Расскажи о своем характере. Что такое характер

Не имеет значения, в какой момент вам может потребоваться описывать себя, - при написании резюме, при подготовке к собеседованию или просто при знакомстве с новыми людьми. Какими бы ни были причины, этот навык очень полезен. То, как вы описываете себя, это то, как вы представляете себя другим. Чтобы сделать это правильно, важно хорошо понимать себя.

Шаги

Как описать себя как личность

    Подберите слова. Тесты на анализ характера и описания типов личностей помогут вам собрать необходимые слова. Если вам не удается подобрать нужные слова самостоятельно, можно также полистать специальные книги и словари.

    • Прилагательные для описания личности можно найти и в интернете с помощью поисковых систем.
  1. Знайте, каких слов стоит избегать. Некоторые слова звучат нормально, но лишь тогда, когда кто-то описывает вас ими, а не вы сами себя. Если вы будете использовать их сами, вы покажетесь тщеславным и отталкивающим человеком. Откажитесь от следующих слов:

    • Харизматичный. Так вы покажетесь напыщенным.
    • Щедрый. Пусть другие люди решают, щедрый вы или нет, основываясь на вашем поведении.
    • Скромный. Скромный человек вряд ли назовет себя скромным.
    • Юморной. Люди, которые считают себя обладателями отличного чувства юмора, чаще всего его не имеют. Даже у самых юморных людей есть много сомнений на этот счет.
    • Чуткий. Эмпатия также проявляется в действиях. Называть себя чутким - это практически то же самое, что называть себя скромным.
    • Бесстрашный. У каждого из нас есть страхи. Если вы назовете себя бесстрашным, вы покажетесь излишне самоуверенным. Кроме того, так людям будет сложнее найти с вами общий язык.
    • Умный. Умного человека видно сразу, об этом не нужно говорить.
    • Симпатичный. Кому вы кажетесь симпатичным? Всем? Если назвать себя этим словом, возможно, люди начнут подсознательно искать в вас что-то отталкивающее.
  2. Описывайте ситуации. Самый удачный способ описать себя - это рассказать истории из своей жизни. Многие писатели стараются не писать что-то прямым текстом, а описать. Это касается и описания вашей личности, особенно при собеседованиях на работу.

    • К примеру, вместо того чтобы сказать, что вы добры и терпеливы, можно рассказать о том, как вы помогли сгладить конфликт с клиентом на предыдущей работе.
    • Вместо того чтобы назвать себя любителем приключений, расскажите друзьям, в каких путешествиях вы бывали и что вам запомнилось больше всего: например, сложный семидневный поход или месяц, который вы провели в Азии «дикарем».
  3. Уделите внимание фактам. Если вы пытаетесь подобрать слова для резюме, лучше сконцентрироваться на фактах, а не на описании себя с помощью прилагательных. Прилагательные позволят работодателю узнать, как вы видите себя, а факты с прежнего места работы и ваши достижения будут говорить сами за себя.

    • Например, если вы хотите получить должность специалиста по работе с клиентами, приведите примеры, в которых было бы видно, что вы терпеливы и готовы помогать людям, у которых возникла проблема.
  4. Корректируйте набор слов в зависимости от ситуации. Описать себя друзьям или родственникам и описать себя потенциальному работодателю - это разные вещи. В обоих случаях важно будет сказать правду, однако на собеседовании вам придется описывать себя с наилучшей стороны.

    • Можно также подбирать слова в зависимости от конкретной ситуации. Важно честно говорить о своих сильных и слабых сторонах, но то, о чем вы скажете или промолчите, будет зависеть от ситуации.
    • Например, вы хотите получить должность, связанную с работой с людьми. Даже если вам хорошо удается взаимодействовать с людьми, если вы скажете, что вы интроверт, который предпочитает проводить время наедине с собой, ваш потенциальный работодатель может решить, что вы не подходите.
  5. Расскажите о своих увлечениях и прежнем опыте. Лучше не описывать себя прилагательными, а рассказать о том, что вам нравится и что вы делали в прошлом. Представьте ситуацию, в которой вам надо было бы описать себя только прилагательными. Это было бы довольно забавно (и неловко):

    • «Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я опрятен, активен, внимателен к мелочам, чуток, и я рад знакомству с вами». Возможно, такой текст подошел бы для сайта знакомств, но даже там он смотрелся бы странно.
    • Лучше сказать так: «Меня зовут Алексей. Я бариста, и мне очень нравится моя работа, потому что я люблю кофе, джаз, рисунки на кофейной пене и передники. Еще я люблю кино (особенно научную фантастику и документальные фильмы) и походы».
  6. Не стоит говорить только о себе. Если вы хотите описать себя другу или парню либо девушке, которому(-ой) хотите понравиться, помните, что нужно также задавать вопросы. Чтобы людям было приятно находиться в вашем обществе, вы должны уметь слушать.

    Никогда не врите о себе. Когда вы узнаете себя получше, вы поймете, что есть вещи, которые вы можете и не можете делать, и это нормально. Честно говорите о своих сильных и слабых сторонах и признавайте их в себе.

    • Если вы будете врать себе или другим о своих сильных и слабых сторонах, вы, возможно, устроитесь на работу, которая не будет вам подходить, или станете общаться с людьми, с которыми вам не удастся сблизиться.

    Как понять свой характер

    1. Ведите дневник. Если вам не удается разобраться в том, кто вы, начните вести дневник. Регулярные записи о своих мыслях и чувствах помогут вам лучше понимать себя. Можно использовать дневник именно для того, чтобы анализировать то, что делает вас вами.

      Заведите альбом о себе. Если хотите понять, кто вы, вам поможет книга или альбом со всеми вещами, которые вы используете в попытках понять себя. Там можно хранить дневниковые записи, результаты личностных тестов, отрывки прозы, рисунки - все, что вы сами захотите.

      Составляйте списки. Списки вещей, которые важны вам, помогут вам лучше понимать себя. Вот несколько примеров таких списков:

      • «Что мне нравится и не нравится?» Сложите лист бумаги пополам, в верхней половине напишите то, что вам нравится, а в нижней - то, что вам не нравится. Это может занять много времени и места, поэтому постарайтесь ограничиться одной категорией на список: фильмы, книги, еда, игры, люди.
      • «Что бы я сделала, если бы у меня было неограниченное количество денег?» Можно набросать ряд идей или нарисовать что-то. Составьте список из вещей, которые вы могли бы купить, или из дел, которыми бы занялись, если бы вы не были ограничены финансами.
      • «Чего я боюсь больше всего?» В чем заключаются ваши самые большие страхи? Вы боитесь пауков, смерти, одиночества? Запишите все.
      • «Что меня радует?» Составьте список вещей, которые вас радуют. Можно даже описать конкретные ситуации, в которых вы чувствовали или могли бы чувствовать себя счастливым человеком.
    2. Задайте себе вопрос «почему». Составить список - это лишь первый шаг. Следующий шаг - это обдумать, почему вам нравится или не нравится что-то либо почему что-то пугает вас, а что-то другое - радует. Если вы сможете ответить на вопрос «почему», вы лучше поймете себя.

      Изучите личностные характеристики в интернете или по книгам. В книгах по выбору работы и по психологии часто содержатся списки личностных характеристик, а также тесты для самостоятельного прохождения, которые помогут вам определить тип своей личности.

      Пройдите личностные тесты. Их можно найти в специализированной литературе и в интернете. Есть множество сайтов, где можно найти бесплатные тесты, но при этом важно использовать надежный источник.

      • Не проходите тесты на популярных развлекательных сайтах, поскольку часто люди, которые их составляют, не имеют специального образования в сфере психологии. Есть сайты, которые известны своими тестами. Их интересно проходить, однако в их основе нет научной информации.
      • Если на сайте вас попросят ввести какие-либо личные данные помимо адреса электронной почты, возраста и пола, убедитесь, что сайт не мошеннический. У бесплатных сайтов нет оснований просить вас ввести данные вашей карточки, точную дату рождения, полное имя или адрес.
    3. Соедините свои увлечения с личностными характеристиками. Когда узнаете, какие есть личностные характеристики, пройдитесь по своим спискам и записям в дневнике, чтобы понять, есть ли там определенные черты, о которых вы читали.

      • Если вам нравится делать что-то опасное или вы часто говорите о приключениях, вы, возможно, опишете себя как смельчака, любителя риска.
      • Если вы замечаете, что часто стараетесь помогать людям, возможно, вы щедры и верны (либо о вас все вытирают ноги, а вы пытаетесь угодить всем).
      • Если вы часто смешите людей, можно сказать, что вы весельчак. Но это также может быть признаком того, что вы пытаетесь скрыть свою тревожность и нервозность под юмором (при условии, что вы часто шутите, когда нервничаете).
    4. Расспросите друзей и родственников. Если вы хотите знать, как вас воспринимают окружающие, спросите друзей и родственников, как бы они могли описать вас. Но помните, что никто не знает вас лучше, чем вы сами.

      • Важно учитывать то, что говорят другие люди, однако они оценивают все через призму своего опыта, а опыт у всех разный. Ваша мама может сказать, что вы неопрятны и суетливы, а ваши друзья - что вы собраны и спокойны.
      • Суммируйте все, что скажут ваши друзья и родственники, а затем сделайте свои собственные выводы. Если все будут говорить, что вы бываете скупым, вам следует задуматься об этом (и поработать над исправлением ситуации).
    5. Помните, что ваша личность может меняться. Люди меняются со временем и с опытом. Тот человек, которым вы являетесь сейчас, будет отличаться от того человека, которым вы будете через 10 лет. Анализируя свою личность, не забывайте, что что-то может поменяться.

    6. Старайтесь жить в гармонии с собой. У вас есть сильные и слабые стороны, положительные и отрицательные черты. Принимайте все части себя. Радуйтесь тем, которые вам нравятся, и работайте над теми, которые вам не нравятся, но никогда не ругайте себя за то, кто вы есть.

      • Конечно, у вас есть слабости, но и сильные стороны у вас тоже есть, а слабости можно побороть. На самом деле, слабости могут даже быть сильными сторонами, которые вы не сразу рассмотрите.

Мой характер? Хо-хо. Слабонервным просьба не читать. Может вынести остатки вашего представления обо мне к чертям. Я Лина. И кто я? Ужасный человек.
Во-первых, мой главный изъян - ревность. Да, я жутко ревнивая, на самом-то деле. Хотя, по мне и не скажешь. Мастерски скрывать чертову ревность, а потом психовать "без причины" - мое кредо. Я корю себя за это каждый чертов раз, но, что поделать. Так выходит.
Я сдержанная. В плане чувств, эмоций. Сложно вытянуть из меня что-нибудь этакое, осознанно. Я держу это в себе, позволяя всему просто поглотить меня, или же, разорвать на части. Но бывают моменты, когда из ниоткуда появляется волна, которая просто промывает мне мозги и заставляет сесть перед листом бумаги, или же, листом ворда, и начать писать все то, что творится внутри меня. Лишь один человек терпел это, только ему это нравилось и только он понимал подобный "душевный" порыв с моей стороны, за что я ему искренне благодарна. С того момента я стараюсь не совершать подобного, ведь кому нужны твои откровения и твоя гребанная душа? Правильно, никому.
Я не доверяю людям. Так уж вышло, что жизненный опыт сказывается на мне очень и очень плачевно. Да, мое прошлое - причина того, что я не доверяю людям. Глупо сказать, что не доверяю никому. Однако, таких людей - единицы.
Коммуникабельный я человек, да. Так уж вышло, что моя профессия подразумевает умение общаться с людьми, выходить на диалог, да и, в целом, суметь поддержать ту или иную тему. Я всегда это любила, как и любила говорить. Однако, своей многословностью я отличаюсь лишь в некоторых случаях.
Обидчивая, порой. Да, еще один изъян, немаловажный. Я могу делать вид, что все в порядке, а в душе просто посылать вас к черту. Бывает и такое. Но, в последнее время, я стараюсь избавляться от этого и говорить напрямую то, что думаю.
Понимающая. Многие из моих друзей, знакомых зовут меня "психологом". Все дело в том, что я умею не только слушать, но и слышать. Бывает, чужие проблемы я воспринимаю гораздо более остро, нежели свои собственные. Это, конечно, плохо, и от этого следует избавляться. В нужный момент я могу дать дельный совет.
Самокритичность - мое все. Начиная с внешности, заканчивая моими работами или талантами. Своей самокритичностью я не стремлюсь к тому, чтобы люди восхваляли меня. Нет, вовсе. Наверное, я даю понять, прежде всего, самой себе, что нет предела совершенству и, что бы ни случилось, нужно идти дальше, развиваться. Иначе, в чем заключался бы интерес к жизни?
Я терпеливый человек, да и очень пунктуальный. Я ненавижу, когда кто-то опаздывает, вот серьезно. Сама же никогда этого не допускаю. Довольно странно, да.
Весьма консервативно отношусь к отношениям: как любовным, так и дружеским. Не считаю правильным фривольное общение, вообще нет.
Не стоящая на месте. Мне вечно нужно движение, какие-то действия, слова, поступки. Что угодно, но не безделье. Правда, это качество меня и моего характера постепенно теряет свою важность.
На этом я замолкаю.

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах ( , дружеская компания, класс, спортивная команда, и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера . Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики .

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

  • отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
  • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
  • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
  • признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы . Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение “человек с характером” рассматривалось как синоним выражения “волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли “бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия “бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: “Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Структура характера

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие , задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными . Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.

Для тех, кому не нравится собственный «психологический портрет», есть утешение: недостатки темперамента можно восполнить положительными чертами характера.

Именно понимание того, что себя можно изменить в лучшую сторону, является наиболее притягательной чертой , как науки.

Итак, если темперамент – это врожденные особенности личности, то характер человек воспитывает сам. Совершая поступок, мы каждый раз усиливаем или ослабляем какую-то его черту.

Таким образом, можно исправить даже самый скверный нрав.

Относительно темперамента можно лишь напомнить, что Гиппократ разделил его на четыре типа, которые используются до сих пор:

  1. Флегматики — неспешные и невозмутимые;
  2. Холерики – вспыльчивые и неуравновешенные;
  3. Меланхолики – впечатлительные и ранимые;
  4. Сангвиники – живые, подвижные и веселые.
  1. Фиксируем результаты

Результаты своей борьбы лучше записывать. Можно составить таблицу, и каждый день фиксировать там успехи и неудачи. Или сделайте так: отметьте на географической карте два города. Один будет условно обозначать ваше нынешнее состояние, второй – поставленную цель.

Каждый раз, когда делаете что-то для исправления своего характера, ставьте новую точку на пути между этими городами. А если что-то пропускаете – вернитесь на точку назад.

В плане весьма интересным представляется . Обязательно прочитайте об этом великом человеке, опыт которого может оказать вам бесценную помощь.

Наверняка у читателя может возникнуть вопрос: влияют ли на формирование личности и ее отдельных черт?

Однозначно дать ответ на этот вопрос достаточно трудно. Определенная связь в наклонностях и особенностях поведения между детьми и родителями, безусловно, прослеживается.

Однако утверждать, что «я такой и не могу быть другим, потому что такая моя мама или папа» , для взрослого человека, по меньшей мере, несерьезно.

Считается, что темперамент изменить невозможно, а вот черты характера – это под силу любому желающему. Нужно только иметь решимость заняться этим делом.

Акцентуация характера

Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.

Может определение понятия акцентуации покажется вам немного сложным, но на самом деле оно довольно простое.

Само слово «акцентуация» (от лат. accentus — ударение) обозначает выраженный акцент на чем-то.

Говоря иначе, эта особенность заключается в том, что некоторые черты характера необыкновенно развиты, что вызывает ущербность других, менее развитых черт.

Наверное, все видели, как маленькие дети, при виде незнакомых людей, к одним располагаются и начинают улыбаться, а при виде других хмурятся и убегают.

Это связано с тем, что черты лица очень тесно связаны с чертами нашего характера. Дети же интуитивно это чувствуют, «сканируя» лицо незнакомца.

Да и взрослые на глубоко подсознательном уровне могут «ощущать» хороший или плохой перед ними человек. Это тоже происходит потому, что наш мозг умеет «считывать» информацию с характерных особенностей лица человека.

Важно понимать, что от характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь, добьется ли он успеха.

Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:

«Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Текст Психология"Как можно описать свой характер" :

Характер - это черты личности человека, которые определяют его поведение, поступки и мысли. Порой очень сложно дать адекватное описание своему характеру, поскольку в этом случае довольно сложно оставаться объективным.

Инструкция

Людям присуще субъективное мнение о себе. Бессознательно или сознательно каждый человек преувеличивает или преуменьшает качества своего характера. Именно поэтому очень важно настроиться на объективность, взглянуть на себя со стороны, представить, что вас описывает сторонний наблюдатель, которому нужно дать вам адекватную и честную оценку.

Одним из определяющих свойств характера принято считать отношение к другим людям, именно с него и надо начинать описание. Подумайте, как именно вы относитесь к окружающим? Свойственно ли вам безразличие к происходящему в их жизни, а может быть, напротив, вы слишком чувствительны к событиям, которые вас практически не касаются. Считаете ли вы людей полезными или бесполезными, как вы относитесь к своим друзьям и врагам? Что происходит в вашей семье, насколько близкие у вас отношения с родственниками? Вся эта информация позволяет более или менее объективно оценить эту часть вашего характера.

Отношение к работе и труду - второе важное свойство характера. Представьте, что вы наблюдаете за собой на работе. Ответьте себе, насколько вы любите работу, как много можете работать, предпочитаете вы сидячую работу или ту, где надо много двигаться? Любите ли вы сам процесс работы, или она для вас является только способом зарабатывания денег. Насколько комфортно вы себя чувствуете в роли подчиненного или начальника? Готовы ли вы брать на себя ответственность за свою работу или считаете, что от вас ничего не зависит? Ответы на эти и другие смежные вопросы позволят оценить соответствующие черты вашего характера.

Дальше нужно описать свое отношение к вещам. Подумайте, насколько вы аккуратно относитесь к предметам, любите ли украшения, дорожите подарками. Подробно опишите, насколько важную роль в вашей жизни играют вещи.

Только после этого можно переходить к описанию тех черт характера, которые говорят о вашем внутреннем мире. После ответов на предыдущие вопросы у вас уже должно сложиться достаточно объективное представление о том, какой вы человек. Теперь вы можете дать себе оценку. Ответьте себе, можете ли вы назвать себя добродушным или злобным, прощающим или злопамятным, насколько вы религиозны, как относитесь к представителям противоположного пола, насколько вы романтичны, преданы, верны, обязательны. Не бойтесь «негативных» ответов на свои вопросы, получение полного объективного представления о своем характере пойдет вам только на пользу, поможет в большей степени понять себя.