Народ - герой поэмы "кому на руси жить хорошо". Народ в поэме "кому на руси жить хорошо"

В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного героя – народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы.
Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.
Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказки построен ее “Пролог”, из сказок заимствован зачин (“В каком году – рассчитывай…”), встречаются и сказочные формулы:
Шли долго ли, коротко ли,
Шли близко ли, далеко ли…
Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок.
Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впервые ввел близкий к народному белый (нерифмованный) стих в эпопею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе.
Так создает Некрасов “стиль, отвечающий теме” – теме борьбы за народное счастье.
Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоречивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зер на протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним. Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая категория крестьян – люди, безнадежно отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.
Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы. Вот характерный рассказ:
Слыхал ли кто из вас,
Как бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревни Столбняки?..
В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о страхе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась! Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить народные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянской революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и решительные поступки свидетельствуют о революционной направленности поэмы.
В легенде “О двух великих грешниках” выражена идея революционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа. Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя.
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделяется Яким Нагой. Он – защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые зреют в крестьянской массе. Яким – плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет – портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами. Выразительны и его фамилия-прозвище, и название деревни, где он живет – Босово.
Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима “пьяненьким”, “убогоньким”, но какой силой, каким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за оскорбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная –
Гневна, грозна, – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям…
Здесь голос автора сливается с голосом крестьянина. Образ грозовой тучи – это образ революции, той бури, которую призывал поэт, восклицая:
Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвиши!
Во многом похож на Якима Нагого Савелий – богатырь святорусский. Роднит их протест против общественной несправедливости, раздумья о судьбе крестьянина, любовь к родному народу-труженику. И вместе с тем Савелий – своеобразная, необычайно яркая фигура. Яким внешне тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь. За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, он провел двадцать лет на каторге, двадцать – на поселении и все не смирился. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий свято верит в богатырскую мощь народа, но видит с болью, что все силы народные уходят на бесконечное терпение.
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?
Под розгами, под палками
По мелочам ушла! –
тоскует Савелий.
В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю.
Но видя, как бесконечно долго сносит народ розги и цепи, Савелий и сам временами начинает проповедовать терпение, безропотную веру в мудрость Бога. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы… И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия:
Недотерпеть – пропасть,
Перетерпеть – пропасть.
Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны.
говорит многострадальная крестьянка. Не покорность судьбе, не “тупое терпенье”, а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:
В словах этих нет ни тени христианского всеп|ющения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата. Но Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестья-ши, однако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы.
И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни. Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми “крестьяне надрожа-лися”. Несчастная мать говорит от лица всего народа:
Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:
В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!
Однако поэт не идеализировал народ, зная, что не все сердца устояли против растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с горечью и презрением.
Лакей Ипат из главы “Последыш” счастлив своим холопским званием. Он и слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его “князюшкой”, а себя “рабом последним”. Автор дает Ипату меткую и злую оценку: “холуй чувствительный”.
Такого же раба встречаем мы и в главе “Счастливые”. Это лакей князя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина “любимым рабом”, болел “благородною болезнью” – подагрой, лизал барские тарелки.
Ненависть к холопству, к рабьему терпению – одна из характер-пых черт нравственного облика революционеров-демократов. Это чувство разделяет народ. В рассказе “Про холопа примерного – Якова верного” дворовый человек барона Синегузина выражает народную точку зрения:
Люди холопского звания –
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания.
Тем им милей господа.
Однако история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева. Верный холоп господина Поливанова не выдержал издевательств и, хотя бы собственной смертью, отомстил барину. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать.
Некрасов понимает, что именно калечит души людей. Если в среде народной встречаются холопы, безгласные рабы и предатели, то “всему виною крепь”: крепостное право развратило подневольных людей, наложило на них страшное клеймо рабства.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином… Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором Read More ......
  2. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Read More ......
  3. Смысл поэмы “Кому на Руси жить хорошо” не однозначен. Ведь вопрос: кто счастлив? – вызывает и другие: что такое счастье? Кто достоин счастья? Где нужно его искать? И эти-то вопросы “Крестьянка” не столько закрывает, сколько открывает их, на них наводит. Read More ......
  4. Над своим произведением “Кому на Руси жить хорошо” Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И на протяжении всего периода создания этого произведения поэта не покидали высокие представления о совершенной жизни и совершенном человеке. Поэма “Кому Read More ......
  5. Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные Read More ......
  6. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все проблемы, которые волновали, использованы высшие его художественные достижения. Read More ......
  7. Открывается книга. Повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой. Некоторые нарочито упрощенные, приближенные к народным слова неожиданно складываются в замысловатый узор. В ткань поэмы вплетаются совершенно разнородные элементы: сказки и плачи, фантастика и реальность, радость и горе. Но дисгаромонии нет, нет Read More ......
  8. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал долгие Read More ......
Народ – герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо”

«Кому на Руси жить хорошо» – произведение о народе и для народа

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершина творчества Н. А. Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской жизни, произведение, грандиозное по широте замысла, глубине проникновения в психологию людей различных сословий тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов. Поэме Некрасов отдал 13 лет неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение 20-ти лет. Замысел поэмы несколько раз менялся. Поэт задумал ее после «освобождения» крестьян и первоначально хотел показать, что в «раскрепощенной» России все несчастны. «Счастливым» себя должен был назвать только бедняк, пропившийся догола. С горькой иронией Некрасов тем самым как бы признавал, что, только одурманив себя водкой, могут несчастные найти минутное забвение. Но поэма дописывалась в 70-е годы, в годы подъема освободительного движения, когда сотни и тысячи юношей и девушек были увлечены демократическими идеями и в служении народу находили высшее счастье. В своей поэме Некрасов показывает послереформенную жизнь народа, его бедственное положение, что видно из названий деревень, волостей, уездов.

Это «временнообязанные»
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень,
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова.
Неурожайна тож.

Странствуя в поисках счастливого, мужики проходят через «Испуганную» и «Неграмотную» губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки. Немудрено, что «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут»... В ряде мест поэмы показана безотрадная, голодная жизнь народа. Мужицкое счастье - «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями», счастливых среди крестьян нет. Положение народа красноречиво обрисовано в песнях: «Голодная», «Барщинная», «Солдатская», «Веселая», «Соленая» и в других. Вот, например, как показан мужик в одной из песен:

С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот.
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый,
Еле Калина бредет.

Безмерны народные страдания. Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы полного разорения или голодной смерти. Но как ни страшна эта жизнь, она не убила в народе лучших человеческих свойств: отзывчивости к чужому страданию, человеческого достоинства, готовности к борьбе с угнетателями.

В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!

Только крестьяне помогают отставному солдату, которому «тошен свет», потому что у него «хлеба нет, коровы нет». Они же выручают Ермилу Гирина, который «бился» с купцом Алтынниковым. Крестьяне - «люди... великие» в работе. «Привычка... к труду» никогда не покидает мужика. Поэт показал, как недовольство народа начинает переходить в открытое возмущение:

Иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь!

С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправием и голодным существованием. Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, которые задумались над коренным вопросом жизни: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправия, принадлежит и Яким Нагой. Он понял, кому достаются плоды народного труда:

Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!

К такому же типу крестьян принадлежит и Агап, который на брань князя Утятина - «последыша» - ответил гневными словами:

Цыц! Нишкни!..
...Сегодня ты начальствуешь,
А завтра мы Последышу
Пинка - и кончен бал!

Особое место занимают образы борцов за общее дело. Таковы Ермил Гирин, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий - «богатырь святорусский» и разбойник Кудеяр. Савелий - один из тех крестьян, которые за «вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнется, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «в землю немца Фогеля... живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» - говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохраняет твердость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, внутреннюю гордость и благородство. «Клейменый, да не раб», - говорит он домашним. Савелий - олицетворение лучших свойств русского народа - трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Некрасов видел и теневые стороны крестьянской жизни: суеверие, невежество, пьянство. Они порождены «крепью» и исчезнут, когда исчезнут последние остатки крепостного права. Не все крестьяне - бунтари. Есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Некрасовская муза была «музой мести и печали», и поэта не могло не возмущать долготерпение части народа. Особенно много добровольных рабов среди дворовых:

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда!
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.

С негодованием рисует Некрасов таких холопов. В главе «Счастливые» - дворового князя Переметьева, в главе «Последыш» - Ипата, слугу князя Утятина. Первый счастлив тем, что у князя Переметьева он был «любимый раб». Образ Ипата, лакея князя Утятина, прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп - и весь тут сказ!» Образ этого «чувствительного холуя», с восторгом вспоминающего об издевательствах барина над ним, вызывает отвращение поэта. Еще с большим негодованием говорит Некрасов о тех крестьянах, которые способны предать своих братьев по положению. Таков староста Глеб, из корысти согласившийся уничтожить вольную, данную его барином крестьянам.

На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей...

И поэт с удовольствием отмечает, что сам народ беспощадно расправляется с предателями и шпионами. Так крестьяне относятся к Егорке Шутову, говоря: «Не бить его, так уж кого и бить?». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» выразилось и беспокойство поэта о крестьянской женщине. Судьбе крестьянки посвящены многие эпизоды и целиком вторая часть поэмы. Жизнь Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве. Она говорит:

Счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья...

Но даже в этой заботливой, ласковой семье она начала трудиться «по пятому годку». Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была...

Но счастья ей в жизни выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, раннее вдовство - вот как сложилась ее жизнь. Женщине-крестьянке нет счастья на Руси - к этому выводу приводит Некрасов читателя. О том же говорит странникам Матрена Тимофеевна: «Не дело - между бабами счастливую искать!» Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь не сломила воли, не принизила достоинства русской женщины. В ее душе таятся сокровища доброты и благородства. И как ни велика скорбь поэта, когда он думает о бесправной жизни русской крестьянки, он твердо верит в ее будущее. Борцом за счастье народное изображен в поэме Некрасова семинарист Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши. Он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и личное благополучие. Некрасовский герой готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!». Гриша не одинок. «На честные пути» вышли уже сотни людей. Им, как и Грише, судьба готовила

Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, он знает, что его родине «суждено еще много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он знает, что многомиллионный народ пробуждается:

Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает не односложно, а как настоящий художник, рисуя живой, многогранный образ «народного заступника». Вот почему поэт говорит: «Быть бы нашим странником под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею». Труден, но прекрасен путь, по которому идет Гриша Добросклонов, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто отдает себя борьбе за благо и счастье народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - произведение о народе, его жизни, труде, борьбе. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, Некрасов обратился к сокровищам, созданным самим народом - устному народному творчеству. В фольклоре, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл фольклор «хранилищем русской народности». Связь поэмы с фольклором проявилась в сюжете, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого. Зачин поэмы характерен также для фольклорной литературы. Усиливая впечатление от него, Некрасов прибегает к приему многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, откуда родом, о чем поспорили. Повторяют они и рассказ о той « заботушке», которая повыжила их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды». В поэме использовано большое количество народных загадок. Чаще всего Некрасов дает их вместе с отгадкой:

Замок - собачка вредная,
Не лает, не кусается,
А не пускает в дом!

Язык поэмы отличается той меткостью и простотой, которые характеризуют речь народа. Поэма, главным героем которой является народ, не могла быть написана по-другому. Речь крестьян насыщена шутками, поговорками, иногда «сочными» словечками и вульгаризмами:

Хрюкалом
В канаву ляг, воды испей,
Авось, соскочит дурь!

Некрасов воспользовался всеми приемами устной народной поэзии: постоянными эпитетами («сыра земля», «черны вороны», «ветры буйные»), отрицательными сравнениями («не ветры веют буйные, не мать-земля колышется»), зачинами, повторами, гиперболами и так далее. Стих поэмы музыкален и певуч, глубоко эмоционален. Он выражает радость и печаль, гнев и жалость, презрение и любовь, окрашен то в тона беспощадно бичующей сатиры, то легкого лукавого юмора. Только таким может быть истинно народное произведение.

Сочинения по литературе: Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные социальные проблемы, не исчезнувшие с отменой крепостного права. Автор показывает, что реформа ударила "одним концом по барину, другим - по мужику".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - поистине народная поэма. писал для народа, о народе, и сам считал себя частью народа. Повествование ведется от лица крестьянства. Все проблемы рассматриваются также с точки зрения крестьянина, показывая мужицкое видение современного ему мира. Все суждения исходят не от самого автора, а от народа.

Некрасов симпатизирует крестьянам, сочувствует им. Помещики же, купечество, духовенство изображены сатирически и вызывают презрение. Автор видит будущее страны за крестьянином. Смерть князя Утятина-Последыша символична. Она показывает, что крепостничество доживает свои последние деньки. В то же время автор показывает постепенное освобождение крестьянского сознания от крепостного гнета, осознание народом своих прав. Так, например, Савелий, богатырь святорусский, выступающий в роли народного философа, после долгих размышлений, должен ли народ и дальше терпеть свое нищенское и угнетенное положение, приходит к выводу, что лучше "недотерпеть", чем "перетерпеть". Таким образом, Некрасов показал, что крестьяне - великая сила, за которой будущее России:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Поэма написана народным языком. Речь крестьян изобилует поговорками, пословицами, постоянно перемежается песнями. Песни играют в поэме большую роль: они раскрывают народное мировосприятие, описывают тяжелую жизнь крестьян, подчеркивают типичность образов. Для описания своей жизни Матрена Тимофеевна находит много песен. Это говорит о том, что ее судьба - типичная судьба русской крестьянки. В поэме есть и несколько легенд: легенда про Якова верного, про двух "злодеев-грешников". Роль легенд в поэме дублирует роль песен.

Нужно отметить, что в поэме присутствуют мотивы народной сказки: сюжет связан с дорогой, с путешествием, материальные проблемы решаются при помощи введения сказочных элементов, например скатерти-самобранки, животные одушевлены, говорят человеческим голосом и помогают людям... Мотив правдоискательства также широко используется в народном творчестве.

В поэме присутствует и былинный мотив. Например, практически вся глава о Савелии, богатыре святорусском, написана былинным языком: Некрасов использует гиперболы, инверсию, повторы: "...и гнется, да не ломится, не ломится, не валится...".

В поэме много пословиц и поговорок, особенно отчетливо изображающих тяжелую жизнь народа: "добра, ты, царская грамота, да не про нас ты писана", "высоко бог, далеко царь", "с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат", "хвали траву в стогу, а барина в гробу" и т. д.

Некрасов широко использует в поэме народные приметы, загадки. Он не стесняется в использовании грубых выражений при изображении тяжелой жизни крестьян:

Иди скорей, да хрюкалом

В канаву ляг, воды испей!

Авось, соскочит дурь!..

Симпатизируя крестьянам, писатель отображает их речь более меткой, .точной, искренней, чем речь помещиков. Он как бы соглашается с тем, что "...брань господская, что жало комариное, мужицкая - обух".

Итак, изобразив русскую действительность через призму крестьянского мировосприятия, Некрасов создал поистине народную эпопею - поэму ("Кому на Руси жить хорошо".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года. Например, Савелий рассказывает о жестокостях своего бывшего помещика Шалашникова, который порол своих крепостных. Наглядным примером барина-крепостника в поэме является старый князь Утятин, показанный в главе "Последыш". Поэма раскрывает на примерах образов крестьян особенности русского национального характера, "к положительные его качества, так и отрицательные.

Автор произведения изображает крестьян всесторонне. Мы видим, как они отдыхают (глава "Сельская ярманка"), узнаем, как живут и трудятся. Поэт дает право крестьянам самим рассказать о своей жизни, труде и заботах. Причем у читателя не возникает ни малейшего сомнения в том, что крестьянин говорит именно так:

А горе наше мерили?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик, трудясь, не думает,

Что силы надорвет...

Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: "Клейменный, да не раб!" - говорит он о себе.

Крестьянское терпение

Выносливо, да временем

Есть и ему конец.

Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, "холоп примерный".

В многочисленных образах крестьян Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение. Но автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность.

Некрасов, являясь знатоком русского народного творчества, ввел в поэму множество вставных элементов: песен, пословиц, поговорок. Это придало языку произведения подлинную народность, а автору дало возможность глубже раскрыть мировоззрение и чувства крестьян.

"Хвали траву в стогу, а барина в гробу", - говорит крестьянин Влас, используя пословицу. Как известно, именно в устном народном творчестве заключена мудрость народа.

Грусть и тоска слышится в народных песнях, представленных в поэме. Их названия говорят сами за себя: "Голодная", "Барщинная".

Стоит мужик -

Колышется,

Идет мужик -


Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином...
Н. А. Некрасов

Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к их нелегкой доле, глубокое знание крестьянского быта и обычаев.
Некрасов начал работу над поэмой вскоре после “освобождения” крестьян от крепостного гнета. Часто посещая деревни, беседуя с крестьянами, он понял, что жизнь их не стала лучше. Свой долг поэта-гражданина он видел в правдивом изображении тяжелой судьбы русских крестьян.
Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” - не один человек, а весь многострадальный и героический русский народ. Сюжет поэмы прост: семеро странников из разных деревень отправляются на поиски счастливых людей на Руси. К концу повествования становится ясно, что отыскать их вряд ли удастся. Тяжела народная доля! Даже названия деревень, в которых происходит действие, говорят об этом - Заплато-во, Дырявино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка...
Крестьяне - люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Мужицкое счастье - “дырявое с заплатками, горбатое с мозолями”. Особенно образно описываются страдания и бесправие русского народа в песнях, содержащихся в поэме. Поэт назвал их “Барщинная”, “Солдатская”, “Соленая”, “Голодная”.
“Тоска-беда замучила”, “тошен свет, правды нет”, “верченый, крученый, сеченый, мученый...” - эти строки из песен говорят сами за себя.
Перед читателем проходят трагические истории из жизни Матрены Корчагиной, у которой “нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой”, Агапа Петрова, Ермилы Ги-рина, старосты Власа. У каждого из них свое горе, и поэтому:

Душа, что туча черная,
Гневна, грозна
- и надо бы,
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.

Действительно, многие крестьяне, ощущая полную безысходность, топят горе и тоску в вине. Многие, но не все! Никакие тяготы жизни не могут уничтожить у большинства крестьян чувства собственного достоинства. Некрасов особенно симпатизирует тем из своих героев, кто не сломился от невыносимой жизни, а сохранил силы для протеста. Одним из таких персонажей является Савелий - “богатырь святорусский”. Он воплощает в себе физическую и нравственную силу русского народа, “Клейменый, да не раб!” - говорит он о себе. История Савелия и его сподвижников повествует о вечном стремлении крестьян к свободе, об их желании самостоятельно распоряжаться скромными плодами своего нелегкого труда.
Не менее значителен в поэме образ Ермилы Гирина, в котором Некрасов показал талантливого честного хозяина, уважающего интересы мужика. Тяжба Ермилы с купцом Алтынниковым из-за мельницы привела к объединению крестьян вокруг него и бунту в деревне Столбняки. Это единственное описание крестьянского бунта в поэме, которое предвосхищает дальнейшие исторические события в России.
Особняком стоит в поэме образ “народного заступника” Гриши Добросклонова. Гриша - выходец из народа, его особенность в том, что он осознал свое предназначение:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

Гриша одним из первых почувствовал, что “над Русью оживающей иная песня слышится”, которая “души сильные зовет на честный путь”.
Существование таких людей, как Савелий, Ермила, Григорий, вносит в поэму оптимистическую ноту, надежду на лучшее будущее.
Несмотря на реалистическое описание всех тяжестей крестьянской жизни, поэма “Кому на Руси жить хорошо” не вызывает ощущения безысходности. Этому способствует мастерское изображение Некрасовым духовной красоты и величия русского народа.
Важной художественной особенностью произведения является обилие в ней народных шуток, прибауток, забавных эпизодов. Некрасов прекрасно знал деревенский быт, обычаи, особенности речи простого народа. Вот поэт любуется единым трудовым порывом в деревне Большие Вахлаки: “... проснулась, разгорелася привычка позабытая к труду!”. И таких светлых эпизодов в тексте немало.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов реалистично рассказал о судьбе крестьянства в России второй половины XIX века. Народность повествования, умение услышать голос народа, правдивость взгляда на жизнь - все эти черты не дают поэме стареть на протяжении многих десятков лет.

Задачи и тесты по теме "Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Тема и главная мысль текста. Части текста. Разбиение текста на абзацы - Текст 2 класс

НАРОД - ГЕРОЙ ПОЭМЫ НЕКРАСОВА. Многие предшественники и современники Некрасова пи­сали о народе. Их произведения помогали развитию обществен­ного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа. Некрасов же впервые созда­ет произведение не только о народе, но и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это многолетний труд Некра­сова, в котором вылились его любовь к народу, размышления и боль поэта о народной судьбе.

Крестьяне-странники в поэме Некрасова представляют ту многоликую Русь, которую объединяет одно - нищета и бес­правие. Мужики подобрались из деревень, чьи названия гово­рят сами за себя; Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Соответствующие названия и у губерний, уездов, волостей. Уже самими этими названиями поэт вершит суд над неустроенностью, убогостью и беспросветностью жизни крестьянской Руси, которая предстает в поэме голодной, разу ­той и раздетой, доведенной до последней степени разорения, страдающей от непосильного труда и унижений.

Но бесправное положение народа не убило в нем лучших человеческих качеств: отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, готовности к борьбе с угне­тателями. «В рабстве спасенное сердце свободное - золото, золото сердце народное!»-- говорит поэт.

В образе крестьянина Савелия - «богатыря святорусско­го», «богатыря сермяжного» олицетворены могучие силы, непреклонное упорство и богатырская стойкость русского на­рода. Вместе с другими крестьянами он отказывается пла­тить помещику оброк и решает про себя: «Как не дери, соба­чий сын, а всей души не вышибешь!» Савелий становится во главе крестьянского бунта против управляющего поместьем немца Фогеля.

Бесправное положение женщины-крестьянки, ее незавид­ную долю поэт показывает на примере Матрены Тимофеевны. «По пятому годку» она уже трудится. Выйдя замуж, перено­сит издевательства мужниной родни, смерть ребенка, побои, каторжный труд. Но, несмотря на это, полная невзгод жизнь не убила в ней лучшие черты русской женщины-крестьянки: ее нравственную чистоту, сознание человеческого достоинства.

Поэт показывает пробуждение крестьянского самосознания и создает образы «новых» людей, вышедших из народа и став­ших активными борцами за благо народное. Таков Ермил Ги­рин. В какой бы должности он ни был, он стремится помочь мужику, защитить его. Почет и любовь снискал он «строгою правдою, умом и добротой». Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка.

Поэт не идеализировал народ, зная, что не все устояли про­тив растлевающего влияния рабства. Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с презрением.

Лакей Ни а? счастлив своим холоисюш положением. Зах­лебываясь от восторга, он вспоминает об издевательствах образа, называя его «князюшной», а себя «рабом последним». Автор дает Ипату меткую и злобную оценку - «холоп чув­ствительный» .

Ненависть к холопству, к рабскому терпению -- одна из характерных черт нравственного облика революционеров-демекратов. Это чувство разделяет и народ. В рассказе «Про хо­лопа примерного Якова верного» дворовой человек барона Синегузинатак говорит: «Люди холопского звания - сущие псы иногда… Чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

В поэме совершенно ясно сказано о том, что делает кресть­янина бунтарем и какой силы может достичь его возмущение и бунт: «У каждого крестьянина душа что туча черная - гро­мам греметь оттудова, кровавым лить дождям…»

Некрасов свято верит в «силу народную - силу могучую», в славное будущее народа: «Еще народу русскому пределы не поставлены: пред ним широкий путь!» Поэт хочет вселить эту веру в других, вдохновить своих современников не отворачи­ваться от людей простого звания: «Такая почва добрая - душа народа русского… О сеятель, приди!..»

А ведь действительно, наш народ выстоял, выдержал и войны, и революции кровавые. Выдюжил, не согнулся, оста­лись работящие и умные, жадные до знаний люди. Я верю, что Россия превратится в могучую, цветущую державу, какой и должно ей быть. Мы ведь русские..