Ремарк черный обелиск анализ. Черный обелиск

«Черный обелиск», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Екатерина Борцова. .

Произведения этого автора всегда меня будоражили, заставляли задумываться над каждой прочитанной фразой, полной глубокого смысла. Но книга «Черный обелиск» разрушила, взорвала и перечеркнула все мои стереотипы и убеждения. Она настолько полна жизни, жизни «с изнанки», жизни, которую мы не привыкли видеть…

1920-е… небольшой немецкий городок… голод… происходят глобальные изменения в стране, что не может не сказаться на жизни обычных граждан, таких как Людвиг Бодмер, который работает в бюро по продаже надгробий. Его история, на первый взгляд, проста и обыденна: Первая Мировая война, бедность, несчастная любовь, бегство от самого себя…Но на самом деле все эти вопросы о Боге, смысле жизни, земной и небесной любви, над которыми размышляет главный герой, не теряют своей актуальности-они жизненны. Философские рассуждения Людвига со своей возлюбленной, страдающей раздвоением личности, Женевьевой-Изабеллой, споры с врачом психиатрической больницы, долгие разговоры с пастором церкви…наводят и на меня размышления о душевных терзаниях людей, их страданиях и настроениях.

Произведения Ремарка всегда поневоле заставляют задуматься о течении жизни, жизни без прикрас. И этот роман не исключение. Существование Людвига Бодмера, его окружение, разговоры, повседневная суета и весь хитросплетенный клубок жизненных обстоятельств и приключений потому и интересен, что представлен нам через призму ощущений, чувств, размышлений обыкновенного человека, такого, как и мы с вами.

О символике произведения, я думаю, не стоит и говорить. Каждый найдет для себя что-то свое, по-своему истолкует то или иное высказывание, даже название книги.

Проблемы, которые ставит перед нами Ремарк, глобальны по масштабам: период между двумя мировыми войнами, время зарождения фашизма, нравственные искания людей, находящихся на распутье. Эту книгу я читала на одном дыхании с всепоглощающим удовольствием. После нее я долго не могла опомниться, взять в руки другое произведение. Приходилось перечитывать целые главы, чтобы понять смысл вложенного, даже заучивать некоторые фразы. Надлом, который случился во мне после прочтения этого романа, никогда не зарастет. Мощь, сила и тяжесть произведения потрясли меня и оставили неизгладимый след не только в моем читательском опыте, но и во всей моей жизни.

Рецензия написана в рамках конкурса “ ”.

Эрих Мария Ремарк

Черный обелиск

Erich Maria Remarque

DER SCHWARZE OBELISK

Печатается с разрешения The Estate of the Late Paulette Remarque и литературных агентств Mohrbooks AG Literary Agency и Synopsis.

Исключительные права на публикацию книги на русском языке принадлежат издательству AST Publishers. Любое использование материала данной книги, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается

© The Estate of the Late Paulette Remarque, 1956

© Перевод. В. Станевич, наследники, 2015

© Издание на русском языке AST Publishers, 2015

Солнце заливает светом контору фирмы по установке надгробий «Генрих Кроль и сыновья». Сейчас апрель 1923 года, и дела идут хорошо. Весна не подкачала, мы торгуем блестяще, распродаем себе в убыток, но что поделаешь – смерть немилосердна, от нее не ускользнешь, однако человеческое горе никак не может обойтись без памятников из песчаника или мрамора, а при повышенном чувстве долга или соответствующем наследстве – даже из отполированного со всех сторон черного шведского гранита. Осень и весна – самый выгодный сезон для торговцев похоронными принадлежностями: людей умирает больше, чем летом и зимой; осенью – потому, что силы человека иссякают, весною – потому, что они пробуждаются и пожирают ослабевший организм, как слишком толстый фитиль тощую свечу. Так по крайней мере уверяет самый усердный из наших агентов, могильщик Либерман с городского кладбища, а уж ему ли не знать: старику восемьдесят лет, он предал земле свыше десяти тысяч трупов, на комиссионные по установке надгробий обзавелся собственным домом на берегу реки, садом, прудом с форелью; профессия могильщика сделала его философствующим пьяницей. Единственное, что он ненавидит, – это городской крематорий. Крематорий – нечестный конкурент. Мы тоже его недолюбливаем: на урнах ничего не заработаешь.

Я смотрю на часы. Скоро полдень, и, так как сегодня суббота, я заканчиваю свой трудовой день. Нахлобучиваю жестяной колпак на машинку, уношу за занавеску аппарат «Престо», на котором мы размножаем каталоги, убираю образцы камней и вынимаю из фиксажа фотоснимки с памятников павшим воинам и с художественных надгробных украшений. Я бухгалтер фирмы, художник, заведующий рекламой и вообще вот уже целый год состою единственным служащим нашей конторы, хотя я отнюдь не специалист.

Предвкушая наслаждение, достаю из ящика стола сигару. Это черная бразильская. Представитель Вюртембергского завода металлических изделий утром угостил меня этой сигарой, а потом попытался навязать мне партию бронзовых венков. Следовательно, сигара хорошая. Я ищу спички, но, как обычно, коробок куда-то засунули. К счастью, в печке есть еще жар. Я скатываю трубочкой бумажку в десять марок, подношу ее к углям и от нее закуриваю сигару. Топить печку в апреле, пожалуй, уже незачем; это одно из коммерческих изобретений моего работодателя Георга Кроля. Ему кажется, что когда люди скорбят и им еще приходится выкладывать деньги, то легче это сделать в теплой комнате, чем в холодной. Ведь от печали и без того знобит душу, а если к тому же у людей ноги стынут, трудно бывает выжать хорошую цену. В тепле все оттаивает – даже кошелек. Поэтому в нашей конторе всегда жарко натоплено, а нашим агентам рекомендуется зарубить себе на носу: никогда не пытаться заключать сделки в дождь и в холод на кладбище – только в теплой комнате и по возможности после обеда. При таких сделках скорбь, холод и голод – плохие советчики.

Я бросаю обгоревшую десятимарковую бумажку в печку и встаю. И тут же слышу, как в доме напротив распахивают окно. Мне незачем смотреть туда, я отлично знаю, что там происходит. Осторожно наклоняюсь над столом, словно еще вожусь с пишущей машинкой. При этом искоса заглядываю в ручное зеркальце, которое пристроил так, чтобы в нем отражалось упомянутое окно. Как обычно, Лиза, жена мясника Вацека, стоит там в чем мать родила, зевает и потягивается. Она только сейчас поднялась с постели. Наша уличка старинная, узкая, Лизу нам отлично видно, а ей – нас, и она это знает. Потому и становится перед окном. Вдруг ее большой рот растягивается в улыбку, сверкая зубами, она разражается хохотом и указывает на мое зеркальце. Ее зоркие глаза хищной птицы заметили его. Я злюсь, что пойман с поличным, но делаю вид, будто ничего не замечаю, и, окружив себя облаком дыма, отхожу в глубь комнаты. Лиза усмехается. Я выглядываю в окно, но не смотрю на нее, а притворяюсь, будто киваю кому-то идущему по улице. В довершение посылаю ему воздушный поцелуй. Лиза попадается на эту удочку. Она высовывается из окна, чтобы посмотреть, с кем же это я здороваюсь. Но никого нет. Теперь усмехаюсь я. А она сердито стучит себя пальцем по лбу и исчезает.

Собственно говоря, не известно, зачем я разыгрываю всю эту комедию. Лиза, что называется, «роскошная женщина», и я знаю многих, кто охотно платил бы по нескольку миллионов за то, чтобы наслаждаться каждое утро подобным зрелищем. Я тоже наслаждаюсь, но все же меня злит, что эта ленивая жаба, вылезающая из постели только в полдень, так бесстыдно уверена в своих чарах. Ей и в голову не приходит, что не всякий сию же минуту возжаждет переспать с ней. Притом ей, в сущности, это довольно безразлично. Лиза продолжает стоять у окна, у нее черная челка, подстриженная, как у пони, дерзко вздернутый нос, и она поводит грудями, словно изваянными из первоклассного каррарского мрамора, точно какая-нибудь тетка, помахивающая погремушками перед младенцем. Будь у нее вместо груди два воздушных шара, она так же весело выставила бы их напоказ. Но Лиза голая, и поэтому она выставляет не шары, а груди, ей все равно. Просто-напросто она радуется, что живет на свете и что все мужчины непременно должны сходить по ней с ума. Затем она об этом забывает и набрасывается прожорливым ртом на завтрак. А тем временем мясник Вацек устало приканчивает несколько старых извозчичьих кляч.

Лиза появляется снова. Она налепила себе усы и в восторге от столь блистательной выдумки. Она по-военному отдает честь, и я готов допустить, что ее бесстыдство предназначается старику Кнопфу, фельдфебелю в отставке, проживающему поблизости, но потом вспоминаю, что в спальне Кнопфа только одно окно и оно выходит во двор. А Лиза достаточно хитра и понимает, что из соседних домов ее не видно.

Вдруг, словно где-то прорвав плотину тишины, зазвонили колокола церкви Девы Марии. Церковь стоит в конце улички, и звуки так оглушают, точно валятся с неба прямо в комнату. В то же время я вижу, как мимо второго окна нашей конторы, выходящего во двор, проплывает, словно фантастическая дыня, лысая голова моего работодателя. Лиза делает неприличный жест и захлопывает свое окно. Ежедневное искушение святого Антония еще раз преодолено.


Георгу Кролю ровно сорок лет, но его лысая голова уже блестит, точно шар на кегельбане в саду пивной Боля. Она блестит с тех пор, как я его знаю, а познакомился я с ним пять лет назад. Лысина эта так блестит, что, когда мы сидели в окопах – а мы были в одном полку, – командир отдал особый приказ, чтобы Георг, даже при полном затишье на фронте, не снимал каски, ибо слишком силен был соблазн для самого благодушного противника проверить с помощью выстрела, не огромный ли это бильярдный шар.

Я щелкаю каблуками и докладываю:

Главный штаб фирмы «Кроль и сыновья»! Пункт наблюдения за действиями врага. В районе мясника Вацека подозрительное передвижение войск.

– Ага, – отвечает Георг. – Лиза делает утреннюю зарядку. Вольно, ефрейтор Бодмер! Почему не надеваете по утрам шоры, как у лошади в кавалерийском оркестре, и не оберегаете таким способом свою добродетель? Разве вы не знаете, каковы три самые большие драгоценности нашей жизни?

– Откуда же я могу знать, господин обер-прокурор, если я и самой жизни-то не видел?

– Добродетель, юность и наивность! – безапелляционно заявляет Георг. – Если их утратишь, то уж безвозвратно! А что на свете безнадежнее многоопытности, старости и холодного рассудка?

– Бедность, болезнь и одиночество, – отзываюсь я и становлюсь вольно.

– Это только другие названия для опыта, старости и заблуждений ума.

Георг вынимает у меня изо рта сигару, мгновение смотрит на нее и определяет, как опытный коллекционер бабочку:

– Добыча взята на фабрике металлических изделий.

Он извлекает из кармана чудесно осмугленный дымом золотисто-коричневый мундштук из морской пенки, вставляет в него мою бразильскую сигару и продолжает ее курить.

– Ничего не имею против конфискации сигары, – заявляю я. – Хотя это грубое насилие, но ты, как бывший унтер-офицер, ничего другого в жизни не знаешь. Все же зачем тебе мундштук? Я не сифилитик.

– А я не гомосексуалист.

– Георг, – продолжаю я, – на войне ты моей ложкой бобовый суп хлебал, когда мне удавалось выкрасть его из кухни. А ложку я прятал за голенище грязного сапога и никогда не мыл.

Георг смотрит на пепел сигары. Пепел бел как снег.

История написания

«Черный обелиск» был написан в довольно сложный период жизни Ремарка. В то время он завязал близкие отношения с Полетт Годдар, ставшей его последней любовью, под ее влиянием увлекся восточной философией.

Напоминала о себе болезнь Меньера, но писатель не прекращал работу: одновременно с романом «Черный обелиск» он писал «Время жить и время умирать», «Баркаролу», «Последний полустанок».

В какой-то мере роман автобиографичен - после демобилизации молодой Ремарк, как и главный герой произведения, зарабатывал на обед игрой на органе в часовенке городской больницы и мог наблюдать за обитателями психиатрического отделения.

Будущий писатель продавал надгробные памятники - и его герой Людвиг занимается тем же. В 1922 году Ремарк уезжает в Берлин, чтобы заняться журналистикой - и главного героя романа также ждет должность журналиста в берлинском издании.

Сюжет

Главный герой повествования, Людвиг Бодмер, участвовал в Первой мировой войне. Он принадлежит к «потерянному поколению», которому пришлось повзрослеть на войне, выживать во время послевоенной депрессии и вновь быть брошенным в горнило следующей, еще более жестокой войны.

Людвиг работает у своего сослуживца-однополчанина Георга Кроля, фирма которого продает надгробные памятники. Подрабатывает герой игрой на органе в часовне лечебницы для душевнобольных. Там он и встречается с Женевьевой, страдающей раздвоением личности. Женевьева называет свое «второе Я» Изабеллой, а Людвига - то Рольфом, то Рудольфом.

Людвиг ведет с Женевьевой-Изабеллой беседы о вечном: о религии и смысле жизни, о любви и отношениях. Симпатичная странная девушка вызывает у Людвига любовь, да и она тоже влюбляется в него.

Но болезнь Женевьевы проходит. Изабелла исчезает из ее памяти, как и Людвиг - она его не помнит и ничего к нему не испытывает. Людвиг уезжает в Берлин.

В романе присутствуют признаки надвигающейся войны: один из персонажей, мясник по имени Вацек, - почитатель будущего фюрера Адольфа Гитлера и предводитель банды фашиствующих молодчиков.

Отзывы

Роман о тяжелых временах читатели воспринимают неоднозначно. «Черный обелиск» - многоуровневое произведение, требующее вдумчивого прочтения. Писатель довольно часто отступает от сюжетных линий ради философских размышлений о памяти, о смысле жизни, о Боге. Критики отмечают некоторую затянутость произведения, недостаточно динамичное развитие сюжета.

Исторический фон выписан настолько тщательно, что по «Черному обелиску» можно изучать соответствующий период истории Германии. Не менее детально обрисованы персонажи.

Действие романа происходит в городе Верденбрюк после Первой мировой войны. Людвиг Бройер работает в фирме по продаже надгробий Генриха Кроля. 20-е годы 20-го столетия. Германия на пороге новой войны. В стране царит хаос, инфляция и жуткая безработица. Мир погряз в прагматизме, и в нём нет места гуманности.

Главная мысль.

Это роман о дружбе, о смысле жизни и существования, о стремлении к духовному развитию, о поиске собственного Я.

Людвиг еще достаточно молод, но уже прошёл все ужасы войны. Не найдя в себе призвания учителя в сельской местности, он отправляется в Верденбрюк, чтобы работать у своего друга и однополчанина Генриха Кроля агентом по продаже надгробий. Людвиг также состоит в союзе писателей. В Германии в это время происходят беспорядки, смена власти, царят инфляция и безработица. Очень высокая смертность и заболеваемость ожесточают людей.

Это время зарождения нацизма в стране. Чтобы хоть как-то прокормить себя и держаться на плаву Людвигу помимо работы в фирме приходится подрабатывать репетитором и играть по воскресеньям на органе в церкви при доме для умалишенных. Там он знакомится с девушкой из богатой семьи, у которой психическое заболевание, проявляющееся в раздвоении личности. Людвиг влюбляется в нее. Но ирония заключается в том, что она принимает его за другого человека. Она излечивается и не может вспомнить Людвига и всё, что связано с ним.

Людвиг решает оставить профессию, связанную со смертью и уезжает в Берлин работать в редакции. Перед отъездом он спасает фирму от банкротства, продав черный обелиск.
После войны Людвиг проездом посетит город, но он уже будет в руинах.

Картинка или рисунок Чёрный обелиск

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Медея Сенека

    Сюжет имеет множество повторов и трактовок в античной культуре. Сенека предлагает собственную оригинальную версию, но в основе изначальная легенда об аргонавтах. В частности частью сюжета о предводителе искателей золотого руна Ясоне

  • Краткое содержание Малыш Стругацкие

    Общей целью участников экспедиции было исследование планеты. Они поставили задачу - поселить пантиан, так как их планета была мертва. Пока все занимались исследованием планеты

  • Краткое содержание Мой спутник Горький

    Однажды, в гавани Одессы, я повстречал необычного человека. Он был восточной внешности, одет довольно прилично, костюм хороший и чистый. Человек неторопливо прогуливался по гавани и резко отличался от тамошних рабочих

  • Краткое содержание Золотые слова Зощенко

    Леля и Минька, брат с сестрой, очень любят ужинать с гостями родителей. В такие вечера на стол ставятся разные вкусные блюда, а взрослые рассказывают истории из своей жизни, которые дети любят слушать.

  • Краткое содержание Петроний Сатирикон

    Главным персонажем романа является неглупый юноша, Энколпий, который явно небезупречен в своих поступках. Он укрывается от наказания за убийство и сексуальный грех, который навлёк на него гнев древнегреческого бога Приапа.

Спустя 30 лет обратит взгляд назад Э. М. Ремарк. «Черный обелиск» - произведение-размышление о Роман написан в 1956 году о событиях и людях 1923 года. Он злободневен и для настоящего момента. Инфляция, неуверенность в завтрашнем дне, националистические и фашистские настроения - это печальные приметы нынешнего времени.

Ремарк книги свои наполняет иронией и юмором, которые спасают и его, и читателя от давящего чувства тоски. Это способ самозащиты вместо бессмысленного крика о спасении.

Через тридцать лет

Герои Ремарка возвращаются в его молодые годы, когда он так же, как и главный герой, работал учителем, играл на органе, некоторое время продавал надгробные памятники, наблюдал, как поднимают голову фашиствующие молодчики, как постепенно они набирают силу.

Главный герой - это Людвиг Бодмер. Он служит в конторе по продаже надгробий у своего друга, с которым они ели из одной миски на фронте, Георга Кроля. Оба прикладывают все силы, чтобы фирма держалась на плаву в условиях гиперинфляции, когда курс меняется несколько раз в течение дня, пока не закроется биржа. Этими деньгами можно хоть прикуривать, что и делает главный герой, настолько они обесценены. Деньги тогда можно было взвешивать. Это хорошо помнит Ремарк. «Черный обелиск» дает ясное представление о полном обнищании одних и вылезших на спекуляциях других людей. Однополчане живут одним днем. Но в тех условиях невозможно, даже, скорее, абсурдно, строить какие-либо планы. Им приходится исхитряться, чтобы закупать товар подешевле, играя векселями. К этой игре они немного приспособились, но надолго ли их хватит?

Одна из любовных линий романа

Георг Кроль приударил за красоткой-соседкой, которая с удовольствием выставляет в окне средь бела дня напоказ все свои прелести. Она не прочь закрутить роман, поскольку муж-мясник ее совсем не интересует. Она вышла за него замуж, поскольку ей элементарно не хватало денег на еду.

Муж, узнав, как всегда, с большим опозданием об измене жены, с которой он пока не собирается расставаться, затаил зло на Георга. С женой он разведется, но это случится позже. А пока Вацек, так зовут обманутого мужа, симпатизирует фюреру и при первом удобном случае он находит способ отомстить Георгу. Через много лет, когда к власти придут национал-социалисты, Вацек сумеет отправить Георга в концлагерь. Там Георг Кроль, чудом выживший на войне, погибнет.

Любовь небесная

На одну зарплату прожить невозможно. Поэтому главного героя Ремаркотправляет в психиатрическую больницу играть по воскресеньям на органе. Девушка с раздвоенным сознанием, Женевьева, называет себя то Изабелла, и тогда она прекрасна, то Женни. Когда она принимает второй образ, то меняется даже внешне, и ее красота исчезает, а сама становится хитрой и злобной. Изабелла никогда не называет Людвига его настоящим именем. В зависимости от настроения она дает ему имя Рольф или Рудольф. В Рудольфа она была безответно влюблена до того, как попала в больницу. Изабелла - это фата-моргана, чуткая ко всем проявлениям жизни. Она ведет долгие разговоры об ее смысле с Людвигом, о поэзии, о луне.

Внезапное преображение

Но, внезапно выздоровев, она все забывает. И беседы, и возникшее между ними чувство. Воспитанная девушка с недоумением слушает Людвига и вежливо благодарит за хорошую игру на органе. И все. Для Людвига это шок. Отстранившись от Людвига, эта юная состоятельная фройляйн его просто не узнает.

Он для нее чужой человек. Выздоровление Изабеллы трагично для Людвига - та девушка, которую он любил, для него практически умирает. Так показывает несостоявшуюся любовь Ремарк. «Черный обелиск» - роман, где все двоится.

Любовь земная

Но, кроме Изабеллы, Людвиг Бодмер увлекся приехавшей в их городок гимнасткой Гердой Шнейдер. Их роман хоть и полон нежности, но у него нет продолжения. Герда - это ясное и крепкое счастье на время. Это понятно обоим. Она девушка практичная. От поэта-бессребреника, который ей не может ничего дать, она уходит к состоятельному хозяину ресторана.

Оставаться в городке Людвигу Бодмеру больше незачем. Его приглашают работать журналистом в Берлине. Он уезжает, чтобы возвратиться, когда закончится война с фашизмом.

Возвращение

В годы войны Людвига не было в Германии. Но он вернулся после нее и навестил городок свой молодости. Почти никого он не встретил, а город лежал в руинах. На память Людвиг купил только старые открытки, хотя сентиментальностью не отличался. Так заканчивает Ремарк «Черный обелиск». Остается открытым вопрос, как будет дальше жить главный герой. По-видимому, будет продолжать искать настоящую любовь. Так, прощальным визитом в провинциальный городок заканчивается роман «Черный обелиск», краткое содержание которого изложено выше.

Людвиг Бодмер

Он относится к тому поколению, которое принято называть «потерянным». Оно попало в мясорубку Вердена и газовых атак и ничего, кроме школьной скамьи и орудий убийства, в юности не видело.

Главный персонаж романа, идеалист Людвиг Бодмер, как и многие другие действующие лица произведений Ремарка, кое-как приспособился к мирной жизни. Но именно приспособился. Его друг и владелец похоронного бюро до сих пор кричит по ночам, когда ему снятся сцены войны. Людвиг не смог выполнить обещание, данное им матери, и стать учителем. Существовать в глуши без фронтовых товарищей он не умеет. Жить полноценной человеческой жизнью у него не получается. Он не может найти возлюбленную. Итак, ни любовь, ни семейная жизнь у Людвига Бодмера не складываются. А что же остается? Стычки с теми, кто мечтает возродить Германию, видеть ее господство над миром. Но «Людвиги» разобщены, и с той силой, которая накрывает их родину, им не дано справиться. Они могут уехать и издалека бороться против фашизма, как это сделал герой романа. Это их максимум.

«Черный обелиск»: отзывы

В отзывах читателей звучит восхищение умением писателя передать дух эпохи. Униженная, нищая, растерянная Германия показана абсолютно достоверно. В стране полный бедлам. Духовных ценностей нет. Старые исчезли, а новые еще не появились. «Черный обелиск» читается и как показывающий расшатанную экономику страны, и как психологическая вещь. А также это литературная классика и философская проза. Людвиг Бодмер представляется читателям совершенно положительным, не имеющим изъянов. И места его работы, похоронное бюро и сумасшедший дом, не смущают читателей. Людвигу, и это считают естественным, не везет в любви, поскольку он беден. И все, кто находится вокруг него, убеждены, что любви никакой и нет вовсе. Есть только чувственное влечение. Надо просто ловить момент.

А романтик и философ так жить не хочет и не может. Не понравились образы женщин, поскольку нарисованы только черно-белой краской, так или иначе хищные и жадные до удовольствий. Книга, как считают читатели, написана с грустью и юмором.

«Черный обелиск»: цитаты

  • Деньги - иллюзия; каждый это знает, но многие еще до сих пор не могут в это поверить.
  • Происходит грандиозная распродажа честных доходов, сбережений, порядочности.
  • То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь.
  • Сомнение - оборотная сторона веры.
  • Богатый спекулянт желаннее, чем достойный, но бедный служащий.

История создания романа

К 1951 году творческая жизнь Ремарка приостанавливается. И тут он знакомится с Полетт Годдар. Через шесть лет они становятся мужем и женой.

Уехав из Соединенных Штатов, они много путешествуют по Европе, а потом возвращаются в дом Ремарка в Швейцарии, в Порто-Ронко. В это время Эрих Мария Ремарк, книги которого расходились огромными тиражами по всему миру, начинает работу над новым произведением. Пришло вдохновение, и работа идет быстро. Сюжетная линия выстраивается самая простая. В ней мало динамики. «Черный обелиск» - роман-раздумье. Как обычно, писатель размышляет о вечных вопросах, о смысле жизни, о любви, войне, через которую прошли его герои. Им неясно, как жить, но они старались всегда сохранить человеческие отношения. Через десять лет это время сменится таким разгулом безумия, какого еще никогда не знал мир. Ростки этого явления показывает Ремарк в «Черном обелиске».