Поэт винокуров биография. Винокуров евгений михайлович - биография

Сегодня мы расскажем, кто такой Винокуров Евгений Михайлович. Биография его будет подробно описана далее. Речь идет о советском поэте. Он является СССР.

Ранние годы

Итак, наш сегодняшний герой - Евгений Винокуров. Биография его началась в Брянске. Именно там наш герой появился на свет в 1925 году, 22 октября. Годом ранее в этот город перевели его отца. Речь идет о кадровом военном Михаиле Николаевиче Перегудове, уроженце Борисоглебска, который впоследствии стал майором государственной безопасности и начальником Киевского районного отдела управления НКВД в Москве. Мать нашего героя, Евгения Матвеевна, происходила из семьи шляпника. Она работала в заводском женотделе. Затем стала первым секретарём районного комитета ВКП(б).

Ранние годы

Евгений Винокуров после окончания девятого класса в 1943 г. был призван в ряды армии. Окончил артиллерийское училище и, не достигнув еще и 18 лет, взял на себя обязанности командира взвода. Первые стихи нашего героя были опубликованы в 1948 г. на страницах журнала «Смена». Их дополняло предисловие И. Г. Эренбурга. В 1951 г. Винокуров прошел обучение в Литературном институте имени Горького.

Творчество

Евгений Винокуров назвал свою первую книгу «Стихи о долге». Она вышла в свет в 1951 году. В 1956 г. появился его сборник «Синева». Эта работа вызвала одобрение Бориса Пастернака.

«Серёжка с Малой Бронной» - это стихотворение, созданное в 1953 г. Оно повествует о московских мальчиках, которые не вернулись с фронта, также в произведении описываются их матери, угасающие в опустевших квартирах. Данное произведение является одним из наиболее известных в военной отечественной лирике двадцатого века. в 1958 г. положил его на музыку.

Наш герой сознательно стал продолжателем традиций философской лирики Баратынского и Тютчева. Исходным пунктом в его поэзии стал опыт войны, который был подан без ложной героики. Стихи этого поэта посвящены смерти и одиночеству. Они рождались как воспоминания. В этих произведениях нет повествования. Автор передает суть на первый взгляд неприметных событий и вещей. Чтобы проникнуть в глубины человеческого бытия, он выбирает чувства в пограничной ситуации, образы города и технической цивилизации. Крайне редко в его творениях возникает природа. Повседневность, а также цивилизация, в которой видна угроза миру души, нашему герою давали вдохновение для его творческой работы. Поэзия этого автора рождалась особой силой, которой он доверял и поэтому практически не исправлял написанное ранее.

Чтобы раскрыть истину, он использовал парадоксы, двойственность смысла и контрасты. Человека поэт изображал сомневающимся, а также ищущим. Автор ничего наверняка не заявлял, он только намечал контуры. Поэт возвращал изначальный смысл словам и помещал их в весьма необычный контекст. При помощи рифмы он стремился усилить значение мысли.

Вернемся к деятельности нашего героя. Совместно со он возглавлял поэтический отдел издания «Октябрь». Издавал Беллу Ахмадулину, Леонида Мартынова, Николая Заболоцкого. В 1971-1987 годах занимал пост заведующего отделом поэзии в журнале «Новый мир». Под редакцией нашего героя была издана работа «Русская поэзия XIX века». Длительное время был ведущим творческого семинара в Литературном институте. В нем участвовали Василевский, поэтессы Николаева и Ковалёва, историк Кошель, журналист и поэт Дидуров. С 1952 года состоял в КПСС. Ушел из жизни в 1993 году, 23 января. Похоронен на территории Новодевичьего кладбища.

Семейная жизнь

Евгений Винокуров был женат. Его супруга - Татьяна Марковна. Она была дочерью Марка Натановича Беленького - психиатра, а также заместителя наркома пищевой промышленности и снабжения. Она является автором книги воспоминаний под названием «Счастливая ты, Таня», которая была издана в 2005 году. После развода, который произошел в 1978 г., стала женой Анатолия Рыбакова. У нашего героя есть дочь - Ирина Винокурова, которая проживает в США и является литературоведом. Также следует отметить, что поэт получил ряд наград. В частности, два ордена Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени, Государственную премию СССР, а также медали.

Книги

Евгений Винокуров в 1951 г. издал свой первый литературный труд под названием «Стихи о долге». В 1956 г. в свет вышли книги «Синева» и «Военная лирика». В 1958 г. появляется труд «Признанья». В 1960 г. было издано произведение «Лицо человеческое». В 1962 г. наш герой опубликовал две книги: «Слово» и «Лирика». В 1964 г. появился труд «Музыка». В 1965 г. в свет выходит произведение «Земные пределы». В 1966 г. издается труд «Поэзия и мысль». В 1967 автор публикует сразу две книги: «Голос» и «Ритм». В 1968 г. издается книга «Москвичи, или В полях за Вислой сонной». Вскоре выходит работа под названием «Зрелища».

Теперь вы знаете, кто такой Евгений Винокуров. Краткая биография этого поэта была приведена выше.

Евгений Михайлович Винокуров

Винокуров Евгений Михайлович (1925/1993) - советский поэт, переводчик, лауреат Государственной премии СССР 1987 г. Излюбленной темой поэтического творчества Винокурова служил человек, переживший военные невзгоды. Наиболее известные сборники: «Лицо человеческое», «Слово», «Контрасты», «Жребий», «Бытие», «Ипостась».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 51.

Винокуров Евгений Михайлович (р. 1925), поэт.

Родился 22 октября в Брянске, в семье военнослужащего. Учился в школе до десятого класса. Начавшаяся Отечественная война прервала образование: Винокуров уходит в офицерское артиллерийское училище, где двухгодичную программу проходили за девять месяцев и выпускали молодых офицеров.

Винокурову не было и 18 лет, когда осенью 1943 он принял командование артиллерийским взводом. Войну закончил в Силезии. Был демобилизован. Впервые выступил со стихами в печати в 1948, когда поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. В этом же году вышла первая книга "Стихи о долге", в 1956 - сборник стихотворений "Синева", одобренный Б.Пастернаком.

Е.Винокуров становится признанным поэтом, много пишет и активно печатается: сборники "Военная лирика" (1956); "Признанья" (1958); "Лицо человеческое" (1960); "Слова" (1962); "Музыка" (1964); "Ритм" (1966); "Зрелища" (1968); "Метафоры" (1972); "Сережка с Малой Бронной" (1975); "Пространство" (1976); "Жребий" (1978) и др.

Е.Винокурову принадлежит сборник литературно-критических статей "Поэзия и мысль" (1966). В 1976 были изданы "Избранные произведения" Е.Винокурова в двух томах. Живет и работает в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Винокуров Евгений Михайлович - поэт, автор эссе о русских поэтах, переводчик.

Родился в семье военнослужащего; не окончив 10-го класса, в янв. 1943 поступил в артучилище, которое закончил осенью того же года и стал командиром артиллерийского взвода; воевал на 4-ом Украинском фронте, в Карпатах, войну закончил в Силезии, в городке Обер-Глогау; после войны из-за болезни легких был демобилизован, поступил в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1951.

В год окончания института вышла первая книга Винокурова «Стихи о долге», за которой последовали «Синева» (1956), «Признанья» (1958), «Лицо человеческое» 1960), «Слово» (1962), «Музыка» 1964), «Характеры» (1965), «Ритм» 1966), «Зрелища» (1968), «Жест» 1969), «Метафоры» (1972), «В силу вещей» (1973), «Сережка с Малой Бронной» (1975), «Контрасты» (1975), «Жребий» (1978), «Благоговение» (1981), «Бытие» (1982), «Космогония» (1983), «Ипостась» (1984), «Участь» (1987), «Равноденствие» (1989).

В заглавия книг поэт вкладывал эмблематический смысл, ибо они указывали на разные грани и особенности его творческой индивидуальности, и он не случайно ввел их в определение поэзии. «Что такое поэзия? - спрашивал Винокуров в заметке "Коротко о себе" и отвечал: - Думаю, что это не что-то одно. Поэзия - это и музыка, к которой прислушивается поэт в себе самом, но это и долг, которому он подчинен; это и живописные зрелища, но и слово, несущее смысл, суть; это и галерея эпических характеров, но и признанья; это и внутренний голос, но и внешний ритм» (СС. Т.1. С.7).

Винокуров является автором сборником статей и заметок о поэзии «Поэзия и мысль» (1966), «Остается в силе» (1979) и «Аргументы» (1984), книг переводов «Собратья» (1980), «Из поэзии Востока» (1980), «Многоголосье» (1981) и «У вечных рек» (1983).

Основу художественного мировосприятия и стиля Винокурова составляет сложная система контрастов и метафорических сопряжений микро- и макромира. Поэт считает: «Наличие полярностей необходимо миру - без полярностей не существует ни один мир, тем более не может существовать такой мир, как мир поэзии. На свете, где все взаимосвязано, существует сложная диалектическая зависимость между вещами...» (СС. Т.3. С.351). Ядром этого мировосприятия и стиля, основанного на сложной системе взаимосвязанных контрастов, являются личность и характер поэта. Психологический опыт военных лет обострил у Винокуров чувство полярности мира, помог воспринять многообразие жизненных коллизий, в том числе драматических, дал возможность ощутить «трагическую подоснову мира» и вместе с тем усилил стремление поэта к гармонизации противоположностей.

В поэтическом мире Винокуров все начинается с малого, обыденно-земного. В стихотворении «Мы из столбов и толстых перекладин...» (1947; печаталось и под заглавием «Гамлет») поэт рассказал, как в армейской самодеятельности за исполнение роли принца Датского из трагедии Шекспира взялся ефрейтор Дядин, не обладавший для этого никакими природными данными: «Он был степенный, краснощекий, плотный, / Со множеством веснушек на лице. / Бывало выйдет, головой поникнет, / Как надо, руки скорбно сложит, но / Лишь только "быть или не быть?" воскликнет, / Всем почему-то делалось смешно». Поэту, разумеется, понятно, почему всем становится смешно. Дядин, конечно, никогда не станет блистательным исполнителем роли Гамлета, но чрезвычайно важно его желание подняться над собой, его тяга к такой своей противоположности, которая является для него воплощением чего-то высокого, сложного. Именно этим, а еще тем, что он «свой», «наш», и близок ефрейтор поэту, который с определенной долей торжественности заявляет: «Я Гамлетов на сцене видел многих, / Из тьмы кулис входивших в светлый круг. / Печальных, громогласных, тонконогих... / Промолвит слово - все затихнет вдруг, / Сердца замрут, и задрожат бинокли... / У тех - и страсть, и сила, и игра! / Но с нашим вместе мерзли мы, и мокли, / И запросто сидели у костра».

Стремясь в простом увидеть сложное, в стихотворении «Синева» (1955) В. рассказал о белорусском селе, которое «все с ясно-синими глазами». В этой общей синеве глаз он увидел не только индивидуальные особенности людей, но великую мудрость жизни. У босой девчонки «Как голубые угольки, / Глаза ожгут из-под ладони». Если окликнуть мужчину, который был, очевидно, солдатом, «он поднимет взгляд, / Исполненный глубокой сини». А вот у старухи, бредущей «через льны / С грибной корзинкой и клюкою», «очи древние полны / Голубоватого покоя». И как непохож этот «голубоватый покой» древних очей (а не глаз просто) старухи на синеву глаз «молодух»: «Пять у забора молодух. / Судачат, ахают, вздыхают... / Глаза - захватывает дух! - / Так синевой и полыхают». И, наконец, девчата - уже не девчонки, но еще не молодухи. «Девчата. Скромен их наряд. / Застенчивые чаровницы, / Зардевшись, синеву дарят, / Как драгоценность, сквозь ресницы». Общий для всех жителей полесского села цвет глаз, обозначенный в заглавии стихотворения, является гармонизирующим и символическим началом.

Предметы и явления своих лирико-философских размышлений Винокурова часто обозначает в заглавиях стих, и книг на отвлеченном, образно-понятийном уровне: «Доброта», «Красота», «Совесть», «Творчество», «Кровь», «Лицо человеческое», «Слово», «Абсурд», «Метафоры», «Дух Гомера», «Мифы Индии», «Бытие» и т.п. Затем, в самих стихотворениях, общие и абстрактные понятия художественно анализируются в их конкретных, индивидуально, исторически и бытийно обусловленных воплощениях. Этот воплощенный, явленный, зримый, предметно-бытовой, чаще всего сегодняшний мир находится в центре поэтического внимания Винокурова. Поэт не замкнут и не статичен в нем, он со временем стремится все больше углубить и расширить его познание, постичь его смысл и дух, выявить его духовные, исторические, этические, эстетические - индивидуальные и общие - основания, обозначенные в отвлеченных понятиях. В процессе постижения простого и сложного, текущей действительности и исторического прошлого, бытового и бытийного Винокуров может дать порой свободу субъективным чувствам и страстям, риску и бесшабашной воле, нарушающим уравновешенный, привычный строй жизни, но с тем, чтобы затем снова вернуться к упорядоченности, уравновешенности, цельности, простоте и гармонии. Эти полярные свойства поэт ценит и у других художников, даже в целом далеких от него по своему мировосприятию и стилю (см., например, стихотворение «Мир разложил на части Пикассо...»).

Со временем у Винокуров все больше возрастал и углублялся интерес к истории, точнее - к философии истории , отечественной и мировой. В стихотворении «Учитель истории» (1961), рассказывая о личном участии в истории, в войне, он вместе с тем на примере фашистской Германии постигает, как «философская система военной делается вдруг». Проблемы истории и ее связей с современностью занимают видное место в книгах Винокурова: «Характеры» (стихи из цикла «Россия и революция»), «Зрелища» (стихи из цикла «История»), «В силу вещей» (цикл «Аттила», стихи «Гунны», «Петр», «Старый Кант подсел поближе к лампе...», «Карамзин», «Чужеземец», «Разин», «Монгол» и др.), в книге «Космогония» (стихи из циклов «Старина» и «Восток»), а в книге «Бытие» обращается к весьма редкому для него жанру поэмы («Табу», 1981-82; более раннее название - «На Запад»). В этой лирической и историко-философской поэме, как и в стихотворении «Учитель истории», Винокуров стремится понять, почему Германия, в прошлом страна великих музыкантов, философов и поэтов, при Гитлере превратилась в источник мирового зла. Поэма представляет из себя необычное для лаконичного Винокурова рассуждение, состоящее из стихотворных звеньев, связанных между собой общей темой, но не сюжетным действием, изображение которого явно не является уделом поэта. Это растянутое рассуждение, содержащее, как всегда у Винокурова, интересные наблюдения и выводы, заканчивается весьма выразительной, афористически выраженной мыслью: «легко быть зверем / и легко быть богом, / быть человеком - / это тяжело!» Растянутость поэмы лишь оттеняет бесспорность того, что Винокуров является прежде всего большим мастером малой формы - короткого, философски, эмоционально и исторически насыщенного стихотворения. Ему принадлежит и стихотворение, которое, будучи положенным на музыку композитором А.Эшпаем, стало широко известной песней «В полях за Вислой сонной...» (1953).

Неброское, глубинное новаторство Винокуров, новаторство не столько техническое, сколько духовно-нравственное, в области смысла, психики, совести, прочно опирается на фундамент поэтических традиций, в первую очередь отечественных. Он хорошо знал русскую поэзию и посвятил ей большую серию лаконичных литературных портретов от Державина до Евтушенко, знакомство с которой многое дает и читателям, и литературоведам. Винокуров умел ценить не только поэтов, в чем-то близких ему, его творческой манере (поздние философские стихи Пушкина, Баратынский, Тютчев, Фет, Заболоцкий), но и поэтов, далеких от него (Некрасов, Блок, Маяковский, Цветаева, Есенин, Твардовский и многих других). Так, например, Винокуров был открыт трагический Есенин. «Все творчество Сергея Есенина - это одно цельное произведение, все его стихи - это одна большая цельная поэма, трагическая мистерия, героем которой является он - лично сам» (СС. Т. 3. С. 270). О яркой творческой индивидуальности Винокурова писали С.Маршак, М.Светлов, Б.Ахмадулина и другие поэты.

М.Ф. Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 388-390.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные произведения: в 2 т. М., 1976;

СС: в З т. М., 1983-84.

Литература:

Огнев В. В поисках красоты // Новый мир. 1959. №5;

Пьяных М.Ф. Лирика Евгения Винокурова // Ученые записки Костромского государственного педагогического института им. Н.А.Некрасова. Кострома, 1963. Вып. 9;

Урбан А. Поэзия мысли и биография героя // Урбан А. Возвышение человека. П., 1968;

Михайлов Ал. Евгений Винокуров. М., 1975;

Матвеева Н. Хлеб, стихи и фантазия: Заметки о поэзии Е. Винокурова // Литературная учеба. 1979. №5;

Шульская О.В. О символе в поэзии А.Межирова и Е.Винокурова // Лингвистика и поэтика. М., 1979;

Ульяшев П. Миг и вечность: Быт и бытие в поэзии Е.Винокурова // Октябрь. 1985. №10;

Парыгин В. Он в нашем городе родился... // Юность. 1985. №10;

Бек Т. Дойти до самой сути... // Знамя. 1988. №1;

Ваншенкин К.И. Женька с Веснина. Вспоминая Евгения Винокурова // Литературная газета. 1995. № 24. 15 июня.

Винокуров Евгений Михайлович (1925-1993), русский поэт.

Родился 22 октября 1925 в Брянске в семье военного М.Н.Перегудова; взял фамилию матери. После окончания 9-го класса был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Печатался с 1948; в 1951 окончил Литературный институт им. А.М.Горького, тогда же вышла первая его книга Стихи о долге, в 1956 - сборники Синева, вызвавший одобрение Б.Л.Пастернака, и Военная лирика, за которыми последовали сборники Признанья (1958), Лицо человеческое (1960), Слово (1962), Музыка (1967), Характеры (1965), Ритм (1966), Зрелища (1968), Жест (1969), Метафоры (1972), В силу вещей (1973), Сережка с Малой Бронной (1974), названием для которого послужило созданное в 1953 одноименное стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике 20 в., положенное в 1958 на музыку А.Я.Эшпаем; Контрасты (1975), Дом и мир (1977), Жребий (1978), Благоговение (1981), Бытие (1982), Космогония, Ипостась (оба 1984, Государственная премия СССР, 1987), Участь (1987), Равноденствие (1989).

В русле своей основной темы - духовное возмужание человека, «песчинки» и творца одновременно, в ходе неоднозначного и бурного исторического процесса, - поэт, отличаясь приверженностью к точной бытовой детали, мягким юмором и лиризмом, в четком и ясном стихотворном повествовании стремится прежде всего найти суть, логику и даже красоту происходящего за внешней, скупой, будничной или даже травмирующей, явленностью бытия.

Нравственный максимализм, тяга к философскому обобщению и одновременно к постижению психологических глубин приводит Винокурова к заключению, что жизнь человека - это «вечное усилие подняться над самим собой».

В многочисленных статьях о литературном творчестве (сборники Поэзия и мысль, 1966, где, в духе научно-технической эйфории 1960-х годов, прокламируется тождество поэтического и научного мышления; Остается в силе: О классике и современности, 1979, существенно корректирующий рационализм предшествующего постулата и др.). Автор повести По законам военного времени (1980, совм. с Н.Арсеньевым), переводов.

371 -

Н. О. ВИНОКУРОВА

ВИНОКУРОВА, Наталья Осиповна - крестьянка с. Челпанова (Верхоленского района, ок. 200 км. от Иркутска, по старому Куленгинскому тракту). Как уже подробно сказано во вступительной статье, она является самым ярким и сильным представителем реально-психологического направления в русской сказке. Но этот художественный реализм имеет у нее еще некоторую специфическую окраску. Ее сказки входят целиком в обще-крестьянскую линию, но кроме того, это - сказки крестьянки , т. е. женские сказки, сказки бедной крестьянки и, вдобавок, бедной сибирской крестьянки. Эти три момента придают особый тон и направление всей ее сказке.

Женское начало выразилось прежде всего в характере ее репертуара. У ней заметно преобладают женские сюжеты: «верная жена», «мудрая жена», «купеческая дочь и разбойники», «купеческая дочь и кучер», «неверная сестра», «министрова жена» и др. Любимая ее сказка - по ее собственному признанию - сказка о верной жене, но с особенной симпатией и нежностью воспроизводит она образ матери. Правда, у нее встречаются и сюжеты «неверной матери» («Утка с золотыми яйцами», «Звериное молоко»), но в их трактовку она вносит свои специфически-личные черты. В частности, в ее сказках отсутствует

372 -

момент наказания матери; суровое же наказание неверной жены или неверной сестры - встречается.

Обычно же, образ матери окутан у ней глубоким уважением, и она любовно воспроизводит материнские заботы о детях, ее тревоги, скорбь при сыновних неудачах и т. д. Но образом матери не исчерпывается круг женских образов и тем Винокуровой. Она останавливается на различных проявлениях женского чувства, и каждый раз подходит к нему со свойственным ей тонким, психологическим чутьем. Во вступительной статье, уже был отмечен сильный и страстный образ любовницы лешего. В ряду с ним можно поставить яркую фигуру молодой красавицы, тоскующей со своим старым мужем: «Вот идет Вася по городу, прогуливается. Он - великолепный красавец был. Сидит ета министерша на третьим етаже́, увидала Васю и слезно всплакала. «Вот люди - так люди. Вот так красота. А я за ком пропадаю».

Собиратели и исследователи не раз отмечали особые свойства женских сказок. В них отмечают: «господство чувства», «тонкость и нежность задушевного тона» и т. п. Все это приложимо и к сказкам Н. О. Винокуровой. Особенно сказались эти свойства в разработке одного из эпизодов сказки о «верной жене» (см. приложение 1-е), где с резкой отчетливостью и огромной художественной силой обрисовалась тонкая, чуткая и деликатная натура сказительницы - в эпизоде свадебного пира: «Подвыпили все фрелены, ковалера́ тонцуют, а его насмех подымают: «Что же ты со своей молодой не тонцуешь?» - А он боится ее спросить , может она обидится . Где же ей - с мешкой ходила - поди не умет . И посылат горнишну спросить ... Здесь уже смешиваются воедино и неразличимо личный такт и психологическое чутье и такт художника.

Резко выражена в ее творчестве и сибирская стихия. Почти в каждой ее сказке встречаются черты местного быта и местной природы. Один из любимейших мотивов у нее - мотив скитальчества, «странствования», бродяжничества; с этим тесно сплетен у нее и другой мотив, который можно назвать мотивом приюта прохожего, отражающий одно из характернейших явлений быта сибирских притрактовых селений. В сказке «Заклятый сад» к бывшей царевой горничной, убежавшей некогда

373 -

375 -

от царского гнева бродяжить и позже разбогатевшей, живущей со своими сыновьями-богатырями, ночью стучатся прохожие. «Сыновья мать спросили: «Мамаша, каки-то прохожие стукаются». - «Ах, дорогие детки, пустите, если прохожие. Я сама долго странствовала, жалею всех». Аналогичные примеры также в сказках: «О Марке богатом», «О мудрой жене» и пр. Вообще, «сибирское» широкой волной разлито в творчестве Винокуровой. То оно скажется в какой-нибудь бытовой детали, то проглянет в каком-нибудь штрихе диалога, то развернется в широкой типично-бытовой сибирской картине. Сын орла-царевича, переодевшись девушкой, называет себя простой челдонкой, - как любят именовать себя с притворным смирением сибиряки. В сказке об «Утке с золотыми яйцами», царь спрашивает старика: «Что же, дедушка, ты расейский али здешний уроженец?» Наконец, в ее сказках нашли отражение и почти все главнейшие стороны промысловой жизни верховьев Лены: сплав, обозные транспорты, наем рабочих на сплав и ленские прииски, охота и т. д. В сказке о верной жене - довольно отчетливо знакомство с тюремным бытом и его порядками: в этом нужно видеть, очевидно, следы поселенческого влияния и поселенческих рассказов.

Одним из центральных моментов в ее творчестве является также мотив бедности. Как уже сказано ранее, этот момент не явился фактором, преобразующим ее стиль и метод и выводящим ее сказки в сферу иной идеологии, но он придал своеобразный оттенок ее повествованию и переформировал некоторые сюжетные схемы и положения. Очень показателен и характерен с этой стороны наказ старика-лесника («Брат и сестра») своему приемышу о снисхождении к бедным: «Может, кто бедный человек лесинку рубит - не бери с него взятки... Бедных людей обидить нечего». В сказке о жене-оборотне купец, умирая, завещает: взыскать все долги с богатых, долги же за бедными - зачеркнуть.

Такого рода личные привнесения тесно сплетаются с моментами традиционной поэтики. Эта неразрывная связь резче всего обнаруживается в той же сказке о верной жене, где купеческий сын женится на пленившей его нищей девушке. Из этого старинного сюжета Н. О. Винокурова сумела создать целую поэму любви и бедности.

Преобладание реально-психологических интересов заметно

376 -

Н. О. Винокурова скончалась только в текущем году (1930), на седьмом десятке жизни. В момент записи сказок ей было около 50 лет.

Певица, актриса театра и кино Наталья Винокурова больше известна под сценическим псевдонимом Наташа Vinky. Она родилась 14 апреля 1989 года. У нее есть сестра, с которой они внешне похожи как две капли воды. Правда, сестра появилась на свет на 18 минут раньше Натальи и всегда считала себя старшей.

Отец Натальи Винокуровой – музыкант, он и привил ей в детстве любовь к музыке. В три года Наташа заявила, что будет певицей, а в шесть лет уточнила, что обязательно станет звездой. Девочка училась в музыкальной школе по классу фортепиано, а параллельно освоила гитару и ударные. Она шла к своей мечте шаг за шагом: поступила в эстрадно-джазовый колледж и окончила класс вокала. В 2007 году девушка выступала на конкурсе «Новая волна», затем была участницей шоу «Голос» и «Главная сцена». Сейчас Наталья сама пишет песни, говорит, что выросла от исполнителя до автора-исполнителя.

Она росла в дружной семье, где в почете были семейные праздники. Родители старались воспитать дочерей так, чтобы во взрослой жизни у них было меньше проблем. Все в их семье занимались спортом: с удовольствием катались на горных лыжах, играли в большой теннис. Наталья Винокурова говорит, что спорт помог ей и сестре стать дисциплинированными и собранными. Это очень пригодилось обеим.

Сестра Натальи училась на финансиста в Америке, а сама Наталья поступила в РАТИ (бывший ГИТИС) и в 2012 году окончила актерский факультет. Актрисой она решила стать после того, как ей сказали, что у нее есть талант.

Театр

Сразу после окончания РАТИ Наталья Винокурова пришла работать в Театр им. Е. Вахтангова. На его сцене она сыграла уже немало интересных ролей. Зрители видели актрису в роли Ольги Лариной в постановке «Евгений Онегин» и Махи в спектакле «Ревнивая к самой себе». Актриса также задействована в пластическом спектакле «Отелло».

Наталья Винокурова в спектакле "Евгений Онегин" | ЗОЛОТАЯ МАСКА В ЛАТВИИ

Наталья Винокурова продолжает работать в Театре им. Вахтангова, но иногда появляется в постановках других театров. Она играла Рэйчел в антрепризе «Шикарная свадьба» от ТА «ЛеКур» и участвовала в спектакле «Фрекен Жюли» на сцене Театра Наций.

Фильмы

На телеэкранах Наталья Винокурова дебютировала в 2008 году, когда еще не была профессиональной актрисой. Она сыграла главную роль Юлии в сериале «Любовь – не шоу бизнес». Ее героиня – теннисистка, которая постоянно живет в Европе, а в Москву приехала в поисках любимого человека. В сериале есть комедийные и драматические сцены. Наталья с ними справилась отлично. В фильме прозвучала песня «Глупая фишка» в ее исполнении. Позднее на эту песню был снят клип, в котором участвуют братья Запашные.


Наталья Винокурова на съёмках клипа "Глупая фишка" | Официальный сайт актрисы

В 2012 году Винокурова появилась в роли Акси в сериале «Хозяйка моей судьбы». Она также снималась в 92-й серии «Интернов» и в «Универе».

В 2016 году вышли сразу два фильма с ее участием. В «Сладкой жизни» она играет бегунью, а в «Анне Карениной» – Сорокину.

Личная жизнь

Наталья Винокурова не замужем, детей у нее нет. Певица и актриса неохотно говорит о своей личной жизни.

После выхода клипа «Глупая фишка» ей и ее сестре-близнецу приписывали роман с братьями Запашными, но Наталья говорит, что их связывает только дружба.

У нее есть поклонники, которые ухаживают и приглашают на свидания, но того единственного, с кем бы хотелось связать судьбу, Винокурова пока не встретила. Возможно, причина в том, что всех кандидатов она сравнивает со своим отцом, которого считает настоящим мужчиной.

Если выпадает свободное время, она проводит его на полную катушку. Говорит, что стремится все успеть. Наталья увлекается кино, книгами, любит общаться с друзьями, ходить на выставки и в музеи. А вот мечте она предпочитает цель. Главная цель Натальи Винокуровой – прожить яркую и успешную жизнь, в которой обязательно будет счастливая и любящая семья.

Фильмография

  • «Хозяйка моей судьбы»
  • «Интерны»
  • «Универ»
  • «Город соблазнов»
  • «Любовь - не шоу-бизнес»
  • «Товарищи полицейские»
  • «Евгений Онегин»
  • «Анна Каренина»
  • «Выйти замуж за Пушкина»