. По мнению поэта, люди являются составной частью природы. Их отсутствие вносит нарушение в естественную гармонию. Автор замечает «плесень сизую», которая нарушает картину. В окна домов свободно бьются вороны, которые всегда олицетворяли собой смерть и нечистую силу.

Такая безрадостная атмосфера заставляет автора усомниться в реальности «жисти» родного края. Возможно, она просто «сказ ковыля», который поведал его одинокому путнику. Есенин боится, что в следующий свой приезд может вообще не найти человеческих следов. Как бы не притягивала его к себе городская жизнь, он всегда помнил о своих глубоких деревенских корнях. Исчезновение малой родины представлялось ему величайшей трагедией.

Впоследствии предсказание Есенина воплотилось в жизнь. Его село не подверглось физическому уничтожению, но советская власть настолько изменила прежний деревенский уклад, что это можно было считать духовной смертью. Спустя 10 лет поэт не узнал Константиново и ощутил себя тем самым одиноким путником.

«Край ты мой заброшенный…» Сергей Есенин

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Анализ стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…»

Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не подозревал, что расставание с родным краем будет настолько мучительным и болезненным, что все последующие годы поэт буквально будет бредить полями и лесами, которые так полюбил с самого детства. Однако Есенин не только восхищался красотой природы, но и видел, насколько тяжело живется его односельчанам. Константиново пустеет, так как молодежь стремится перебраться в город, поэтому в стихотворении «Край ты мой заброшенный…», написанном в 1914 году, автор отмечает, что такие знакомые и любимые места постепенно превращаются в пустырь. «Сенокос некошеный, лес да монастырь», — такой видятся поэту подступы к селу, в котором, как он утверждает, осталось всего пять хат. Везде царит запустение, и поэт понимает, что пройдет еще немного времени, и его родное село окажется стертым с лица земли . Именно поэтому позже Есенин будет радоваться революции, которая, как он надеется, сможет подарить вторую жизнь русским селам, обескровленным и разрушенным. Однако эта радость вскоре сменится недоумением, так как при советской власти люди станут жить в селе еще беднее, и безысходность, прикрытая патриотическими лозунгами, вызовет у поэта чувство стыда пополам с отвращением.

Но до знаменательных событий 1917 года еще довольно много времени, и автор, обеспокоенный тем, что Константиново вымирает, с грустью отмечает: «В окна бьют без промаха вороны крылом». Ворон на Руси испокон веков считается предвестником смерти, поэтому поэт не случайно создает этот печальный образ, который дополняет лепестками черемухи, сравнивая их с метелью. Именно таким, погребенным под белизной цветочных лепестков, поэт видит свое родное село, где когда-то жизнь била ключом. Но прошли годы, и все изменилось до неузнаваемости, поэтому даже весна ассоциируется у поэта с любой и холодной зимой, безмолвной и беспощадной.

Есенин впоследствии будет искренне раскаиваться в том, что, как и многие его сверстники, покинул Константиново в поисках лучшей доли. Однако он понимает, что сама жизнь поставила его перед столь нелегким выбором. Спустя 10 лет он вернется на родину и поймет, что никому здесь не нужен, потому что сельская жизнь, приправленная социалистическими идеями, уже течет совсем в другом русле. И никому нет дела до известного поэта, который отказывается прославлять достижения новой власти, считая ее утопической.