Произведение нате маяковский читать. «Нате!», анализ стихотворения Маяковского

Стихотворение было написано в 1913 году.Читать стих «Нате!» Маяковского Владимира Владимировича можно на сайте. Произведение в полной мере отражает умонастроения российского мира литературы и искусства наступившего нового 20 века.Различные группировки среди художников, театральных деятелей, литераторов стремятся заявить о свежем слове в искусстве, пробуя и экспериментируя, ищут новые творческие пути самовыражения. Одной из самых ярких фигур эпохи стал Маяковский.

Автор стихотворения, неожиданного по форме, нарочито-грубоватого по содержанию, в своем обращении дает пощечину обществу, которое по собственному мнению его представителей обладает неоспоримым вкусом, оставляет за собой право судить и оценивать поэта. Автор поэтических строк бросает дерзкий вызов господам с «обрюзгшим жиром», в калошах и без, даме с лицом под маской густых белил, всем, кто причисляет себя к миру буржуазной культуры, рассуждая с позиций устоявшихся критериев слезливой сентиментальности и угодливой красивости поэтического искусства, призванного лишь быть усладой для слуха. «Нате! - своеобразный словесный бунт поэта, обличающего и протестующего против косности маленького обывательского мира, сжатого узкими рамками собственного мировоззрения. «Грубый гунн», творчество которого – свежая струя, «чистый переулок» среди старых, знакомых поэтических задворков. Он не боится войти в новый век с новой поэзией, открыв свою шкатулку с бесценными дарами слов. Как не боится шокировать публику или быть отвергнутым.Потому что всегда готов ответить на выпады «озверевшей», «ощетинившей» толпы и бросить ей вызов.

Произведение можно учить на уроке литературы онлайн в классе. Текст стихотворения Маяковского «Нате!» можно полностью скачать на сайте.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.

Владимир Маяковский — гениальный поэт первой половины двадцатого века. Это человек с очень трагичной судьбой. Он был приверженцем глобальной идеи, что «искусство меняет мир», но, в сущности, оказалось совершенно иначе. Любое творчество конгениально эпохе. А Маяковский жил в тяжёлое, постреволюционное время.

Он был чужим среди своих. В 1930 году Владимир Маяковский вступил в РАПП. В этом же году открыл выставку «20 лет работы», но на неё не пришёл ни один из друзей-писателей, по причине того, что он состоял в Ассоциации Пролетарских Писателей. К тому же лидер РАПП Владимир Ермилов написал острокритическую статью о творчестве Маяковского. Это стало настоящим потрясением для него. Через 1,5 месяца после этих событий поэт совершил самоубийство. Извечная борьба с обществом нашла отражение в его поэзии. Она пронизана эпатажностью и протестностью. Стихотворение «Нате!» является ярким примером для подкрепления данной мысли, хотя написано за 17 лет до этого. Гениальность Владимира Маяковского позволяла видеть и чувствовать ему чуть больше, нежели простые люди.

Данное стихотворение написано в 1913 году и относится к раннему творчеству поэта. Маяковский по своей натуре был бунтарём и истинным революционером. «Нате!» он написал в 20 лет. Большое влияние на его мировоззрение оказала революция 1907 года, когда поэт находился в переходном возрасте. Как известно, подростки имеют более впечатлительную, лабильную психику и проще попадают под влияние. Соответственно, стихотворение «Нате!» — это некий вызов, брошенный буржуазии.

Жанр, направление, размер

Для Маяковского характерным направлением является футуризм. Конкретно для данного стихотворения свойственны такие особенности футуристической поэзии, как: презрение консерватизма, урбанистичность темы и эпатажность. Поэт откровенно критикует поведение буржуазии. Произведение пронизано призывом к созданию абсолютно нового общества, основой которого служит большевистская идеология, жажда новой власти. Это настоящее новаторство начала 20 века. Лирический герой стихотворения — это некая «красная материя», провокатор.

Произведение имеет размер акцентного стиха и перекрёстную рифму, что придаёт ему ощущение свободы и революционности формы.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх катренов и одного пятистишия.

  1. В первом проявляется яркое отвращение к «обрюзгшему» буржуазному отупевшему обществу.
  2. В следующем четверостишии лирический герой осуждает мужчину за чревоугодие, а женщину сравнивает с устрицей, лишённой всякого интеллекта, в силу её пустого взгляда.
  3. В третьем катрене и заключительном пятистишие идёт непосредственное описание толпы.

Образы и символы

Ядром композиции является лирический герой. Он является образом идеального, возвышенного человека, который презрительно смотрит на безликую биомассу свысока.

Все эти безобразные, зажравшиеся индивиды желают дальше сидеть на шее у Пролетариата. Они словно парниковые растения, неспособные к труду и созданию чего-либо прекрасного. Без парника, который обслуживают деятельные рабочие, они умрут.

Главная цель лирического героя — служение искусству, которое преображает людей, делает их лучше.

Средства художественной выразительности

Основным художественным инструментом выразительности стихотворения «Нате!» служит антитеза. Лирический герой по свой натуре новатор и романтик. Он противопоставлен разлагающемуся, обрюзгшему обществу. Данное средство здесь проявляется в виде местоимений «я» и «мы».

Также поэт использует отличное сравнение, описывая образ женщины: «Вы смотрите устрицей из раковин вещей». Этим он показывает тот глупый вещизм и духовную пустоту дамы; она — «пустой сосуд».

В описании толпы Маяковский использует такой эпитет как «грязная», подчёркивая её асоциальность и моральное уродство, обезображенность.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Маяковский В.В. «НАТЕ!»

Литературоведческий блок.

Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, М. буквально ворвался в русскую поэзию начала ХХ века - поэзию, где по праву блистали такие светила, как А. Блок, А. Белый, Гумилев Н., Ахматова А., Брюсов. Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Его рассвет, по словам, А. Ахматовой, был бурным: Отрицая «классическую скуку», поэт предлагал новое, революционное искусство, и в своем лице - его представителя. Несомненно, многое в раннем творчестве Маяковского связано с таким художественным направлением, как футуризм, но при этом идеи и поэтические средства их воплощения в произведениях автора были много шире традиционных футуристических установок. Своеобразие ранней лирики М. Обусловлено прежде всего его личностью, его ярким талантом, его взглядами и убеждениями.

«Нате!» первое из стих-й М.на тему поэта и толпы, появилось только через год после начала его профессиональной литературной деятельностью. Впервые оно прочитано на открытии литературного кабаре «Розовый фонарь» 19 октября 1913 года. М. в нем предвосхищает реакцию респектабельной публики на свое выступление.

В «Нате!» художественно отражено антагоничстическое противоречие между М. и тогдашней аудиторией - буржуазной «толпой». В результате отрыва от революционной среды поэт фактически, остаётся 1 на 1 с этой идейно-чуждой и враждебной ему буржуазной «толпой».В «Нате!» М.говорит с «толпой» уже не от имени кубо-футуристов, как это было в его полемичных докладах и лекциях, а от своего имени. Он прямо выражает свое отношение к ней - 2-я строфа. Цель М.была достигнута: чтение «Нате!» на открытии лит.кабаре «Розовый фонарь» (см.выше) перед публикой, к которой непосредственно обращенно это стихотворение, буквально привело её в ярость.

Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Но герой стихотворения - поэт – хочет служить искусству, а не этой толпе, которая прожигает жизнь. Название отличается эмоциональной окраской и пробуждает в памяти (вероятно, не у каждого читателя) определённый диапазон вызывающих жестов. Воспользовавшись словарём В.Даля, мы можем уточнить первое впечатление: “«Нате» - мн. от на - повелит. вот тебе, бери, возьми. Нате все, отвяжитесь ”. Как видим, первое впечатление подтверждается. Так уже с первого слова формируется особый разговорный, подчёркнуто-сниженный стиль стихотворения. Почему? Иначе на поймёт адресат? Возникает конфликт на разных уровнях, в том числе и на уровне языка.

Очевидно противопоставление лирического героя, поэта - “я” - и толпы - “вас”. “я - вам открыл столько стихов-шкатулок, бесценных слов мот и транжир» , у поэта сердце-бабочка и одновременно он грубый гунн, шут, комедиант, кривляющийся перед толпой и бросающий ей вызов. Даже на фонетическом уровне очевидно противопоставление поэта и толпы: в первых двух строках настойчиво повторяется звук “ч”, шипящие “ж”, “ш”, свистящий “с” и глухие “т”, “п”, “к”. Чередование этих звуков при внимательном чтении создаёт впечатление чего-то текущего, струящегося, змеящегося, медленно вытекающего “обрюзгшего жира”. В третьей и четвёртой строках звук “ч” исчезает, а чередование тех же согласных в другом порядке и преобладание звонких согласных в по следней строке вызывают ощущение сыплющихся из шкатулок бесконечных драгоценностей - “бесценных слов”.

Таким образом, ложными ценностями уже в первом четверостишии противопоставляются драгоценности подлинные, духовные: «... а я вам открыл столько стихов шкатулок,// я - бесценных словмот и транжир». В шкатулках хранят самое ценное. Поэт готов щедро раздавать свои богатства, но знает, что в ответ его нежное, как бабочка, сердце подврегнется грубой агрессии. Бабочка летает, ногами ходят по грязной земле, отсюда противопоставление третьей строфы, заканчивающейся собирательным образом ползающего нечистого насекомого, мелкого и все же способного «озвереть» - 3-я строфа.

Теперь толпа М. не безлика,из неё выглядывают жутковатые лица мужчины с капустой в усах и женщины-устрицы, высовывающейся из раковины вещей. Но обе метафоры проникнуты резким неприятием со стороны поэта, злой иронией, насмешкой. Общими для “вы” становится бездуховность. Образ толпы в этих стихотворениях тесно связан с мотивом еды, обжорства, перенасыщения.

С отвращением герой описывает представителей этого мира:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста/где-то недокушанных, недоеденных щей;/вот вы, женщина, на вас белила густо,/вы смотрите устрицей из раковин вещей. Публика вся в материальном. Мужчина выглядит частичкой «обрюзгшего жира» из второй строки стих-я, который «вытечет по человеку» - люди выйдут один за другим. То есть все месте и составляют «жир», им будет испачкан «чистый переулок». Запачканные щами усы - образ, материализующий метафору, подразумеваемую в определении «чистый», внешне нейтральном, но в поэтическом контексте превращающемся в эпитет. Удвоение мотива еды призвано объяснить «жир»; к тому же в собственном восприятии мужчина «кушает», но для М., конечно же, «ест». Смотреть устрицей значит иметь крайне ограниченный кругозор. Женщина и сама почти не видна за своими нарядами («раковины вещей») и неумеренной косметикой, напоминающей белила (которыми раскрашивают отнюдь не человеческие лица). Косвенно сравнение продолжает изначальный мотив: устрицы - деликатес богатых, жирные мужчины потребляют женщин так же, как еду.

Для стоглавого, как самые страшные чудовища мифов, насекомого поэт - нецивилизованный человек, «грубый гунн». Он принимает это отношение к себе и готов соответственоо себя вести, «не кривляться», а быть доконца последовательным в своем презрении к толпе: «... я захохочу и радостно плюну,// плюну в лицо вам / я - бесценных слов транжир и мот» . Повторение самоопределения первой строфы по сути, вопреки его предполагаемому поведению, опровергает согласие поэта считаться «грубым гунном». У гунна нет бесценных слов, тем более он их не транжирит. «Грубый гунн, - пишет исследовательница Пицкель Ф.Н., рассуждая о герое М., - это как бы его вторая, вынужденная и вызванная обстоятельствами ипостась, а более органичное для него состояние, суть которого выразительно передает метафора о «бабочке поэтиного сердца». Поэт, обладатель нежной и ранимой души, «бабочки»-сердца, должен быть сильным, чтобы выдержать напор озверевшей толпы. И Маяковский стремится доказать свою возможность быть сильным: «и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...».

Стих-е «Нате!» написано акцентным стихом, однако связь его с классической поэтикой пока не порвана. Композиция кольцевая. Это редкий случай, когда художественное время произведения - не прошедшее, как обычно в эпосе, и не настоящее, как по преимуществу бывает в лирике, а будущее, но не отдаленное - М.рассказывает о том, что произойдет «через час», хотя и будто бы прямо обращаеся к тем, кто не слышал его стихов (адресат - «вы», ожидаемая публика). «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир...». Второе четверостишие представляет слушателей уже на месте, здесь время настоящее, но, конечно, тоже воображенное: /Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста/где-то недокушанных, недоеденных щей;/вот вы, женщина, на вас белила густо,/вы смотрит устрицей из раковин вещей.

Рифмы естественны. Из всех рифм только одна неточная: сердца-тереться, но она же и самая изысканная (звук Р после ударного гласного в первом слове и перед ним во втором, а в созвучии все равно участвует), стих-е еще не разбито ни столбиком, ни тем более лексикой, (так как стих-е относится к ранней лирике) кроме последнего, затянутого: созданная здесь пауза вновь резко противопоставляет в финале «вам\я».

Помимо этого прослеживается еще одна особенность ранней лирики М. - эгоцентризм, «Я», (1-я и 4-я строфа) от которого зависит существование всего мира. В этом подчеркнутом эгоцентризме-свойсвенная поэзии М. склонность к общественному эпатажу. (Например, скандально-известное «я люблю смотреть как умирают дети»). В ранней лирике М.отдает дань экспериментаторству, поиску новых форм, словотворчеству. И нужно уметь увидеть за обилием сложных метафор, гипербол, неологизмов, непривычных синтаксических конструкций глубинный смысл текста. Поэт предлагает нам свое видение мира и свои способы его воплощения. Отвергнув традиционные формы поэзии, М. обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не будет понят многими.

Творческий дебют М. Был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой худ-к, он пришел в искусство с заявкой нового зрения. Причем заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, эпатаж-по-мальчишески вызывающими. Вместе с тем не стоит забывать,что сначала М.утверждал себя в группе футуристов. М. дает дополнительную возможность и необходимость широко представить рус.футуризм как явление значительное и непростое. Преодолевая гармоничность и психологизм предшествующей лит-ры, футуристы намеренно «остраняли» явления, лишали восприятие автоматизма:они вводили новые темы, расшатывали синтаксис и сокрушали ритмы, смешивали трагическое и комическое, лирику, эпос и драму, упоенно занимались поиском ощутимого слова. Футуризм М.не ограничен созиданием форм. Кроме стремления овладеть мастерством, он включал в себя и атеизм, и интернационализм, и антибуржуазность, и революционность. В ранних статьях поэта многократно сказано о самоцельности слова, но там же заявлено: «нам слово нужно для жизни. Мы не признаем бесполезного искусства». Футуризм М.-опыт не столько самоценноготворчества, сколько факт жизнетворчества.

Методический блок.

1.Урок ориентирован на 11 класс по программам Курдюмовой, Коровина,

Кутузова. На урок отводится 1 час.

Жанр урока - урок исследование, урок-практикум, урок-комментарий, урок группового анализа

2. Вопросы на первичное восприятие: Почему стих-е названо «Нате!»? к кому обращено? Понравилось ли вам оно, чем? Какие образы произвели на вас наибольшее впечатление, почему? Почему лир.субъект и толпа противопоставлены друг другу.

3. Методика работы на уроке: эвристический метод с использованием следующих приемов:1. Обучение учащихся анализу лирического произведения, образы героев, языка, композиции произ-я.2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям; 3. самостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы. Методика работы с текстом: структурно-семиотический. Вопросы: что вы знаете о личности В.В. Маяковского? К какому литературному направлению он принадлежал? Что такое футуризм? Каковы его худ.принципы? Одно из ранних стих-й автора - «Нате!». Почему так называется стих-е? К кому обращено? Как вы думаете, какую коммуникативную установку преследовал автор? Что таится в этих строчках? Как вы видите эту картину?с помощью каких средств она создается?каков механизм создания образа? Что вы можете сказать про лирического героя? Какие строчки характеризуют лирического героя, и какие представляют тех, кому герой бросает вызов? Какие его качества проявлены в данном тексте? Какая метафора помогает представить мир лирического героя? Как показаны ценности героя и толпы? Почему так графически организуется стих-е?

Заключительный этап: письменно ответить на вопросы: (на выбор): основные принципы отеч.футуризма2. Расскажите о восприятии вызывающего поведения и творчества футуристов современниками. Поделитесь собственными впечатлениями.3. Сравните М. с Хлебниковым и Северяниным - в чем видится вам своеобразие его футуризма? Обратите внимание на наглядность его образов, особенности метафорического ряда и построения произведений. Для обучения анализу лирического произведения можно использовать логические схемы – планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

При изучении ранней лирики В. В. Маяковского можно составить схемы вместе с учениками. За основу можно взять тезис, характеризующий ранний период творчества поэта, – противостояние лирического героя и окружающего мира, эпатажность поведения героя, его одиночество. Схема будет состоять из двух частей: в первой части дана характеристика лирического героя, во второй – представлены те, кому герой бросает вызов. Задание ученикам: собрать материал для характеристики обоих образов:

Учащиеся легко найдут в стихотворении нужные слова, труднее будет дать более глубокую оценку лирического героя. Именно логическая схема поможет детям сделать вывод самим. Метафора (бабочка поэтиного сердца) поможет представить мир лирического героя. Этот мир хрупкий, незащищенный, поэт раним, болезненно чуток, а окружающая его толпа бесцеремонна, груба, равнодушна, духовна бедна. Это помогают понять язвительные сравнения, эпитеты, метонимия, гипербола, найденные в тексте; работа оформляется опять с помощью схемы. В результате такой работы ученикам понятно, почему герой надевает маску. Поведение героя в маске тоже анализируем, выстраивая определенную схему:


На границе 19 и 20 века – все терпит изменение, и, конечно же, литература также, и особенно – поэзия.

Маяковский попал именно в это время со своими изменениями в поэзии. По характеру этот человек – очень необычный, сильный и грубоват немного. Именно потому его поэзию может полюбить не каждый человек. Но все равно в этой поэзии скрываются самые необычные чувства, которые по сути дела не каждому, и уж тем более не Маяковскому могут быть свойственны. Но тем не менее, одно из его стихотворений того времени, которое, если быть точнее, было написано в 1913 году, претерпело свои изменения.

Стихотворение под названием «Нате» было написано, как выше сказано было, в 1913 году Маяковским. Это произведение относится к раннему творчеству Маяковского, так как у этого поэта только-только начиналось в то время формироваться мировоззрение на жизнь и литературу. Недаром критики называют такой период творчества Маяковского достаточно бунтарским, потому что он по своей натуре – бунтарь, не говоря уже о его шагах в написании своей собственной поэзии, с необыкновенным стилем его работ. Маяковский, в отличие от многих других писателей в то время, писал весьма необычным способом. Ведь он не уделял слишком много времени форме и стилю произведения, он больше смотрел на то, чтобы смысл и сюжет стихотворения – был красочен и понятен. Именно потому, у него произведения бывают, где не всегда присутствует рифма в строках его произведений.

Самый любимый прием в произведениях Маяковского – это противопоставление разных моментов или же образов в произведении самом. Именно необычным названием стихотворения начинается это произведение – Нате! Это как бы вызов всему буржуазному обществу, так как зачастую именно они видят не смысл и скрытую нежную суть произведений, а только лишь оболочку и не только его поэзии, а – всей остальной также. Маяковский этим показывает свой бунтарский дух, который всегда витал и витает до сих пор в его произведениях, что всегда придавало им особенную красочность. Этот поэт имеет право носить наименование прекрасного поэта, писателя и просто человека, который всегда искренен, и не боится показать свою суть даже в своих произведениях.

Анализ стихотворения Нате! по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я входил вместо дикого зверя Бродского

    Произведение представляет собой отображение второй сущности поэта и имеет в качестве своей основы описание важнейших событий жизненного пути автора.

  • Анализ стихотворения Кот поет, глаза прищуря Фета

    Стихотворение А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» написано в 1843 году и названо по первой строке. От прочтения стиха веет теплом, уютом, спокойствием.

  • Анализ стихотворения Пушкина Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)

    У поэта несколько стихотворений с таким названием. Ведь назвать элегия (лирическое стихотворение), почти как назвать «стихом». Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому

  • Анализ стихотворения Клятва Ахматовой

    Любая несправедливость, горе и страдание имеют собственный отклик в душе практически любого человека, который видит нечто подобное, люди склонны к сочувствию. Когда началась

  • Анализ стихотворения Близнецы Тургенева 7 класс

    Это стихотворение, точней, белый стих Ивана Тургенева передаёт то самое (неоднозначное, странное, даже жуткое) ощущение, которое испытал сам автор.

“Нате!” – интригующее название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. Это произведение изучается на уроке литературы в 11 классе. Вам предлагается его краткий разбор.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его века.

Тема - борьба поэта и толпы, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырех строф, первая и последняя завершаются одинаково.

Жанр - стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.

Стихотворный размер - акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры - “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

История создания

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: в разгаре Первая мировая война, люди страдают. живут в тяжелых условиях, но и есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок” .

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали ее в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать ее, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и не подвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам” . Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает свое презрение, а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Композиция

Стих состоит из четырех строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир” .

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей” , и женщина, у которой “белила густо” . Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь” . Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьет “бабочку поэтиного сердца” .

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был в начале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Жанр

Стих был написан под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трех четверостиший и одного пятистишия. Имеет форму акцентного стиха (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры , к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.