Поведение уверенного человека. §1

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.

Наиболее детально в современной психологии исследована "поведенческая" основа уверенности в себе. Причиной неуверенности в себе может быть недостаток способов поведения, которые должны обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью, ригидность и неадаптивность небольшого количества поведенческих альтернатив. Взрослый человек должен обладать: способностью открыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.

Наличие названных навыков является необходимой, но еще не достаточной предпосылкой уверенности в себе. Анализируя особенности уверенного в себе поведения, психологи столкнулись с проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью.

Некоторые, как Вольпе, вообще не видели разницы между ними. Более того, в качестве метода коррекции неуверенности практиковали тренинг напористого и агрессивного самоутверждения. Другие (как, например, А. Ландж и П. Якубовски) считали, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого. Третьи утверждали, что агрессивность и неуверенность по сути являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности, при которых нереализованная во внешнем взаимодействии энергия, вызванная актуализацией некоторых потребностей, переносится либо внутрь самого организма и приводит к аутодеструкции (чаще всего - к невротизации), либо оборачивается против других и приводит к неоправданной агрессивности. Но большинство авторов считают, агрессивность и неуверенность представляют собой два разных свойства личности. Это подтверждается, в частности, очень низкими корреляциями по шкалам агрессии и уверенности в себе.

Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. В этом случае агрессивность должна пониматься как еще одна, наряду с уверенностью, индивидуальная черта личности. Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения кого-либо присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно иных, неагрессивных, действий.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли.

На словах (в вербальной плоскости) уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица (6).

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами.. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение "Я"

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

Причины возникновения неуверенного поведения.

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории "обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией, новые репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования (11).

Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию "выученной беспомощности" Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире - всей окружающей социальной среды. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды.

Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия).

Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей и учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей.

Из приведенных объяснений причин неуверенности, никак не следует, что уверенность в себе заложена, так сказать, от рождения. Ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе.

Я не буду подробно писать о том, что именно детство, подростковый возраст — это период, который во многом определяет дальнейший жизненный Путь человека. Вы, родители, должны осознавать, что именно в это время формируется у ребёнка общее представление о себе, жизненных целях и ценностях. От того, насколько благополучно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие жизненные успехи человека. Данная статья позволит расширить ваше представление о том, что в себя включает уверенное поведение.

Уверенно вести себя — значит, уметь ставить и достигать цели, осознавать свои действия, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и застенчивости, с достоинством выходить из любой конфликтной ситуации. Естественно, данные качества развиваются на протяжении всей жизни, но в наибольшей степени на их формирование влияет тот опыт, который накоплен в подростковом возрасте. Именно поэтому основной акцент имеет смысл делать на формировании уверенного поведения именно у подростков.

Уверенное поведение — это собирательное понятие, включающие в себя различные составляющие.

Уверенное поведение:

  • Целенаправленное. Уверенный человек конкретно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом цель должна быть: конкретной и позитивной, амбициозной и достижимой одновременно.
  • Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу . Самые непреодолимые преграды это те, которые человек сам ставит перед собой. Есть даже понятие такое в спорте "Психологический барьер". Поэтому, с уверенностью скажу, что уверенное поведение — это постоянное расширение мысленных рамок, взрыв внутреннего барьера. Уверенный человек способен к рациональному анализу возникающих затруднений, способен к принятию решений.
  • Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку. Такой человек мгновенно ориентируется в ситуациях новизны и неопределённости, способен оперативно пересматривать своё поведение, если оно не приводит к нужному результату. Уверенный человек гибок, текуч и непредсказуем, обладает самоконтролем. Такой человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каком контексте это происходит.
  • Социально-ориентированное. Направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение "к людям", а не "от людей" или "против людей". Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Главное, это осознать! Что и будет на тренинге. И тогда данная стратегия поведения будет сохраняться и тогда, когда человек встретится с трудностями, затруднениями. В этом случае человек будет при необходимости обращаться к окружающим за поддержкой. Понимая это, он и сам будет поддерживать в трудную минуту своих друзей, коллег и т.д. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своём внутреннем мире, одиночество, то есть движение "от людей". Либо, что тоже встречается крайне часто, противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию, то есть движение " против людей". Это очень важно. Важно, что бы подросток осознал своё поведение при возникновении трудностей. Чему мы и учимся на тренинге "Уверенное поведение".
  • Сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции . Когда ситуация требует немедленных действий, человек их совершает, при этом вполне осознанно может управлять своими спонтанными реакциями. Это относится как к поведению, так и эмоциональному реагированию.
  • Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. И даже готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти ради них на конфликт. Но в таких конфликтах человек концентрируется конкретно на отстаивании своих интересов, и никогда, что бы оскорбить, унизить, обидеть собеседника как личность. Более того, уверенный в себе человек не конфликтует без объективных причин. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко и даже в некоторых случаях уступить, пожертвовать своими интересами ради сохранения гармоничных взаимоотношений.
  • Направленное на достижение успеха, а не на избегание неудачи. Человек сконцентрирован на том, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Моделируя результат, размышляя над целью, такой человек создаёт образ их успешного достижения, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный в себе человек воображает его успешную сдачу и действует и верит в это. Неуверенный человек представляет, как он "проваливает" экзамен, и нацелен на то, чтобы избежать эту ситуацию. Что очень сильно усугубляет дело.
  • Созидательное : человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным. Например, заменить дурную привычку на хорошую. Движение к созиданию, творчеству, успеху.

Всё это в комплексе и есть уверенное поведение.

Конечно, уверенное поведение ребёнка во многом зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями. Но проявляется оно, в первую очередь, в общении не с родителями, но со сверстниками. Таковы особенности подросткового возраста.

Тренинг уверенного поведения даёт широкие возможности для развития навыков уверенного поведения посредством специально организованной работы в подростковых группах, участники которых интенсивно взаимодействуют между собой. Для того чтобы дети научились такому поведению, недостаточно рассказов о нём, а необходимо смоделировать условия, в которых у участников будет возможность соприкоснуться с ним непосредственно, прожить его на собственном опыте и осознать. Оптимальные и безопасные условия для этого создаёт тренинг.

Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное "проживание" и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта. Особенно важна такая форма обучения для детей и подростков, так как потребность в общении у них обострённа, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению.

Тренинг позволяет получить именно опыт в максимально сконцентрированном виде, и в психологически безопасных условиях, облегчающих его осознания. Ведь главное это осознанность и осмысленность своих образов, чувств, действий, мыслей. Чему мы и уделяем особое внимание.

Фрагмент книги Ром Н. В. Как выработать здоровый пофигизм, или 12 шагов к уверенности в себе. М.: Питер, 2010

Как стать уверенным в себе человеком? Разве можно этому научиться? Да! Хорошая новость: вы уже сделали первый шаг к уверенности в себе! Вы признались себе, что готовы измениться, и взяли ответственность за эти изменения на себя. Сделайте следующий шаг - меняйтесь и идите вперед к своей уверенности!

Что такое уверенность в себе? Как отличить уверенного в себе человека? Что необходимо для развития уверенности в себе? На эти вопросы нам необходимо ответить, прежде чем мы пойдем дальше. Психологический словарь дает такое определение:

Уверенность в себе - готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи.

На мой взгляд, определение весьма удачное и емкое. Главными в нем являются два ключевых признака.

Первый - это готовность решать сложные задачи, то есть состояние внутренней психологической мобилизации. Если проще - правильный настрой, образ мыслей.

Второй - устойчивость этого качества, не смотря на возможность неудачи. То есть, по словам Уинстона Черчилля «способность идти от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом».

Однако в определении не отражено то, в чем проявляется уверенность. А именно - уверенное поведение, набор определенных поведенческих навыков. Уверенное поведение выражает отношение человека к самому себе и к окружающим его людям.

Мы будем понимать под уверенностью в себе и внутреннюю установку человека, и его поведение. Учитывая эти две составные части уверенности, будем работать по двум направлениям.

Первое - изменяем свой образ мышления, жизненную философию и самоооценку.

Второе - изменяем свое поведение, вырабатываем ряд конкретных навыков, выражающих уверенность в себе.

Сейчас я перечислю основные навыки уверенного поведения. Запишите их алмазным резцом сознания на золотых скрижалях своей памяти - или хотя бы ручкой в блокноте!

  • Использование местоимения «я», отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.
  • Прямое и честное выражение собственного мнения без оглядки на окружающих. Например: «Я думаю, что это плохая идея», «Я считаю, что это незаконно».
  • Способность отказывать и говорить «нет», когда это необходимо. Например: «Нет. Мне это не подходит», «Я не хочу делать это».
  • Открытость в выражении чувств и требований. Например: «Я зол», «Я хочу, чтобы вы говорили тише».
  • Способность устанавливать контакты, инициировать, начинать и оканчивать беседу и др. Например: «Здравствуйте, давайте познакомимся, меня зовут…»

Приобретая уверенность в себе, вы также приобретаете определенные внешние данные.

  • Меняется даже ваша мимика и жестикуляция!
  • Вы уверенно смотрите в глаза собеседнику.
  • Вы приобретаете царственную осанку.
  • Ваш голос становится ярче.
  • Ваши слова становятся весомее.

Как вы думаете, какие из вышеперечисленных качеств являются для вас наиболее значимыми? И дефицит каких качеств вы ощущаете наиболее остро?

Цели

Возьмите листок бумаги, ручку и запишите, каких изменений вы хотите добиться, что вам необходимо, чтобы приобрести уверенность в себе? Пожалуйста, не читайте дальше, пока не ответите на этот простой вопрос. Вопрос далеко не праздный. Чтобы двигаться дальше, необходимо понимание процесса.

Теперь вы знаете, что для вас означает уверенность в себе. Сохраните этот листок: это ваши цели на данный момент. На месяц уберите его с глаз долой, а потом достаньте и проверьте, что произошло с вашей уверенностью и с вашими целями? Желаю приятных открытий!

Психологическая наука утверждает: «Уверенность в меньшей степени зависит от дефицита поведения, чем от недостатка чувства собственной ценности». Это значит, что главное - ваши мысли и отношение к себе. Самооценка - вот ключ к уверенности в себе! Это намного более важно, чем отсутствие каких-то практических поведенческих навыков.

Понаблюдайте, как вы разговариваете сами с собой.

Какие слова говорите себе, совершая важные поступки или готовясь их совершить?

Что вы при этом чувствуете?

Как вы оцениваете себя и других людей?

Как воспринимаете и преодолеваете трудности?

Ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, насколько успешно управляете своими мыслями и чувствами.

Изменение вашего поведения будет эффективным только в том случае, если при этом изменится ваш внутренний диалог и отношение к самому себе. Между установками «Я ни на что не способен» и «Я сделаю это» разница, как между льдом и пламенем!

Изменение внутренних установок, которые мешают двигаться вперед и успешно действовать, - это решающий шаг на пути к уверенности.

Такие установки и мысли, как: «У меня ничего не получится», «Я не достоин уважения», «Я - тупица», - крайне вредны и просто недопустимы. Нельзя позволять себе мыслить подобным образом! С такими мыслями трудно стать уверенным в себе человеком.

Ваши мысли должны помогать вам действовать. Они должны стать вашими друзьями! Поэтому почаще говорите самому себе, мысленно или даже вслух, ободряющие слова.

У меня все получится!

Я способен (способна) это сделать.

Я могу и добьюсь успеха!

Я сделаю это!

Открою вам еще один небольшой секрет. Уверенность - это не обязательно успех ваших действий. Уверенность заключается просто в уверенном участии в ситуации!

Предлагаю два простых упражнения для осознания того, как работают наши мысли. Сделайте их прямо сейчас - они не займут много времени.

Внутренний обвинитель

Запишите три-пять отрицательных мыслей, которые чаще всего используете. Это мысли, отнимающие у вас силу. Мысли, выражающие ваши сомнения. Может быть, это негативные оценки других людей. Может быть, самообвинения.

Вот несколько примеров: «У меня ничего не получится», «Я неинтересный собеседник», «Все мужики - сволочи». Зафиксировали? Теперь задайте себе несколько вопросов.

Помогают ли мне эти мысли в жизни и как именно?

Помогает ли хоть одна из этих мыслей сделать что-нибудь хорошее?

К чему приводит подобный образ мыслей?

В каких ситуациях я применяю эти мысли?

Какая польза мне от этих мыслей?

Вопросы очень похожие, но имеют разные оттенки. Если вам сложно ответить на эти вопросы сейчас, подумайте над ними завтра. Взгляните на них незамыленным взглядом. Уверяю вас, завтра эти утверждения будут казаться вам чужими!

У каждого человека свой набор «любимых» ограничивающих установок. Многим из нас удается с легкостью критиковать и обвинять себя за малейшую «провинность». Одно могу сказать наверняка: подобные мысли - путь в никуда.

Негативные мысли отбивают всякое желание действовать. Вы привыкаете замечать только плохое, хорошее постепенно тускнеет. Вы устаете, нервничаете, злитесь и погружаетесь в депрессию. Вы сами создаете себе проблемы…

Остановитесь! Забудьте о том, что вы когда-то так думали! Все это происходило не с вами! Теперь пора поменять внутреннего обвинителя на внутреннего защитника. Станьте для себя лучшим другом! Дарите себе хорошие перспективные мысли. Идите к своей уверенности. Настраивайтесь на успех!

Внутренний защитник

Возьмите бумагу и ручку. В течение минуты не задумываясь записывайте все свои положительные качества, навыки и умения. Те качества, которые вы сами или окружающие люди ценят и считают положительными. Каждую фразу начинайте с местоимения «я»! Можете использовать выражения «Я могу»,«Я умею»,«Я считаю» и т. д.

Я добрый отзывчивый человек.

Я умею всегда быть в форме.

Я пеку вкуснейшие блинчики…

Все, что угодно, и в любой последовательности. Отбросьте ложную скромность, не сдерживайте полет мысли. Если не хватило минуты, возьмите еще одну. Это только приветствуется!

Теперь выберите из этих качеств, навыков и умений то, которое вам нравится больше всего. Выбрали? Засеките десять минут и напишите небольшое сочинение об этом качестве или навыке.

Не скромничайте, описывайте себя с любовью, нежностью, уважением, заботой и теплотой! Начните сочинение со слов «Я горд, что…» Не думайте долго над словами и выражениями. Десять минут пролетят быстро! Главное - пишите от души.

Наконец прочитайте свое сочинение вслух. Читайте бодро, громко и с выражением! Осознайте: это все вы!!!

Обязательно перечитайте это сочинение на следующий день. Можете начинать с воодушевляющего чтения каждое утро. Это простое средство мощнее любого допинга!

Вы чувствуете уважение к себе? Вам хочется меняться и учиться, расти и совершенствоваться? Вам хочется добиться цели? Если да, поздравляю - вы успешно справились с упражнением!

Это упражнение можно проделывать с любым положительным качеством из вашего списка. Не забывайте регулярно пополнять свой список положительных качеств и навыков. Ведь ваша цель - научиться относиться к себе как можно лучше!

Важнейший принцип самостоятельной работы: лишь активная тренировка ведет к успеху. Успех - это всегда включение в ситуацию. Неуспех - избегание ситуации!

Уважайте и любите себя. Вы - самое ценное, что у вас есть! Не будет вас - не будет ничего! Осознавая это, вы делаете еще один шаг к своей уверенности.

© Н.В. Ром, 2010 г.
© Публикуется с разрешения издательства

» Неуверенность в себе

© Х. Рудигер, С. Виттманн

Что значит «уверенность в себе»

Если Вы чувствуете себя неуверенно в обществе других людей, то наверняка уже задавались вопросом о причине этой неуверенности. Вероятно, Вам также приходила в голову мысль о том, что это чувство появилось у Вас уже давно. Возможно, Вы один из тех людей, которые еще в детстве были более робким и застенчивым, чем окружающие. Быть может, Вы уже тогда замечали, что восхищаетесь уверенными в себе детьми и взрослыми и хотите быть такими же, как они. То есть таким, кто не позволяет другим отобрать у себя лакомый кусочек, не дает запугать себя, может без колебания сказать «нет», если с чем-то не согласен. Почему Вы не можете решиться на это? На этот вопрос можете ответить только Вы сами. Возможно, Вы менее решительны, чем другие. Возможно, в детстве Вы пережили какое-то событие, после которого у Вас появились страхи, и теперь они не покидают Вас. Может быть, это последствия многих неудач, с которыми Вы были вынуждены просто смириться. Но поскольку все это уже в прошлом, и сейчас Вы уже ничего не можете исправить, об этом не стоит и думать.

После таких неудачных ситуаций появляется чувство неуверенности, которое нужно преодолеть раз и навсегда. Вы и сами можете попытаться добиться успеха. На самом деле, справитесь Вы с этой проблемой или нет, зависит только от Вас. Если Вам это удастся, то с каждым разом Вы все смелее и смелее сможете говорить «да» или «нет», в зависимости от того, чего Вы хотите. Однако имейте терпение. Вам нужно изменить поведение. Как правило, это не так просто, поскольку человек привыкает к определенным способам поведения, и ему нелегко начать вести себя иначе. Для того чтобы изменить поведение, Вам придется много работать над собой, и, конечно, это займет у Вас некоторое время.

Насколько Вы уверены в себе?

Если Вы все же решили попытаться изменить свое поведение, то вначале мы рекомендуем Вам самостоятельно оценить, насколько Вы в настоящее время уверены в себе. Для этого мы предлагаем Вам ответить на вопросы теста, представленные ниже.

Прочитайте высказывания и решите, насколько Вы с ними согласны. Ниже приведена шкала с ответами от 0 до 100. «0» означает, что Вы совершенно не согласны с приведенным высказыванием, «100» - что Вы можете полностью с ним согласиться. Попытайтесь долго не раздумывать. По возможности, принимайте решение спонтанно и честно по отношению к самому себе. Перечеркните число, которое соответствует степени Вашего согласия с тем или иным высказыванием.

не согласен - полностью согласен
(1) Я часто боюсь сделать что-нибудь неправильно
(2) Мне трудно сказать «нет» 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(3) В большинстве случаев мне не удается настоять на своих требованиях 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(4) Я не знаю как себя вести на вечеринке, где я никого не знаю. 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
(5) Если я отклоняю чью-то просьбу или не выполняю требования других, то меня мучает совесть 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Сумма баллов

Теперь сложите все баллы. А сейчас подумайте о том, какой суммы баллов Вы хотели бы достичь (но не предъявляйте к себе слишком завышенные требования: тот, кто честно отвечает на вопросы теста, никогда не достигнет суммы меньше 100 баллов). Позднее Вы сможете проверить, достигли ли Вы уже своей цели, или Вам следует еще поработать над собой. Тогда Вы увидите, насколько увереннее и смелее стали. Вместе с этим Вы сможете порадоваться, что к тому моменту времени пробрели большой опыт.

«Уверенность в себе» или «наглость»?

Мы все время говорим об уверенности в себе. Но что это такое? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, мы хотели бы обратить Ваше внимание на очень важное замечание.

Вести себя уверенно - не означает вести себя бесцеремонно.

Часто на него не обращают внимание. Если в какой-то ситуации один человек предъявляет законное требование и настаивает на том, чтобы его выполнили, то его поведение будет эффективным только тогда, когда оно действительно поможет ему достичь поставленной цели. А именно: поможет добиться выполнения требования. То есть, правильным будет именно разумное поведение в такой ситуации.

Если речь идет исключительно об объективном требовании, то, предъявляя его, следует вести себя соответствующим образом.

Что значит «вести себя соответствующим образом»?

В такой ситуации не следует быть агрессивным. Это просто не уместно и не принесет никакой пользы делу. Возможно, в результате этого другой человек почувствует себя подавленным и выполнит все, что я потребую. Но, возможно, моя агрессивность вызовет сопротивление с его стороны. А это, в свою очередь, снизит вероятность, что он все-таки выполнит мое требование. В любом случае агрессивным поведением я только испорчу отношения с этим человеком.

Но это ни в коем случае не значит, что от агрессивного поведения нужно принципиально отказаться, вовсе нет. Каждый человек может вести себя так, как считает правильным и уместным в той или иной ситуации, при условии, что он уважает право другого человека на физическую и моральную неприкосновенность. Но при этом всегда следует прогнозировать последствия своих действия. Если, например, друг взял у меня книгу и, несмотря на неоднократные напоминания, все еще не вернул, то я могу решительно и четко повторить свое требование. Вероятнее всего, больше я ничего не буду ему одалживать. Я также могу отругать, оскорбить его или даже угрожать ему. Возможно, таким образом, я получу назад книгу, но тем самым очень сильно испорчу с ним отношения.

Чем отличаются между собой уверенное, неуверенное и агрессивное поведение?

Возможность поддерживать удовлетворительные отношения с окружающими людьми в первую очередь зависит от того, насколько мы умеем уверенно, но не агрессивно, формулировать наши права и требования. Необходимо четко различать агрессивное и уверенное поведение, чтобы всегда понимать последствия своих действий.

Наверное, не так сложно оценить степень уверенности человека. Уверенного в себе человека можно отличить от неуверенного по разным признакам: по позе и осанке, манере разговаривать, громкости голоса, по тому, смотрит ли он в глаза собеседнику, по однозначности высказываний и многому другому. Например, если человек что-то требует от меня и при этом смотрит в глаза, если он спокойно, точно и определенно сообщает мне свое желание, просьбу и еще при этом ровно стоит или сидит, то он производит впечатление уверенного человека. Если же он боится зрительного контакта, опускает плечи и втягивает шею и говорит так тихо и запутанно, что я с трудом могу понять, чего он собственно хочет, то он производит впечатление неуверенного человека. Иногда для такой оценки достаточно уже обратить внимание на то, как человек стучит в дверь, как он заходит в комнату или садится на стул.

Таким образом, наблюдая за определенными внешними признаками действия, можно оценить, является ли оно агрессивным, уверенным или неуверенным. Такими признаками являются голос, язык тела (то есть жестикуляция и мимика), форма и содержание сказанного.

Уверенность в себе - по каким признакам ее можно определить?

Человек, который ведет себя уверенно, говорит достаточно громко, четко и ясно. Он недвусмысленно формулирует свои требования и желания, точно их обосновывает, выражает свои чувства и эмоции и использует для этого слово «Я». Корпус его тела при этом расслаблен. Мимика и жестикуляция подтверждают то, что он говорит.

Критерии неуверенности

Неуверенный человек, наоборот, говорит тихо и нерешительно. Его формулировки неточны и неопределенны. Он приводит обстоятельные и излишние объяснения. Вместо того чтобы прямо выражать свои эмоции и высказывать свои требования, он косвенно на них намекает и часто использует при этом безличные предложения. Он чаще скрывает или не произносит вслух свои собственные требования.

Неуверенное поведение также проявляется в позе и осанке. Человек ведет себя неестественно, избегает зрительного контакта; жестикуляция и мимика практически отсутствуют.

Какие признаки свидетельствуют об агрессивности человека?

Если в определенной ситуации человек реагирует агрессивно, то он обычно кричит или повышает голос, или же его голос становится угрожающе тихим. В его словах слышится угроза и оскорбление. Он не дает никаких объяснений или обоснований своим требованиям и пожеланиям, не идет на компромисс и игнорирует права другого человека. При этом он не контролирует жестикуляцию. Такой человек или совсем не устанавливает зрительный контакт или же, наоборот, пристально смотрит в глаза своему собеседнику.

Последствия этих трех способов поведения

Конечно, эти способы поведения оказывают совершенно разное влияние на людей, с которыми человек вступает в контакт. Следовательно, уверенное, неуверенное и агрессивное поведение можно различать по тем последствиям, которые они влекут за собой. Таким образом, действия и высказывания можно оценить с помощью следующих вопросов: «Как теперь будет чувствовать себя другой человек?», «Как он будет себя вести в будущем?».

Например, если один человек ведет себя неуверенно, то другой будет чувствовать свое превосходство. Он не посчитает нужным выполнить требования, которые собеседник формулирует нерешительно и неточно.

Если же один человек, наоборот, ведет себя нагло и агрессивно, то другой будет чувствовать себя обиженным и оскорбленным. Высока вероятность того, что оскорбленный человек будет точно также агрессивно обороняться, что он как раз из «упрямства» не выполнит то, что от него требуют. Может случиться и так, что человек молча выслушает, не оказывая сопротивления, однако будет испытывать внутреннюю антипатию по отношению к агрессивному собеседнику.

Если же человек действует уверенно, то высока вероятность того, что его требования и пожелания будут учтены. Такой человек показывает, что он в состоянии взаимодействовать с собеседником на равных.

В следующей таблице приведены некоторые из перечисленных признаков уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Если Вы понаблюдаете за своими друзьями, знакомыми или коллегами и при этом определите, какой человек ведет себя уверенно, какой неуверенно и какой агрессивно, то, наверное, заметите и другие признаки, которыми Вы сможете дополнить этот перечень.

Критерии уверенного, неуверенного и агрессивного поведения Уверенное Неуверенное Агрессивное
Голос громкий внятный тихий напряженный, повышенный тон или тихий
четкий нерешительный скрывающий угрозу, шипящий
Формулировка недвусмысленная неясная, нерешительная
Содержание точное обоснование выражения собственных потребностей излишние объяснения, умалчивание собственных потребностей угрожающая, оскорбительная, обижающая
использование слова «Я» использование безличных предложений никаких объяснений и обоснований
чувства и эмоции выражаются прямо чувства выражаются косвенно игнорирование прав других
угрозы, оскорбления, бескомпромиссность
Жестикуляция, мимика подчеркивающая, живая, расслабленная осанка практически отсутствует или судорожная неконтролируемая, угрожающая, бурная
зрительный контакт отсутствие зрительного контакта отсутствие зрительного контакта или «пристальный взгляд»
Влияние собеседник чувствует, что его признают, чувствует себя равноправным собеседник чувствует свое превосходство и / или испытывает жалость собеседник чувствует себя запуганным или спровоцированным

По материалам книги Х. Рудигер, С. Виттманн «Социальная компетенция ». - Харьков, 2005