Школьная энциклопедия. Древний Египет: технические достижения цивилизации Какие были достижения у египтян

Насколько высоким было техническое развитие древних египтян? Сложно ответить на этот вопрос, имея столь противоречивые сведения: с одной стороны возведение пирамид, развитая медицина, судостроение, а с другой - отсутствие элементарного колеса… Насколько же развитыми были разные области науки этих людей из далёкого прошлого, которые населяли берега Нила?

Сложно поспорить с тем, что самым непостижимым и наиболее известным достижением древнеегипетской цивилизации было построение пирамид.

Великая пирамида в наши дни.
Фото: Peter Macdiarmid/Getty Images

О назначении этих величественных сооружений спорят даже современные учёные. Широко обсуждается и то, могли ли люди, населявшие берега Нила 5 тысяч лет назад и пользовавшиеся в строительстве простыми рычагами и рампами, построить их? Почему в более древние времена Египетской цивилизации строились большие по размеру и более правильных пропорций пирамиды? Почему со временем они не развивались, а, наоборот, становились менее совершенными геометрически?

Принцип рычага, которым пользовались древние египтяне при строительстве.
Фото: CR/en.wikipedia.org

Вокруг пирамид существует столько домыслов, что трудно разобрать, что правда, а что вымысел. Обратимся к наиболее авторитетным источникам.

Великая пирамида в Гизе, золотая пропорция и число фи (φ)

Великая пирамида и Большой сфинкс в Гизе.
Фото: Jeff J Mitchell/Getty Images

Связь между «золотым» числом фи (числом золотого сечения) и пропорциями пирамиды первым описал английский писатель Джон Тейлор в середине 19 века. Согласно его вычислениям, периметр пирамиды, разделённый на её высоту, равен примерно 2φ. В своей книге, выпущенной в 1859 году, он выдвигает теорию о том, что пирамида символизировала Землю, поскольку высота пирамиды соотносилась с радиусом земного шара, а периметр пирамиды - с экватором.

Позже в 19 веке идеи Тейлора развивал Чарльз Пьяцце Смит, профессор астрономии в Эдинбургском университете.

Современный американский математик Ральф Гринберг, профессор Вашингтонского университета, на сайте этого учебного заведения пишет, что периметр пирамиды, разделённый на её высоту, даёт довольно точное число 2φ, а её наклон равен 4/φ, причём уровень погрешности не превышает 0,4%.

Кажется маловероятным, что древние египтяне могли знать число фи с их уровнем . Объяснением этому может быть то, что древние египтяне пользовались гораздо более простыми пропорциями, которые давали почти такие же точные результаты, как современные сложные вычисления.

По мнению Гринберга, «магическое соотношение» объяснялось использованием стандартных простых модулей для измерения длины. Однако интересно то, что пропорции «золотого сечения» были применены только в Великой пирамиде и пирамидах Хефрена и Микерина, которые были построены рядом, а также в пирамиде Сахура. В более поздних подобных сооружениях отношение высоты к стороне другое.

Судостроение

Солнечная ладья фараона Хеопса длиной 43,4 метра и шириной до 5,9 метров.
Фото: DEA/G. DAGLI ORTI/De Agostini/Getty Images

Древние люди, населявшие берега Нила, умели строить прочные корабли ещё в 3000 году до нашей эры, но делали это особым способом. Так, самые старые найденные в городе Абидосе лодки были «сшиты» из досок с помощью ремней. А щели между досками затыкали стеблями камыша и травой.

Такие лодки были узкими, но очень длинными: их длина доходила до 23 метров! А в других найденных древних кораблях доски крепились друг к другу даже с помощью пазов.

Другие технические достижения

Ирригационный канал в Абу-Симбел, сохранившийся со времён Древнего Египта.
Фото: David Degner/Getty Images

Река Нил разливалась нерегулярно, а древним египтянам для выращивания их сельскохозяйственных культур - пшеницы, ячменя и гречихи - нужно было постоянное орошение. Для этих целей на всей территории Древнего Египта были построены общие ирригационные системы.

Кроме того, египтяне имели гончарный круг и изготовляли столько керамики, что её хватало не только для обеспечения собственных нужд, но и для экспорта.

Процесс изготовления керамики.

А вот колёса люди, населявшие берега Нила, не использовали. Первые колесницы у них появились во времена господства древней народности гиксосов, захвативших власть в стране.

Древние египтяне добывали нужные им для строительства и других нужд минералы и руды и даже организовывали дальние экспедиции для добычи таких ископаемых. Они занимались добычей строительного и декоративного камня, меди, свинцовых руд, золота, изумрудов и полудрагоценных камней, а также соли. Из специального минерала они делали штукатурку. Серу использовали для создания косметических препаратов.

А если древним египтянам чего-то и не хватало, они импортировали это из-за границы: торговые связи у них были налажены со всем их регионом. Из соседних стран завозили золото, олово, медь, лазурит, ароматические смолы, чёрное дерево, слоновую кость, а также экзотических животных - обезьян и бабуинов. Экспортировали они преимущественно зерно, ткани, папирус, стекло, каменные изделия и... снова золото.

Домашняя утварь

Судя по артефактам, которые сохранили для потомков гробницы и пирамиды, состоятельные древние египтяне имели хорошо налаженный быт: они изготавливали удивительную мебель с ножками, стилизованными под лапы животных, стулья, скамьи, столы и сундуки. Интерьеры дополнялись скульптурами, расписной керамикой, декоративными вазами, стеклянными изделиями, которые древние египтяне делали чрезвычайно умело. Они знали даже, как регулировать цвет и прозрачность материала.

Знакомы они были также с технологией изготовления фаянса - глазурь покрывала чашки, амулеты и другие изделия. Фаянс древние египтяне воспринимали как искусственный полудрагоценный камень.

Древнеегипетская кровать.
Фото: designergirlee.wordpress.com

У женщин были расчёски, ювелирные украшения из золота, ляписа, слоновой кости и даже метеоритных сплавов. Древние египтяне имели несколько видов настольных игр - сенет и мэхэна, любили также слушать музыку. Древнеегипетские музыканты играли на флейтах, арфах, трубах, позже в страну была завезены и ударные. Богатые египтяне развлекались охотой.

Женская расческа.
Фото: Werner Forman/Universal Images Group/Getty Images

Сами дома древних египтян были построены из кирпича-сырца, который хорошо держал температуру. Стены их помещений могли быть отбеленные штукатуркой. В каждом доме имелась своя небольшая мельница - камень для размола зерна - и печка для выпечки хлеба. Пол был вымощен циновками, а на стенах могли висеть гобелены...

Вот такой была жизнь и быт древних египтян, простых и развитых одновременно, людей, которые передали потомкам уникальные величественные пирамиды, но не передали никаких знаний об этих непостижимых сооружениях. Много неразгаданных загадок ещё хранят земли на берегах Нила, на которых зародилась одна из древнейших известных цивилизаций.

Древний Египет одно из первых государств на земле, расположено в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Природные условия – существенный фактор развития этой цивилизации. Известно, что в Нильской долине урожай египтяне собирали дважды в год. Около 3 тыс. до н.э. в Египте уже было государство. Об уровне культуры Древнего Египта свидетельствуют пирамиды и развитая оросительная система. Пирамиды были данью Солнцу, каналы – данью Нилу. Одно из примечательных явлений египетской древности – сфинксы – фантастические существа с головой фараона и телом льва, олицетворявшие единство человека и природы, мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н.э. Имя человека считалось у египтян его душой, они верили в бессмертие души, в загробную жизнь. Именно поэтому фараоны (живое подобие Солнца с вечной душой Ка) – древнеегипетские цари, при жизни начинали строительство пирамид – своих гробниц. Стремление к бессмертию породило заупокойный культ, в этой связи в Египте получило развитие бальзамирование, искусство делать мумии.
Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны: папирус, монументальная каменная архитектура, пирамиды, скульптурный портрет, познания в астрономии, медицине и математике.
Шумеро-Аккадская цивилизация – древнейшая на земле. Население ее проживало на территории долины рек Тигра и Евфрата (вся долина называлась Месопотамией или Двуречьем). В IV – III тыс. до н.э. здесь возникла высочайшая культура: Шумер – Аккад – Вавилония – Ассирия – Иран. Они перемешивались, воевали друг с другом, возводили города, создавали высочайшую культуру.
Именно шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их достижения велики и бесспорны: они написали первые эллегии, составили библиотечный каталог. Шумеры были первыми авторами медицинских книг – сборников рецептов, они разработали и записали первый календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории рыбного заповедника письменно зафиксировали тоже шумеры. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.
Шумерам принадлежит древнейшая на земле письменность. Она возникла в середине IV в. до н.э. и представляла собой клинообразные черточки, выдавливаемые на табличках из сырой глины. Со временем клинопись от рисунков и изображения становилась все более символичной. Первый образец литературного произведения человеческого общества, дошедшая до нас благодаря клинописи, «Легенда о Гильгаме-ше», царе города Урука.
Древняя Шумерская цивилизация сменилась Вавилонией (II в. до н.э.). Начиная с этого времени Вавилон (слово “Вавилон” переводится как “Врата Бога”) в течении почти двух тысяч лет оставался экономическим и культурным центром всего древнего мира. Город Вавилон объединил под своим главенством все области долины Двуречья. Древневавилонское царство достигло наивысшего расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) – опытном полководце, политике и законодателе. В Вавилоне появился свой свод правил – законов Хаммурапи, записанный клинописью на 2-х метровом глиняном столбе. В этих законах нашли отражение хозяйственная жизнь, нравы, быт, мировоззрение древних обитателей Двуречья. Верховным божеством вавилонского пантеона был Мардук, он являлся покровителем города Вавилона. Семь главных астральных богов послужили основой современной семидневной недели. Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная, толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы. В городе имелось 24 проспекта. Достопримечательностью являлись висячие сады Семирамиды, ассирийской царицы – одно из семи чудес света.
В середине III тысячелетия до н.э. в северном Двуречье образовалось государство Ассирия. Оно отличалось крайне милитаристским духом, а ассирийские владыки поражали весь древний Восток своей жаждой власти и неслыханной жестокостью. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло победы завоевателей, дало беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости, причем выполненные без тени жалости или сожаления. Это свидетельствует о жестокости нравов ассирийского общества, его невысокой религиозности.

Цивилизации Древнего Египта: развитие и основные достижения

Цивилизация, существовавшая в долине Нила в 4тыс. до н.э. – 4 в. до н.э.

Египет расположен на северо-востоке африканского континента. В древности под Египтом понималась долина, образованная нижним течением Нила, зажатая между пустынями Северной и Восточной Африки. Долина была открыта только на северо-востоке. Это обусловило замкнутость и самостоятельность древнеегипетской цивилизацию. Ежегодные разливы Нила, после весеннего отступления оставляют на берегах слой плодородного ила, что создает чрезвычайно благоприятные условия для земледелия. Нил – главная транспортная артерия, связывающая все части долины между собой и со Средиземным морем. В условиях почти полного отсутствия дождей он является единственным источником влаги.

Эффективное использование благ Нила было бы невозможно без коллективного и организованного труда всех живущих в его долине. Неравномерность разливов вызывала необходимость в единой системе регулирования и распределения воды. Большая река, требовавшая объединенных усилий всего населения, оказалась главным фактором создания общеегипетской государственности.

Экономика Древнего Египта в основном базировалась на земледелии. В год собирали 2-3 урожая. Главными культурами были ячмень и эммер (разновидность пшеницы). Еще на заре истории египтяне ткали из льна; хлопка не знали, а одежда из шерсти использовалась крайне редко. Самыми распространенными плодовыми деревьями были финиковая пальма, инжир и гранат. Из овощей были известны чеснок, лук-порей и огурцы. Основой жизни был хлеб, а любимыми напитками пиво и виноградное вино. Орудия труда в сельском хозяйстве долго оставались примитивными.

Земля принадлежала фараону. Недостаток пахотных земель стал причиной ограниченного разведения скота. Большое значение имело птицеводство, особенно разведение уток и гусей. Домашних животных выводили как для пропитания, так и для выделки кож. Пчел разводили для получения меда, причем это занятие являлось царской монополией.

Деревьев, пригодных для использования в качестве строительного материала, в долине Нила почти не было. Уже в эпоху первых династий фараоны отправляли морские экспедиции в Ливан за древесиной хвойных пород.

Хорошие плодородные почвы Египта и мастерство земледельцев позволяли не только обеспечивать сельское население продуктами питания, но и создавать избыточный продукт. Раннее выделение из сельского хозяйства ремесел стало основой для обмена между сельским и городским населением. Возникла внутренняя торговля. В то же время в стране не хватало металлов . Их приходилось покупать за рубежом либо пополнять ресурсы за счет завоеванных стран. Еще в период Древнего царства сложились торговые пути из Египта в Нубию, на Синай, в Палестину и Сирию. В период Нового царства в Египте уже широко применялась денежно-весовая единица – дебен. Крупные торговые сделки документально оформлялись в особом присутственном месте, при свидетелях, имена которых записывались в документах.

В Египте впервые была разработана технология изготовления материала для письма – папируса.

В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на 3 основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне . Основная рабочая сила – это рабы . Первые рабы – военнопленные. На северных территориях рабство было невыгодным. В Древнем Египте урожай и поддержание ирригационной системы обусловило появление рабства. Характерно самопродажа свободных людей, долговое рабство . Труд рабов применялся в больших имениях, у собственников средней руки – чиновников, военных колонистов и др. Крупными землевладельцами были храмы, которые получали значительных доходы от эксплуатации труда рабов. Сохранились, специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещение вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Работорговля занимала видное место в торговых операциях.

Политика . Государство возникает для поддержания ирригационной системы. Восточная деспотия. При абсолютной монархии люди делятся на различные сословия, а при восточной деспотии все равны для правителя. Все должно быть подчинено ирригационной системе, поэтому нет смысл в другой форме правления, иначе невозможно поддерживать систему.

Главная функция государства состояла в мобилизации сил общества для выполнения важных экономических, политических или религиозных задач (поддержание ирригационной системы, организация военных походов, строительство культовых сооружений ), что обусловило возникновение системы тщательного учета и распределения всех трудовых и материальных ресурсов. В ведении многочисленного и разветвленного государственного аппарата, осуществлявшего свою деятельность на трех уровнях – центральном, номовом и местном.

Культ фараона приобретает исключительный характер; на строительство гигантских пирамид мобилизируется огромные трудовые и материальные ресурсы.

Духовный мир.

Достижения науки: водяные насосы, керамика, стекло, ткацкие станки и текстильные технологии, медь, бронза, золото, медицина, математика. Впервые появляются города с четкой структурой, строениями, центральной системой управления. Изобретение паруса, первый торговый флот. Архитектура(пирамиды). Иерографическая письменность, папирус, календарь. Развитие эмпирической науки.

Человек зависим от природы. Цикличность сознания (из-за разливов Нила). Человек не представляет себя вне государства. Преклонение перед государством и фараоном. Сословность сознания. Пренебрежительное отношение высших слоев к низшим. Сознание мифологическое:

    миф объясняет события

    миф передает информацию между поколениями

    миф - готовый алгоритм поведения, внедренный в сознание людей

Социальная составляющая важнее экономической.

Основное достижение в духовное сфере – мифологическое сознание.

Основное достижение Египта – единое, четко структурированное государство и внеэкономическое принуждение.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 21.12.2015 10:46 Просмотров: 7711

Искусство Древнего Египта делят на три периода:

Искусство Древнего Царства, искусство Среднего Царства и искусство Нового Царства. В каждый из этих периодов складывался свой стиль, вырабатывались свои каноны и вводились новшества. Кратко эти периоды можно охарактеризовать следующим образом.

Общая характеристика искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в.-XXIV в. до н. э.)

Главные каноны египетского искусства, которые потом сберегались на протяжении веков, сложились в первой половине III тысячелетия до н. э. Это был монументальный стиль, обусловленный тем, что искусство Египта было составной частью заупокойного ритуала, тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.
К этому времени относятся Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Египетские пирамиды

Еги́петские пирами́ды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Это огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте обнаружено более 100 пирамид.

Пирамида Неферефра в Абусире

Большой сфинкс

Большой сфинкс в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.). Длина статуи 72 м, высота 20 м; между передними лапами в давние времена располагалось небольшое святилище (алтарь, посвящённый божеству).

Большой сфинкс и пирамида Хеопса
С древнейших времён в Египте было принято изображать фараона в виде льва, истребляющего своих врагов. Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока точно не определены. Для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила. Они полагали, что от него зависел уровень разлива великой реки и плодородие их полей.

Великая пирамида Хеопса

Хеопс – второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2589-2566 гг. до н. э. или 2551-2528 гг. до н. э. предположительно), строитель Великой пирамиды в Гизе. За Хеопсом закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя. Он царствовал около 27 лет. Пирамида – величайшее его достижение, а также первое среди семи чудес света в древнем мире. Она является единственным из чудес света, сохранившимся до наших дней. Первоначальная высота 146,6 м (сегодня только 137,5 м), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет.

Искусство Среднего Царства (XXI в.-XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, но внесло и свои особенности. Начало Среднего царства: после долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы оно объединилось под властью фиванских правителей. Но теперь централизация не была абсолютной, как прежде. Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. В этот период началось развитие ювелирного дела.
Со снижением пафоса монументальности начинает развиваться жанровое разнообразие. Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты.

Искусство Нового Царства (XVII в.-XI в. до н. э.)

В искусстве Нового царства стало заметным проявление человеческих чувств, размышлений.
Гробницы перестали быть наземными и прячутся в ущельях. Стала преобладать архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Хотя и в храмах прославлялись фараоны, их подвиги и завоевания.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

Главный храм Амона-Ра в Карнаке
Новаторский этап связан с царствованием фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, отменил весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами.

Эхнатон
Искусство времён Эхнатона обратилось к простым чувствам людей и их душевным состояниям. В искусстве появляются лирические сцены семейной жизни Эхнатона: он обнимает жену, ласкает ребёнка.
Но реакция на его реформы началась уже при одном из его ближайших преемников – Тутанхамоне. Вскоре были восстановлены все старые культы. Но многие новаторские идеи и приёмы Эхнатона так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Рамсес II
Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, а после Рамсеса последовала полоса длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами. Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. В VII в. до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей, возродилось и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Но в нём уже не было прежней жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана.

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества этого периода практически не сохранились, т.к. основным строительным материалом был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов. Лучше сохранились культовые и мемориальные постройки: святилища, молельни и мастабы. В этот период сложились некоторые приемы оформления: вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные), оформление дверного проема глубоким уступом.

Архитектура Древнего царства – «время пирамид»

В этот период было создано мощное централизованное государство под властью фараона, который считается сыном бога Ра, это продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Пирамиды свидетельствуют о том, что в Древнем Египте этого времени были хорошо развиты точные науки и ремёсла.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии. К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания – солнечный храм, который обычно строили на возвышении и обносили стеной.

Заупокойный храм Сети I в Абидосе

Архитектура Среднего царства

После того как Ментухотеп I в 2050 г. до н. э вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив, начала господствовать психология индивидуализма: каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Возникла идея равенства после смерти, это сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, хотя размеры их уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился способ кладки. Основа – 8 капитальных каменных стен. От этих стен под углом в 45º отходили другие 8 стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами. К восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II
Появился и новый тип погребальных сооружений: усыпальницы. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Архитектура Нового царства

В архитектуре и искусстве Нового царства главную роль начинают играть Фивы. В них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы. Слава города сохранялась в течение многих веков.
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Фасад скального храма Рамзеса II

Архитектура Позднего царства

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих сохранившихся присутствуют наземные и скальные сооружения, некоторые элементы храмовой архитектуры: гипостили, пилоны, цепочки зал.
Гипости́ль – поддерживаемый колоннами большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Большой гипостильный зал в Карнаке (Египет)
В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.
После завоевания Египта греками происходит синтез местной художественной культуры с традициями античности.

Храм в Филе – свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. Она создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение обычно на открытых пространствах и вне храмов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Сохранилось много резных статуэток. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)
Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила. После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы и принимал подношения.
Ка изображали в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях.
Ка имели и неодушевленные предметы. Боги имели по нескольку Ка.
Канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Правила изображения египетских богов: бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала и т.д. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс. лет.
Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Хотя оно по-прежнему было связано с погребальным культом, но статуэтки уже покрывались грунтом и расписывались, создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.
В Новом царстве активно начала развиваться монументальная скульптура, назначение которой стало выходить за пределы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности. Например, портретные изображения Хатшепсут. Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII является одним из самых известных египетских правителей.

Хатшепсут
В искусстве Нового царства появляется также скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт. Лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре.

Бюст Нефертити. Новый музей (Берлин)
Неферти́ти – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.). Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.
В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Скульптуры птолемеевского периода в основном также выполнены в традициях египетского канона. Но эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, появляется бо́льшая пластичность, мягкость и лиризм.

Статуя Осириса. Лувр (Париж)

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Состав краски: яичная темпера, вязкие вещества и смолы. Настоящая фреска не использовалась, только «фреска a secco» (настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью). Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Чаще всего так раскрашивали маленькие статуи, особенно деревянные.
Многие египетские картины сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались, чтобы улучшить жизнь покойному в загробном мире. Изображались сцены путешествия в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса).

Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса (IV-I вв. до н. э.)
Часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.
В Новом царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых, что считалось важным для загробной жизни.

Книга мёртвых

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя. Позже подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках илина коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых»: нагромождение молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали.

Суд Осириса

Это 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса (царя и судьи загробного мира) над умершим. К главе иллюстрация: Осирис с короной и жезлом сидит на троне. Наверху изображены 42 бога. В центре зала стоят весы, на которых боги взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи.

Боги взвешивают сердце покойного (Книга мёртвых)
Основными цветами живописи в Древнем Египте были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Введение

Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н.э. - времени политического объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов. Её развитие продолжалось в течение следующих трёх тысячелетий, в которых несколько устойчивых царств чередовались с периодами относительной нестабильности, известными как переходные периоды. Своего высшего расцвета Древний Египет достиг во времена Нового царства, после которого начался постепенный закат. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. В итоге правление фараонов официально закончилось в 31 г. до н.э., когда ранняя Римская империя захватила Египет, сделав его своей провинцией.

Успех древнеегипетской цивилизации в большой степени явился результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом, и организация ирригационной системы земледелия позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Принуждающей и организующей силой этой деятельности был хорошо развитый бюрократический аппарат из лучших писцов, религиозных лидеров и администраторов во главе с фараоном, являющийся гарантом кооперации и единства египетского народа, в контексте сложной системы религиозных верований.

В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицина, ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор. Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий. Новый интерес к древностям и археологическим раскопкам в XIX веке привел к научному исследованию египетской цивилизации и большему пониманию её культурного наследия для мировой цивилизации.

Искусство Древнего Египта

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет - страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Название страны - «Египет» - происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах - «дом Ка Птаха», греч. - Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос» (???????? ). Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная земля», имелась в виду плодородная земля дельты Нила). В III в. до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов. Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны - узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира. Природа Египта - просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук Чёткая организация государственного управления стала возможной благодаря созданию иероглифической письменности. Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. «фарао», от егип. «пер-о» - «большой дом») - так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным церемониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды. В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис - бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой - богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а также судьёй в загробном мире. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу - архитектурное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшими его при жизни. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно бьшо обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь». Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестными. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое положение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством знаний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.