Поэтому то изучение и сбережение русского. Старт в науке

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Александр Иванович Куприн

23—25 октября в Мельбурне прошла вторая Международная научно-методическая конференция «Русская Школа XXI Век». Основная цель конференции — это обмен опытом по изучению русского языка в русских школах за рубежом. С приветственным словом к участникам от лица Русского Этнического Представительства и Русского Дома выступил Александр Ильин. Он отметил, как важен труд учителей. «Ваша работа очень важна. Я очень хочу, чтобы наши дети знали и гордились, что они являются частью русской культуры и истории. Чтобы они знали и любили Россию».
Программа конференции была очень насыщенной. Участники делали доклады, в которых рассказывали о своих методиках и разработках, проводили круглые столы и мастер-классы. В первый день участники конференции посетили открытые уроки в русской школе «Лидер». Директор школы, Марина Простакова, в ходе визита рассказала гостям о главном событии этого года — 10-летнем юбилее школы и поделилась опытом работы. В тот же день Александр Ильин провел для учителей необычный «открытый урок»- экскурсию по «русскому Мельбурну».

Во время конференции мы побеседовали с координатором конференции Еленой Петровой . Елена — завуч русской школы им. Св. Георгия Победоносного в Сиднее, и председатель Методического Совета Русских школ Австралии и Новой Зеландии.
— Елена, как вы стали преподавателем русского языка? Как появился методический совет?
— Честно говоря, я не думала, что буду преподавать в школе. В России я преподавала экономику в университете. Здесь, так получилось, я стала преподавать в русской школе. Мои ученики почти не говорили по-русски. Я захотела узнать больше о системе преподавания русского языка как иностранного.
В 2012 году я закончила Российский новый университет. На меня очень большое впечатление произвела первая лекция профессора Хамраевой, которая рассказывала о том в каком состоянии сейчас русский язык в мире, как упала его популярность и как быстро те, кто уезжают за границу теряют язык. Она рассказывала это очень эмоционально, а я видела подтверждение ее слов здесь. Я дала себе слово, что все, чему меня научат, я буду применять на практике и постараюсь дать возможность другим учителям присоединится к таким курсам.
Во время учебы в университете я познакомилась с преподавателями, которые согласились участвовать в вебинарах (семинарах через интернет) для учителей русских школ Австралии. На тот момент к нам присоединились 11 русских школ: директора, учителя, завучи из разных штатов Австралии и Новой Зеландии. Наша первая лекция длилась четыре часа, и это было начало. Мы стали регулярно проводить подобные семинары. Все лекции профессора читали для нас бесплатно, потому что они видели наше желание учиться.
В 2014 году в Сиднее мы провели первую научно-методическую конференцию «Русская школа XXI век». На этой конференции было принято решение создать методический совет. Сейчас в нём 13 русских школ. А всего, по нашим данным, в Австралии и Новой Зеландии 48 русских школ.

— Я знаю, что первую конференцию вы целиком провели за свой счет, изменилась ли ситуация в этот раз?
— И да, и нет. Участники, как и тогда, сами оплачивали расходу на дорогу и проживание. В этом году часть расходов мы смогли возместить из оплаты регистрационного взноса за участие в конференции. Также мы получили ощутимую финансовую поддержку от INTERPA Ltd. и Русского Этнического Представительства штата Виктория.
Я хочу поблагодарить за помощь в размещении и в организации питания учителей на конференции прицерковную школу при Богородице-Успенском храме в Данденонге и Русское Благотворительное общество им. св. прав. Иоанна Кронштадтского.
Особая благодарность методисту конференции Светлане Мороз, учителю церковно-приходской школы в Данденонге, за организационную и методическую помощь в проведении нашего мероприятия.

— Правда, что на конференции можно было присутствовать удаленно?
— Да, в этот раз у нас была возможность участия в конференции по интернету. Наши участники подключались к нам из разных стран. Также многие участники делали свои доклады, не находясь в Австралии.

— Сколько людей приняло участие в конференции?
— 50 человек со всей Австралии и даже Новой Зеландии смогло присутствовать лично, и десятки учителей слушали лекции преподавателей университетов из Германии и Москвы удаленно.

— Действительно, очень важно помнить и знать тот язык, на котором говорили твои предки. Елена спасибо за интервью и за то, что вы делаете! Как с вами могут связаться люди, которым нужно больше информации?
— Связаться с нами можно через наш вебсайт http://edumarathon.nitforyou.com/ или написать мне по адресу [email protected].

"...изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". Фото: Николай Богатырёв Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А. И. Куприн

Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности. Он богатее гармониею, нежели французской; способнее для излияния души в тонах; представляет более аналогичных слов, то есть сообразных и с выражаемым действием: выгода, которую имеют одни коренные языки.

Н. М. Карамзин

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

К.Г. Паустовский

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.

М. М. Пришвин

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

И. С. Тургенев

Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка.

А. П. Сумароков

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

В. Г. Короленко

Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

Н. С. Лесков

Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Л. Н. Толстой

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

П. Мериме

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Г. Паустовский

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с передачей некоторого количества новых –будут служить многие столетия после вас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие – образный, емкий, умный язык. В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, словесная живопись.

С.Я.Маршак

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

Л. Н. Толстой

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.

Н. А. Добролюбов

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И. С. Тургенев

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

____________________________________

Такого же уважения к своему языку наверняка желает каждый его интеллигентный носитель. Поэтому, когда нам надо составить документы или написать что-то важное на другом языке, лучше обратиться к специалистам в бюро переводов . Тем более, когда этого требует официальный этикет на любых церемониях. К тому же даже грамотный переводчик не способен охватить все аспекты нашего многообразного мира, поэтому существуют технические, медицинские, юридические и прочие переводы.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF


«Язык - это история народа.

Язык - это путь цивилизации и культуры…

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка

является не праздным занятием от нечего делать,

но насущной необходимостью»

(А.И.Куприн)

Язык, по словарю С.И.Ожегова, - главное средство общения, орудие обмена мыслями и взаимопонимания людей в обществе. Он помогает познавать мир, накапливать знания, получать и хранить информацию.

Язык возник в глубокой древности, удовлетворяя потребность людей общаться. Он помог им понимать друг друга, объединяться в общины для добывания пищи или для борьбы с врагами и природными бедствиями. С развитием языка усовершенствовались орудия труда и материальный уровень жизни человека.

У каждого народа есть своя история, и мы бы не знали ее, если б люди не владели языком как главным способом передачи информации. Ведь в далеком прошлом, когда умели писать только летописцы, все происходящие события передавались из уст в уста. От поколения к поколению люди описывали свой уклад жизни, обычаи и традиции, кровавые войны, победы и поражения. Делясь мыслями и наблюдениями, повествуя новому поколению о прошлом, народ сам писал свою историю. Язык являлся памятью народа. С его помощью каждый мог прикоснуться к древним историческим событиям.

Получая больше знаний о мире, в котором жили, люди развивались и вскоре оказались на пути к цивилизации. Общество начало общаться с другими народами, выходить за границы своей собственной территории, налаживая тесные связи с другими племенами, с соседними государствами. Они обменивались опытом, подсказывая друг другу, как лучше поступить в различных ситуациях, помогали в развитии и усовершенствовании ведения хозяйства. Разговаривая друг с другом, замечая различия между собой, люди образовали свою этническую культуру. Все это привело к тому, что сформировался национальный язык - русский.

Русский язык является одним из самых распространенных языков мира. Не зря говорят, что он велик и могуч. Но в истории много случаев, когда перед народом ставилась очень сложная задача - сохранить русский язык. Например, в эпоху Петра I, когда царь «открыл окно в Европу», среди дворянства появилась мода на все французское: на одежду, еду, элементы культуры. В высшем свете чаще слышалась французская речь, а не русская. Дворяне и крестьяне начали говорить на разных языках, и в результате произошло расслоение общества. К счастью, собиратели фольклора, поэты и писатели XVIII-XIX веков, такие как Д. И. Фонвизин, В. И. Даль, А.С. Пушкин, смогли привить народу любовь к неисчерпаемо богатому русскому языку.

Изучение и сбережение гибкого, величавого, многогранного русского языка невозможно без патриотизма, без безграничной любви. Нужно изучать родной язык и говорить правильно. Язык является крепкой нитью, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее людей. Пока общество сохраняет национальный русский язык, жива русская культура, жив русский народ. А это очень важно!

Цель: формирование казахстанского патриотизма; развитие познавательной и творческой активности учащихся; прививать любовь к русскому языку; расширение кругозора учащихся.

Оборудование: плакат «XXI ғасырдың лидері. Лидер XXI века», номера участников, плакаты писателей и великих людей.

Форма проведения: интеллектуально-познавательная игра

Участники: учащиеся казахских классов.

Ведущий: Добрый день, дорогие гости, уважаемые участники! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Лидер XXI века» среди одаренных учеников, прекрасно владеющих русским языком.Игра, на которой победит тот, кто эрудирован, активен, решителен, способен проявить себя в неожиданной ситуации Сегодня мы проводим праздник русского языка, праздник великого русского слова. Какговорил писатель- Александр Иванович Куприн

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры...

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Представление жюри.

Мы начинаем игру и пусть победит сильнейший.

Оценивание первого конкурса будет проходить по пятибальной системе.

Правила тура: оригинальный рассказ о себе.

1-й участник: Жанерке

2-й участник: Альмира

3-й участник: Бауыржан

4-й участник: Айман

5-й участник: Аршат

6-й участник: Айтуган

7-й участник: Айгерим

Правила тура: ведущий задает вопросы, отвечает участник, первым поднявший сигнальную карточку.

1.Как называют систему знаков препинания в письменности какого-либо языка, а также правила их постановки в письменной речи.(пунктуация)

2.Какие падежи мы называем косвенными?

3. Кто из казахских поэтов написал «Слова назидания» Қара сөз? (Абай)

4. Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс)

5. Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним)

6. Какая наука изучает язвк? (Языкознание, лингвистика)

7. Что такое язык, для чего он служит? (основное средство общения людей)

8. Какие языки являются международными? (англ., араб.,испан.,китай.,фран.,русский языки.)

9.Из каких разделов состоит грамматика? (синт.,морф.)

10. Кто составил первую научную грамматику русского языка? (М.В. Ломоносов в 1755 году, заложил основы стилистики)

11. Какие виды способов связей словосочетаний вам известны?

12. Признаки каких частей речи имеет причастие?

13. Какие служебные части речи вам известны?

14. Какая часть речи указывает на предметы, но не называет их?

16. Как называются глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

17. Что такое резюме?

18. Какие наклонения глагола вы знаете?

19.Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?

20. Какой раздел русского языка изучает звуки речи?

21.Что такое этика? (философское исследование морали и нравственности).

Проверим, насколько вы обладаете знаниями в области кахах.и англ. языках

Задание: необходимо закончить пословицу. Ответ должен быть на 3-х языках.

1. У одной мыши - два хвоста. (Ножницы. Sissors. Қайшы)

2. Две руки и 50 ножек, все бегут по одной дорожке. (Пила. Ара. Saw)

3. Зеленый теленок толстеет на тонкой привязи. (Арбуз. Water-Melon. Қарбыз)

4. Она никого не обижает, а все ее толкают. (Дверь. Door. Есік.)

5. _________ всему голова (Хлеб. Нан. Brеad)

6. Старый _________ лучше новых двух (друг, дос, friend)

7. Усы есть, да бороды нет; шуба есть, да халата нет; незачем ему ходить в поле - все дома найдет. (Кот. Cat. Мысық.)

8. Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья, да не летает; в холоде не зябнет, жары не боится - что это такое? (Рыба. Fish. Балық)

Мы прощаемся с двумя участниками, набравшие меньшее кол-во баллов.

Игроки по очереди выбирают себе область знаний и цену вопроса в соответствии с таблицей. При правильном ответе игрок получает балл в соответствии с ценой, при неправильном - ход переходит к другому участнику.

С песней по жизни 10 20 30

Знакомые лица 10 20 30

Преступление и наказание 10 20 30

10. Этого человека в народе называют почетным именем - күй атасы (отец кюев). Вершиной его творчества считается күй «Сары-Арка». Имя этого человека носит Алматинская государственная консерватория, оркестр народных инструментов. Назовите его имя. (Курмангазы)

20. Единственная казахстанская певица, чье имя увековечено на Аллее Звезд в Москве. (Роза Рымбаева)

30 Казахский национальный смычковый инструмент имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки.(кобыз)

10. Носитель титула «Лидер Нации» .Основоположник новой столицыДень его рождения совпадает с государственным праздником День Столицы. (Н.Назарбаев)

20. Основоположник современной педагогической науки Казахстана, известный этнограф, языковед, член-сотрудник Императорского Русского географического общества. Образцами письменного поэтического стихосложения для поэтов следующих поколений стали его стихотворения «Река» и «Лето». (Ыбрай Алтынсарин)

30. Замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы. Широкое признание принес ему один из первых его поэтических сборников «Шолпан». При сталинском режиме был репрессирован и расстрелян 19 марта 1938 года. (Магжан Жумабаев)

10. С какого возраста подростков привлекают к уголовной ответственности?

20. Назовите одного из создателей свода законов «Жеті жарғы» (Тауке хан)

30. В каком международном документе записаны права детей?

(В «Конвенции о правах ребенка»)

Мы прощаемся с одним участником, набравший меньшее кол-во баллов.

Я предлагаю вам послушать притчу о мудром Эзопе. Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное на свете». Хозяин велел позвать Эзопа. Ты, слышишь, Эзоп, вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете. Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык? А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово "свобода”. Через некоторое время кто-то подсказывает хозяину: - Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела. Эзоп, ты же опять принес язык? А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово "раб”.

Вашему вниманию мы предлагаем две темы:

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

П. Мериме

Кто ни разу не вспоминал русского, который «быстро едет», и жизнь, которая «была ничем и есть ничто»? А знаете ли вы, что эти фразы принадлежат нашим известным писателям и смысл, который они в них вкладывали, был совсем другой. Предлагаем вам восстановить истинный контекст и узнать, в чем же был исходный смысл высказывания.

1. Русский медленно запрягает, да быстро едет.

Русский медленно запрягает, да быстро едет, если вдруг по дороге завидит кабак. (Пословица)

2. Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой, поражающей носителей языков, за счет которых он обогащается. (М. Горький)

3. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово в адрес украинца. (Н. В. Гоголь)

4. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен, прекрасен, удивителен, неподражаем, тонок, силен, ошеломляющ, духоподнимающ, брюхоопускающ, един и неделим, завещан нам доисторическими предками — человекоподобными обезьянами, а в неопытных устах — просто мясистый отросточек. (А. И. Куприн)

5. Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.

Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее искоренить. (Ф. М. Достоевский)

6. Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью разнообразных экспертов обеспечить себя пропитанием. (А. И. Куприн)

7. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, а мы — вот хоть взять меня для примера — пишем на нем какую-то ерунду. (К. Г. Паустовский)

8. Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто.

Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто, жизнь, представляющаяся мне тулзой, есть тулза. (Л. Н. Толстой)