Себастьян коупленд показал красоту арктики. Чистая арктика себастьяна коупленда

В рамках Года экологии в России в Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка «Чистая Арктика» американского путешественника и фотографа Себастьяна Коупленда. 60 крупноформатных работ автора воспевают красоту отдаленных и труднодоступных уголков планеты.

Себастьян Коупленд прославился своими полярными исследованиями. В его послужном списке - десятки экспедиций по Северному Ледовитому океану, Антарктиде, а также полярным районам Норвегии, США, Канады и Гренландии.

Путешествуя, фотограф успел поставить несколько мировых рекордов, среди которых - первый трансконтинентальный переход через Антарктиду длиной 4100 км и продолжительностью 82 дня. Но главными трофеями из путешествий стали снимки первозданной природы.

- Это первая и самая полная ретроспектива фотографа, охватывающая как его арктические, так и антарктические исследования , - рассказала «Известиям» куратор выставки Яна Искакова. - Помимо фотографий в экспозиции можно увидеть карты самых крупных экспедиций Себастьяна Коупленда, которые мы вместе с самим фотографом нарисовали на стенах.

Особенно любит Себастьян Коупленд снежные гребни, ледники и айсберги. Полярные пейзажи на его снимках выглядят словно произведения современного искусства - массивные глыбы на фоне неба и океана ассоциируются с абстрактными композициями.

Впрочем, в объектив исследователя попали не только ландшафты, но и животные. На одном из кадров, сделанных на канадском острове, - ужасающее изображение останков медведя. Лежащие на камнях белоснежные клочья медвежьей шкуры покрывают останки животного, о былом могуществе которого напоминает лишь грозный оскал пасти с острыми клыками.

Кроме фотографий, напечатанных классическим методом, в экспозиции также представлено несколько снимков на стекле. По словам куратора, «ледяные» изображения Себастьяна Коупленда наиболее хорошо выглядят на «родственном» им прозрачном материале.

Экспериментальный подход проявился и в цветовом оформлении пространства. Для создания необходимой атмосферы стены галереи были выкрашены в глубокий сине-зеленый цвет. Оттенок был позаимствован из работ Коупленда. Гипнотические оттенки льдов Арктики и Антарктики выглядят на этом фоне особенно впечатляюще.

Для нас было очень важно создать в некотором смысле медитативную атмосферу. Этот эффект достигается благодаря цвету стен и фоновой музыке, - отметила Яна Искакова.

Презентуя проект столичной публике, Себастьян Коупленд признался, что никогда не отделял фотографию от своей социальной миссии и всё, что он делает, - ради того, чтобы привлечь внимание к климатическим изменениям.

Фотограф и полярный исследователь - о белой мгле, булочках с сыром и о том, где проще оставаться джентльменом.

Фото: Себастьян Коупленд. Полынья, канадская Арктика, 2010

В 2009 году фотограф, путешественник и защитник окружающей среды Себастьян Коупленд за 35 дней прошел более 700 километров по арктическим льдам и достиг Северного полюса. Он сделал это в честь столетия экспедиции героя своего детства – легендарного полярного исследователя адмирала Роберта Пири, после чего если и не стал легендой сам, то навсегда вписал свое имя в хронику покорения Арктики. В следующем году Коупленд пересек Гренландский ледяной щит: 2300 километров на лыжах и кайтах за 44 дня. А зимой 2011–2012 тем же способом за 81 день преодолел 3800 километров по Антарктиде, впервые в истории соединив в одном маршруте восточное и западное побережье через Южный полюс недоступности.

Этой осенью Коупленд привез в Москву выставку «Чистая Арктика». Шесть десятков снимков, за которыми стоят годы подготовки и тысячи километров пути, отмороженные пальцы и непреодолимое желание вернуться в самые негостеприимные места планеты.

Какая экспедиция для вас самая важная?

Они все уникальны, но та, которая особенно потрясла меня, длилась всего пару дней. Это неудавшаяся экспедиция на Северный полюс в январе этого года. Это мой первый провал и это очень трудный опыт. В день выброски в стартовую точку на самом северном канадском острове Элсмир случилось похолодание, которого в тех широтах не было два десятка лет. Температура упала до минус 63°C. Меня подвело оборудование: я не смог разжечь печку, которую обычно использую для готовки – пластиковые детали не выдержали холода. Пытаясь починить ее, я отморозил шесть пальцев на руках, они распухли до размера мячей для пинг-понга. Экспедиция должна была продлиться 55 дней, но уже на второе утро я был вынужден свернуть ее и вызвать вертолет. Два года подготовки и больше полумиллиона долларов пропали впустую, но даже не это главное. Экспедиция была анонсирована – и многие эксперты были согласны с этим определением – как последний пеший переход к Северному полюсу из Канады: из-за глобального потепления льдов становится все меньше, передвигаться по ним все сложнее, а спасательные операции практически невозможны – программа авиационной поддержки исследователей Арктики была свернута в 2014 году, так как условия стали слишком опасными для пилотов. Этой экспедицией я хотел привлечь внимание к проблеме изменения климата. Представьте себе восторг скептиков: эколог-активист, который твердит о таянии льдов и глобальном потеплении, остановлен небывалым морозом. Это же просто анекдот. И никто уже не обратит внимания на то, что через два дня в этих местах было минус 19°C, да и в целом сезон в Арктике стал одним из самых теплых.


Себастьян Коупленд

А среди удачных экспедиций какая стала самой трудной?

Снова Северный полюс – в 2009 году. Я уверен: все, кто знаком с этим местом, согласятся, что невозможно придумать миссию сложнее.

То есть Северный полюс более требователен
к путешественнику, чем Южный?

Никакого сравнения. В Антарктиде, конечно, тоже трудно. Но Южный полюс гораздо более предсказуем и куда лучше изучен, есть проверенные маршруты, базовые станции, транспортная поддержка. Если что, спасатели прилетят очень быстро. В конце концов, там ты передвигаешься по земле, пусть и покрытой льдом. Это континент, окруженный океаном, тогда как Северный полюс – океан, окруженный континентами. Ты идешь по льду, иногда очень тонкому, под тобой четыре километра воды. И лед постоянно дает трещины, в которые легко провалиться. Опять же, в Антарктиде сезон путешествий – лето, когда стоит полярный день и солнце светит почти круглые сутки, а пешая арктическая экспедиция возможна только зимой. Погода меняется очень быстро. Спасательная операция может занять много-много часов. И существует множество факторов, которые способны осложнить твою жизнь.


Себастьян Коупленд. Айсберг IX, Гренландия, 2010

Медведи?

Не только. Например, белая мгла. При сильной пурге она может случиться где угодно, но на Северном полюсе она особенная: кажется, что ты находишься внутри яичной скорлупы. Нет неба и земли, верха и низа, нет горизонта, ты не видишь абсолютно ничего, можешь потерять чувство равновесия и падать через каждый шаг. В таких условиях двигаешься крайне медленно. Один раз я попал на отколовшуюся льдину и не заметил этого. Меня не унесло в открытый океан, так как с двух сторон она была окружена другими льдинами, но течение медленно сносило ее назад. Я шел по ней, ничего не видя, в уверенности, что иду вперед, а на самом деле за день вообще не продвинулся, словно на беговой дорожке. Ну и медведи. На меня они нападали несколько раз.


Себастьян Коупленд. Айсберг XI, остров Элсмир, канадская Арктика, 2008

Если говорить о бытовой стороне экспедиций, что вы ненавидите больше всего?

Честно говоря, справлять нужду на морозе. Даже отсутствие горячего душа в течение месяца не сравнится с этим. Что касается всего остального, то через четыре-пять дней привыкаешь к ограничениям и просто подчиняешься ритму путешествия. Поразительно, как мало на самом деле нужно человеку. Самый маленький бонус в таких условиях делает тебя счастливым. Обычно каждые десять дней я позволяю себе угощение: поджариваю на огне булочку с маленьким кусочком сыра. В этот момент ничего вкуснее на свете быть не может. Взять с собой больше бейглов я не могу – избыточный вес и объем. Все, что я несу на себе, просчитано до грамма.


Себастьян Коупленд. Отражения айсберга, Гренландия 2010


Себастьян Коупленд. Айсберги недалеко от фьорда Отто, канадская Арктика, 2008


Себастьян Коупленд. Красный мох. остров Элсмир, канадская Арктика, 2008

И тогда вы начали интересоваться изменениями климата?

Нет, это случилось гораздо раньше. Я уверен, что любой, кто много путешествует, рано или поздно чувствует потребность защищать планету. Невозможно видеть всю эту красоту и не хотеть ее сохранить. Сокращение популяции китов, выжигание джунглей – эти вопросы волновали меня всегда, я участвовал в экологических проектах с юности. А в конце 1990-х увлекся темой изменения климата и понял, что могу совместить свой интерес исследователя самых холодных мест планеты с ролью если не ее защитника, то летописца изменений.


Себастьян Коупленд. Останки медведя, Остров Бичи, канадская Арктика, 2008

В 2016 году вы вдвоем с Марком Джорджем пешком пересекли австралийскую пустыню Симпсон – 650 километров за 29 дней. Это была попытка переключиться на более теплые направления?

Ну нет, я ненавижу потеть! Это как раз был этап подготовки к той провалившейся арктической экспедиции – в нее мы тоже отправились вдвоем с Марком. У холода много преимуществ. Он убивает бактерии и запахи, что важно в длинном путешествии. Холод позволяет джентльмену хоть как-то сохранять достоинство. Кроме того, на полюсах нет практически никакой конкуренции – исчезающе мало других путешественников, животных, самолеты над тобой не летают… Я люблю поместить себя в центр большого пустого пространства – становятся слышны собственные мысли. И вода. Не нужно нести с собой воду, достаточно растопить лед. Еда тоже может быть высушенной – а значит, легкой. И ты можешь идти дальше и дольше.


Себастьян Коупленд. Шторм, Мельхиоровые острова, Антарктика, февраль 2006

Куда вы отправитесь в следующий раз?

Раньше я делал экспедиции каждый год, но это было очень тяжело – не только физически, но еще и потому что я с трудом успевал обрабатывать материалы из предыдущего путешествия. Потом я перешел на двухгодичный цикл, и как раз два года ушло на подготовку экспедиции, продлившейся два дня. Это выбило меня из колеи. Сейчас я решил сделать перерыв минимум на три года. У меня две маленькие дочки, в следующем году выходит книга, будет еще несколько проектов. А в 2020-м я попробую вернуться на Северный полюс.


Себастьян Коупленд. Ледник на фьорде Отто, канадская Арктика, 2008

Почему вас так тянет туда? Можете сказать, что это ваше самое любимое место на планете?

Самое любимое и самое нелюбимое. Нет другого места на Земле, где ты чувствуешь себя таким ничтожным. Неважно, как тщательно ты подбирал оборудование, как хорошо ты готов психологически – в какой-то момент Арктика заставит тебя свернуться калачиком в спальном мешке и рыдать, как младенец. Северный полюс – это самое больше испытание, и поэтому он так манит меня. Дни пеших арктических экспедиций практически сочтены. Я предприму еще одну попытку и могу только надеяться, что мне повезет.

В рамках Года Экологии 2017 Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет первую в Россию выставку известного фотографа, полярного исследователя и защитника окружающей среды Себастьяна Коупленда. В экспозицию выставки, которая станет одновременно и наиболее полной ретроспективой фотографа, войдет более 60 крупноформатных работ, снятых на протяжении последних десяти лет в экспедициях в полярные районы Норвегии, Канады, США, Гренландии, по Северному Ледовитому океану и Антарктическому полуострову.

С начала своего существования фотография служила инструментом распространения знаний о мире и, предвосхищая возможности транспорта и средств связи, открывала людям самые отдаленные уголки Земного шара. Удивительно, что и сегодня фотограф нередко выполняет роль визуального первопроходца, не только свидетельствуя о мире, но и обращаясь к актуальным проблемам современности. Выставка в Центре фотографии проследит путь Себастьяна Коупленда к обоим полюсам, фокусируясь на наиболее обширной Арктической серии фотографа, которой он посвятил более 10 лет путешествий. Грандиозные ледяные полотна Коупленда, отстраненные и поэтичные, представляют удивительный образец полярной фотографии.

Автор так говорит об особенностях съемки в Арктике: «Как и с любой пейзажной фотографией, результат съёмки в Арктике напрямую зависит от времени, которое фотограф посвящает этому месту. Для такого наблюдателя, как я, который стремится к полному погружению в пространство, лед раскрывается максимально, когда всё в кадре сходится воедино. Преобладание воды, в твердой или жидкой форме, и низкий угол падения солнечных лучей создают ограниченный цветовой спектр; пустынный пейзаж требует точки фокусировки. Визуально облака и лед – родственные души: низкая контрастность тяжелого неба вынимает из льда самый голубой оттенок и создает особую радужность покрова, уникальную для полярной фотографии».

Обнажая суровую и хрупкую красоту первозданной природы полярных регионов, фотографии Себастьяна Коупленда преследуют и прагматичные цели – привлечь внимание к климатическим изменениям на планете и призвать к экологически безопасному будущему посредством искусства фотографии: «Я хочу помочь людям влюбиться в этот мир, что может пробудить в них желание этот мир сохранить». Таяния ледников и истончения ледяного покрова в Арктике происходят быстрее, чем где бы то ни было на Земле, и являются важнейшими показателями изменения климата. «Что происходит в Арктике, не остается в Арктике», – замечает Коупленд.

Будучи активным защитником окружающей среды с 1999 года, фотограф выступает с докладами в ООН и на международных конференциях, а также входит в совет директоров американского филиала Международного Зеленого креста, экологической организации, учрежденной Михаилом Горбачевым. В предисловии к Антарктической книге Коупленда Михаил Горбачев пишет: «Книга Antarctica. The Global Warning суть надежда на будущее. Потрясающие фотографии раскрывают одновременно эфемерную и суровую красоту Антарктики, крупнейшей первозданной земли на планете».

Путешествия Коупленда по самым холодным регионам мира составили в общей сложности почти 8 тысяч километров. В Арктике в 2005, 2008, 2010 годах он был участником и возглавлял международную экспедицию «Молодые послы Арктики»; в 2009 повторил самый сложный пеший маршрут Роберта Эдвина Пири (1909) к Географическому Северному Полюсу, пройдя 700 км; в 2010 провел 43 дня, пересекая при помощи кайтов и лыж Гренландский ледяной щит в 2300 км; 2 сезона 2006 и 2007 годов он провел на борту научно-исследовательского ледокола на Антарктическом полуострове, а зимой 2011-2012 совершил пеший переход в 4100 км с Востока на Запад через всю Антарктиду, установив 3 мировых рекорда.

Помимо фотографий в состав выставки войдут уникальные видеодокументы, запечатлевшие ход экспедиций. Также в рамках выставки будут показаны полнометражные документальные фильмы Себастьяна Коупленда, посвященный Арктическим экспедициям: «Into the Cold: The Journey of the Soul» (2010) (фильм официальной программы Tribeca Film Festival, победитель Indie Spirit Film Festival и Los Angeles Reel Film festival) и фильм-финалист международных фестивалей «Across the Ice» (2015).