Процесс изменения человека. Этапы изменения человека в процессе консультирования

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?

Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

3. Как связаны деятельность и потребности?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

ЗАДАНИЯ

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.

В модели Курта Левина выделяются три фазы изменения: нынешнее состояние, переходное состояние и желаемое состояние.

Нынешнее состояние – это «статус-кво», или установившееся равновесие, которое может сохраняться неопределенно длительное время, до тех пор,пока не будет нарушено какой-то силой.

Переходное состояние – это фаза, на которой мы выходим из состояния «статус-кво». В этот период мы вырабатываем новые отношения и поведение, что ведет к достижению желаемого состояния. Чтобы достичь желаемого, мы должны пройти через неопределенность и дискомфорт переходного состояния.

Коренные изменения оправданы только тогда, когда «боль» нынешнего состояния превышает издержки переходного состояния. Например, тяжело бросать имущество и покидать дом во время наводнения, но опасность утонуть заставляет Вас совершить действия, которые Вам обойдутся не так дорого. Аналогично, рискованно уходить с безопасного и надежного места работы. Однако, если Вам предлагают новую должность с зарплатой в два раза выше, то страх потерять это место может быть больше риска ухода со старой работы.

Чтобы обеспечить плавный переход в новое состояние требуются большие затраты времени и финансовых ресурсов. Поэтому хорошие менеджеры считают оправданными риск и затраты ресурсов, если они чувствуют, что без кардинальных изменений их организация не выдержит конкуренции или упустит большие возможности.

Необходимость изменений может возникать в трех случаях:

1) возникли или предвидятся большие проблемы ;

2) возникают возможности, воспользоваться которыми можно при радикальных изменениях;

3) возникает необходимость принятия неотложного решения или так называемый «эффект горящей платформы».

Последний случай наглядно проиллюстрирован в книге Дарила Коннера (с.92). Он рассказывает о реальных событиях, произошедших в июле 1988 года в Северном море у берегов Шотландии. Произошел взрыв на нефтебуровой платформе, загорелась нефть. Один из членов команды Энди Мохан прыгнул более чем с50- метровой высоты в горящее море и тем самым спас себе жизнь. На вопрос, почему он совершил этот смертельный прыжок, он ответил: «Нужно было прыгать или быть зажаренным». Он предпочел возможную гибель неизбежной смерти. Цена сохранения «статус-кво», если бы он остался на платформе, была бы слишком высока.

Коренное отличие ситуации «горящей платформы» от двух других ситуаций заключается в том, что решение зависит от степени решимости , а не доводов и эмоций, связанных с принятием решения.

Успешная реализация изменений в других случаях (проблема или возможность) зависит от двух предпосылок:

1. «Боль» - критическая масса информации, которая оправдывает нарушение «статус-кво».


2. «Средства от боли» - желательные и доступные для выполнения действия, которые могли бы решить проблему или помочь воспользоваться возможностями сложившейся ситуации.

Общаемся с легкостью [Как находить общий язык с любым человеком] Ридлер Билл

Процесс изменения

Процесс изменения

Осознав некоторые свои подсознательные убеждения и приоритеты, вы, возможно, захотите что-нибудь изменить. Далее мы приводим шесть шагов постепенного процесса изменения.

1. Признайте или допустите, что у вас проблема .

Иногда мы даже и мысли не допускаем о том, что у нас что-то не получается. Мы игнорируем или попросту не позволяем себе чувствовать боль, которая есть в каждом из нас. Мы поступаем так потому, что боимся изменений. Несмотря на то, что с нашим характером мы наживаем неприятности, по крайней мере, его черты нам хорошо знакомы. Мы понятия не имеем, что произойдет, если мы решим изменить так глубоко скрываемые недостатки, поэтому мы отчаянно сопротивляемся, особенно потому, что старое поведение кажется таким существенным.

2. Определите, чем вы расплачиваетесь за свое поведение.

Один из наиболее эффективных способов понять, хотите вы изменить определенные черты характера или нет, – это взглянуть на цену, которую вам приходится платить за ваше поведение.

Вот пример. Боб осознал, что чертой его характера является желание доказать, что он лучше других. Из-за этого люди вокруг него чувствовали себя неполноценными. Он понял, что расплачивается за это тем, что очень редко позволяет людям обнаружить свою некомпетентность. Боб также понял, что, зная ответы на все вопросы, он не позволяет своим подчиненным проявлять инициативу. И ему все время приходится быть в напряжении, поскольку он должен «всегда все знать».

3. Точно решите, что хотите измениться.

Казалось бы, нет ничего проще. Тем не менее, это самый трудный шаг. Многие из нас думают, что хотят измениться, и даже понимают это, но все же сопротивляются.

4. Осознайте цель вашего поведения.

Вам никогда не приходили на ум такие слова: «Наверное, я сумасшедший, раз так поступаю»?

Этот шаг делает ваше поведение вполне понятным и объяснимым для того, чтобы вы не чувствовали себя плохо. Как только вы поймете, для чего вам нужно вести себя так, ваша проблема перестанет пугать вас.

5. Вспомните случаи, когда вы вели себя подобным образом.

Прокрутите в памяти недавние ситуации, когда вы проявляли эту черту характера. Чтобы изменить свое поведение, необходимо как можно лучше его изучить. Тогда перемены пойдут быстрее.

6. Осознайте, что теперь у вас есть выбор: дальше вести себя таким образом или как-то это изменить.

Вы обнаружите, что либо расстались с этой проблемой, либо осознали свои действия вовремя, когда еще можно что-то исправить, и тогда у вас будет выбор.

Вы, возможно, решите, что не хотите ничего менять. Это нормально. Самое главное: теперь вы не будете чувствовать себя жертвой обстоятельств.

Вот пример того, как одна женщина изменила свой стиль поведения.

Сьюзен поняла, что чувствует себя неуютно в компании из трех и более человек. Проанализировав ситуацию, она вспомнила, что в детстве, в компании, все шло хорошо до тех пор, пока не появлялся кто-то третий. А поскольку младших обычно навязывают старшим, то человек, с которым она общалась, сразу же переключался на того, кто пришел. Естественно, она чувствовала себя брошенной. И тогда Сьюзен решила: «Я недостойна того, чтобы мне уделяли внимание. Если люди и общаются со мной, то только пока не пришел кто-нибудь действительно важный. И тогда про меня забывают».

Сьюзен определила, какую цену она платит за это убеждение. Оказалось, что она никого близко к себе не подпускает. Сьюзен думала, что легче ни с кем не иметь близких отношений, чем испытывать боль от того, что кто-то оставил тебя ради другого. Она упускала радость близкого общения, которое обогатило бы ее жизнь. Сьюзен страдала от одиночества, отдав работе все свое время. Еще она слишком держалась за немногих близких ей людей. Ей не нравилось, что она настолько от них зависит.

После того как Сьюзен осознала свою проблему и поняла, откуда все берет начало, она стала размышлять обо всех тех моментах, когда позволяла себе так чувствовать. Теперь Сьюзен могла предвидеть подобные ситуации и решила больше так не поступать.

Она поняла, что ее мнение о себе было неверным и что оно ограничивало ее, лишая радости общения.

Но! Иногда бывает, что человек еще не до конца решил измениться, и тогда его действия мы называем «подтверждающим поведением». Это происходит следующим образом: человек ведет себя «по старинке», в какой-то момент он осознает это и решает поступить как-нибудь иначе. Однако делает это так, чтобы все обернулось против него. Это нужно для того, чтобы потом сказать: «Видите, что происходит, когда я пытаюсь измениться! Нет уж, лучше все оставить так, как есть».

Приведем пример. Элен поняла, что старается угодить человеку, чтобы потом он к ней хорошо относился. При этом ей не нравилось раздражение, которое в ней копилось, а также то, что многие используют ее черту угождать. Поэтому, когда в очередной раз шеф попросил ее налить ему кофе, она сказала: «Сам наливай свой х…й кофе!» Естественно, это его взбесило. Элен сказала себе: «Вот что происходит, когда я пытаюсь заявить о себе! Игра не стоит свеч!»

Неуклюжий способ самоутвердиться заново подтвердил ее ошибочное убеждение, что она всегда должна угождать другим.

Из книги Словарь по психоанализу автора Лапланш Ж

Из книги Просвещенное сердце автора Беттельхeйм Бруно

ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ Превращение в детейВ детстве ребенка часто охватывает чувство бессильной ярости, но для взрослого такое состояние губительно. Заключенный тем более должен как-то справляться со своей агрессивностью, и один из самых безопасных способов - обратить ее

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

Случай 7: изменения. В тот момент Р. был очень дружелюбен и разговорчив. Его проблема «выливалась» наружу, почти всегда начинаясь в визуальной системе и заканчиваясь в кинестетической. По его интонациям я сделал следующие предположения о его системах: его система вывода

Из книги Техники семейной терапии автора Минухин Сальвадор

5. ИЗМЕНЕНИЯ Все семейные терапевты сходятся во мнении, что с дисфункциональными аспектами семейного гомеостаза нужно бороться. Однако еще не решен вопрос о том, до каких пределов следует доводить эту борьбу, а ее методы и цели различаются в зависимости от теоретических

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

ИЗМЕНЕНИЯ 1. Augustus Y. Napier with Carl Whitaker, The Family Crucible (New York: Harper & Row, 1978), Cloe Madanes and Jay Haley, "Dimensions of Family Therapy", Jornal of Mental and Nevrous Diseases 165, № 2 (1977): 88–98.2. Salvador Minuchin, Bernise L. Rosman, and Lester Baker, Psychosomatic Families: Anorexia Nevrosa in Context (Cambridge: Harvard University Press, 1978), chap.

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Из книги Стадия зеркала. Когда женщина знает, чего хочет автора Чаландзия Этери Омаровна

МЕХАНИЗМЫ ИЗМЕНЕНИЯ Каковы те механизмы, благодаря которым происходит изменение в направлении, обозначенном терапевтическими целями? Прежде всего при прямом, лишенном манипуляции и магии подходе функции Эго пациента проверяются, активизируются и усиливаются, особенно

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

Изменения У меня есть в Берлине любимый магазин. Маленький, уютный, на тихой улице, с запахом ванили и белыми болонками Фи-Фи и Ки-Ки, вечно дремлющими то в корзине, то на креслах, то на бусах и галстуках в витрине. Хозяйка, пожилая и прекрасная фрау Августа в мутных жемчугах

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

Из книги Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога автора Жуковец Руслан

Возможны ли изменения? Может ли ситуация с отсутствием любимого человека у нашей девушки измениться? К счастью, может, но лишь в том случае, если система ее ценностей изменится. Например, по истечении некоторого времени. Посмотрим, как это может выглядеть.Допустим, что

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Изменения Известно, что люди не меняются. Что двигало ими тысячу лет назад, то же движет и теперь – не считая, конечно, декораций, в которых объекты вожделения и способы выражения страстей претерпели некоторую метаморфозу. Сами же вожделение и страсть в сути своей

Из книги Бизнес-психология автора Готсданкер Арье

Примите изменения «Жизнь – перемена. Если вы не будете меняться вместе с ней, останетесь за бортом, поскольку мир изменится». * * *Все постоянно меняется – наши тела, дома, семьи, духовные связи, мир вокруг нас. Мы можем использовать свою энергию для того, чтобы

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

Организационные изменения Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Макиавелли Я длительное время являлся руководителем проекта. Начинал с внедрения информационных систем в организациях –

Из книги автора

Личностные изменения Be the change you want to see in the world. Gandhi1 Постоянным преобразованиям подвергаются не только организации. Мы сами, наше тело, наши мысли, привычки и убеждения тоже находятся в постоянном движении. Большинство перемен протекают эволюционно, для нас практически

Из книги автора

7 ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ Изменение убеждений естественным путем Задача всех паттернов «Фокусов языка», которые мы рассматривали до сих пор, – сделать нас более восприимчивыми к вере в собственные цели, ценности, возможности и в

Процесс развития личности

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», – социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен на практике проявить внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные жизнью и воспитанием.

Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в его организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно физические данные и духовный мир человека меняются в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность его – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Существуют различные объяснения этого во многом не познанного процесса. Часть специалистов придерживается мнения, что развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; оно происходит независимо от условий жизни, определяется врожденными силами; обусловлено судьбой, в которой никто и ничего изменить не может. Другие считают, что развитие – свойство живой материи, которой присуще движение. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства для своего развития своим трудом.

Движущая сила развития – борьба противоречий. Это «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Они возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей. Человек противоречив по своей природе.

Различают внутренние и внешние противоречия, общие (движущие развитием всех людей) и индивидуальные (характерные для отдельно взятого человека). Универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Внутренние противоречия возникают, когда человек как бы не согласен с собой. Они выражаются в индивидуальных побуждениях. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением школьников участвовать наравне со взрослыми в делах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелостью. Хочу-могу, знаю-не знаю, можно-нельзя, есть– нет – вот типичные пары, выражающие постоянные противоречия.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой.

Почему одни люди достигают более высоких результатов в своем развитии, а другие – нет? От каких условий зависят этот процесс и его результаты? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями. К внутренним относятся физиологические и психические свойства организма. К внешним – окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с нею изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.