Правление Аменемхета III. Среднее Царство.XII династия

Тайны египетских фараонов Сиднева Галина

Среднее царство (Аменемхет III, царица Нефрусебек)

В первой половине XXI века до нашей эры (около 2040 г до н. э.) фиванский номарх Ментухотеп I окончательно разбил своих соперников, правителей Гераклеополя, и объединил Древний Египет в Среднее царство. В период Среднего царства правили фараоны XII и XIII династий. Они сделали большое дело – восстановили общую египетскую систему оросительных каналов, прорытую в эпоху Древнего царства. XII династия Аменемхетов – Сенусретов правила примерно с 1991 до 1783 года до н. э. Сенусрету III удалось добиться стабильности положения страны. Египет стал при нем сильным во всех отношениях государством. Фараоны XII династии вели успешные завоевательные войны. Египтяне продолжали осваивать Файюм и возвели там в болотистой местности огромный дворец, известный грекам как Лабиринт. Он был построен во время долгого и плодотворного правления фараона Аменемхета III, который правил примерно 46 лет (1849/1839-1801/1797 годы до н. э.).

Аменемхет III Немаатра (в греческих источниках – Лахарес) был сыном фараона Сенусерта III. Во время его правления власть фараона была сильнее, чем при любом другом фараоне в эпоху Среднего царства. Ученые заметили, что при Аменемхете III не строились роскошные гробницы номархов. Значит, ему удалось создать опору среди новой знати, выдвинувшейся из чиновников и военных, и существенно ограничить власть номархов. Военных походов при Аменемхете III было сравнительно мало, потому что границы Египта были установлены и надежно укреплены при его предшественниках. Но в надписях, относящихся к его правлению, все же встречаются указания на «разгром Нубии» и «открытие стран Азии».

Правление Аменемхета III отмечено интенсивной созидательной деятельностью. Он улучшил устройство египетских поселений на Синае, позаботился о водоснабжении и обеспечил Синай постоянной охраной. Эти меры принесли скорые плоды: увеличилась добыча руды на медных рудниках, а разработка месторождений бирюзы стала давать большую выгоду.

На Синайском полуострове на каменных блоках и плитах обнаружено более пятидесяти надписей, в которых содержится повествование о длительных экспедициях в период между вторым и сорок пятым годом правления Аменемхета III. В тексте, относящемся ко второму году правления, есть сведения о доставке в Египет бирюзы и меди.

Несмотря на многолетнее правление Аменемхета III, от него осталось очень мало надписей. Но во всех записях отзывы об этом фараоне – благоприятные. Высеченные на камнях тексты содержат длинные списки чиновников, казначеев, художников, распорядителей работ, каменотесов и других рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании на руднике. Они называли свое имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, а также бога Гора и обожествленного фараона Снофру из IV династии, которого считали покровителем Синайского полуострова. Они не посылали проклятья на голову фараона, отправившего их отбывать повинность, – или боялись говорить о своем недовольстве, или им жилось не так уж плохо.

При Аменемхете III были завершены большие ирригационные работы в Фаюмском оазисе, начатые задолго до его правления. Аменемхет III возвел огромную насыпь (длиной 43,5 километра), чтобы осушить большую часть Фаюмского оазиса, и сделать ее пригодной для земледелия. Из сочинений греческих авторов известно, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избытки воды от разлива Нила отводили в Фаюмское водохранилище (у греков – Меридово озеро). Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы во время низкого уровня воды в Ниле в продолжение 100 дней увеличивать в два раза проток воды в реке вниз по течению реки от Фаюма.

На осушенной земле Фаюмского оазиса был построен город Крокодилополь (или Арсиное) и храм, посвященный местному богу-крокодилу Собеку (или Себеку). На северной границе осушенной части оазиса установили два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 метров. На постаментах возвышались громадные (11,7 метра) статуи Аменемхета III, высеченные из желтого кварцита. Во время разлива Нила постаменты иногда почти полностью уходили под воду, а статуи выступали прямо из воды – непоколебимые, массивные, величественные.

Там же в Фаюме Аменемхет III создал интересное каменное строение, вызывавшее восхищение у греков. Это обширное здание со множеством коридоров и залов греки назвали Лабиринтом. Лабиринт имел действительно впечатляющие размеры: длина – 305 метров, ширина – 244 метра. Он насчитывал три тысячи помещений, в том числе полторы тысячи подземных комнат. Греческий географ Страбон писал, что потолок каждой комнаты состоял из цельного камня, а все коридоры покрывали отшлифованные каменные плиты необычайно больших размеров, причем ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись – только камень. Здание, которое произвело неизгладимое впечатление на греческих путешественников, возможно, строилось в качестве заупокойного храма Аменемхета III.

Можно предположить, что Лабиринт имел другое предназначение, и в каждом зале должны были стоять статуи многочисленных богов – общих египетских и местных, номовых. Единое для всех святилище могло бы послужить духовному объединению народа всего Египта под властью правящей династии. От храма-Лабиринта сохранились только фрагменты рельефов, украшавших стены здания, да несколько кусков разбитых колонн.

В долине Хаммамат, на месте каменоломен, на скале найдена надпись, в которой рассказывается, что в девятый год своего правления Аменемхет III лично побывал в скалистой долине Рохан и отдал приказание о подготовке каменных блоков для строительства памятников в Пи-Себеке и для статуи фараона.

Аменемхет III развернул широкое строительство и в других местах Египта. По его приказанию отремонтировали храм в Аполлонополе-Магна, построили новый храм Осириса в Абидосе, перестроили и расширили храм Харшефа в Иераконполе. Древнюю столицу, город Нехебт, обнесли высокой кирпичной стеной, которая стоит до сих пор. Аменемхет III поощрял торговлю. Именно он ввел в обиход основную весовую медную единицу дебен, равную 91 грамму.

Египетские купцы старались наладить постоянные деловые связи с далекими, малоизвестными для египтян странами. На 45 году правления Аменемхета III египетская экспедиция во главе с Птауром пробралась вглубь Сирии – «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слышал».

Аменемхет III построил для себя две пирамиды. Такое бывало очень редко: после правления Снофру в эпоху Древнего царства никто из египетских фараонов не строил себе сразу две пирамиды. Одна пирамида Аменемхета III построена в Дахшуре из сырцового кирпича. Гранит использовался только для укрепления перекрытий камер и для пирамидиона – камня пирамидальной формы, венчавшего вершину пирамиды. В этой пирамиде фараон велел сделать два входа. Один из них находился по традиции на северной стороне пирамиды и вел в лабиринт коридоров, заканчивавшийся тупиком. Второй вход был устроен в юго-восточном углу и тоже вел в длинный лабиринт, но по коридорам этого лабиринта можно было попасть вниз, в погребальную камеру с красным саркофагом. Аменемхета III в этой пирамиде не похоронили. Вблизи ее обнаружена гробница другого фараона, вероятно, из следующей XIII династии. Почему фараон не использовал совершенно готовую, специально для него возведенную пирамиду, осталось загадкой.

Вторая пирамида Аменемхета III построена в Хаваре. Эта пирамида стояла в центре вновь основанного царского некрополя, частью которого, возможно, был и знаменитый Лабиринт. Сейчас от нее остался лишь приплюснутый глиняный конус диаметром около 100 метров и высотой 20 метров. Вход в погребальную камеру был расположен с южной стороны пирамиды. Сама камера сделана великолепно и является прекрасным образцом древнеегипетских архитектурных традиций. Просторная погребальная камера вытесана из цельной глыбы твердого желтого кварцита и весит больше ста тонн. Толщина стен составляет 60 сантиметров. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 метра и весит около 45 тонн. Сверху камера перекрыта двускатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном был похоронен сам Аменемхет III, в другой – его дочь Птахнефру. Для дочери предназначалась небольшая пирамида рядом с главной. Аменемхет III правил около 45 лет и так же, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

После Аменемхета III на престол взошел его сын Аменемхет IV, который правил меньше десяти лет. Он не прославился завоеваниями, не оставил по себе долгую память добрыми делами, но, впрочем, и злыми тоже. Некоторое время он, вероятно, был соправителем своего отца и руководил строительством храмов.

Согласно Туринскому папирусу, Аменемхет IV правил 9 лет, 3 месяца и 27 дней, в том числе первые семь лет он правил вместе с отцом. Вероятно, Аменемхет IV умер, не оставив наследника, и на трон взошла царица Нефрусебек.

Из Туринского папируса следует, что в конце XII династии страной единолично правила в течение 3 лет, 10 месяцев и 24 дней (предположительно, в 1799-1796/1795 годах до н. э.) царица Нефрусебек (Себекнефрура) – женщина-фараон. Она является второй царицей (после Нитокрис, последней правительницы из VI династии и всего Древнего царства), ставшей полноправной правительницей Египта.

О Нитокрис (около 2152-2150 г. до н. э.) упоминал Манефон и рассказывал в своей «Истории» греческий историк Геродот.

По Геродоту, брата Нитокрис, который был фараоном, убили в смутное время заговорщики, и тогда сестра фараона захватила власть в стране. Мстительная царица заманила убийц во внутренние помещения дворца, находившиеся глубоко под землей. Нитокрис пригласила их на пир, а сама вышла из зала и приказала запереть гостей и отодвинуть заслонку на секретном подземном канале, соединявшем реку с дворцовыми подземельями. В покои хлынула вода, и ненавистные враги утонули. Геродот заключил краткое повествование о царице Нитокрис рассказом о ее самоубийстве: обезумевшая женщина кинулась в горящую комнату и сгорела заживо.

Кроме упоминания у жреца Манефона, в других древнегипетских источниках о последней правительнице Древнего царства ничего не сказано. Но, несмотря на крайне скудные и недостоверные сведения, Нитокрис все же считается исторической фигурой и первой женщиной на троне египетских фараонов.

Имя Нефрусебек означает «Прекраснейшая для Себека». Обычно она считается дочерью Аменемхета III, но жрец Манефон называет ее сестрой Аменемхета IV.

От времени правления царицы Нефрусебек практически не сохранилось письменных свидетельств, однако в Лабиринте Сенусерта III и Аменхотепа III обнаружено несколько статуй без головы. Предполагается, что статуи изображали Нефрусебек и были обезглавлены после ее смерти. На стенах крепости в Кумме найдено сообщение о подъеме воды в Ниле на 1,83 метра, относящееся к третьему году правления этой царицы.

Верховная жрица Нефрусебек была незаурядной женщиной – волевой, решительной, властной. Она, предположительно, даже совершила победоносный поход в Нубию. Нефрусебек была правительницей одного из двенадцати номов, пользовалась большим авторитетом и поддержкой во всем Египте. Она правила страной при малолетнем наследнике престола, но наследник умер. Нефрусебек отвергла все претензии на престол следующего наследника, объявила себя фараоном и одновременно стала женой влиятельного номарха. Энергичную правительницу в то время поддерживали жрецы, военачальники, провинциальная знать и весь народ – они фактически возвели на египетский трон женщину царской крови. Среди многочисленных представителей династии не нашлось лица мужского пола, способного оттеснить ее от трона фараонов.

Нефрусебек приказала изображать ее в традиционном облачении фараонов, с небольшими деталями женской одежды. Женщина-фараон добилась абсолютной власти, но ненадолго – она погибла. Согласно легенде, царицу убили во время охоты наемные убийцы, подосланные ее мужем. Честолюбивый номарх не пожелал играть роль марионетки при полновластной хозяйке страны – он захотел сам стать фараоном.

Нефрусебек продержалась на престоле около четырех лет. С какой целью она рвалась к власти, что она хотела сделать, какие планы по управлению Египтом строила эта удивительная женщина, можно только гадать.

Гробница Нефрусебек не найдена до сих пор. Возможно, незаконченный комплекс пирамид в Мазгуне, подобный пирамидам, построенным для Аменхотепа III, был предназначен именно для нее.

К концу ее правления обычно относят крупное восстание несвободных египтян («царских хемуу», то есть всего трудящегося населения Египта) при участии небольшого количества рабов, свидетельством которого является папирус с поучением Ипувера. Восстание привело к общему упадку, обнищанию и, в конечном итоге, к падению XII династии и всего Среднего царства.

В период Среднего царства возникла значительная прослойка зажиточных египтян, но в обществе накапливались противоречия, вылившиеся в страшный бунт (ок. 1783 года до н. э.). Египет постигло бедствие безвластия и распада. Враги не дремали и поспешили воспользоваться смутным временем. Они напали на богатую и обширную страну, где было чем поживиться. Эпоха Среднего царства закончилась, и начался период господства гиксосов, так называемый Второй переходный период, или Второй период распада (около 1783-1552 гг. до н. э.)

Когда отшумело восстание и уставший от безвластия народ притих и смирился, к власти пришли XIII и XIV династии, но они уже не обладали реальной властью над всей огромной страной. С территории Сирии пришли кочевники-гиксосы и разбили египетское войско, в котором тогда еще не было боевых колесниц.

Слово «гиксос» по своему происхождению египетское: «хекашасу» – «царь пастухов». Первоначально оно обозначало только гиксосских фараонов, а потом распространилось и на все племя. Самоназвание гиксосов неизвестно. Большинство ученых, на основе анализе имен гиксосов (Якобхер, Салитис), которые содержатся в цитатах из сочинений Манефона у Иосифа Флавия, относят гиксосов к семитским племенам. Гиксосы создали сильный племенной союз на территории Палестины и Северной Аравии.

Письменные египетские документы того времени о завоеваниях гиксосов и их правлении в Египте, к сожалению, отсутствуют. Тем не менее некоторые данные о гиксосах дошли до нас благодаря более поздним документам и археологическим находкам.

Гиксосы вторглись в дельту Нила и продолжили завоевания с очевидной целью – чтобы поселиться на плодородных и благоустроенных землях, покорить египетский народ и управлять Египтом. Гиксосы никогда фактически не правили всей страной, они захватили только Нижний Египет, а в Фивах фараоны Верхнего Египта продолжали править на своих землях до Асуана на южной границе.

Поначалу иноземцы укрепились в Мемфисе и оттуда правили всей захваченной территорией, но потом они построили большой хорошо укрепленный город – Аварис. Он находился, по всей вероятности, в северной части дельты Нила, где сейчас расположен город Телль-эль-Даба. Гиксосы были воинственным народом и имели несомненное военное превосходство над египтянами. Скорость и сила всадников и колесниц, преимущество доспехов и новых типов оружия, особенно составных луков, давали им явный перевес над противником и придавали уверенность в окончательной победе.

Археологические памятники, свидетельствующие о присутствии гиксосов, найдены в Египте и Палестине. Это прямоугольные укрепленные лагеря, простые ювелирные украшения и гончарные изделия своеобразной формы. Отдельные предметы, помеченные именем гиксосского царя Хиана, найдены за пределами Египта – значит, гиксосы имели какие-то торговые связи.

Гиксосские вожди, утвердившиеся в захваченной дельте Нила, приняли титул фараонов (XV-XVI династии). Однако им не удалось подчинить своей власти всю долину Нила. Они управляли только Нижним Египтом. Часть номархов и знати Верхнего Египта признали власть фараонов-гиксосов, они благоразумно платили гиксосам дань и правили в своих номах по своим законам. В начале XVII в. до н. э. гиксосский фараон Хиан на короткое время установил свою власть в Верхнем Египте и фактически объединил в своих руках всю страну. Но после смерти Хиана Фивы вернули себе независимость, и фиванские правители провозгласили себя фараонами (XVII династия). Последний фараон этой династии Камос подчинил себе остальные номы Верхнего Египта.

Нашествие гиксосов оставило неизгладимый след в жизни египтян. Впервые в многовековой истории Древнего Египта страна оказалась под властью чужеземцев. Несколько поколений египтян вынуждены были терпеть иноземных правителей, покоряться их воле, исполнять их приказания. В народе копилась ненависть к чужеземцам. По рассказам жреца Манефона, гиксосы управляли Египтом в течение двух – XV и XVI – династий. Последняя правящая династия гиксосов совпадает по времени правления с XVII династией фараонов Фив. Пирамиды этих фараонов находятся к западу от Фив.

Примерно через сто лет после основания фиванской династии египтяне созрели для борьбы с иностранными поработителями. Самое раннее доказательство этой войны – мумия фараона Секненры, который, по всей вероятности, погиб в сражении с гиксосами. Сын фараона Секненры Камос, несмотря на противодействие номархов и знати, продолжил начатую его отцом вооруженную борьбу с захватчиками. Это была жестокая и непримиримая народная война, о чем свидетельствует таблица Карнарвона.

Во время раскопок в Фиванском некрополе, проводимых археологом Г. Картером на средства лорда Г. Карнарвона в 1907-1912 годах, была найдена интересная табличка. На ней скорописью записан текст, с которого, по-видимому, копировались надписи на стелах, установленных фараоном Камосом (начало XVI в. до н. э.). Обломки этих стел были обнаружены в 1936 году.

По всей вероятности, скоропись на табличке – это копия официального документа, сделанная учеником в школе писцов. В тексте есть пропуски и ошибки. На таблице высечен текст, который описывал важные события того времени. Фиванский фараон Камос воевал с «проклятыми азиатами» и сообщал о своей победе: « …Я провел на моем корабле ночь с радостным сердцем. Когда рассвело, я насел на него, как сокол. Когда наступило время завтрака, я напал на него. Я разрушил его стену, убил его людей и заставил его жену сойти на береговую плотину. Мои воины были будто львы со своей добычей, с рабами, скотом, жиром и медом, деля свое достояние с радостным сердцем… » (Перевод Петровского Н. С. сделан по публикации: Gardiner А. Н. The Defeat of the Hykos by Kamose: The Carnarvon Tablet no. 1. – Journal of Egyptian Archaeology, 1916, vol. 3, p. 95-110).

Две стелы времен правления фараона Камоса подтверждают его военный триумф, хотя он был, вероятно, не окончательным: Камос отвоевал лишь часть территории Среднего Египта. Но это была первая крупная победа в войне с гиксосами, которая в дальнейшем завершилась полным разгромом врага. После Камоса на юге Египта на историческую арену вышел его брат Яхмос I.

Гиксосы правили в Египте более полутора веков и, хотя называли своих правителей фараонами Египта, не восприняли земледельческую египетскую культуру. Гиксосы верили в своих богов, говорили на своем языке и так никогда и не стали египтянами. Они были чужаками на египетской земле, как татаро-монголы на Руси. Изгнанием гиксосов закончился Период распада. Время правления фараона Яхмоса I в египтологии принято считать началом периода Нового царства .

Яхмос I Небпентира («Рожденный Луной») известен также как Яхмес, Ахмос или Амасис I. Он правил в середине XVI века до н. э. и считается основателем XVIII династии и Нового царства.

Из книги Египтяне [От древней цивилизации до наших дней] автора Азимов Айзек

Глава 4 Среднее царство ФивыВек мрачных последствий, «темный век» гражданской войны, волнений и соперничества претендентов на трон. В этот период все прекрасные усыпальницы великих фараонов - строителей пирамид были разграблены.В сущности, мы мало что знаем об истории

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (2055–1650 гг. до н. э.) Среднее царство - 400-летний период истории воссозданного централизованного государства, в котором выделяются два периода - конец XI династии (правившей в Фивах) и ХІІ-ХІІІ (с новой столицей в Лиште, в Фаюме). Исключительные заслуги

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н.э.) Едва ли было бы справедливым считать, что причиной упадка Древнего царства был начавшийся в конце его процесс приватизации. Он был тогда еще очень слабым и не мог оказать заметного влияния на разложение структуры. Более вероятно, что

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Среднее царство При правящих уже единым Египтом царях XI династии возобновилось масштабное строительство (заупокойный храм Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри, близ Фив) и внешнеполитическая активность (войны в Азии, экспедиции в далекий Пунт), однако угроза междоусобиц еще Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Среднее царство: 2055–1650 гг. до н. э Среднее царство началось с правления Ментухотепа II, вновь объединившего Египет. Он был у власти 51 год, и его царствование принесло народу мир и стабильность. Объединение страны означало, что у номархов уже не было своих армий. Потомки

Из книги История Древнего Востока автора Деопик Дега Витальевич

Среднее царство И вот, в этих условиях и наступило Среднее царство (втор. пол. XXI - сер. XVIII вв.). Наследуется сложная культура, новые идеи в языческой религии. Продолжается экономический подъем, но следствием его является широкая военная экспансия, чего не было в

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Среднее царство (ок. 2055–1650 гг. до н. э.) Окончательную победу над Гераклеополем одержал Ментухотеп II (ок. 2055–1650 гг. до н. э.), вероятно, сын Интефа III (ок. 2063–2055 гг. до н. э.); эту задачу облегчила ранняя неожиданная смерть царя Гераклеополя Мерикары, случившаяся через

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

2.7. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО В ЕГИПТЕ Гибель Древнего царства сопровождалась демографической катастрофой. «Города разрушены… Людей стало мало», – свидетельствует жрец Ипусер. Дельта была занята варварами – вторгшимися из Азии пастушескими племенами. Многие

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 2 Древнее царство и Среднее царство Несмотря на то что жители Египта говорили на схожих диалектах и обладали определенной общностью культуры, у них отсутствовало ожидаемое политическое единство. Это преимущество было обретено незаметно, возможно, в течение

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Среднее царство (2020 г. – начало XVII в. до н. э.) При правивших уже единым Египтом царях XI династии возобновляются масштабное строительство и внешняя экспансия (войны в Азии, экспедиции в далекий Пунт); однако угроза междоусобиц еще сохраняется. По-настоящему прочное

Из книги Аграрная история Древнего мира автора Вебер Макс

II. Среднее царство Царские областные правители (номархи) наделены на правах ленного владения доменами и выдачами натурой из царских магазинов, юридически ясно отграниченными от аллодиальных доходов и земельных владений чиновника.После периода

Вероятно, высшим достижением фараонов этой династии явилось восстановление Аменемхетом III (ок. 1849-1801 до н. э.) разветвленной оросительной системы. В Файюмской впадине, близ царской резиденции Ит-Тауи, была создана сложная сеть каналов, соединенная с Нилом через канал Бахр-Юсуф. Меридово озеро в Файюме было превращено в водохранилище, ежегодно во время паводков пополнявшееся по системе каналов водами Нила, а поблизости была основана новая столица Хетепсенусерт (совр. Кахун). Чтобы контролировать орошение полей в продолжительные периоды спада уровня Нила, на каналах были возведены шлюзы. Усовершенствованная и более разветвленная оросительная система времени правления Аменемхета III функционирует до сих пор.

Сын Сенусерта III, Аменемхет III правил около 45 лет и, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы. Царствование его стало апогеем экономического расцвета Среднего царства. Память об Аменемхете III сохранялась в течение столетий благодаря не победоносным войнам, а - мирным работам, которые дали благоденствие стране.

При Аменемхете III возросло значение Фаюма, здесь были возведены огромные дворцы в честь местного бога-крокодила Себека.

Урожай в Египте всегда зависел от разлива Нила, причем, только определенная средняя высота затопления земли приносила богатую жатву. Слишком высокий разлив, так же, как и слишком низкий, не могли обеспечить хороший урожай. Благодаря сложной системе каналов, дамб и плотин воду задерживали на полях. Во времена Аменемхета III принимались меры, чтобы заранее знать высоту прибывающей воды. Ниломер был расположен на юге страны в крепости Семне. Вероятно, была и система быстрой передачи сведений о подъеме воды в реке от Семне и Элефантины до Фив и шлюзов Меридова озера и до Мемфиса.

При Аменемхете III были закончены строительные работы в Фаюме, которые начал еще Аменемхет I. Было создано искусственное Меридово озеро. Благодаря грандиозной системе шлюзов оно стало огромным резервуаром для воды. С другой стороны, благодаря тому, что земли около озера были осушены, страна получила богатые пашни. Когда наступало наводнение, тогда отворяли шлюзы канала, воды реки устремлялись в бассейн, когда же воды реки спадали до самого низкого уровня, тогда открывали шлюзы, и бассейн изливал свои воды на ближайшие к нему земли.

В разное время озеро называлось Ше – "озеро”, Ше-ур – "великое озеро”, Ми-ур – "великое море”. По названию озера "Ше” называлась и вся область – Та Ше – "Земля озера”, от которого и произошло арабское Фаюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Фаюма, называлось Апе-Таш, то есть "ущелье земли озера”. Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть "отверстие отвода воды” - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название "Лабиринт”, данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт – "святилище при шлюзах канала”), произошли от Ла-хунт.

Продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в девятый год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Фаюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

На Синае были богатые месторождения бирюзы, и работы в рудниках также продолжались. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на свое долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли свое имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, "госпожу земли Мафкат” (бирюзы), а также бога Супт-Гора, "господина востока” и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

Пирамиды Аменемхета III

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времен правления Снофру в эпоху Древнего царства.

Одна пирамида Аменемхета была возведена в Дахшуре (шириной 104 м), другая - в Хаваре (шириной 102 м). Первая была оставлена после того, как царь построил усыпальницу в Хаваре.

Аменемхет придавал Фаюму большое значение, потому и пирамиду он построил в этом же районе.

Пирамида в Хаваре была построена из кирпича-сырца и облицована плитами из известняка. Внутри нее была построена система сложных ходов для того, чтобы сделать недоступным для грабителей царское захоронение. Но у грабителей были проводники, с помощью которых они проникали внутрь гробниц, грабили мумии и сжигали деревянные гробы.

Вход в пирамиду расположен необычно – с южной стороны. От входа начинается длинная лестница, которая приводит в комнату с потолком из подвижных каменных плит, через них можно было попасть в коридор, оканчивающийся тупиком. Эта ловушка должна была стать препятствием для грабителей. Настоящий ход из этой камеры вел в следующую комнату с потолком, также сделанным из подвижных плит. Всего таких комнат было три. В коридоре, который вел из последней комнаты в погребальную камеру, была устроена западня в виде двух колодцев, которые также оканчивались тупиками.

Сама погребальная камера была целиком высечена из желтого кварцита. Длина камеры 6,71 м, ширина 2,4, высота 1,83. Толщина стен 60 см. Вес этого блока составляет примерно 427 кг. Погребальная камера была вставлена в вырубленное в скале углубление, а поскольку дверей в ней не имелось, то проникнуть туда можно было только отодвинув одну из трех каменных плит потолка. Над камерой был устроен свод из известняковых балок 2 м толщиной, поверх свода – кирпичная арка, над которой и возвышалась пирамида.

В погребальной камере было найдено два саркофага – Аменемхета III и его дочери Нефру-Птах, а также два ящика с канопами.

У восточной стороны пирамиды был расположен заупокойный храм, известный как Лабиринт, о котором рассказывали многие классические писатели, в том числе, Геродот и Страбон.

Геродот писал: "Если собрать вместе все эллинские укрепления и другие сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели Лабиринт. Правда, были и пирамиды, превосходящие описание, каждая из них стоила многих, даже огромных, сооружений эллинов, но Лабиринт превосходит самые пирамиды. Это – двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна против другой и соединенные между собою в одно помещение, шесть зал обращены на север, а шесть – на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода: одни подземные, другие на поверхности земли над первыми. Всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Египетские сторожа ни за что не хотели показывать нам подземные покои, потому что, говорили они, там помещаются гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и священных крокодилов”.

Пять веков спустя Страбон пишет: "Тут же есть здание Лабиринта, похожее на пирамиду, и находящаяся подле него гробница царя, соорудившего Лабиринт. Подле правого входа в канал, именно на расстоянии тридцати или сорока стадий вверх, находится площадь, имеющая форму стола: на ней помещаются деревья и большой дворец, состоящий из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов. Именно столько там зал, окруженных колоннами и соединяющихся одна с другой. Все они размещены в один ряд у одной стены, перед которой все дворцовые залы идут как одна длинная стена, а ведущие в залы пути идут с противоположной стороны. У входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника. … Говорят, что такое количество зал сделано в Лабиринте потому, что по требованию обычая все округи в лице знатнейших своих представителей сходились сюда со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений и преподнесения богам даров, а также для решения важнейших дел”.

Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. В плане он представлял собой здание, окруженное колоннадой, посредине, прямо от входа находился проход во второй такой же зал в глубине здания. По обе стороны первого зала находилось по шесть молелен с колоннадами. В глубине второго зала была колоннада, за которой расположены девять молелен меньшего размера, чем первые двенадцать. Этот план реконструкции Лабиринта предложил Флиндерс Питри.

Когда Питри раскопал знаменитый Лабиринт в 1888-89 годах, он с огромным трудом примирился с тем, что несколько архитектурных деталей, которые он откопал, есть то грандиозное сооружение, о котором писал Страбон, так велики были разрушения. От храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены. Питри обнаружил многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества Фаюма. Себек был представлен в различных ипостасях.

Недалеко от Лабиринта находится еще один замечательный памятник Аменемхета III – знаменитые колоссы Мемнона, как назвали их еще греки. Они были возведены на земле, которую получили в результате ирригационных работ, проводимых Аменемхетом. На северной точке этих земель и были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они высечены из желтого кварцита. Высота – 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Аменемхет III - фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1853 - 1806 годах до н. э., из XII династии (Среднее царство). Сын Сенусерта III. Тронное имя его было Ни-Маат-Ра ("В Истине Ра").

В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов, дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замерены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на "разгром Нубии и открытие стран Азии".

Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождених бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, "госпожу земли Мафкат" (бирюзы), а также бога Супт-Гора, "господина востока" и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше - "озеро", Ше-ур - "великое озеро", Ми-ур - "великое море". По названию озера "Ше" называлась и вся область - Та-Ше - "Земля озера", от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть "ущелье земли озера". Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть "отверстие отвода воды" - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название "Лабиринт", данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт - "святилище при шлюзах канала"), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.

На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека. На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами - Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 x 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.

При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе, расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии - "в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал".

Время правления Аменемхета III оценивается от 45 до 48 лет. Последний прижизненный источник известный нам датирован 46-м годом Аменемхета III. Он, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы.

Статуя фараона Аменемхета III является одним из главных экспонатов Она превосходно сохранилась и, пожалуй, является его главным украшением. Но, помимо этого, в музее находится множество самых различных древностей этой культуры.

Общая характеристика

Являются одними из древнейших среди мировых цивилизаций. Культура этой страны уникальна тем, что просуществовала на протяжении долгого времени - около четырёх тысяч лет. В то время как другие, например, греческая - всего два тысячелетия. Кроме того, она сохранила уникальные памятники и артефакты. Именно они позволяют судить о богатой мифологии, оригинальном мировоззрении. Одним из ключевых понятий в миропонимании египтян была вера в бессмертие души, так что каждый из представителей нации всю жизнь готовился к переходу в загробный мир. Это привело к тому, что ритуальные обряды, захоронения играли большую роль в их культуре.

Сакрализация культуры

Ещё одной характерной особенностью их общественно-политической и культурной жизни было обожествление правителей, примером чего служит статуя фараона Аменемхета III. Она, кстати, сохранилась в превосходном состоянии. В связи с верой в загробную жизнь египтяне оставили после себя множество ритуальных вещей и предметов, которые хранятся в Эрмитаже. Сохранились также стелы, рисунки с изображениями жертв и начертанными сакральными фразами.

Общая характеристика

Египетский зал был основан архитектором А. Сивковым в 1940 году на месте буфета в Зимнем дворе. В этом помещении представлена история и архитектура этой цивилизации начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры. Особый интерес представляет экспозиция Древнего царства, а также последующих периодов: птолемеевского и римского, времени византийского господства.

От последнего сохранились монеты императорской и александрийской чеканки с изображениями правителей. По залам Эрмитажа можно судить о богатстве собранных здесь коллекций. Особый интерес представляет собрание коптских древностей, которые были найдены и систематизированы Боком. Он исколесил вдоль и поперёк эту страну в конце XIX века. Помимо находок различных древностей, он также посетил Красный и Белый монастыри, а также некрополь, где изучил надписи.

Экспонаты

Египетские экспонаты Эрмитажа чрезвычайно многообразны. Это и крупная скульптура, и мелкая пластика, и предметы обихода, и ритуальные приспособления, а также надписи, рисунки, изображения. Кроме того, здесь хранятся мумии. Особое место занимают предметы религиозного и ритуального назначения. Например, тут можно полюбоваться стелой Ипи (XIV век до нашей эры). Она изображает царского писца, опахалодержателя и главного управляющего хозяйством. Он представлен перед языческим божеством Анубисом.

Последний изображён с головой шакала в поясе, жезлом в одной руке и специальным иероглифом, который символизировал у древних египтян жизнь. Он назывался «анхом». тщательно прописана и выполнена в традиционных цветах, в которых рисовали египетских божеств: синий и зелёный. Скульптура писца, напротив, более схематична. Он одет в рубаху с широкими рукавами и передник. На стеле изображён жертвенный сосуд, имеются надписи ритуального значения, а также перечислены титулы и звания самого Ипи.

Скульптура

Наиболее важное место в экспозиции занимает статуя фараона Аменемхета III. Как уже говорилось выше, она хорошо сохранилась и позволяет судить о том, какое большое значение в жизни древних египтян играла сакрализация своих правителей. Этот фараон был представителем двенадцатой династии, правившей в период Среднего царства (XIX век до нашей эры). При нём египетское государство достигло большого могущества, что, в частности, проявилось в грандиозном строительстве.

Речь идёт в первую очередь о сооружении огромного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса, который древние греки прозвали «лабиринтом». Статуя фараона Аменемхета III выполнена в постамарнских традициях, характерных для времени правления преемников Эхнатона. У неё хорошо прописано лицо. Автор большое внимание уделил воспроизведению портретного сходства, что было значительным шагом вперед по сравнению с искусством Древнего царства.

Особенно тщательно прописана мускулатура. Аменемхет 3 изображён в простой одежде: на нём передник и специальный платок на голове - традиционное одеяние фараонов-правителей. Особенно хорошо нарисованы глаза, которые, благодаря своей постановке, придают взгляду выразительность. Торс выполнен в традиционном стиле: он прям, строен, что соответствовало представлениям древних египтян о высоком статусе фараона, изображение которого должно было демонстрировать мощь и величие египетского государства.

Другие предметы

Ещё одним экспонатом, который привлекает внимание, является статуя древнеегипетской богини Семхет. Она изображена с головой львицы, поскольку жители Египта представляли её грозным оком Солнца. Они считали её богиней войн и верили в то, что она способна вызывать болезни и исцелять их. Поэтому она считалась покровительницей врачей.

Грозная львиная голова свидетельствует о том, что древним египтянам она представлялась как некая карающая сила. Так что все бедствия страны - голод, мор, войны, эпидемии - жители считали её карой. Ещё один экспонат - это забальзамированная мумия жреца, которая свидетельствует о том, что искусство мумифицирования применялось не только по отношению к фараонам, но и к состоятельным людям.

Царская пластика - важнейшая часть государственной идеологии Древнего Египта. Царь считался одновременно богом и человеком, он рождался от солнечного бога и земной женщины. Царь отвечал за жертвоприношения богам, которые осуществлялись в многочисленных храмах по всей стране, и одновременно сам был объектом поклонения, воплощая всю божественную мощь и неприступность. От него напрямую зависело существование и процветание страны. Поэтому царские статуи были неотъемлемой частью храмовой скульптурной программы. Огромное количество статуй и их фрагментов хранится ныне в музеях мира, однако это всего лишь скудные остатки первоначального богатства и изобилия царских образов.

Фрагмент сидящей статуи царя 12 династии Аменемхета III в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина - признанный шедевр царской пластики Среднего царства. В 1893 году В.С. Голенищев написал статью, в которой сопоставил полностью сохранившуюся, включая вырезанное на ней имя, статую Аменемхета из Эрмитажа и портрет этого царя из своей собственной коллекции с лицами сфинксов из города Таниса в Нижнем Египте. Впервые в европейской египтологии при атрибуции памятников Голенищев использовал стилистический анализ, дополняющий перевод иероглифических текстов. В результате исследователь доказал, что все три статуи изображают одного и того же фараона. С этой работы фактически началось изучение царского портрета эпохи Среднего царства.

Характерные физиогномические черты Аменемхета III ярко выражены: широко поставленные узкие глаза, прямой нос с ровной переносицей, выступающие скулы и впалые щеки, напряженно сжатый рот и выпуклый подбородок, несоразмерно большие уши. Доминируют изломанные линии, создавая впечатление дробного чеканного рельефа и подчеркивая отнюдь не юный возраст изображенного. Это лицо разительно отличается от спокойно-безмятежных, вечно молодых и отрешенных образов царей Древнего царства. Применительно к статуям Аменемхета III и его отца Сенусерта III египтологи говорят даже о феномене царского портрета 12 династии, имея в виду заметные реалистические и - сверх того - психологические тенденции. В основе своей они не присущи древнеегипетской скульптуре и тем более изображениям царей, соединявших в себе человеческое и божественное начала. Ведь психологизм предполагает запечатление малейших оттенков настроения или сугубо индивидуальных особенностей характера, а египтяне стремились к стабильности, неизменности, типизации, идеализации - тем качествам, которые понимались ими как принадлежность вечности. Таким образом, царский портрет 12 династии - особая страница египетского искусства, и Музей может по праву гордиться первоклассным памятником этого периода.

На голове Аменемехета III - плат немес и часть урея, древнейшие атрибуты царской власти. Известно, что этот царь построил две пирамиды в Нижнем Египте: одну в Дахшуре, не использованную из-за просчетов при строительстве, другую - в Хаваре, в Фаюмском оазисе. Вторая пирамида была частью грандиозного культового комплекса, от которого, к сожалению, практически ничего не сохранилось, хотя античные авторы дивились этому сооружению (например, Геродот, назвавший его Лабиринтом). Тем ценнее для нас запечатленные в камне свидетельства о личности Аменемхета III, одного из самых значительных царей 12 династии. До наших дней дошло около 60 статуй царя и их фрагментов, которые находятся в знаменитых египетских собраниях Каира, Берлина, Мюнхена, Парижа, Копенгагена, Рима, Санкт-Петербурга. Однако портрет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина - «едва ли не самый насыщенный внутренним содержанием; это скорее идея царя, чудовищная сила... воплощение судьбы миллионов людей, зависящих даже не от взгляда - божество не смотрит ни на кого в отдельности, - а от легкого движения бровей». (О.Д. Берлев).