Развитие дифференцированности, расчлененности и детальности отражения в микрогенезе актов восприятия. Стимульный материал для методики

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. "Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки" (С.Л. Рубинштейн ). Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмот-ренным принципам, помогает его правильная организация.

Существует следующая классификация методов, используемых при проведении психологических исследований:

Методы организации исследований (лонгитюдный , сравнитель-ный);

Методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наб-людение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники (открытые, закрытые), изучение продуктов деятельности, тесты (успешности, достижений, проективные), эксперимент (естествен-ный, лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);

Методы обработки материала (качественный и количественный анализы).

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.

Медитация (от лат. meditare - мысль, движущаяся к цен-тру) - такое состояние сосредоточения, которое позволя-ет человеку выйти за пределы собственной психики, по-смотреть на себя со стороны. Индийский ученый Чоудхур-ри так описывал медитацию: «...радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать ни-каких усилий; надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыс-лей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока.

Метафорически можно сказать - наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас в небо». Медитация широ-ко используется во многих религиях, например в буддиз-ме. В психологии и психотерапии она используется как метод, позволяющий человеку снять нервно-психическое напряжение, дистанцироваться от своих проблем, посмот-реть на них как бы со стороны.

Осуществление всех методов суггестивной терапии тре-бует специальной подготовки. Так, гипноз в психотера-певтических целях может осуществляться только специа-листами, имеющими медицинское образование. Овладе-ние техниками аутогенной тренировки и медитации возможно только под руководством опытного специали-ста.

Конечно, перечисленными методами методический арсенал педагогической науки и практики не ограничива-ется, он гораздо богаче. Мы остановились лишь на тех, которые наиболее распространены и ссылки на которые чаще встречаются в литературе.

Тесты могут быть:

Индивидуальными и групповыми ; вербальными и действенными .

Ответы на тестовые задания могут быть разными. Это и свободные ответы, и выбор одного из нескольких предложенных, и т. д.

В качестве примера тестов, используемых для определения общего уровня способностей, ниже приведен один тест, состоящий из 40 задач, из книги известного английского психолога, профессора Г. Айзенка .

Приводится одна из наиболее удачных современных классификаций методов психологического исследования.

Методы психологии – это совокупность приемов и способов, пользуясь которыми исследователи могут получить сведения и расширить знания, необходимые для создания научных теорий в психологии и формировании практических рекомендаций. Вместе с определением понятия «метод», употребляются термины «методология» и «методика». Метод реализуется в методике, которая является совокупностью правил, необходимых для исследования, описывает набор применяемых инструментов и предметов, которые используются в определенных обстоятельствах и регламентируются последовательностью воздействий исследователя. Каждая психологическая методика базируется на сведениях о возрасте, полу, этнической, профессиональной и религиозной принадлежности.

Методология – это система принципов и приёмов организации научных исследований, которой определяются способы достижения теоретического научного знания, и методы организации практичной деятельности. На методологии базируется исследование, которое отображает мировоззрение исследователя, его взгляды и философскую позицию.

Явления, которые изучаются психологией, очень сложны, и многообразны, они очень тяжелы для научного познания, потому успехи этой науки зависели от усовершенствования методов исследования.

Предмет, задачи и методы психологии изменялись в течение всего развития науки. Чтобы пользоваться своими психологическими знаниями правильно, нужно знать основные методы психологии. От соблюдения особых принципов и применения конкретных приёмов зависит получение достоверных сведений.

Методы психологии кратко понимаются, как способы изучения реальных фактов окружающей действительности. Каждому методу прилагается только соответствующий вид приёмов, что отвечают целям и задачам исследования. Основываясь на каком-то одном методе можно создавать несколько методик.

Предмет, задачи и методы психологии – это три важных аспекта, на которых держится вся наука. В разное время по-разному определялся предмет психологии, сейчас им является психика, изучение её закономерностей и механизмов формирования личностных особенностей. Задачи психологии вытекают из её предмета.

Методы психологии кратко можно описать, как способы изучения психики и её деятельности.

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий. Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы коррекции и обработки данных.

Организационные основные методы психологии:

— сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям. Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии. Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

— метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

— лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

— комплексный – в проведение исследования участвуют представители разных наук, которые изучают один объект разными способами. В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Метод поперечных срезов в психологии владеет как преимуществами, так и недостатками. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени. Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития. Большинство результатов по закономерностям развития получаются очень приблизительными. Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный имеет большое количество преимуществ.

Лонгитюдные способы исследования в психологии помогают осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах. С их помощью можно установить динамику индивидуального развития ребенка. Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека. Существенным недостатком в лонгитюдном исследовании является то, что для него требуется большое количество времени, требуемого на его организацию и проведение.

Эмпирические способы – это основные методы психологии в исследовании, с тех пор, как она отделилась в отдельную науку:

— объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

— анализ продуктов деятельности;

— экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Психология интроспективного направления считала самонаблюдение главным способом познания в психологии.

В процессе объективного наблюдения исследователь осведомляется об индивидуальных побуждениях, переживаниях и ощущениях испытуемого, исследователь направляет его на совершение соответствующих действий, поступков, чтобы, таким образом, он наблюдал закономерности психических процессов.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение, межличностные отношения людей, в случае стремления к получению целостной картины всего происходящего. В наблюдение должно вестись с помощью объективных методов.

Научное наблюдение напрямую имеет отношение к обыкновенному жизненному наблюдению. Именно поэтому, в первую очередь, желательно создать основные условия, удовлетворяющие наблюдение, чтобы оно стало научным методом.

Одним из требований есть наличие четкой цели исследования. Согласно цели необходимо определить план. В наблюдении, как в научном методе, самыми существенными чертами являются плановость и систематичность. Если наблюдение исходит из хорошо осознанной цели, тогда оно должно обретать избирательный и частичный характер.

Праксиметрические методы разработаны главным образом в русле психологии труда в изучении разных психических аспектов, человеческих действий, операций и профессионального поведения. Эти методы – хронометрия, циклография, профессиограммы и психограммы.

Метод анализа продуктов деятельности применяется во многих направлениях науки: от общей психологии до возрастной и являет собой комплексное исследование результатов труда, как материализации психической деятельности. Данный метод применяется одинаково как к рисунку ребенка, так и школьному сочинению или произведению писателя или нарисованной картине.

Биографический метод в психологии заключается в жизненного пути человека, описании его биографии. Когда личность развивается, она меняется, перестраивает жизненные ориентиры, взгляды, переживая во время этого определенные личностные трансформации.

Моделирование в психологии имеет разнообразные варианты. Модели могут быт структурными или функциональными, знаковыми, физическими, математическими или информационными.

Третья группа методов психологии представлена способами обработки полученных результатов. К ним относятся – органичнее единство качественного и количественного содержательного анализа. Процесс обработки результатов всегда творческий, поисковый и предполагает подбор самых адекватных и чувствительных инструментов.

Четвертую группу методов психологии составляют интерпретационные, которые теоретически объясняют изучаемое свойство или явление. Здесь заключены комплексные и системные наборы разных вариантов структурного, генетического и функционального методов, которыми замыкается общий цикл процесса психологического исследования.

Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

Основные задачи психологии – это:

1) качественное изучение психических явлений;

2) анализ формирования и развития психических явлений;

3) изучение физиологических механизмов психических явлений;

4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии? Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:

1.конкретной деятельности;

2. развития;

3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Общая психология -Теоретические основы психологии, определяет основные понятия данной науки (психология познавательных процессов и психология личности)

Психофизиология -Наука, возникшая на стыке двух наук, - психологии и физиологии. Она исследует взаимосвязь между психическими явлениями и их телесными проявлениями

Возрастная психология -Особенности изменения психики по мере развития и взросления человека

Педагогическая психология -Закономерности обучения и воспитания

Медицинская психология -Психику больного человека, а также особенности пограничных состояний между здоровьем и болезнью

Социальная психология -Особенности взаимодействия людей и психологию целых групп и больших масс людей. Психологические явления и процессы,обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям

Психодиагностика -Разрабатывает методы, позволяющие изучать психику человека, причем делать это максимально обосновано и достоверно

-Психотерапия- Занимается поиском и совершенствованием методов лечения людей психологическими методами, без применения фармакологических препаратов

2. Методы исследования в психологии, их классификация.

Метод -- это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (

Методология (от греч. methodos -- путь исследования, logos -- наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология -- учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.

Методы (от греч. methodos -- путь исследования или познания) -- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.

Методы: 1.Основные,2. вспомогательные

Основные методы:

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования.

Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов, т.е. организационные методы включают:

1 -Сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.), лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

2. Эмпирические методы -- это методы сбора первичной информации включают:

* обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

* различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

* психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

* праксиметрические методы -- это приемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;

* моделирование:

* биографический метод.

3 . Методы обработки данных включают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группами) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

4 . Интерпретационные методы , предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают

* генетический метод -- предполагает исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический). так называемое исследование «вглубь»;

* структурный (классификация, тапологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль -- исследование «вширь».

Методологические принципы - кратко сформулированные теоретические положения, обобщающие достижения науки в определенной области и служащие основанием для дальнейших исследований.

МЕТОДИКА - (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам

Метод (гр. Способ познания) – путь к чему-либо, способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Ф-ия метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Метод исследования- общий путь который выбирает исследователь для получения интереса его интересуемой информации