Причины и цели сторон первой мировой войны. В какой союз входили

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ

1. Временное правительство

2. Учредительное собрание.

3. Оборонцы и пораженцы.

4. Брусиловский прорыв.

5. Прогрессивный блок.

6. Военно-промышленные комитеты.

7. Шовинизм.

ТЕСТЫ

Определить правильный ответ:

1. «Пороховой погреб Европы» в 1910–1914 гг.:

а) Германская империя;

б) польские земли, входившие в состав России;

в) Балканы.

2. Созданию Антанты способствовало:

а) обострение отношений между Россией и Германией;

б) разрыв союза России и Австро-Венгрии;

в) противоречия между Россией и Англией в Централь­ной Азии;

г) сближение России и Франции в финансовых вопро­сах.

3. Начало первой мировой войны вызвало в России:

а) волну недовольства;

б) взрыв патриотизма;

в) безразличие;

г) осуждение.

4. Первая мировая война способствовала распаду импе­рий:

а) Российской;

б) Австро-Венгерской;

в) Османской;

г) Германской.

5. Функции военно-промышленных комитетов:

а) руководство военной промышленностью страны;

б) распределение военных заказов по всем предприя­тиям России;

в) контроль за выполнением военных заказов;

г) контроль за доставкой военных грузов на фронт;

д) распределение по предприятиям субсидий правите­льства.

6. Одна из важнейших причин неудачи русской армии в 1915 г.:

а) суровые погодные условия;

б) нехватка снарядов;

в) наличие немецких шпионов при царском дворе.

7. Верховный главнокомандующий русской армии в нача­льный период первой мировой войны:

а) А.А. Брусилов;

б) Николай II;

в) Великий князь Николай Николаевич.

8. «Прогрессивный блок» выступал за:

а) немедленное окончание войны;

б) провозглашение России демократической респуб­ликой;

в) создание правительства, ответственного перед Думой.

9. В 1915 г. председатель IV Думы М.В. Родзянко назвал «величайшей ошибкой» николаевского царствования:

а) создание «Прогрессивного блока»;

б) арест военного министра В.А. Сухомлинова;

в) принятие Николаем II на себя обязанностей Верхов­ного главнокомандующего.

10. Председателем Петроградского Совета в марте-ав­густе 1917 г. был:

а) И. Г. Церетели;

б) Л.Д. Троцкий;

в) Н.С. Чхеидзе.



11. По отзывам современников, никто не сделал более для дискредитации Николая II, чем:

а) В.И. Ленин;

б) Г.Е. Распутин;

в) П.Н. Милюков.

12. Последствия Февральской революции:

а) фактическое становление буржуазной республики в России;

б) прекращение войны;

в) образование двоевластия;

г) решение экономических и финансовых проблем.

д) решение экономических и финансовых проблем.

Установить соответствие

13. Отношение лидеров политических партий к первой мировой войне:

Ответ: 1 - ?, 2 - ?, 3 - ?, 4 - ?, 5 - ?

14. Министры России начала XX века

Ответ: 1 -?, 2 - ?, 3 - ?

Тема 4

Россия от февраля к октябрю 1917 г.

Становление советской власти

(март 1917 г. – март 1918 г.)

План изучения темы:

1. Временное правительство. Советы и партии в марте - июле 1917 г.

2. Корниловский мятеж и его политические последствия.

3. Углубление кризиса власти осенью – 1917 г. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

4. Деятельность советской власти в октябре 1917 г. – марте 1918 г.: экономические и социально-политические преобразования и их последствия.

После изучения темы студент должен знать:

Суть альтернатив развития страны, предложенных в 1917 г. различными политическими силами;

Варианты выхода страны из кризиса;

Причины кризисов Временного правительства весной – летом 1917 г.

Экономическую и финансовую политику Временного правительства;

Причины Корниловского мятежа и его политические последствия;

Причины победы большевиков в октябре 1917 г.;

Противоречивость экономических и социально-политических преобразований советской власти в октябре 1917 г. – марте 1918 г.;



Основные понятия и исторические термины.

Литература

1. История России IX-XX вв.: учебник. Под ред. Г.А. Амона, Н.П. Ионичева – М.: ИНФРА-М, 2006

2. История России: Учеб./ Под общей ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. – М.: ИНФРА-М., Новосибирск: Сиб. Соглашение, 2002

3. История России: учебник для вузов / А.С. Орлов, В.А. Георгиева, Т.А. Сивохина. 3-е изд. пер. и доп. М.: Проспект, 2006

4. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник для вузов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2003

5. Мунчаев Ш.М. История России: учебное пособие для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 3-е изд. изм. и доп. – М.:: норма, 2004

Конспект лекций

Временное правительство.

Курсовая работа

Начало Первой мировой войны и ее причины. Цели держав в войне. Военная кампания 1914 г.


Введение

3. Военная кампания 1914 г.

4. Итоги войны

Заключение

Введение


В начале второго десятилетия XX века Россия оказалась втянутой в цепь международных кризисов. Искра одного из них, вспыхнувшая летом 1914 г. на Балканах - этой "пороховой бочке" Европы, разгорелась в пожар, впервые охвативший почти всю планету. В первой мировой войне участвовало 38 стран, население которых (1,5 млрд. человек) составляло 75% всех жителей земного шара. Сражения этой войны, в отличие от прочих конфликтов, велись не на одном, а на целом ряде сухопутных и океанских театров военных действий.

Первая мировая война вызрела в результате обострения империалистических противоречий, глубинной предпосылкой которых стала неравномерность экономического развития различных, в первую очередь, европейских стран. Динамичный рост промышленного потенциала Германской империи неизбежно требовал от ее руководства поиска новых рынков сбыта и источников сырья. Экономическая экспансия была тесно взаимосвязана с экспансией политической. Однако германская политика расширения "сфер влияния" все более противоречила интересам держав, раньше вступивших на путь индустриального развития (в первую очередь - Англии и Франции). Эти государства уже осуществили раздел мира и стремились сохранить выгодное им статус-кво, не допустить потери как своего влияния в Европе, так и созданных ими на других континентах обширных колониальных систем. Становившийся все более острым вопрос о переделе мира вынуждал великие державы искать союзников, создавать военно-политические блоки.

Цель работы - проанализировать начало Первой мировой войны и ее причины.

Задачи:

1. Рассмотреть предпосылки к Первой мировой войне.

Охарактеризовать причины и начало Первой мировой войны. Цели держав в войне.

Проанализировать военную кампанию 1914 г.

Итоги войны.

В соответствии с поставленными задачами структура курсовой работы состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы.

первая мировая война причина

1. Предпосылки к Первой мировой войне


Внутриполитические сложности, переживаемые Россией, совпали с неумолимым обострением международной обстановки: подготовка великих держав к войне вступила в решающую фазу. Главными предпосылками мирового конфликта были борьба за рынки сбыта, источники сырья, торговые пути и нараставшая неравномерность развития разных стран. Так, молодая Германская империя обогнала по темпам индустриального роста Англию и Францию. Опоздавшая к захвату колоний, она с завистью смотрела на богатства и огромные заморские владения своих соседей и стремилась к переделу мира. К концу XIX - началу XX в. назрел целый комплекс противоречий между различными странами и группами стран. Главным из них было англо-германское противоречие.

Еще в 1882 г. Германия заключила с Австро-Венгрией и Италией Тройственный союз. Англия и Франция, объединяясь против общего врага, создали в 1904 г. союз под названием "Антанта" (от фр. "согласие"). Россия оказалась перед сложным выбором. Царю, аристократии, сановникам-охранителям консервативная германская монархия была ближе, чем английская и французская демократии. Русскую и германскую династии связывали давние родственные узы. Но у России существовали острые противоречия на Балканах и Ближнем Востоке с Австро-Венгрией, которая пользовалась неизменным покровительством Германии.

В начале XX в. слабеющая Турецкая империя оказалась в сфере интересов Германии. Немецкие генералы и офицеры занимали в турецкой армии командные посты. Германия прокладывала через турецкую территорию стратегические железные дороги. Все это серьезно угрожало интересам России: ведь через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, принадлежавшие Турции, шло 80% ее хлебного экспорта. Немецкий капитал вставал на пути у Русского, проникая на Ближний Восток и в Персию. Закупая значительную часть русского хлеба и продавая взамен важную промышленную продукцию, Германия смогла навязать России в 1904 г. невыгодный торговый договор. Пошлины на русские товары повышались, на немецкие - понижались.

В то же время Англия и Франция предоставляли России значительные займы, размещали капиталы, остро необходимые растущей российской промышленности. Это толкало Россию к сближению с Антантой. С Францией у России существовало соглашение о взаимной помощи в случае войны еще с 1894 г. Постепенно были разрешены застарелые русско-английские конфликты на Востоке. Персия была разделена на сферы влияния, Афганистан признавался зоной английских интересов, обе державы отказывались от претензий на Тибет. В 1907 г. Россия присоединилась к Антанте. Европа раскололась на два блока, готовившихся к столкновению.

Россия не была столь остро заинтересована в войне, как Германия, но и у нее были свои интересы. Она рассчитывала объединить под своей властью все польские земли, присоединить Галицию - Западную Украину, утвердиться на Балканах и в зоне черноморских проливов. Балканы - "пороховой погреб Европы" - и дали начало мировой войне: В 1909 г. Австро-Венгрия отторгнула у Турции Боснию и Герцеговину - провинции со значительным сербским населением. Это вызвало острое недовольство Сербии, стремившейся расширить свое влияние и территорию. Сербскими властями поддерживались разного рода тайные и явные антиавстрийские движения1.


2. Начало Первой мировой войны и ее причины. Цели держав в войне


Поводом к началу мировой войны послужило убийство на захваченной Австро-Венгрией сербской территории в г. Сараево принца Франца-Фердинанда сербским националистом Гавриилом Принципом 28 июня 1914 г. В ответ на убийство австрийское правительство потребовало в ультимативной форме от Сербии отказаться от части своих прав как суверенного государства. Россия посоветовала Сербии принять все условия ультиматума, чтобы избежать войны и только по вопросу ввода австрийских войск на сербскую территорию попытаться вести переговоры. Австрия использовала однако этот предлог для Объявления войны Сербии. Германия всячески подталкивала Австрию к войне, надеясь, что Россия вступится за дружественную ей Сербию. В дни боснийского кризиса Франция и Россия подтвердили свои обязательства выступить против Тройственного союза. Англия до последнего момента скрывала свою истинную позицию, заявляя о своем Миролюбии, давая повод Германии надеяться на свой нейтралитет и Тем самым подталкивая ее к началу войны. Во многом именно поэтому

Вильгельм II демонстративно отверг просьбы Николая II мирным путем решить возникший конфликт. И только тогда, когда военные приготовления уже невозможно было остановить, Англия объявила, что выступит на стороне своих союзников по Антанте.

августа 1914 г. Германия объявила войну России, 3 августа - Франции, а 4 августа Англия объявила войну Тройственному союзу. Австро-Венгрия, уже воевавшая к этому времени с Сербией, 6 августа объявило войну России. Началась первая мировая война, продолжавшаяся четыре года и унесшая миллионы человеческих жизней. В орбиту войны были втянуты 38 стран с населением в полтора миллиарда человек.

Таким образом, основной причиной первой мировой войны были сложившиеся к началу XX в. противоречия между европейскими и мировыми державами. Эти противоречия явились итогом нового соотношения сил, сложившихся в результате неравномерного развития стран, отставания в развитии одних и опережающем развитии других.

В целом первая мировая война со стороны большинства участвовавших стран носила империалистический, захватнический характер. Целью войны со стороны государств Тройственного союза, Антанты и их союзников был передел территорий, захват колоний, борьба за рынки сбыта, сферы влияния. Лишь Сербия, Черногория и Бельгия, а также другие народы оккупированных территорий вели справедливую борьбу за свое освобождение.

За что же воевали державы? Германия стремилась захватить большую часть Европы и Ближнего Востока, включая союзную Турцию, отнять у Англии, Франции и Бельгии их колонии, а у России - Украину и Прибалтику. Неудивительно, что российский министр иностранных дел Сазонов отмечал: "Основной целью трех союзников должно быть уничтожение германской мощи, а также притязаний Германии на "военное и политическое господство".

Австро-Венгрия предполагала подчинить независимые славянские государства - Сербию, Болгарию и Черногорию, установить свое господство на Балканском полуострове, а также на Черном, Адриатическом и Эгейском морях.

Англия воевала за сохранение своей колониальной империи и ослабление главного конкурента - Германии. Кроме того, Англия намеревалась захватить у Турции Месопотамию, Палестину и твердо обосноваться в Египте.

Франция стремилась возвратить Эльзас и Лотарингию, отнятые у нее Германией в 1871 г., а также захватить богатый углем Саарский бассейн и другие области Германии, расположенные по левому берегу Рейна.

Россия хотела сокрушить германское и австрийское влияние в Турции и на Балканах, а также достичь благоприятного и выгодного режима проливов, обеспечивавшего ее стратегические интересы, защиту Черноморского побережья и способствовавшего развитию торговли. В планы царского правительства входил также захват Галиции - части Австро - Венгрии.


3. Военная кампания 1914 г.


На Западно-Европейском театре военного действия начались вторжением германских войск в Люксембург (2 августа) и Бельгию (4 августа), которая отвергла германский ультиматум о пропуске германских войск через её территорию. Белгийская армия, опираясь на укрепленные районы Льежа и Намюра, оказала упорное сопротивление противнику на рубеже р. Маас. Оставив после ожесточённых боев Льеж (16 августа), она отошла к Антверпену. Германское командование, выставив против неё около 2 корпусов (80 тыс. чел., 300 орудий), направило основную группировку своих армий на Ю. - З. к франко-бельгийской границе. Навстречу германским войскам были выдвинуты французские армии левого крыла (3-я, 4-я и 5-я) и британская армия. 21-25 августа произошло Пограничное сражение 1914 <#"center">4. Итоги войны


Первая мировая война закончилась поражением Германии и её союзников. После заключения Компьенского перемирия державы-победительницы приступили к разработке планов послевоенного "урегулирования". Парижская мирная конференция 1919-20 <#"center">Заключение


В итоге войны сложилась т. н. Версальская система - совокупность неравноправных мирных договоров, навязанных победителями странам германского блока. Во многом именно противоречия Версальской системы породили политический кризис конца 30-х гг., вылившийся во вторую мировую войну. Серьезные изменения произошли в общемировом балансе сил. США, превратившиеся из должника европейских стран в их кредитора, все более активно претендовали на роль великой державы.

Германия, лишившаяся не только колоний, но и ряда принадлежавших ей европейских территорий, разоруженная, обложенная репарациями, теряла этот статус. Распалась Австро-Венгрия, утратила значение Турция.

Война жестко ударила по монархии как виду политической системы. Число европейских правящих династий сократилось с 41 в 1914 г. до 17 к началу 20-х гг. Был образован целый ряд новых независимых государств (Венгрия, Польша, Финляндия, Чехословакия, Югославия и т.д.).

Первая мировая война принесла невиданные жертвы и лишения. Так, только стоимость разрушений на полях войны превысила 58 млрд. руб. золотом. Колоссальными были потери воюющих стран. Причем из общего числа погибших 10 млн. человек потери России составили 5 млн.

К сожалению, в связи с последующими бурными событиями могилы этих солдат и офицеров, сложивших свои головы не столько за Веру и Царя, сколько за Отечество, остались безвестными.

Список использованной литературы


1. Верт Никола . История Советского государства: [учебник]: пер. с фр. / Н. Верт. - 3-е испр. изд. - М.: Весь мир, 2006. - 559 с.

История России. Россия в мировой цивилизации: курс лекций: учебное пособие / сост. и отв. ред.А. А. Радугин. - М.: Библионика, 2004. - 349 с.

Киган Джон . Первая мировая война / Джон Киган; Пер. с англ.Т. Горошковой, А. Николаева. - М.: АСТ, 2002. - 572 с.

Основы курса истории России: учебное пособие / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко; под ред.А.С. Орлова. - М.: Простор, 2006. - 637 с.

Первая мировая война: Дискуссионные проблемы истории / РАН. Ин-т всеобщ. истории; Отв. ред. Ю.А. Писарев, В.Л. Мальков. - М.: Наука, 1994. - 302 с.

Первая мировая война: политика, идеология, историография: (К 75-летию начала войны): Межвузовский сборник / Под ред. Б.Д. Козенко и др. - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1990. - 155 с.

Россия и первая мировая война: (материалы международного научного коллоквиума) / С. - Петерб. фил. Ин-та Рос. ист. РАН [и др.]; редкол.: Н.Н. Смирнов (отв. ред.) [и др.]. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. - 562 с.

Террейн Джон . Великая война. Первая мировая-предпосылки и развитие: пер. с англ. / Джон Террейн. - М.: Центрполиграф, 2004. - 252 с.

Филюшкин А.И. Вопрос и ответ: Пособие для абитуриентов по отечеств. истории / А.И. Филюшкин; Отв. ред. А.П. Валагин. - Воронеж: Родная речь, 2000. - 311 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Германия

Стремилась установить мировое господство

Австро-Венгрия

Контроль над Балканами => контроль над движением судов в Адриатическом море => поработить славянские страны.

Стремилась захватить турецкие владения, а так же Месопотамию и Палестину с их нефтяными владениями

Стремилась ослабить Германию, вернуть Эльзас и Лотарингию (земли); захватить угольный бассейн, претендует на роль гегемона в Европе.

Стремилась подорвать позиции Германии и обеспечить себе свободный проход через пролив Васбор и Дарданелл в средиземном море. Усилить влияния на Балканах (путем ослабления влияния Германии на Турцию).

Стремилась оставить под своим влиянием Балканы, захватить Крым и Иран (сырьевая база).

Господство на Средиземном море и Юге Европы.

Войну можно разделить на три периода:

В течение первого периода (1914–1916) Центральные державы добивались перевеса сил на суше, а союзники господствовали на море. Этот период завершился переговорами о взаимоприемлемом мире, но каждая из сторон все еще надеялась на победу.

В следующий период (1917) произошли два события, которые привели к дисбалансу сил: первое – вступление в войну США на стороне Антанты, второе – революция в России и ее выход из войны.

Третий период (1918) начался последним крупным наступлением Центральных держав на западе. За неудачей этого наступления последовали революции в Австро-Венгрии и Германии и капитуляция Центральных держав.

Украинское казачество. Запорожская Сечь. Возникновение казачества, его занятия и военное искусство
Усиление феодального гнета на Киевщине, Черниговщине, Волыни, Подолии, Переяславщине, в Галичине вынуждало крестьян и мещан убегать из барских имений в степи южной Украины. Беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Первые упоминания о казаках содержат письменные источники конца XV-начала XVI в. Обживая земли на Нижнем...

Импорт в Россию
Ввоз в Россию из стран Востока отличался разнообразием товаров. Ввозились многие виды тканей - шелковых (камка, тафта, атлас, бархат и др.) и хлопчатобумажных (бязь, пестрорядь), ковры, шелк-сырец, хлопок, некоторые виды кожи (юфть, сафьян), пряности, изюм, чернослив, миндаль, орехи и сахар, рис, рыба, москательные товары (краски, камед...

Восток
Экономические представления арабов неразрывно были связаны с теми изменениями, которые происходили в аравийском обществе. В Аравии феодальные отношения возникли в результате разложения первобытнообщинных отношений на большей части полуострова и кризиса рабовладельческого уклада. В древности в Аравии (на юге) существовали государства, гд...

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:

    предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

    уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

    развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

    личностный подход педагогики сотрудничества;

    комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

    последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев, Е.М. Бурдина. Истрия России (в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

    «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Человек на войне (на основе краеведческого материала)

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

    Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

    Причины и итоги 1 Балканской войны.

    Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г.Уэллс).

    Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

    Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

    Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

    Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

    Назвать причины войны.

    В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?

    Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне . Ю.Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

    передача всех колоний;

    сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

    Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

    оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

    демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

    передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

    репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

    разделение Венгрии и Австрии;

    передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

    признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

    репарации.

    передача Греции прибрежных территорий Фракии.

    Словакия переходит к Чехословакии;

    Трансильвания передается Румынии;

    Банат передается Югославии.

    установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

    передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

    Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

Цели крупнейших государств-участников Первой мировой войны можно кратко представить в виде таблицы.

Основные участники и крупнейшие мировые державы

Страна Военно-политический блок, на стороне которого принимала участие Цели
Германия Центральные державы Главным стремлением молодой страны, образованной незадолго до этого по итогам франко-прусского вооруженного конфликта и объединения своих земель, было установление собственного политического и экономического господства на Европейском континенте и в мире.
Также, в планы германского правительства входил передел мира, в частности, захват лучших британских, французских, бельгийских, нидерландских и португальских колоний, которые были нужны для расширения рынка сбыта.
Кроме того, в ходе войны Германия собиралась присоединить к своей территории западные земли России (Прибалтика и Украина), а также значительные европейские и ближневосточные (в том числе и Османскую империю).
Австро-Венгрия Первоочередными задачами австро-венгерского правительства в конце XIX - начале XX было подчинение себе Сербии, Черногории и Болгарии и установление собственного господства на Балканском полуострове. Претендовала Австро-Венгрия и на польские земли.

Кроме того, она жаждала полного контроля над Черным, Адриатическим и Эгейским морями.
Османская империя Главной целью распадающейся Османской империи было желание взять реванш над Россией за поражения в русско-турецких войнах, и вернуть свои крымские территории и земли на Балканском полуострове.
Россия Российская империя, в отличие от Германии, не жаждала войны, однако и она имела свои интересы.
Помимо того, что совместно с Англией и Францией она стремилась не допустить усиления нового противника и конкурента на европейском континенте, Россия также рассчитывала в ходе вооруженного конфликта повысить свою значимость в делах Балканского полуострова и получить контроль над Босфорским проливом и Дарданеллами. Последние были очень важны для развития торговли и обеспечения безопасности черноморского побережья.
Кроме того, одной из целей российского государства в Первой мировой называют намерение воплотить в реальность мечту о восстановлении Греческой империи с центром в Константинополе. Возглавить новое государственно объединение должен был один из великих российских князей.

Все эти «приобретения» были оговорены в секретных соглашениях, заключенных между странами - участниками Антанты.
Кроме того, планировалось присоединить к российской территории часть австро-венгерских земель (Галицию).
Франция Больше всего Франция хотела вернуть свои земли (Эльзаса и Лотарингию), отторгнутые от нее после франко-прусской войны, завершившейся в 1871 году. Кроме того, французское правительство претендовало на германские земли, находящиеся на левом берегу Рейна и угольные копи Саарского бассейна.
При этом Французская республика сама мечтала о гегемонии на континенте и не желала уступать этот «титул» Германии.
Помимо всего прочего по договору она должна была получить часть германский владений на Африканском континенте и османских на Ближнем Востоке.

Великобритания Увеличение своей собственной территории за счет германских и турецких земель было и основной целью Британской империи. Так, у Османской империи планировалось конфисковать Месопотамию и Палестину.
Кроме того, ей просто необходимо было устранить главного конкурента в борьбе за колонии.
США Объявив о своем нейтралитете в начале мирового конфликта войны, США изначально не планировали сохранять его до конца. Они изначально выжидали подходящего момента. Сам президент Соединенных штатов В. Вильсон объяснял вступление в войну, как желание сохранить стабильность на европейском континенте. Однако на самом деле целью американских штатов было зарабатывание как можно больших денежных средств и передел мира на выгодных им условиях.

Италия Отказавшись от участия в Тройственном союзе, и вступая в войну на стороне антигерманского альянса, Италия рассчитывала на расширение своих территорий за счет австро-венгерских и османских земель. Кроме того, ей необходимо было получить господство на Средиземноморье и в южной части Европы.
Япония Япония же, поддерживая Антанту ставила себе цель. Вытеснить Германию с китайской территории и островов Океании.

Не только крупные мировые державы имели свои интересы в войне. Кратко в таблице можно представить и цели других активных участников Первой мировой войны.

Другие участники

Страна Военно-политический блок, на стороне которого выступала К чему стремилась
Сербия Считается, что для сербского, черногорского и бельгийского народов эта война была не империалистической, а освободительной. Целью Сербского государства было освободить свои землии территории дружественных стран из-под протекции Австро-Венгерского кайзера.
Однако при этом Сербия также хотела стать лидером всех славянских народов и создать Югославию, в которую должны были объединиться все народы, проживающие в юго-восточных землях Австро-Венгрии.
Болгария Болгария, выбравшая сторону германско-австрийско-турецкого альянса хотела по итогам войны завладеть греческими сербскими и румынскими территориями и расквитаться за поражение в Балканских войнах.
Польша Польские ж правительство, вступая в войну думало лишь о независимости и объединении своих земель, которых они лишились после развала Речи Посполитой.

Из приведенных таблиц становится понятно, что у каждого участника Первой мировой войны были свои цели для вступления в конфликт и выбора союзников.