Психологическая теория старения. Теории старения и старости

Очень важно отдавать отчет, какое базовое представление о старости лежит в основе того или иного подхода, поскольку специфика восприятия старости одновременно диктует спектр теоретических вопросов и предписывает пути разрешения многочисленных практических проблем.

Старость как биологическая проблема. Старость как базовое биологическое свойство всех живых организмов рассматривается в теориях "программированного" и "непрограммированного" старения, в теориях "изнашиваемости", "клеточных отбросов", старения иммунной системы и цитологической теории. В каждой из этих теорий обосновывается своя модель механизма старения организма. К биологическим теориям можно отнести и теорию основоположника отечественной геронтологии А. А. Богомольца, который главным фактором старения считал нарушение гармонии физиологических процессов организма, и теорию старения как интоксикации И. И. Мечникова.

Геронтолог В. В. Фролькис определял старость как время сокращения приспособительных возможностей организма. Анализируя фундаментальные механизмы старения, Фролькис не только констатировал факт снижения приспособительных возможностей организма, но показал тенденции саморегуляции, которые противостоят разрушению и направлены на стабилизацию жизнедеятельности организма и увеличение продолжительности жизни. Понятие антистарения, или витаукта (от лат. vita – жизнь, auctum – увеличивать), составляет важный аспект предложенной им адаптационно-регуляторной теории старения .

Подход, в основу которого положено представление о старении, запрограммированном эволюцией, включенном в генетический код и подход, согласно которому повреждения клеток не предопределены генетически, а происходят случайно, в результате сбоев ("программированное старение"), имеют общий биологический характер в объяснении причин инволюции в старости. Важно, что в зависимости от предполагаемого механизма старения выстраивается система предсказаний будущего состояния организма, мер профилактики негативных последствий, однако роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни при этом не учитывают.

Старость как социальная проблема. В теории разобществления (теория освобождения, "выхода из игры") считается неизбежным процессом последовательного разрушения социальных связей.

Явление разобществления выражается в изменении мотивации, в сосредоточении на своем внутреннем мире и спаде коммуникативности. Объективно "разобществление" проявляется в утрате прежних социальных ролей, в ухудшении состояния здоровья, в снижении дохода, в утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно переживается индивидом как ненужность, сужение круга интересов, сосредоточение их на себе.

Суть теории заключается в том, что процесс разобществления биологически и психологически обоснован и неизбежен. Разрыв между личностью и обществом происходит вскоре после выхода на пенсию, по инерции пожилой человек продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи становятся все более искусственными и постепенно прерываются. Количество поступающей человеку информации уменьшается, круг его интересов сужается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения .

Теория активности ("новой занятости") противоположна теории разобществления; во главу угла она ставит положительную взаимосвязь уровня активности и удовлетворенности жизнью. Теория активности предполагает, что старые люди должны быть вовлечены в жизнь общества, это должно означать, что чем некто активнее, тем он и удовлетвореннее. Концепция непрерывного жизненного пути трактует старость как поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни.

К социальным подходам к старости можно отнести рассмотрение более частных проблем взаимоотношений старого человека и других людей (членов его семьи, социальных работников). Это весьма актуальные проблемы "напряжения помощника", жестокого отношения к пожилым, домашнего насилия.

Старость как когнитивная проблема. В основе этого подхода лежит так называемая "модель дефицита" – процесс потери или снижения эмоциональных и интеллектуальных способностей. Теория ингибиции (сдерживания) полагает, что старые люди становятся менее умелыми по причине затруднений в восприятии внешней информации и поэтому концентрируются на задачах уровня "ручных" дел. Согласно теории "неупотребления", интеллектуальные умения в поздней жизни ухудшаются в результате недостаточного использования.

Другой вариант когнитивной теории старения относится к личной, персональной стороне старения. В ней рассматривается, каким образом пожилой человек истолковывает происходящие с ним изменения. При этом главную роль играют три области: личные переживания (ухудшение самочувствия, уменьшение привлекательности), особенности социального статуса (включение, интеграция или изоляция), осознание конечности собственного бытия.

Комплексные теории старения. Теориям, акцентирующим одну из сторон старения, противопоставляются комплексные теории. Старение многогранно, оно состоит из нескольких взаимосвязанных биологических, социальных, психологических процессов. Нет просто старения, старения вообще – у каждого человека свой собственный, персональный путь старения. Так, например, Дж. Тернер и Д. Хелмс выделяют три взаимосвязанных и взаимопере- крывающихся процесса:

  • – психологическое старение – как индивид ощущает и представляет себе свой процесс старения, как относится к процессу своего старения, сравнивая его со старением других людей;
  • – биологическое старение – биологические изменения организма с возрастом (инволюция);
  • – социальное старение – как индивид связывает старение с обществом, как выполняет социальные роли.

В теоретической модели П. Балтеса подчеркивается, что развитие имеет "всевозрастной" характер, продолжается на протяжении всей жизни, является многомерным, много- направленным процессом, пластичным и включающим процессы роста (приобретений) и упадка (потерь) . Согласно этой теории, развитие детерминировано сложным взаимодействием ряда факторов: внешнего (социальной среды), внутреннего (биологического) и синтезом биологического и социального. Эти факторы задают три направления развития: нормативное возрастное, нормативное историческое и ненормативное развитие жизни. Нормативное возрастное развитие связано с переходом от одного этапа к другому: в аспекте биологического старения (начало пубертатного периода или менопаузы) и в аспекте социального старения (влияние выхода на пенсию на поведение). Нормативное историческое развитие происходит в контексте тех глобальных социально-исторических событий, которые переживались целой возрастной группой (например, большинство 60-летних британцев имеют опыт получения продуктов по карточкам, а 20-лстнис их сограждане с этим не знакомы). Ненормативное жизненное развитие обусловлено влиянием событий, уникальных для жизни конкретного индивида (сыграть главную роль в фильме в пятилетием возрасте, получить Нобелевскую премию). По мнению автора, сила воздействия факторов различается в зависимости от возраста. В пожилом возрасте велико влияние нормативных возрастных факторов, и необходимо учитывать накопленный эффект ненормативных личных событий

Социальная геронтология, рассматривая старость как возраст развития, указывает на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить границу старения.

Только с позиции старости можно глубоко понять и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями.

1. Биологические теории старения
- «Программированное старение» - старение запрограммировано эволюцией, включенной в генетический код.
- «Непрограммированрюе старение» - повреждение клеток может происходить случайно.
- «Теория интоксикации» - старение как процесс интоксикации организма (И.И. Мечников).
- Старение - есть дисгармония физиологических процессов организма (А.А. Богомолец).

2. Социально-психологические подходы к старению
Старение есть процесс, состоящий из трех компонентов:
- биологическое старение - возрастание уязвимости организма;
- социальное старение - изменение социального статуса и паттернов поведения;
- психологическое старение - этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями (Дж. Биррен, Б.Г. Ананьев).

3. Психоаналитические подходы к старости
К. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим миром. Человек может обрести новое полновесное развитие своей личности.

А. Адлер считал основной мотивационной силой поведения человека чувство собственной неполноценности. Преодоление этого чувства возможно через длительное участие в судьбе людей, через сопереживание, сопричастность, формирование и развитие социального интереса, т.е помочь индивиду найти смысл жизни в оказании помощи другим людям.

Задача человека пожилого возраста (по Э. Эриксону) состоит в том, чтобы достичь целостности своего «Я», уверенности в смысле жизни и гармонии. Достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, мудрости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествующих стадий. Если главнейшие задачи предшествующих возрастов не были реализованы, старость сопровождается разочарованием, отчаянием и страхом смерти.

Социальная ситуация развития в старости связана с отходом от активного участия в производительной жизни общества - с уходом на пенсию. С возрастом, как правило, происходит удаление стареющего человека от общества, спад коммуникативности и сосредоточенность на своем внутреннем мире, в связи, с чем ускоряется процесс старения.

Существуют две стратегии адаптации к старости:
- сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей);
- сохранение себя как индивида (обособление и выживание с постепенным угасанием психологических функций).

Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место пожилого человека в семье и обществе. Физическое неблагополучие - важная причина неудовлетворенности жизнью в старости.

Изучая структуру потребностей в этом возрасте, К. Рощак обнаружил, что комплекс потребностей не претерпевает принципиальных изменений (потребность в безопасности, независимости, проецировании на других своих психических состояний и т.д.).

В соответствии с двумя стратегиями адаптации к старости выделяются и личностные особенности. В соответствии со второй стратегией - наступает сенсорная депривация, эгоцентричность, обидчивость, нетерпимость, чувство одиночества, мнительность, догматизм, заострение личностных черт. Мир видится таким людям как неясный, непредсказуемый, иногда угрожающий.

По данным американских исследователей существуют разногласия по поводу снижения общей интеллектуальной активности при нормативном старении.

Д. Векслер обнаружил, что вербальные навыки поддерживаются на относительно хорошем уровне, а результаты жестов на сообразительность - ниже. Лонгитюдные исследования П. Балтеса показали, что у людей с высоким образовательным уровнем многие интеллектуальные способности продолжают нарастать до семидесятилетнего возраста (особенно, если они подвергаются систематической тренировке).

В.В. Фролькист выдвинул теорию, согласно которой интеллект адаптируется к возрастному адаптогенному фактору, ослабление одних функций способствует формированию приспособительных функциональных систем, что позволяет компенсировать деструктивные явления когнитивного старения. Центральным механизмом когнитивной компенсации и развития в старости является вербальный интеллект (Б.Г. ).

Данные, полученные П. Балтесом, показали, что на общую картину динамики познавательных функций в старости влияет образование, здоровье, работа и когнитивная тренировка.

Восприятие
Острота зрительного и слухового восприятия связана с ослаблением интеллектуальной деятельности (П. Балтес). Н.Ф. Шахматов отмечал, что восприятие в старости становится менее четким и пожилой человек вынужден прибегать к воображению. Длительная сенсорная депривация может привести к психическим расстройствам.

Внимание
К старости в основном происходит сужение объема внимания, затруднение сосредоточения и переключения внимания; сужение функций внимания проявляется в рассеянности (по Э.Я. Штернбергу).

Память
Исследования изменения памяти в старости также сложны и противоречивы. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объемом восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.

В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, лучше работает логическая память. Что касается кратковременной памяти, то возрастные изменения ее объема не были выявлены. У стариков остаются более сохранными процессы узнавания по сравнению с процессами воспроизведения; скорость переработки информации ниже.

Наиболее интересные исследования по тренировке памяти были проведены П. Балтесом и его сотрудниками, результаты которых позволили сделать следующие выводы:
- способность к запоминанию относительно пластична у стариков;
- старость накладывает некоторые ограничения на выполнение задания в стрессовых условиях и условиях помех.

Мудрость является единственным неоспоримым преимуществом старости перед другими возрастами.

Мудрость - согласно определению Пола Балтеса и его школы -это экспертная система знаний (т.е. полученная опытным путем), ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Согласно Балтесу можно выделить пять основных свойств мудрости:
- мудрость связана с решением важных и сложных вопросов. Часто это вопросы, касающиеся смысла жизни;
- уровень знаний, советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок;
- знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы;
- мудрость сочетает в себе ум и добродетель;
- хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда.

Удачной метафорой мудрости является притча о завещании царя Давида. Она гласит: справедлив тот человек, который свободен от власти чувств и поступает всегда так, как будто мир существует независимо от него; разумен тот человек, который понимает относительность своих знаний о мире и ищет истины не в мире, а в самом себе; добр тот человек, который не стремится к господству, а действует сообразно порядку, существующему в мире; счастлив тот, кто знает, что желания человеческие ненасыщаемы, кто понимает, что содержит весь мир внутри себя - ему не может чего-либо не хватать; бесстрашен тот, кто познал цену и радости, и печали и не боится ни смерти, ни бессмертия.

3. Социально- психологические аспекты старения.

3.1. Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном обществе.

Проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен , такие объяснения достаточно упрощены. Она предлагает изучать проблемы старения в связи с историческими сдвигами в трёх областях индивидуальной жизнедеятельности: локализация в историческом времени, эффективность в сфере труда, социальные ориентации и функции семьи по отношению к пожилым. В свою очередь, необходимо рассматривать следующие культурно-социальные факторы, которые определяют, во-первых, специфику процесса старения, во-вторых, положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания, работоспособность, взаимная зависимость, традиции и религия, потеря ролей и ролевая неопределённость, потеря будущего. Владение собственностью и доход. Доход – это то, на чём держится экономика пожилого человека, а если его нет, то пожилой человек попадает в угнетённую группу и целиком зависит от благотворительности общества. Собственность является основой в обеспечении независимости и безопасности пожилого человека.

В массовом сознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека – очень неясная и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Когда человек стареет, общество и семья как общественная единица не предъявляет к нему никаких требований, отвергает его, тем самым лишает определённой роли, меняет статус. Ролевая неопределённость деморализует пожилых. Она лишает их социальной идентичности и часто оказывает негативное влияние на психологическую стабильность. Ведь повседневная рутинная жизнь пожилых не является исполнением какой-либо роли. А, кроме того, неструктурированные ситуации поздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальных ожиданий и недостаток норм для них. Пожилой возраст – такая стадия в жизненном цикле, где происходят систематические социальные потери и отсутствуют приобретения. Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Эти потери и корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличиваются в поздней жизни. Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. Потеря ролей. Нравственная система современной западной цивилизации отдаёт предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной старомодной старости. Все эти ценности вместе с верой в собственные силы, автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интерализацией новых ролевых функций. С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.

Выйдя на пенсию, человек теряет одну из главных ролей – перестаёт быть “добытчиком” в семье, тружеником в общественном смысле. В современном обществе трудовая деятельность выполняет целый ряд функций. Она не только обеспечивает человеку средства существования, даёт определённый статус, но и реализует социальную активность индивида. На уровне личности она рассматривается как способность к сознательному выявлению и утверждению своего места в системе общественных отношений и самореализации. Социальная активность является мерой социальной деятельности и её целью является реализация интересов обществ, личности как члена данной социальной общности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности, интересной жизни, творческой деятельности. Поэтому необходима работа и пожилым, у которых круг личных интересов значительно ограничивается и суживается.

3.2. Творчество в пожилом возрасте.

Особое значение имеет осуществление пожилыми людьми творческой деятельности. Результатами изучения биографии творческих личностей показывают, что их продуктивность и работоспособность не снижается в позднем онтогенезе в разных сферах науки и искусства.

Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей. Для любого социума специальной задачей является организация времени жизни стареющих поколений. Во всём мире этому служат не только службы социальной помощи (хосписы и приюты для престарелых), но и специально создаваемые социальные институты образования взрослых, новые формы досуга и новая культура семейных отношений, системы организации свободного времени стареющих, но здоровых людей (путешествия, клубы по интересам и т.д.).

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков в старости:

1). старик-негативист,отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости;

2). старик-экстравертированный(в типологии К.Г.Юнга), признающий наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние влияния и путём наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодёжью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменение положения в семье);

3). интровертированный тип, остро переживающий процесс старения; появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом – реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, ослабление эмоций, ослабление сексуальных моментов, стремление к покою.

Разумеется, эти оценки приблизительны, как бы мы ни хотели подвести стариков под тот или иной тип.

Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С.Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена:

1). активная, творческая старость,когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;

2). старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью,когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование – на всё то, на что раньше недоставало времени;

3). “женский” тип старения – в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп;

4). старость в заботе о здоровье (“мужской” тип старения)- в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни даёт забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням и его сознание отличается повышенной тревожностью.

Эти 4 типа И.С.Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, к таковым могут отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. Другой вариант негативного проявления старости – разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными.


Брюзжащих лиц, которые переживают постоянное агрессивное напряжение, за которым скрывается депрессия. Это противоречие депрессии и агрессии приводит к язвительному недовольству по поводу и без повода. Анализ психологических особенностей мужчины пожилого возраста показывает, что для него это один из самых трудных периодов жизни, который можно блягополучно прожить, если обновляется концепция...

Среди детей и взрослых. Глава 2. Практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов у людей различного возраста В первой главе мы теоретически обосновали особенности психологического развития в период возрастных кризисов, проявляющихся у людей различного возраста. Исходя из этого, нами были разработаны практические рекомендации по преодолению возрастных кризисов и создание на их...




Новых вопросов о себе. Думается, что дело обстоит именно так . Подводя итог, хотелось бы отметить, что наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на...

Неслучайно еще древние греки рассматриваемый период взрослости назвали «акме», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности. Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, ...

Цель: сформировать и закрепить представления об основных теоретических подходах в геронтопсихологии

Основные вопросы:

1. Биологические теории старения.

2. Проблема психологического старения в работе Фрэнсиса Гальтона.

3. Теория Э. Эриксона: стадии развития личности.

4. Теория субкультуры для пожилого возраста.

5. Теории социальных изменений в пожилом возрасте.

Темы рефератов:

1. Стереотипное отношение к старым людям.

2. Молекулярные и клеточные механизмы старения

3. Теории социальных изменений в пожилом возрасте.

4. Особенности отношения к пожилым людям в разные эпохи.

Литература

Практическое занятие 3.

Понятие о психическом старении

Цель: сформировать и закрепить представления о старости как особом возрастном периоде развития, рассмотреть основные подходы к периодизации второй половины жизни человека

Основные вопросы:

1. Проблема периодизации психического развития. Критерии выделения возрастных периодов. Понятие «психический возраст».

2. Подходы к периодизации второй половины жизни (Ш.Бюлер, Э.Эриксон, Б.Ливерхуд, Г. Цукерман, В.И.Слободчиков).

3. Старость как особый период возрастного психологического развития. Сопоставление периода старения с другими психологическими возрастами.

Темы рефератов:

1. Периодизации второй половины жизни. Особенности периодизаций пожилого и старческого возраста.

2. Морфофункциональные изменения в пожилом возрасте и связанные с ним психологические проблемы.

3. Положение старого человека в обществе.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 4.

Высшие психические функции и их расстройства в старости

Цель: сформировать и закрепить представления об особенностях и изменениях психических функций в пожилом и старческом возрасте

Основные вопросы:



1. Биологическое старение.

2. Когнитивное старение. Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика.

3. Интеллект пожилого человека – особенности и своеобразие.

4. Возрастные изменения в эмоциональной сфере.

5. Профилактика психических расстройств в пожилом возрасте.

Темы рефератов:

1. Когнитивные изменения в пожилом и старческом возрасте.

2. Мудрость как продуктивное новообразование пожилого возраста.

3. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции.

4. Изменения в эмоциональной сфере пожилых людей.

5. Особенности отношения к смерти в пожилом возрасте.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 5

Адаптация к старости. Профессиональное старение

Цель: сформировать и закрепить представления об особенностях психологических последствий «синдрома отставки» и проблемах социальной адаптации пожилых людей.

Основные вопросы:

1. Психологические последствия отхода человека от участия в профессиональной деятельности.

2. Мотивация продолжения трудовой деятельности. Условия и возможности ресоциализации.

3. Адаптация к пенсионному периоду жизни.

4. Особенности семейной жизни в пожилом возрасте.

Темы рефератов:

1. Адаптация к старости.

2. Психическое здоровье пожилых людей.

3. Особенности системы отношений в пожилом возрасте.

4. Творческая продуктивность в пожилом возрасте.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.



4. Козлова Т.З. Пенсионеры оценивают свою прошлую жизнь // Психология зрелости и старения. – 2001. № 2. – С. 127-134.

5. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 6.