Презентация путешествие в страну пиши читай. в подготовительной группе

Ирина Ковалёва
Занятие по обучению грамоте «Путешествие по стране Пиши-читай»

Цели : Анализ предложения и графическое его изображение. Овладение способом чтения. Развитие умения называть обобщающим словом группу предметов.

Задачи : Совершенствовать у детей навыки «печатания» и чтения слогов, слов, предложений с освоенными буквами. Закрепить умение делать звуковой анализ слов. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. Повторить правила написания предложений.

Воспитатель : (собираю детей на ковре) Сегодня мы с вами отправляемся в . Как вы думаете, что это за страна ? (где все читают и пишут) .Вот и мы сегодня должны показать свои знания жителям страны Пиши – читай и доказать им, что вы уже готовы к школе. Согласны отправиться в такое сложное, но интересное путешествие ! (согласны)

Воспитатель : Отправляемся в путь. (садимся за столы) И первая наша остановка в стране Пиши – читай называется «Предложение» .

(на доске написаны предложения)

1. Катя и Оля рисуют.

2. В школе дети читают.

3. За лесом поле. (обратить внимание на осанку детей)

А теперь открываем свои тетради и начертим схему предложений.

Сколько полосочек будет в первом предложении? (4) Почему? (потому что в предложении 4 слова) – сколько во 2,3. Чертим в тетрадь.

Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним правила написания предложения.

Дети : предложения начинается с большой буквы, а в конце ставится точка.

Воспитатель : Ребята, а почему в первом предложении третье слово написано с большой буквы?

(имена, фамилии, отчества…. пишутся с большой буквы) .

Молодцы ребята! Все правильно сказали. А нам надо двигаемся дальше. И следующая наша остановка называется «Подвижная» и мы с вами едем на ковер. (Физминутку проводят дети) . И тут у нас следующая остановка, которая называется :

«Назови одним словом» . Я вам называю слова, а вы мне одно обобщающее слово.

1. «дом, садик, небоскреб, школа» (здание)

2. «карандаш, ручка, тетрадь, альбом» (канцтовары)

3. «поезд, самолет, машина, трамвай» (транспорт)

4. «стол, стул, шкаф, кровать» (мебель)

5. «брат, сестра , папа, бабушка» (родственники) .

6. «морковь, картофель, огурец» (овощи)

7. «малина, клубника, смородина (ягода)

Молодцы! Быстро справились с заданием. А мы с вами плавно переместились на другую станцию, которая называется :

«Загадочная» .

Сейчас вам нужно будет показать свои знания в отгадывании загадок. Но прежде чем сказать ответ, загадку нужно дослушать до конца.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит к нам пришла (весна)

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (март) .

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель-

В гости к нам пришел… (апрель)

Здесь на ветке чей – то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут … (гнездо) .

Молодцы! Отгадали все загадки, а теперь нам нужно присесть на свои места.

А теперь ребята вам нужно сделать звуковой анализ слов, которые вы отгадали. Назовите эти слова весна, март, апрель, гнездо. Давайте запишем в тетрадь слова и дадим характеристику каждому звуку. Что мы должны сделать в первую очередь? (поставить ударение в словах) . Сколько слогов в слове весна? (2 слога, а как мы еще можем себя проверить? (сколько гласных букв в слове, столько и слогов) .

(записываем в тетрадь и карандашами под каждой буквой ставим точки зеленого, синего, красного, черного цвета). Воспитатель у доски записывает слова и фишками помечает. Пальчиковая гимнастика.

Молодцы ребята справились с заданием. А мы двигаемся дальше. И следующая наша остановка называется «Цепочка – слов» .

У нас есть на доске слово «сад» . Я предлагаю вам поменять, добавить или убрать только одну букву, чтобы получилось новое слово. Сад- сам- сом- ком- кот- коты- ноты- норы- горы –гора- пора- пока…. Ребята, а давайте вспомним сколько букв в русском алфавите? (33) . – сколько гласных (10) - сколько согласных (21) . – какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (2буквы ъ,ь) . Сейчас мы с вами делимся на две команды одна команда работает за этим столом, а другая за этим. Ну что начинаем составлять слова.

Молодцы большую цепочку составили. Двигаемся дальше. Последняя наша остановка в стране Пиши- читай называется «Сделай сам» . Садимся на свои места.

Сейчас вам нужно будет выложить из букв предложение «Катя и Оля рисуют» . Приступаем! Молодцы!

Ребята, скажите, а где мы с вами сегодня побывали? стране пиши – читай ) .

И что мы там делали? (выполняли задания) .

Вот и закончилось наше интересное путешествие по стране Пиши – читай . Вы успешно справились с заданиями, и теперь жители этой страны точно знают , что вы действительно готовы к школе! Всем спасибо!

Бредучева Галина Юрьевна
Конспект занятия «Путешествие по стране «Пиши-Читай». Занятие «Согласные звуки»

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай »

Занятие № 3

Тема : «Согласные звуки »

Цель : Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках .

Задачи :

Обучающая задача : Закрепить понятия : гласный, согласный звук , твердый, мягкий, глухой и звонкий.

Развивающая задача : Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением , вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование : Карта страны «Пиши-Читай » , карточки с картинками предметов, карточки с согласными звуками , альбомные листы, цветные карандаши, карточки синего и зеленого цвета из картона, колокольчики, письмо Пиши-Читая , звуковые деревья .

Ход занятия:

Воспитатель : Наше путешествие по стране «Пиши-Читай » продолжается. Мы с вами сегодня вновь побываем в гостеприимном городе, который называется…Как же он называется (ответы детей) . Молодцы! Но чтобы попасть в страну «Пиши-читай » нам нужно с вами пройти пароль. Вы готовы? (ответы детей) .

Вспомните, как зовут жителей города? (звуки ) .

Какие бывают звуки ? (звуки природы , предметов, музыки и звуки речи ).

На какие группы делятся звуки речи ? (гласные и согласные )

Сколько гласных звуков ? (гласных звуков 6 )

Как произносятся гласные звуки ? (их можно петь)

Назовите гласные звуки .

Придумайте слова, которые будут начинаться на гласный звук . (ответы детей)

Молодцы, ребята. Вот мы и попали с вами в волшебную страну и в городе «Звукограде » нас уже встречают. Как вы думаете, кто нас встречает? (на доске размещены согласные звуки (дети выдвигают свои версии)

А встречают нас согласные звуки .

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки петь не умеют , не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей) .

Если согласный звук твердый , то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки , у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей) .

Это значит, что звуков два : и, твердый, и мягкий. Таких звуков много , посмотрите. (воспитатель показывает звуки на доске ) .

Но есть звуки , которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук , а твердой подружки нет.

Давайте назовем только твердые звуки (воспитатель показывает, и все хором называют звуки ) - [ж][ш][ц].

А теперь назовем только мягкие звуки - [ч’][щ’][й’] .

Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий . Это запятая называется апостроф.

Игра «Назови согласный звук в начале и в конце слова»

Предметные картинки (дом, мёд - согласный звук в начале слова ; аист, рысь – согласный звук в конце слова ). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове .

Воспитатель : У меня в руках картинка.

Что изображено на картинке?

Сколько звуков в слове ?

Какой согласный звук слышим в начале слова, в конце слова?

(нужный квадрат закрывается зеленой или синей карточкой.)

Воспитатель : Следующая игра называется

«Угадай, каких звуков больше » .

А-а-а,- заплакала Аленка.

На-а-а,- сказала ей сестренка.

Алый цветик подняла

И Аленушке дала. (чаще встречается звук [а] , он гласный)

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому. (чаще других встречается звук [д] и[ д’] , он согласный твердый и мягкий )

В тишине лесной глуши,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит. (чаще других встречается звук [ш] , он согласный твердый )

Воспитатель : Согласные звуки , ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий , нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук . Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик, тогда звук звонкий , а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой . Давайте поиграем в игру

«Угадай, какой звук » .

Я называю согласный звук , а вы определяете, какой он : звонкий или глухой. Если звук звонкий , то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите. (воспитатель называет звуки , дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков .)

Физкультминутка.

Воспитатель : Ребята, давайте жителям города «Звукоград » покажем, как мы умеем весело играть и научим их одной нашей игре. Выходите на ковер.

Игра «Зоопарк» .

(девочки загадывают животных, а мальчики их изображают и наоборот)

Игра " Слышишь ли ты звук ? "

Игра проводится на местах. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят : РАК. Затем показывает картинку, на которой изображен МАК. Дети громко произносят : МАК.

Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Воспитатель предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Логопед сам отчётливо произносит ММак- РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов , и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р . Аналогично проводится упражнение со словами КИТ - КОТ.

Игра " Какое слово задумала? "

Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит : Это. омашка. Дети улыбаются и поправляют : Ромашка. Он соглашается : я же и говорю :. омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р : ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю? - Да. Вы пропускаете звук Р .

Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Пиши-Читая . "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово. орова, второе слово – ды…. Что же это за слово, подскажите мне дети? – корова, дым

Что же прозвучало не так?

Чего не хватает в моём слове?

Воспитатель : Молодцы! Отлично поиграли. Как вы себе представляете страну «Пиши-Читай » ? (Ответы детей.) В этой стране , как и в любой другой, есть реки, озера, деревни, города и горы. Но это страна необычная , так как живут в ней необычные жители. Мы даже побывали с вами в одном из городов. Кто в нем живет? (звуки ) В этом городе даже деревья необычные, а звуковые . На этих чудесных деревьях растут листья красного синего и зеленого цвета.

Игра "Звуковое дерево "

Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает , где "растет" слово. Пример : слово "машина" на дереве с синими листьями, т. к первый звук в слове согласный , твёрдый.

Воспитатель : Молодцы, ребята.

Ну а нам пора возвращаться домой. Но прежде чем вернутся, нужно пройти пароль. Готовы?

На какие две группы делятся звуки речи ? (гласные и согласные )

Как отличить гласный звук от согласного звука ? (гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)

Назовите гласные звуки .

Какими бывают согласные звуки ? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)

Воспитатель : Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по стране «Пиши-Читай » .

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Занятие № 3

Тема: «Согласные звуки»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.

Задачи:

Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай»,карточки с картинками предметов, карточки с согласными звуками, альбомные листы, цветные карандаши, карточки синего и зеленого цвета из картона, колокольчики, письмо Пиши-Читая, звуковые деревья.

Ход занятия:

Воспитатель: Наше путешествие по стране «Пиши-Читай» продолжается. Мы с вами сегодня вновь побываем в гостеприимном городе, который называется…Как же он называется (ответы детей). Молодцы! Но чтобы попасть в страну «Пиши-читай» нам нужно с вами пройти пароль. Вы готовы? (ответы детей).

    Вспомните, как зовут жителей города? (звуки).

    Какие бывают звуки? (звуки природы, предметов, музыки и звуки речи).

    На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

    Сколько гласных звуков? (гласных звуков 6)

    Как произносятся гласные звуки? (их можно петь)

    Назовите гласные звуки.

    Придумайте слова, которые будут начинаться на гласный звук. (ответы детей)

Молодцы, ребята. Вот мы и попали с вами в волшебную страну и в городе «Звукограде» нас уже встречают. Как вы думаете, кто нас встречает? (на доске размещены согласные звуки)(дети выдвигают свои версии)

А встречают нас согласные звуки.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда.Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).

Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки, у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей) .

Это значит, что звуков два: и,твердый, и мягкий. Таких звуков много, посмотрите. (воспитатель показывает звуки на доске).

Но есть звуки, которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук, а твердой подружки нет.

Давайте назовем только твердые звуки (воспитатель показывает, и все хором называют звуки) - [ж][ш][ц ].

А теперь назовем только мягкие звуки - [ч’][щ’][й’].

Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий. Это запятая называется апостроф.

Игра «Назови согласный звук в начале и в конце слова»

Предметные картинки (дом, мёд - согласный звук в начале слова;аист, рысь – согласный звук в конце слова). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.

Воспитатель: У меня в руках картинка.

    Что изображено на картинке?

    Сколько звуков в слове?

    Какой согласный звук слышим в начале слова, в конце слова?

(нужный квадрат закрывается зеленой или синей карточкой.)

Воспитатель: Следующая игра называется

«Угадай, каких звуков больше».

А-а-а,- заплакала Аленка.

На-а-а,- сказала ей сестренка.

Алый цветик подняла

И Аленушке дала. (чаще встречается звук [а], он гласный)

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому .(чаще других встречается звук [д] и[ д’], он согласный твердый и мягкий)

В тишине лесной глуши,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот к шороху спешит,

Шёпот по лесу шуршит. ( чаще других встречается звук [ш], он согласный твердый)

Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик) , тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой. Давайте поиграем в игру

«Угадай, какой звук».

Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите. (воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.)

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, давайте жителям города «Звукоград» покажем, как мы умеем весело играть и научим их одной нашей игре. Выходите на ковер.

Игра «Зоопарк».

(девочки загадывают животных, а мальчики их изображают и наоборот)

Игра " Слышишь ли ты звук? "

Игра проводится на местах. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК. Затем показывает картинку, на которой изображен МАК. Дети громко произносят: МАК.

Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Воспитатель предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Логопед сам отчётливо произносит ММак-РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словамиКИТ - КОТ.

Игра " Какое слово задумала? "

Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю? - Да. Вы пропускаете звук Р.

Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Пиши-Читая. "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -... орова, второе слово – ды…. Что же это за слово, подскажите мне дети? – корова, дым

    Что же прозвучало не так?

    Чего не хватает в моём слове?

Воспитатель : Молодцы! Отлично поиграли. Как вы себе представляете страну «Пиши-Читай» ? (Ответы детей.) В этой стране, как и в любой другой, есть реки, озера, деревни, города и горы. Но это страна необычная, так как живут в ней необычные жители. Мы даже побывали с вами в одном из городов. Кто в нем живет ? (звуки) В этом городе даже деревья необычные, а звуковые.На этих чудесных деревьях растут листья красного синего и зеленого цвета.

Игра "Звуковое дерево"

Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Ну а нам пора возвращаться домой. Но прежде чем вернутся, нужно пройти пароль. Готовы?

    На какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

    Как отличить гласный звук от согласного звука? (гласные произносятся свободно, их можно петь, а согласные произносятся с преградой, их петь нельзя.)

    Назовите гласные звуки.

    Какими бывают согласные звуки? (твердые/мягкие, звонкие/глухие)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и мы с вами вернулись домой, но мы обязательно продолжим наше путешествие по стране «Пиши-Читай».


МБДОУ №11 «Берѐзка»

Итоговое интегрированное занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе

Путешествие в страну «Пиши-читай»
Воспитатель: Гатько Г. А., 1к/к
Цель:
воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение составлять предложения из заданных слов; писать печатными буквами; закреплять умение считать в обратном порядке от 1 до 20; упражнять в слитном чтении.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений.
Материалы:
буквы (алфавит), слова-предложения на цветном картоне, листочки и ручки, пеналы с цветными фишками, кассы букв, д/и « Скажи наоборот», кроссворд в загадках., простые карандаши, буквенно-числовые карточки от 1 до 20, 2 письма, посылка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей… Давайте со всеми поздороваемся. А теперь поприветствуем друг друга. Доброе утро, улыбнись скорее И сегодня весь день будет веселее, Мы погладим щечки -смелее, смелее Ручками похлопаем- сильнее, сильнее. Улыбнемся снова Будьте все здоровы! В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо». Воспитатель: Большое вам спасибо. Что,ребята прочитаем, что здесь написано.
. Письмо Пиши-читая.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай. Моя давняя знакомая – Царица Математика - рассказала мне какую неоценимую помощь вы оказали ее математическому царству. Теперь и мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать. Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай. Воспитатель: Ребята, что будем делать?.
Дети: Надо помочь! Воспитатель: Как, вы уже знаете, что в волшебную страну можно попасть только пройдя пароль, а выйти из нее будет еще сложнее.
1.

Прохождение пароля.
Цель: закрепить знания детей о русском алфавите, о гласных и согласных звуках. Дети выстраиваются в колонну, поочередно отвечают на вопросы воспитателя: 1. Сколько букв в русском алфавите? (33) 2. Сколько гласных букв в алфавите? (10) 3. Сколько согласных букв? (21) 4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь) 5. Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы) 6. Что ставится в конце предложения? (Точка) 7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж») 8. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч») 9. Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные) Воспитатель: Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит. У нас есть два домика, где раньше жили наши звуки. Посмотрите, вот сюда.Вы наверное догодались, почему домики у нас двух цветов. Правильно в красном домике жили гласные звуки, а в синем доме согласные звуки. Давайте быстро разместим жителей по их домикам.
2.Работа с домиками.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А теперь следующее задание: из слов нужно составить предложение и прочесть его.
3.Работа за столами
. Составление предложений из предложенных слов. Зарисовка схемы предложения. Цель: закреплять умение детей составлять предложения из заданных слов; упражнять в умении зарисовывать схему предложения, выделяя первое слово в предложении и имена с большой буквы, обозначать предлоги в виде маленькой черточки, ставить точку в конце предложения. Ход задания: на столе лежат полоски цветного картона (разной длины, в зависимости от количества букв в слове): красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого. На обратной стороне каждой полоски написано слово. Дети работают в парах. Каждая пара выбирает цветные полоски какого-либо цвета и садится за стол. Дети выкладывают слова в нужной последовательности, чтобы получилось предложение.
Предложения:
1. Катя и Оля рисуют красками. 2. Дима и Саша играют с конструктором. 3. В школе дети читают и пишут. 4. Каждое утро дети делают зарядку. 5. В детском саду дети танцуют и поют. Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нарисуйте схему своего предложения. Дети рисуют каждый свою схему. Воспитатель: Ребята, почему у вас первое слово в предложении обозначено большой буквой?
Дети: Потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. Воспитатель: А почему у некоторых из вас третье слово в предложении тоже обозначено большой буквой? Дети: Потому что имена и фамилии всегда пишутся с большой буквы. Воспитатель: Ребята, послушайте предложение: «Девятого мая прозвучал салют Победы». А теперь назовите слово, в котором есть буква «Ю». Дети: Это слово «Салют». Вопитатель: Правильно, молодцы. А теперь проговорите слово «Салют» . сколько слогов в этом слове.. Дети: два. Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. А теперь давайте немного отдохнем.
4Физминутка
Под фонограмму песни «Алфавит» дети поют и выполняют музыкально- ритмические движения: Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы, На одной живут странице, а повсюду славятся. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься. Ребята, Опечатка зашифровала слова в игре «скажи на оборот. Мы должны назвать их.
5. Дидактическая игра «Скажи на оборот.»
Цель: закреплять умение детей называть «зашифрованные» слова. Ход игры: Воспитатель называет слово например: быстрый, наоборот медленный. Высоко- низко День- ночь Холодно- жарко Сладкий- кислый Девочка- мальчик. И т.д. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось справиться и с этим заданием. А теперь задание еще более усложняется: нам нужно решить кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
6.Реши кроссворд.
Цель: закреплять умение детей узнавать отгадки на загаданные загадки и правильно вписывать (печатать) слова в пустые клетки кроссворда. Ход игры: дети называют отгадки и пишут простыми карандашами печатным шрифтом нужные слова.
Загадки о овощах.
1Как надела сто рубах Захрустела на зубах.(капуста) 2 В огороде перед нами, Куст усыпан колпачками, Каждый пламя прячет
А кто съест- заплачет.(Перец) 3На жарком солнышке подсох И рвѐтся из стручков (горох). 4Из зелѐных кислых листьев Борщ получится отличный.(щавель). 5Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Не одну нашли, а десять. (Картофель.) 2.1В лесу живет, Кур в деревне крадет.(лиса) 2Глазище, усище, хвостище, Котище, а моется всех чище.(кошка) 3Не пахарь,не кузнец, не плотник, А первый на селе работник(лошадь) 4Спереди- пятачок, сзади- крючок, Посредине- спинка На спинке- щетинка.(свинья). 5Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный.(волк) Воспитатель: Молодцы, ребята! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо пройти пароль на выход из волшебной страны. Для этого вам нужно разложить числовые карточки от 1 до 20 в обратном порядке. Если вы все сделаете правильно, то узнаете пароль.
7. Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке, упражнять в слитном чтении. Ход игры: числовые карточки разложены на ковре в хаотичном порядке. Дети по очереди выкладывают числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке. После того как задание будет выполнено, воспитатель просит детей закрыть глаза, переворачивает карточки, дети открывают глаза и хором читают надпись.
Пароль: «Здравствуй, школа!»
Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно? Дети: Немного трудно, но интересно!
Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам еще одно письмо и посылка!». Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там… (читает письмо).
Письмо Пиши-читая.
Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и блокноты. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Пиши-Читай.
Раздача подарков.
Воспитатель раздает детям подарки от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты. Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо!

Самоанализ занятия
НОД проводила с детьми подготовительной группы, присутствовало 10 детей. Для проведения НОД были созданы комфортные условия для каждого из детей: пространство организовано с учетом размещения и перемещения, демонстрационный материал соответствовал числу детей. По ходу занятия рационально менялись виды детской деятельности, при этом вся деятельность воспитанников была направлена на актуализацию, дополнение и закрепление имеющихся знаний. Структура мероприятия выстроена таким образом, что все его части взаимосвязаны между собой, этапы четко и логично переходят от одного к другому.
Тема занятия:
«Путешествие в страну «Пиши- читай». Это занятие комплексное. Сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, коммуникацию, музыку. Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы. Учитывая всѐ это, я наметила цель, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель занятия
, воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение составлять предложения из заданных слов; писать печатными буквами; закреплять умение считать в обратном порядке от 1 до 20; упражнять в слитном чтении. В занятие внесла игровую мотивацию: путешествие в страну Пиши- читай. Заинтересовывающим моментом было получение письма от пиши- читай.На занятии обучение строила как увлекательную проблемно- игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохранила интерес на протяжении всего занятия. Тип занятия -комплексный. Что способствовало решению поставленной цели в комплексе. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены,подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость.Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей. На занятии использовались следующие методы: Словесные, наглядные. Для снятия утомляемости детей провела физ -минутку. На протяжении всего занятия использовались сюрпризные моменты. В данной непосредственно образовательной деятельности, дети сами являлись участниками игровых моментов. Это позволило сохранить у детей заинтересованность и положительный настрой. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Анализируя, проведѐнное занятие можно сказать, что поставленные цели были успешно выполнены. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Я считаю, что поставленная цель в ходе занятия была решена.


Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие №15
Тема: «Составление рассказа по сюжетным картинкам «Неудачная прогулка»
Цель: Работать над формированием связной речи с опорой на сюжетные картинки. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её.
Задачи:
Обучающая задача: Учить составлять предложения и рассказ по группе сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. Побуждать детей к придумыванию окончания рассказа. Формирование понятия: «Заглавная буква в именах людей и кличках животных».
Развивающая задача: Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, развивать воображение и внимание на уроке через работу с сюжетными картинками.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитывать доброту, отзывчивость к животным, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», сюжетные картинки, полоски для составления схемы предложения, картинка-пазл, мяч, две разрезные пословицы о дружбе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, в прошлый раз мы с вами путешествовали в прошлое. Мы узнали, как люди общались на расстоянии, пока не появились буквы и алфавит. Давайте вспомним, какие же способы общения вы запомнили. (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята. С тех пор прошло много времени. Люди придумали алфавит, научились писать, появились книги. Ребята, скажите, как называют людей, которые пишут для нас рассказы, сказки, стихи? (ответы детей). А для того, чтобы эти рассказы, сказки и стихи было еще интереснее читать, книги иллюстрируют, т.е. рисуют сюжетные картинки, по которым можно представить себе ту историю, о которой читаешь.
Воспитатель: Мы сегодня с вами превратимся в настоящих писателей. И сами напишем рассказ по уже готовым картинкам. В стране «Пиши-Читай» злодейка Опечатка спрятал все буквы, слова, предложения, оставила одни картинки. А ее дочка Путаница переставила все эти картинки. И теперь не понятно, где начало истории, а где ее конец. Я думаю нужно помочь жителям страны «Пиши-Читай» справиться с Опечаткой и Путаницей. А вы как думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Вот эти картинки (воспитатель помещает картинки на доску).
картинки для занятия 15\картинка 1.jpgкартинки для занятия 15\картинка 2.jpgкартинки для занятия 15\картинка 3.jpgкартинки для занятия 15\картинка 4.jpgкартинки для занятия 15\картинка 5.jpgкартинки для занятия 15\картинка 6.jpgВоспитатель: Посмотрите внимательно на картинки. Можно ли по этим картинкам придумать рассказ? Что нам мешает? (рассуждения детей).
Воспитатель: Какая картинка должна быть первой? (второй, третьей и т.д.) Картинки на доске помещаются в том порядке, в котором говорят дети.
Посмотрите еще раз на все картинки, все ли правильно у нас получилось? Можно ли теперь по этим картинкам придумать историю, которая произошла с мальчиком и его щенком? (ответы детей). Разложите картинки в нужном порядке у себя на столах. (дети раскладывают картинки у себя на местах)
Воспитатель: Посмотрите на первую картинку. Назови, кого вы видите на этой картинке. (ответы детей). Придумайте имя мальчику и кличку собаке. (варианты детей, выбирается один из вариантов). Попробуйте составить предложение по этой картинке.
(выслушиваются варианты детей, выбирается один, наиболее удачный.). Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? Как пишется первое
слово в предложении? Какой знак поставим в конце предложения? (ответы детей).
На доске появляется две схемы предложения. В одной схеме имя мальчика и кличка собаки выложены обычной полоской, а на другой схеме полосками с уголками (заглавная буква). Решается проблемная ситуация. В ходе решения дети узнают, что имена людей и клички животных пишутся всегда с заглавной буквы.
Разминка
Проводится на ковре. Воспитатель в центре с мячом. Бросает мяч ребенку, называя животного или человека. Ребенок должен придумать кличку для животного или имя для человека. Например, кошка – Мурка, мальчик – Вова и т.д.
Воспитатель: Давайте продолжим составлять рассказ по картинкам. Рассмотрим следующие картинки.
Где гулял мальчик со своей собакой?
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
Что можно сказать про мальчика?
Как вы думаете, что могло произойти с героями рассказа дальше?
Воспитатель: Мы рассмотрели внимательно все картинки. Теперь вы будете составлять рассказ сразу по всем картинкам от начала до конца. (5-6 рассказов).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, мальчик любил свою собаку? Что об этом говорит? (размышления детей). Можно сказать, что мальчик (имя мальчика) и его собака – друзья?
Молодцы, а теперь я предлагаю немного поиграть. Разделитесь на две команды. У меня в конвертах пословицы о дружбе. Ваша задача собрать эти пословицы. (дети выполняют задание, объясняют, как они понимают пословицу)
Воспитатель: Я предлагаю ещё одно интересное упражнение. С его помощью мы сможем проверить, какая у вас память, какие вы внимательные. Посмотрите внимательно на картинку и постарайтесь ее. (дети смотрят в течении 15-20 секунд, картинка убирается). Теперь, из отдельных частей соберите целую картинку, как это было у художника.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Главное, мы вновь помогли жителям страны «Пиши-Читай» справиться с Опечаткой и Путаницей. Попробовали стать настоящими писателями и придумывали свои истории про мальчика (имя мальчика) и его собаку. И еще, мы узнали одно очень важно правило, как пишутся имена людей и клички животных. Кто мне сможет рассказать его? (ответы детей)
На этом наше путешествие по стране «Пиши-Читай» закончилось. Мы многое с вами узнали, многому научились. Теперь вы спокойно и смело можете отправляться в следующее путешествие по стране «Знаний», которое начнется для вас уже очень скоро, а точнее, осенью, когда вы пойдете в школу.


Приложенные файлы