Психологический портрет современного руководителя в сфере образования. Эффективный руководитель: психологический портрет

Психологический портрет современного руководителя

Выполнила:

Проверила:

2010/2011 учебный год

1. Введение

2. Портрет современного руководителя

3. Личность руководителя

4. Что нужно, чтобы стать лидером

5. «Заповеди руководителя»

6. Заключение

7. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Управление появилось вместе с людьми. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века, после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения завладели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя, росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера, речь пойдет далее.

Психологический портрет руководителя

Психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.

К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:

­ Чувство коллективизма

­ Коммуникабельность

­ Инициативность

­ Самообладание

­ Чувство эмпатии

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности. Если руководителя отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность - способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия, а также умение достоверно доносить информацию. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения. Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он прежде всего должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь в крайнем случае - властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поиски и использование наилучших методов реализации государственных планов и программ, а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является очень важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Руководитель, который не может держать себя в руках, не может вызывать чувство доверия у подчиненных.Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

И осталось сказать о чувстве эмпатии, т.е. сочувствие, сопереживании, умении поставить себя на место другого. Без них сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.

Вот это совокупность социально-психологических качеств, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

Анна ЗАВГОРОДНЯЯ, техник I категории, ООО "ГазпромТрансГаз - Ухта":

"Начальник, на мой взгляд, прежде всего обязан быть профессионалом своего дела - а это значит, что у него должно быть высшее профильное образование. Кроме того, для современного руководителя важна восприимчивость к техническим нововведениям. В первую очередь это касается компьютерной грамотности.

Хороший начальник должен обладать чувством такта в общении с подчиненными - а иначе он не сможет создать вокруг себя команду единомышленников. Чувство юмора, по моему мнению, тоже необходимо ему для того, чтобы разрядить эмоциональную напряженность, иногда возникающую в коллективе.

Также приятное впечатление производят руководители, обладающие широкой эрудицией и к месту проявляющие ее. Но главными качествами для начальника являются, с одной стороны, требовательность к подчиненным, а с другой - умение принимать иную точку зрения и быть одновременно строгим, но справедливым".

Ольга КАЛИНИНА, социальный педагог средней школы № 1:

"Чтобы умело руководить людьми, необходимо иметь высшее образование и быть в своем деле компетентным специалистом. Начальник должен знать основы управленческой деятельности и уметь работать с документацией.

Для конкурентоспособности ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, отслеживая новые тенденции в избранной деятельности.

Но очевидно, что руководитель работает не только с бумагами, но и с людьми - и поэтому ему надо быть хорошим психологом".

Юрий ПЕШКИЛЕВ, арт-директор глянцевого журнала “Респект”:

"Меня несколько удивило в вопросе словосочетание "современный руководитель". То есть предполагается, что у современного руководителя должны появиться какие-то особые деловые качества, по сравнению с руководителем прошлого или даже позапрошлого веков. Я считаю, что деловые качества - это способность находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Эти качества в руководителе ценились во все времена. Другие же качества трудно отнести к разряду деловых. Вот количество умений у современного руководителя должно быть на порядок выше, чем у его средневекового коллеги. Это и владение высокими технологиями, знание психологии - то есть, иными словами, современный руководитель должен иметь в своем арсенале все то, что подарила нам современная наука".

В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;

распределение заданий и инструктаж подчиненных и контроль над ними;

проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией;

ответы на звонки и прием посетителей, ведение переговоров

проведение собраний и представительство;

заполнение форм отчетности;

повышение квалификации.

Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. И наконец, руководиель постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения руководителю приходится выполнять три основных роли. Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между нимиВо-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

Личность руководителя

Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М. Шоу (1971г.). Следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно "разложить" на три класса составляющих:

­ Биографические характеристики.

­ Способности.

­ Черты личности.

Л. Якокка писал: "Если человек в возрасте 65 лет всё ещё может трудиться и хорошо справляется со своими обязанностями, почему он должен уходить в отставку? Вышедший в отставку менеджер долго работал в фирме и всё о ней знает. За много лет он немало постиг. Если человек физически здоров и горит желанием делать своё дело, почему бы не использовать его опыт и знания?". Но история развития предпринимательства показывает, что у истоков создания крупнейших промышленных гигантов современности нередко стояли очень молодые люди - А. Морите, А. Хаммер. Поэтому возраст руководителя не имеет значения.

Другая характеристика личности руководителя - пол. Не вызывает удивления послужной список женщины-современницы: директор, начальник, дипломат и т.д. Трудно отыскать область жизни современного общества, где женщина не играла бы важной, иногда ключевой, роли. К моделям женского поведения проявляется в последнее время всё больший интерес. С точки зрения психологов, у женщин наблюдается больший интерес к отношениям между людьми, что рассматриваться как плюс с точки зрения эффективности руководства. Пока что трудно сказать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина.

В отличие от возраста и пола социально-экономический статус и образование для занятия менеджерской деятельностью чрезвычайно важны. Обстоятельство, что образовательный уровень играет важную роль в карьере руководителя, подчеркивают многие авторы (Л. Якокка, Р. Макнамара, А. Морита). В настоящее время в нашей стране многие руководители имеют дипломы по 2 специальностям (инженерные, экономические и социальные науки), подчёркивается знание иностранного языка.

Способности руководителя делятся на общие (интеллект), и специфические (знания, умения и т.п.). Интеллект от латинского intellectus -понимание, познание, в широком смысле - совокупность всех познавательных функций человека и восприятия до мышления и воображения.

Что нужно, чтобы стать лидером

Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.

Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, - дар Божий. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и "созреть" как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 - 7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 - 28 лет.

Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на "пьедестал почета", можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые "дебри", принятие решений и улаживание конфликтов./ 2, 159 /

Существует два психологических типа лидеров: "игроки" и "открытые". Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют "пускать пыль в глаза", а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

"Открытые" лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.

Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.

Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют - от них никто не застрахован, а исправить. их при желании не трудно.

Обычно авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того чтобы такого безошибочно подобрать (лидеры появляются сами!), нужно знать качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как "сверху", так и "снизу", последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово./ 3, 78 /

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами; Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности - ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера./ 2, 55 /

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать "здоровое" окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается./ 3, 124 /

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые.

Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь " работоманом " (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте. /2, 59 /

С точки зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.

Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.

В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим. / 3, 58 /

Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Заповеди руководителя

· Никогда не считайте, что ваши организационные методы самые лучшие. Одним из главных принципов должен стать такой: всё можно сделать лучше, чем было до сих пор

· Никогда не начинайте работу, если цель её и задачи не определены чётко

· Помните слова великого Сенеки: "Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра"

· Работайте по чёткому и конкретному плану (чрезмерно общий план практически не выполняется)

· Помните, что из трёх зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее - первое. Не боитесь ошибаться: поняв ошибку её можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета

· Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоций, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Ещё Гораций заметил: "Гнев есть кратковременное безумие"

· Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно

· Плохой руководитель знает, что надо делать, а хороший показывает, как это сделать

· Основой здоровых отношений с подчинёнными является взаимное уважение. Несправедливость ведёт к потере уважения

· Умейте отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике в ваш адрес. Леонардо да Винчи считал, что "противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть"

· Если кто-то из подчинённых высказывает мнение, противоречащее вашему - критикуйте мнение, а не автора его

· Не забывайте назначать ответственного за работу, и спрашивать с него за её качество

· Не забывайте о поощрениях и наказаниях. Будьте внимательны, как правило, взыскания и поощрения должны оказывать влияние не только на того, кому они предназначаются, но и на коллектив

· Беседуя с подчинёнными, не позволяйте себе просматривать не касающиеся беседы бумаги, не извинившись перед ними, отрешённо смотреть в окно, барабанить пальцами по стеклу, выражая нетерпение

· Говорите с людьми не по должности, а по душе. Проникновенность и сердечность разговора с подчинёнными оказывает на последних сильное воздействие

· Умейте подбирать и воспитывать кадры. Выбор и обучение умелого подчинённого - всегда более благоразумная задача, чем выполнение дела самим

· В отношениях с подчинёнными не дайте захватить себя в плен личным симпатиям и антипатиям. Пусть высшим критерием оценки подчинённого и вашего к нему отношения являются интересы дела

· Нельзя давать обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Слово руководителя должно быть гарантией обещания

· Чувство юмора - существенное качество для руководителя. Шутите сами и позволяйте шутить подчинённым. Беззлобная, доброжелательная шутка создаёт обстановку доверия, делает труд более лёгким, привлекательным и производительным. Помните, что в ряде положений можно скорее добиться успеха шуткой, чем строгостью или официальностью

· Стремитесь как можно меньше говорить "я", а больше "мы". "Я" - последняя буква не только в алфавите, но и в коллективе

Кодекс культуры взаимоотношений руководителя с членами трудового коллектива.

· Не кричи, кричащего плохо слышно

· Без надобности не вмешивайся в дела подчинённых

· Готовность отказаться от своего неверного решения важнее ложного престижа

· Знание возможностей своих сотрудников - достоинство и преимущество хорошего руководителя

· Умение сочетать требовательность с тактичностью - предпосылка здорового морально-психологического климата коллектива

· Умей говорить "нет"

· Культурный человек здоровается первым

· Будь самокритичен

· Будь внимателен к хвалящим тебя, ищи мотивы их действий

· Руководитель не обижается - он анализирует

· Всегда своевременно благодари подчинённого за хорошую работу

· Объектом критики, как правило, должна быть плохо выполненная работа, а не личность исполнителя

· Критика ошибок подчинённых не должна убивать у них чувства самостоятельности

· Критика не должна разрушать доверия между руководителем и подчинёнными, но ради доверия нельзя замазывать промахи и упущения в их работе

Заключение

На основании всего считаю необходимым сделать следующие выводы:

1.Всё больше и больше людей начинают понимать, что отношения между людьми (в частности между руководителем и подчиненным) являются не частью управленческой деятельности, а это, собственно, и есть управление как таковое, так как ни одно предприятие не может "работать" без человека

2. Управление - это не совокупность видов деятельности, один из которых отношения между людьми. Управление и есть умение общаться с людьми

3. Не следует приходить к выводу, что руководитель стал непревзойденным: работа над собой должна быть не эпизодической, а постоянной. И только это принесёт успех

4. Огромное (ничем не заменимое) значение имеет личность руководителя, его черты, качества. А они подчас тоже нуждаются в корректировке, совершенствовании

5. В работе руководителя нет мелочей, об этом следует помнить постоянно тем, кто уже стал руководителем или готовит себя к этой работе

"Дорогу осилит идущий"

Список использованной литературы

1. www.psychological.ru

2. Веснин В.Р. «Менеджмент для всех»

3. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. «Психология управления»

4. Зигерт В., Ланг Л. «Руководитель без конфликтов»

5. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель.

Глава 4

Личность как субъект управления

Требования к современному руководителю

Психология руководства и лидерства

Психология этики и социальной ответственности

Руководителя

Самомаркетинг руководителя

Саморазвитие руководителя

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ


Психологический портрет руководителя

Процесс управления состоит из взаимодействия субъекта и объекта. В качестве субъекта управления могут выступать один человек или группа людей. Один человек – это руководитель. Группа людей – это коллективный (коллегиальный) орган управления – дирекция, совет, коллегия, ректорат, деканат и т.д. Данная глава посвящена руководителю как субъекту управления.

В ходе изучения психологического портрета руководителя рассматриваются два вопроса:

1. Составные части (элементы) портрета руководителя;

2. Психологические аспекты элементов портрета руководителя.

Субъект управления – это руководитель, т.е. профессиональный управляющий социально-экономическими и производственными процессами.

Психологический портрет руководителя – это совокупность качеств его личности в психологических аспектах.

Основными составляющими портрета руководителя являются: природные свойства, приобретенные качества, профессиональный опыт.

Природные свойства – это особенности психики руководителя, связанные с его генетическими данными. Основными природными свойствами, важными для руководителя, являются: харизматичность, интеллект и способности, характер и темперамент, эмоциональная устойчивость.

Харизматичность – это природная способность к лидерству.

Способность вести за собой других людей является «божьим даром», который дается немногим. Таким людям верят без сомнений, за ними идут по собственному желанию, без принуждения. При этом ведомые часто даже не задумываются, куда и почему они идут. Харизматичность как свойство личности можно оценить двумя важными характеристиками: направленностью и ответственностью.

Направленность рассматривается как основная ориентация и ценности личности. Направленность может быть двух видов: на себя и на других. Направленность «на себя» проявляется у эгоистичных натур. Они используют свой дар для удовлетворения личных амбиций. Им нравится ощущать свою власть, зависимость от них других людей.

Направленность «на других» связана с высоким интересом лидера к тем людям, которых он ведет за собой. В этом случае он учитывает цели и желания ведомых, и соответственно корректирует свою деятельность.

Ответственность заключается в заботе о результатах своего влияния на других людей. Лидеру должно быть важно, куда заведет ведомых его влияние, будут ли достигнуты коллективные и индивидуальные цели доверившихся ему людей.

Безответственный харизматичный лидер не задумывается о том, к чему приведет других его дар. Управляя, он тешит свое самолюбие, не думая о последствиях.

Интеллект – это природная способность к эффективной умственной деятельности.

Способность воспринимать и перерабатывать информацию, активно накапливать и использовать знания, подмечать причинно-следственные связи является природным даром. Такие люди видят то, что недоступно другим. Они в одинаковой ситуации могут увидеть несравненно больше прочих. Интеллект может быть реализован в любом виде деятельности. В полной мере это относится и к управлению, и к бизнесу.

Так, знаменитого греческого философа Фалеса Милетского (VI век до н.э.) сограждане упрекали в том, что он поучает других, а сам живет в бедности. Тогда Фалес занял в долг денег, и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу должен был быть необычайно высокий урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что ум может сделать человека богатым.

Различают три основных вида интеллекта : теоретический, практический и творческий. Психология оценивает их как равнозначные, не выстраивая в рейтинг.

Теоретический интеллект означает способность усваивать и оперировать знаниями: анализировать, обобщать, выстраивать логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи.

Так, в США насчитывается около трех тысяч вузов. Каждый из них имеет свой рейтинг, свое строго определенное место в иерархии. Наиболее элитарные объединены в «десятку плюща». В это число входит Портлендский колледж – специфический небольшой вуз, в который по специальным рекомендациям зачисляются студенты с особыми аналитическими способностями. Его выпускники становятся крупными учеными и известными аналитиками.

Практический интеллект – это способность осуществлять успешную (результативную) деятельность: выстроить алгоритм, организовать работу и достичь поставленных целей.

Российский психолог Б.М. Теплов в работе «Ум полководца – практический интеллект» пишет, что «нет ни малейшего основания, считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического».

Творческий интеллект – это способность к созданию оригинальных произведений искусства. Люди с творческим интеллектом имеют свое видение мира, свой взгляд на, казалось бы, привычные вещи. Они умеют, через различные художественные образы, показать свое необычное видение другим.

Психология управления отвечает на вопрос, какой вид интеллекта предпочтительнее для руководителя?

Носители теоретического интеллекта сложно принимают решения. Это связано с тем, что они оперируют слишком большим объемом информации, многочисленными переменными, учитывают множество факторов. Поэтому у них возникают проблемы в принятии решений, что для руководителей является серьезным минусом. Зато такие люди незаменимы в роли советников крупных руководителей. Их знания и аналитические способности могут существенно повысить эффективность управления.

Практический интеллект наиболее предпочтителен для руководителей. Способность к организации деятельности является важнейшей профессиональной чертой руководителя.

У творческого интеллекта также может быть определенная грань, которая важна для руководителя. Это креативность, то есть способность к необычным, нестандартным решениям и действиям.

Способности – это природные свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.

Способности подробно рассматривались в предыдущей главе, в разделе 3.5. Для руководителя наиболее желательными способностями являются: коммуникабельность, влияние на людей, организованность.

Коммуникабельность – это природная способность человека к общению.

Коммуникабельные люди легко находят общий язык с окружающими. Они могут моментально подстроиться под чужой образ мыслей, проникнуться чувствами другого человека, понять его логику.

Влияние на людей – это способность к воздействию на мысли и поступки.

Для осуществления внешне незаметного, но существенного влияния необходимо своеобразное соприкосновение, резонанс психологий. Это возможно для человека с гибкой психикой, в которой присутствует природный интерес к внутреннему миру другого человека. Интерес этот должен проявляться достаточно тонко, чтобы не вызвать неприятие, отторжение.

Организованность – это способность к распределению работы и ресурсов.

Человек организованный способен наиболее рациональным образом расставить людей и добиться их успешной совместной деятельности. Он может умело поощрить лучших, поддержать и помочь отстающим, подстегнуть ленивых, научить неумелых.

Характер – это совокупность устойчивых свойств человека, которые определяют его эмоции и поведение.

Характер подробно рассмотрен в предыдущей главе, в разделе 3.6. Для руководителя наиболее предпочтительным является сильный характер.

Сильный характер позволяет создать обстоятельства, добиваться намеченной цели, преодолевать трудности. Сильный характер не только помогает своему носителю, но и поддерживает и увлекает других. Он способствует сплочению людей, побуждению у них энтузиазма.

Для руководителя-женщины наиболее эффективным является характер бизнес-леди . Сочетание образа женщины с предприимчивостью и настойчивостью может активно влиять на людей и обстоятельства, обеспечить успешное достижение поставленной цели.

Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов и поведения человека.

Темперамент как природное свойство личности подробно рассмотрены в предыдущей главе, в разделе 3.6. Для руководителя наиболее желательной является комбинация из трех типов темперамента: сангвиник (доминирующий), холерик и флегматик.

Доминирование сангвиника способствует увлеченности делом, доверительности к людям, позитивной жизнедеятельности. Эле­менты холерика в темпераменте позволяют быстро принимать решения, действовать энергично и настойчиво. Особенности флегматика дают возможность анализировать, действовать хладнокровно и терпеливо, не жаловаться на трудности.

Эмоциональная устойчивость – это способность воспринимать динамическую эмоциональную нагрузку без заметного изменения качества своей деятельности.

Эмоциональная устойчивость подробно рассмотрена в предыдущей главе, в разделе 3.10. Для руководителя в эмоциональной устойчивости наиболее важны такие свойства, как уравновешенность и стрессоустойчивость.

Уравновешенность – это природная способность человека умеренно реагировать на раздражители и сохранять высокую работоспособность.

Избежать эмоциональных реакций невозможно. Однако очень важно, чтобы эмоции «не перехлестывали», не выводили человека из себя и не мешали работе. Повышенные эмоции, как правило, снижают работоспособность, не позволяют в полной мере проявить квалификацию.

Стрессоустойчивость – это природная способность человека не достигать в своих эмоциях стрессовых состояний.

Стрессоры в жизни и профессиональной деятельности возникают часто. Однако реакция на них может быть умеренной. В таком случае стресс не наступает. Человек проявляет определенную сопротивляемость стрессу.

Приобретенные качества – это особенности психики руководителя, возникшие под влиянием его личной жизнедеятельности.

Приобретенными качествами , важными для руководителя, являются: воля, предприимчивость, целеустремленность, надежность.

Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно постановленной цели, независимо от обстоятельств.

Воля является важнейшим из приобретенных качеств, необходимых для руководителя. Воля проявляется в сознательном выборе и осознанном долге, которые и определяют свободу волевой личности.

Сознательный выбор заключается в том, что руководитель предпочитает не естественно желаемое, а необходимое в данной ситуации. Такие выборы приходится делать постоянно.

Осознанный долг связан с тем, что руководитель действует в
соответствии с принятыми на себя или предприятие обязательствами, ответственностью перед коллективом и обществом. Осознанный долг еще жестче, чем сознательный выбор. Он обычно совсем не оставляет вариантов, а предписывает конкретные действия.

Предприимчивость – это умение использовать различные
варианты.

Ситуация в бизнесе и управлении постоянно меняется, поэтому нельзя все время ходить по «проторенным тропам». Предприимчивость как качество личности проявляется в независимости и инновационности.

Независимость суждений и поведения позволяет руководителю нестандартно, творчески подходить к управленческой деятельности. Это включает и ответственность, и готовность идти на разумный риск, и при этом сочетать рискованные проекты и решения с абсолютно надежными.

Инновационность означает как поиск принципиально нового (ноу-хау), так и постоянные небольшие усовершенствования. Они вроде бы мелки и малозаметны, однако не дают останавливаться на достигнутом. Кроме того, мелкие улучшения, постепенно накапливаясь, создают новое качество.

Целеустремленность – умение поставить цель, подчинить ей необходимую деятельность и довести дело до конца.

Целеустремленность руководителя проявляется в концентрации и настойчивости.

Концентрация рассматривается как умение сосредоточить силы и ресурсы, и использовать их на главном направлении. Справившись с «центральным звеном», можно легко «вытащить» всю цепь.

Настойчивость является умением упорно двигаться к цели, не останавливаться на полпути. Любое начатое дело должно быть завершено, кроме тех случаев, когда принято соответствующее решение об отмене.

Надежность – это безусловное исполнение взятых на себя обязательств.

Сотрудничество с надежным партнером существенно уменьшает степень риска. Надежность как качество личности проявляется в умении держать слово и предсказуемости.

Умение держать слово означает полностью отвечать за свои обещания. Не отказываться от принятых на себя обязательств, пунктуально их выполнять, даже если это сопряжено с возникшими трудностями.

Предсказуемость рассматривается как действия по заранее согласованной схеме. При этом не допускается односторонних экспромтов, а тем более – проявления авантюризма.

Профессиональный опыт – это вооруженность передовыми знаниями, и личные достижения в управлении.

Профессиональный опыт управления складывается из: знаний современной теории и практики управления; опыта руководящей работы; личных достижений в управлении.

Знания современной теории управления и передового опыта связаны с теоретической подготовкой руководителя.

Знания появляются из трех источников : образования и самообразования, а такжекреативного подхода.

Образование руководителя связано с изучением профессии менеджера в стенах вуза. Обычно руководители имеют два высших образования: одно управленческое, другое – экономическое, техническое, юридическое или иное.

В истории цивилизации долгое время профессии руководителя в учебных заведениях не готовили. Менеджерами становились специалисты других профессий, выдвинутые в руководство практикой. И только с появлением теории научного менеджмента (1911) стало ясно, что профессии управленца можно и нужно учить, и для этого появилась содержательная база.

В 1920-е годы в США возникли первые курсы менеджеров. Позднее они переросли в специальные школы менеджмента и бизнеса. Они предлагали двухлетний курс обучения слушателей второму высшему образованию (управленческому) на базе какого-либо другого, полученного ранее. Слушателями в эти школы направлялись молодые специалисты разных профессий, проявившие способности к управлению.

Практика специального управленческого образования как второго высшего просуществовала несколько десятилетий – всю середину ХХ века. Она оказалась достаточно эффективной, но занимала около 10 лет после школы: 5 лет вуза, плюс 2–3 года работы, плюс 2 года учебы в школе менеджмента. Возникла необходимость обучения менеджеров в качестве первого высшего образования.

В 1960-е годы в США и Западной Европе в университетах и колледжах появились специальности «менеджмент». Первое высшее управленческое образование, как правило, соединяло в себе две специальности. Второй специальностью обычно была экономика. Выпускники получали квалификацию «экономист-менеджер». В странах СНГ такое образование появилось лишь в 1990-е годы.

Однако действующий ныне в нашей стране директорский корпус состоит из людей, не имеющих управленческого образования. Это практики различных областей, выдвинутые на руководящую работу. Курсы и семинары не могут заменить системных знаний по теории и практике управления.

В ежегодных отчетах Правительства Беларуси за ряд последних лет неизменно подчеркивается: среди причин недостатков экономического развития одной из важнейших является – низкая квалификация значительной части руководящих кадров.

Следует подчеркнуть, что системное управленческое образование руководителей является непременным условием их успешной деятельности. профессия менеджера, как и любая другая, требует специальной подготовки.

Самообразование руководителя – это его самостоятельная работа по пополнению своих знаний по теории и практике управления. Сегодня имеется много управленческой литературы, что позволяет успешно учиться.

Однако следует выделить один принципиальный момент. Самообразование может быть эффективным, если руководитель имеет базовое управленческое образование. В этом случае можно успешно пополнять профессиональные знания.

Если же руководитель полностью является самоучкой, ситуация будет иной. Отсутствие базового управленческого образования не может быть полностью компенсировано самообразованием. У него будут лишь отрывочные знания. Управленческая квалификация такого руководителя будет невысокой.

Креативный подход связан с умением руководителя применить знания теории и практики управления в своей практической деятельности. Управленческий труд всегда оригинален. Он фактически не содержит полностью идентичных ситуаций. Поэтому руководитель, применяя теоретические знания или чужой опыт, всегда действует в новых обстоятельствах.

Так, высочайшей креативностью славился великий полководец древности Ганнибал. Для каждого сражения он придумывал разные военные хитрости. В знаменитой битве при Каннах (216 г. до н.э.) он с 40-тысячным карфагенским войском противостоял 80-тысячной римской армии. Ганнибал воспользовался тем, что конницы у него было больше (14 тысяч к семи). Он разместил ее по краям, построив свою армию полумесяцем. С началом битвы его конница обошла римлян с флангов, и большая армия оказалась в окружении меньшего войска. Среди римлян поднялась паника, ряды их смешались, и большинство из них погибли в этом бою.

Опыт руководящей работы – это путь управленческой деятельности, который прошел руководитель.

Практика руководящей работы складывается из ряда показателей : ступеней карьерной лестницы, продолжительности работы на руководящих постах, пройденной «школы».

Ступени карьерной лестницы – это те посты в иерархии управления, которые занимал руководитель. Считается хорошим показателем, если руководитель последовательно, со ступени на ступень, поднимается по «служебной лестнице». В итоге он из личной практики знает работу своих подчиненных.

Если руководитель «перепрыгивал» сразу через несколько ступеней, в его опыте управления на разных уровнях непременно окажутся пробелы. Такой карьерный «взлет» вызывает резонное подозрение, что выдвижение происходило не по заслугам, а по протекции.

Продолжительность работы на руководящих постах и составляет практический управленческий опыт. Он показывает общее количество лет управленческой деятельности, а также срок пребывания на отдельных постах. С учетом сложности работы на том или ином посту, можно представить характер накопленного руководителем опыта управленческой деятельности.

Пройденной школой для руководителя является то время, когда он работал под руководством или в команде известного управляющего – «золотого воротничка». Рядом с талантливым лидером молодые менеджеры получают неоценимую практику управленческой деятельности. При этом легко и естественно усваивается стиль, методы, формы, приемы, на постижение которых в других условиях потребовались бы много времени и усилий, а результаты были бы существенно ниже.

Личные достижения – это те успехи, которых руководитель добился в управленческой деятельности.

Личные достижения отличаются от общих успехов, которых добился коллектив в целом. Они определяют именно собственную роль руководителя, его результативность, эффективность и личные заслуги.

Результативность отождествляется с теми конкретными вехами и показателями, которых добился руководитель в своей управленческой деятельности.

Достигнутые результаты должны быть именно персональными, личными, а не присвоенными из общих трудов коллектива или подчиненных менеджеров.

Так, знаменитый военачальник древности Александр Македонский получил название Великий. Он был гениальным полководцем и мужественным воином. Именно в результате его личного руководства маленькая горная страна Македония завоевала почти весь известный в IV веке до н.э. мир. За всю историю человечества ни одно государство, за исключением Российской империи, не достигало таких размеров, как держава Александра.

Эффективность рассматривается как соотношение достигнутого с понесенными затратами. Само по себе любое достижение мало о чем говорит, если не принять во внимание затраченные усилия. Если затраты были небольшими, а достижения значимыми, то деятельность можно рассматривать как эффективную.

Например, о низкой эффективности образно, кратко и точно говорит народная поговорка: «Гора родила мышь».

Личные заслуги руководителя связаны с тем, какова его персональная роль в достигнутых предприятием и коллективом высоких результатах.

Таким образом, структуру портрета руководителя можно свести в единую схему. Представим структуру портрета в совокупности его составляющих, элементов и показателей в таблице 4.1.

Таблица 4.1 – Структура портрета руководителя

Составляющие Элементы Показатели
Природные свойства Харизматичность Интеллект Способности Характер Темперамент Эмоциональная устойчивость Направленность Ответственность Теоретический Практический Творческий Коммуникабельность Влияние на людей Организованность Сильный Бизнес-леди Сангвиник Холерик Флегматик Уравновешенность Стрессоустойчивость
Приобретенные качества Воля Предприимчивость Целеустремленность Надежность Сознательный выбор Осознанный долг Независимость Инновационность Концентрация Настойчивость Умение держать слово Предсказуемость
Профессиональный опыт Знания теории и практики управления Опыт руководяще работы Личные достижения Образование Самообразование Креативный подход Ступени карьерной лестницы Работа на руководящих постах Пройденная «школа» Результативность Эффективность Личные заслуги

Если руководитель действовал в равных с другими менеджерами условиях, не имея никаких искусственно созданных преимуществ, и добился при этом наиболее впечатляющих результатов, можно говорить о его персональных заслугах. Однако, если же результат получен усилиями коллектива и квалификаций менеджеров, а руководитель ничем особым не отличился, его личных заслуг в таких достижениях немного.

Так, успешно действующее предприятие за короткий срок «развалить» сложно. Поэтому год-два можно по протекции поработать генеральным директором, и уйти, ничем себя не проявив. А после этого незаслуженно представлять себя «золотым воротничком».

Итак , психологический портрет руководителя складывается из трех составляющих: природных свойств, приобретенных качеств и профессионального опыта. Каждая из этих составляющих содержит свой набор элементов и показателей.

Психологический портрет не идентичен характеристике. Во-первых, он гораздо шире и подробнее. Во-вторых, он фиксирует внимание на внутренних свойствах и качествах человека, которые наиболее важны для профессии руководителя. Психологический портрет рельефно и точно показывает личность руководителя.


Похожая информация.


Менеджер – это профессия, охватывающая довольно широкий спектр знаний. Сегодня успешный менеджер должен обладать навыками экономиста, юриста, психолога, администратора и многих других специальностей.

Психологический портрет современного менеджера

В динамично развивающемся мире управленцы испытывают постоянный стресс. Способность к абстрагированию является элементом выживания для менеджера. Если он не выработает в себе стрессоустойчивость, то карьера его продлится не долго.

Эмоциональный интеллект важная составляющая качеств управленца. Руководитель должен уметь контролировать не только других, но и себя. Зачастую многие менеджеры активно занимаются спортом. Кстати, если вам нужен дневник для тренировок , то заказать его вы сможете на интернет-ресурсе www.bodybuildingrussia.com. Многие из руководителей уделяют большую часть своего времени работе. Семья и личная жизнь у такого человека зачастую оказываются на втором плане. Трудолюбие и упорство – вот, что отличает менеджера от обычных людей.

Самосовершенствование — ключ к успеху!

В условиях жесткой конкурентной борьбы и постоянных изменений менеджер является человеком, который постоянно находится в развитии. Саморазвитие для руководителя – это очень важный аспект успешной деятельности. Способность быстро обучаться и гибко реагировать на изменения среды – исключительные навыки успешного менеджера. Каждый управленец должен осознавать, что его знания и навыки актуальны лишь небольшой промежуток времени. Их необходимо совершенствовать и обновлять.

Коммуникации в менеджменте – ключевой фактор эффективной работы. Как правило, менеджеры умеют находить общий язык с любыми людьми. Эрудированность, начитанность и образованность помогают менеджеру поддерживать беседу в любой ситуации. Знания и навыки не только в своей профессиональной области, но также и в смежных областях – это то, что отливает менеджера от других профессий.

Экономическая и юридическая грамотность жизненно необходима современному менеджеру, дабы не попасть на уловки мошенников, а также для ведения дел законным и прибыльным образом.

Интуиция — вот, главный козырь успешного менеджера. Интуиция – это то, что помогает управленцу избежать нежелательных ошибок и принять верное решение. Развита она у менеджеров на все 100%.

Специфические особенности профессии менеджера сказываются и на самой личности менеджера. Человек, в чьи обязанности входит управлять, никогда не станет жертвой кого-то или чего-то. Скорее всего, такой человек будет способен достигнуть успеха не только в карьере. Менеджер один из не многих, кто способен противостоять, способен преодолевать трудности.

Идеальных лидеров не бывает. Именно так многие эксперты начали с нами разговор о качествах руководителя. Каждый из них тем не менее назвал несколько признаков начальника-мечты. В итоге собрал список из 11 параметров, которые, будь они у одной единственной личности, и составили бы совершенный образ.

1. Креативность

Идеальный руководитель - это в первую очередь человек, который умеет действовать нестандартно, решая ситуацию любого уровня сложности. "Если мы видим, что человек решал сложные управленческие задачи, он самостоятельно принимал решения, внедрял технологии, и может подтвердить результаты своей работы рекомендациями или цифрами, то, наверное, это человек, которому можно довериться", - комментирует Елизавета Ефремова , автор книги "От эксперта к руководителю", преподаватель Русской школы управления.

2. Компетентность

"Компетентность - неотъемлемая составляющая авторитета начальства, а также гарантия качества выполненных работ", - говорит Ирина Герасименко , официальный представитель проекта promokodabra.ru. Руководитель должен знать все внутренние механизмы, чтобы успешно организовывать деятельность команды, а это возможно только при наличии обширных знаний и опыта.

Компетентность личность как руководителя включает в себя умение разбираться в людях. Именно это позволит начальнику понять, кого из персонала нужно всегда контролировать, а кому предоставить свободу:

Слово Ольге Киселевой , руководителю практики Microsoft Dynamics компании Awara IT Solutions:

"Практически сразу же после первых минут знакомства вы можете понять, соответствует ли уровень профессиональных компетенций будущего руководителя вашим целям и ожиданиям. Например, одним сотрудникам важно, чтобы руководитель мог постоянно направлять и обучать их, другим же нужна максимальная свобода действий и возможность проявить себя".


3. Дружелюбие

"Очень важное качество, так как всегда нужно оставаться человеком, несмотря на позицию руководителя. За регалиями многие забывают свою сущность и садятся на "трон" или включают панибратство. Уважение к сотрудникам помогает команде добиваться небывалых высот и побед в работе", - отмечает Евгений Жигалов , генеральный директор, учредитель Консалтингового центра "ЕЖ".

Хороший руководитель не ставим преград между собой и коллективом, и к нему есть возможность обратиться за помощью или советом.

Олег Федюкин , директор РА "Надёжное размещение":

"Я как директор и как старший товарищ всегда открыт для диалога. Ко мне не нужно записываться на прием или ждать когда я наконец-то освобожусь, ко мне можно просто подойти и поговорить. И так как коллектив у нас небольшой, я лично заинтересован в успехе каждого своего коллеги".


4. Уверенность в себе

"Высокоэффективные руководители - управленцы, обладающие оптимальным для своей должности и профессиональной сферы набором личных качеств", - так считает Эмелиана Светлова , бизнес-тренер, консультант по эффективному руководству, бизнес-коммуникациям и психологии трудовых отношений. - И в первую очередь, одно из таких качеств - уверенность в себе и в своих силах".



5. Харизматичность

"Если провести несложный опрос, то все называют такие качества, как профессионализм и харизма. Это прямо обязательно среди прочего ", - отмечает Евгения Дворская , основатель и генеральный директор JungleJobs.ru. Харизма - качество, которое невозможно приобрести в течение жизни, харизма даётся от природы. Руководитель, обладающий личностной исключительностью, одарённостью на эмоциональном уровне, - настоящая редкость.


6. Желание развиваться

Комментирует Евгений Жигалов , генеральный директор, учредитель Консалтингового центра "ЕЖ": "Постоянное обучение и внедрение новых методов/инструментов в работе и жизни позволяет быть на голову выше конкурентов. Даже самый свежеполученный диплом не дает гарантий всегда оставаться высоковостребованным специалистом - многие инструменты перестают работать, технологии меняются практически каждый день". Руководителю первому необходимо развиваться, чтобы служить примером для своей команды.



7. Лидерские качества

Прирождённый руководитель - тот, кто увлекает людей за собой. Ольга Назарова , менеджер по маркетингу и PR, elSnab: "Прежде всего, хороший руководитель должен быть лидером, а не боссом. Т.е. быть прежде всего примером в профессиональном смысле".


8. Уравновешенность

Сдержанность и умение сохранять самообладание в любой ситуации - плод долгой работы над собой. Далеко не все идеальны в этом отношении. "Спокойствие и выдержка помогают избежать принятия необдуманных решений и находить выход из трудных ситуаций без приступов гнева или паники. Руководитель ни в коем случае не должен изливать свой гнев на подчиненных в стрессовых ситуациях", - говорит Ирина Герасименко , официальный представитель проекта promokodabra.ru.


Содержание
Введение………………………………………………………… .…………...3
1. Личностные качества современного руководителя…..…… ……….….4
2. Профессионализм современного руководителя…………… ……….…7
2.1. Перечень качеств хорошего руководителя……………………..…8
3. Разновидности стилей руководст ва………………………………………12
Заключение…………………………………………………. .…………………15
Список использованной литературы……………………..……………….... ..16

Введение

Управленческая деятельность, которая всегда считалась одной из наиболее содержательных, интересных и престижных за рубежом, в последние годы получила аналогичную оценку и в нашей стране. Можно с уверенностью утверждать, что основным внутренним ресурсом любой организации является личностный потенциал самого руководителя, поэтому актуальность данной темы доказывать не стоит. Руководитель оценивает ситуацию и принимает решения, подбирает персонал и распределяет задания, контролирует работу и осуществляет мотивацию. Поведение руководителя, его отношение к делу и людям создают социально-психологическую атмосферу работы. И это может быть атмосфера нервозности, неуверенности и даже страха, или, наоборот, атмосфера уверенности, стабильности, доброжелательности и деловой активности. Несомненно, очень многое в деятельности любой организации зависит от личности руководителя. Актуальность данной темы обусловлена тем, что для того чтобы стать, по-настоящему, руководителем (менеджером), лидером своей организации необходимо постоянно изучать, владеть и пользоваться определенным минимумом качеств, характеристик и действий грамотного современного руководителя.

1. Личностные качества современного руководителя

Для того, чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе следующие основополагающие качества: доминантность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, энергичность и порядочность. 1
Доминантность или способность влиять на людей, несомненно, важное качество руководителя, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. По определению, руководить означает быть способным влиять на подчиненных и стимулировать их работать на достижение единой цели. И многие современные руководители заинтересованы в усилении своего личностного влияния на подчиненных. То, что руководитель хочет и должен влиять на своих подчиненных, конечно, хорошо. Но при этом необходимо постоянно помнить о психологической стороне вопроса. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных. В противном случае, стремление руководителя доминировать останется не более, чем дежурной претензией на власть.
Следующей в наборе личностных черт руководителя обозначена уверенность в себе. И в самом деле, уверенному в себе руководителю можно доверять, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а в наше время это совсем немало. Во всяком случае, уверенность руководителя создает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию на выполнение порученных заданий. Подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, и последнему, как бы ни складывались обстоятельства, следует хотя бы внешне, держать себя достаточно спокойно и уверенно. Одна из сторон деятельности руководителя, несомненно, требующая его уверенности в себе - контакты с другими руководителями равного или более высокого ранга, ведение переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие к себе со стороны своих визави, и уж тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними.
Остановимся теперь на одной из наиболее важных личностных черт руководителя - его стрессоустойчивости. Так как руководитель работает не в башне из слоновой кости, а его постоянно окружают люди, то велика необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. В противном случае ему будет невозможно рассчитывать на поддержку и признание со стороны сотрудников. Сдерживание негативных эмоциональных реакций в публичной рабочей обстановке часто оборачивается для него рядом неприятных последствий - неврозами, психосоматическими заболеваниями типа гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и т.д. Поэтому у каждого руководителя существуют испробованные средства эмоциональной разрядки, которым они доверяют. Порой отдельные руководители считают, что для них наиболее действенным способом разрядиться после напряженной работы является употребление алкоголя. Алкоголь и в самом деле способен помочь человеку «расслабиться». Вопрос, однако, заключается в другом: насколько эффективен подобного рода способ релаксации, в какой мере он сохраняет здоровье и работоспособность, обогащает культурно? В свою очередь, повысить сопротивляемость стрессам на рабочем месте позволит рациональная организация труда руководителя: выявление перспективных сотрудников и делегирование им ряда полномочий, отведение определенного количества времени для отдыха непосредственно на работе, руководитель может позволить себе 5 минут не думать о проблемах организации, а подумать о чем-то приятном и т.д. Стрессоустойчивость обуславливает и уверенность руководителя в себе, и его деловую активность.
Энергичность - это качество, без которого достаточно сложно представить себе современного успешного руководителя. Ему важно схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, воспринимать новые идеи и новаторские решения, обладать способностью заражать людей уверенностью и собственным оптимизмом. Размышляя об энергичности руководителя, я позволю себе перефразировать известную фразу Л.Кэрола из «Алисы в стране чудес», которая будет звучать следующим образом «руководителю нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а если он хочет придти куда-то, нужно бежать вдвое быстрее». 2
Завершая процесс описания личностного портрета успешного руководителя, хочется особо отметить, что он должен быть порядочным человеком, стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности достойные уважения. Так как в конечном итоге, именно мощная поддержка сотрудников - ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о личностных особенностях руководителя. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в то, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.
Успешный руководитель наряду с перечисленными выше качествами, конечно, должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью организации, определенными профессиональными умениями (ведение переговоров, постановка целей и определение их приоритетности т.д.), иметь высокий интеллектуальный потенциал.

2. Профессионализм современного руководителя

Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходится работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности. 3
Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.
Одно из основных психологических качеств руководителя - его мышление. 4 В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:
- проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
- системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
- практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;
- консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

Оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;
-последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;
- самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.
Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок, он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

2.1 Перечень качеств хорошего руководителя

Ниже приводится перечень качеств хорошего руководителя, составленный по результатам зарубежных исследований.
Хороший руководитель
1. Может установить и поддерживать отношения с равными себе людьми.
2. Способен быть лидером.
3. Способен построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать.
4. Обладает способностью принимать нестандартные управленческие решения в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.
5. Способен найти оптимальный вариант решения в условиях ограниченного времени.
6. Может идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
7. Имеет склонность к самоанализу, понимает роль лидера в организации, умеет видеть то, какое влияние он оказывает на организацию.
8. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), хладнокровен.
9. Поощряет участие членов коллектива в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна.
10. Обсуждает свои качества, принимая замечания, но при этом сохраняет уверенность в себе.
11. С выдержкой относится к победам и поражениям.
12. Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за решение новых проблем.
13. Способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен.
14. Компетентен в специфических проблемах управления.
15. Переводит свои идеи на язык, понятный для людей.
16. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.
17. Даёт понять людям, что в основном поддерживает то, что пользуется уважением в коллективе.
18. Прилагает усилия по защите личного достоинства своих подчинённых, жёстко пресекает любые попытки нанесения им морально-психологических травм.
19. Предоставляет подчинённым как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности.
20. Способен вызвать к себе расположение.
21. Концентрирует внимание на поставленных приоритетных целях, по вкладу в их реализацию оценивает подчинённых.
22. Служит примером в эффективности использования рабочего времени, делится со своими коллегами рациональными приёмами достижения этого.
23. Умеет ясно, точно, коротко выразить свои мысли словами.
24. Способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне её.
25. Готов начать процесс нововведений, управлять им и использовать в интересах организации.
26. Способен нести ответственность за порученное дело.
27. Открыт для общения со всеми подчинёнными. Внимателен к их деловым предложениям. В разнообразных формах выражает за это благодарность.
28. Постоянно занимается выявлением "звёзд" в своём окружении. Отрабатывает технологию индивидуальной работы, ориентированной на их активное включение в управленческую деятельность. Из "звёзд" формирует кадровый резерв на выдвижение.
29. Тщательно продумывает работу по созданию условий для профессиональной реализации подчинённых, обеспечению условий для их карьеры. Для него приоритетно поощрение каждого за проявленное деловое честолюбие при выполнении служебных обязанностей.
30. В состоянии разрешать конфликты, выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом. Но не спешит включаться в разрешение межличностных конфликтов, возникающих в подразделениях. Ими занимаются его функциональные помощники и "звёзды" коллектива. Сам руководитель выступает в роли арбитра или человека, ставящего точки в конфликте по итогам его разбирательства. Учит руководителей более низкого звена разрешать конфликты, помогая им обретать профессиональный опыт построения здоровых взаимоотношений в своих коллективах. 5
Профессионализм руководителя - постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений. 6
В зависимости от управленческой ситуации руководителю приходится исполнять разнообразные "роли", которые определяются его положением в организации. Таких ролей достаточно много.
1. Администратор (наблюдает за исполнением).
2. Плановик (разрабатывает методы и средства, помощью которых другие достигают цели).
3. Политик (устанавливает цели и линию поведения в группе, организации).
4. Эксперт (человек, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному специалисту).
5. Представитель (коллектива во внешней среде).
6. Регулятор (отношений внутри группы, организации).
7. Источник (идей, информации, поощрений и наказаний).
8. Судья (а также миротворец).
9. Символ (пример, лицо коллектива).
10. Диктатор (человек, отменяющий индивидуальную ответственность: "Все претензии ко мне, действуйте от моего имени", "передайте, что я приказал".
11. Старший товарищ (к которому обращаются за помощью).
12. "Козёл отпущения" (человек, отвечающий за всё в случае неудачи).
Выделенные роли являются, по существу, набором тех умений и навыков, которыми должен обладать сильный руководитель. 7

3. Разновидности стилей руководства

При работе с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени зависит также от склада личности руководителя и от ситуации. Различают авторитарный, демократический (или коллегиальный) и либеральный (или разрешительный) стили руководства. В данном контексте эти термины обозначают особенности выполнения руководителем своих обязанностей при руководстве коллективом в рамках предоставленных ему полномочий. 8
Директивный (административно-директивный) стиль работы отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Никому не позволяет "сесть себе на шею", однако требует от подчиненных все, что находит нужным, не считаясь с тем, что его требования нередко выходят за рамки собственно служебных отношений и приводят к нарушению трудового законодательства. Склонен подминать под себя общественные организации, превращать их в простых исполнителей своей воли. В общении с людьми подчас невыдержан, а то и груб, но не обязательно. Он может быть и благожелательным автократом - корректным, внимательно выслушивать и напоказ взвешивать идеи подчиненных, но пренебрегать их мнением при принятии окончательного решения, так что и в этом случае стиль по сути своей остается директивным. В целом для руководителя-автократа характерен недостаток уважения к окружающим.
Демократический (коллегиальный) стиль руководства, в отличие от автократического, предполагает: предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей,
и т.д.................