Поэтическое творчество К. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики К.Н.Батюшкова

Начало романтизма в русской поэзии неразрывно связано с именами знаменитых поэтов В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Творчество поэтов невозможно назвать ни тождественным, ни кардинально противостоящим друг другу. (Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова)

Основным различием в их творческих путях остается то, что произведения В. А. Жуковского в большой мере подданы монархическому влиянию, в них живет старая добрая эпоха классического сентиментализма: грусть о несбывшихся надеждах, меланхолическое томление сердца. Стихи Батюшкова наполнены новым влиянием: поэт наслаждается настоящим, ценит все хорошее, что ему посылает жизнь и с огромным оптимизмом видит будущее.

Особенности поэзии Жуковского

Литературный мир считает Жуковского классическим представителем эстетического гуманизма, наполненным идеями немецких романтиков. В своих стихах он предавал колоссальное значение эстетике морали, общественных отношений, религии. Также как и немецким романтикам, Жуковскому было свойственно находить религиозный смысл во всех окружающих вещах, будь то искусство или романтические отношения.

Темы поэзии Жуковскогосвязаны с прородой, в его стихотворениях приобретает мистический смысл и скрытую таинственность. Лирическим героям поэзии Жуковского свойственно наслаждение собственными страданиями, которые, однако, не уничтожают его сердце, а наоборот, наполняют, понимаем скрытого смысла человеческой сущности, необыкновенной гармонией и безмятежностью. Но вопреки этому, открытый трагизм в его стихах звучит только в конце его творчества, когда автор узнает о своей болезни, и в произведение дает выход своей личной печали.

Особенности поэзии Батюшкова

Наполнение творчества Батюшкова абсолютно противоположно творчеству Жуковского. Его произведения были наполнены мощными страстями и энергией. Батюшкову было свойственно с небывалой силой отдаваться как радостям, так и печалям в своих стихах. Лирический герой, переживая душевные трагедии, не ищет философский смысл, а опьянен верой в то, что его драма со временем перерастет в личное счастье. Константина Батюшкова считают своеобразным предтечей Александра Пушкина. Ведь в его творчество легли основы классицизма и сентиментализма, которые со временем будут отшлифованы Пушкиным и станут основными характерными чертами русской классической поэзии.

Первым стихотворениям Батюшкова свойствен эпикуреизм: лирический герой безумно и неистово наслаждается жизнью. Он нашел новый способ выражения чувств лишенный сентиментальности и излишнего морализма. Трагизм в его стихах звучит только в конце его творчества, когда автор узнает о своей болезни, и в произведение дает выход своей личной печали. К огромному сожалению, поэт закончил свой путь на много раньше, чем жизненный. Из-за душевной болезни он не смог творить после сорока лет.

Начало романтизма было вызвано общенациональным подъемом сознания русского народа, в связи с историческими событиями 1812 года. Русская литература в начале 19 века начала становиться частью европейского литературного развития. Творчество Батюшкова и Жуковского обобщали общеевропейские тенденции Просвещения и классицизма, в особенности идеи гармоничной эстетической созидательности сочетающейся с культом чувственности и меланхолии.

Константин Николаевич Батюшков

Идейно-художественное своеобразие поэзии Батюшкова.

Белинский, определяя своеобразие поэзии автора «Вакханки», писал: «Направление поэзии Батюшкова совсем противоположно направлению поэзии Жуковского. Если неопределенность и туманность составляют отличительный характер романтизма в духе средних веков, то Батюшков столько же классик, сколько Жуковский - романтик». Но чаще критик восхвалял его как романтика.

Творчество Батюшкова весьма сложно и противоречиво. Это порождает большую разноголосицу в его оценке. Некоторые критики и литературоведы считают его неоклассиком (П. А. Плетнев, П. Н. Сакулин, Н. К. Пиксанов). Опираясь на явные связи поэта с сентиментализмом, его воспринимают то сентименталистом (А. Н. Веселовский), то предромантиком (Н. В. Фридман). Преувеличивая свойственные Батюшкову переклички с Жуковским, его причисляли к «унылому» романтизму. Но Батюшков, испытывая в начале своего творчества частичное влияние классицизма («Бог»), а затем гуманистическо-элегического романтизма, не принадлежал к правоверным приверженцам ни классицизма, ни элегического романтизма. Вся его литературная деятельность, поэтическая и теоретическая, в своей основе развертывалась в непрестанной борьбе с классицизмом и его эпигонами. Явно метя в классицизм, он спрашивал в «Послании к Н. И. Гнедичу»: «Что в громких песнях мне?» Батюшков выступил в сложных условиях переходного времени: уходящего, но еще активно действовавшего эпигонского классицизма, крепнувшего сентиментализма, возникавшего и приобретавшего популярность гуманистическо-элегического романтизма. И это отразилось в его поэзии. Но, испытывая и преодолевая воздействие литературных влияний, Батюшков формировался преимущественно как поэт гедонистическо-гуманистического романтизма. Для его поэзии характерно создание объективного образа лирического героя, обращение к реальной действительности, выразившееся, по словам Белинского, в частности, во введении в некоторые элегии «события под формой воспоминания». Все это было новостью в литературе того времени.

Большое количество стихов Батюшкова называются дружескими посланиями. В этих посланиях ставятся и решаются проблемы социального поведения личности. Идеал Батюшкова в художественном воплощении - определенность, естественность и скульптурность. В стихотворениях «К Мальвине», «Веселый час», «Вакханка», «Таврида», «Я чувствую, мой дар в поэзии погас» и подобных им он достигает почти реалистической ясности и простоты. В «Тавриде» сердечно начальное обращение: «Друг милый, ангел мой!» Пластично изображение героини, румяной и свежей, как «роза полевая», делящей с любимым «труд, заботы и обед». Здесь намечены и предполагаемые обстоятельства жизни героев: простая хижина, «домашний ключ, цветы и сельский огород». Восхищаясь этим стихотворением, Пушкин писал: «По чувству, по гармонии, по искусству стихосложения, по роскоши и небрежности воображения- лучшая элегия Батюшкова». Но ей не уступает элегия «Я чувствую, мой дар в поэзии погас». Искренностью чувств, задушевностью обращения к любимой она предвосхищает лучшие реалистические элегии Пушкина.

Подробности быта лирического героя («Вечер», «Мои пенаты») свидетельствуют о вторжении в поэзию повседневной жизни. В стихотворении «Вечер» (1810) поэт говорит о «посохе» дряхлой пастушки, о «лачуге дымной», об «остром плуге» оратая, об утлой «ладите» и других конкретных деталях воссоздаваемых им обстоятельств.

Яркая пластичность лучших произведений Батюшкова определяется строгой целенаправленностью всех средств их изображения. Так, стихотворение «К Мальвине» начинается сравнением красавицы с розой. Последующие четыре строфы обыгрывают и расширяют это сравнение. И грациозное произведение завершается пожеланием-признанием: «Пусть розы нежные гордятся На лилиях груди твоей! Ах, смею ль, милая, признаться? Я розой умер бы на ней». Стихотворение «Вакханка» воссоздает образ жрицы любви. Уже в первой строфе, сообщающей о стремительном беге вакховых жриц на праздник, подчеркивается их эмоциональность, порывистость, страстность: «Ветры с шумом разнесли Громкий вой их, плеск и стоны». Дальнейшее содержание стихотворения - развитие мотива стихийной страсти. Белинский об элегии «На развалинах замка в Швеции» (1814) писал: «Как все в ней выдержано, полно, окончено! Какой роскошный и вместе с тем упругий, крепкий стих!» (VII, 249).

Поэзии Батюшкова свойственна сложная эволюция. Если в ранних стихах он склонен выражать и изображать душевные состояния в большей или меньшей мере статически («Как счастье медленно приходит»), то в расцвете своего творчества поэт рисует их в развитии, диалектически, в сложных противоречиях («Разлука»; «Судьба Одиссея»; «К другу»).

Произведения Батюшкова, воплощая естественные, индивидуальные чувства и страсти, не укладывались в привычные жанрово-видовые формообразования и стиховые метроритмические схемы классицизма, предназначенные для выражения отвлеченных чувств. Следуя за Жуковским, поэт внес и свою долю в разработку силлабо-тонического стиха. «Легкая поэзия», требовавшая естественности, непосредственности, обусловила широкое обращение Батюшкова к разностопному ямбу, отличающемуся разговорностью, выразительностью, гибкостью. По свидетельству И. Н. Розанова, этим размером написано почти две трети его стихов («Мечта», «Послание к Н. И. Гнедичу», «Воспоминание» и др.). Но для большинства наиболее жизнерадостных лирических произведений, славящих любовь, Батюшков предпочел игровой хорей («К Филисе», «Ложный страх», «Счастливец», «Привидение», «Вакханка»). Раздвигая возможности силлаботоники, поэт, кроме четырехстопного («Как счастье медленно приходит»), шестистопного («Послание к стихам моим») ямба, также использует трехстопный. Живость послания «Мои пенаты», написанного трехстопным ямбом, вызвала похвалу Пушкина и Белинского.

Батюшков в ряде стихов показал образцы строфического искусства и замечательное мастерство симметрического построения стиха («На смерть супруги Ф. Ф. Кокошкина»; «К другу», «Песнь Гаральда Смелого», «Переход через Рейн»). Придавая своим стихам непринужденность, непосредственность потока чувств и мыслей, он чаще пользуется свободной строфикой, но и в ней стремится к симметрии («Веселый час»).

Заботясь о естественности стихов, поэт много внимания уделяет их благозвучности. Он любит музыкальные созвучия согласных: «Играют, пляшут и поют» («К Мальвине»); «Часы крылаты! не летите» («Совет друзьям»); «Во всем величии блистала» («Воспоминание»); «Коней сребряной браздой!» («Счастливец»). Искусно повторяя, концентрируя звуки п, р, б и др., поэт создает целую музыкальную симфонию в стихотворении: «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы При появлении аврориных лучей…» (1819).

Батюшков один из первых среди поэтов нарушает абсолютные границы между жанрами, установленные классицистами. Посланию он придает свойства то элегии («К другу»), то исторической элегии («К Дашкову»), он обогащает жанр элегии и превращает ее в лиро-эпическое произведение («Переход через Рейн», «Гезиод и Омир - соперники», «Умирающий Тасс»).

Расширяя возможности разговорной речи в поэзии, Батюшков достигает непосредственности в стихах: «Подайте мне свирель простую, Друзья! и сядьте вкруг меня Под эту вяза тень густую, Где свежесть дышит среди дня» («Совет друзьям»). Но при этом там, где необходимо, он обращается к анафорам («Отрывок из XXXIV песни „Неистового Орланда“), инверсиям («Тень друга») и к другим средствам синтаксической изобразительности.

Демократизируя литературный язык, поэт не страшится слов и выражений более широкого круга, чем любезное ему общество просвещенного дворянства. У него мы встретим уместно примененные слова: «крушиться» («Совет друзьям»), «топая» («Радость»), «рдеет» («Пленный»).

Пластической выразительности произведений Батюшкова помогают и точные, конкретные, изобразительные средства, в частности эпитеты. У него юность красная, вакх веселый, часы крылаты, луга зелены, ручьи прозрачные («Совет друзьям»), нимфы резвые и живые, сон сладкий («Веселый час»), дева невинная («Источник»), рощи кудрявые («Радость»), стан стройный, ланиты девушки пылающи («Вакханка»).

Но, полностью владея искусством художественного слова и блестяще проявив его во многих прекрасных лирических творениях, Батюшков оставил и стихотворения, в той или иной степени недоработанные. Это отметил еще Белинский. По его наблюдению, лирические произведения поэта по преимуществу «ниже обнаруженного им таланта» и далеко не выполняют «возбужденных им же самим ожиданий и требований». В них встречаются затрудненные, неуклюжие обороты и фразы: «Скорее морем льзя безбедно На валкой ладие проплыть» («Н. И. Гнедичу», 1808). Или: «Ведомый музами, в дни юности проник» («К Тассу», 1808). Они не всегда избавлены от неоправданной архаики: в элегии «Умирающий Тасс», написанной в 1817 году, встречаются слова, явно выпадающие из ее стиля: «кошницы», «лобзаний», «веси», «перст», «оратая», «зрел», «огнь», «соплетенный», «десницу», «стогнам», «глас», «небренной».

Батюшков - замечательный знаток античности. Он вводит в свои стихи исторические и мифологические имена этого мира. В стихотворении «Мечта» вспоминаются зефиры, нимфы, грации, амуры, Анакреонт, Сафо, Гораций и Аполлон, а в стихотворении «Совет друзьям» - нимфы, Вакх, Эрот. У него есть стихи «К Маль-вине», «Послание к Хлое», «К Филисе». Однако обилие античных имен, исторических и мифологических в стихах о современности, несомненно, привносит стилистический разнобой. Именно поэтому Пушкин по поводу послания «Мои пенаты» заметил: «Главный порок в сем прелестном послании есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических с обычаями жителя подмосковной деревни». В этом стихотворении в «хижине убогой» с «ветхим и треногим столом», «жесткой постелью», «рухлядью скудельной» соседствуют «кубки», «чаша золотая» и «ложе из цветов».

Константин Николаевич Батюшков был талантливейшим поэтом своего времени. Этот человек умел наслаждаться всеми радостями жизни, воспевал любовь и дружбу I [о вместе с тем его занимала героическая тема, которой было отведено значи-гсльное место в творчестве Константина Николаевича. Поэт, подобно любому мыслящему и обладающему гражданской честностью человеку, не мог остаться равнодушным к войне 1812 года. Сам Батюшков не понаслышке знал, что такое военные действия. В 1807 году он был сотенным начальником в Петербургском милиционном батальоне, принимал участие во второй Войне России против Франции. И битве при Гейльсберге Батюшков был тяжело ранен и спасся, можно сказать, только чудом: его нашли на поле боя среди погибших.
В 1812 году Батюшков был в отставке, но решил снова отправиться на военную службу. В октябре 1812 года он писал П. А. Вяземскому. «Я решился, и твердо решился отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, Вишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени».
Во время войны Батюшков находился в эпицентре исторических событий. Он
сражался под Дрезденом, Теплицем, Лейпцигом и т. д. Поэт на собственном опыте И()знал весь ужас войны. Батюшков считал, что главным достоинством поэта является правдивость изображения. Константин Николаевич писал: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». В стихах, посвященных войне 1812 года, ясно прослеживаются трагические мотивы. Послание «К Дашкову» помогает понять эмоцио-напьное состояние поэта, который был очевидцем и участником военных действий. Батюшкову особенно тяжело сознавать, что Родина страдает, гибнут невинные люди. В своих стихах он доносит до окружающих собственную позицию, говорит о чудовищной несправедливости войны.
Мой друг!Я видел море зла И неба мстительные жары, Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары; Я видел сонмы богачей, Бегущих в рубищах издранных,Я видел бледных матерей. Из милой родины изгнанных; Я на распутьи видел их...
Батюшков убежден, что долг поэта в столь сложное время донести до окружающих всю трагедию войны. Он отвергает совет Дашкова о продолжении любовной лирики. Батюшков утверждает, что поэт не должен оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу родной страны.
А ты, мой друг, товарищ мой, Велишь мне петьлюбовь и радость, Беспечность, счастье и покой И шумную за чашей младость, Среди военных непогод, При страшном зареве столицы На голос мирным цевницы Сзывать пастушек в хоровод, Мне петь коварные забавы Армид и ветреных Цирцей Среди могил моих друзей. Утраченных па поле славы!... Лет, нет, талант погибни мой И лира, дружбе драгоценна, Когда ты будешь мной забвении, Москва, отчизны край златой!
(«К Дашкову»).
В 1813 году Батюшковым была написана историческая элегия «Переход русских войск через Неман». В этом произведении поэт говорит о том, как нашествие закончилось, русская армия освободила Родину и вступила на землю неприятеля. В стихах изображена дорога, по которой проходила армия врага. Из строк Батюшкова мы узнаем о покинутых селах, о трупах, которые остались на снегу. Но поэт рисует не только мрачные картины. В этом произведении ясно чувствуе-тя вера в могучую силу русского народа. Элегия очень патриотична, вера поэта в несокрушимость России очевидна.
В 1814 году Батюшков написал элегию «Пленный». В этом произведении рассказывается о том, как пленный казак вспоминает родной Дон, сво} милый край. Тоска несчастного пленника ассоциируется с образом снега. Все, что связано с чужой страной, не радует казака. Для него намного ближе и милее воспоминания об Отчизне, пусть даже они могут показаться обыденными. Казак говорит: «Какие радости в чужбине! Они в родных краях...». В этом произведении снова раскрывается патриотическая тема. Любовь к родной стране является для Батюшкова одной из основных ценностей, присущих человеку.
В 1816-1817 годах Батюшковым было создано произведение «Переход через Рейн». В этом произведении поэт изображает военные картины, а также раздумывает о прошлом страны. Патриотическая тема получает свое новое яркое развитие.
Хорошо зная все тяготы военного времени, Батюшков не скупился на краски в описании всего увиденного. Поэт неоднократно упоминал о картинах войны. Например, стихотворение послание «Н. И. Гнедичу» показывает нам «печальную кар-
I пну» походной жизни.
11о мрачные впечатления не могут заслонить для поэта радости, которую испы-п.шает настоящий воин, сознающий свою силу. В послании «К Н. М. Муравьеву» (IН17 г.) есть такие строки:
... Как весело перед строями Лететь па ухарском коне И с. первыми в дыму, в огне, Ударить с криком за врагами...
Гордость за свой народ, за его силу и смелость, Батюшковым воспринимается пик нечто само собой разумеющееся. Даже на войне зрелип;е может быть прекрасным, несмотря на противоречивость ситуации.
Колонны сдвинулись как лес, И вот... О зрелище прекрасно!... Идут. Безмолвие ужасно! Идут, ружье наперевес; Идут... Ура! И все сломили, Рассеяли и разгромили. Ура! Ура! - и где же враг? Бежит... А мы в его домах...
(«К Н. М. Муравьеву»).
Поэзия Батюшкова воспринимается современными читателями с большим ин-есом. Патриотическая тема раскрывается глубоко, что дает возможность лучше ять отношение самого поэта к исторической судьбе своей Родины.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция

Творчество К.Н. Батюшков а

К.Н. Батюшков относится к числу наиболее талантливых поэтов первой четверти XIX в., в творчестве которых весьма успешно начал оформляться романтизм, хотя этот процесс и не был завершен.

Первый период творчества (1802--1812) - это время создания "легкой поэзии". Батюшков был и ее теоретиком. "Легкая поэзия" оказалась звеном, связавшим средние жанры классицизма с предромантизмом. Статья "Речь о влиянии легкой поэзии на язык" была написана в 1816 г., но автор обобщал в ней опыт творчества разных поэтов, в том числе свой собственный. "Легкую поэзию" он отделил от "важных родов" - эпопеи, трагедии, торжественной оды и подобных ей жанров классицизма. Поэт включил в "легкую поэзию" "малые роды" поэзии и назвал их "эротическими". Необходимость лирики интимной, передающей в изящной форме ("вежливо", "благородно" и "красиво") личные переживания человека, он связывал с общественными потребностями просвещенного века. Теоретические предпосылки, раскрывающиеся в статье о "легкой поэзии", значительно обогащались художественной практикой поэта.

Его "легкая поэзия" "общежительна" (поэт употреблял это характерное для него слово). Творчество для него - вдохновенное литературное общение с близкими людьми. Отсюда главные жанры для него - послание и близкое ему посвящение; адресатами оказываются Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Тургенев (брат декабриста), И.М. Муравьев-Апостол, В.Л. Пушкин, С.С. Уваров, П.И. Шаликов, просто друзья, нередко стихи посвящены женщинам с условными именами - Фелиса, Мальвина, Лиза, Маша. Поэт любит в стихах разговаривать с друзьями и любимыми. Диалогическое начало значительно и в его баснях, к которым поэт также имел большую склонность. Печать импровизаций, экспромтов лежит на малых жанрах - надписях, эпиграммах, различных стихотворных шутках. Элегии, появившись уже в начале творческого пути поэта, сделаются ведущим жанром в дальнейшем творчестве.

Батюшкову свойственны высокое представление о дружбе, предромантический культ "родства душ", "душевной симпатии", "чувствительного дружества".

Шесть стихотворных посланий Батюшкова Гнедичу были созданы в период с 1805 по 1811 г., они во многом уясняют своеобразие его творчества на первом этапе. Условности жанра отнюдь не лишали послания Батюшкова автобиографичности. Поэт в стихах передавал свои настроения, мечты, философские умозаключения. Центральным в посланиях оказывается лирическое "я" самого автора. В первых посланиях лирическое "я" - отнюдь не разочарованная личность с охлажденным сердцем. Напротив, это личность, выступающая в атмосфере шуток, игр, беспечности и мечты. В соответствии с эстетикой предромантизма лирическое "я" посланий погружено в мир химер, поэт "мечтами счастлив", его мечта "все в мире золотит", "мечта - нам щит". Поэт - как "безумец", как дитя, любящее сказки. И все же его мечта - это не те романтические грезы, полные таинственных чудес и страшных загадок, грустных призраков или пророческих видений, в которые будут погружаться романтики. Мир мечты лирического субъекта Батюшкова шутлив. Голос поэта - не глас пророка, а... "болтуна".

В "легкой поэзии" создавался полный обаяния образ юности "красной", "цветущей, как роза", как майский день, как "смеющиеся поля" и "луга веселые". Мир юности подвластен "богине красоты", Хлое, Лилете, Лизе, Зафне, Делии, и привлекательный женский образ постоянно появляется рядом с лирическим "я". Как правило, это не индивидуализированный образ (лишь отдельные моменты индивидуализации намечены в образе актрисы Семеновой, которой посвящено специальное стихотворение), а обобщенный образ "идеала красоты": "И кудри золотые, // И очи голубые..."; "И кудри распущенны // Взвевают по плечам...". Идеальная дева в художественном мире Батюшкова - всегда верная подруга, воплощение земной красоты и прелести юности. Этот постоянно присутствующий в воображении поэта идеал художественно воплощен в элегии "Таврида" (1815): "Румяна и свежа, как роза полевая, // Со мною делишь труд, заботы и обед...".

В стихотворных посланиях художественно реализовался раскрывающий индивидуальный облик Батюшкова и характерную черту русского предромантизма мотив родного крова. И в его письмах, и в стихах повторяется зов души к родным пенатам или ларам, к "гостеприимной тени отеческого крова". И этот поэтичный образ противостоит позднее выраженной в стихах романтической неприкаянности и бродяжничеству. Батюшков же любит "домашние лары", отчий дом.

Художественный мир Батюшкова расцвечен яркими, драгоценными красками ("золотыми", "серебряными", "бисерными"); вся природа, и человек, и его сердце в движении, в порыве, чувства переполняют душу. Лирический субъект "легкой поэзии" Батюшкова 1802--1812 гг. - преимущественно восторженный человек, хотя временами его восторг сменяется меланхолией. Эмоцию восторга поэт передал в зримых, пластически выразительных образах-эмблемах, поэтических аллегориях. Он искал "эмблемы добродетели". В "легкой поэзии" особенно выделяются и многократно повторяются четыре образа-эмблемы: розы, крыльев, чаши и челна, которые раскрывают существо его поэтического мировидения.

Образы цветов, особенно розы, - любимые у Батюшкова, они придают его стихам праздничность, образ розы у него - лейтмотивный, многофункциональный. Она - выразительница идеи красоты; душистый, розовый, юный цветок ассоциирован с античными временами - детством человеческого рода: розы - Амур - Эрот - Киприда - Анакреон, певец любви и наслаждений, - такова линия ассоциаций. Но образ розы получает и смысловую протяженность, он переходит в область сравнений: любимая, вообще молодая женщина сравнивается с розой как эталоном красоты.

Также и другие образы-эмблемы - крыльев, чаши - отразили культ изящного наслаждения, потребности личности, осознающей свое право на счастье.

Условный язык поэзии Батюшкова вбирает в себя имена писателей, которые также становятся знаками, сигналами определенных этических и эстетических пристрастий: Сапфо - любви и поэзии, Тасс - величия, Парни - изящества любовных увлечений, а имя героя Сервантеса Дон Кишота (так у Батюшкова) - знак подчинения реальных поступков нежизненной и смешной мечтательности.

В "легкую поэзию" Батюшкова вошло басенное начало. Не только Гнедич, но и Крылов был другом поэта. Близкие басням Крылова и его сатирическим повестям, в особенности "Каибу", образы появляются в посланиях Батюшкова и в других его жанрах. В стихотворных посланиях образы зверей не всегда создают аллегорическую сценку. Обычно они оказываются лишь художественной деталью, басенного типа сравнением, призванным выразить несоответствие между должным и сущим: "Кто волком быть привык, тому не разучиться // По-волчьи и ходить, и лаять завсегда".

Первый период творчества Батюшкова - становление предромантизма, когда поэт сохраняет связь с классицизмом ("средними" жанрами и "средним" стилем). Его "общежительный" предромантизм в излюбленном жанре послания к друзьям ознаменовался, прежде всего, светлой мечтательностью и шутливостью молодой души, жаждущей земного счастья.

Второй период творчества. Участие в событиях Отечестве н ной войны 1812 года. Становление исторического мышления Батюшкова.

1812-1813 гг. и весна 1814-го обособляются в самостоятельный период творчества поэта, пережившего подлинный перелом, полный отказ от эпикуреизма юных лет; в это время происходит становление исторического мышления Батюшкова. батюшков поэт романтизм

Участвуя в событиях Отечественной войны, свою историческую миссию очевидца, свидетеля выдающихся свершений он связывал с писательским трудом. Его письма тех лет, особенно Н.И. Гнедичу, П.А. Вяземскому, Е.Г. Пушкиной, Д.П. Северину, одновременно передавали ход исторических событий и внутренний мир человека той поры, гражданина, патриота, личности весьма восприимчивой, чувствительной.

В письмах второй половины 1812 г. - смятение, тревога за родных и близких, негодование против "вандалов" французов, усиление патриотических и гражданственных настроений. Чувство истории складывается и развивается у Батюшкова в коде Отечественной войны. Он все больше осознает себя не просто зрителем событий ("все случается перед моими глазами"), но активного их участника: "Итак, мой милый друг, мы перешли за Рейн, мы во Франции. Вот как это случилось..."; "Мы вступили в Париж <...> удивительный город". Понятно историческое значение происходящего: "Здесь что день, то эпоха".

В письма и стихи входит идея относительности ценностей в свете истории - и возникает центральный философский вопрос, выношенный в перипетиях времени: "Что вечно, чисто, непорочно?". И так же как в письмах он заявлял, что исторические превратности "превосходят всякое понятие" и все кажется таким же иррациональным, как сон, так и в стихах размышляющий поэт не находит ответа на вопросы о смысле истории. И все же его не оставляет стремление осознать ее законы.

Третий период творчества. Романтическое неприятие действительности. Поэтика элегий .

Третий период творческого развития Батюшкова - с середины 1814 г. по 1821 г. Предромантический художественный мир поэта видоизменяется, обогащаясь сугубо романтическими элементами и тенденциями. На новом этапе духовного развития появляется новое представление о человеке, о ценностях жизни, обостряется интерес к истории. "Изящное эпикурейство" его теперь не удовлетворяет, он подвергает критике идеи "школы Эпикуровой". Для него все более важной становится не просто человеческая чувствительность, а философская, именно этическая, а также социальная, гражданская позиция человека.

Лирическое "я" его стихов и его лирические герои не только мечтают и ощущают полноту счастья, но погружаются в размышления о жизни. Философские интересы и занятия Батюшкова отразились в жанре элегий, занявших теперь центральное место в его поэзии. В элегиях - лирическое раздумье поэта о жизни человека, об историческом бытии.

Романтическое неприятие действительности усиливалось у Батюшкова. Поэт увидел странную антиномию: "страдания всего человечества во всем просвещенном мире".

Программное стихотворение поэта, в котором он провозгласил новые идейно-художественные установки, "К Дашкову" (1813), раскрывает его патриотическое и гражданственное самосознание. Он отказывается петь любовь, радость, беспечность, счастье и покой среди могил друзей, "утраченных на поле славы"; пусть погибнут талант и лира, если будут забыты дружба и страдающая родина:

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь.

Перед врагов сомкнутым строем, -

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды музы и хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

Предромантизм Батюшкова получил гражданственное содержание. За элегическим посланием "К Дашкову" последовали оригинальные исторические элегии. В них обнаруживаются первые веяния романтического историзма.

В его исторических элегиях ("Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года", "Переход через Рейн", к ним примыкает "Тень друга", в той же стилевой тональности "северных элегий" написана элегия "На развалинах замка в Швеции") имеют место элементы, предвосхищающие историзм гражданского романтизма декабристов. Поэт славит героический воинский подвиг. Притом отнюдь не только выдающиеся исторические личности занимают его воображение - "старец-вождь" (Кутузов) и "царь младой" (Александр I), но прежде всего безвестные герои: "воины", "ратники", "богатыри", "полки", "славяне".

Поэтика элегий свидетельствует о значительной эволюции стиля Батюшкова. В элегии "Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года" создана эффектная картина, в основе которой лежит сочетание контрастов: темноте ночи противопоставлены горящие костры, бросающие багровое зарево на небо. Выразительны и другие контрасты: безлюдье переднего плана картины (нарисован пустой берег, покрытый трупами) и движение полков вдалеке, лес копий, поднятые знамена; умирающий беглец с "мертвыми ногами" и могучие, вооруженные ратники; молодой царь "И старец-вождь перед ним, блестящий сединами // И бранной в старости красой". Эстетический идеал поэта значительно изменился: автор любуется не красотой Лизы, подобной розе, а мужественной и "бранной" красой героя-воина - старика Кутузова.

К лучшим элегиям, связанным с русским "оссианическим стилем", относится "Тень друга". Правда, в творчестве Батюшкова заметны лишь отголоски этого стиля, выразившиеся в созданных им картинах сурового Севера, а также в воспоминаниях о древних скальдах, о "диких" и храбрых воинах Скандинавии, о скандинавских мифах ("На развалинах замка в Швеции"). В элегии "Тень друга" поэт не столько следует литературной традиции, сколько передает глубоко личное переживание: тоску о погибшем на войне друге. Элегическая идея неизбежности утраты дорогого и милого человека, жизненной скоротечности ("Или протекшее все было сон, мечтанье...") выстрадана самим поэтом.

"Южные элегии" Батюшкова - "Элегия из Тибулла. Вольный перевод", "Таврида", "Умирающий Тасс", к ним примыкает баллада "Гезиод и Омир - соперники". Античность у Батюшкова - это, прежде всего колорит места, выраженный в названиях: "Феакия", "восточные берега", "Таврида", "Древняя Греция", "Тибр", "Капитолий", "Рим", в экзотике юга: "Под небом сладостным полуденной страны", "лазоревые моря", "душистых трав кругом кошницы полны", "... раскинуты средь лавров и цветов бесценные ковры и багряницы"; течет мирная жизнь людей и животных: "дебелый вол бродил свободно по лугам", "в сосуды молоко обильною струею // Лилося из сосцов питающих овец..." - "священные места". Внешние атрибуты жизни, живописный облик старины для поэта весьма значимы, но все же историзм его элегий отнюдь не сводится к экзотической картинности. Поэт чувствует движение времени. Он сохраняет в переводах признаки миросозерцания и психологии античного человека (поклонение богам, жертвоприношения, страх перед судьбой), но все же особенно важны для него те элементы старины, которые ассоциированы с современностью.

Сильны романтические начала в элегии "Умирающий Тасс". Эпиграф на итальянском языке из трагедии Тассо "Торрисмондо" провозглашал ненадежность славы: после триумфа остаются печаль, жалобы, слезные песни; к числу ненадежных благ отнесены и дружба, и любовь. Батюшков сделал лирическим героем элегии прославленного итальянского поэта с трагической судьбой - Торквато Тассо. Увлечение Тассо, как и Данте, относится к первым веяниям романтизма в России. В батюшковском образе сочетаются два начала - величие и трагедийность. В личности великого поэта, творчество которого прошло сквозь века, как и творчество Тибулла, Батюшков обнаружил воплощение важнейшей и вечной, согласно поэту, исторической закономерности: неоцененность гения его современниками, трагичность его судьбы; его дар получает "запоздалую оплату".

Историческая элегия утверждала нравственную идею необходимости человеческой благодарности ("памяти сердца") великим людям-мученикам, отдавшим свой гений другим. Вместе с тем в элегии заметна нравоучительность - история в лице Тасса дача урок потомкам.

Творчество Батюшкова - вершина русского предромантизма.

Лирика Батюшкова пережила свое время и не утратила обаяния и в наши дни. Ее эстетическая ценность - в пафосе "общежительности", в поэтическом переживании молодости и счастья, полноты жизни и духовной окрыленности мечтой. Но и исторические элегии поэта сохраняют поэтическую привлекательность и своей гуманной нравственной тенденцией, и яркой живописью лирико-исторических картин.

Лите ратура

1. Батюшков К.Н. Сочинения (любое издание)

2. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971.

3. Григорьян К.Н. Батюшков // К.Н. Григорьян. Пушкинская элегия: национальные истоки, предшественники, эволюция. - Л., 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отечественная война 1812 года. Обновление темы Отечественной войны. Принципиальное художественное открытие Пушкина. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории. В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над "Война и мир".

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    Основные факты биографии Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855) - предшественника А.С. Пушкина, поэта раннего русского романтизма, родоначальника новой "современной" русской поэзии. Аникреонтические и эпикурейские мотивы в творчестве поэта.

    презентация , добавлен 05.09.2013

    К.Н. Батюшков - русский поэт, предшественник А.С. Пушкина. Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, "современной" русской поэзии. Изучение биографии и литературной деятельности поэта.

    презентация , добавлен 10.12.2011

    Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года как веха в истории русской литературы: презрение к врагу, вера в победу в поэзии Ф. Глинки, В. Жуковского; современные реалии в баснях И. Крылова; пророческое осмысление событий в творчестве А.Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Детские годы Константина Николаевича Батюшкова. Участие в военных действиях в Пруссии. Участие в войне со Швецией. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Отличительные черты прозы Батюшкова. Чистота, блеск и образность языка Батюшкова.

    презентация , добавлен 30.10.2014

    В. Жуковский как известный русский поэт, участник войны 1812 года: анализ краткой биографии, знакомство с творческой деятельностью. Общая характеристика баллады "Людмила". Рассмотрение основных особенностей переводческого мастерства В. Жуковского.

    презентация , добавлен 18.12.2013

    Биография и творческий путь Константина Николаевича Батюшкова. Элегия как жанр новой романтической литературы. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Литературные вкусы, отличительные черты прозы, чистота, блеск и образность языка.

    презентация , добавлен 31.01.2015

    Вклад в развитие русской литературы первого поэта России Константина Батюшкова. Биография поэта, трагичность его судьбы. Размышления на религиозные и философские темы, противостояние поэта и реального мира проникнутой тоскливой безнадежностью поэзии.

    презентация , добавлен 11.12.2012

    Принцип историзма и описание событий Отечественной войны 1812 года в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Анализ романтических героев в их творчестве. Проблема интерпретации образа Наполеона в художественной литературе и оценка его политики.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2016

    Характеристика языковой ситуации начала XIX века. Творчество К.Н. Батюшкова и школа гармонической точности. Исторический экскурс на уроках русского языка. Лингвистические и литературные взгляды русского писателя, творчество К. Батюшкова в школьном курсе.

Урок №9

Тема : «Батюшков Константин Николаевич (1787-1855): жизнь и творческий

Путь. Анакреонтические мотивы в лирике К.Н.Батюшкова. Язык

Лирики Батюшкова».

Цели:

  • обобщить и расширить знания учащихся о К.Н.Батюшкове;
  • рассмотреть темы, мотивы и особенности лирики Батюшкова;
  • совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Эпиграф: «Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии»).

«Звуки италийские! Что за чудотворец этот Батюшков!» (А.С.Пушкин).

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Запись темы урока и эпиграфа. Постановка целей.

3.Выявление знаний учащихся о К.Н.Батюшкове.

4.Страницы творческой биографии Батюшкова.

Уч-ся записывают основные даты в хронологическую таблицу.

Имя выдающегося поэта К.Н.Б. известно сейчас не каждому, но литературоведы знают его как корифея русской словесности начала 19 века, как новатора в области русского слова, как друга Жуковского и Вяземского, как любимого поэта Пушкина.

18 мая 1787 г. – в Вологде родился К.Н.Батюшков, в старинной дворянской семье. Воспитывался и обучался в Петербурге в частных иностранных пансионах, владел многими языками. Литературные занятия Батюшкова поощрял его дядя – известный в то время писатель М.Н.Муравьёв.

1803 г. – поступление на службу в Министерство народного просвещения. Сближение с Н.И.Гнедичем. Интерес к искусству античности, поэзии Греции и Рима.

Гнедич Н.И. был лучшим другом Б. Дружба этих двух поэтов – отдельная страница в истории русской литературы. Именно Гнедич ввёл Б. в литературный мир, прочитав в литературном кружке сатиру «Видение на берегах Леты», сделавшую Батюшкова признанным поэтом.

1805 г . – первое выступление в печати на страницах московского журнала «Новости русской литературы».

1807 г. – вступление Батюшкова добровольцем в действующую армию, участие в сражении под Гейльсбергом (в Пруссии). Ранение, эвакуация, тяжёлая болезнь. Возвращение в Россию.

1808 г. – участие в русско-шведской войне, проходившей на территории Финляндии.

1812 г – участник Отечественной войны с Наполеоном, Проявил отвагу в огне под Лейпцигом, совершал переход через Рейн и праздновал победу русских войск в Париже.

Военная жизнь нравилась Батюшкову, доказательством этого может служить письмо Б. Гнедичу от 19 марта 1807 года: «…Мне очень нравится военное ремесло. Что будет впредь, бог весть. Брани меня, а я штатскую службу ненавижу, чернила надоели; а стихи всё люблю, хотя они меня не любят… Вообрази себя меня, едущего на рыжаке по чистым полям, и я счастливее всех королей, ибо дорогой читаю Тасса или что подобное. Случалось, что раскричишься и с словом:

О доблесть дивная, о подвиги геройски!

Прямо на бок и с лошади долой!»

Б. явился первым русским поэтом, воспевшим веселье боевой жизни – яркость и оживлённость её течения. Этому посвящено ст-е «Разлука», которое было по достоинству оценено современниками и стало популярным романсом. В этом ст-ии гусар даёт клятву верности пастушке. Такая картинка могла возникнуть только в мечтах поэта, так как в реальной личной жизни он был несчастлив. Он не нравился девушкам, так как был сутуловат, невысок и худощав. Друзья называли Б. «Ахиллом русской поэзии», но он иронизировал в ответ: «Ах, хил!»

1809-1814 – сближение с писателями-карамзинистами: В,А.Жуковским, В.Л.Пушкиным, П.А.Вяземским. Вступление в члены «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», где собирались почитатели Радищева. Увлечение философией французских просветителей 18 века. Анакреонтические и эпикурейские мотивы творчества.

Почему же Б. называли «Ахиллом русской поэзии»?

Глубокий знаток и ценитель древности К.Н.Б. органично усвоил достижения античной культуры, что нашло воплощение в его ст-ях. Кажется, что в лирике Б. собрались все древние боги и богини и все сопровождающие их мифологические существа, герои легендарной истории и античные авторы. Б. получил в кругу друзей-литераторов и другие прозвища: «маленький Овидий» И «новый Тибулл». Это имена знаменитых древнегреческих поэтов, которых обожал Б., поэзия которых его восхищала, и вольные переводы которых он делал.

В этот период творчества образцом подражания для Батюшкова является древнегреческий поэт Анакреонт (СЛАЙД), который жил в 5 веке до нашей эры. Анакреонт воспевал чувственную любовь, друзей, радости жизни, вино. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию. В России ему подражали М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин, А.Н.Майков.

1815 г. – Б. вышел в отставку и переехал в Москву. С литературными друзьями они организовали общество «Арзамас», которое просуществовало до 1818 года. В это общество, помимо Батюшкова, вошли знаменитые русские писатели того времени В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, В.Л.Пушкин, А.И.Тургенев, А.С.Пушкин и другие. Члены общества много сделали для совершенствования русского литературного языка, приблизив его к современному.

Но вскоре поэта стал мучить наследственный семейный недуг – мания преследования. В 1821 г . им были созданы последние стихи. Душевная болезнь навсегда пресекла его литературную деятельность. Его пробовали лечить, возили на Кавказ и в Крым, помещали в лечебницу для душевнобольных, затем перевезли к родственникам в Вологду, где он и жил до самой смерти..

5. Остановимся на некоторых особенностях лирики Батюшкова.

Исследователи творчества поэта выделяют три образа-символа, отражающие радость земного бытия в лирике поэта: анакреонтический образ розы и образы-эмблемы - крылья, чаши.

Найдём эти образы в ст-ии «Весёлый час», в котором лирический герой даёт совет своим друзьям:

Други! Сядьте и внемлите

Музы ласковый совет.

Вы счастливо жить хотите

На заре весенних лет?

Отгоните при зрак славы!

Для веселья и забавы

Сейте розы на пути;

Скажем юности: лети!

Жизнью дай лишь насладиться,

Полной чашей радость пить:

Ах! Не долго веселиться

И не веки в счастье жить.

6.Анализ ст-й «Мои пенаты», «Вакханка».

«МОИ ПЕНАТЫ»

Стихотворение написано в жанре дружеского послания (т.е. письма, обращения к друзьям) Оно посвящено поэтам В.А.Жуковскому и П.А.Вяземскому – современникам Батюшкова.

Справка:

Жуковский В.А. – русский поэт, переводчик, критик. А.С.Пушкин считал Жуковского своим учителем. Жуковский - создатель романтического направления в русской поэзии. Кроме его несомненных заслуг на литературном поприще современники отмечают высокие нравственные личностные качества Жуковского, главным нравственным принципом которого был следующий: «Каждый день – доброму делу, мысли или чувству, к нему впоследствии добавился ещё один: «Дела поэта – слова его».

Вяземский Пётр Андреевич – князь, русский поэт, литературный критик. Был большим поклонником творчества Пушкина и его другом. Именно Вяземскому первому Пушкин сообщил из Южной ссылки о замысле романа «Евгений Онегин»: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Перу Вяземского принадлежат мемуарные сочинения, в которых он запечатлел подробности жизни виднейших представителей русской культуры конца18 начала 19 века.

Копмозиционно ст-е делится на 5 частей.

1) Чтение 1 части.

Словарь:

Пенаты – отеческий дом, кров (от имени пенатов - древнеримских богов, покровителей домашнего очага). Пестуны – те, кто вырастил, выпестовал.

Фимиам – благовония.

Богинь пермесских дар (парнасских) – гора Парнас, на которой жили Музы, в том числе и Муза поэзии

Лар – доброе домашнее божество.

Скудель – глиняная посуда.

Вывод:

Каково настроение этой части?

Каким описывает поэт свой отеческий дом? Чем он ему дорог?

2)Чтение 2 части.

Как понимаете смысл этой части?

Какие земные радости прославляет поэт?

Как здесь проявляются анакреонтические мотивы?

Словарь.

Жупел – опасность, нечто, внушающее страх.

3)Чтение и обсуждение 3 части.

Словарь.

Богиня слепая – Фортуна, богиня судьбы.

4)Чтение 4 части.

-- Как поняли прочитанное?

(Свой поэтический дар поэт называет небесным вдохновеньем.

Он приглашает в свои пенаты для беседы своих любимых поэтов или их тени: «И мёртвые с живыми вступили в хор един».

…Ты пред ними,

Парнасский исполин,

Певец героев, славы,

Вслед вихрям и громам,

Наш лебедь величавый

Плывёшь по небесам.

Имеется в виду Г.Р.Державин, сравнивший себя с лебедем в одном ст-ии.

В толпе и муз, и граций,

То с лирой, то с трубой,

Наш Пиндар, наш Гораций

Он громок, быстр и силен,

Как Суна средь степей,

И нежен, тих, умилен,

Как вешний соловей.

Имеются в виду два направления в поэзии Державина (гражданское и интимно-психологическое). Суна – река, на которой находится водопад Кивач, воспетый Державиным в оде «Водопад».

…Повестью прелестной

Пленяет Карамзин (повесть Карамзина «Афинская жизнь»)

То древнюю Русь и нравы

Владимира времян… (имеются в виду исторические труды Н.М.Карамзина)

За ними сильф прекрасный,

Воспитанник харит,

На цитре сладкогласной

О душеньке бренчит;

Мелецкого с собою

Улыбкою зовёт…

Ю.А.Нелединский-Мелецкий – поэт-сентименталист.

И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер – поэты и баснописцы.

5)Чтение 5 части.

О Аристиппов внук! – имеется в виду П.Вяземский

Выводы:

Это ст-е о смысле жизни. В нём звучат анакреонтические мотивы: поэт прославляет радости жизни, любовь, дружбу, радость творчества.

Поэт уверен, что домашний мир, даже отмеченный печатью бедности, нравственнее и чище роскошной действительности.

Он считает своими учителями лучших поэтов своего времени и сравнивает их с любимыми поэтами Древней Греции.

К жизни и смерти он относится философски.

А.С.Пушкин так оценил ст-е «Мои пенаты»: «Это ст-е дышит каким-то упоением роскоши, юности и наслаждения, слог так и трепещет, так и льётся – гармония очаровательна».

«ВАКХАНКА»

Словарь.

Вакх (Дионис) – в греческой мифологии бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы.

Вакханки – спутницы Вакха (Диониса)

В Древнем Риме устраивались вакханалии – праздники, посвящённые Дионису.

Тимпан – древний ударный музыкальный инструмент, род тарелок, литавр.

Каков образ юной вакханки? Что привлекает в ней?

Охарактеризуем фонетические особенности текста. Какие согласные звуки в нём преобладают?(р, в, л)

Какое настроение придаёт обилие этих звуков ст-ю?

(Это сонорные звуки. Они не тяжёлые, поэтому придают языку ст-я лёгкость и воздушность, создают радостное настроение).

Запись в тетрадь-словарь.

Эвфония (в переводе с греческого – благозвучие) – естественность и красота звучания художественной речи. Поэтическая фонетика. Аллитерации. Ассонансы. Рифмы. Избегание неблагозвучных, трудно произносимых и воспринимаемых сочетаний согласных в слове (Пу пс взб ешён. Ах, поча ще б с ш околадом! – у К. Чуковского в книге «От двух до пяти»)

7.Итог урока.

Объясните смысл выражения «анакреонтические мотивы творчества Батюшкова».

Каким чувством проникнуто раннее творчество Батюшкова? Слайд 2

«Живи как пишешь и пиши как живёшь» (Из статьи Батюшкова) Худ. Ю.Иванов К.Н.Батюшков. 1980-е гг.

Н.И.Гнедич (крайний справа) среди других литераторов (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский) на картине работы Г.Чернецова

Анакреонт. 5 в. до н. э.

Други! Сядьте и внемлите Музы ласковый совет. Вы счастливо жить хотите На заре весенних лет? Отгоните призрак славы! Для веселья и забавы Сейте розы на пути; Скажем юности: лети! Жизнью дай лишь насладиться, Полной чашей радость пить: Ах! Недолго веселиться И не веки в счастье жить.

П.А.Вяземский В.А.Жуковский

Худ.С.Соломко. Вакх

Дионис. (Дионис верхом на барсе).

Худ. М.Хосе. Вакханалия

Тема: «Философские элегии К.Батюшкова»

Периодизация творчества К.Н.Батюшкова: 1 период – 1802-1812 гг. 2 период – (1812-начало 1814) 3 период – (середина 1814 1821)

Худ. В.Б.Иовик. Тень друга. 1986 г.