Развитие чувства ритма в классе баяна (аккордеона) на начальном этапе обучения. Алгоритм выполнения программы

Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Основы творческого восприятия ритма должны закладываться с первых шагов занятий музыкой. Работа над ритмом - важный аспект деятельности музыканта-исполнителя на любом этапе становления его мастерства.

Как и другие музыкальные способности, чувство ритма поддается воспитанию и развитию. Но, поскольку, все музыкально-выразительные средства взаимосвязаны и решают какую-то определенную музыкальную задачу, то и развитие ритмического чувства возможно лишь в неразрывной связи с другими компонентами музыкальной ткани.

Одной из основных проблем в классе специальности является отсутствие четких ритмических ощущений у обучаемого. Довольно часто в классе баяна мы сталкиваемся с неритмичным исполнением музыкальных произведений. Причин такой игры может быть много: шаткое ощущение метрической пульсации; неумение представить внутренним слухом звучание конкретной ритмической фигуры; отсутствие внутренней ритмической пульсации - умения заполнить большую длительность более мелкими длительностями; техника исполнения на баяне-аккордеоне противостоит четкости метроритмических ощущений у исполнителя; недостаточное музыкальное воспитание исполнителя.

Звуковедение на баяне в процессе игры исполнитель контролирует ведением меха. Таким образом, при исполнении плавное ведение меха затрудняет координацию, тактильные ощущения на клавиатуре инструмента более неопределенные по сравнению с исполнением на фортепиано, так как на вертикально расположенной клавиатуре аккордеона-баяна труднее найти ощущение опоры, а это тактильное ощущение особо важно в исполнении сложных ритмических элементов.

Первичное эмоциональное отображение музыки через движение является важным этапом. Одним из приемов развития чувства ритма, особенно на начальном этапе обучения, является просчитывание исполняемой музыки. Мелодия образуется, когда звуки организованы ритмически. Если же они разбросаны вне определенного ритма, то они не воспринимаются как мелодия, то есть ритм обладает большой выразительной силой и иногда настолько ярко характеризует мелодию, что мы узнаем ее только по ритмическому рисунку. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, слабо развита речь, она невыразительна, либо слабо интонирована. Очень важным в обучении музыке является умение учителя сделать своих учеников способными почувствовать на себе силу музыки, разбудить в них любовь к искусству. В этом помогут различные упражнения-игры. На первых уроках возможны групповые занятия.

1. Прослушать любой ритмический рисунок или мелодию.
2. Тактирование ногами: маршируем под счет: 1,2,3,4. Маршируем, выделяя (сильно топаем) 1 и 3 - сильные доли. Маршируем, выделяя только 2 или, например, 4.
3. Тактирование ногами: маршируем под музыку (на 2 четверти) - выделяем сильные доли.
4. Тактирование руками: хлопаем в ладоши. На сильную долю большой замах, разводим руки в стороны, хлопаем в ладоши. На слабую долю замах не делаем, касаемся только кончиками пальцев.
5. Тактирование руками под музыку (на 2 четверти). На сильную долю громкий хлопок - «ладошки», на слабую - тихий, «пальчики».
6. Тактирование руками (прохлопать) или ногами (протопать на месте, руки на поясе) детский стишок, на сильную долю громко, на слабую - тихо. Например,
Бом-бом, тили-бом.
Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.
7. Маршируем четверти со словами: «Шаг, шаг, шаг, шаг».
8. Бежим на «цыпочках» (восьмые) со словами «Бе-гом, бе-гом, бе-гом, бе-гом».
9. Если работа в группе - разделиться на группы - одна группа шагает «шаг-шаг», а другая - «бе-гом, бе-гом».
10. «Кошкин дом» - протопать ритм на каждый слог. Приведенное выше будет выглядеть так:

Шаг, шаг, бе-гом, шаг.

Бе-гом, бе-гом, бе-гом, шаг.

Бе-гом, шаг, бе-гом, шаг.

Бе-гом, шаг, бегом, шаг.
11. Группа делится на 2 части - декламируем «Кошкин дом» и шагаем: одна половина - метр (только на сильные и слабые доли), другая - ритм (на каждый слог).
12. Прохлопать тоже самое.
13. Можно простучать на барабане (на стуле, на крышке стола, по полу и т.д.), прогреметь погремушкой и т.п.
14. Прохлопать и прошагать одновременно.
15. Ходьба. Сначала обычная маршировка, затем на «раз» - шаг вперед, на «два - три» - два шага на месте.

Упражнение на развитие координации, а также чувства темпа и ритма

На один шаг - два хлопка и наоборот. Стараться выполнять движения плавно, ритмично.

Упражнение «Веселые ножки» на развитие чувства ритма и моторики

Ученик сидит на стуле, спина прямая, руки на поясе, ноги согнуты под углом 90°. Под музыку выставляет одну ногу вперед на пятку, затем на носок и приставляет в исходное положение, делая поочередно ногами 3 притопа. Затем повторить с другой ноги. Важно следить за ритмичностью исполнения. Упражнение можно выполнять под музыку.

Занимательное упражнение «Раз, два - острова» для развития чувства ритма.

Положить на стол руки ладонями вниз. Чуть-чуть подобрать к себе пальцы. Тихо похлопать всеми пальцами по столу. Можно простучать таким образом имена знакомых ребят, названия зверей, птиц, деревьев.

Левая рука Правая рука

Раз, два - ост-ро-ва.

Три, че - ты-ре - мы при-плы-ли.

Семь, во-семь - сколь-ко со-сен!

Де-вять, де-сять - я в пу-ти.

До-счи-тал до де - ся- ти!

Ритмический диалог с учеником - "разговариваем" стуком - побуждаем отвечать фразой той же длины, темпа, характера, но другого рисунка. Подобные ритмические упражнения можно проводить на каждом уроке, отводить им по 5-10 минут. Например, игра "Эхо":

Игра «Эхо наоборот»:

Усвоив через игры, что музыка имеет свой ритм и темп, ученик должен понять, что музыка живая, потому что у нее есть метр. Лучше всего метр воспринимается как "пульс", шаги в умеренном движении. Метр это чередование опорных и неопорных звуков. Подобно дыханию, сердцебиению - музыка, как бы равномерно пульсирует, в ней постоянно сменяются моменты напряжения и спада. Моменты напряжения - это сильные доли, спада - слабые. Если музыкальное произведение это дом, то такты это его комнаты, причем все одного размера. Такт - отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Ритм, метр, темп не расторжимы. Цель ритмических упражнений - познакомить со сложными ритмическими фигурами, подготовить к исполнению сложных пьес.

Общепринятую схему длительностей можно дать после выполнения простых ритмических упражнений. На занятиях детям предложить следующие ситуации: «Если человек пожилой, ходит медленно, то как у него бьется сердце, какой у него пульс? Если один человек идет спокойно, а другой бежит, как стучит у них пульс: в одном темпе или по-разному?» Учитель играет произведения, а ребенок стучит "пульс", затем - записывает.

Новая игра: Мама гуляет с малышом, у мамы шаги большие, а у малыша шагов в 2 раза больше. Вот пришел с работы папа и тоже решил прогуляться со своей семьей. Но у папы шаги очень большие, он идет медленно.

Можно ребенку предложить самому написать ритмические схемы для любых игрушек или персонажей сказок. Получится игра «Чьи это шаги?» Ребенок объясняет кто идет, приближается или уходит. Особое внимание следует уделить правильности графического прочтения ритма. Необходимо закрепить временное: метрическое, зрительное и слуховое восприятие. Обязательно объяснить учащемуся, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности. Уже на первых уроках ребенок может усвоить 4 ритмических единицы:

Благодаря образности этот прием хорошо усваивается детьми. Вообще в донотном периоде дети усваивают 10 ритмических единиц:

Из этих ритмических карточек можно составлять различные варианты ритмических рисунков.

Приведенные выше игры и упражнения служат прекрасным дополнением к занятиям по специальности в классе баяна. Они позволяют проводить уроки легко, «на одном дыхании», не утомительно и полезно для ребенка.

Упражнения можно варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка, применяя творческий подход и особое внимание к ученику.

Список литературы:

  1. Алексеев И.Д. Методика преподавания игры на баяне. М.: ГосМузИздат., 1961.
  2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2002.
  3. Паньков О. О работе баяниста над ритмом. М.: Музыка, 1986.
  4. Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М.: Кифара, 1998.
  5. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М.: Советский композитор, 1989.

От автора
Предлагаемая работа предназначена для учащихся подготовительного или первого классов ДМШ по классу баяна с готовыми аккордами (аккордеона). Учебно-музыкальный материал в ней изложен в порядке восходящей сложности таким образом, что внутри каждого Урока и от Урока к Уроку каждая новая пьеса на 90% состоит из элементов, входивших в предыдущую. Музыкальный материал включает в себя:
а) детские и народные песни с текстом (ритмические упражнения-игры);
б) мелодические упражнения (игра ученика в ансамбле с преподавателем);
м) оригинальные пьесы;
г) обработки народных мелодий;
д) этюды;
е) ансамбли.
Построение и прохождение самого первого Урока является образцовым. Все последующие Уроки рекомендуется изучать по принципу первого, с постановкой перед учащимися все более сложных в музыкально-художественном и техническом отношении задач. В дальнейшем, руководствуясь этим принципом, преподаватель сможет самостоятельно разработать индинидуальную систему занятий с каждым отдельным учеником.
Музыкально-художественная и техническая задачи решаются в данной работе, исходя из следующего принципа:
главной опорой полноценного овладения техническими возможностями инструмента является максимальное развитие музыкальных и, шире, творческих данных ученика.
Предлагаемая технология освоения инструмента как раз и позволяет предельно активизировать слуховое восприятие, способствует осознанному овладению художественным звучанием.
Хотя "15-ю уроками" можно пользоваться и как простым репертуарным сборником, все же рекомендуется обратить внимание на мелодические упражнения, особенно на начальной стадии обучения. Для ученика на первых в его жизни уроках музыки игра даже одного звука в ансамбле с преподавателем представляет собой ярчайшее событие: она как бы делает его равноправным с преподавателем - делает его Исполнителем Музыки.
Безусловно, это не единственный путь обучения игре на баяне, как для ученика, так и для преподавателя. Но то, что маленький музыкант с первых уроков слышит полноценное звучание своего баяна и выступает в роли активного участника такого звучания, несомненно, является огромным эмоциональным стимулом в стремлении научиться хорошо играть и участвовать в коллективном музицировании.

От автора
Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14
Урок 15
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Этюды
1
2
3
4
5
6. В курятнике

Ансамбли

Для дуэта баянов
К. Лонгшамп-Друшкевичова. Весельчак
Я Кепитис. Утро в лесу
Тонкая рябина. Русская народная песня
А я по лугу. Русская народная песня
Перевоз Дуня держала.
Русская народная песня

Для трио баянов
Кадриль. Шутка
М. Ройтерштейн. Вечерком
В. Савелов. Старая шарманка
Вечерний звон. Русская народная песня

План

Введение
Основная часть:
1. Первая встреча с учеником
2. Примерный план первых уроков
3. Работа с ритмом
4. Подбор по слуху и транспонирование
5. Игра в ансамбле
Заключение
Список литературы

Введение

В донотный период, длящийся ориентировочно от двух недель до двух месяцев, педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребёнка, его темпераменте, одаренности, общем развитии, во многом определяется степень интенсивности дальнейших занятий с учащимся. На мой взгляд, донотный период это тот небольшой отрезок времени, за который педагог должен не только успеть наладить контакт с учеником, но и успеть увлечь его музыкой и закрепить интерес к ней. От того насколько увлекательно и плодотворно пройдёт этот период зависит то, как сложиться дальнейшая музыкальная судьба ребёнка.

За три последних года мне пришлось много работать с первоклассниками. Приходилось делать набор учащихся, формировать класс. В первый год работы на новом месте мой класс составляли 12 новичков, большая часть которых понятия не имела, чем они будут заниматься в музыкальной школе. Некоторые из ребят поступили учиться из любопытства, кто то «за компанию» с первыми, другие от скуки и т.д. За те два месяца, что традиционно отводятся на донотный период, предстояло успеть приобщить моих новичков к музыкальной культуре и вот тут то и пришлось применить все моё человеческое обаяние, проявить фантазию. находчивость и имеющиеся в арсенале знания о работе с начинающими, которых оказалось не вполне достаточно. Особенно сложной для меня показалась работа с учащимися младшего школьного возраста. Семилетняя Лера постоянно отвлекалась, жаловалась на усталость, выдвигала свои требования, одним словом не желала вступать в содружество «учитель-ученик», а восьмилетний Кирилл и двух нот связать не желал, только вертится на стуле, посматривает на часы и спорит по каждому поводу.

На помощь мне приходят методические работы таких авторов как А.Д.Лазарева (Пособие для преподавателей детей и родителей «Учимся играя»), В.Кузин (методическое пособие «Доинструментальный период»), Т.А. Рокитянская (методическое пособие «Воспитание чувства ритма»), Р.Н Бажилин («Школа игры на аккордеоне»), В. Семёнов (Современная школа игры на баяне»), В.В.Ушенин (Школа художественного мастерства баяниста») и др.

Объединив взаимодополняющие друг друга методические указания вышеназванных авторов, и адаптировав их применительно к баяну я получила ту структуру урока, которая решила проблему утомляемости, сделала процесс обучения увлекательным занятием.

Основная часть

1. Первая встреча с учеником

Часть первых уроков я провожу в форме коллективного занятия. Такая форма работы даёт мне неограниченные возможности моделирования игровых ситуаций, естественно раскрывающих индивидуальные особенности учеников. Ещё будучи концертмейстером на уроках ритмики я отмечала, что детям очень нравится совместное творчество: учащиеся очень быстро раскрепощаются, ярко проявляют свои способности, с удовольствием выполняют задания педагога и стремятся выполнить эти задания как можно лучше.

На первое занятее я, как правило, приглашаю всех своих первоклассников.

А знакомство у нас проходит следующим образом. Мы усаживаемся в кружок, и я предлагаю ответить моим первоклашкам на несколько вопросов и заранее задаю их. Вопросы могут быть следующего плана - Как тебя зовут, сколько тебе лет, чем ты больше всего любишь заниматься, нравится ли тебе слушать музыку и т.д.

Далее я пропеваю эти вопросы под музыку, предлагая попробовать ответить мне также нараспев. Некоторые дети стесняются, но обязательно найдётся смельчак, который попытается выполнить моё задание, ну а уже за ним включаются все остальные. Если ученик затрудняется, выполнить задание или не может точно воспроизвести мелодию, мы не отчаиваемся и выполняем его вместе. Постепенно скованность исчезнет, а голосовой аппарат разовьётся. Это упражнение я провожу до конца донотного периода. Благодаря ему учащиеся привыкают к пению на уроке (позже его заменит сольфеджирование) как к естественно необходимой форме работы.. Музыкальный язык неизменно связан с речью и конечно же пением. Если учащийся не в состоянии воспользоваться данным им самой природой голосовым аппаратом, то каким образом он сможет произнести что-либо ясное или даже просто вразумительное языком музыкального инструмента. Таким образом, уже в донотный период создаются предпосылки для овладения приёмами артикуляции. Для исполнителя важно понятие “дыхания”. Баян - один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные “легкие” - мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиши. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков звукоизвлечения с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. В “Современной школе игре на баяне” В.Семенова даются упражнения на “дыхание” инструмента. Предлагаются различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений (“Спокойный ветерок”, “Маленькая буря”, “Спокойное дыхание”, “После бега отдохнем”).

Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его невозможно, да и не нужно. Достаточно того, чтобы педагог понимал этот процесс. Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с интонированием речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и т.д.). С определенной интонацией произносятся слова, фразы, предложения, интонацию имеет отдельный звук (А! А? А…). Поэтому на начальном этапе обучения игре на баяне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. На сегодняшний день в свет выходят сборники, предназначенные для детей, начинающих освоение баяна. В них подобран музыкальный материал, состоящий из легких пьес, детских песенок, народных попевок и т.д., которые понятны ученику и не очень сложны в исполнении: Д.Самойлов “ 15 уроков игры на баяне”, Р.Бажилин “Школа игры на баяне”, Хрестоматия игры на баяне.Вып.2. Сост. А.Крылоусов, Хрестоматия для баяна. Младшие классы ДМШ. Сост. Р.Гречухина. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (баяна) располагает к пению, аккомпанементу. Пение несомненно влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию у учеников интонации и внутреннего слуха. В работе также можно использовать учебники, применяемые на уроках сольфеджио.

Реалии современной жизни (наличие в семье доступного количества бытовой техники, автомобили, мобильная телефонная связь, компьютеры, определенная возможность увидеть мир) накладывают отпечаток не только на взрослых молодых родителей, но и их детей. Перечисленное в целом развивает и положительно влияет на личность маленького учащегося: расширяет кругозор, делает его отношение к окружающей действительности в определенном смысле раскрепощенным, прагматичным, но нередко и упрощенным. Многие из них, в начальном периоде обучения игре на музыкальном инструменте, психологически настроены научиться сразу и всему. Если желаемое не свершается, возникают определенные проблемы: нервозность, потеря интереса к музыкальным занятиям и, как следствие, оставление начатого дела.

Одним из вариантов исключения подобного сценария является быстрое приобщение ребенка к практическому музицированию с первого урока. После знакомства с устройством инструмента, осуществляем посадку за ним как рекомендует «Современная школа игры на баяне» В Семёнова. Как показала практика такая посадка, и постановка инструмента являются наиболее рациональными.

В начале своей педагогической практики на первом уроке я давала упражнение по косым рядам, которое даёт ощущение клавиатуры («Школа художественного мастерства» В.В.Ушенина) Однако потом отказалась от такой последовательности подачи учебного материала. Пока учащийся нащупывает клавиши, вырабатывается соответствующее туше. Штрих легато без пальцевого подъёма, а учащиеся, как правило, опасаются отрывать пальцы от клавиатуры может оказаться причиной зажатия игрового аппарата. На первых занятиях учащиеся как правило ещё не могут контролировать степень прилагаемых усилий для нажатия клавиш. К ненужным зажимам может привести не только неправильная посадка за инструментом, но и излишнее усердие при нажатии клавиш. Важная роль преподавателя на начальном этапе обучения заключается в неустанном контроле за формированием навыка рационального передвижения рук по клавиатуре. Так же следует учесть, что весь начальный репертуар составляют песенки, считалки, прибаутки, исполняющиеся как правило, на одной-двух нотах штрихом нон легато, который более лёгок в освоении. В. Семёнов также в своей школе предлагает начинать работать над звукоизвлечением с игры пьес где применяется твёрдая атака звука (упр-е клаксон). Мы же после упражнений на меховедение переходим непосредственно к игре на правой клавиатуре упражнения «Моё имя». Раздвигая мех, и одновременно нажимая третьим пальцем ноту фа, ученик поёт по слогам своё имя. Первый слог приходится на разжим меха, второй - на сжим. Так как занятие у нас групповое, то каждый по очереди произносит на инструменте своё имя, имена друзей и родственников. В выполнение этого упражнения можно внести элемент соревнования. Кто больше вспомнит имён, тот и победитель. В дальнейшей работе я часто применяю этот игровой метод работы. Вопрос-ответ на инструменте, кроме вырабатывания навыка пальцевого замаха делает процесс обучения интересным, азартным, а самое главное творческим.

2. Примерный план первых уроков

Нередко приходится сталкиваться с мнением, что начинать заниматься на баяне лучше в более старшем возрасте, так как, дескать, инструмент тяжёлый - «Нам его не потянуть». Тем не менее, педагоги скрипачи, пианисты начинают работать с детьми 4-5 летнего возраста, хотя занятия с малышами имеют одни и те же аспекты для преподавателей различных инструментов: подбор музыкального материала, методика проведения уроков, инструмент, позволяющий без чрезмерных усилий выполнять поставленные перед ребёнком задачи. Если все эти аспекты разрешимы, то обучение на баяне ребёнка младшего школьного возраста должно быть успешным.

Младшими школьниками считаются учащиеся 1-3 классов. Работая с младшими школьниками педагогу очень важно учитывать возрастные особенности: часто переключающееся внимание, быструю утомляемость, отсутствие музыкальных навыков. Они не умеют анализировать, им присуще яркая эмоциональность. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое. Слабость тормозящих процессов, внимание удерживается лишь 35 мин. Для них весь материал следует преподносить в форме игры. ТРУДНО: выполнять школьный режим; привыкнуть к официальным, нормативным взаимоотношениям; не умеют планировать, организовывать работу. Капризность, упрямство встречаются еще часто. Интересы не устойчивы, есть тяготение к эстетическим циклам: любят рисовать, сочинять. Психологи не советуют проводить занятия музыкой сразу непосредственно после занятий в общеобразовательной школе. Чтобы занятия музыкой приносили радость и вдохновение ученик должен сделать как минимум двухчасовой перерыв перед посещением музыкальной школы. Таким образом, даже неправильно составленное расписание занятий становиться причиной отсутствия интереса к занятиям.

На сегодняшний день мой урок у первоклассника младшего школьного возраста состоит из семи разделов.

Примерный план первых уроков:

  1. Приветствие и создание творческого настроения
  2. Выполнение упражнений на меховедение и постановку исполнительского аппарата
  3. Проверка домашнего задания
  4. Выполнение ритмических упражнений
  5. Повторение пройденного и работа над новым нотным материалом, задание на дом.
  6. Транспонирование либо игра по слуху
  7. Игра в ансамбле

Свидетельством усвоения материала - уверенность и правильность исполнения. Добившись освоения одной задачи, мы переходим к другой. Всегда учитываю внимание и активность ученика. Если появляются признаки утомления, переключаемся на другие виды деятельности или уменьшаем продолжительность урока - не следует перегружать ребёнка.

3. Работа с ритмом

На самых первых уроках я обращаю внимание ученика на музыкальный ритм. Организм человека живёт в ритме: дыхание, кровообращение (пульс), сон и бодрствование, ходьба, бег, жестикуляция, речь - всё это происходит в различных ритмах. Ритм - это последовательное повторение какого-либо действия или движения. Ребёнок с ритмическими нарушениями бывает не способен к восприятию, к учению, к коллективной работе в классе. Словом переоценить значение ритма в жизни человека нельзя. Ритм может успокоить, возбудить, научить сосредоточению и расслаблению. Педагогу необходимо разбираться в ритмах, чтобы уметь владеть ситуацией на уроке и не нанести ущерба здоровью детей. Всегда надо помнить, что ритмические игры оказывают очень сильное воздействие на детей, причём каждому возрасту соответствуют свои ритмы.

Основным ведущим принципом обучения ритму является образно-двигательный подход к различным ритмическим явлениям. Ну а если несколько первых уроков провести не в индивидуальной форме, а коллективной, то ритмические игры в группе будут отлично способствовать воспитанию у ребёнка таких качеств, как контактность, коммуникабельность, вырабатывают хорошую реакцию, внимание.

На первых уроках с младшими школьниками мы выполняем следующие ритмические упражнения:

  • «Туда-сюда»-раскачивание
  • «Дон-Дон»-русская народная попевка
  • «У кота воркота»-колыбельная песня
  • «Ходит конь»-игровая хороводная песня
  • «Паровозик» круговая ритмическая игра
  • «Ритмическая ходьба» упр-е на освоение ритмического языка
  • «Дедушка и внук»- изучаем длительности
  • «Кто взял»- круговая ритмическая игра.

Соответственно с учащимися более старшего возраста мы успеваем пройти за тот же период большее количество упражнений и рассматриваем более сложные ритмические комбинации.

Игра по слуху

Многие педагоги начинают донотный период с подбора мелодий. Этот процесс должен проходить на материале детских и народных песен которые должны будут располагаться в порядке увеличения сложности Они запоминаются ребенком и подбираются по слуху от разных клавиш Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии. В процессе подбора ребенок вынужден отыскивать в ходе музицирования верную интонацию, что наикратчайшей дорогой ведет его к обострению чувства высоты звука.

Часть ритмических упражнений, которые мы выполняем, проводятся с баянным сопровождением, что позволяет ученикам как можно больше слышать на уроке звучание инструмента. Многие попевки и песни можно параллельно использовать как учебный музыкальный материал. Замечаю, как завораживающе ритм и музыка многих фольклорных попевок действует на детей. Многие родители отмечают, что и, придя домой, дети продолжают напевать запомнившиеся на уроке мелодии. После работы над ритмом попевки, очень легко её подобрать на слух, а также транспонировать её

Например - работа над колыбельной песней «У кота воркота» проводится следующим образом. Под музыку колыбельной учащийся качает воображаемых зверюшек. Качающее движение делается в разных вариантах: если качаем слона, то его движения будут крупными, широкими может быть на целую музыкальную фразу. Если мышонка, то можно делать частые движения, четвертями или даже восьмушками. Далее декламируем песенный текст, одновременно выстукивая ритм напева. Первый раз исполняем песню от клавиши До. В медленном темпе с помощью обозначенной аппликатуры (2-4-3) проигрывается мелодия песни. Уподобляя восходящее движение образно-эмоциональному развитию, нисходящее - спаду, следует добиться осмысленности и целенаправленности интонирования. Добившись уверенного исполнения песенки с помощью традиционной аппликатуры, ученик осваивает другой аппликатурный вариант - 2-3-4. Транспонируем в тональность ре мажор и далее в ми мажор, используя поочерёдно три аппликатурных варианта. Часто я предлагаю учащемуся подобрать один из аппликатурных вариантов дома самому. Важно, чтобы начинающий музыкант проявлял инициативу, самостоятельно выбирая удобный для него аппликатурный вариант и оптимальную позицию руки. Работу над пьесой можно разбить на два и более уроков.

Несмотря на то, что начальный период называется донотным, нотная грамота обычно даётся преподавателем с первых уроков. Я знакомлю учеников с нотным станом, нотными знаками, ключом «соль». Кроме этого мы учимся обозначать графически ритм. Первоначально мы маршируем под бодрую музыку и я объясняю, что шаги, которые мы выполняем можно записать палочками, и это будет началом постижения метроритма и его нотной записи. Определяем с учеником шаги в словах «лев», «слон», «тигр» - по одному шагу; «мама», «папа», «Таня» - два шага; «яблоки», «черешня», «апельсин» - три. После того как мы определились, что в стихотворении есть частые и редкие хлопки, ученику показываю запись:

П l П l П l П l

Фиксировать ритм на бумаге тренируемся до тех пор, пока ученик полностью не освоит графику ритмической записи.

Знакомство с белыми клавишами правой клавиатуры также начинается в донотный период. Для запоминания расположения звуков гаммы до мажор я обычно использую песенный материал. Каждой ноте соответствует своя песенка и характеристика. Материал преподносится следующим образом. Преподаватель исполняет попевку, а там, где встречается название ноты, учащийся исполняет её на клавиатуре. Получается небольшая сюита для совместного исполнения. Разучивая песенки с учеником, я стараюсь обратить внимание на эмоциональность, художественность её исполнения. Исходя из содержания, исполняем песенки весело или грустно, ласково, мягко или маршеобразно и. п. Песенный материал позаимствован мной из мультфильма «До ре ми». Немного позже приступаем к освоению упражнения по косым рядам. Предварительно учимся передвигать пальцы по двум соседним рядам различными парами пальцев, включая 1-2 (освоение третьей позиции) - упражнение называется «Гномики шагают». Когда цель достигнута и пальчики учащегося уверенно шагают по двум рядам вводим третий ряд. Далее осваивается и закрепляется игра во второй и третьей позициях

Игра в ансамбле

Мой педагогический опыт показывает, что донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием. За счет насыщенного богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым. Гармонический слух нередко отстает от мелодического. Учащийся может свободно обращаться с одноголосием, но в, то, же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Замечала, что когда мы начинали работать по сборнику Д.Самойлова «15 уроков игры на баяне» и пытались исполнять первые несложные ансамбли, учащиеся испытывали трудности именно во время совместного исполнения. Партия второго инструмента служила серьёзной помехой. Воспроизводить многоголосие или аккордовую вертикаль - особо выгодные условия для развития гармонического слуха.

Кроме игры в дуэте, я практикую игру на шумовых инструментах. Таким образом появляется ещё одна возможность закрепить навыки умения работать с ритмом. На коллективном занятии мы распределяем готовые партии с графическим изображением ритма, а после нескольких удачных исполнений меняемся ими.

Заключение

Процесс обучения в целом должен идти от общих представлений к сужению и углублению работы над частностями. Чем шире общеобразовательная основа, заложенная в детстве, тем плодотворнее идёт работа в специальной, узкопрофессиональной области впоследствии. Чем шире основание пирамиды, тем выше может быть её вершина. Основание - это, прежде всего развитый интеллект, способность к выстраиванию многосоставных логических схем.

На этапе начального, общемузыкального образования ребёнок должен учиться подбирать по слуху, петь в хоре, импровизировать, слушать музыку с последующими комментариями, смотреть фильмы - спектакли и т.п.

К сожалению, чаще всего в музыкальную школу приходят дети, не имеющие такую предварительную общемузыкальную подготовку. В связи с этим, к донотному периоду обучения предъявляются особые требования, так как он призван служить основой для дальнейшего всестороннего музыкального развития учащегося. Таким образом, применение разнообразных форм работы на уроке не только оправдывает себя, но в большей степени является залогом дальнейшей успешной учёбы учащихся специального класса.

Подобная методика проведения уроков в донотный период применяется мной последние 3 года, хотя надо отметить, что сформировалась она не сразу. Одной из педагогических проблем является проблема индивидуального подхода в процессе обучения и, конечно же, приходиться учитывать индивидуальные особенности учащихся, следить за тем, чтобы материал усваивался ими легко и быстро.

Хотелось бы отметить ещё один момент, оправдывающий применение подобной методики проведения уроков. У младших школьников костная система кисти в большей степени состоит из хрящевой ткани, что не позволяет им совершать быстрые, а главное точные мелкие движения. Донотный период обучения, сочетающийся с нефорсированным постижением нотной грамоты и неспешным освоением двух клавиатур, позволяет адаптироваться учащимся к новой обстановке и ненавязчиво подготовить игровой аппарат к дальнейшей серьёзной работе. Почти все мои первоклашки младшего школьного возраста показали на академическом концерте хорошие результаты, двое стали «конкурсными» детьми. Несмотря на то, что в первом полугодии новички не имеют никакой отчётности, обычно к этому времени у нас бывает готов небольшой репертуарный багаж, и мы смело выступаем на всевозможных, школьных и внешкольных концертах, чаще конечно в составе ансамбля.

Есть некоторые моменты, над которыми всё же мне ещё стоит подумать. На своих первых уроках я задаюсь целью, увлечь учащихся, прежде всего творческой деятельностью и здесь такие серьёзные моменты как посадка, постановка исполнительского аппарата, работа над звукоизвлечением и интонированием как будто уходят на второй план. Бывает сложно переключить учащихся с занятий, проходящих в игровой форме на серьёзную, требующую усилий и внимания работу.

Как говорил К.Ушинский «Педагогика - «искусство самое обширное, сложное, самое необходимое из всех искусств - это искусство, опирающееся на данные наук. Музыкальная педагогика - это вдвойне искусство, вдвойне творчество, опирающееся на данные двойного ряда наук. Следовательно, здесь не должно быть ничего шаблонного, «застывшего» и мои записи не руководство к работе со всеми детьми, а лишь один из вариантов в подходе к обучению учащихся младшего школьного возраста игре на баяне.

Список используемой литературы

  1. А.Д.Лазарева. Пособие для преподавателей детей и родителей «Учимся играя».
  2. Кузин. методическое пособие «Доинструментальный период»
  3. Т.А. Рокитянская методическое пособие «Воспитание чувства ритма»
  4. Р.Н Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,
  5. В. Семёнов «Современная школа игры на баяне»
  6. В.В.Ушенин. «Школа художественного мастерства баяниста»

Козырева Е.Н., п.г.т. Мортка,

Ханты-Мансийский автономный округ

15 уроков игры на баяне — Самойлов Д.

Предлагаемая работа предназначена для учащихся подготовительного или первого классов ДМШ по классу баяна с готовыми аккордами (аккордеона). Учебно-музыкальный материал в ней изложен в порядке восходящей сложности таким образом, что внутри каждого Урока и от Урока к Уроку каждая новая пьеса на 90% состоит из элементов, входивших в предыдущую. Музыкальный материал включает в себя: детские и народные песни с текстом (ритмические упражнения-игры); мелодические упражнения (игра ученика в ансамбле с преподавателем); оригинальные пьесы; обработки народных мелодий; этюды; ансамбли.

Построение и прохождение самого первого Урока является образцовым. Все последующие Уроки рекомендуется изучать по принципу первого, с постановкой перед учащимися все более сложных в музыкально-художественном и техническом отношении задач. В дальнейшем, руководствуясь этим принципом, преподаватель сможет самостоятельно разработать индинидуальную систему занятий с каждым отдельным учеником.

Музыкально-художественная и техническая задачи решаются в данной работе, исходя из следующего принципа: главной опорой полноценного овладения техническими возможностями инструмента является максимальное развитие музыкальных и, шире, творческих данных ученика.

Предлагаемая технология освоения инструмента как раз и позволяет предельно активизировать слуховое восприятие, способствует осознанному овладению художественным звучанием.

Хотя «15-ю уроками» можно пользоваться и как простым репертуарным сборником, все же рекомендуется обратить внимание на мелодические упражнения, особенно на начальной стадии обучения. Для ученика на первых в его жизни уроках музыки игра даже одного звука в ансамбле с преподавателем представляет собой ярчайшее событие: она как бы делает его равноправным с преподавателем — делает его Исполнителем Музыки.

Безусловно, это не единственный путь обучения игре на баяне, как для ученика, так и для преподавателя. Но то, что маленький музыкант с первых уроков слышит полноценное звучание своего баяна и выступает в роли активного участника такого звучания, несомненно, является огромным эмоциональным стимулом в стремлении научиться хорошо играть и участвовать в коллективном музицировании.

Урок 1-15|
Уроки 1 — 15|
Нотное приложение|
Этюды|
1|
2|
3|
4|
5|
В курятнике|
Ансамбли|
Для дуэта баянов|
К. Лонгшамп-Друшкевичова— Весельчак|
Я. Кепитис— Утро в лесу|
Русская народная песня— Тонкая рябина|
Русская народная песня— А я по лугу|
Русская народная песня— Перевоз Дуня держала|
Для трио баянов|
Шутка— Кадриль|
М. Ройтерштейн— Вечерком|
В. Савелов— Старая шарманка|
Русская народная песня— Вечерний звон|

В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 5–6-летнего возраста. Это связано с желанием родителей обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Какой-либо литературы по обучению детей 5–6 лет игре на баяне и аккордеоне нет, поэтому возникла необходимость создания данной программы. Программа предназначена для обучения детей 5–6 лет игре на баяне и аккордеоне.

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Центром музыкального воспитания и образования детей, по-прежнему, остаются Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т.к. они являются наиболее массовым звеном в системе музыкального образования.

На основании программ, разработанных Министерством Культуры СССР (1967 г., 1988 г. и др.), прием детей в музыкальную школу в классе баяна и аккордеона производился в возрасте 9-10 лет с учетом специфики инструмента и физических данных ребенка.

В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 5-6 летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон.

Какой-либо литературы по обучению детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне нет, поэтому возникла необходимость создания данной программы.

Программа предназначена для обучения детей 5-6 лет игре на баяне и аккордеоне.

Цель данной программы - наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, предъявленными к музыкальной педагогике.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей в подготовительном классе:

I ЭТАП – дошкольный (музыкальное развитие детей младшего возраста.)

Направление данного этапа – общеобразовательное.

ЦЕЛЬ: создание "фундамента", на котором построится все дальнейшее развитие ученика. Период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).

II ЭТАП - школьный (в данной программе не рассматривается).

Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей такого возраста возможно. Ещё А.Д.Артоболевская говорила, что "приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.

Для успешности обучения необходимы следующие условия:

  1. Физическая готовность
  2. Психическая готовность
  3. Мотивационная готовность (способность ребенка переключаться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную)

Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки.

Основная цель обучения - общемузыкальное развитие

Сопутствующие цели:

  1. приобщение к любительскому музицированию "игре для себя”
  2. пробуждение интереса к прекрасному
  3. воспитание музыкального вкуса.

Ключевая задача музыкального образования:

приближение обучения игре на музыкальном инструменте к запросам учащихся и их родителей. Необходимо так построить учебный процесс по этому предмету, чтобы овладение им нашло практическое применение в жизни учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы.

Как показала практика общения с родителями в задачах и целях обучения игре на инструменте в системе Детской школы искусств, они хотели бы видеть формирование следующих музыкальных способностей и интересов детей:

  1. свободно читать с листа музыкальные произведения;
  2. иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно самостоятельно его расширять;
  3. подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом;
  4. петь под собственный аккомпанемент;
  5. любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
  6. уметь рассказывать своим друзьям о музыке и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы;
  7. развивать и расширять образное и эмоциональное - чувственное восприятие

Эти пожелания родителей и должны стать руководством к действию педагогов Детской школы искусств во время всего периода обучения ребенка в музыкальной школе.

Задачи первых двух лет обучения:

  1. Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)
  2. Формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины).
  3. Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты, длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т.д.)
  4. Приобщение ребенка к различным видам музыкальной деятельности (самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа, ритмические упражнения и т.д.)
  5. Сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям (учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее восприятию).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Желательно, чтобы дети, обучающиеся по данной программе, обладали определенными музыкальными способностями:

  1. музыкальный слух
  2. память

Но эти показатели не являются главным критерием при обучении ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней - задача педагога.

Так, Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:

  1. музыку веселую, радостную, спокойную
  2. звуки высокие, низкие, громкие, тихие
  3. в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная)
  4. на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).

Ребенку понятны требования:

  1. как надо спеть песню
  2. как двигаться в спокойном хороводе
  3. как двигаться в подвижной пляске.

Шестой год жизни - это период подготовки ребенка к школе. При обучении 6-леток необходимо учитывать тот жизненный и музыкальный опыт, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в школу.

  1. Дети шестилетнего возраста могут:
  2. самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение
  3. разобраться в средствах музыкальной выразительности: а) слышать динамические оттенки; б) понимать настроение музыкальных пьес.

Алгоритм выполнения программы:

Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной грамотой).

  1. слушание музыки (определение характера, жанра)
  2. сознание ритмического своеобразия жанров
  3. пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него.
  4. определение количества звуков, мотивов
  5. осознание понятие относительной высоты звуков
  6. знакомство с ладом
  7. знакомство с интервалами
  8. постановка руки и освоение штрихов
  9. игра в ансамбле
  10. исполнение легких пьес, этюдов, упражнений
  11. выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху, транспонирование.

На уроке по специальности ученик должен, прежде всего, учиться играть на инструменте. Опыт показывает, что начинать игру на инструменте предпочтительней с левой руки. Пьески необходимо подбирать с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

  1. Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы). Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов.
  2. Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону песенки)
  3. Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на классических образах, на примерах фольклорного творчества других народов.

Предпочтение следует отдавать игре нон легато.

Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. Уже на первых занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре.

Убедившись в том, что малыш:

  1. слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
  2. хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы;
  3. название клавиш;
  4. имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм;
  5. владеет навыками звукоизвлечения третьими пальцами каждой руки.

Можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой - запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический материал, много творческих заданий, загадок.

Приступить к первому практическому уроку только после выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента, постановки рук:

  1. подготовить ремни
  2. подобрать стул нужной высоты
  3. установить зеркало (пусть ученик полюбуется на себя)

Часть урока посвятить упражнениям:

  1. Сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками "вместе” ("Мостик”, "Прыжки”, "Мячик”, "Классики”, "Прыгающий мостик”)
  2. Подготавливающим игровые движения на инструменте, для развития гибкости рук
  3. На релаксацию
  4. Воздушным клапаном

Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Для развития образного мышления, педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения:

  1. "Пошли в гости” - используется при постановке руки, выполняется 3 пальцем.
  2. "Замок - молния” - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.
  3. "Перелеты птички с приземлениями” - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
  4. "Меткий стрелок” или "Охота”. Игра на слухомоторную координацию. Крупным движением руки попасть на нужную клавишу.
  5. "Найди меня” - упражнение на развитие слуха.
  6. "Шагающий экскаватор” - передача характера через прикосновение с 1-го на 5-й палец с раскачиванием запястья.
  7. "Медведь”. Цель - механическое заучивание нот в левой клавиатуре. Исполнять в разном характере.
  8. "Эхо” - развитие слуховых навыков.
  9. "Кукушка” - передача характера.

В развитии обратного мышления начинающего музыканта целесообразно исходить не из обращения к "целостному” образу, а от умения исполнителя выявить образ в звучании, т.е. придать приему, звуку, нюансу тот характер, ту степень яркости, которые продиктованы образом. Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное

мышление ученика, искать такие способы развития ученика, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.

Формы работы:

1. Индивидуальное обучение в классе по специальности. Форма занятий – урок по 20-25 минут 2 раза в неделю.

2. Игра в ансамбле с педагогом

Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г.Нейгауз писал по поводу игры в ансамбле: "С самого начала, с самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом”.

Задачи преподавателя в работе над ансамблем:

  1. развить и активизировать творческое начало личности ребенка.
  2. увлечь ребенка музыкой
  3. приобщить ребенка к творчеству

Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:

  1. Знакомство с инструментом
  2. Знакомство с диапазоном, клавиатурой
  3. Освоение ритмических закономерностей
  4. Приобретение элементарных первоначальных игровых движений
  5. Освоение динамических оттенков, штрихов
  6. Развитие звукового воображения
  7. Работа с родителями

Очень важно, начиная работу с детьми 5-6 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

А.Д. Артоболевская писала: "Радостным трудом для самих родителей должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна стать первой ступенью художественного воспитания”.

Цели сотрудничества:

  1. создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой, народной)
  2. создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют:
  • полное доверие
  • доброжелательность
  • заинтересованность и общность цели

Задачи в работе с родителями:

  1. включение родителей в образовательный процесс
  2. сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку в его ежедневных занятиях дома.
  3. формирование новых интересов семьи
  4. духовное сближение детей и родителей
  5. формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой.
  1. индивидуально
  2. с коллективом родителей

Наиболее рациональная форма работы с родителями:

  1. приглашение родителей на уроки (особенно важен начальный этап обучения)
  2. родительские собрания с концертом учащихся
  3. индивидуальные и коллективные консультации
  4. семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные различной тематике, на которых учащиеся будут иметь возможность проявить свои музыкальные способности приобретенные в ходе работы по всем разделам программы.

Преподавателю: изготовить необходимый дидактический материал по различным темам (наглядные пособия с названиями нот, их длительностей, динамических оттенков, знаков альтерации и т.д.)

  • "Новинка” выборный
  • баян 43 х 41
  • Аккордеоны:

    1. "Малыш” 23 х 14
    2. "Weltmeister” 25 х 32
    3. "Юность” 26 х 60

    КОНТРОЛЬ И УЧЁТ УСПЕВАЕМОСТИ

    Формы контроля:

    1. Контрольные задания
    2. Контрольные уроки (1 раз в четверть)
    3. Публичные выступления

    Оценочные критерии:

    1. Знаковые оценки (солнышко, тучка)
    2. Оценка в виде символа (мажорки – минорки, золотые нотки)

    ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    К концу года ученик должен освоить: 15-20 пьес, песенок, попевок исполняемых двумя руками вместе

    1. этюды, ансамбли с другим учеником или преподавателем разной степени завершенности (от разбора - знакомства до концертного исполнения с обязательной точкой фиксации каждого музыкального произведения в "Индивидуальном плане учащегося”)
    2. различные упражнения для обеих рук
    3. гамму До мажор.