Сценарий мероприятия дети войны. Сценарий мероприятия "детям войны посвящается"

Звучит музыка. Выходят ведущие праздника.

1 ведущий –

Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.

И птицы - память по утрам поют,

И ветер – память по ночам гудит,

Деревья – память целый день лепечут.

Но в памяти моей такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит...

Шумит, не умолкая, память – дождь,

И память – снег летит и пасть не может.

2 ведущий – Течет река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны.

3 ведущий - Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

4 ведущий - Сегодня, отмечая праздник Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы.

Звучит фонограмма песни «Утомленное солнцем», выходят3 чтеца, у них в руках зажженные свечи.

1 чтец -

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали.

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

1 ведущий - Они встречали войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

2 чтец -

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день Земли – двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и в этот час – ВЗРЫВ!

Что солнце погасил в кромешном гуле,

И сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

День за днем, взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью.

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

Звучит фонограмма взрывов, затем первый куплет песни «Священная война».

3 ведущий - Дети и война – нет более ужасного сближения двух противоположных вещей на свете. Мальчик трех лет, по-немецки благодарящий нашего офицера за хлеб: «Данке шен».

4 ведущий - Мальчик, везущий на детских санках мать, тяжело раненую, когда шел бой за их деревню.

1 ведущий - Дети и война... Для кого-то - это блокадный Ленинград, для кого – сиротское детство.

Звучит музыка. Выходят ученики, играющие беспризорников. Садятся вкруг, играют в карты.

Жора – Я, Мишка, сегодня немецкую «Раму» видел – кружилась, высматривала, на крыло повертывалась. Чтоб ей лопнуть!

Миша - Я бы ее из зенитки, залпами, чтобы она вверх тормашками вместе со своими крестами навернулась. Эй, ты, Жорка, не жульничай! Кто трефового короля дамой бубен кроет?

Жора - Все, надоело мне играть.

Миша - Жорка, у тебя махорка есть? Дай покурить, а то очень... есть охота, а ребят еще нет.

Заика - Д-да-а-й и мне к-курнуть.

Миша - Мал еще, подрасти маленько.

Жора - Тише, ребята, Васек идет.

Заходят Хромой, Поэт, Василий. Василий держит за руку малыша.

Вася - Ребята, я привел малого с вокзала, не обижайте его. У него мамку убили фашисты, он целый час молчит и плачет. Садись, Малой, вот тебе конфетка. На, ешь! Ну а вы, ребята, что сегодня сделали?

Жора гордо кладет в центр буханку черного хлеба.

Вася - Снова ты, Жорка, украл у какой-нибудь зазевавшейся бабульки?

Жора - Что я для себя что ли свистнул? Для вас же старался! Подумаешь, богатого жмота обчистил! Он на базаре вещи продавал. Подумаешь, спер...Эх ты...

Миша - А я во... что в карты выиграл! Показывает веревку с баранками.

Вася - Врешь Мишка! Тебе в карты ни за что не выиграть.

Миша - Что, я вру?!.. Я вру?!.. Ну да, я вру. Фельдшер дал за то, что я ему три ведра воды для раненых солдат принес и дров наколол.

Вася - Хорошо, верю. А ты, Заика, что принес?

Заика - У-у м-меня т-только э-э-то. Я за г-городом от-ткоп-пал. Показывает несколько картофелин.

Вася - Хорошо, Заика, не напрягайся, мы все поняли. А ты, Хромой?

Хромой - А у меня только одна луковица и две картошки.

Вася - Что же ты милостыню плохо просил, не жалостливо. Не в голосе был что ли?

Хромой - Да просить не у кого было: бабы все худые да костлявые стояли, у самих нет ни черта, акромя голодных детей.

Вася - Ну а ты, Поэт, что принес? Почему молчишь?

Поэт - А я не смог ни чего принести.

Миша - Ты что, изверг, сделал? Опять стишки свои кропал? Да?

Жора - Мы что с тобой делиться должны? Ты что, сявка безродная, самый хитрый?

Хромой - Он нас своими стихами кормить будет.

Миша - Иди подобру-поздорову отсюда, а то побью.

Вася - Ладно, ребята, оставьте... Завтра покрутится, больше принесет. Правда, Поэт?

Поэт – (бурчит) Завтра видно будет.

Василий - Картошку кинем в ведро, до утра дойдет в углях, а остальное сейчас съедим.

Поэт - Ребята, я сегодня стихи о нас написал. Хотите послушать? Лежим. Не пропадем авось.

Темно на белом свете.

Пронизывает нас насквозь

Осенний черный ветер.

А обувь мокрая. Она

Дрожь вызывает в теле.

Как лед, земелька холодна,

Аж руки онемели.

Мечты о мире, словно сны,

Витают, согревая,

И на мгновенье – нет войны,

А только жизнь простая.

Жора - Точно, Поэт, о нас все написал!

Миша - Ага! Хорошее стихотворенье!

Вася - Молодец, Поэт! Прощаем тебя. Стихи про нас. Правда, ребята?

Дети - Ага, точно, да, про нас, хороши...

Вася - Ладно, босяки, пошли спать.

Звучит музыка. Дети уходят, выходят чтецы со свечками.

1 чтец -

Но сколько их не вынесло голода!

И сколько сгорело в огне!

И сколько погибло от холода!

Не выговорить мне.

Не выговорить - нет мочи! –

Беспризорных детей число,

Чьи жизни в те черные ночи,

В те страшные дни унесло.

2 чтец -

Что с них спросишь, боже мой?

Что им дети?

Что им мать обезумевшая?

Наши села с бабьим воем?

Что им грады? Что им веси?

Сколько ж злобной надо спеси,

Чтоб детей швырять в огонь?

Звучит музыка, дети ставят свечи на возвышение и уходят.

2 ведущий – Фашизм... Что такое фашизм они увидели глазами своей детской души. Это была жестокая школа. Школа колючей проволоки и окрика. Школа пули и виселицы. Школа восторга мести и жажды справедливости.

3 ведущий – Они увидели глазами своей детской души свой народ, его горе, его силу и благородство. Они поняли и узнали цену хлеба и слова. Они очень рано стали взрослыми.

4 ведущий – Не было хлеба, еды. Надолго были забыты самые обычные вещи, необходимые в быту.

Звучит музыка, выходят 4 чтеца со свечами в руках.

1 чтец -

В цветной бумажке розовое мыло,

Ты пахнешь чем-то очень дорогим,

Ты пахнешь чем-то несказанно милым,

Но чем же? Память, память, помоги!

Чуть уловимый запах земляники,

Едва заметный – ржи и васильков.

И аромат лесных тропинок диких,

И душный мед нескошенных лугов,

И вместе все... Когда такое было?

Но память вновь меня не подвела:

Ты пахнешь детством, розовое мыло!

Как позабыть об этом я могла?

2 чтец -

Была война. Дымы больших пожаров

Не залетали в нашу глухомань,

Но как-то в сельсовет пришел подарок

С короткой странной надписью: «Для бань».

Я материнских глаз не позабыла,

Они светились, радовались так,

Как будто дали ей не кубик мыла,

А самородок золота с кулак.

Намытое давно скрипело тело,

Уж мать в предбанник выносила таз,

Но открывать я долго не хотела

Захлопнутых от мыльной пены глаз.

Тогда впервые за четыре года

Мне снова пахло теплым молоком,

И белым хлебом, и тягучим медом,

И васильками, и – живым отцом...

1 ведущий – Шла война, но были праздники, радостные моменты, люди хотели мирной жизни, хоть чуточку отвлечься от горя и страданий.

2 ведущий – Что могло быть прекраснее новогодней елки или весточки с фронта...

3 чтец -

Назло Освенциму, осколкам,

Назло войне

Полуобугленная елка в моем окне.

3 ведущий – С обгоревшими веточками, ее вывезли из какого-то расстрелянного леса, эвакуировали в тыл, в мое новогоднее счастье.

3 чтец -

Моя первая цвета хаки елочка.

Переломленные ветки перевязывали бинтом.

Забинтованная елка.

Забинтованные солдаты цвета елки за окном.

Ростом с меня, как она прямо стояла!

Как важно было быть прямой,

Как важно было елке выстоять,

Всей хвойною своей судьбой

Срастись с усталою страной

И как страна – в бинтах – но выстоять!

4 ведущий – В суровые годы войны школьники работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали теплые вещи для фронтовиков, брали в руки совсем не игрушечные автоматы и боеприпасы.

3 чтец -

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а в прочем все равно,

Вы сегодня с нами в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

И сильнее кажемся мы втрое,

Словно тоже крещены огнем,

Юные безусые герои,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы сегодня мысленно идем.

1 ведущий – Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

2 ведущий – У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

3 ведущий – Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от беды, несчастья и неволи...

4 ведущий – 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей.

1 ведущий – Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с легкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн сырья... Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

2 ведущий – Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 32 года!

3 ведущий – 2,5 тысячи километров – это значит 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!

4 ведущий – 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

1 ведущий – Почтим память павших Минутой молчания.

Звучит метроном. После минуты молчания звучит фонограмма песни «День Победы», выходят все чтецы и ведущие.

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вкинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари, пепелищ и от хатынской боли.

Навечно! Навсегда! А не на миг!

Если мы войну забудем,

Вновь придет война!!!

Продолжает звучать фонограмма песни «День Победы».

Составила старшая вожатая Багомедова Н.Н.

Сценарий

внеклассного мероприятия

"Дети и война"
разработала Петрова А.В.

Вступительное слово классного руководителя Петровой А.В.
В старших классах мы с ребятами боролись за здоровый образ жизни, очищали от мусора речку, собирали макулатуру, участвовали в различных спортивных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Но особое внимание уделяли патриотическому воспитанию.
Отчет – презентация:


  1. Дважды участвовали в районном военно-патриотическом конкурсе "Виктория".

  2. Дважды участвовали в районных соревнованиях поисковых отрядов.

  3. Неоднократно были на выставках в местном музее.

  4. Участвовали в проведении праздника "День защитника Отечества" в воинской части.

  5. Ежегодно участвуем в уборке могил погибших воинов.

  6. Совместно с библиотекой готовили концерт-поздравление для ветеранов ВОв.

  7. Принимали участие в митингах на 2 февраля, 9 мая.

  8. Участвовали в открытии музея войнам-афганцам, в конкурсе стихов, посвященном воинам-афганцам.

  9. Развешивали листовки – поздравления ветеранам ВОВ.

  10. Брали интервью у местных жителей, бывших детьми в 1941 – 1945 гг.

Вот и сегодняшнее мероприятие мы посвящаем людям, чье детство украла война.


Детство, дай мне смуглую ладошку,

Посмотри доверчиво в меня.

Нарисуй сиреневую кошку,

Греющую лапу у огня.

И давай мы никому не скажем

И уедем в дальние края.

Детство, детство, разве я не та же

Маленькая девочка твоя?

Разве я не теми же глазами

Вижу мир, цветной калейдоскоп?

Отчего же вдруг внезапно замер


Ведущая 1. Отчего же замер детский голосок? Оттого, что началась ВОВ.
Ведущая 2. Война и дети…. Нет ничего страшнее, чем эти 2 слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает….
Ведущая 1 . В этот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычным для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себе красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово война.

Чтец 1:

Войны начинаются внезапно.

Ходит по границе тишина.

А потом обвал. И сразу пятна.

Красные. И вот она – война.
Чтец 2:
Вот она – гремучая, шальная,

Вся в лоскутьях дыма и огня,

Землю под железо поднимая,

Целится в тебя или меня.


Чтец 3:
В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что никогда не вернется радость

В города, где дома без стен.


(Слайд 2)

Чтец 4:
Был серебряный смех девчонок,

Но его заглушила война.

А седины ребячьих челок….

Разве этому есть цена?!


Чтец 5:
Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.


Чтец 6:
Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.


Ведущая 2 . Война и дети…. Как это страшно и как не справедливо! Дети и война несовместимы, как жизнь и смерть. Но в 1941 году об этом не вспоминали. Дети в годы войны сражались вместе со взрослыми и погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, умирали от пуль и снарядов, от ран и болезней, от голода и холода.
Чтец 1:

Тогда нам было десять лет.

Мы помним ночь войны.

Ни огонька в окошках нет,

Они затемнены.
Чтец 2:

Кто прожил только десять лет,

Запомнит навсегда,

Как, потушив дрожащий свет,

Ходили поезда.
Чтец 3:

Во тьме на фронт везли войска,

Детей – в далекий тыл.

И поезд ночью без гудка

От станций отходил.
Чтец 4:
Тот не забудет никогда,

Хоть был он очень мал,

Как дорога была вода,

И не всегда была еда,

И как отец его тогда

За счастье воевал!


Песня: "Расскажи, отец".

Ведущая 1 До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Ведущая 2. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Ведущая1 . Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Ведущая 2. Сражались повсюду. НА море,в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в керченских катакомбах, в подполье, и ни на миг не дрогнули юные сердца!

Ведущая1 . Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель,в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Чтец: (2)

Зачем ты, война, У мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

Мальчишки Урала.Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой

Холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих

Директор завода, А было рабочим –

Всего по четырнадцать лет.

(В. Радкевич)

Ведущая2. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. С тали сильнее духом,мужественнее,выносливее. А помогла им выжить уверенность в том, что все самое светлое,радостное у них впереди, и свой вальс они еще станцуют.

Песня «Ах, эти тучи в голубом»

Ведущая1. Мария Рольникайте четырнадцатилетней девочкой оказалась на оккупированной гитлеровцами территории,была узницей Вильнюсского гетто и двух концлагерей. Ее записи того времени – книга «Я должна рассказать» - переведена на 18 языков мира.

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла.

Там были женщины и дети,

И эта девочка была….

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Наивный, чистый и живой:

Чулочки тоже снять мне, дядя?

В смятении на миг эсесовец обмяк,

Рука сама собой с волненьем

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим,

И, кажется, он в землю врос:

Глаза, как у моей Неминьи, -

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа,

Нет! Ее убить, ее не сможет….

И дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что, если б дочка

Твоя вот так бы здесь легла?

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты человек,не только немец,

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсесовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз,

Впервые, может, эта дума

В мозгу отравленном зажглась?

И всюду взгляд ее светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

Чулочке тоже, дядя снять?...

Ведущая 2 . Маленькие герои большой войны.Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Саша Ковалев.

Ведущая1. В небе как, Аркаша Каманин.

Ведещая2 . В партизанском отряде,как Леня Голиков.

Ведущая1 . В подполье, как Зина Портнова.

Чтец (4)

Кто-то родом из дтва…

Я – из войны,

Из блокадного бетствия,

Из ее глубины

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло средь белого дня.

С неба падали бомбы, разрушали дома

Поднялась из обломков, Как- не знаю сама.

А друзья не успели. Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

Песня: «На безымянной высоте.»

Ведущая2. За боевые заслуги десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями.

Ведущая1 .Четверо были удостоены звания Героя Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей,Валя Котик, Зина Портнова.

Ведущая2. Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

Ведущая1 . Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет. Пройти через войну? Что могли понять, видеть, запомнить дети?

Ведущая2. Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А в месте с ним и наше прошлое, и наше будущее? Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы длиною в целую войну.

1. Из счастливого детства я шагнула в смерть… Началась война. Отец остался на оккупированной территории по заданию партии, но дома он не жил его у нас в местечке знали все. Как-то поздно ночью пришел отец. Он был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Был он уставший, постаревший,но такой свой, такой радной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел в дверь постучали.Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломились каратели. Вытолкнули его на улицу. Он протянул ко мне руку, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним до самой речке и кричала: «Папочка, папочка!...»

2. «Осталось одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки

теплого хлеба…»

3. «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына

уведите, чтобы не смотрел...»

4. «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза: -Ира, мне нужно тебе рассказать…

Мама я не хочу. –Мне казалось, что если она скажет то,она умрет.

5. –Не прячьте мою маму в ямку,она проснется и мы пойдем домой.

На 1-ое января 2012 года в нашем поселке проживает около 30 человек, чьё детство пришлось на страшные военные годы. Встречаясь с некоторыми из них, мы узнали,что пришлось им испытать, как они выжили. Злыдарь Элеонора Харитоновна в годы войны была совсем маленькой девочкой.Сегодня она у нас в гостях. Слово предоставляется Элеоноре Харитоновне.

Ведущая 1 . Хатынь… 22 марта 1943 года. 149 человек приняли мученическую смерть в огне, среди них – 75 детей.

Ведущая 2. Детям Блокадного Ленинграда воздвигли памятник.Памятник их мужеству, их стойкости.

Ведущая 1 . Дети военного Сталинграда..Их детство опалила война Они испытали ужасы вражеских бомбежек,голод, концлагеря.

Снится мне страшная правда-

Дети в огне Сталинграда,

Бедная наша семья

Коленька,Миша и я.

Детство, что стало суровым

В августе сорок второго.

Маленький Миша боиться

Бомбы,пожара и фрицев.

Мама не варит,не топит

В нашем холодном окопе:

Некогда-в в грохоте боя

Нас закрывает собою.

Ведущая 2 : А подраставшие сыновья закрывали собою амбразуры вражеских дзотов.

Стихотворение: «Коля Сердюков» - Карпенко Кристина.

На свете жил один парнишка,

Хорошим, добрым сыном Коля был,

Подраться тоже иногда любил.

Он жил, как все дворовые мальчишки:

В войну играл, в лапту, в поход ходил,

Любимый очень мамин был сынишка,

И свою маму Коленька любил.

И вот промчались незаметно годы,

И вырос он, и парень был таков:

Все видел он – и радость, и невзгоды,

Тот милый Коля Сердюков.

И вот война, и враг страну обидел.

Лишь восемнадцать было лет ему.

Что вынес он и что на фронте видел –

Не пожелаешь больше никому.

Погиб он в январе под Сталинградом,

Своею грудью глухо дзот закрыл,

Лежать остался тихо с домом рядом,

Ведь в Сталинграде раньше Коля жил.

Великий подвиг этот был увековечен:

Назвали люди школу именем его,

В поселке улицу назвали им навечно,

И памятник воздвигнут для него.

Презентация: «Дети войны.»

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны,

И дыбом волосы.

На челках детских седые полосы.

Земля омыта слезами детскими

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница,где был под немцами.

В Дахау, Лидице или Освенциме.

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети воны, боль отчаяния,

И сколько надо им минут молчания.

Ведущая 1: В память о детях погибших в Вов, объявляется минута молчания.

Песня «Зажгите свечи»


  1. . Я хочу, чтоб на нашей планете…- Гончарова Яна.
Я хочу, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети

Чтоб не плакал никто,не болел,

Только б хор наш ребячий звенел.

Чтоб на век сердцами сроднились,

Доброте чтобы все научились,

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война.


  1. На планете сейчас неспокойно…-Карпенко Кристина.
На планете сейчас неспокойно,

Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звездные войны»

Пусть нам снятся звездные сны!


  1. Нам нужен мир на голубой планете…-вместе.
Нам нужен мир на голубой планете, Его хотят и взрослые и дети.

И хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

Песня «Пусть всегда будет солнце.»

Римма Николаевна Триллер
Сценарий мероприятия для детей старшего школьного возраста «Дорогами войны»

Сценарий «Дорогами войны »

Звучит фонограмма сообщения Левитана о начале войны .

Ведущий : Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье - все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны . 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Весь народ поднялся на защиту Родины.

Звучит песня В. Лебедева-Кумача «Священная война » :

Под мелодию песни «Священная война » выходят дети.

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских.

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели.

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было всё для немцев,

Для фашистов-иноземцев.

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих –

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога !

Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год .

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Шли на врага танкисты –

За Родину!

Уходили в бой корабли –

За Родину!

Взмывали в небо самолеты –

За Родину!

Ведущий : Ах, война , что ты сделала, подлая :

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли - за солдатом солдат.

Звучит песня «А закаты алые»

Ведущий. В семьдесят первый раз наша страна отмечает великий День Победы. Этот праздник остаётся радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордости за Великую Победу, память о страшной цене, которую за неё заплатил наш народ.

Ведущий. Война – это 1725 разрушенных городов и посёлков. Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик. Это 900 дней и ночей блокады Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки на взрослого и 25 граммов на ребёнка. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война … .

Ведущий. Четыре года воевал с врагом наш народ. Война стала тяжелейшими трагическими испытаниями.

Звучит песня «Кукушка»

Ведущий : Каждый день Великой Отечественной войны , прожитый на фронте и в тылу врага,- это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей.

Ведущий : А как не вспомнить о женщинах. которые ждали солдат с фронта и работали вместо них в тылу? Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.

Да разве, об этом расскажешь, –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть.

На женские плечи легла!

Ведущий : Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знаем, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем о войне , мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то пропал без вести, кто-то был ранен, кто-то погиб.

Разыгрывается сценка .

Мать (с портретом сына)

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!

И вдруг я услышала зов Победы.

Я уж на стол всё собрала,

Я жду тебя, а тебя всё нет.

Слетела давно вся пыль с черёмух.

Мой мальчик, ты где потерялся?

Наш дом уже полон друзей и знакомых,

Ты только один остался.

Мама, ты знаешь, я виноват,

Я виноват перед тобой.

Я собирался вернуться назад,

И вдруг тот последний бой.

Бой уже после войны ,

Но фрицы не знали этого.

Нервы у всех оголены,

Наверно, я пал поэтому.

Я умер, мам, прости меня,

Постой за меня у калитки.

А если Варя спросит меня,

Скажи, что любовь не ошибка.

Мой мальчик, не уходи, постой!

Давай мы выберем путь другой.

Другой пусть умрёт в том последнем бою,

Пусть он оставит любовь свою.

Ах, мама, другой - ведь мне он брат,

Он также ни в чем не виноват.

Раз выпало пасть мне в последнем бою,

Так я унесу любовь свою.

Прости меня, мама!

Ведущий :

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей!

Мы головы свои склоняем низко.

Земной поклон за ваших сыновей!

Ведущий : Самая страшная веха той войны - блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших. Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса - легендарная «Дорога жизни » .

Ведущий : Многим городам ВОВ присвоены высокие звания Город – герой. Это - Одесса, Севастополь, Брест, Керчь, Киев, Курск.

Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск.

Ленинград, Орёл, Белгород, Смоленск, Сталинград, Тула.

Каждый из городов, удостоенных этого звания, внес свою незабываемую страницу в огненную историю Великой Отечественной войны .

Баллада «Огонь на меня»

Ведущий : Трудными были военные годы. Много испытаний легло на плечи бойцов. А выжить помогли весёлые солдатские песни, которые очень дороги нам .

Попурри из военных песен

Ведущий : В короткие минуты затишья, на привале не покидали наш народ бодрость духа, и присущий ему юмор. Солдаты пели песни, шутили, сочиняли частушки.

Частушки

Ведущий : И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года - день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах : 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

Ведущий : Люди!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда –

Заклинаю Вас - помните!

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну .

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчания.

Ведущий. В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания .

Звучит метроном

Ведущий. Прошла война , прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте люди никогда об этом не забудем!

Пусть память вечную о ней,

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей ,

И наших внуков внуки.

Сценка «Что ты знаешь о войне

На сцене стоят четверо ребят , одетых в солдатскую форму,

к каждому из них по очереди подходит девочка и задает вопросы.

Солдат, что знаешь о войне ,

Ответь, пожалуйста, ты мне?

О войне я знаю много ,

Всю войну провел в окопах .

Война - это горе и беда ,

Это разруха в городах.

Это голод, и поверьте,

Быть на волосок от смерти!

Словом, боль не передать,

Дай вам Бог, войны не знать !

Интересно стало мне,

Кто начало дал войне ?

Началась в июне,

Двадцать второго числа.

Когда в сорок первом году

Фашист стал бомбить города.

Он с Киева начал бомбить,

Ровняя дома все с землей.

Вынашивал план в пару месяцев,

Расправиться с нашей страной!

Но план с треском тот провалился,

Ведь русский солдат отличился!

Отвагою подвигу равную,

Разбили фашистскую армию!

Что такое день Победы?

Празднуют его ли деды?

Что такое День Победы?

Это праздничный парад,

Это танки и солдаты,

Маршируют все подряд!

Это красочный салют,

Что взлетает там и тут.

Это песни за столом,

Это дедовский альбом.

Это пряники, конфеты,

Это запахи весны,

Что такое день Победы?

Это значит - нет войны !

В этот день, я знать желаю,

Ветеранов поздравляем?

Солдатов мы благодарим

За тишину, за мирный дом.

За детство, радость, за мечту,

За мир, в котором мы живем.

И пусть прошло немало лет,

Мы этот подвиг не забудем.

Мы вспоминать героев будем.

Песня «Боевые ордена»

Ведущий : В России есть немало городов,

В сражениях прославивших державу,

И в их числе любой из нас готов

Назвать город Карпинск по праву.

Ведущий : На фронтах Великой Отечественной войны сражались более 8 тыс. карпинцев. Они не совершали больших подвигов в привычном понимании этого слова, среди них нет Героев Советского Союза, в большинстве своем они просто честно и добросовестно воевали, не прятались от пуль, не жалели крови и даже жизни. Защищали Ленинград в составе 2-й ударной армии и наши земляки – карпинцы, бойцы 49-го лыжно-десантного батальона, сформированного в Челябинске. Восемь лучших лыжников Карпинска ушли в его составе на фронт, вернулся из них только один. Только Семена Федоровича Баранцева судьба хранила – он вернулся в Карпинск. Всего на фронт ушло 8756 жителей Карпинска и Карпинского района. 2602 человека не вернулись домой : погибли или пропали без вести.

На территории школы № 10 в годы войны находился эвакуационный госпиталь для раненых.

Ведущий : Вот уже несколько лет по улицам нашего города в День Победы проходят шествия жителей с портретами родных и близких - участников Великой Отечественной войны .

Ведущий : Стало хорошей традицией чтить память родных – солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны или ушедших из жизни уже в послевоенное время. Нынче «Бессмертный полк» вновь пройдёт по улицам нашего города.

Ведущий : Нет ни одной семьи в России, где бы ни воевали прадеды, деды, отцы, братья, сёстры, сыновья. И в каждой семье свято чтят память о погибших. Среди них и наши земляки :

(ведущий называет героев войны , дети выходят по очереди с портретами).

Звучит песня «Бессмертный полк»

Ведущий : 71год нашей славной Победе.

Снова майский рассвет. Тишина.

71 год нашей славной Победе.

Ведущий : 71год, как убита война !

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов павших тогда,

Да не будет войны на планете

(хором)

Сценарий мероприятия "Дети войны"

Дата публикации: 24.09.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Ведущая(за сценой)

Казалось, было холодно цветам

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

На сцене дети младших классов, звучит веселая музыка, дети играют в мяч, девочка баюкает куклу, мальчик катает машину.

Музыка сменяется звуками войны. Дети сначала испуганно озираются по сторонам, затем убегают со сцены.

Под марш «Прощание славянки» дети выходят на сцену.

На экране надпись:

«Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются дети, женщины и старики…»

На фоне трагической музыки читаются слова:

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Высочайшей вершиной мужества стала Великая Отечественная война.История уже расставила точки в этой войне: мы знаем о сражениях, сожженных деревнях, разрушенных городах, о погибших солдатах, о безмерном подвиге защитников Отечества.

Мы низко склоняем головы в память о тех, кто выстоял и победил, завещал всем нам жизнь.

О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг.

Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда. Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.

БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.

    Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось

Познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

    Себе прибавляли мальчишечки годы,

Чтоб их отправляли на фронт.

И не было это влиянием моды.

Кому-то родным стал завод.

    Станки малолетки, как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

    Исхожено много дорог километров.

Истрачено нервов и сил.

Нам выли вдогонку сирены и ветры.

Фашист нас, как зверя, травил.

    Кровь брали фашисты из тоненьких венок,

Спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок.

Злодейства вершился обряд.

    А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

Не всех оставляя в живых.

    Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль отклик у Эха нашла.

Звучит песня «Дети войны»

На экране видеоролик «Дети войны»

Ведущий 1.

Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...

Две сестры бежали от войны -

Свете восемь, Кате три всего лишь…

Вот чуть-чуть еще, и спасены,

За холмом свои, а значит - воля.

Но рванула мина, сея смерть

Позади идущих дымно, гадко.

И один осколок долетел

И ударил младшей под лопатку.

Словно скрыть хотел преступный след

Миллиграмм горячего металла -

Ватник цел, и крови тоже нет,

Только сердце биться перестало.

Старшая сказала: «Хватит, Кать,

Ведь и мне приходится несладко.

Ручку дай, пора уже вставать,

Час еще, и будет все в порядке».

Но, увидев Катин взгляд пустой,

Света на мгновение застыла,

И, котомку выбросив с едой,

На плечо сестру свою взвалила.

И откуда силы в ней взялись,

Но она бежала и бежала…

Лишь когда увидела своих,

Пошатнулась и на снег упала.

Подошла к детишкам медсестра,

Маленькую Катю осмотрела

И сказала горестно: «Мертва»…

«Нет, не надо, - разносился крик,-

Люди, люди, разве так бывает?...

Старший брат, Иван, в бою погиб…

Папу с мамой немцы расстреляли…

Почему так много в мире зла?...

Разве жизнь сестры моей - игрушка?»…

Медсестра за плечи увела

С поля восьмилетнюю старушку.

Ну, а Катю на руки поднял

Пожилой солдат из третьей роты.

«Внученька, - он только лишь сказал,-

Как же я тебя не уберег-то?»...

В небесах закаты жгут костры,

И ветра свои роняют вздохи,

Словно тихо плачут две сестры -

Искорки безжалостной эпохи.

Ведущий 1.

Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною в 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.

Дети войны Лора Тасси

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Кусочек хлеба- это очень мало,
Но крошечка достанется тебе..."

Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
"Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."

А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."

Ведущий 2.

Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Иосиф Уткин «Баллада о командире партизанского отряда Константине Заслонове и его адъютанте мальчике по имени Женька»

Немцы Женьке говорят:
«Где Заслонов? Где отряд?
Говори нам всё подряд,
Слышишь?»
- «Я не знаю…»

- «Где оружие? Где склад?
Скажешь - деньги, шоколад,
Нет - веревка и приклад,
Понял?»
- «Я не знаю…»

Враг сигарой Женьку жжет.
Женька терпит, Женька ждет -
Молчит на допросе:
Заслонов не бросит.

…Утро. Площадь. Солнце. Свет.
Виселица. Сельсовет.
Партизан не видно.
Женька думает: «Капут,
Наши, видно, не придут,
Помирать мне, видно».

Вспомнил мать. Отца. Семью.
Сестру дорогую.
…А палач одну скамью
Ставит на другую.
«Лезь…»
- «Ну, всё!» -
И Женька влез.

…Сверху небо. Справа - лес.
Грустными глазами
Оглядел он ширь небес,
Поглядел опять на лес,
Поглядел на лес… и замер.

Явь ли это, или сон?!
Рожью, полем - с трех сторон -
Мчатся партизаны.
Впереди Заслонов - вскачь.
Ближе… ближе!
А палач
Своим делом занят.
Смерил петлю - в самый раз.
Усмехнулся - ждет приказ.
…Офицер:
«В последний раз
Где есть партизаны?
Где Заслонов?»

Женька: «Где?
- На земле и на воде.
- И в овсе и в хлебе.
- И в лесу и в небе.
- На гумне и в поле.
- На дворе и в школе.
- В церкви… в лодке рыбака.
- В избе за стеною.
- У тебя у дурака
Фрица… за спиною!»

Оглянулся враг назад и на землю

Хлоп,со стоном:
Чужеземцу прямо в лоб
Угодил Заслонов.

Ведущий 1.

Посмотрите, пожалуйста, отрывок из повести В.Катаева «Сын полка»

Это сцена встречи Вани-пастушка с мальчиком, который был сыном полка кавалеристов.

Мальчик этот был ненамного старше Вани. Ему было лет четырнадцать. А по виду и того меньше. Но, боже мой, что это был за мальчик!

Сроду ещё не видал Ваня такого роскошного мальчика. На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии.

К такому мальчику даже страшно было подойти, не то что с ним разговаривать. Однако Ваня был не робкого десятка. С независимым видом он приблизился к роскошному мальчику, расставил босые ноги, заложил руки за спину и стал его рассматривать.

Но военный мальчик и бровью не повёл. Ваня молчал. Молчал и мальчик. Это продолжалось довольно долго. Наконец военный мальчик не выдержал.

Чего стоишь?

Хочу и стою.

Иди, откуда пришёл.

Сам иди. Не твой лес.

А вот мой!

Так. Здесь наше подразделение стоит.

Какое подразделение?

Тебя не касается. Видишь - наши кони.

Мальчик мотнул чубатой головой назад, и Ваня действительно увидел за деревьями коновязь, лошадей, чёрные бурки и алые башлыки конников.

А ты кто такой?

Знаки различия понимаешь?

Понимаю!

Ну, так вот. Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

Да! Ефрейтор!Видали мы таких ефрейторов! Мальчик обидчиво мотнул белым чубом.

А вот представь себе, ефрейтор! - сказал он.

Но этого показалось ему мало. Он распахнул шинель. Ваня увидел на гимнастёрке большую серебряную медаль на серой шёлковой ленточке.

Великое дело!

Великое не великое, а медальза боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришёл, пока цел.

Не больно модничай. А то сам получишь.

От кого?

От меня.

От тебя? Молод, брат.

Не моложе твоего.

А тебе сколько лет?

Тебя не касается. А тебе?

Четырнадцать.

Чего - ге?

Так какой же ты солдат?

Обыкновенный солдат. Гвардейской кавалерии.

Толкуй! Не положено.

Чего не положено?

Больно молод.

Постарше тебя.

Всё равно не положено. Таких не берут.

А вот меня взяли.

Как же это тебя взяли?

А вот так и взяли.

А на довольствие зачислили?

А как же.

Заливаешь.

Не имею такой привычки.

Побожись.

Честное гвардейское.

На все виды довольствия зачислили?

На все виды.

И оружие дали?

А как же! Всё, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Златоустовский. Его, если хочешь знать, можно колесом согнуть, и он не сломается. Да это что? У меня ещё бурка есть. Бу-рочка что надо. На красоту! Но я её только в бою надеваю. А сейчас она за мной в обозе ездит.

А меня не взяли.Сперва взяли, а потом сказали - не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.

Как это - за сына? За какого?

Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

А ты - сын?

Я - сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня ещё под Смоленском приняли. Меня, братец, сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки ночью большой шум в тылу у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там больше чем полторы сотни набили.

Мальчик вытащил из ножен свою шашку и показал Ване, как они рубали фашистов.

И ты рубал? - с дрожью восхищения спросил Ваня.

Не, - сказал он смущённо. - По правде, я не рубал. У меня тогда ещё шашки не было. Я на тачанке ехал вместе со станковым пулемётом… Ну и, стало быть, иди, откуда пришёл, - сказал вдруг ефрейтор Вознесенский, спохватившись, что слишком дружески болтает с этим неизвестно откуда взявшимся довольно-таки подозрительным гражданином. - Прощай, брат.

Прощай, - уныло сказал Ваня и побрёл прочь.

«Стало быть, я им не показался», - с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это неправда. Нет, нет. Сердце его не могло обмануться. Сердце говорило ему, что он крепко полюбился разведчикам.

    А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив те далекие года, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе - детство и война.

На экране демонстрируется видеоролик «Орленок»

Ведущий 2.

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые, мужчины и женщины, уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих детей, отцов и матерей. Дома же оставались в основном старики и дети.

Ведущий 1.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

    Война прошлась по детским судьбам грозно,
    Всем было трудно, трудно для страны,
    Но детство изувечено серьёзно:
    Страдали тяжко дети от войны.

    Нужны были и смелость и отвага,
    чтоб жить под оккупацией врага,
    Всегда страдать от голода и страха,
    Прошла где неприятеля нога.

    В тылу страны нелёгким было детство,
    Одежды не хватало и еды,
    Страдали от войны все повсеместно,
    Хватило детям горя и беды.

    Война. Страшней нет ничего на свете,
    «Для фронта всё!» - девиз страны таков,
    Трудились все: и взрослые, и дети
    В полях и у мартенов, у станков.

Ведущий 2.

Дети военной поры могут рассказать много: как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года. Как в 10-12 лет, встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. Они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

    Зачем ты, война,

У мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

Мальчишки Урала

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой

холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих

директор завода,

А было рабочим -

Всего по четырнадцать лет.

Ведущий 1.

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Ведущий 2.

Погибали дети в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Таня Савичева родилась 1930 г. и жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах девочки погибли: сестра, бабушка, два дяди, мама и брат. Когда началась эвакуация детей, удалось вывезти девочку по Дороге Жизни на Большую землю. Врачи боролись за ее жизнь, но помощь пришла слишком поздно, и Таню не удалось спасти. Она умерла от истощения. Таня Савичева оставила нам свидетельство того, что пришлось пережить детям во время блокады. Дневник ее был одним из документов обвинения на Нюрнбергском процессе. Краткие записи Таниного дневника действуют на душу сильнее, чем описание всех блокадных ужасов. Сегодня Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады, и на Поклонной горе в Москве. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические "визиты смерти" в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь…

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

Таня, Савичева Таня,

Ты в сердцах у нас жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

(звучит фонограмма 7 симфонии Рахманинова)

Ведущий 1.

Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Звучит песня «Ленинградцы»

Ведущий 2.

4 года. 1418 дней. 34 тысяч часов. И 27 миллионов погибших соотечественников. Убитых, умерших с голоду, уничтоженных и сожженных в концентрационных лагерях, пропавших без вести.

Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 43 года!

27 миллионов за 1418 дней - это значит, погибало 13 человек каждую минуту...

    Себе дал команду «Вперед!»

Израненный мальчик в шинели.

Глаза, голубые, как лед.

Расширились и потемнели.

    Себе дал команду «Вперед!»

На танки пошел

С автоматом...

Сейчас он,

Сейчас упадет,

Чтоб встать Неизвестным солдатом.

    Эта память о прошлой войне
    Не даёт мне покоя давно.
    Наша жизнь дорога нам вдвойне,
    Когда войны мелькают в кино!

    Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

    Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Звучит песня «Все о той весне»

Ведущий 1.

9 мая многонациональный народ нашей страны отметил одну из величайших и славных дат своей истории - 70 -ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для нас, россиян, этот день является воистину святым и светлым праздником. В этот день Отечество наше чествует воинов-победителей, славит мужество и отвагу своих сынов и дочерей, каждого, кто сделал все, чтобы пришла весна Победы сорок пятого. А среди них и те, кого называют «детьми войны».

Ведущий 2.

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания»

Минута молчания

Ведущий 1.

В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

    Тринадцать миллионов детских жизней
    Сгорело в адском пламени войны.
    Их смех фонтанов радости не брызнет
    На мирное цветение весны.

    Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
    А в Ленинграде - каменный Цветок,
    Чтоб в памяти людей остался дольше
    Прошедших войн трагический итог.

    Тринадцать миллионов детских жизней -
    Кровавый след коричневой чумы.
    Их мертвые глазёнки с укоризной
    Глядят нам в душу из могильной тьмы,

    Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
    Из бликов пискаревского огня:
    «Неужто память жгучая остынет?
    Неужто люди мир не сохранят?»

    Их губы запеклись в последнем крике,
    В предсмертном зове милых мам своих…
    О, матери стран малых и великих!
    Услышьте их и помните о них!

Ведущий (взрослый)

На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей! 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.

Звучит песня «Несовместимы дети и война»

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Для детей старшего дошкольного возраста
9. для старшеклассников
10.

«Дети войны»

У нас и детства не было отдельно
А были вместе детство и война.

Ведущий:
Слово учителю. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.

Показ видеоролика или слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов:
Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1944 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голодай бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем - концлагерь. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий.
Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль, отклик у Эха нашла.

Ведущий.
А мы не стали памяти перечить.
Вспомним дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Показ видеоролика или фотографии детей войны. Закадровый голос мальчика, читающего стихотворение о детях войны на фоне военных фотографий:

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских - седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Ведущий:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запом­нить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Кузьмичёва Валентина Сергеевна: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.

Рябова Адельфина Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.

Бабенко Пётр Ерофеевич. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в ко­нюшнях и сараях

Валеева Лидия Фёдоровна. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.

Борисова Валентина Алексеевна. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода.

Трушакова Маргарита Аркадьевна. В этот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели.

Мельникова Мария Ивановна. Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями.

Ведущий.
Словно призраки, бледны,
Мы крепились - не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали. В. Шамшурин

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Ведущий.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» - девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий:
Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Ведущий.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Меди­цинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие пись­ма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Ведущий.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам.
И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось.
И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались.
Кто шёл в партизаны из нас.
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули ни по чём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!

Показ видеоролика или фотографий детей - воинов, детей в партизанских отрядах, детей в госпиталях, детей на трудовом фронте.

Ведущий.
«…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

Показ видеоролика. Фрагмент художественного фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере. Можно заменить фотографиями детей в концлагерях.

Ведущий.
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блока­да, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными втом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Показ видеоролика. Открытие памятника в 2010 году девочке - блокаднице на Пискарёвском кладбище. -Можно использовать для показа фото данного памятника.

Ведущий.
Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Боль­шой земли - он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным - 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) - это была суточная норма.

Можно показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию. Прочитать странички дневника девочки.

Ведущий.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.

(Слайды из дневника)

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя - это сестра Тани. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка - это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом,откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:

Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
В детстве нас разлучила война.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:

Я хочу, чтоб на нашей планете
-Никогда не печалились дети.
-Чтоб не плакал никто, не болел,
— Только б хор наш звенел.
-Чтоб навек все сердцами сроднились.
— Доброте, чтобы
-Чтоб забыла планета Земля,
-Что такое вражда и война.

Учитель.
На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Показ видеоролика «Память народная». Слайдовый показ фотографий взрослых и детей Беслана. Объявляется минута молчания.

Учитель.
Скоро наступит великий праздник всего нашего народа - годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы поста­раетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня - Дня Победы!

Показ видеоролика «Ко дню Победы». Ветераны в праздничные дни. Можно использовать фото ветеранов войны. Звучат стихи детей.

Ведущий.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

Ведущий.
Мир
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину. (В. Берестов)