Самореализация личности, ее виды и признаки.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ЕЕ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

1.1 Сущность и основные характеристики осознанной саморегуляции

Семантический анализ термина «саморегуляция» позволяет выделить в нем две части – «регуляция» (от латинского regulare - приводить в порядок, налаживать) и «само», указывающая, что источник регуляции находится в самой системе. Регуляция и отражение - основные функции психики, сформировавшейся в процессе приспособления организмов к внешней среде. Содержание психического отражения воспроизводит свойства внешней по отношению к нему реальности, имея одновременно возможность оказывать на нее обратное воздействие посредством регуляции активности тела, являющегося носителем психического. Саморегуляция предполагает подчиненность активности живого существа внутренним факторам, придающим ей избирательный, целостно-организующий, упорядочивающий характер .

В данном параграфе будут описаны следующие точки зрения на проблему саморегуляции: подход к саморегуляции с позиции физиологии, теория саморегуляции О.А.Конопкина, теория В.И.Моросановой.

В физиологии саморегуляция рассматривается как универсальное свойство организма, определяющее его приспособительные и защитные отношения ко всякого рода внешним агентам, основа жизни целостного организма, но уже И.М.Сеченов считал, что у человека саморегуляция опосредствуется механизмами сознательного отражения .

На нынешнем этапе развития психологической науки понятие саморегуляция (психическая саморегуляция, личностная саморегуляция) широко используется в различных разделах общей психологии -
психологии мотивации, личности, возрастной, нейро-, патопсихологии и в прикладных отраслях - психологии труда, спортивной психологии.

Саморегуляция это процесс организации личностью своего поведения, который предполагает момент включенности в него результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Причем эта включенность актуализирована на всех этапах осуществления поведенческого акта - начиная от его мотивирующих компонентов и кончая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения .

Под осознанной саморегуляцией понимается целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемое путем специально организованной психической активности .

Под осознанной саморегуляцией понимается психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний .

Саморегуляция - это способность человека сознательно и целенаправленно управлять исходно-непроизвольными функциями организма и психики. Эта способность приобретается в процессе выполнения специальных упражнений .

Таким образом, применительно к человеку, носителю высших форм психики, который сам принимает цели своих исполнительских действий и сам же их реализует доступными и приемлемыми для него средствами, которые он также в ряде случаев определяет сам, можно говорить об осознанной саморегуляции.

Общим в определениях понятия «осознанная саморегуляция» является акцент на психическом характере средств, используемых в процессе регуляции. Это могут быть слова и соответствующие образы, субъективные образы или результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, самоподкрепление.

Осознанную саморегуляцию можно рассматривать как процесс инициации и управления произвольной активностью. Система осознанной саморегуляции служит для субъекта средством реализации этого процесса, организации психических ресурсов для выдвижения и достижения целей. Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.

1.2 Теории осознанной саморегуляции

Проблема осознанной саморегуляции раскрыта в различных теоретических подходах.

Теория осознанной саморегуляции О.А.Конопкина

Осознанная саморегуляция понимается О.А.Конопкиным как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей .

Анализ иерархии и логической связи главных задач исследования психической саморегуляции приводит О.А.Конопкина к выводу, что основной исходной задачей является изучение закономерностей строения регуляторных процессов и формулирование на этой основе общей концептуальной модели, адекватно отражающей принципиальную внутреннюю структуру процессов осознанной регуляции, общую для различных видов и форм произвольной активности человека .

Анализ реальных способов построения общей концептуальной модели процесса осознанной саморегуляции приводит к выводу, что наиболее адекватным для решения данной задачи является системно-функциональный подход к анализу структуры регуляторных процессов. Это означает, что процесс саморегуляции должен быть отражен как целостная, замкнутая (кольцевая) по структуре, информационно открытая система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев (блоков), основанием для выделения которых (по принципу необходимости и достаточности) являются присущие им специфические (частные, компонентные) регуляторные функции, системное «сотрудничество» которых реализует целостный процесс регуляции, обеспечивающий достижение принятой субъектом цели.

Функциональными звеньями, реализующими структурно полноценный процесс саморегуляции, по мнению О.А.Конопкина являются :

Принятая субъектом цель деятельности. Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.

Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности. Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.

Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.

Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции. Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, «остро направленного» регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.

Контроль и оценка реальных результатов. Это регуляторное звено обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.

Решения о коррекции системы саморегулирования. Специфика реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др.

Все звенья регуляторного процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и получают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции .

Теория осознанной саморегуляции В.И.Моросановой

Осознанную саморегуляцию В.И.Моросанова понимает вслед за О.А.Конопкиным как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей .

В.И.Моросанова отмечает, что процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами .

В.И.Моросанова выделила индивидуальные различия в реализации регуляторных психических функций и разделила их на следующие категории:

1) Индивидуальные особенности планирования целей. Они описывают индивидуальные различия в выдвижении, принятии, удержании целей.

2) Особенности моделирования, т.е. анализа внешних и внутренних условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели.

3) Особенности программирования предстоящих исполнительских действий, необходимых для достижения поставленной цели. Устойчивые индивидуальные особенности программирования во многом будут определяться мерой детализации исполнительских действий, степенью соотнесенности программы с объективными и субъективными предпосылками и условиями успешного осуществления деятельности. Индивидуально своеобразны могут быть и способы достижения цели.

4) Особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности. Индивидуальные различия в осуществлении контрольно-коррекционных функций касаются как степени, так и характера контроля по отношению к различным деятельностным подсистемам .

Наряду со специфическими особенностями, характерными лишь для какой-то одной частной регуляторной функции, существуют и такие особенности, которые характеризуют функционирование каждого звена регуляции, и, тем самым, процесса регуляции в целом, являясь по сути свойствами личности.

К таким особенностям саморегуляции В.И.Моросанова относит:

Адекватность (условий деятельности субъективно принимаемой модели условий, программы, способов контроля, критериев успешности и других блоков регуляции);

Осознанность (представлений об условиях и о программе действий, о контролируемых параметрах, о критериях успешности и т.д. в соответствии с их соотносительной значимостью для достижения цели);

Гибкость (процесса регуляции, возможность внесения коррекций в функционирование различных регуляторных блоков, когда этого требуют условия деятельности);

Надежность и устойчивость (функционирования регуляторных блоков и их структуры в условиях психической напряженности) .

Личностно-регуляторные свойства не ограничиваются только оперативными свойствами. Так, к ним можно отнести и такие личностные свойства как уверенность, инициативность, осторожность, критичность, самостоятельность, ответственность.

Важнейшей индивидуальной характеристикой является общий уровень, или степень осознанной саморегуляции. Эта интегральная характеристика индивидуальной саморегуляции отражает актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью. Исследования В.И.Моросановой показали, что чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем выше возможности человека по овладению новыми видами деятельности, и тем шире круг тех деятельностей, которыми человек может овладеть (при наличии специальных способностей и соответствующей мотивации) .

На основании рассмотренных положений можно констатировать, что осознанная саморегуляция представляется как устоявшееся научное направление в психологии. Основная цель саморегуляции – формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию человеком своего потенциала. Эта задача достигается благодаря специальным центрально-мозговым перестройкам, создающим такую интегративную деятельность организма, которая наиболее рационально направляет возможности человека на решение конкретных задач.

Таким образом, можно отметить, что достаточно часто при определении явлений осознанной саморегуляции используются понятия: самоконтроль, самодетерминация, самоуправление, эмоционально-волевая регуляция.

Объектами саморегуляции могут быть: реакции, состояния, процессы, действия, деятельность (организма, человека, личности); мотивационно-потребностная сфера, жизнедеятельность.

Единый системный процесс саморегуляции принято условно разделять на несколько взаимосвязанных уровней:

1. Уровень психической саморегуляции, который способствует поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека.

2. Операционально-технический уровень саморегуляции, который обеспечивает сознательную организацию и коррекцию действий субъекта.

3. Личностно-мотивационный уровень саморегуляции, который обеспечивает осознание мотивов собственной деятельности, управление мотивационно-потребностной сферой, создает возможность быть хозяином, творцом собственной жизни .

Анализ научной литературы позволяет заключить, что осознанная саморегуляция в качестве собственно регуляторного процесса является преодолением субъектом информационной неопределенности в каждом отдельном звене, при их информационном согласовании. Реализация субъектом регуляторного процесса есть самостоятельное принятие человеком ряда взаимосвязанных решений, осуществление последовательности согласованных между собой выборов как преодоление самых разных сторон (содержание, субъективное значение, личностная ценность и др.) субъективной информационной неопределенности при построении и управлении своею активностью, начиная с принятия цели и кончая оценкой достигнутых результатов. Особенностями осознанной саморегуляции называют индивидуальные особенности системы саморегуляции человека, устойчиво проявляющиеся в различных видах произвольной активности и в поведении. Среди них различаются особенности, характерные для регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморегуляции.

1.3 Стили осознанной саморегуляции

Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах , , , , .

В отечественной психологии стиль чаще описывают через устойчивые индивидуальные особенности выполнения деятельности, детерминированные свойствами индивидуальности самых различных уровней и спецификой деятельности, в которой стиль формируется.

По существу сама идея стилей саморегуляции возникла при анализе способов адаптации акцентуированных личностей, отражающих возможности преодоления влияния негативных черт характера путем формирования эффективного стиля. Было убедительно доказано, что успешность в различных видах деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект (недостаточная реализация какого-либо функционального компонента, неразвитость межфункциональных связей) процесса регуляции существенно ограничивает эффективность в самых различных видах деятельности .

Индивидуальные особенности системы саморегуляции человека, устойчиво проявляющиеся в поведении представляют собой неоднородное явление. Среди них различают стилевые особенности, характерные для регуляторных процессов планирования целей, моделирования значимых условий, программирования способов и оценки результатов, реализующих различные звенья саморегуляции .

В.И. Моросановой развивается новое направление в изучении проявлений особенностей стиля человека - исследование индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека , , . Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективноприемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики. К ним относят типичные для данного человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов), а также регуляторноличностные свойства, или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость и т.д. В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, которая, как показывают наши исследования, является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах.

Такой подход оказался весьма продуктивным, так как позволил развить не только теоретические и практические, но и методические аспекты традиционной стилевой тематики.

В.И. Моросанова индивидуальные стили осознанной саморегуляции описывает по следующим параметрам:

1) Индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей. Целью является оптимальное психическое состояние человека во время выполняемой деятельности. Индивидуальные особенности целеполагания хорошо просматриваются на поведенческом уровне при описании личностных акцентуаций. Было проведено ряд исследований, изучавших особенности осознания ощущения индивидами своих психических состояний. Полученные данные свидетельствуют о том, что людям ближе описание своего психического состояния через телесные ощущения.

2) Индивидуальные особенности построения модели значимых условий деятельности. Анализ и обобщение результатов исследований позволяет В.И. Моросановой выделить следующие условия, которые могут быть включены в модель значимых условий:

Физическое самочувствие;

Возможность обсудить план предстоящих действий;

Погодные условия;

и др.

Полнота и точность представленности в сознании этих условий определяет его возможность адекватно ориентироваться в ситуации, подбирать соответствующие методы саморегуляции.

3) Индивидуальные особенности планирования и прогнозирования действий. Каждый человек планирует, какими методами он может и будет оптимизировать свое психическое состояние. Для регуляции своего психического состояния возможно использование классических психологических методов (дыхательные упражнения, визуализация, физические упражнения успокаивающие и активирующие и др.).

4) Индивидуальные особенности контрольно-коррекционных процессов. Регуляторные процессы, связанные с контролем психического состояния и принятием решений, пронизывают все блоки регуляции, так как на каждой стадии достижения цели происходит контроль актуального психического состояния .

Осознанная саморегуляция включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.

Развитие субъектно-деятельностного подхода к исследованию психики человека выдвигает на первый план проблему психологических механизмов саморегуляции - важнейшего системного субъектного качества. При исследовании индивидуальных проявлений саморегуляции, в свою очередь, встает проблема их личностных детерминант как своеобразных модуляторов индивидуальной активности субъекта в процессе выдвижения и организации достижения произвольно выбранных целей поведения.

Обобщая исследования личностных аспектов индивидуальных стилей осознанной регуляции, отметим следующее. Активность субъекта опосредствуется целостной системой индивидуальной регуляции, которая, по существу, является проводником, связывающим и интегрирующим динамические и содержательные аспекты личности, осознанные и бессознательные ее структуры. Все психические средства, реализующие регуляцию целедостижения, могут и должны изучаться с точки зрения не только их взаимодействия, но и функциональной роли в осуществлении целостной регуляции. Исследования В.И. Моросановой показали, что личностно-темпераментальные диспозиции определяют индивидуально-типические, стилевые способы регуляции целедостижения .

В.И. Моросановой предложены методы их выявления и количественного описания. Индивидуально-типические способы саморегуляции наряду со специальными и общими способностями - это предпосылки формирования множества индивидуальных стилей в конкретных видах учебной и профессиональной деятельности. Индивидуально-типические особенности саморегуляции, присущие человеку в силу его темперамента и характера, могут осознаваться субъектом активности; их проявление может изменяться от степени субъектной активности в процессе достижения принятой цели . По существу, именно возможность изменения степени субъектной активности и преодоления на этой основе негативных для достижения цели особенностей саморегуляции - это и есть собственно сущностная характеристика человека как субъекта достижения цели. И здесь на первый план детерминантой таких изменений выступают не столько динамические, темпераментальные, сколько содержательные аспекты личности, в том числе потребностно-мотивационная сфера. Ее структура формируется в процессе жизнедеятельности, актуализируется при решении конкретной задачи в зависимости от ее личностной значимости и может модулировать как степень индивидуальной саморегуляции, так и регуляторный профиль. На этом пути возникает много интересных и нуждающихся в исследовании вопросов.

На основании обзора научной литературы по проблеме исследования можно сформулировать следующие выводы:

Особенностями осознанной саморегуляции называют индивидуальные особенности системы саморегуляции человека, устойчиво проявляющиеся в различных видах произвольной активности и в поведении. Среди них различаются особенности, характерные для регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморегуляции;

Стилевыми особенностями саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных ее видах.

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

2.1 Понятие самоактуализации личности в научной психологической литературе

Понятие самоактуализации берет свое начало в теории самоактуализации, которая, в свою очередь, исходит из гуманистической психологии. Кратко рассмотрим ее основные характеристики.

Теория самоактуализации была разработана в США в середине ХХ века и стала ключевой составляющей для «гуманистической» психологии, объявившей себя «третьей ветвью» психологии в противовес бихевиоризму и психоанализу.

Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Основана она на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее .

Возникновение и формулирование ее основных принципов связано с именем американского психолога А. Маслоу. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. Популярность этой теории связана, с одной стороны, с эвристичностью понятия самоактуализации и возможностью его операционализации и использования в эмпирических исследованиях. С другой стороны, данная модель личности, подчеркивая положительные проявления человеческой природы такие как творчество, альтруизм, любовь, дружба и т.д., служат эталоном в процессе воспитания, формирования личности обучающегося, построения системы взаимоотношений педагога и ученика.

Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности .

В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как «...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать» .

Согласно анализу, проведенному А. Маслоу, самоактуализацию определяют по-разному, но в главном все ученые явно согласны друг с другом. Все определения говорят: о примирении с внутренним Я как «сердцевиной» личности и его проявлении, то есть об «идеальном функционировании», развитии индивидом всех своих индивидуальных и общевидовых характеристик; о минимизации заболеваний, неврозов, психозов, понижающих фундаментальные индивидуальные и общевидовые способности человека.

В контексте определения самоактуализации А. Маслоу формулирует особенности здорового психического развития: «Здоровое развитие является концептуально подчиненным, потому что его обычно определяют как "развитие в направлении самоактуализации" и т.п. Некоторые психологи просто говорят об одной высшей цели или о тенденции человеческого развития, считая все феномены развития незрелого существа только ступенями лестницы, ведущей к самоактуализации» .

Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные направления в эволюции человека… Именно такая формулировка является философской основой личностно-центрированного подхода. Она оправдывает мое участие в жизнеутверждающем способе бытия» .

Е.Е. Вахромов, пытаясь определить понятие «Самоактуализация», разделят точку зрения А. Маслоу, утверждая, что сначала нужно понять, кто такие самоактуализировашиеся люди .

В «Дальних пределах человеческой психики» А. Маслоу сформулировал характеристики, в которых проявляется самоактуализация:

1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);

3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;

7) различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);

8) спонтанность, естественность поведения;

9) юмор философского плана;

10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни;

11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности .

Конгруэнтность - это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего «реального Я» .

На главный вопрос теории - что такое самоактуализация? - А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения включены в какое-либо дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание» .

В книге «Мотивация и личность» А. Маслоу определяет самоактуализацию как стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся в стремлении к идентичности: «Этот термин выражает «полноценное развитие человека» (исходя из биологической природы), которое (эмпирически) нормативно для всего вида, безотносительно ко времени и месту, то есть в меньшей мере культурно обусловлено. Оно соответствует биологической предопределенности человека, а не исторически-произвольным, локальным ценностным моделям… Оно также обладает эмпирическим содержанием и практическим смыслом» .

В «Психологии бытия» он пишет: «Уже в самом понятии «самоактуализация» заключается утверждение, что есть некая «самость», подлежащая актуализации». Развитие (полноценное развитие) есть развертывание заложенных в самость задатков. Этот процесс обладает эмпирическим содержанием (его можно обнаружить, описать, исчислить) и имеет практический смысл .

В работе «Психология развития и самоактуализации: основные допущения» так очерчивается понимание «самости»:

1. Каждый из нас обладает определенной внутренней природой, которая является инстинктообразной, изначальной, данной, «естественной», то есть последовательно детерминированной.

2. Предпосылки «индивидуальной самости» складываются «весьма рано». Это скорее «сырой материал», чем готовый продукт». «В эту сущностную природу я включаю инстинктоидные основные потребности, способности, таланты, анатомию, физиологическое равновесие или уравновешенность темперамента, предродовые и натальные травмы, получаемые новорожденным. Эта сердцевина проявляется в форме естественных склонностей, пристрастий или внутренних убеждений… Этот сырой материал очень быстро начинает превращаться в «Я», когда он сталкивается с внешним миром и начинает с ним взаимодействовать».

3. Все это потенциальное возможности, а не реальные окончательные состояния. Они должны наблюдаться в развитии. Они формируются или подавляются экстрапсихическими факторами. Эта сердцевина скорее слаба, чем сильна. Она легко подавляется или загоняется внутрь. Подавленная самость действует бессознательно.

4. Самость содержит как общевидовое, так и индивидуальное.

5. Самость раскрывается посредством самонаблюдения и психотерапии.

6. Не «используемые» элементы самости действуют бессознательно. «Подавленное» остается действенной детерминантой мышления и поведения .

В истории психологии приоритет использования понятия «самость» принадлежит У.Джеймсу, который считал самостью «то постоянство личности, которое каждый из нас обнаруживает каждый раз, когда просыпается». Он выделяет три «уровня» самости:

1) Материальный – это то, что мы отождествляем с собой, включая не только тело, но и дом, семью, друзей.

2) Социальный – «это признание, которое он получает от окружающих».

3) Духовная самость – это внутренне субъективное бытие человека .

К.Юнг рассматривал «самость» как архетип. Архетип - это первичный образ, комплекс, существующий в коллективном бессознательном, с которым связана психика человека от рождения. В теории Юнга самость -- это центральный, наиболее глубинный архетип, прежде всего побуждающий человека к развитию и росту .

В отечественной философии и психологии понятие «самость» использовалось философами С. Франком, А. Лосевым, П. Флоренским, психологами Д.А. Леонтьевым, И.С. Коном.

Е.Е. Вахромов в своей книге провел анализ соотношения понятий самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании словаря современного английского языка – это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) –имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus – поступок), имеющую вещественный результат.

Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого) .

2.2 Самоактуализация и ее проявления в деятельности и поведении

Понятие «самоактуализация» означает практический аспект деятельности: поступки и действия, направленные на выполнение жизненного плана. Ее особенности заключаются в том, что, во-первых, каждый ее акт (конечное число действий) должен завершиться каким-то конкретным, описуемым результатом (самоизменением, обретением той или иной компетентности). Вторая особенность этой деятельности состоит в том, что объект, на который направлена деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие направлено на самого себя, на самопреобразование). Третья особенность заключается в том, что формула «I did it myself» помещает в центр внимания то, что субъект как источник активности, может сделать сам, без опоры и помощи со стороны других; к полученному результату (the thing) другие субъекты непричастны.

Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность .

Отдельные практические акты стремящегося к самоактуализации человека вызывают необходимость осмысления им полученных результатов и их последствий. Теоретический анализ, осознание, которое является актом самореализации, приводит к корректировке представлений о себе, представлений о мире и изменению в «жизненном плане», что К. Роджерс описывает в терминах конгруентности. Начиная с какого-то времени, самость, которая в плоскости самореализации может рассматриваться как система представлений человека о самом себе, может выступать реальным «организатором» активности человека, результатом которой является изменение не только психическое, но и физическое, что может служить основанием представлений и понятий «самодетерминация», «самоопределение». Молодой человек, стремящийся стать музыкантом (концепция идеального Я), например, путем многочасовых систематических занятий, используя свои «телесные» и волевые ресурсы, способствует формированию определенных межклеточных связей и внутриклеточных изменений, нейрофизиологических, функциональных систем, лежащих в основе представлений о навыках, умениях и способностях, изучение которых доступно в плоскости «позитивных» медико-биологических наук и представлений. В этом примере видно активное влияние теоретических представлений на физическое развитие человека, проявление «самостроительства» .

Процесс самоактуализации необходимо рассматривать не с позиции «абстрактного наблюдателя», не с позиции абстрактных «высших достижений» и их теоретических критериев, медико-статистических представлений о норме и аномалии, этот процесс доступен пониманию только с позиции здесь-и-сейчас присутствующего человека, осознающего «вызов» действительности. Самоактуализация может и должна рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор цели. И видится она с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, по мере решения проблем, совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие наличной самости, реалистические) проблемы, или деградирую не принимая вызовов, отказываясь от решения проблем или выбирая те, которые не соответствуют моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической или медицинской помощи.

А. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора. Любой отказ от усилий по полной реализации потенциала чреват возникновениями патологии или даже метапатологии. Предполагается, что отказ от развития приводит человека к нервным, психическим расстройствам, чреватым инволюцией, «свертыванием» отдельных способностей. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции отдельных регионов и стран чревато угрозой деградации для цивилизации в целом .

В «Психологии бытия» А. Маслоу подчеркивает необходимость такого понимания, при котором самоактуализированная личность не представляется бронзовой статуей на центральной площади или обитателем «пантеона», в который могут попасть только очень немногие люди, причем не ранее шестидесятилетнего возраста: «Мы можем определить самоактуализацию как эпизод, или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт ощущениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей и т.д. Во время этих «прорывов» человек становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком» .

«Пиковое переживание», свидетельствующее о самоактуализации и завершающее каждый ее эпизод, есть, прежде всего, эмоциональное проявление самооценки, причем неформальной, истинной, не дающей свершиться самообману, не позволяющей ввести себя в заблуждение даже авторитетным внешним источникам или манипуляторам. Это оценка истинности и правильности именно своего решения и поступка в данной ситуации, своего решения проблемы, последствий этого события для своей дальнейшей жизни. К Роджерс первым из них отмечает: «Я могу доверять моим переживаниям…Если переживание воспринимается как нечто ценное, то оно достойно того, чтобы существовать. Иначе говоря, я понял, что мое целостное организмическое чувство ситуации более достойно, чем мой интеллект» .

В «Дальних пределах человеческой психики» А. Маслоу пишет, что «критерием, по которому можно судить о продвижении в правильном направлении, являются пиковые переживания, они же являются и наградой самоактуализирующейся личности» . Интенсивность, глубина и продолжительность этих переживаний играют важную роль. А. Маслоу пишет: «на мой взгляд, здоровые, самоактуализированные люди, не достигшие пределов высшего переживания, живущие на уровне житейского постижения мира, ещё не прошли весь путь к истинной человечности. Они практичны и эффективны, они живут в реальном мире и успешно взаимодействуют с ним. Но полностью самоактуализированные люди, которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и в более высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии, эстетики, трансценденции, в мире религии и ее мистическом, очень личном, не канонизированном значении, в реальности высших переживаний» .

О самоактуализации можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыков (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммой знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание приносит и пиковые переживания, и положительную оценку взрослых, родителей, экзаменаторов. При развертывании процесса жизни становится не столь важным, является ли это достижение наивысшим, важна реальная достижимость. На практике такое понимание самоактуализации позволяет не только пожилым людям не пытаться «любой ценой» отстаивать завоеванные на предыдущем этапе жизни «высокие» позиции, а при неудовлетворенности или чувстве пресыщения - осваивать новые области применения своих сил, в том числе новые профессии. В последнее время появились и быстро развиваются специальные программы обучения новым профессиям для людей, которые волей тех или иных обстоятельств (болезнь, возраст) лишились возможности продолжать привычную профессиональную деятельность.

О самоактуализации возможно говорить и в том случае, когда социальная значимость деятельности и ее результатов прямо не просматривается: женщина, например, может посвятить себя главным образом воспитанию детей и внуков, что может приносить ей и пиковые переживания и любовь ближних как высшую оценку.

Говоря о жизненном пути человека, необходимо обсуждать и проблему предела. Является ли достижение самоактуализации конечным пунктом «жизненного путешествия» личности? К чему еще может стремиться человек, достигший успеха, получивший в полной мере признание и в социуме, и в семье, и в мнении экспертов?

А. Маслоу отвечает на этот вопрос так: «Цель личности (самоактуализация, автономность, индвидуация, «истинная Самость», по определению К. Хорни, подлинность и т.д.) похоже, одновременно является и конечной и промежуточной целью, инициацией, шагом вверх по лестнице к трансценденции идентичности. Можно сказать, что ее функция заключается в самоуничтожении». То есть любое конкретное достижение человек не должен рассматривать как «конечный пункт», более того, не следует фиксироваться на специальном поиске пиковых переживаний, любое достижение должно побуждать к новым свершениям. В своей последней крупной работе «Дальние пределы человеческой психики», он пришел к выводу, что теория самоактуализации может стать основой широчайшей программы переустройства человека и мира. Это и есть концептуальная основа мета-теории самоактуализации, наименее изученной и явно недооцененной .

В «Дальних пределах человеческой психики» А. Маслоу рассматривает самоактуализацию в контексте взаимоотношения человека с социумом и психотерапевтической практики. Решительно акцентируя отказ от погони за пиковыми и высшими переживаниями, он предлагает психотерапевтам сделать упор на кропотливую работу «здесь и сейчас», где важным является и мельчайшее достижение, целью является освобождение от патологии, а отнюдь не достижение Нирваны :

1. Это переживание, всепоглощающее, яркое, самозабвенное;

2. Это процесс, это выбор в каждой ситуации в пользу роста;

3. Подразумевает, что есть некая «самость», подлежащая «актуализации»;

4. Это честность и принятие на себя ответственности за свой выбор;

5. Это честность и свобода в выражении своих прав, нонконформизм;

6. Это не только конечная станция, но и само путешествие и движущая сила путешествия;

7. Это не погоня за высшими переживаниями. Они сами настигнут вас, если вы этого заслужили;

8. Проделав путь, вы узнаете себя и свою сущность. Обнажится и патология. Вы поймете свои защитные механизмы и сможете, собрав мужество, отказаться от них.

Самоактуализация – это не миг, когда нас озаряет высшее блаженство, - это напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд маленьких достижений» .

Таким образом, можно заключить, что самоактуализация – это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. Самоактуализация – это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А.Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей».

1. Алексеев, А.В. Себя преодолеть / А.В.Алексеев. - М.: ФиС, 1985. - 192 с.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К.Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 166 с.

3. Большой психологический словарь / Сост. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 630 с.

4. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001.

5. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека / О.А.Конопкин // Вопросы психологии. – 1999. - № 3. – С.35-45.

6. Куликова А. С. Стилевые особенности саморегуляции поведения при расстройствах личности / Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: НИИРРР, 2011. – С. 114-118.

7. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 150 - 158.

8. Малкин, В.Р. Психическая саморегуляция в тренировке легкоатлетов / В.Р.Малкин // Психическая саморегуляция в спорте. - Алма-Ата, 1977. – 455 с.

9. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И.Моросанова // Психологический журнал. – 2002. - №6. – С.56-64.

10. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И.Моросанова. - М.: Наука, 2001.

11. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. – 1995. – Т.16. – № 4. – С. 26-35.

12. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 118-127.

13. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В.И.Моросанова // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. – С.63-71.

14. Маслоу А. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" - К.: "Ваклер", 1997.

15. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999.

16. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997.

17. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. - М.: Просвещение, 1982.

18. Некрасов, В.П. и др. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П.Некрасов. - М.: ФиС, 1985. - 132 с.

19. Огурцов А.П. Что такое воля? // Мир психологии. – 2007. - № 3. – С.23-36.

20. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.

21. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1998.

22. Роджерс К. Клиенто-центриролванная терапия. – Киев: Навук.думка, 1997.

23. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме саморегуляции в психологии // Вопросы психологии. – 2004. - № 3. – С.64-70.

24. Юнг К. Сознание и бессознательное. - СПб.: Университетская книга, 1997.

25. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997.

Измениться не может никто, но стать лучше может каждый.

Э. Фейхтерслебен

Самоактуализация.

Самоактуализация является высшей и одновременно интегрирующей формой саморазвития и вбирает в себя в определенно ной степени все предыдущие формы, особенно самосовершенствование, во многом имея с ним общие цели и мотивы. Отличие ее от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека, а также акцент делается не на утверждении чего- либо в себе или приобретении какого-то свойства, а на полном использовании имеющегося потенциала и реализации себя. Как ее определил автор теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т.е. он обязан выполнить свою миссию - реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: истиной, красотой, совершенством и т.д. | Маслоу, 19821. Другой известный американский представитель гуманистической психологии К. Роджерс стремление к самоактуализации рассматривает как универсальную интенцию живых организмов к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активация способствует развитию организма или личности [Роджерс, 1990, 1994].

В основе процесса самоактуализации лежит одноименная потребность. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности низшего порядка. На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования.

Согласно другому представителю гуманистической психологии,

В. Франклу , смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По мнению В. Франкла, существует три наиболее общих пути поиска смысла: 1) то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); 2) то, что мы берем от мира (переживания); 3) позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидания, переживания и отношений. Смысл определяется В. Франклом как то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть есть интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни, согласно В. Франклу, не в поисках удовольствия, стремления к счастью, он - в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом и отыскание их в реализации ценностей созидания, переживания, отношения. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель ее состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем законам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь, как может. А если ему удается прожить ее во всей полноте, т.е. самоактуализироваться и затем реализовать себя, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам, тем, что именно ему удалось что-то сделать. Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция - стремление не следовать своему предназначению. Здесь рождаются самообман, многочисленные защиты, и как итог жизни - отчаяние, что зафиксировал в своей концепции Э. Эриксон .

В самоактуализации смыкаются две линии человеческого бытия - самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализиро- ваться - обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? Маслоу выделяет восемь способов поведения , ведущих к самоактуализации и реализации себя в жизни :

  • - самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда «Я» реализует себя;
  • - жизнь есть процесс постоянного выбора; всегда имеется выбор: продвижение или отступление; самоактуализация - это непрерывный процесс, когда предстоят многократные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать; самоактуализация означает выбор возможности роста;

самоактуализация выступает как способность человека прислушиваться к самому себе, т.е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;

  • - самоактуализация - это способность быть честным, умение брать на себя ответственность; как отмечает А. Маслоу, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;
  • - самоактуализация - это способность быть независимым, быть готовым к независимой от других позиции;
  • - самоактуализация одновременно не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
  • - высшие переживания - это моменты самоактуализации, это мгновения экстаза, которые нельзя купить, которые не могут быть гарантированы и которые невозможно даже искать;
  • - самоактуализация выступает также как способность человека к «разоблачению» собственной психопатологии, что выражается в умении выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

Маслоу в своих работах указывает также на пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задачей подлинного научения является быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из сказанного ранее. Самый важный результат - ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, полноты того, что ты все делал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться. Конкретными результатами являются удовлетворенность жизнью, деятельностью, собой и успешность (состоятельность) личности в различных сферах бытия.

Самореализация . Самореализация, как уже отмечалось ранее, является одновременно и формой саморазвития, и самостоятельным процессом. В современной психологии под самореализацией понимается «осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый данный момент времени» | Коростылева, с. 52]. В настоящее время в психологии обозначена проблематика изучения самореализации. Можно сослаться на обобщающую работу Л. А. Коростылевой, в которой определены:

  • - стратегии самореализации - оптимальные и неоптимальные;
  • - уровни самореализации - примитивно-исполнительский, индивидуально-исполнительский, уровень реализации ролей и норм в социуме, уровень смысложизненной и ценностной реализации;
  • - механизмы - мотивационно-смысловые и личностно-ситуативные;
  • - этапы - самоопределение и выбор; становление, дальнейший рост и развитие;
  • - барьеры самореализации - ценностный барьер, барьер смыслового конструкта и диспозиционный барьер.

Самореализация наиболее тесно связана с самоактуализацией личности. Недостаточно только посредством обнаружения, осознания, обретения каких-то качеств и способностей актуализировать свой потенциал. Важно использовать его в полной мере, тем самым реализовать себя в жизни. Только в этом случае человека и можно назвать самоактуализирующейся личностью, согласно определению А. Маслоу, выполнившей свою миссию и свое предназначение. Самореализация также тесно связана и с другими формами саморазвития. Если человеку удается самоутвердиться в своих глазах или глазах других - это серьезный шаг в реализации себя. Тем более это справедливо применительно к самосовершенствованию. Достигая каких-то высот в своей жизни и личностных приобретениях, человек, несомненно, решает задачу и самореализации.

Психологи и представители смежных наук, в частности акмеологи, дали несколько схожих определений самоактуализации и самореализации. В частности, по мнению одного из основателей гуманистической психологии А.Маслоу «…суть развития человека (самоактуализация) – стремление реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал». А.Маслоу в своих обобщающих исследованиях по гуманистической психологии дал подробную психологическую характеристику самоактуализирующимся людям, отметив следующие их личностные особенности:

· более эффективное восприятие реальности;

· принятие себя, других и природы;

· непосредственность, простота и естественность;

· центрированность на проблеме;

· независимость и потребность в уединении;

· автономия: независимость от культуры и окружения;

· свежесть восприятия;

· вершинные или мистические переживания;

· общественный интерес;

· глубокие межличностные отношения;

· демократический характер;

· разграничение средств и целей;

· философское чувство юмора;

· креативность;

· сопротивление окультуриванию.

Акмеологи, отмечают также, что для человека важны не только процессы самореализации, но и их направленность.. С одной стороны преимущественная ориентация на самоактуализацию способствует повышению самостоятельности человека и его независимости от обстоятельств, так как она, в частности, развивает его конкурентоспособность. В то же время преимущественная ориентация на конкуренцию может пагубно влиять на психическое здоровье и развитие личности, потому что конкуренция насыщает собой все области жизни, она, порой, формирует позицию презрения к слабым и зависть к сильным.

Акмеология, ориентирующая личность на гуманистическую направленность развития, ставит своей задачей оградить личность от таких психологических деформаций, в частности в акмеологическом понимании «…уровень развития определяется тем, насколько субъект является теплом и светом для других. Оценка высшего – с точки зрения того, как оно и что изменяет, усовершенствует в других людях.» (С.Л.Рубинштейн).

Самоактуализация и самореализация личности сочетаются с ее адаптацией, индивидуализацией и интеграцией в процессе вхождения человека в новую (любую) социальную среду. При этом отмечается гуманистическая направленность индивидуализации. Просто «выделиться» уже не является самоцелью, важным является достижение профессиональных, личностных или духовных вершин именно в процессе индивидуализации.

К субъективным свойствам личности, способствующим достижению высокого уровня профессионального мастерства практически независимо от вида деятельности, с точки зрения акмеологии можно отнести следующие общие личностные качества:


Развитая антиципация, проявляющаяся в умении точно, «далеко» и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности;

Сила личности;

Высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умении управлять своим состоянием, высокой работоспособности, высокой стрессоустойчивости, постоянной готовности к стрессовым действиям, способности мобилизовать свои ресурсы в любой момент;

Умение принимать решения, в том числе – смелость в принятии решений, надежность решений, их своевременность и точность, нестандартность и эффективность;

Креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи;

Высокая и адекватная мотивация достижений.

Таким образом, современная психология и смежные с ней науки, в частности, акмеология, дают полный и исчерпывающий ответ на вопрос, что такое самоактуализация личности, каковы ключевые этапы самореализации, подводные камни и сложности.
В соционике процесс самоактуализации и самореализации описан достаточно подробно. Под самоактуализацией понимается прежде всего осознавание своих врожденных предпочтений врожденные предпочтения у человека по соционике, а под самоактуализацией - их максимальное развитие, в том числе и в профессиональной области.

Объективные предпосылки к достижению высоких профессиональных результатов (самореализации в профессиональной области) лежат, прежде всего, в области применения сильных функций сильные и слабые функции каждого человека. Рассматривая проблему самоактуализации и профессиональной самореализации под этим углом, можно понять, почему не все люди стремятся развить свой врожденный потенциал (в данном случае имеются ввиду сильные функции психотипа).

Во-первых, в большинстве своем люди не осознают, в чем именно заключается их потенциал, т.е. какие функции у них изначально сильные, на что можно и нужно опираться.
Во-вторых, не все функции одинаково востребованы в обществе - само устройство общества предполагает более благоприятное взаимодействие с людьми одних психотипов и конфликтное – с людьми других психотипов.

4. Жизненные кризисы

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

1) пренатальный (внутриутробный);

2) детство;

3) отрочество;

4) зрелость (взрослое состояние);

5) преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, и имеет ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами по ведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

Предзародышевую;

Зародышевую (эмбриональную);

Стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого вре­мени его уже называют ребенком.

Период детства включает стадии:

Рождение и младенчество (от рождения до 1 года);

Раннее детство (или «первое детство» – с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;

Дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется
развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответ­ствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуаль­ных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

Подростковый (или пубертатный);

Юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения, самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13 - 14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества, |Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «ста­новления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 15 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять рабо­ту, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стаби­лизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен и своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семей­ное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45- 55 лет.

Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здо­ровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает от­чуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В ре­зультате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания. Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне

Следующая стадия - «торга». Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за сноп грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии. Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оста­вить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти». Человек осознает и соглашается, смиря­ется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состоя­ние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще можно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и ею контроля над различными функциями организма, и результате происходит ги­бель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не уми­рает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информаци­онным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возмож­ность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние иссле­дования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

(Асмолов)

Жизненный путь личности – это становление ее индивидуальности (Рубинштейн, Ананьев). Индивидуальность – совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

При изучении проявлений индивидуальности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный. К инструментальным проявлениям индивидуальности относятся характер и способности.

Под продуктивными проявлениями индивидуальности прежде всего имеются в виду те процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.

К продуктивным проявлениям личности как субъекта деятельности также «относятся те преобразования, те «личностные вклады» {В.А.Петровский), которые личность своими действиями вводит в смысловую сферу других людей и культуру.

Если продуктом первого обозначенного круга проявлений индивидуальности является прежде всего преобразование себя, то продуктом второго круга проявлений - преобразование других.

Личность изменяет себя через изменение других.

Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий (псих.словарь).

Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность», 1954), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок при этом таков: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребности в любви и привязанности; 4) потребности в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди - самоактуализирующиеся личности, - являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность.

(Асмолов) В основывающейся на экзистенциализме гуманистической психологии личности (А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.Бюлер) самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека. Оно выступает как «случайное», приходящееся только на долю самоактуализирующихся личностей природное качество отдельного человека. По подсчетам А.Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют ничтожное меньшинство (около 1%) населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. Поэтому они разительно отличаются от большинства. А.Маслоу отмечает, что прав был тот биолог, который заявил, что он обнаружил недостающее эволюционное звено между человекообразными обезьянами и цивилизованным человеком - это мы. Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены следующие 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7. Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я».

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняются этим целям.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

Самореализация – (если рассматривать это понятие с позиций Маслоу, то самореализация=самоактуализация). Тенденция к самореализации выступает в качестве основной движущей силы развития личности по теории личности Г.Олпорта (Асмолов).

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. (Интернет).

Самореализация - в иерархии потребностей А.Маслоу - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов. (Интернет).

Персонализация (от лат. persona - личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Понятие персонализации в этом значении введено В. А. Петровским. Потребность в персонализации (потребность быть личностью) - не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации - деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, транслирует другим свою индивидуальность. Способность к персонализации представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к персонализации обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях персонализация отсутствует. Экспериментально показано, что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив, тогда как в группах низкого уровня развития персонализации одного человека (лидера) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей (псих.словарь).