Урок большая арктическая экспедиция. Большая Арктическая Экспедиция — самый крутой образовательный проект России

Разделы: Классное руководство

Цель: Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.

  1. Формировать уважительное отношение к себе и людям, которое тебя окружают.
  2. Развивать критичность мышления, делать выводы, высказывать свое мнение.

Влечения человека имеют три источника: душу, разум и тело.
Влечение души порождает дружбу.
Влечение ума порождает уважение.
Влечение тела порождает желание.
Соединение трех влечений и порождает любовь.

“Камасутра” (“Ветка персика”), индийский трактат о любви, 3 в. до н.э.

Ход урока

Все учащиеся садятся в круг, звучит легкая музыка на протяжении всего классного часа. На доске написан эпиграф, можно сделать зарисовку крсаивую влюбленной пары.

1. Урок начинается со стихотворения Ю.Друниной.

Опять лежишь в ночи глаза открыв,
И старый спор сама с собой ведёшь.
Ты говоришь: “Не так уж он красив!”

Всё не идёт к тебе тот сон,
Всё думаешь, где истина, где ложь.
Ты говоришь: “Не так уж он умён!”
А сердце отвечает: “Ну и что ж”.

Тогда в тебе рождается испуг,
Всё падает, всё рушится вокруг.
И говоришь ты сердцу: “Пропадёшь”,
А сердце отвечает: “Ну и что ж”.

2. Учитель просит ответить на вопрос: Что такое любовь? (Передавая розу, ребята отвечают по одному слову).

ВА.Сухомлинский Что такое любовь (Приложение 1)

  • ...Равнодушный глаз видит человека кусками: плохо знает физику, не умеет танцевать, не модно одет и т.д. А любящий воспринимает человека целиком...
  • ...Недавно на дне моря нашли греческое судно, утонувшее еще до нашей эры. За два тысячелетия соленая вода выела все, что было на судне, даже скульптуру из мрамора. Только одна вещь сохранилась: серебряное колечко с бирюзой. Внутри колечка женским почерком было написано: “Я отдала тебе все”.
  • ... Несколько десятилетий назад археологи нашли гробницу египетского фараона Тутанхамона. Он умер совсем молодым, девятнадцатилетним, а за месяц до смерти женился на пятнадцатилетней девочке. Сохранились очень странные, совсем не “царственные” изображения: мальчик и девочка перебрасываются яблоками, у бассейна брызгают друг друга водой...
  • Фараона похоронили, как положено, в дорогих одеждах, в головном уборе из золота. Но когда этот символ власти приподняли, под ним оказалось маленькое чудо; венок из полевых цветов. Кто мог, кто имел право положить его на лоб мертвому фараону? Только пятнадцатилетняя девочка, которая, плача, ходила по полю и собирала эти цветы...
  • ... Неинтересных людей не бывает. В вашем классе наверняка есть незаметные мальчики и девочки, которые таят в себе целый мир. Вы сами виноваты, что этого не знаете. А они раскроются где-нибудь в другом месте.
  • ... Существует старинная арабская пословица: пет ничего проще, чем завоевать любовь, и нет ничего труднее, чем ее удержать. ... Арабы считали, что любящий должен знать 7 искусств: музыку, живопись, архитектуру, танец, пение, скульптуру и искусство тела. Но это совсем немного.
  • В Древней Индии существовали жрицы любви, которые должны были изучить 67 искусств, в том числе сценическое движение и плетение венков. А один индийский мудрец написал 234 трактата о любви. О чем они? Например, о том, чем при знакомстве юноша может обидеть девушку, а девушка юношу...
  • Вот так юных готовили к любви. А теперь некоторым из нас кажется, что вполне достаточно сказать: “Ты мне нравишься”.
  • ...Закрытая, замкнутая семья не бывает счастливой.

5. Формула настоящей любви: как хорошо, что ты есть на этой земле. А теперь давайте попробуем ответить на вопросы:

  • В чём разница “влюбляться” и “любить”?
  • Что считаешь наиболее ценным - любить или быть любимым?
  • Сложно ли любить?

6. Озвучивается стихотворение юношей:

Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть счастье.
Подойду и скажу: “Здравствуй...”
Я люблю тебя, слышишь? Сложно?
Нет не сложно это, а трудно,
Очень трудно любить, понимаешь?
Подойду я к обрыву крутому,
Буду падать. Поймать успеешь? ...
Только мне без тебя плохо. Очень плохо.

Я хочу быть с тобою рядом
Ни минуту, ни месяц, а долго,
Очень долго. Всю жизнь.
Понимаешь?

Ты глазами ответь: любишь?
Если да, то тогда обещаю,
Что ты самым счастливым будешь.
Если нет, то тогда умоляю:
Не кори своим взглядом, не надо,
Не тяни своим взглядом в омут!
Пусть другую ты любишь, ладно!
Но меня хоть немножко помни.

Я любить тебя буду. Можно?
Если даже нельзя буду!
И всегда я прийду на помощь,
Если будет тебе трудно!

К. Симонов.

7. Слово “любовь” употребляется в двух смыслах: любить можно вещи, книги, еду, природу, родителей, друзей,., и любить единственную (единственного). В чем, по-твоему, общее, в чем различие? (Ответ). Бывает ли любовь с первого взгляда? (Ответ).

  • Сколько раз в жизни может любить человек? (Ответ).
  • Может ли быть любовь длиною в жизнь? (Ответ).
  • Что делает людей родными? (Ответ).
  • 8. Следует ли прислушиваться к мнению других, например, родителей, когдаилюбишь?

    Ситуация (обсудить): студенту до окончания техникума ещё два года. Он хочет жениться. Отдельного жилья и заработка у молодых нет. Родители против раннего брака. Убедите друг друга, что вы студент и родитель правы по-своему.

    9. Обсуждение вопросов: Можно ли назвать плюсы и минусы раннего брака? (Ответ).

  • Что делать, если в равной степени любишь двоих и не в силах сделать выбор в чью-либо пользу? (Ответ).
  • Всегда ли следует говорить любимому человеку правду? (Ответ).
  • Как быть если две близкие подруги (двое близких друзей) любят одного и того же человека? (Ответ).
  • Зачитывается стихотворение Э.Асадова “Подруги” (Приложение 2).
  • Можно ли всё простить любимому человеку? (Ответ).
  • Объясни значение фразы “Ради любимой готов отдать последнюю рубаху”. (Ответ).
  • 10. СЦЕНКА “За любовь всё отдашь”.

    Главные лица: Парень, Девушка, Лицо кавказской национальности.

    Парень и девушка сидят на скамейке в парке. Он говорит ей красивые слова, шепчет о любви. Всё прекрасно и хорошо. Но туту появляется лицо кавказской национальности. В руках у него роза. Девушке очень нравится эта роза. Она просит парня купить её. Парень предлагает лицу кавказской национальности деньги, много денег. Но тот не соглашается. Парень к деньгам предлагает пиджак, рубашку и т.д. И вот роза у него в руках. Он дарит её девушке. Девушка, в замен, дарит ему долгий и страстный поцелуй. Да, ради любимой готов отдать последнюю рубаху.

    11. Обсуждение вопросов:

    • Правильно ли поступают, что любят одних, а женятся на других? (Ответ).
    • Сколько правды в народной мудрости “стерпится - слюбится”? (Ответ).
    • В чем, на твой взгляд, особенности любви девушки и юноши; в чем специфика любви супружеской? (Ответ).
    • Правда ли, что брак убивает любовь, делает её обыденной? (Ответ).
    • Кому семья нужна в первую очередь - мужчине или женщине? (Ответ).
    • Что делать, если встретил человека, между ними возникло сильное чувство, а он (она) уже состоит в браке? (Ответ).
    • Что делать, если есть семья, ребёнок, а ты полюбил другого человека? (Ответ).
    • Можно ли простить измену? (Ответ).
    • Зачитывается стихотворение Э.Асадова (Приложение 3).
    • Поэт сказал: “Обманом сердце платит за обман”. Так ли это?
    • Ревность убивает любовь или, наоборот, не позволяет ей затухнуть?
    • Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?

    12. Диалог (Д – девушка, М-мальчик) – Почему часто верность в любви сравнивают с лебединой верностью?

    13. Э.Асадов “Лебединая верность”.

    • Свободная любовь - признак прогресса или упадка общества? (Ответ учащихся).

    Литература: Л-Жуковский. Счастливыми не рождаются. М.,1983

  • Л.И. Маленкова. Я – человек! М.:ТОО “Интел Тех”, 1996
  • Сборники стихотворений Э.Асадова, Р.Роэждественского, Ю.Друниной
  • Старшие классы в школе — это время взросления и определения себя как личности. Дети стремятся в этом возрасте выйти из-под опеки не только родителей, но и педагогов. Однако не всегда способы их самовыражения и показного взросления приводят к положительным результатам. призваны направить энергию школьников в нужное русло, помочь определиться с их желаниями и возможностями.

    Темы классных часов для старшеклассников

    Зачастую ученики старшего звена утверждают, что классный час как форма внеклассной воспитательной работы им уже не нужна. В большинстве случаев это происходит потому, что мероприятие плохо подготовлено или проводится в форме лекции, что не добавляет ему занимательности.

    К подготовке классного часа стоит подходить творчески и использовать неординарные решения... Прежде всего, необходимо определиться с темой. О чем будет интересно поговорить и поразмышлять повзрослевшим детям?

    Первое, что приходит на ум — это . Чтобы не попадать пальцем в небо, можно провести легкое анкетирование и выяснить, о какой профессии задумываются учащиеся. Отсюда рождаются и темы:

    • Стоматолог (юрист, военный, дизайнер, бухгалтер) — моя будущая профессия!
    • Путешествие в страну профессий.
    • Дорога в завтра.

    Чтобы не быть голословными, можно выбраться на экскурсию на какое-либо предприятие или устроить его прямо в кабинете школы. Использовать соответствующие костюмы и антураж, чтобы школьники полностью погрузились в рабочую атмосферу.

    Развитию кругозора и разнообразию интересов помогут классные часы, приуроченные к какому-либо событию или празднику. Там школьники смогут показать себя и свои таланты в различных сферах. Главное, проявить смекалку и привлечь к подготовке как можно больше учеников.

    • Мир музеев (приурочено к 120-летию открытия Русского музея в Санкт-Петербурге).
    • (2015 год объявлен годом литературы в России).
    • Международный день мира (Отмечается 21 сентября, начиная с 2002 года. Можно приурочить к 70-летию окончания Второй мировой войны).

    Не стоит забывать и об интересах старшеклассников. Чтобы классный час прошел гармонично и пришелся по душе ребятам, нужна большая подготовка. Выбор тем может быть огромным, необходимо исходить из интересов и увлечений школьников.

    На таких тематических классных часах ученики сами могут стать проводниками и рассказать о том, что является их хобби, провести мастер-классы.

    Социальные аспекты являются важнейшим звеном в становлении личности. Поэтому упор на эту сторону жизни также необходим на внеклассных мероприятиях.

    • 1 октября — Международный день пожилого человека.

    Здесь может вступить в силу проектная деятельность школьников. Они могут представить свои исследовательские работы или презентации.

    Главным в жизни человека остается любовь. Ее воспевали певцы уже с древнейших времен. Так что обходить эту тему стороной не получится. Классные часы для старшеклассников о любви могут приобретать любую форму.

    • Первая любовь.
    • Всем, кто влюблен — День Святого Валентина.
    • Любовь с первого взгляда.
    • День любви, семьи и верности.

    На подобных внеклассных мероприятиях должны подниматься темы ценности этого вечного чувства, важности и драгоценности семьи. Классный час о любви может проходить в форме шутливой игры, известной в 90-х годах, когда выбиралась пара «влюбленных» по интересам. А может стать настоящим поэтическим вечером, где будут звучать стихи и песни о любви. Кроме того, ученики смогут выступить в роли творцов и написать сами письмо своей первой или еще несостоявшейся любви.

    Разработка классного часа — это трудоемкий процесс, требующий много знаний и времени. Чтобы облегчить задачу, посмотрите разработки классных часов на нашем сайте.

    Учитель: - Я хочу поздравить вас с тем, что вы стали второклассниками. Сегодня, в День знаний мы проводим с вами первый наш урок – урок Мира. Пусть он надолго запомнится каждому из вас. На земле нет ничего важнее, чем мир на планете, мир в семье и душе каждого человека. Скажите, как вы понимаете, что значит мир? (Ответы детей). Молодцы! Всё правильно. А сейчас мы вспомним, как надо работать в парах. На ваших столах льдинки с буквами. Вам нужно сложить из них слово МИР. (Дети складывают). Теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте льдинки таким цветом, каким можно изобразить слово «мир». Молодцы. Давайте послушаем стихи о мире.

    Мир нельзя купить. Мир нельзя потрогать. Мир нельзя убить, Он ведь недотрога. Он – святое слово. Он – любви начало. «Всегда пусть будет мир!» - Так сердце отмечало.

    Учитель: - Каждый человек, рождаясь, появляясь на свет, имеет право жить в мире. Наша страна всегда стремилась жить в мире. Но, к сожалению, иногда чёрные тучи злобы и ненависти нависали над нашей страной. И тогда все, как один: от малого до старого вставали на защиту нашей Родины. Мы живём с вами в мирное время. В 2015 году наша страна будет праздновать 70-летие победы над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Войны, которая коснулась каждой российской семьи, когда ваши прапрадеды смогли отстоять свою Родину. Давайте посмотрим небольшой ролик, посвящённый ветеранам и посмотрим его стоя, в знак уважения. (Просмотр ролика). Садитесь. Родина у каждого человека одна. И каждый имеет право жить на своей родине.

    Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес.

    В нём умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котёнок … и я.

    Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком. И на щёчке родинка – Это тоже Родина.

    Учитель: - Следующим правом, которым обладает человек, является его право на свободу. Символом свободы в нашей стране является наш государственный флаг. А какой он наш флаг? (Ответы детей). Кто знает, что обозначает каждый цвет на нашем флаге? (Ответы детей).

    Шрек: - Я, Я хочу сказать.

    Учитель: - Ребята, кажется у нас снова гость. Выходи к нам.

    (Выбегает из-за ширмы Шрек).

    Учитель: - Что же ты хочешь нам рассказать?

    Шрек: - Все цвета российского флага тесно связаны с понятием русского народа о красоте. В русском народном костюме наиболее частыми цветами являются белый, синий и красный. Из белой ткани на Руси шили рубашки. Из синей и красной шили сарафаны и наряды. Белая полоса напоминает о белоствольных берёзах, о лёгких облаках и белых ромашках, растущих на лугу. (Прикрепляет на белый цвет картинки перечисленного).

    Учитель: - Белая полоса находится на самом верху нашего флага и подтверждает, что у нашего государства только светлые, чистые помыслы, оно хочет быть дружелюбными со всеми остальными государствами.

    Шрек: - Только надо, надо добрым быть! И в беде друг друга не забыть. И земля завертится быстрей, Если будем мы с тобой добрей!

    Учитель: - А мы тоже про доброту стихи знаем.

    Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета. Доброта не пряник, не конфета.

    Доброта с годами не стареет. Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит - Радуются взрослые и дети.

    Шрек: - Синева неба, глубина морей и озёр изображена в синей полосе флага. (Прикрепляет картинки на полосу).

    Учитель: - Синяя полоса – вторая на нашем флаге. Возьмите заготовки флага. Верхняя полоса остаётся белой, а вот среднюю закрасьте в синий цвет. Помним правила раскрашивания. Синяя полоса говорит о том, что Россия против войны, она хочет, чтобы над всеми синело мирное небо, чтобы все народы дружили между собой. (Дети раскрашивают под музыку).

    Шрек: - Не зря кот Леопольд всегда говорил: «Ребята, давайте жить дружно». А вы дружные ребята? Сейчас я это проверю. Вставайте со своих мест, выходите к среднему ряду и беритесь за руки. Сейчас двигаемся по кругу под музыку и выполняем команды.

    Берём друг друга за плечи. Держим друг друга за пояс. Держим друг друга за ногу. И снова держимся за руки.

    Шрек: - Фу, уморили. Дружные ребята, дружные.

    Учитель: - Итак, остался у нас последний цвет на флаге – красный.

    Шрек: - Красный цвет – это цвет огня и солнца, тепла и радости.

    (Прикрепляет картинки).

    Учитель: - Красная полоса – третья на нашем флаге. Она говорит о том, что каждый гражданин России готов если потребуется встать на защиту своей Родины. Раскрашиваем третью полосу. Посмотри, Шрек, какие флажки получились у ребят. Они все молодцы. И приготовили ещё одно стихотворение.

    И пусть никогда не случится С нами лихая беда. Пусть солнышко мирно лучится И мирно нам светит всегда. Пусть небо над миром раздастся в плечах. Пусть солнце всю землю утопит в лучах. Пусть ветер разгонит все тучи на свете. Пусть всюду смеются здоровые дети.

    Шрек: - Я думаю, что вы, ребята всё-всё запомнили. За это я вам раздам небольшие подарки. (Раздаёт флажки).

    Учитель: - Каждый из вас получил наш флаг. Принесёте его домой, поставите и будете гордиться своим флагом, своей страной. Давайте поблагодарим нашего гостя, ему пора идти дальше, скажем ему спасибо. А мы продолжаем наш урок мира песенкой «Солнечный круг». Встаём, берём в руки флажки, будем дирижировать ими. (Поют песню).

    Молодцы. Вот и подошёл к концу наш первый урок мира. Понравился он вам? Что интересного и нового вы узнали? А ещё я хочу, чтобы вы знали о том, что символом мира во всём мире является белый голубь. Каждый из вас достанет сейчас своего голубя, они над вами привязаны к шарикам. С обратной стороны нужно будет каждому написать слова и пожелания мира. Затем мы выйдем во двор и запустим наших голубей в небо со словами «Пусть всегда будет мир!»

    Звучит мелодия, дети выходят во двор, запускают шарики и родители организуют салют из хлопушек.

    П О Л О Ж Е Н И Е

    о Московском конкурсе директоров «Большая Арктическая Экспедиция»

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Московского конкурса директоров «Большая Арктическая Экспедиция» (далее - Конкурс).

    1.2. Конкурс проводится для реализации задач образовательного проекта «Большая арктическая экспедиция» , миссия которого заключается в изучении и сохранении арктических экосистем, формировании культуры экологически целесообразного, здорового образа жизни в условиях Арктики.

    1.3. Конкурс направлен на повышение эффективности управления директором школы образовательной организацией в части развития познавательной, творческой, научно-исследовательской деятельности детей и молодёжи столичного региона, формирования экологической культуры, физического здоровья школьников города Москвы.

    1.4. Учредителем Конкурса является Городской методический центр Департамента образования города Москвы.

    1.5. Для подготовки и проведения Конкурса создаётся Организационный комитет.

    2. Цели и задачи Конкурса

    2.1. Цели: повышение мотивации и управленческой культуры руководителей образовательных организаций в части экологического образования и просвещения обучающихся, приобретение обучающимися опыта экологически направленной деятельности в процессе реализации учебных проектов и исследований по изучению Арктики.

    2.2. Задачи:

    • принятие управленческих решений для создания условий для повышения творческой активности обучающихся в области проектной и исследовательской деятельности, готовности и способности полноценно включаться в реальные проекты (исследовательские, социальные, бизнес-проекты);
    • построение системы ценностей и этических принципов системы управления школой как ориентиров формирования экологического мировоззрения.

    3. Участники Конкурса

    3.1. Участники Конкурса - руководители образовательных организаций Департамента образования города Москвы.

    4. Сроки проведения Конкурса

    • заполнение и подача анкет в интерактивной системе на через личный кабинет, подведение итогов Конкурса - с 21 марта по 12 апреля 2018 года.

    5. Подведение итогов Конкурса

    При подведении итогов конкурса оргкомитет определит 3 победителей, которые будут иметь возможность совершить поездку на острова Шпицберген для проводов отрядов «Полюс» и «Барнео» в апреле 2018 года.

    Дополнительная информация: поездка на Шпицберген занимает от 24 до 36 часов при условии нормальной погоды. Требование - иметь действующий загранпаспорт. Все расходы, связанные с поездкой, осуществляются за счет внебюджетных средств.

    5.1. Критерии отбора:

    • активность обучающихся образовательной организации в прохождении «Арктического диктанта» ;
    • активность обучающихся в конкурсе учебных проектов и исследований «Арктика» ;
    • активность педагогов в проведении уроков об Арктике с использованием сценариев МЭШ и юбилейного урока «Дорога в Арктику» ;
    • активность обучающихся и педагогов образовательной организации в социальных сетях по размещению материалов о «Большой Арктической Экспедиции» с хэштегом #ПолюсЗовет ;
    • полнота и достоверность информации, представленной в анкете.

    6. Оргкомитет

    Председатель Оргкомитета: Лебедева Марианна Владимировна , директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

    Сопредседатель Оргкомитета: Шпаро Матвей Дмитриевич , директор ГБУ «Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий».

    Члены оргкомитета:

      Горлина Елена Ивановна , заместитель директора ГБУ «Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий»;

      Кузнецов Никита Сергеевич , педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 498 Департамента образования города Москвы;

      Мордвинцев Илья Николаевич , научный сотрудник ФГБУН «Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова Российской академии наук» (ИПЭЭ РАН);

      Смирнов Иван Алексеевич , учитель биологии ГБОУ Школа № 171;

      Туркина Валентина Константиновна , методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы.