Фокусы языка значение слова нлп. Роберт Дилтс Фокусы языка

О фокусах языка

Основой «фокусов языка» и подхода к языку, принятого в НЛП, можно считать положение о том, что «карта не территория ». Этот принцип был впервые сформулирован основателем общей семантики Альфредом Коржибски . Коржибски утверждал, что прогресс нашего общества в немалой степени предопределен наличием у человека гибкой нервной системы , способной создавать и использовать символические репрезентации, или карты. Язык следует считать разновидностью карты или модели мира, которая позволяет суммировать или обобщать наш опыт и передавать его другим, тем самым спасая их от необходимости совершать те же ошибки или заново придумывать то, что уже изобретено. По мнению Коржибски, именно эта способность к языковым обобщениям объясняет прогресс человека по сравнению с животными, однако ошибки в понимании и употреблении подобных механизмов являются причиной множества проблем. Человека необходимо учить правильно пользоваться языком, и за счет этого можно предотвратить ненужные конфликты и недоразумения, порождаемые путаницей между картой и территорией. Коржибски считал, что важно учить людей тому, как осознавать и расширять свои языковые возможности, чтобы достигать большего успеха в общении и по достоинству оценивать уникальность повседневных переживаний.

Убеждения

В общем, фокусы языка используются для изменения ограничивающих убеждений человека относительно какого-либо вопроса или аспекта реальности путём предоставления альтернативных путей для интерпретации этого аспекта. Существует два классических базовых паттерна в фокусах языка:

Комплексная эквивалентность

X означает Y: «Материться значит быть плохим человеком».

Причинно-следственная связь

X приводит к Y: «Ты опоздал, [поэтому] ты меня не любишь».

Паттерны фокусов языка

  1. Намерение : переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
  2. Переопределение : замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
  3. Последствия : внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
  4. «Разделение» (англ. chunk down ): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
  5. «Обобщение» (англ. chunk up ): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
  6. Аналогия : поиск взаимосвязи, которая была бы аналогична определяемой данным убеждением и ставила бы под сомнение (или укрепляла) соответствующее обобщение, применение метафоры.
  7. Изменение размера фрейма : переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
  8. Другой результат : переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
  9. Модель мира : переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
  10. Стратегия реальности : переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
  11. Противоположный пример : поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
  12. Иерархия критериев : переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
  13. Применение к себе : оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.
  14. Метафрейм : оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста - создание убеждения относительно убеждения.

Примеры

Ты опоздал, что значит, ты меня не любишь.

  1. Намерение : Я рад, что ты неравнодушна к нашим отношениям.
  2. Переопределение : Я не опоздал, такси вовремя не приехало.
  3. Последствия : Если бы я не опоздал, кто знает, может, мы бы не поняли, сколько значат для нас наши отношения.
  4. «Разделение» : Неужели небольшая задержка определяет всю нашу любовь?
  5. «Обобщение» : Неужели любое-любое опоздание сразу перечёркивает то, как сильно я тебя люблю?
  6. Аналогия : Это как если бы я сказал тебе, что ты меня не любишь, так как не всегда мне готовишь.
  7. Изменение размера фрейма : Завтра утром ты вряд ли будешь так думать об этом.
  8. Другой результат : Я так спешил, что меня могла бы сбить машина.
  9. Модель мира : Возможно, дело не столько в моём опоздании, сколько в том, что ты хотела бы улучшить наши отношения.
  10. Стратегия реальности : Как ты пришла к этому выводу? Тебя тоже в этом когда-то обвиняли?
  11. Противоположный пример : А если бы я опоздал из-за того, что остановился купить тебе цветы?
  12. Иерархия критериев : Несмотря на все сложности, я пришёл, ведь наши отношения для меня так же важны.
  13. Применение к себе : Из твоих уст это прозвучало, как если бы ты меня разлюбила.
  14. Метафрейм : Ты веришь в это потому, что боишься за наши прекрасные отношения. Я тебя понимаю.

Примечания

Библиография

  • Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. - СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-272-00155-9.
  • Hall, L. Michael & Bobby G. Bodenhamer, Joseph O’Connor. Mind-lines: Lines For Changing Minds. - Neuro-Semantic Publications; 5th edition, 2002. ISBN 1-890001-15-5.

См. также

  • Роберт Дилтс

Ссылки

  • Sleight of Mouth: Using Language to Make Changes (англ.)
  • Michael Hall, «When Bandler Played the Paranoid Blame Game» (англ.)
  • Andrew Austin, «Sleight Of Mouth Patterns and Communication Patterns in Psychiatric Settings» (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фокусы языка" в других словарях:

    Каприз, фантазия, прихоть, привереды, вычуры, дурь, штуки, блажь, выкрутасы, штука, причуда Словарь русских синонимов. фокусы см. каприз Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Одна из статей на тему Нейролингвистическое программирование (НЛП) Основные статьи НЛП · Принципы · НЛП психотерапия · История Новый код · НЛП и наука · Библиография · Словарь Принципы и методы Моделирование · Метамодель · Милтон модель Позиции… … Википедия

    Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

    Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

    Нейролингвистическое программирование (НЛП) (англ. Neuro linguistic programming) (также встречается вариант «нейро лингвистическое программирование») комплекс моделей, техник и операционных принципов (контекстуально зависимых убеждений),… … Википедия

    В НЛП обращение мета модели, использующее специальные обобщённые и многозначные обороты речи для присоединения к опыту другого человека и получения доступа к неосознаваемым ресурсам. Цель: наведение Транса. Отличительная черта: обобщённые и… … Википедия


Нейро-лингвистическое программирование
оперирует понятием «фокусы языка». Это название отнюдь не случайно. В него заложена ассоциативная связь с карточными фокусами, волшебством. Да, основу этого понятия составляет магия, а именно магия слова. Роберт Дилтс в книге «Фокусы языка» раскрывает почти что магические способы превращения вредоносных убеждений в приносящие пользу, меняющие жизнь.

Даже если…

Говоря обобщенно, паттерны фокусов языка представляют собой модели для изменения языковых фреймов, что помогает людям иначе оценить произошедшие события, свои переживания. Фокусы языка дают человеку возможность выявлять фильтры, искажающие понимание действительности, ограничивающие его потенциал. Осознание наличия таких фильтров позволяет впоследствии освободиться от оных.

Используя слова, человек загоняет воспринятый опыт в некую рамку, где часть аспектов выдвигает на первый план, а все остальные отправляет в фон. В системе НЛП эти рамки получили название – фреймы . Их основная функция – распределение внимания, когда человек воспринимает или интерпретирует что-либо. Они отвечают за то, куда оно направится, на чем будет сфокусировано. Именно так фреймы накладывают рамки и ограничения на процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

К примеру, человека попросили посетить небольшое помещение и запомнить все синие предметы, находящиеся там. На выходе его спросили, какие предметы коричневого цвета он увидел. Человек пришел в замешательство. Из-за полученного задания на предметы иных цветов он даже не посмотрел. Поскольку в фокусе был только синий цвет, то остальные стали фоном. Здесь отчетливо прослеживается принцип действия фрейма. А именно то, как он задает обще направление, определяющее ход мыслей и действия.

Языковые фреймы влияют на то, как будут интерпретированы выражения, и какую реакцию они вызовут у человека. Интересно, что соединительные слова такие привычные и часто используемые в речи, как «но», «а», «и», «даже если» управляют вниманием человека, устанавливают фреймы . За счет них внимание концентрируется на различных моментах одного и того же утверждения, выдвигая какие-то из них на первый план. Как происходит распределение акцентов наглядно отображено на следующей схеме.

Смещение фокусов внимания с помощью языковых фреймов.

При использовании различных соединительных слов выражение «Я желаю достичь цели, есть проблема» воспринимается по-разному. «Но» – акцентирует внимание на втором событии. Появляется озабоченность наличием проблемы. Желание достичь цели при таком смещении фокуса практически игнорируется. «А» – делает равный акцент на каждое событие. «Даже если» – акцентирует внимание на первом событии, а второе отодвигает на дальний план. Благодаря этому цель удерживается в фокусе, что дает возможность осуществлять действия по ее достижению.

При установлении подобных фреймов смещение смыслового ударения нисколько не зависит от сути самих утверждений. В НЛП такие речевые структуры, независящие от контекста, величают паттернами. Способность выявлять эти паттерны помогает формировать языковые средства, помогающие менять смысл переживаний.

Одно из подобных средств НЛП – переформирование за счет фрейма «даже если». Этот магический прием очень прост. В выражениях, где «но» либо приуменьшает, либо вовсе обесценивает позитивное переживание, его заменяют структурой «даже если». Благодаря этому человек концентрируется на положительных, созидательных моментах, и одновременно с этим сохраняет взвешенную точку зрения. Этот метод очень полезен для тех, кто склонен регулярно пользоваться паттерном «да, но…»

Новые фокусы

Фреймы налагают на восприятие людей рамки, сортирующие информацию на ту, которая окажется в центре внимания, и ту, которая будет лишена его, став фоном. Их использование позволяет задавать вниманию нужное направление. Вследствие этого человеку становятся доступны альтернативные интерпретации событий, ведущие к расширению его возможностей. Наиболее часто используемые в НЛП фреймы представлены на ниже приведенной схеме.

Виды фреймов.

Фрейм «результата» удерживает фокус внимания на цели. Любая информация и деятельность при попадании в фокус оцениваются на предмет полезности для продвижения к заветной цели. Это способствует тому, чтобы человек оставался ориентированным на результат, был сосредоточен на поиске ресурсов для его достижения. Предположительно, человек при этом настроен на благополучное преодоление трудностей и позитивное будущее.

Фрейм «проблемы» концентрирует внимание на нежелательном, игнорируя тем самым то, что желательно. Человек сосредотачивается на негативных моментах, поиске причин и виноватых, упускает из виду мысли о будущем. Пытаясь докопаться до причин случившегося, погружается в пережевывание неприятных событий. Постоянно удерживая фокус на проблемах, человек может сформировать себе привычки думать о плохом, жить прошлым вместо того, чтобы с надеждой смотреть вперед и прокладывать новые счастливые пути. Данному фрейму полезно противопоставлять фрейм «результата». Как это сделать, отражено на соответствующей схеме.

Переключение с одного фрейма на другой.

Процесс установления фрейма «результата» имеет два этапа. Во-первых, осуществляется трансформация контекста понимания из проблемы в цель. Согласно НЛП каждую проблему можно увидеть как вызов либо возможность изменения, роста, освоения чего-то нового. Подобный подход кардинально меняет восприятие проблем и предполагает обязательный благоприятный их исход. Во-вторых, корректируется формулировка цели путем замены слов с негативной смысловой окраской на созидательные.

Утверждение: «Моя проблема: страх потерпеть неудачу», предположительно, имеет скрытой целью желание обрести уверенность в достижении успеха. Аналогичным образом проблемы, выраженные в том, что падает прибыль, ухудшается здоровье или портятся отношения, содержат в себе скрытые пожелания того, чтобы соответственно были рост прибыли, или .

Цели, которые имеют негативную формулировку, не дают положительных результатов. Однако, не редко люди выражают их именно таким способом: «Хочу похудеть», «Хочу » или «Хочу перестать быть неудачником». Подобным образом формулируя цели, человек помещает в фокус своего внимания проблемы. То есть, сам того не осознавая, он делает проблему своей целью.

Для установления фрейма «результата» нужно тщательно просканировать свои желания, ответив на вопросы: Чего желаешь? Какими качествами желаешь обладать? Каким желаешь быть? Кем хочешь стать? Чтобы ты почувствовал, когда бы похудел, бросил курить, перестал быть неудачником?

Понимать причины возникновения проблем важно. Только заниматься их исследованием надо, удерживая фокус внимания на достижении цели. Иначе эти поиски заведут в дебри. Когда информация аккумулируется во взаимосвязи с целью, решения могут отыскаться, даже если проблема останется не совсем изученной.

Другие фреймы применяются аналогично. Фрейм «как если бы» побуждает человека вести себя так, словно желаемое им состояние уже достигнуто. Фрейм «обратной связи» в противоположность фрейму «ошибки» помогает человеку абстрагироваться от ощущения неудачи, иначе интерпретировать проблемную ситуацию, внести коррективы, ведущие к достижению цели.

Роберт Дилтс полагает, что главная функция вербальных структур фокусов языка в том и заключается, чтобы помогать людям в освоении искусства перефокусировки с фреймов «ошибки», «проблемы» и «невозможности» соответственно на фреймы «обратной связи», «результата» и «как если бы». Цель их — способствовать расширению ограничивающих представлений о мире, открытию новых горизонтов потенциальных возможностей.

Магическая сила слова

Структуры фокусов языка одновременно очень просты и наделены удивительными магическими свойствами. Довольно часто благодаря их использованию случаются значительные перемены в восприятии человека и допущений, на которых оно зиждется. Паттерны фокусов языка были разработаны благодаря проведению исследований того, как оказывать влияние на людей с помощью умелого использования языковых паттернов. Роберт Дилтс в вышеупомянутой книге описывает интересные примеры, полученные в процессе этих исследований. Вот три из них:

  1. Женщина , офицер полиции, получив вызов, подъехала к дому, где происходила семейная ссора с элементами насилия. Около нее разбился только что выброшенный из окна этого дома телевизор. Вдребезги. Постучав в дверь, и услышав крик разъяренного владельца: «Кого еще там черти принесли?», спонтанно у нее вырвалось: «Мастер из телеателье!» После недолгой паузы мужчина рассмеялся. Обстановка была разряжена. Можно было переходить к диалогу.
  2. Врач-хирург случайным образом правильно расставил акценты, отвечая на расспросы только что пришедшей в себя прооперированной пациентки: «Плохие новости. Удаленная опухоль оказалась злокачественной». На ее вопрос, что же дальше, он ответил: «Хорошая новость в том, что опухоль удалена тщательнейшим образом. А дальше все зависит от вас». Последняя фраза вдохновила пациентку настолько, что она пересмотрела свои привычки, начала придерживаться здорового образа жизни, встала на путь самосовершенствования.
  3. Мамина фраза: «Для хорошего человечка всегда найдется местечко», вдохновляет дочь, одолеваемую сомнениями, все-таки подать свое заявление на поступление в престижный ВУЗ. К приятному удивлению девушки, ее принимают. Со временем она становится успешным консультантом по бизнесу.

Эти примеры объединяет нечто общее. Случайно брошенная незамысловатая фраза порой оказывается поворотным моментом в жизни человека. За счет внезапного озарения от услышанных слов, у него происходит спонтанное расширение рамок восприятия действительности, ограничивающих его прежде. Вдруг он начинает видеть альтернативы и ресурсы, которые раньше были не доступны для его восприятия. Перед ним открываются новые горизонты. Так подходящие слова в подходящий момент способны привести к значительным созидательным переменам.

К сожалению, слова обладают силой не только наделять человека могуществом, но и вводить его в заблуждение, накладывать ограничения на его возможности. Неподходящие слова, сказанные в неподходящее время, способны оказать серьезный вред человеку, причинить ему боль.

Общения – дело весьма тонкое. Наделенные даром речи люди активно им пользуются. Постоянно находятся в общении, взаимодействии. Так или иначе, они непременно оказывают взаимное влияние друг на друга, будь оно осознанным или неосознанным. Лучше, чтобы оно в любом случае было позитивным и созидательным. Иначе дар перестает быть таковым…

Роберт Дилтс

Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП

Предисловие

Это книга, написать которую я готовился много лет. Она рассказывает о магии языка, основанной на принципах и определениях нейро-лингвистического программирования (НЛП). Впервые мне довелось столкнуться с НЛП около двадцати пяти лет назад, на занятиях по лингвистике в Калифорнийском университете (Санта-Крус). Эти занятия вел один из создателей НЛП Джон Гриндер. К тому времени они с Ричардом Бэндлером только что закончили первый том своей основополагающей работы «Структура магии». В этой книге им удалось смоделировать языковые паттерны и интуитивные способности трех наиболее успешных психотерапевтов в мире (Фрица Перлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона). Этот набор паттернов (известный как «метамодель») позволил мне – третьекурснику-политологу, не имевшему никакого практического опыта в области психотерапии, – задавать такие вопросы, которые мог бы задать опытный психотерапевт.

Масштаб возможностей метамодели и самого процесса моделирования произвел на меня огромное впечатление. Я почувствовал, что моделирование можно широко применять во всех сферах человеческой деятельности, будь то политика, искусство, менеджмент, наука или педагогика (Modeling With NLP, Dilts, 1998). Использование этих приемов, на мой взгляд, могло привести к существенным переменам не только в психотерапии, но и во многих других областях, в которых задействован процесс коммуникации. Поскольку в то время я занимался политической философией, мой первый практический опыт моделирования заключался в попытке применить лингвистические фильтры, использовавшиеся Гриндером и Бэндлером при анализе работы психотерапевтов, в целях выделения определенных паттернов в «Диалогах» Платона.

Исследование оказалось одновременно увлекательным и информативным. Несмотря на это я чувствовал, что дар убеждения Сократа невозможно объяснить с помощью одной лишь метамодели. То же касалось и других явлений, описанных НЛП, таких как предикаты репрезентативной системы (описательные слова, указывающие на конкретную сенсорную модальность: «видеть», «смотреть», «слушать», «звучать», «чувствовать», «касаться» и т. п.). Эти языковые особенности позволяли проникнуть в суть сократовского дара, но не могли охватить полностью все его измерения.

Я продолжал изучать труды и высказывания тех, кому удалось повлиять на ход истории, – Иисуса из Назарета, Карла Маркса, Авраама Линкольна, Альберта Эйнштейна, Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга и др. Со временем я пришел к выводу, что все они использовали один базовый набор паттернов, с помощью которых оказывали влияние на суждения окружающих. Более того, паттерны, закодированные в их словах, продолжали влиять на историю и определять ее даже спустя годы после смерти этих людей. Паттерны «Фокусов языка» – это попытка расшифровать часть важнейших лингвистических механизмов, которые помогали этим людям убеждать других и оказывать влияние на общественное мнение и системы убеждений.

В 1980 г. в ходе общения с одним из основателей НЛП Ричардом Бэндлером я научился распознавать эти паттерны и выделять их формальную структуру. Во время семинара Бэндлер, мастерски владеющий языком, представил нам нелепую, но паранойяльно твердую систему убеждений и предложил попытаться заставить его изменить эти убеждения (см. главу 9). Несмотря на все усилия, членам группы не удалось достичь никакого результата: система Бэндлера оказалась неприступной, поскольку была построена на том, что я позднее определил как «мысли-вирусы».

Я слушал всевозможные вербальные «фреймы», спонтанно создаваемые Бэндлером, и вдруг обнаружил, что некоторые из этих структур мне знакомы. Несмотря на то что Бэндлер для большей убедительности применял эти паттерны в «негативном» аспекте, я осознал, что именно такие структуры использовали Линкольн, Ганди, Иисус и др., чтобы способствовать позитивным и радикальным социальным изменениям.

По существу, данные паттерны складываются из вербальных категорий и особенностей, с помощью которых наш язык позволяет формировать, изменять или преобразовывать базовые убеждения человека. Паттерны «Фокусов языка» можно охарактеризовать как новые «вербальные фреймы», оказывающие влияние на убеждения и ментальные карты, на основе которых строятся эти убеждения. За два десятилетия, прошедшие со времени их открытия, эти паттерны заслужили право называться одним из наиболее продуктивных методов эффективного убеждения, созданных НЛП, и, вероятно, являются наилучшим средством изменения убеждений в процессе общения.

Впрочем, эти паттерны достаточно сложны для изучения, поскольку включают в себя слова, а слова по сути своей абстрактны. В НЛП принято считать, что слова являются поверхностными структурами, представляющими или выражающими глубинные структуры. Для того чтобы правильно понять и творчески применить какой-либо языковой паттерн, необходимо постичь его «глубинную структуру». В противном случае мы сможем лишь имитировать известные нам примеры. Таким образом, обучаясь «Фокусам языка» и используя их на практике, необходимо различать подлинную магию и банальные уловки. Магия изменения берет начало в том, что стоит за словами.

И по сей день обучение данным паттернам сводится к ознакомлению учеников с определениями и вербальными примерами различных лингвистических структур. Ученики вынуждены интуитивным путем постигать глубинные структуры, необходимые для самостоятельного создания паттернов. Несмотря на то что дети учатся родному языку точно так же, этот метод накладывает ряд ограничений.

Некоторым людям (в особенности если английский язык не является для них родным) паттерны «Фокусов языка» при всей своей эффективности могут показаться слишком сложными или непонятными. Даже практикующие специалисты по НЛП с многолетним опытом не всегда ясно представляют себе, как эти паттерны согласуются с другими понятиями НЛП.

Данные паттерны часто используются в полемике как метод ведения дискуссии или построения доказательства. Это принесло им репутацию потенциально могущественного средства.

Некоторые из этих трудностей просто отражают историческое развитие самих паттернов. Я идентифицировал и формализовал эти паттерны прежде, чем получил возможность полноценно исследовать глубинные структуры убеждений и изменения убеждений, а также их связь с другими уровнями обучения и изменения. С тех пор мне удалось разработать целый ряд техник изменения убеждений, таких как реимп-ринтинг, паттерн превращения ошибки в обратную связь, прием инсталляции убеждения, «метазеркало» и интеграция конфликтных убеждений (Changing Belief Systems with NLP, Dilts, 1990 и Beliefs: Pathways to Health and Well-being, Dilts, Hallbom & Smith, 1990). И лишь в последние годы я достаточно отчетливо стал представлять себе то, как формируются и закрепляются убеждения на когнитивном и нервном уровнях, чтобы исчерпывающе и вместе с тем сжато описать глубинные структуры, лежащие в основе «Фокусов языка».

Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП Дилтс Роберт

Практикум по «Фокусам языка»

Практикум по «Фокусам языка»

Попробуйте потренироваться на себе в использовании этих вопросов. Ниже приводится бланк с примерами вопросов, которые могут быть использованы для идентификации и создания фреймов «Фокусов языка». Для начала запишите ограничивающее убеждение, с которым вам хотелось бы поработать. Убедитесь, что это законченное высказывание в форме либо комплексного эквивалента, либо причинно-следственного утверждения. Типичной здесь будет структура, указанная в табл. 5:

Таблица 5

Структура ограничивающего высказывания

Помните, что цель ваших ответов – подтвердить идентификацию, позитивное намерение и поддержать человека, разделяющего это убеждение, и в то же время переформулировать убеждение так, чтобы оно оказалось внутри фрейма результата или обратной связи.

Задание

Бланк для применения паттернов «Фокусов языка »

Ограничивающее убеждение :________________________

Означает/является

причиной__________________________________________

1. Намерение : «Какова позитивная цель или намерение этого убеждения?»

________________________

2. Переопределение : «Каким словом можно заменить одно из использованных в формулировке данного убеждения, чтобы сохранить смысл высказывания, но наделить его новым позитивным подтекстом?»

________________________

3. Последствия : «К какому позитивному результату может привести это убеждение или определяемая им взаимосвязь?»

________________________

4. «Разделение »: «Какие меньшие

________________________

5. «Объединение »: «Какие более крупные элементы или составляющие заключены в данном убеждении, взаимосвязи внутри которых были бы богаче или более позитивными, чем та, которая определяется убеждением?»

________________________

6. Аналогия : «Какая взаимосвязь аналогична той, которая определяется убеждением (метафора для убеждения), но обладает другим подтекстом?»

________________________

7. Изменение размера фрейма : «Какой временной фрейм (более длительный или более краткий), какое изменение количества людей, вовлеченных в ситуацию, какая широта перспективы могут сменить подтекст убеждения на более позитивный?»

________________________

8. Другой результат : «Какой другой результат (или проблема) может обладать большей значимостью, чем заключенный в данном убеждении?»

________________________

9. Модель мира : «Какая модель мира представит это убеждение в совершенно ином ракурсе?»

________________________

10. Стратегия реальности : «Какие когнитивные процессы участвуют в создании данного убеждения? Как именно должен человек воспринимать мир, чтобы это убеждение оказалось верным?»

________________________

11. Противоположный пример : «Какой пример или переживание является исключением из правила, определяемого данным убеждением?»

________________________

12. Иерархия критериев : «Какой критерий обладает потенциально большей значимостью, чем те, с которыми связано данное убеждение?»

________________________

13. Примени к себе : «Как можно оценить формулировку убеждения по определяемой им взаимосвязи или критериям?»

________________________

14. Метафрейм : «Какое убеждение относительно данного убеждения может изменить или расширить его восприятие?»

________________________

Пример

Возьмем такое распространенное ограничивающее убеждение, как: «Рак заканчивается смертью» (рис. 56). Ниже приводятся примеры, в которых показано, как с помощью данных вопросов можно найти новые перспективы в этой ситуации. Помните, что конечный результат действия того или иного утверждения «Фокусов языка» в значительной мере определяется тоном вашего голоса, а также степенью раппорта, установленного между говорящим и слушателем.

Убеждение : «Рак заканчивается смертью».

1. Намерение : «Я знаю, что ваше намерение – избежать ложных надежд, но не стоит отказываться от всех надежд вообще».

2. Переопределение : «В конечном итоге к смерти приводит не рак, а истощение иммунной системы. Давайте поищем способ укрепить иммунную систему. Наше восприятие рака может вызвать страх и потерю надежды, а с этим жить еще труднее».

Рис. 56. Паттерны «Фокусов языка»

3. Последствия : «К сожалению, подобные убеждения склонны становиться самоисполняющимися пророчествами, поскольку люди прекращают поиск альтернативных возможностей».

4. «Разделение »: «Мне всегда было интересно: сколько „смерти“ содержится в одной раковой клетке?»

5. «Объединение »: «Вы хотите сказать, что изменение или мутация небольшого участка системы всегда вызывает разрушение всей системы?»

6. Аналогия : «Рак подобен полю, которое зарастает сорняками, если на нем как следует не попаслись овцы. Белые клетки иммунной системы подобны овцам. Если стрессы, отсутствие спортивной нагрузки, бедная диета и т. д. снижают количество овец, то травы становится слишком много и она превращается в сорняки. Если количество овец увеличить, они могут снова вернуть поле в состояние экологического равновесия».

7. Изменение размера фрейма : «Если каждый будет думать так же, мы никогда не найдем лекарства от рака. Вам хотелось бы, чтобы ваши дети разделяли то же убеждение?»

8. Другой результат : «На самом деле вопрос заключается не столько в том, что именно вызывает смерть, сколько в том, ради чего стоит жить».

9. Модель мира : «Многие медики разделяют ту точку зрения, что в организме каждого из нас постоянно присутствует некоторое количество клеток-мутантов. Это превращается в проблему, только если ослабевает наша иммунная система. Врачи считают, что наличие злокачественных клеток является лишь одним из многих факторов (таких, как диета, внутренняя установка, стресс, соответствующее лечение и т. д.), которые определяют длительность нашей жизни».

10. Стратегия реальности : «Как именно вы представляете себе это убеждение? В вашем воображении рак – смышленый захватчик вашего организма? Какие внутренние репрезентации соответствуют реакциям вашего организма? Являются ли в вашем представлении организм и иммунная система более смышлеными, чем рак?»

11. Противоположный пример : «Существует множество документально подтвержденных случаев, когда люди переболели раком и прожили в добром здравии еще много лет. Как с этим согласуется ваше убеждение?»

12. Иерархия критериев : «Вероятно, самое важное для вас – сконцентрироваться на смысле жизни и собственной миссии, а не на отмеренном вам сроке».

13. Примени к себе : «Это убеждение, подобно раку, разрасталось в вас последние несколько лет и само по себе представляет серьезную угрозу для вашей жизни. Интересно было бы посмотреть, что случится, если это убеждение исчезнет».

14. Метафрейм : «Излишне упрощенное убеждение, подобное этому, возникает в тех случаях, когда нам не хватает модели, с помощью которой можно было бы исследовать и проверить все сложные переменные, оказывающие влияние на процессы жизни и смерти».

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

СТРУКТУРА ЯЗЫКА Одно из отличий человека от животных состоит в создавании и употреблении языка. Невозможно переоценить значимость языка для понимания как прошлого, так и настоящего человеческой расы. Как об этом сказал Эдвард Сепир:«Дар речи и обладающий

Из книги Теория социального научения автора Бандура Альберт

МЕТАМОДЕЛЬ ЯЗЫКА Язык выступает в функции системы представления, или репрезентации, нашего опыта. Человеческий опыт может отличаться поразительным богатством и сложностью. Для того, чтобы язык мог справляться со своей функцией системы репрезентации, он сам должен

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Развитие языка Так как мышление во многом имеет лингвистическую основу, процесс развития языка представляет значительный научный интерес. До недавнего времени предполагалось, что научение имеет лишь вторичное влияние на развитие языка. Этот вывод в значительной мере

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Вспомогательные средства языка Надежность речевого общения людей повышается с помощью вспомогательных (паралингвистических) средств: темпа речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики . Рассмотрим

Из книги Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского автора Байтукалов Тимур Алиевич

Внутренняя форма языка

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим

Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

Интуитивное понимание не требует языка, но:

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Обогащение языка Некоторые дети строят правильные фразы и используют их по назначению, но очень узким и стереотипным образом. В их арсенале может быть восемь или десять фраз на разные случаи жизни, типа «Хочу печенье» или «Пойдем на улицу», однако они не расширяют свой

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

Из книги Сколько вы стоите [Технология успешной карьеры] автора Степанов Сергей Сергеевич

Заместители языка

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Из книги 50 великих мифов популярной психологии автора Лилиенфельд Скотт О.

Уздечка языка Родители в тайне недолюбливают эту уздечку, которая поддерживает корень языка. И оно охотно ругают ее, если у малыша возникают трудности при кормлении грудью, или задержка в развитии речевых навыков, потому что, на их взгляд, эта перепонка заставляет язык

Из книги Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП автора Дилтс Роберт

ОБУЧЕНИЕ СТАРЫХ СОБАК НОВЫМ ФОКУСАМ Мифы об интеллекте и

Из книги автора

Магия языка В основе «Фокусов языка» лежит магическая сила слова. Язык является одним из ключевых компонентов, из которых мы строим наши внутренние модели мира. Он способен оказывать огромное влияние на то, как мы воспринимаем реальность и реагируем на нее. Дар речи –