Погоны адмирала флота. Звания на флоте: как присваиваются и какие имеют отличия

Каждая деталь военной униформы наделена практическим смыслом и появилась на ней не случайно, а в результате определённых событий. Можно сказать, что элементы форменной одежды военнослужащих имеют одновременно исторический символизм и утилитарное назначение.

Появление и развитие погон в Российской империи

Мнение, что погоны происходят от части рыцарских лат, предназначенной для защиты плечей от удара, является одним из самых распространённых заблуждений. Простое изучение доспехов и армейских мундиров прошлого, со второй половины XII и до конца XVII века, позволяет сделать вывод, что ничего подобного не существовало ни в одной армии мира. На Руси даже строго регламентированная форма стрельцов не имела ничего похожего для защиты плечей.

Погоны российской армии впервые были введены императором Петром I в период между 1683-1698 годами и имели сугубо утилитарное значение. Солдаты гренадёрских полков и фузилёры использовали их как дополнительное крепление для ранцев или патронных сумок. Естественно, что погоны носили исключительно солдаты, и только на левом плече.

Однако уже через 30 лет, по мере увеличения родов войск, сей элемент распространяется по войскам, служа ещё того или иного полка. В 1762 году эту функцию за погонами закрепляют официально, начиная украшать ими мундиры офицеров. В то время в армии Российской империи нельзя было найти универсальный образец погон. Командир каждого полка мог самостоятельно определять его тип плетения, длину и ширину. Нередко состоятельные офицеры из видных аристократических семей носили полковой знак различия в более роскошном варианте - с золотом и драгоценными камнями. В наше время погоны российской армии (картинки представлены ниже) являются желанным предметом для коллекционеров военной униформы.

Во времена правления императора Александра I погоны приобретают вид матерчатого клапана с чёткой регламентацией цвета, креплений и декора в зависимости от номера полка в дивизии. Погоны офицеров отличаются от солдатских только обшивкой золотым шнуром (галуном) по краю. Когда в 1803 году вводят ранец, их становится 2 - по одному на каждое плечо.

После 1854 года начинают украшать не только мундиры, но также плащи и шинели. Таким образом, за погонами навсегда закрепляется роль "определителя чинов". К концу XIX века солдаты начинают использовать вещевой мешок вместо ранца, и дополнительное крепление на плечах больше не требуется. Погоны избавляются от креплений в виде пуговиц и намертво вшиваются в ткань.

После распада Российской империи, а вместе с ней и царской армии, погоны и эполеты на несколько десятилетий исчезают с военной формы, признанные символом "неравноправия трудящихся и эксплуататоров".

Погоны в РККА с 1919 до 1943 года

СССР стремилось избавиться от "пережитков империализма", к которым также причислили звания и погоны российской армии (царской). 16 декабря 1917 года декретами ВЦИК и СНК "О выборном начале и организации власти в армии" и " Об уравнении в правах всех военнослужащих" все ранее существовавшие армейские ранги и знаки отличия были отменены. А 15 января 1918 года руководство страны приняло декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

Некоторое время в армии новой страны действовало странное смешение военных символов. Например, известны знаки различия в форме нарукавных повязок красного (революционного) цвета с надписью должности, аналогичного тона полоски на рукавах гимнастёрки или шинели, металлические или суконные звёзды разных размеров на головном уборе или груди.

С 1924 года в РККА звания военнослужащих предлагалось узнавать по петлицам на вороте гимнастёрки. Цвет поля и окантовки определялся родом войск, и градация была обширной. Например, пехота носила малиновые петлицы с черным обрамлением, кавалерия - синие с черным, связисты - черные с жёлтым и т. д.

Петлицы высших командиров РККА (генералитета) имели цвет поля по роду войск и обшивались по краю узким золотистым шнуром.

В поле петлиц располагались покрытые красной эмалью медные фигуры различной формы, позволяющие определить звание командира РККА:

  • Рядовые, младший командный состав - треугольники со стороной в 1 см. Появились они только в 1941 году. А до этого военнослужащие этих рангов носили "пустые" петлицы.
  • Средний командный состав - квадраты размером 1 х 1 см. В повседневном обиходе их чаще называли "кубиками" или "кубарями".
  • Старший командный состав - прямоугольники со сторонами 1.6 х 0.7 см, получившие название "шпалы".
  • Высший командный состав - ромбы высотой 1.7 см и шириной 0.8 см. Дополнительными знаками различия для командиров этих рангов были шевроны из золотого галуна на рукавах форменной одежды. Политический состав добавлял к ним крупные звёзды из красного сукна.
  • Маршалы Советского Союза - 1 большая золотая звезда в петлицах и на рукавах.

Число знаков варьировалось от 1 до 4 - чем больше, тем выше звание командира.

Система обозначения рангов в РККА часто подвергалась изменениям, что сильно запутывало ситуацию. Нередко из-за перебоев со снабжением военнослужащие месяцами носили устаревшие или даже самодельные знаки. Однако система петлиц оставила свой след в истории военной униформы. В частности, погоны в Советской армии сохранили расцветку по родам войск.

Благодаря Указу Верховного Совета СССР от 6 января 1943 года и Приказу Наркома обороны № 25 от 15 января 1943 года погоны и звания вернулись в жизнь военнослужащих. Эти знаки различия просуществуют до распада СССР. Будут меняться цвета поля и канта, форма и расположение нашивок, но в целом система останется неизменной, и впоследствии по схожим принципам будут созданы погоны российской армии.

Военнослужащие получили 2 вида таких элементов - повседневные и полевые, имеющие стандартную ширину 6 см и длину 14-16 см в зависимости от вида одежды. Погоны небоевых частей (юстиция, военные ветеринары и медики) были намеренно заужены до 4.5 см.

Определение рода войск шло по цвету окантовки и просветов, а также стилизованному символу на нижней или средней (для рядового и младшего составов) части погона. Палитра их менее разнообразна, чем до 1943 года, но основные цвета сохранились.

1. Окантовка (шнур):

  • Общевойсковые (военкоматы, военные учреждения), пехотные части, мотострелки, интендантские службы - малиновый.
  • Артиллерия, танковые войска, военные медики - алый.
  • Кавалерия - синий.
  • Авиация - голубой.
  • Прочие технические войска - чёрный.

2. Просветы.

  • Командный (офицерский) состав - бордо.
  • Интенданты, юстиция, техническая, медицинская и ветеринарная службы - коричневый.

Обозначали звёздочками разного диаметра - для младших офицеров 13 мм, для старших - 20 мм. Маршалы Советского Союза получили 1 крупную звезду.

Погоны повседневного ношения имели золотое или серебряное поле с тиснением, жестко закреплённое на твёрдой суконной основе. Они использовались также на парадной форме, которую военнослужащие надевали для торжественных мероприятий.

Полевые погоны для всех офицеров выполнялись из шелка или полотна цвета хаки с соответствующей званию окантовкой, просветами и знаками. При этом их рисунок (текстура) повторял узор на повседневных погонах.

С 1943 года и до распада СССР воинские знаки различия и форма подвергались неоднократным изменениям, среди которых особо стоит отметить следующие:

1. В результате реформы 1958 года повседневные погоны офицеров стали изготавливаться из тёмно-зелёного сукна. Для знаков различия курсантов и рядового состава было оставлено всего 3 цвета: алый (общевойсковые, мотострелки), голубой (авиация, ВДВ), черный (все прочие рода войск). Просветы офицерских погон могли быть только голубыми или алыми.

2. С января 1973 года на всех видах погон солдат и сержантов появились литеры "СА" (Советская армия). Несколько позднее у матросов и старшин флота появились обозначения "СФ", "ТФ", "БФ" и "ЧФ" - Северный флот, Тихоокеанский флот, Балтийский и Черноморский флот соответственно. В конце этого же года литера "К" появляется у курсантов военных образовательных учреждений.

3. Полевая форма нового образцы, названная "афганкой", вошла в обиход в 1985 году и широко распространилась среди военнослужащих всех родов войск. Её особенность состояла в погонах-хлястиках, которые являлись элементом куртки и имели одинаковый с ней цвет. Носившие "афганку" пришивали на них нашивки и звёздочки, и только генералам были положены специальные съёмные погоны.

Погоны российской армии. Основные черты реформ

СССР прекратил своё существование осенью 1991 года, а вместе с ним исчезли погоны и звания Создание Вооруженных Сил России началось с Указа Президента № 466 от 7 мая 1992 года. Однако этот акт никак не описывал погоны российской армии. До 1996 года военнослужащие носили знаки различия СА. Более того, путаница и смешение символов встречались вплоть до 2000 года.

Военная форма РФ почти целиком разрабатывалась на советском наследии. Однако реформы 1994-2000 годов привнесли в неё несколько изменений:

1. На погонах сержантского состава (старшин и матросов флота) вместо поперечных лычек из тесьмы появились металлические угольники, расположенные острой стороной вверх. Кроме того, служащие флота получили крупную литеру "Ф" в их нижней части.

2. Прапорщики и мичманы имели сходные с солдатскими погоны, обшитые цветным галуном, но без просветов. Многолетняя борьба этой категории военнослужащих за право на офицерские знаки различия была обесценена в один день.

3. Почти не произошло изменений у офицеров - разработанные для них новые погоны российской армии почти полностью повторяли советские. Однако их размеры уменьшились: ширина стала 5 см, а длина - 13-15 см в зависимости от вида одежды.

В настоящее время звания и погоны российской армии занимают достаточно устойчивое положение. Основные реформы и унификация знаков различия завершены, и в ближайшие десятилетия армию РФ не ожидают какие-либо значимые изменения в этой сфере.

Погоны курсантов

Учащиеся военных (военно-морских) образовательных заведений в обязательном порядке носят повседневные и полевые погоны на всех видах своей формы. В зависимости от одежды (кители, зимние пальто и шинели) они могут быть нашивными или съёмными (куртки, демисезонные пальто и рубашки).

Курсантские погоны представляют собой полоски плотного цветного сукна, обшитые по краю золотистой тесьмой. На полевом камуфляже армейских и авиационных училищ в 15 мм от нижнего края в обязательном порядке нашивается литера "К" желтого цвета высотой 20 мм. Для прочих видов учебных заведений обозначения следующие:

  • МКК - Морской кадетский корпус.
  • КК - Кадетский корпус.
  • Н - Нахимовское училище.
  • Символ якоря - курсант флота.
  • СВУ - Суворовское училище.

На поле погон учащихся также располагаются металлические или нашивные угольники, обращённые острым углом вверх. Их толщина и яркость зависят от звания. Образец погон со схемой расположения знаков, представленный ниже, принадлежит курсанту военного вуза в звании сержанта.

Кроме погон, принадлежность к военным учебным заведениям и положение курсанта можно определить по нарукавным эмблемам с символом-гербом, а также по "курсовке" - угольным нашивкам на рукаве, число которых зависит от времени обучения (год, два и т. д.).

Погоны рядовых и сержантов

Рядовые в наземной армии России - это низшее В войсках ВМФ ему соответствует ранг матроса. Добросовестно несущий службу солдат может стать ефрейтором, а на корабле - старшим матросом. Далее эти военнослужащие способны перейти в сержантский ранг для сухопутных сил или старшинский для ВМФ.

Представители низших воинских составов армии и флота носят погоны похожего образца, описание которых состоит в следующем:

  • Верхняя часть знака различия имеет форму трапеции, в пределах которой располагается пуговица.
  • Цвет поля погон ВС РФ имеет тёмно-зелёный цвет для повседневной формы и камуфляжной для полевой. Моряки носят черное сукно.
  • Цвет канта свидетельствует о роде войск: голубой для ВДВ и авиации, а красный для всех прочих. ВМФ обрамляет свои погоны белым шнуром.
  • В нижней части повседневных погон, в 15 мм от края, располагают литеры "ВС" (Вооруженные Силы) или "Ф" (флот) золотистого цвета. Полевые же обходятся без подобных "излишеств".
  • В зависимости от звания в рамках рядового и сержантского составов на погоны прикрепляются остроугольные лычки. Их количество и толщина тем больше, чем выше положение военнослужащего. На погонах старшины (высший ранг сержантского состава) также находится эмблема войск.

Отдельно стоит упомянуть прапорщиков и мичманов, чьё шаткое положение между рядовыми и офицерами в полной мере отражено в их знаках различия. Для них погоны российской армии нового образца словно состоят из 2 частей:

1. Солдатское "поле" без просветов, обшитое цветным галуном.

2. Офицерские звёздочки по центральной оси: 2 для обычного прапорщика, 3 - для старшего. Аналогичное количество знаков предоставляется просто мичманам и старшим мичманам.

Погоны младшего офицерского состава

Низший офицерский состав начинается с младшего лейтенанта, а завершает его капитан. Звезды на погонах, их количество, размер и расположение идентичны для сухопутных войск и ВМФ.

Младших офицеров отличает один просвет и от 1 до 4 звёздочек в 13 мм каждая по центральной оси. В соответствии с Указом Президента РФ № 1010 от 23 мая 1994 года, погоны могут иметь следующие цвета:

  • Для белой рубашки - погоны с полем белого цвета, эмблемами и золотистыми звёздами.
  • Для зелёной рубашки, повседневных кителя, куртки и шинели - зелёные знаки различия с просветами по роду войск, эмблемами и звёздами золотого цвета.
  • Для ВВС (авиация) и повседневной верхней формы - погоны синего цвета с голубым просветом, эмблемой и звёздочками золотистого цвета.
  • Для парадного кителя любого рода войск - знаки различия серебряного цвета с цветными просветами, галуном и золотыми звёздами.
  • Для полевой формы (только ВС) - камуфляжные погоны-хлястики без просветов, с серыми звёздами.

Таким образом, для младших офицеров существует 3 вида погон - полевые, повседневные и парадные, которые они используют в зависимости от вида носимой формы. У морских офицеров имеются лишь повседневные и парадные.

Погоны среднего офицерского состава

Группа званий ВС начинается с майора и заканчивается полковником, а в ВМФ - с капитана 3 ранга до соответственно. Несмотря на различия в наименовании званий, принципы построения и расположение знаков различия остаются практически идентичными.

Погоны российской армии и флота для среднего состава имеют следующие отличительные особенности:

  • В повседневном и парадном вариантах текстура (тиснение) более ярко выражена, практически агрессивна.
  • По погонам идут 2 просвета, удалённые от краёв на 15 мм и друг от друга на 20 мм. На полевых они отсутствуют.
  • Размер звёздочек составляет 20 мм, а число их варьируется от 1 до 3 в зависимости от звания. На погонах полевой формы их цвет приглушен с золотистого до серебряного.

Офицеры средних рангов ВС также располагают 3 видами погон - полевыми, повседневными и парадными. Причём последние имеют насыщенно-золотой цвет и нашиваются только на китель. Для ношения на белой рубашке (летний вариант формы) предусмотрены белые погоны со стандартными символами различия.

По проведённым опросам, майор, звезды на погонах которого одиноки (и ошибиться в определении звания очень сложно), является самым узнаваемым военнослужащим у той части населения, что никак не связана с военной сферой.

Погоны высших офицеров ВС

Звания в сухопутных войсках претерпели значительные изменения при создании армии Российской Федерации. Указ Президента № 466 от 7 мая 1992 года не только отменил ранг Маршала Советского Союза, но и прекратил разделение генералов по родам войск. Вслед за этим коррективам подверглась униформа и погоны (форма, размер и знаки отличия).

В настоящее время офицеры высшего эшелона носят следующие виды погон:

1. Парадные - поле золотистого цвета, на котором расположены шитые звёзды в количестве, соответствующем рангу. У генералов армии и маршалов РФ в верхней трети погон расположены гербы армии и страны. Цвет окантовки и звёзд: красный - для сухопутных войск, голубой - для авиации, ВДВ и военно-космических сил, васильковый - для ФСБ.

2. Повседневные - цвет поля синий для высших офицеров авиации, ВДВ и ВКС, для прочих же - зелёный. Присутствует окантовка шнуром, только у генерала армии и маршала РФ есть ещё и обводка звезды.

3. Полевые - поле цвета хаки, а не камуфляжное, как у других категорий офицеров. Звёзды и гербы - зелёные, на несколько тонов темнее фона. Обводка цветным кантом отсутствует.

Отдельно стоит остановиться на звёздах, что украшают погоны генералитета. У маршалов страны и генералов армии размер их составляет 40 мм. Причём у последнего символ имеет подложку из серебряных лучшей. Звезды всех прочих офицеров меньше - 22 мм.

Ранг военнослужащего, согласно общему правилу, определяется по числу символов. В частности, украшает 1 звезда, генерал-лейтенанта - 2, а генерал-полковника - 3. При этом первый из перечисленных стоит по своему положению ниже всех в категории. Причиной тому - одна из традиций советского времени: в армии СССР генерал-лейтенанты были заместителями генералов войск и брали на себя часть их функций.

Погоны высших офицеров ВМФ

Руководство военно-морскими силами РФ представлено такими званиями, как контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал и адмирал флота. Поскольку полевая форма в ВМФ не предусмотрена, эти чины носят только повседневные или парадные погоны, которые обладают следующими особенностями:

1. Цвет поля торжественного варианта - золотой с зигзагообразным тиснением. Погон при этом обрамляет чёрный кант. В повседневных погонах цвета меняются местами - черное поле и золотой шнур по краю.

2. Высшие офицеры ВМФ могут носить погоны на белых или кремовых рубашках. Поле погона при этом соответствует цвету одежды, а кант отсутствует.

3. Число шитых звёзд на погонах зависит от звания военнослужащего и увеличивается в зависимости от его повышения. Главное отличие их от аналогичных знаков в сухопутных войсках - это подложка из серебряных лучей. Традиционно самая большая звезда (40 мм) у адмирала флота.

При разделении войск на ВМФ и ВС предполагается, что одни плавают, а другие передвигаются по земле или в крайнем случае по воздуху. Но на самом деле Военно-морские силы неоднородны и, кроме корабельных команд, включают береговые войска и морскую авиацию. Это разделение не могло не отразиться на погонах, и если первые относят к сухопутным родам войск и имеют соответствующие знаки различия, то с флотскими лётчиками всё значительно сложнее.

Высшие офицеры морской авиации, с одной стороны, носят звания, аналогичные генералитету ВС. С другой, их погоны соответствуют форме, установленной для ВМФ. Отличает их лишь голубой цвет канта и звезда без лучевой подложки с соответствующим оформлением. Например, парадные погоны генерал-майора морской палубной авиации имеют золотое поле с лазурной окантовкой по краю и обводкой звезды.

Кроме погон и самой униформы, военнослужащие выделяются множеством иных знаков различий, среди которых нарукавные знаки и шевроны, кокарды на головных уборах, символы родов войск в петлицах и нагрудные символы (знаки). Все вместе они могут сообщить осведомлённому человеку основную информацию о военном человеке - род войск, звание, срок и место службы, предполагаемый объём полномочий.

К сожалению, большинство людей относятся как раз к категории "неосведомлённых", потому обращают внимание на самую заметную деталь формы. Погоны российской армии в этом деле - достаточно благодарный материал. Они не перегружены лишней символикой и однотипны для разных родов войск.

Моряки – это всегда уважаемые и серьезные люди, для которых работа превыше всего. Но при этом они все имеют семьи, которые их верно ждут и любят. Профессия военного моряка не только ответственная и серьезная, но и интересная. За свою карьеру служащие в ВМФ могут многое увидеть. Хотя риск для жизни также имеется.

Какие воинские звания в ВМФ

Начнем с того, что в Военно-морском флоте РФ воинские звания делятся на две категории: войсковые и корабельные. Первые имеют категории:

  1. Начинается лестница с солдат и старшин, которые, в свою очередь, делятся на солдата, ефрейтора и старшину.
  2. Далее следуют прапорщики. Это звание делится на прапорщика и старшего прапорщика.
  3. Офицеры. Здесь подкатегории такие:
  • младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • старшие: майор, подполковник, полковник;
  • высшие: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии и маршал РФ.

Корабельные звания имеют несколько другие названия:

  1. Солдаты, сержанты, матросы. Здесь звания такие в порядке возрастания: матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, 1-й статьи, главный, главный корабельный, старшина.
  2. Мичманы: мичман, старший мичман.
  3. Младшие офицеры: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.
  4. Старшие офицеры: капитан 3-го ранга, 2-го ранга, 1-го ранга.
  5. Высшие офицеры: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота, маршал России.

Форма военнослужащих в ВМФ не всегда предусматривает погоны, на которых определены звания. Зачастую у военных моряков имеются нашивки на рукавах, которые определяют должность и ранг.

Подробнее о порядке присвоения званий

Как и у сухопутных войск, у Военно-морских сил звания служащих присваиваются в день истечения срока его воинского звания. Законодательством установлены следующие сроки:

  • чтобы стать рядовым или матросом, надо прослужить 5 месяцев;
  • год требуется прослужить для того, чтобы стать младшим сержантом или старшиной 2-й статьи;
  • три года надо выслужить для получения таких званий, как старший сержант и главный старшина;
  • такое же количество лет отводится для того, чтобы стать прапорщиком или мичманом;
  • два года надо прослужить до младшего лейтенанта;
  • три до лейтенанта;
  • еще три до старшего лейтенанта;
  • 4 года до капитана и капитана-лейтенанта;
  • 4 – до майора и капитана 3-го ранга;
  • 5 лет требуется, чтобы стать подполковником или капитаном 2-го ранга.

Чтобы получить звание высшего офицера, надо прослужить на своей прежней должности не менее 1 года. Как правило, очередное воинское звание морские военные получают спустя 2 года после получения прошлого чина. Установленный срок включает в себя:

  1. Время перерыва (если такое имеется) из-за привлечения военного к уголовной ответственности по необоснованным причинам, а также в случае незаконного увольнения с последующим восстановлением.
  2. Время остановки военной деятельности.
  3. Количество лет, проведенных в запасе.

Отметим, что за особые достижения морской военный может получить досрочно очередной воинский чин.

Какие обязанности у ВМФ

Какие и любые другие войска, ВМФ трудится на благо страны. Основные функции военно-морского состава такие:

  • использование военной силы в случае угрозы стране с морской стороны. Также ВМФ обязан сдерживать и пресекать возможные угрозы России;
  • любыми способами защищать суверенитет своей страны;
  • создание условий для обеспечения безопасности державы;
  • по указу главнокомандующего участвовать в различных операциях.

Если говорить конкретно о подразделениях, то каждый из них имеет свои обязанности. К примеру, морская авиация занимается нанесением ракетно-бомбовых ударов, а также занимается прикрытием. Береговые подразделения обороняют побережье и ведут наземные боевые действия, оберегая морскую границу.

Как попасть в ВМФ

Многие молодые ребята мечтают трудиться во благо своей Родины, а именно оберегать ее. Для того чтобы стать военным ВМФ, необходимо соответствовать всем категориям. Если быть точнее, то, чтобы стать служащим, требуется:

  1. Иметь полное среднее образование. Но предпочтительнее, конечно, окончить морское училище.
  2. Быть ростом не ниже 165 см, а также иметь минимум вторую группу психической устойчивости.
  3. Иметь категорию годности не ниже А-2 (хотя в военную пехоту с такими показателями не попасть).

Призывников, обладающих высоким ростом и симпатичной внешностью, часто берут в роту почетного караула. Однако среднее специальное образование в данном случае тоже не помешает.

Корабельные звания так же как и в сухопутных войсках присваиваются согласно тому, на сколько у военнослужащего есть способность и желание взять на себя руководство вверенным ему участком. Все звания ВМФ значительно отличаются от аналогичных, сухопутных. Это связано с рядом событий, произошедших в истории России.

Основные изменения произошли:

  • В 1917 году, в связи с революционными событиями.
  • В период 1922-1991 года во время существования советского флота.
  • В момент создания государства Россия.

Все современные флотские ранги можно разделить на 4 общие категории: военнослужащие по призыву, состав младших офицеров, старшие офицеры, высшие офицерские чины.

Морские погоны были введены в 1802 году. В это время появились погоны на плечах моряков Балтийского и Черноморского флота.

В 1917 году погоны были упразднены, когда советская власть отказывалась от старой императорской системы. Они были заменены нарукавными нашивками. Морякам предстояло длительная борьба за право носить погоны на своих плечах, но в 1943 году погоны ВМФ вновь стали украшать мундиры личного состава этих видов войск.

Сейчас погоны всех военнослужащих морского флота имеют черный цвет. Разница в корабельных рангах в расположении и количестве отличительных знаков на них.

Призывники

В советские времена служба в рядах морского флота составляла 3 года, поэтому многие призывники старались избегать такой долгой службы. Они скрывались от призыва, чтобы только не попасть во флот. В настоящее время в ВМФ призывают служить на 1 год, так же как и в сухопутных войсках.

Однако в связи с тем, что в 2017 году вышло постановление в отношении срочной службы в рядах ВМФ, призывники не будут больше проходить ее на кораблях и подводных лодках. Это связано с тем, что ВМФ переходит на контрактную основу.

Для того чтобы обучить личный состав необходимо больше времени, чем отведено на службу по призыву. Призывники будут нести службу исключительно в береговой охране или в бригаде морских пехотинцев.

Морские звания и погоны в ВМФ присваиваются согласно определенному сроку службы. Все призывники попадая служить в эти войска получают звание матрос, которое соответствует званию рядового в других видах войск. На протяжении службы, если матрос проявит себя, то ему могут присвоить следующее в карьере моряка звание, старший матрос, которое в сухопутных видах войск.

Матросы могут быть:

  • радиотехниками;
  • мотористами;
  • рулевыми.

Старшему матросу уже разрешено командовать группой или временно замещать командира отделения. Погоны у матросов, как и у рядовых чистые. Имеется только обозначение в виде буквы «Ф», на погоне. У старшего матроса на погоне имеется одна лычка в виде уголка.

Распределение ответственности начинается со старшины 2 статьи. Следующим идет старшина 1 статьи, этим морякам доверяется командование отделением, а главный старшина может взять ответственность за командование взводом. Главный старшина на корабле несет ответственность за роту.

Погоны старшинского состава морского флота отличаются количеством лычек на них. У старшины второй статьи имеется 2 треугольные лычки на погонах. Старшина 1 статьи имеет три лычки на своих погонах, а главный старшина носит одну, но широкую лычку. На погонах главного старшины корабля расположена широкая лычка и еще одна узкая рядом с ней.

Следующем уровнем в карьерной лестнице идет «мичман». Это звание имеют только те моряки, которые закончили специальную школу. В наземных и авиационных войсках оно соответствует званию «прапорщик». На них возлагаются в основном организационные вопросы. Звание «старший мичман», имеет больше полномочий и позволяет командовать военнослужащими младших званий.

Погоны ВМФ России у моряков в таком звании отличаются количеством звезд. У мичмана на плечах должно быть две звезды, а у старшего мичмана три маленькие звезды на погонах.
Максимальное звание для призывников в рядах ВМФ, при условии срочной службы, это старшина 2 статьи. Такое ограничение связано с тем, что для получения этого повышения нужно отслужить 1 год.

Младший состав офицеров

Самым первым чином в этом офицерском составе является младший лейтенант. Его присваивают командующему каким-либо участком на корабле или взводом, оно имеется и в других родах войск. Соответственно звание лейтенанта может быть присвоено по истечении срока службы в прежнем ранге. Возлагаемая ответственность выше, чем в прежнем звании.

Старший лейтенант имеет ответственность выше чем у лейтенанта, что позволяет ему быть первым помощником капитана корабля. Следующая ступень в карьере моряка, получение ранга капитан-лейтенанта, которое является завершающим в этом офицерском составе. В других войсках оно аналогично званию капитана армии. Моряк с таким званием может иметь в своем распоряжении сотню подчиненных.

На погонах лейтенантского состава кроме звезд имеется узкая полоса, которая проходит вдоль всего погона. Количество звезд зависит от звания. Самое меньшее количество, одна звезда у младшего лейтенанта, а дальше с каждым званием растет их количество. У капитана-лейтенанта четыре звезды на погонах.

Старший состав офицеров

К старшему офицерскому составу также относятся капитанские звания.

  • «Капитан 3-го ранга» может иметь похожие полномочия майора в сухопутных войсках. Ему позволено управлять судами соответствующего его рангу. Это может быть управление малыми военными судами: торпедоносные, десантные суда, противолодочные, тральщики.
  • Капитан 2-го ранга аналогичен подполковнику в других армейских войсках. Он может управлять крупными военными кораблями такими как ракетные и миноносцы, а также большими десантными кораблями.
  • Наивысшим капитанским званием является капитан 1-го ранга. Он имеет возможность управлять кораблями повышенной сложности, такими как авианосцы, крейсеры и подводные лодки. По рангу младше высших флотских чинов и соответствует полковнику в сухопутных войсках.

На погонах капитана расположены две продольные полосы. Что говорит о принадлежности к капитанскому званию. Но различие в рангах можно определить по количеству звезд. Самое большое количество, три звезды, расположено на погонах капитана 1 ранга.

Высший офицерский состав

В военном флоте все ранги входящие в этот состав соответствуют высшим чинам сухопутных войск. К этим званиям относятся адмиральские чины.

  • Контр-адмирал занимает ту же позицию, что и генерал-майор в других родах войск. Он может управлять группой военных кораблей и быть заместителем командира флотилии.
  • У вице-адмирала имеется меньше полномочий, чем у адмирала. Он может замещать его на время, и такое положение соответствует генерал-лейтенанту в сухопутных войсках.
  • Задача адмирала управление действующим флотом и по рангу он находится на одной ступени с генерал-полковником в сухопутных войсках. По ответственности это звание ниже только адмирала флота.
  • Моряк дослуживший до этого ранга адмирала флота имеет возможность командовать всем флотом страны, что соответствует званию генерала армии в других видах войск.

Морские звания и положенные к ним погоны высших чинов ВМФ РФ имеют определенные отличия. На них нет никаких дополнительных элементов кроме звезд. Но на таких погонах расположены звезды самого крупного размера. Одна звезда расположена на погонах контр-адмирала, две звезды имеются у вице-адмирала, три у адмирала и четыре у адмирала флота.

В каких еще подразделениях присваиваются морские звания

В военно-морском флоте существуют береговые подразделения, в которых присваиваются соответствующие звания. К ним относятся:

  • морская авиация;
  • морская пехота;
  • береговая охрана.

Морская пехота предназначена для ведения боя на береговой линии и в воде. Их задача охранять морские объекты ВМФ. В морской пехоте идут флотские звания только у матроса и старшего матроса, а дальше присваиваются звания, как в сухопутных войсках.

Береговая охрана относится к сравнительно новым подразделениям ВМФ России, которое относится к пограничной службе ФСБ России. Задача береговой охраны сводится к обеспечению безопасности морских границ и сохранность прилагающей акватории. В этом подразделении звания присваиваются так же как и в военно-морском флоте. После окончания института береговой охраны, выпускникам присваивается звание мичман. Погоны всех моряков имеют соответствующие знаки отличия. В данном случае на погонах выпускников расположены две мичманские звезды.

Морская авиация предназначена для отражения нападения противника и обеспечения прикрытия с воздуха во время ведения боевых действий. Эти подразделения базируется на авианосцах и других военных кораблях, а также на аэродромах вблизи береговой линии. На кораблях базируются палубные истребители, учебно-тренировочные самолеты и вертолеты. Звания в морской авиации и погоны присваиваются также как морские звания у пехотинцев ВМФ. Сначала идет матрос, затем старший матрос, а дальше как в других наземных войсках.

Как присваиваются звания в ВМФ России

Все звания присваиваются согласно установленным срокам. Но в случае проявленного усердия или рвения к службе, могут досрочно присвоить очередное повышение. Морские воинские звания и положенные им знаки отличия и погоны присваиваются через следующие сроки:

  1. Для присвоения звания старший матрос нужно отслужить 5 месяцев.
  2. Старшину второй статьи можно получить только спустя год службы.
  3. Чтобы получить чин главного старшины на корабле нужно отслужить 3 года.
  4. Ранг мичмана — 3 года.
  5. Звание младшего лейтенанта через 2 года.
  6. 3 года требуется отслужить для получения лейтенанта и старшего лейтенанта.
  7. 4 года необходимо отдать службе для присвоения капитана 3 ранга.
  8. 5 лет нужно отслужить чтобы присвоили капитана 2 или 1 ранга.
  9. Все звания высшего состава офицеров присваиваются после года службы в прежнем чине.

ВМФ России состоит из множества подразделений и каждое из них выполняет свои боевые задачи, но храбрость и отвага, всегда были отличительной чертой всех моряков от матроса до адмирала.

Съемные погоны офицеров ВМФ с полем из шелкового галуна черного цвета образца 1963 г. (история ношения)

К.Г. Чернобуров

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1963 года «Об изменениях в описании погон военнослужащих СА и ВМФ», объявленного приказом МО СССР от 5 ноября 1963 года № 247 офицерам ВМФ были введены повседневные съемные погоны шириной 6 см с полем из шелкового галуна черного цвета без кантов с просветами. Для офицеров корабельного, инженерно-корабельного и инженерно-технического (кроме частей авиации ВМФ) просветы были установлены золотистого цвета, для офицеров артиллерии, юстиции, ветеринарной и административной служб – красного цвета, для офицеров частей авиации – голубого, интендантской службы – малинового, а медицинской службы – зеленого цвета.
Погоны изготовлялись с прокладкой внутри как из бортовки, так и из картона.
Данные погоны предназначались для темно-синего кителя и синего шерстяного платья (для офицеров женщин). Порядок их ношения в ВМФ определялся Приказом МО СССР от 29 марта 1958 года № 70 «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского флота (на мирное время)».
Для обозначения воинских званий использовались металлические звездочки золотистого цвета: для старших офицеров диаметром 20 мм, для младших – диаметром 13 мм. Порядок их размещения на погонах определялся соответственно воинскому званию:

Воинские звания Количество звездочек
Полковник,капитан 1 ранга 3 35 35
Подполковник,капитан 2 ранга 2 35 -
Майор,капитан 3 ранга 1 60 -
Капитан,капитан-лейтенант 4 30 25
Старший лейтенант 3 35 35
Лейтенант 2 35 -
Младший лейтенант 1 60 -

Воинские звания Порядок размещения звездочек на погоне
Полковник,капитан 1 ранга две нижние звездочки на просветах, третья выше первых двух на продольной осевой линии
Подполковник,капитан 2 ранга на просветах
Майор,капитан 3 ранга на продольной осевой линии
Капитан,капитан-лейтенант две нижние звездочки посередине поля, третья и четвертая на просвете, выше первых двух
Старший лейтенант две нижние звездочки посередине поля, третья на просвете, выше первых двух
Лейтенант посередине поля
Младший лейтенант на просвете
Офицеры в зависимости от принадлежности к службе носили следующие эмблемы:
Наименование службы Виды эмблем Цвет эмблемы
Инженерно-корабельная служба Раздвижной ключ и молоток Серебристый
Серебристый
Инженерно-техническая служба для офицеров (кроме частей авиации), имеющих высшее техническое образование Раздвижной ключ и молоток Золотистый
То же, в частях авиации Золотистый
Артиллерия Стволы орудий Серебристый
Медицинская служба Чаша со змеей Золотистый
Ветеринарная служба Чаша со змеей Серебристый
Юстиция Щит с двумя мечами Золотистый

Эмблемы на погонах размещались на продольной осевой линии на расстоянии от нижнего края погона до центра эмблемы 90 – 100 мм.
Звездочки и эмблемы использовались изготовленные как из тяжелого металла (рис. 1 – 7), так из алюминия (рис. 8 – 13).

Для крепления погон использовались пуговицы диаметром 14 мм в зависимости от службы золотистого или серебристого цвета, изготовленные из тяжелого металла (рис. 14 – 15) или алюминия (рис. 16 – 18):

Наименование службы Цвет погонной пуговицы
Корабельная служба Золотистый
Инженерно-корабельная служба Золотистый
Инженерно-техническая служба для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей Золотистый
Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) Серебристый
Авиация Золотистый
Инженерно-техническая служба в частях авиации Серебристый
Артиллерия Золотистый
Медицинская служба Серебристый
Ветеринарная служба Серебристый
Юстиция Серебристый
Интендантская служба Серебристый
Административная служба Серебристый

Рис.14. Золотистая латунная погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.15. Серебристая «тяжелая» погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.16. Золотистая алюминиевая погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.17. Золотистая алюминиевая цельноштампованная погонная пуговица, 14 мм.

Рис.18. Серебристая алюминиевая погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

А так выглядят погоны офицеров ВМФ различных служб.

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, имеющие высшее техническое образование

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, не имеющие высшего технического образования

Рис.21. Инженер – майор и инженер – лейтенант

Морская пехота

Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1963 года № 1036 – 361 и Приказом МО СССР от 05 ноября 1963 года № 248 офицерам вновь создаваемых частей морской пехоты введены гимнастерка полевая, черного цвета, с отложным воротником и куртка полевая черного цвета. На данные предметы обмундирования были установлены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с красными просветами существующего образца (Рис. 31).

В качестве эксперимента для офицеров ВМФ Приказом МО СССР от 1964 года № 55 были введены повседневные съемные погоны шириной 6 см с полем из шелкового галуна черного цвета с кантами из приборного сукна, такого же как просветы, цвета (Рис. 32 – 33). Параллельно с ними продолжали носить погоны образца 1963 года. Порядок ношения вновь введенных погон определялся Приказом МО СССР от 26 мая 1964 года № 130. Просуществовали они не долго, и были отменены Приказом МО СССР от 1965 года № 179.

17 сентября 1966 года приказом МО СССР № 220 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31 августа 1966 года № 700 для офицеров ВМФ был введен плащ из хлопчатобумажной или синтетической ткани черного цвета, однобортный с поясом, с отложным воротником и открытыми лацканами. Такой же плащ был установлен и для офицеров МЧ ПВ КГБ. На данном предмете обмундирования носились съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета существующего образца.
Надо отметить, что фурнитуру из «тяжелых» металлов перестали выпускать в начале 60-х годов, и она постепенно была вытеснена из обращения фурнитурой из алюминия. Которая, в свою очередь, во второй половине 60-х годов претерпела изменения (Рис. 34 – 41): так звездочки младших офицеров диаметром 13 мм стали другого рисунка, да и эмблемы приобрели несколько иной вид.

В таком виде фурнитура просуществовала до момента своей отмены. Можно упомянуть только, что эмблемы артиллерии (Рис. 42) и инженерно-технической службы в частях авиации (Рис. 43), а также погонные звездочки выпущенные в 80-х годах имеют более грубое исполнение, чем изготовленные в конце 60-х, 70-х годах.

Погоны офицеров ВМФ с измененной алюминиевой фурнитурой, вторая половина 60-х годов.

Инженерно-техническая служба для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, имеющие высшее техническое образование

Рис.46. Инженер – майор и младший техник – лейтенант

Рис.47. Инженер – подполковник и инженер – лейтенант

Инженерно-техническая служба частей авиации офицеры, имеющие высшее техническое образование

Инженерно-техническая служба частей авиации офицеры, не имеющие высшего технического образования

Рис.52. Инженер – майор и инженер – лейтенант

26 июля 1969 года приказом Министра обороны СССР № 190 во исполнении Постановления Совета Министров СССР от 30 мая 1969 года № 417 "Об улучшении формы одежды военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота" в знаки различия и предметы обмундирования офицеров ВМФ внесены изменения:
- упразднены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с зелеными просветами;
- офицерам медицинской, административной, ветеринарной служб и юстиции установлены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с малиновыми просветами;
- упразднен плащ образца 1966 года;
- введена куртка синего цвета хлопчатобумажная со съемными погонами черного цвета существующего образца;
- для офицеров морской пехоты вместо полевой гимнастерки введен китель шерстяной или хлопчатобумажный черного цвета с отложным воротником, с потайной застежкой, с двумя прорезными нагрудными карманами, со съемными погонами черного цвета существующего образца.
Порядок ношения погон в ВМФ определялся Приказом МО СССР от 26 июля 1969 года № 191 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота». Порядок размещения звездочек и эмблем на погонах, а также цвет пуговиц остался прежним.

Изображение погон офицеров медицинской, административной, ветеринарной служб и юстиции ВМФ образца 1969 года приведено на Рис. 59 – 62, для остальных категорий погоны остались прежними (Рис. 44 – 53 и 56).

Предположительно в 1973 году (документального подтверждения у меня нет) поменялось изображение якоря на пуговицах (Рис. 63 – 64).

1 ноября 1973 года вышел Приказ МО СССР № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота», который установил для всех категорий военнослужащих ВМФ золотистые пуговицы, отменив серебристые. Также было изменено название некоторых эмблем ВМФ:

Наименование службы Виды эмблем Цвет эмблемы
Офицеры корабельного состава, имеющие инженерные воинские звания Раздвижной ключ и молоток Серебристый
Офицеры, имеющие воинские звания технической службы, проходящие службу на кораблях и в штабах соединений кораблей Шестерня с трехлопастным винтом Серебристый
Офицеры (кроме корабельного состава и авиации), имеющие инженерные воинские звания Раздвижной ключ и молоток Золотистый
Офицеры авиации, имеющие инженерные воинские звания или воинские звания технической службы Красная звездочка, мотор, пропеллер и крыльями Золотистый
Артиллерия Стволы орудий Серебристый
Медицинская служба Чаша со змеей Золотистый
Ветеринарная служба Чаша со змеей Серебристый
Юстиция Щит с двумя мечами Золотистый

Эмблемы на погонах размещались на продольной осевой линии на расстоянии от нижнего края погона до центра эмблемы 100 мм.

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 1 ноября 1973 года № 250:

Юстиция

Рис.79. Капитан юстиции

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1980 года, объявленный Приказом МО СССР от 15 марта 1980 года № 85 внес очередные изменения в знаки различия военнослужащих, в числе прочего, были отменены съемные погоны из шелкового галуна черного цвета с малиновыми просветами. Офицерам медицинской, интендантской, административной, ветеринарной служб и юстиции установлены съемные погоны из шелкового галуна черного цвета с красными просветами (Рис. 80 – 84).

Рис.83. Полковник административной службы и старший лейтенант административной службы

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1981 года «О знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил СССР», объявленный приказом МО СССР от 28 мая 1981 года № 145 закрепил накопившиеся изменения в знаках различия военнослужащих и установил для офицеров авиации ВМФ ношение на погонах (Рис. 86) эмблем авиации (Рис. 85).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1984 года для офицеров были отменены особые воинские звания инженерно-технического состава, воинские звания интендантской, ветеринарной и административной служб. Офицерский состав был переаттестован.

Эмблемы серебристого цвета: «Офицеры корабельного состава, имеющие инженерные воинские звания», «Офицеры, имеющие воинские звания технической службы, проходящие службу на кораблях и в штабах соединений кораблей», «Ветеринарная служба» и «Артиллерия», а также эмблемы золотистого цвета: «Офицеры (кроме корабельного состава и авиации), имеющие инженерные воинские звания» и «Офицеры авиации, имеющие инженерные воинские звания или воинские звания технической службы» были отменены в 1986 году.

Офицерам артиллерии ВМФ были установлены эмблемы золотистого цвета (Рис. 87).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1985 года, объявленный приказом МО СССР от 1986 года № 10 были внесены изменения в описание погон военнослужащих, в том числе и съемных погон офицеров из шелкового галуна черного цвета (Рис. 88 – 93).

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 1986 года № 10:

Приказ МО СССР от 04 марта 1988 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота» изменил расстояние крепления звезд на погонах офицеров:

Воинские звания Количество звездочек Расстояние в мм от нижнего края погона до центра первой звездочки Расстояние в мм между центрами звездочек вдоль погона
Полковник,капитан 1 ранга 3 30 25
Подполковник,капитан 2 ранга 2 30 -
Майор,капитан 3 ранга 1 45 -
Капитан,капитан-лейтенант 4 30 25
Старший лейтенант 3 30 25
Лейтенант 2 30 -
Младший лейтенант 1 45 -

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 04 марта 1988 года № 250:

В 1991 году СССР прекратил свое существование. В 1994 году для военнослужащих ВС России, в том числе для офицеров ВМФ, была введена новая форма и знаки различия. Погоны образца 1963 года ушли в историю.

Литература
Приказ МО СССР от 29 марта 1958 года № 70 «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского флота (на мирное время)»;
Приказ МО СССР от 05 ноября 1963 года № 248;
Приказ МО СССР от 26 мая 1964 года № 130 «С объявлением Описания предметов обмундирования военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 26 июля 1969 года № 190 "Об улучшении формы одежды военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота";
Приказ МО СССР от 26 июля 1969 года № 191 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 1 ноября 1973 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 28 мая 1981 года № 145 «О знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил СССР и маршальских знаках отличия»;
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1985 года «О внесении изменений и дополнений в описание и образцы (рисунки) погон военнослужащих и нарукавных знаков различия адмиралов и офицеров корабельного состава Вооруженных Сил СССР»;
Приказ МО СССР от 04 марта 1988 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота».

С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

В дальнейшем, с ростом размеров судов, росло и число людей, необходимых для приведения судна в движение и управления им. Началось естественное разделение труда, когда каждый стал отвечать за свое конкретное дело и все вместе - за благополучный исход плавания. Так в среде мореплавателей началась градация и специализация - появились должности, звания, специальности.

История не сохранила первых наименований тех, чьим уделом стало мореплавание, но можно полагать, что уже за тысячелетия до нашей эры у приморских народов существовали термины, определяющие принадлежность людей к морской профессии.


Одной из семи сословных каст в Древнем Египте была каста кормчих. Это были отважные люди, по египетским понятиям - почти смертники. Дело в том, что, покидая пределы страны, они лишались покровительства отечественных богов...

Первые достоверные сведения о системе морских званий относятся ко временам Древней Греции; позднее она была заимствована римлянами. Своя система морских знаний сформировалась у арабских мореплавателей. Так, во все европейские языки прочно вошло слово "адмирал", образованное от арабского "амир аль бахр", что означает "повелитель морей". О многих из этих арабских терминов европейцы узнали из восточных сказок "Тысяча и одна ночь", в частности, из "Путешествия Синдбада-Морехода". Да и само имя Синдбада - собирательного образа арабских купцов - является искаженным индийским словом "синдхапути" - "властитель моря": так индийцы называли судовладельцев.

После XIII века возникла самобытная система морских званий и у южных славян: судовладелец - "бродовластник" (от "брод" - корабль), матрос - "бродарь" или "ладьяр", гребец - "весляр", капитан - "главарь", команда - "посада", глава морских сил - "воевода поморский".


В допетровской России морских званий не было и не могло быть, поскольку страна не имела выхода к морю. Однако речное судоходство было весьма развитым, и в некоторых исторических документах тех времен встречаются русские названия судовых должностей: капитан - "глава", лоцман - "водич", старший над командой - "атаман", сигнальщик - "махоня" (от "махать"). Матросов наши предки называли "сар" или "сара", так что в грозном кличе волжских разбойников "Сарынь на кичку!" (на нос судна!) "сарынь" следует понимать как "судовую команду".

На Руси судовладельца, капитана и купца в одном лице называли "корабельщик", или гость. Первоначальное значение слова "гость" (от лат. hostis) - "чужой". В романских языках оно прошло такой путь смысловых изменений: чужой - иноземец - враг. В русском же языке развитие семантики слова "гость" пошло по противоположному пути: чужой - иноземец - купец - гость. (А. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" употребляет слова "гости-господа" и "корабельщики" как синонимы.)

Хотя при Петре I слово "корабельщик" было вытеснено новыми, иноязычными, в качестве юридического термина оно просуществовало в "Своде законов Российской империи" до 1917 г.

Первым документом, в котором наряду со старыми русскими словами "корабельщик" и "кормщик" встречаются иностранные, были "Артикульные статьи" Давида Бутлера, возглавившего команду первого боевого корабля "Орел". Этот документ представлял собой прообраз Морского устава. На переводе его с голландского рукой Петра I написано: "Статьи правильныя, против которых достоит всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться".

В царствование же самого Петра I в Россию хлынул поток новых, до той поры неизвестных названий должностей и званий. "Того ради" он и счел необходимым "учинить" Морской устав, чтобы на каждом большом и малом корабле "всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался".

Попробуем бросить хотя бы беглый взгляд на историю происхождения основных терминов, относящихся к составу судового экипажа - команды яхты или катера.

БАТАЛЕР - тот, кто заведует вещевым и продовольственным снабжением. К "баталии" слово никакого отношения не имеет, так как происходит от голландского bottelen, что означает "разливать по бутылкам", отсюда bottelier - виночерпий.

БОЦМАН - тот, кто следит за порядком на палубе, исправностью рангоута и такелажа, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Образовано от голландского boot либо английского boat - "лодка" и man - "мужчина". В английском наряду с boatsman, или "лодочный (судовой) человек", есть слово boatswain - так называют "старшего боцмана", имеющего в подчинении нескольких "младших боцманов" (boatswain’mate, откуда наше старое "боцманмат").

В русском языке слово "боцман" впервые встречается в "Артикульных статьях" Д. Бутлера в формах "ботсман" и "бутман". Там же впервые определен круг его обязанностей. В торговом флоте это звание официально введено только в 1768 г.

ВАХТЕННЫЙ - это поначалу "сухопутное" слово попало в русский язык из немецкого (через Польшу), в котором Wacht имеет значение "стража, караул". Если же говорить о морской терминологии, то в Морском уставе Петра I фигурирует заимствованное из голландского слово "вахтерс".

ВОДИТЕЛЬ - рулевой на катере. В данном значении это русское слово появилось недавно как прямой перевод английского draiver. Однако в отечественном морском языке оно не такое уж и новое: в допетровскую эпоху словами того же корня - "водич", "корабельный вож" - называли лоцманов.

"Судоводитель" - ныне существующий и сугубо официальный термин (например, в морском праве), как и "судоводитель-любитель" - в значении "капитан", "шкипер" маломерного прогулочно-туристского флота.

ВРАЧ - вполне русское слово, является однокоренным слову "враль". Происходят они от древнерусского глагола "врать" с первичным значением "болтать вздор, пустословить, говорить" и вторичным - "заговаривать", "лечить".

КАПИТАН - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, которое образовано от caput - "голова". В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 г.

Воинское звание "капитан" появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью в несколько сот человек. В военный флот звание "капитан" вошло, вероятно, из итальянского capitano. На галерах капитан был первым помощником "сапроко-мита" в военных вопросах; он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажных схватках, лично защищал флаг. В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны. Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта. Так звание "капитан" с XVII века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание "капитан" известно с 1615 г. Первыми "корабельными капитанами" были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 г. экипаж корабля "Орел", и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с "Орлом" яхты. Затем звание "капитан" получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В 1853 г. звание капитана в военном флоте было заменено на "командир корабля". На судах РОПиТ с 1859 г. и Добровольного флота с 1878 г. шкиперов из офицеров военного флота стали неофициально называть "капитанами", а официально это звание на гражданском флоте было введено в 1902 г. взамен "шкипера".

КОК - повар на судне, именуется так с 1698 г. В русский язык слово попало из голландского. Образовано от лат. cocus - "повар".

КОМАНДОР - начальник яхт-клуба, руководитель совместного похода нескольких яхт. Первоначально это была одна из высших степеней в рыцарских орденах, затем, во времена крестовых походов, - звание командующего армией рыцарей. Слово образовано от латинского: предлог cum - "с" и глагол mandare - "приказывать".

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание "командор" (между капитаном I ранга и контр-адмиралом; в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты - без орла. С 1707 г. вместо него присваивалось звание "капитан-командор", окончательно упраздненное в 1827 г. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чириков, а одним из последних - И.Ф. Крузенштерн.

КУПОР (англ. cooper, голл. Kuiper - "бочар", "бондарь", от kuip - "кадка", "чан") - очень важная должность на деревянных судах. Он не только поддерживал в исправности бочки и кадки, но и следил за водонепроницаемостью судового корпуса. Иностранное слово "купор" быстро вошло в обиходную русскую речь, образовав производные "закупоривать" и "откупоривать".

ЛОЦМАН - человек, знающий местные условия плавания и принимающий на себя безопасную проводку и швартовку судна. Обычно это немолодой судоводитель, о котором моряки в шутку, помня об установленных для лоцманского судна огнях, говорят: "Волос белый - нос красный". Первоначально лоцмана были членами экипажа, однако в XIII-XV веках появляются те, кто работает только каждый на своем определенном участке. Такой "пилот" у голландцев и получил название "лоцман" (loodsman, от lood - "свинец", "грузило", "лот"). Первый документ, регламентирующий деятельность лоцманов, появился в Дании ("Морской кодекс" 1242 г.), а первая государственная лоцманская служба была организована в Англии в 1514 г.

На Руси лоцмана называли "корабельный вож", а его помощник, меривший глубину на носу лотом, нередко назывался "носовщик". В 1701 г. указом Петра I был введен термин "лоцман", но до середины XVIII века можно было встретить и термин "пилот". Первая в России государственная лоцманская служба была создана в 1613 г. в Архангельске, а первым руководством для них стала изданная в 1711 г. адмиралом К. Крюйсом инструкция для лоцманов Петербургского порта.

МАТРОС - едва ли не самое "темное" по происхождению слово. Достоверно известно лишь, что к нам оно попало в XVII веке из голландского морского языка в форме "матроз". И хотя в Морском уставе 1724 г. встречается уже форма "матрос", до середины XIX века более распространенным было все же "матроз". Можно предположить, что это слово произошло от голландского mattengenoot - "товарищ по койке": matta - "рогожа", "циновка", а genoot - "товарищ".

В середине века слово mattengenoot в усеченном виде matten попало во Францию и преобразовалось во французское matelot - матрос. А спустя некоторое время это же самое "матло" вновь вернулось в Голландию и, не узнанное голландцами, превратилось сначала в matrso, а затем в более удобопроизносимое matroos.

Есть и иное толкование. Одни этимологи в первой части слова видят голландское matt - "товарищ", другие - mats - "мачта". Некоторые ученые усматривают в этом слове наследие викингов: в исландском, например, mati - "товарищ" и rosta - "бой", "драка". А вместе "матироста" означает "боевой друг", "товарищ по оружию".

МАШИНИСТ - слово относительно молодое. Появилось оно в те времена, когда паруса на флоте стали вытесняться паровой машиной, и заимствовано из нем. Mashinist (от др.-гр. machina), но впервые в русском языке отмечено в 1721 г! Естественно, тогда эта специальность морской еще не была.

МЕХАНИК - происхождение аналогично слову "машинист", но в русском языке в форме "механикус" отмечено еще раньше - в 1715 г.

МОРЯК - человек, избравший уделом морскую профессию. Полагают, что профессии этой около 9000 лет. Наши предки называли ее представителей "моренинъ", "морянинъ" или "мореход". Корень "ход" очень древний. Выражение "ходить по морю" встречается уже в летописи при описании похода князя Олега на Константинополь в 907 г. Можно вспомнить и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В современном языке корень "ход" закрепился в терминах "мореходность", "судоходство", "ходкость" и др. Петр I пытался привить иноязычное итало-французское название военного моряка - "маринер" (от лат. mare - море). Оно встречается с 1697 г. в формах "мари-нир", "маринал", однако к концу XVIII века выходит из употребления, оставив лишь след в слове "гардемарин". Та же участь постигла и другой голландскнй термин - "зееман" или "зейман". Он просуществовал лишь до конца первой четверти XIX века.

ПИЛОТ - водитель (реже - штурман) гоночного катера; явное заимствование из авиации "в знак уважения" к высоким скоростям. Во времена раннего средневековья это было персональное звание лоцмана, сопровождавшего судно на всем переходе от порта отправки до порта назначения. К нам это слово попало через итальянское pilota, а корни его древнегреческие: pedotes - "кормчий", образованное от pedon - "весло".

РУЛЕВОЙ - тот, кто непосредственно управляет ходом судна, стоя у штурвала. Слово восходит к голландскому pyp ("руль") и в этой форме упоминается в Морском уставе 1720 г. ("Осматривать рур прежде похода"). К середине XVIII века слово "рур" окончательно вытеснило древне-русское "кормило", однако звание "кормщика" официально сохранялось в русском галерном флоте до последнего десятилетия того же века.

САЛАГА - неопытный матрос. Вопреки оригинальным "интерпретациям", например, на тему исторического анекдота о мифическом острове Алаг ("Откуда ты?" "С Алага"), ближе к истине прозаическая версия, связывающая это слово с "салакой" - мелкой рыбешкой. "Салагой" в некоторых русских говорах, в основном в северных губерниях, долгое время называли мелкую рыбу. На Урале зафиксировано употребление слова "салака" как прозвище, то есть в значении "салага".

СИГНАЛЬЩИК - матрос, передающий сообщения с корабля на корабль или на берег посредством ручного семафора или подъема сигнальных флагов. Слово "сигнал" пришло к нам при Петре I через немецкое Signal из латыни (signum - "знак").

СТАРПОМ - обе части этого слова происходят от старославянских основ. Старший (от основы "ста") здесь имеет смысл "главный", потому что это должен быть самый опытный из помощников капитана. А "помощник" ведет начало от утраченного ныне существительного "мога" - "сила, мощь" (сохранились его следы в словах "подмога", "вельможа", "немочь").

ШКИПЕР - капитан гражданского судна. Слово представляет собой "тезку" "корабельщика" - "щипор", а затем и голл. schipper (от schip - "корабль"). Некоторые этимологи усматривают образование от слова из норманнского (др.-сканд. Skipar) или датского (skipper) с тем же значением. Другие указывают на близость слова к немецкому Schiffer (от schiff(s)herr - "господин, начальник судна").

В русском языке слово впервые встречается в начале XVIII века как младший офицерский чин. Согласно Морскому уставу шкипер должен был "смотреть, дабы канаты были хорошо свернуты и чтоб опрятно лежали в интрюйме"; "в бросании и вынимании якоря повинен быть при битинге [битингах] и смотреть над завязыванием якорного каната".

В торговом флоте судоводительское звание шкипер было введено только в 1768 г. с обязательной сдачей экзаменов в Адмиралтействе. В 1867 г. звание было разделено на шкиперов дальнего и каботажного плавания, а в 1902 г. отменено, хотя должность "подшкипера" - содержателя судового снабжения по палубной части - на больших судах существует и сейчас, как и слово "шкиперская кладовая".

ШКОТОВЫЙ - матрос, работающий на шкотах (от голл. schoot - пола). Слово "шкот" (снасть для управления шкотовым углом паруса) впервые встречается в Морском уставе 1720 г. в форме "шхот".

ШТУРМАН - специалист по судовождению. Слово это в русском языке впервые отмечено в форме "стурман" в "Артикульных статьях" Д. Бутлера, затем в "Росписи припасам на барколон..." К. Крюйса (1698 г.) в формах "стюрман" и "штюрман" и, наконец, в Морском уставе 1720 г. встречается современная форма слова. А происходит оно от голландского stuur - "руль", "править". В эпоху расцвета мореплавания, когда суда голландской Ост-Индской компании уже бороздили воды Индийского океана и роль штурманов чрезвычайно возросла, голландское слово "штурман" стало международным. Так и в русском языке оно пришло на смену древнему "кормчий" или "кормщик" (от "корма", где издревле находился пост управления судном). Согласно "Артикульным статьям", штурман должен был сообщать капитану "обретенное высоту полуса (полюса) и свою записную про корабельное хождение книгу и книгу морского ходу показывати, чтоб наилучше усоветовать к сохранению корабля и людей...".

ЮНГА - мальчик на корабле, обучающийся морскому делу. В отечественной лексике слово это появилось при Петре I (от голл. jongen - мальчик). В ту пору существовали "кают-юнги", набираемые в качестве прислуги, и "дек-юнги" - для палубных работ. Юнгами начинали флотскую службу многие известные адмиралы, в том числе и "адмирал адмиралов" - Горацио Нельсон.